ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театральная игра»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации программы: 3 года

Автор-составитель:
Кичигина Елена Васильевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная игра»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – художественная

Театр для детей - это сказка, праздник, где любое желание осуществимо, а
главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная
история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Но нельзя
рассматривать театр, лишь как развлечение, театр носит и воспитательный
характер. Театр, как источник передачи культурного наследия, культурных
ценностей прошлого в более яркой, запоминающейся форме. Задача
театральной деятельности в дополнительном образовании – воспитать
поколение свободных творцов, способных генерировать новые принципы, а
также привить детям чувство прекрасного.
Чувство прекрасного – способность к переживанию, состояние переживания
удовольствия, восхищения, восторга от духовности красоты и гармонии в
природе, в произведениях искусства, в человеческих отношениях. Далеко не
каждому присущи эти чувства. Занятия театром, помогут развить эти
чувства. Театр в системе эмоционально-художественных образов создает
целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества,
постижение которого доступно детям с самого раннего возраста. Искусство
театра развивает в личности не только художественную, но и универсальную
человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой
сфере человеческой деятельности. Работа в группе, укрепляет «чувство

локтя», дети ощущают свою необходимость, значимость в общем деле, свою
индивидуальность в исполняемой роли, воспитывают в себе чувство
ответственности.
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата
осмысления» через развитие театральных способностей, творческого
мышления и творческой активности на основе классической театральной
культуры способствует духовному, социальному и профессиональному
становлению личности ребенка.
Программа обеспечивает права ребенка на формирование и развитие его
творческих способностей, личностное самоопределение и самореализацию;
расширяет возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей
и их семей в сфере дополнительного образования, их профессиональной
ориентации
Актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия,
фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и
осмысление жизненных ситуаций и явлений. В процессе репетиций, занятий,
театральных игр и упражнений приобретаются навыки публичного
поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.
Во время занятий дети учатся использовать все возможности своего тела,
голоса, воображения, максимально приближаясь к своему неповторимому Я,
к условиям выражения себя как творческой индивидуальности.
Новизна программы в том, педагог не учит детей быть актерами, он
помогает им быть самими собой, быть творцами, через совместную
театральную деятельность, раскрыть потенциал каждого ребенка, направляя
его, тем самым мотивируя на авторское творчество, создание неповторимых
творческих работ. В программе конкретизированы направления занятий,
которые способствуют развитию артикуляционного аппарата, ораторского
мастерства, фантазии и импровизации. Театральные занятия предполагают
широкое использование элементов игры, которая приносит с собой чувство
свободы и непосредственность.
Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным
языком театрального искусства, который закладывает основу формирования
навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых
складываются поступки человека. Дети самостоятельно научаться
анализировать действия и поступки героев. Занятия тренируют память и
воображение, формируют художественный вкус. А это, в свою очередь,
способствует саморазвитию детей, обогащает их духовный и нравственный
мир, способствует становлению и проявлению активной жизненной позиции.
Цель программы: развитие свободной личности средствами театрального
творчества и вовлечением в театральную деятельность.

Обучающие задачи:
 сформировать навыки творческой деятельности;
 сформировать навыки
и умения в области исполнительского
мастерства;
 развить навыки ораторского мастерства, уметь применять на практике
полученные знания.
Воспитательные задачи:
 способствовать воспитанию артистических способностей детей;
 развивать коммуникативные и организаторские способности учащихся;
Развивающие задачи:
 создать условия реализации творческих способностей;
 развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и
воображение;
 выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
 сформировать
способность
самостоятельного
освоения
художественных ценностей.
Условия реализации программы
Данная программа включает в себя следующие дисциплины:
 театральная игра;
 исполнительское мастерство;
 сценическая речь;
 сценическое движение;
Основной формой организации образовательного процесса является
групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование
других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы
над ролью, репетиции и театральные выступления, индивидуальные занятия.
Процесс
обучения
строится
в
соответствии
с
возрастными,
психологическими возможностями и особенностями детей.
Режим занятий
Занятия проводятся:
для группы 1-го года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа; 216 часа.
для группы 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа; 216 часов.
для группы 3-го года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, 216 часов
Предусмотрены индивидуальные занятия для обучающихся – 2 часа в
неделю.
Согласно требованиям СанПиН, после каждого часа занятий даются 10
минут перерыва.
В детском театре занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет. При наборе
принимаются все желающие, проводится собеседование с целью выявления
его художественно-творческих способностей.
Коллектив разбивается на группы в соответствии с возрастом и уровнем

