Театральная студия Бемби

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Театральная студия "Бемби"
возраст обучающихся: 7-17 лет;
срок реализации: 3 года;
Общий объем программы – 636 часов

Авторы-составители:
педагог дополнительного образования, Вершинина Людмила Григорьевна
педагог дополнительного образования, Никитина Анастасия Валерьевна
педагог дополнительного образования, Прокопюк Анастасия Сергеевна
педагог дополнительного образования, Трошкова Ксения Анатольевна
педагог дополнительного образования, Кузьминых Анастасия Сергеевна

Екатеринбург
2023

I Комплекс основных характеристик дополнительно
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа театральной студии "Бемби" предназначена для
учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей любого
уровня начальной подготовки, детей без подготовки.
В рамках программы происходит знакомство с миром театрального
искусства, освоение базовых приёмов и техник актерского и речевого
искусства, формируется особая творческая среда в детском коллективе и
восприятие себя как творческой личности.
Ребенок осознает творчество через эмоциональное восприятие и
познание самого себя. Приобретённые знания и компетенции необходимы и
полезны и в творческой деятельности, и в учебной деятельности, и в
повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы (профиль) художественная, так как она
ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся,
художественных способностей, носит ярко выраженный креативный
характер, предусматривает возможность творческой самореализации детей с
учетом их потенциала и мотивации.
Актуальность. Программы обусловлена тем, что она направлена на
приобщение учащихся к культурному наследию и включения их в
художественную деятельность, что является одним из элементов основных
направлений развития воспитания, изложенных в «Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Современные
дети, умеющие решать логические задачи и хорошо разбирающиеся в
компьютере, перестали восхищаться и удивляться, возмущаться и
сопереживать. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их
интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,
фантазирование, сочинительство, т.е. через занятия в театральной студии.
Новизна программы предлагает учащимся проявить свою
индивидуальность, свой талант, постигая язык сцены. Через живое слово,
звуки, краски, формы, ритмы, движения ребенок вовлекается в театральнотворческую деятельность, которая помогает целостно воспринимать мир,
познавать красоту во всем ее многообразии. Снижается напряжение,

воспитанники справляются с утомляемостью за счет переключения на
разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
Отличительной особенностью данной программы является
деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребёнка средствами
интеграции, т.е. учащиеся в течение обучения остаются, вовлечены в
созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать
в качестве исполнителя, а с другой - творца. Это требует от учащегося
самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.
Организация творческого процесса полностью зависит от педагога, который
на всех этапах занятия является соавтором и сотворцом. Поэтому
определяющим направлением творческого процесса программы является
педагогика сотрудничества. Создаётся особый психологический климат,
способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и
раскрытию их внутреннего мира.
Основу актёрского творчества составляет принцип перевоплощения. В
процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в
неразрывном единстве. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в
некоторых видах театра — к помощи маски), вырабатывает интонации,
жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной
достоверности или театральной условности внешность и манеру поведения,
изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не
только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр
раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает
его мысли и переживания.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся в
возрасте от 7 до 17 лет.
Возрастные особенности учащихся 7-10 лет
Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью,
внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной
практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого
возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки и поступков не только со стороны старших, но
и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они
легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли,
которая им при этом выпадает.
Возрастные особенности учащихся 11-14 лет
У детей в этом возрасте происходит интенсивное формирование
самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к
занятиям определённого вида: спорт, рисование, техника, музыка, театр,
танцы и др. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть
в каком-нибудь деле. Воспитанники этой возрастной группы обычно уже
владеют организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности,
поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел.
Ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны

неожиданные
перепады
настроения.
Они
любят
соревноваться,
фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть
замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего.
Возрастные особенности учащихся 15-17 лет
Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся
интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус.
Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано
доказывать свое мнение. Психологические, личностные изменения у
подростка происходят неравномерно. Подросток заявляет о себе, как о
взрослом человеке, но порой совершает детские поступки. Дети в этом
возрасте – это «гипертрофированные», преувеличенные взрослые, которые на
все имеют свое мнение, без конца его высказывают и не готовы учитывать
мнение других людей.
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной
основе, без специального отбора, по возрастному признаку. Главным
условием является желание ребенка заниматься театральным искусством.
Зачисление в группы производится с обязательным условием - написания
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних
учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных.
Число детей одновременно занимающихся в группе: от 15 до 17
человек
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа
с двумя обязательными перерывами по 10 минут (1 академический час - 40
минут).
Объём общеразвивающей программы общеразвивающей программы –
204 часа (1 год обучения), 216 часов в год (2,3 год обучения). Общий объем
программы – 636 часов.
Срок освоения – 3 года.
Особенности организации образовательного процесса. При
реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение
содержания программы в течение трёх лет обучения в одной
образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по следующим темам: «Дикция. Упражнения», «История театра»,
«Ритм и пластика». Онлайн занятия можно просматривать с любого девайса,
у которого есть выход в интернет. Материалы, используемые в занятиях,
общедоступные.
Уровень программы стартовый.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая,
работа в парах, мини-группах.
Виды занятий: репетиция, беседа, практическое занятие, тренинг,
мастер-класс, встреча, выход в театры, открытое занятие и др.

Формы подведения результатов: участие в спектаклях; участие в
открытых занятиях; участие в фестивалях районного и городского уровня.
Направленность программы: художественная, так как она
ориентирована на художественный вид деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы - развитие духовно-нравственной культуры
личности ребёнка, художественно-эстетического вкуса средствами
театрального искусства и театральной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
•
Познакомить с историей театрального искусств, театральнодекорационного искусства, историей театрального костюма, театрального
грима;
•
Познакомить с профессиональными и любительскими театрами
города;
•
Научить практическими умениями и навыками актёрского
мастерства, пластики, сценической речи.
Развивающие:
•
Развить познавательные процессы: внимание, воображение,
память, образное и логическое мышление;
•
Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание,
артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику;
•
Развить творческие и организаторские способности;
•
Развить навык самостоятельной работы;
Воспитательные:
•
Воспитать доброжелательность по отношению к окружающим,
чувство товарищества, личной ответственности;
•
Воспитать чувство коллективизма и взаимовыручки;
•
Сформировать навыки самоконтроля и самооценки;
•
Воспитать аккуратность и дисциплинированность при
выполнении заданий.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся будут:
•
знать
историю
театрального
искусств,
театральнодекорационного искусства, историю театрального костюма, театрального
грима;
•
знакомы с профессиональными и любительскими театрами
города;
•
обладать практическими умениями и навыками актёрского
мастерства, пластики, сценической речи.
Метапредметные
Обучающиеся будут демонстрировать:

•
развитие познавательных процессов: внимания, воображения,
памяти, образного и логического мышление;
•
развитие речевых характеристик голоса: правильного дыхания,
артикуляции, силы голоса; мышечной свободы; фантазии, пластики;
•
развитие творческих и организаторских способностей;
•
развитие навыков самостоятельной работы.
Личностные
Обучающиеся будут демонстрировать:
•
доброжелательность по отношению к окружающим, чувство
товарищества, личной ответственности;
•
чувство коллективизма и взаимовыручки;
•
развитие навыков самоконтроля и самооценки;
•
аккуратность и дисциплинированность при выполнении заданий.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении театрального искусства через изучение истории театра.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с традициями театральной школы
России;
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
− формировать потребность в изучении истории русского театра,
произведений русских писателей.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
традициями театральной школы России, получат возможность попробовать
себя в театральных постановках, поставленных по мотивам произведений
уральских писателей. Обучающиеся будут демонстрировать желание
продолжить изучать культурное наследие Родины.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план первого года обучения.
Первый год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1.

Вводное занятие. Беседа о
коллективе. Инструктаж
по ТБ.

Количество часов
всего
3

Формы
аттестации/контроля

теория практика
2

1

Опрос, беседа

2.

Основы театральной
культуры

9

3

6

3.

Развитие координации,
чувства пространства
Развитие внимания,
воображения и фантазии.
Индивидуальные и
массовые этюды.

16

1

15

18

1

17

18

1

17

6.

Сценическая речь

17

2

15

7.

Действие словом

18

2

16

8.

Театральные
импровизации на
заданную тему
Знакомство с искусством

21

1

20

18

2

16

Работа над
драматургическим
материалом
Показ спектакля

60

10

50

4.
5.

9.

10.

11.

6
Итого

204

6
25

Опрос, беседа,
творческие задания,
наблюдение
Контрольные
упражнения/наблюдение
Контрольные
упражнения/наблюдение
Этюды, творческие
задания, контрольные
упражнения/наблюдение
Контрольные
упражнения/наблюдение
Беседа, контрольные
упражнения/наблюдение
Беседа, контрольные
упражнения/наблюдение
Творческие задания,
беседы, опрос/
наблюдение
Беседа, опорос,
творческие
задания/наблюдение
Педагогическое
наблюдение, анализ

179

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Инструктаж по ТБ.
Теория. Ознакомительная беседа о театральном искусстве, коллективе.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство: «Ярмарка», «Снежный ком», «Общий
признак».
Тема 2. Основы театральной культуры
Теория. История возникновения театра, основные отличительные
особенности театрального искусства.
Практика. Игра «Театральный ребус», просмотр мультфильма
«История театра», викторина «Театральное искусство».
Тема 3. Развитие координации, чувства пространства
Теория. Понятия «координация», «межмышечная и внутримышечная
координация», «пространственное ориентирование».
Практика. Комплексы упражнений на напряжение и расслабление.
Тренинг на удержание позы («замирание»). Упражнение на координацию и
равновесие «Маятник». Пластический тренинг. Упражнение на точность
движения «Полёт стрелы».
Тема 4. Развитие внимания, воображения и фантазии

Теория. Понятие «внимание», три круга внимания, внимание
произвольное и непроизвольное. Отличительные особенности воображения и
фантазии. Приёмы фантазирования
Практика. Упражнения: «Хопки», «Мячи и числа», «Пишущая
машинка», «Оркестр», «Птичий двор», «Не может быть!», «Три волшебных
слова».
Тема 5. Индивидуальные и массовые этюды
Теория. Понятие «этюд». События и развитие действия в этюде.
Практика. Темы для этюдов: «Встреча», «Однажды в парке», «После
уроков», «Неожиданно».
Тема 6. Сценическая речь
Теория. Правильная постановка гласных о согласных звуков,
артикуляционная гимнастика, вербальные и невербальные средства
выразительности.
Практика. Упражнения: «Театральный теремок», «Снежки», «Эхо»,
«Цветочный магазин», «Свеча», «Язык-часовая стрелка», «Язык-жало змеи».
Чистоговорки и скороговорки.
Тема 7. Действие словом
Теория. Природа словесного действия, его важность, как в жизни, так
и на сцене.
Практика. Этюды на тему: «Останься», «Отдай», «Нет или да»
Тема 8. Театральные импровизации на заданную тему
Теория.
Понятия: «штамп», «наигрыш», «превращение»,
«проживание».
Практика. Импровизации на заданную тему: «Оживление предмета»,
«Событие», «Что случилось в зоопарке». Этюды на вторжение сторонних
актёров.
Тема 9. Знакомство с искусством
Теория. Театральная культура города, история основания театров
города.
Практика. Просмотр и обсуждение профессиональных драматических
и кукольных спектаклей. Посещение театрализованных представлений,
выставок, концертов и других культурных мероприятий города.
Тема 10. Работа над драматургическим материалом
Теория. Выбор материала для постановки, чтение по ролям, работа над
ролью, биография персонажа.
Практика. Процесс репетиций на сцене, простройка мизансцен,
постановка спектакля.
Тема 11. Показ спектакля
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю, родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего учащегося. Анализ показа спектакля.
Планируемые результаты реализации программы первого года
обучения
Предметные:

•
знают основные особенности театрального искусства;
•
владеют элементами упражнений на координацию;
•
знают основы сценической речи.
Личностные:
•
интерес к театральному искусству;
•
имеют устойчивый интерес к игре на сцене;
•
владеют приёмами фантазирования и импровизации.
Метапредметные:
•
развит навык речевой выразительности;
•
развит навык правильного дыхания и артикуляции;
•
развит навык репетиционного процесса.
Учебный (тематический) план второго года обучения.
№
п/п

Название темы,
раздела

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

всего

теория

практика

3

1

2

Опрос, беседа

2.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Искусство театра.
Театральные
профессии.

6

2

4

Опрос, беседа,
творческие задания,
/наблюдение,

3.

Театральный грим

9

1

8

Контрольные
упражнения/наблюдение

4.

Элементы актёрского
мастерства.

34

4

30

Контрольные
упражнения/наблюдение

5.

Сценическая речь

26

2

24

Творческие задания,
контрольные
упражнения/наблюдение

6.

Пластическая
выразительность
актёра

21

2

19

Контрольные
упражнения/наблюдение

7.

Постановочная работа

96

6

90

Беседа, контрольные
упражнения/наблюдение

8.

Путешествие в
искусство

12

1

11

Беседа, опрос
/наблюдение

9.

Показ спектакля

9

9

Педагогическое
наблюдение, анализ

1.

Итого

216

21

195

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Теория. Ознакомительная беседа о театре, коллективе. Инструктаж по
технике безопасности.
Практика. Упражнения на сплочение коллектива: «Общий признак»,
«На чём я расту», «Здравствуйте, это я!»
Тема 2. Искусство театра. Театральные профессии.
Теория. Знакомство с театральными профессиями и их функцией в
театре: актёр, художник, композитор, драматург, режиссер, костюмер,
бутафор, билетёр. Понятия: «театральная программка» и «афиша».
Практика. Дидактическая игра «Театральные профессии».
Тема 3. Театральный грим
Теория. Основные правила нанесения театрального грима, создание
образа персонажа.
Практика. Создание грима персонажа: «Баба-Яга», «Клоун» и др.
Тема 4. Элементы актёрского мастерства.
Теория. Понятия: «чувство правды», «вера», «сценическая наивность».
Практика. Упражнения: «детский сад», «птичья ферма», «оркестр
народных инструментов», «цирк», «ожившие витрины».
Тема 5. Сценическая речь
Теория. Работа над стихотворным произведением. Содержательность
стихотворной формы.
Практика. Межстиховая пауза, упражнения на определение рифм и
характера рифмовки: «Карниз», «Шел по улице отряд», «44 весёлых чижа».
Тема 6. Пластическая выразительность актёра
Теория. Знакомство с собственным телом: с его анатомией, с его
физическими и психофизическими качествами,
с его двигательными
возможностями, с его проблемами и ограничениями.
Практика. Упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий,
подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные
упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра,
локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести;
статистические
упражнения;
волевая
гимнастика).
Упражнения,
регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние
мышечные напряжения.
Тема 7. Постановочная работа
Теория. Выбор материала для постановки, застольный период работы
над пьесой, биография роли, создание образа персонажа.
Практика. Биография роли своего персонажа, определение круга
предлагаемых обстоятельств, Этюды на определенный физический результат
от своего физического, психического воздействия на партнера. Определение
действия героев, выстраивание мизансцен, определение общего решения
спектакля.
Тема 8. Путешествие в искусство

Теория. Знакомство с любительскими театральными коллективами
города.
Практика. Посещения театров города, групповые мероприятия,
направленные на улучшение атмосферы в группе: «Арбузник» (первая
встреча после лета), новогодние игровые программы, празднование
Международного дня театра;
Тема 9. Показ спектакля
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю, родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего учащегося. Анализ показа спектакля.
Планируемые результаты реализации программы второго года
обучения
Предметные:
•
знают основные театральные профессии;
•
владеют
упражнениями
на
развитие
пластической
выразительности;
•
знают основные особенности поэзии.
Личностные:
•
интерес к творческой самостоятельности при выполнении
заданий;
•
имеют навыки создания театрального грима;
•
владеют приёмами ритмомелодики стиха.
Метапредметные:
•
развит навык ритмомелодики стиха;
•
развит навык актёрского мастерства;
•
развит навык постановочной деятельности.
Учебный (тематический) план третьего года обучения.
№

Количество часов
Тематика

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

3

2

1

Опрос, беседа

2.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Искусство театра

6

1

5

3.

Сценография

15

2

13

Опрос, беседа,
творческие задания,
/наблюдение,
Контрольные
упражнения/наблюдение

4.

Элементы актёрского
мастерства

31

3

28

Контрольные
упражнения/наблюдение

5.

Сценическая речь

27

2

25

6.

Работа над спектаклем.

90

10

80

7.

Путешествие в театр

20

2

18

Контрольные
упражнения/наблюдение
Беседа, контрольные
упражнения/наблюдение
Беседа,
опрос/наблюдение

1.

8.

Показ спектаклей и
концертных программ.

24

Итого

216

24
29

Педагогическое
наблюдение, анализ

187

Содержание учебного (тематического) плана третьего года
обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Беседа о театре, коллективе. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Упражнения на создание коммуникативных отношений:
«Моя биография», «Ярмарка».
Тема 2. Искусство театра
Теория. История возникновения театра. Древнегреческий театр.
Зарождение театра в России.
Практика. Составление кроссворда на основные вехи театральной
истории. Игра-квест «Театральный забег».
Тема 3. Сценография.
Теория. Понятия «сценография» и «атмосфера». Основные этапы
создания сценографического решения спектакля. Работа режиссёра и
художника в процессе создания сценографии.
Практика. Создание сценографии к спектаклям по сказкам «Репка»,
«Маленький принц», «Весёлый Роджер».
Тема 4. Элементы актёрского мастерства.
Теория. Понятия «эмоциональная память», «действие», «предлагаемые
обстоятельства», «темпо-ритм».
Практика. Упражнения на эмоциональную память: вкус лимона»,
«угадай предмет», «время года»; на действие: «Войти в дверь», «Цепочка
действий», «Что происходит?»; на предлагаемые обстоятельства: «В лесу»,
«Путешествие», «Моя комната утром»; на темпо-ритм: «коробка скоростей»,
«броуновское движение», «оправдание движения».
Тема 5. Сценическая речь.
Теория. Основные задачи и принципы в работе над прозаическим
текстом.
Практика. Выявление идейного смысла произведения, чтение
произведения от первого лица, смысловые паузы.
Тема 6. Работа над спектаклем
Теория. Работа над спектаклем основанного на самостоятельно
сочинённых историях.
Практика. Написание текста своей истории , определение круга
предлагаемых обстоятельств, Этюды на определенный физический результат
от своего физического, психического воздействия на партнера.
Распределение ролей. Определение действия героев, выстраивание
мизансцен, определение общего решения спектакля.
Тема 7. Путешествие в театр

Теория. Самые известные отечественные и зарубежные спектакли.
Практика. Просмотр лучших спектаклей мирового театра, написание
рецензии на просмотренный спектакль.
Тема 8. Показ спектаклей и концертных программ.
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю, родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего учащегося. Показ спектакля в рамках
фестивалей и конкурсов различного уровня. Анализ показа спектакля.
Планируемые результаты программы третьего года обучения
Предметные:
•
Знают
историю
театрального
искусств,
театральнодекорационного искусства, историей театрального костюма, театрального
грима;
•
Знают профессиональные и любительские театры города;
•
Владеют практическими умениями и навыками актёрского
мастерства, пластики, сценической речи.
Метапредметные:
•
Навык познавательных процессов: внимание, воображение,
память, образное и логическое мышление;
•
Навык речевых характеристик голоса: правильное дыхание,
артикуляция, сила голоса; мышечная свобода; фантазия, пластика;
•
Навык творческих и организаторских способностей;
•
Навык самостоятельной работы;
Личностные:
•
Развитие доброжелательности по отношению к окружающим,
чувства товарищества, личной ответственности;
•
Развитое чувство коллективизма и взаимовыручки;
•
Развитый навык самоконтроля и самооценки;
•
Чувство аккуратности и дисциплинированности при выполнении
заданий.

II Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график ДООП «Театральная студия
«Бемби» на 2023-2024 учебный год
характеристики
№ Основные
п/п образовательного процесс
1
Количество учебных недель
34 – первый год обучения
36– второй, третий год обучения
2
Количество учебных дней
68 – первый год обучения
72– второй, третий год обучения
3
Количество часов в неделю
6
4
Количество часов в учебном году 204 – первый год обучения
216– второй, третий год обучения
5

Недель в I полугодии

6
7

Недель во II полугодии
Начало занятий

8
9

Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

14 – первый год обучения
16– второй, третий год обучения
20
11 сентября – первый год
обучения
1 сентября – второй, третий год
обучения
отсутствуют
4 ноября, 31 декабря-8 января, 23
февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая
31 мая
15-30 декабря, 15-30 мая
1 раз в неделю по 4
академических часа

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
•
Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый
класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели,
пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с
санитарными нормами.
•
Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки),
костюмы.
•
Компьютер, проектор, экран.
•
Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, реализующий программу,
должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно - методические условия.
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
Название
Количество
№
п/п
Информационно-дидактические материалы
1
Мячи
5
2
Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, 30
кружки, корзины, деревянные ложки и пр.)
3
Однотонные драпировки
7
4
Драпировки с рисунком
5
5
Теннисные мячики
15
6
Цветные карандаши
5 упаковок
7
Гимнастические палки
10
8
Трафареты для мастер-класса «Театральная 15
маска»
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет
широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
–
познакомить
обучающихся
с
разными
техниками
и
художественными материалами;
–
сформировать коллектив детского объединения.
При
реализации
программы
используются
следующие
образовательные ресурсы:
•
Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал,
презентации, фонограммы, карточки для заданий).

•
Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка,
театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.
•
Видеотека: записи спектаклей.
•
Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе реализации программы на каждом этапе обучения
проводится мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования
(уровень и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и
творческое мышление), викторины.
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение
программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в
новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на
мероприятиях внутри и за пределами учреждения).
Итоговый – в конце учебного года (активность участия в творческих
показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ).
Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по
освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие
формы проверки усвоения знаний:
−
участие в дискуссии;
−
выполнение контрольных упражнений, этюдов;
−
показ самостоятельных работ;
−
участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях;
−
работа над созданием спектакля.
Критерии качества освоения программы (дидактические материалы
указаны в Приложение №1):
−
владение
теоретическими
знаниями
и
специальной
терминологией;
−
владение основами актерского мастерства (творческое
воображение, логика действий, органичность и выразительность,
способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность
речи);
−
умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой,
пластический, актерский);
−
активность участия в творческих проектах и разработках;
−
креативность в выполнении творческих заданий;
−
умение взаимодействовать с товарищами и педагогом;
−
умение организовать свое время и деятельность.
Результаты мониторинга заносятся в таблицу (Приложения № 2).

III СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические
материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ
Сфера, 2003. – 21 с.
2. Андрачников С.Г. Импровизационный пластический тренинг / С.Г.
Андрачников. – М.: МГИК, 2001. – 240 с.
3. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры / Т.И.
Балакина. – М.: Центр А3, 1996. – 360 с.
4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования / В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239
с.
5. Гранер В.А. Ритм в искусстве актера / В.А. Гранер. – М.:
Просвещение, 1966. – 154 с.
6. Ершова А.П. Актерская грамота – подросткам: Программы, советы
и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральном школе,
классах, студиях/ А.П. Ершова. – М.: Педагогические мастерские по
художественному воспитанию, 1994. – 160 с.

Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное
обучение школьников 1-11-х классов / А.П. Ершова. – М.: Педагогические
мастерские по художественному воспитанию, 1990. – 71 с.
8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М.: Лань,
2013. – 431 с.
9. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. ЗенкевичЕвстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
10. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками /
Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 233 с.
11. Иванов С.Ф. Специфика публичной речи / С.Ф. Иванов. – М.:
Знание, 1978. – 126 с.
12. Кнебель Н.О. О том, что мне представляется важным / Н.О.
Кнебель. – М.: Искусство, 1971. – 488 с.
13. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса / И.П.
Козлянинова, Э.М. Чарели. – Екатеринбург: Диамант., 1992. – 320 с.
14. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – СПб.: Лань,
2010. – 509 с.
15. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – М.: МГУ,
1992. – 238 с.
16. Кристерсон Х.Х. Танец в спектакле драматического актера / Х.Х.
Кристерсон. – М.: Искусство, 1960. – 134 с.
17. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их
жестам / А . Пиз. – Нижний новгород: Ай Кью, 1992. – 262 с.
18. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия / А .
Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2010. – 93 с.
19. Почикаева Н.М. Искусство речи / Н.М. Почикаева. – М.: МарТ,
2005. – 348 с.
20. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А. Сакович.– СПб.: Речь,
2005. – 219 с.
21.
Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению /
Ю.А. Стромов. – М.: Просвещение, 1980. – 79 с.
7.

Перечень литературы для детей.
1. Вархолов Ф. М. Грим / Ф. М. Вархолов. – М.: Просвещение: 2005. –
120 с.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки) / Т. И.
Васильева. – М.: ГИТИС, 1988. – 94 с.
3.
Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное
пособие для театральных и культурно-просветительных училищ / И. П.
Козлянинова. – М.: Просвещение, 2003. – 135 с.
4.
Невский Л. А. Ступени мастерства / Л. А. Невский. – М.:
Искусство, 2005. – 91 с.

Приложение № 1
При диагностике результативности освоения в качестве основных
выделяется пять показателей:
−
Качество знаний, умений, навыков.
−
Особенности мотивации к занятиям.
−
Творческая активность.
−
Эмоционально-художественная настроенность.
−
Достижения.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по
четырём уровням дополнительного образования в соответствии со
следующей моделью:
−
Первый уровень - подготовительный;
−
Второй уровень - начальный;
−
Третий уровень - освоения;
−
Четвертый уровень - совершенствования.
Критерии оценки.
Творческий интерес.
Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение
добиться высоких результатов.
Творческая активность.
− Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не
испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий.
Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка
самостоятельного решения проблем.
− Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в
получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности.
Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить
проблемную ситуацию, но при помощи педагога.
− Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и
коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить выполнить
действия и оценить их.
− Инициативу проявляет постоянно и способен выполнить и оценить
собственные действия.
Эмоционально-художественная настроенность.
− Подавленный, напряженный, бедные и маловыразительные мимика,
жесты, голос.
− Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не
проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или
воспринимать произведения искусства, но не всегда.
− Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое
состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность

выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
− Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
− Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое
эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи,
включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии
или исполнении произведения искусства.
Достижения:
− Пассивное участие в делах объединения.
− Активное участие в делах объединения, отдела.
− Значительные результаты на уровне района, города и т.д.
Параметры, оценивая результативности:
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - высокий уровень

Приложение № 2
Карта отслеживания
освоения предметных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Знания о театре
Знания о
Актерское
(история, костюмы, профессиональных и
мастерство,
грим)
любительских
пластика,
театрах
сценическая речь

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1
2
3

Карта отслеживания
освоения метапредметных результатов программы
Ф.И. ребенка внимание, воображение,
память, образное и
№
логическое мышление
Н

С

К

правильное дыхание,
артикуляция, сила
голоса; мышечная
свобода; фантазия,
пластика
Н
С
К

Творческие и
организаторские
способности; навыки
самостоятельной
работы
Н
С
К

1
2
3

Карта отслеживания
Освоения личностных результатов программы
Ф.И. ребенка
№

доброжелательность развитие навыков
аккуратность и
по отношению к
самоконтроля и дисциплинированность
окружающим,
самооценки
при выполнении
чувство
заданий
товарищества,
личной
ответственности
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К

1
2
3

Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года

Используется цветовой оценочный метод:
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.

АННОТАЦИЯ
Стратегическим приоритетом воспитания в XXI веке становится
развитие личности и подготовка специалиста, обладающего опытом
творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески
реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать
активизацию творческой деятельности, развитие театрального умения.
Программа театральной студии "Бемби" выполняет социальный заказ
родителей и детей на обучение детей театральному искусству , способствует
воспитанию художественной культуры детей, развитию их интереса к
познанию окружающего мира, познанию самого себя, как целостной
единицы и самовыражению в творчестве.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».