развития и подготовленности, и по сменам в школе.
Для продуктивной работы с детьми численный состав групп распределяется
следующим образом:
1- й год обучения – до 15 человек;
2-й год обучения – до 15 человек;
3-й год обучения – до 15 человек.
Продолжительность занятий не превышает 45 минут.
Характеристика программы
Основные принципы работы театрального коллектива
Обучение театральному искусству имеет огромное значение для
психофизического развития детей. Приходя заниматься в театральный
коллектив, воспитанники меньше всего хотят, чтобы здесь их чему-то
навязчиво учили. Но учиться актерскому мастерству все равно приходится, и
начинающие актѐры делают это с удовольствием, сами, не замечая того, что
чему-то обучаются. Все навыки постигаются в процессе игры, а также в
процессе фантазии и импровизации, которые составляют значительную часть
работы над образом (персонажем). Именно игра как главный метод обучения
является одним из основных этапов работы театрального коллектива.
Игра как главный метод обучения и средство связи общего и
дополнительного образования. Игра – один из основных видов деятельности
детей. Детские игры не просто приносят удовольствие ребѐнку, но и
подготавливают его к будущей взрослой жизни, воспитывают, развивают и
обучают. В процессе игры создаются благоприятные условия для развития
творческого потенциала ребенка.
Основные принципы игры
 развивающие упражнения «от простого к сложному»
 развивающие упражнения от элементарной театрализации к созданию
образа
Методы игры
 сюжетно-ролевой игры;
 метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре.
На первом этапе закладываются основные навыки исполнительского
мастерства, на следующем же этапе по- настоящему формируется коллектив,
актерская труппа. Чтобы сценический образ был художественно
убедительным, актер должен не казаться существующим, а действительно
существовать на сцене - жить. А для этого необходимы знания по
формированию артистической техники. Работа актера над собой должна
следовать принципу «от сознательного овладения техникой к
подсознательному пользованию ею», поэтому сценическое действие (это
непрерывный психофизический процесс, направленный на преодоление
препятствий для достижения определенной цели) условно разделен на
элементы:
- Сценическое внимание
- Общение

- Воображение, фантазия.
Для раскрытия образов (персонажей) подобран комплекс упражнений.
Артикуляционная гимнастика, как подготовительный этап устного
выразительного творчества. Данные упражнения, используемые в
разминочной части занятий, не должны быть особенно сложными. Их задача
– настроить группу на работу.
Далее следуют упражнения для подготовки тела, упражнения на
освобождения мышц. Почему движения, привычные и легко выполнимые в
жизни, на сцене становятся неудобными и невыразительными? Одна из
причин этого – неспособность актѐра координировать как новые, так и
знакомые ему движения в условиях сцены. Работа на сцене связана не
столько с работой мышц, сколько с душевными усилиями. Выполняя
упражнения, необходимо добиваться результатов не за счет многократного
повторения одного и того же упражнения, а за счет осознанного подхода к
тому, как это упражнение выполняется.
Ни одно из упражнений, конечно, не может быть правильно выполнено, если
у исполнителя нет сценического внимания. Сценическое внимание, как
элемент
сценического
действия,
рассматривается,
как
умение
сосредоточиться на заданном объект, как активный познавательный процесс
и необходимое условие органического действия, осуществляемого с
помощью, восприятия всех органов чувств.
Книга – источник нравственного развития, через нее образы воображаемых
героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Всѐ,
что ребѐнок читает, видит, слышит очень важно для него – это его
жизненный опыт, а в работе над образом в спектакле - творческий «багаж».
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у
человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять
мир, преобразовывать действительность и творить новое. Над созданием
образов много уделяется литературным персонажем, чтение известных
произведений по ролям, поможет в дальнейшей работе над созданием
образов, а также комплекс упражнений на развитие фантазии и
воображения.
Выполняя цепь сценических задач по отношению к партнеру, актер
неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнера. В
результате
возникает
взаимодействие.
Актер
должен
уметь
общаться. Сценическое общение налицо тогда, когда едва заметное
изменение в интонации одного вызывает соответствующее изменение в
интонации другого. Добиться этой взаимозависимости искусственно
невозможно. К этому можно прийти только изнутри, путем подлинного
внимания и органического действия со стороны обоих. Если нарушена
органика поведения, хотя бы одним из партнеров, общения уже нет. Навыки
взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на
парные физические действия.

Организационно-педагогические основы программы
Методическое обеспечение программы.
Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в
«естественной среде», т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над
ролью. Такой подход снабжает воспитанника театральной студии
необходимым опытом и техническими навыками.
Образовательный процесс в театральной студии включает в себя различные
методы обучения:
Словесный метод:
 рассказ,
 беседа,
 речевые игры,
 упражнения скороговорки,
 чтение по ролям.
Проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы
перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен
и взаимодействия партнѐров на сценической площадке в этюдахимпровизациях.
Игровой метод, являются ведущим. Театральным играм на каждом занятии
отводится большая часть времени, работая над созданием ситуации успеха
через ряд упражнений и игр.
Метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и
сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных
произведений.
Исследовательский метод – создание ситуации творческого поиска и
совместного нахождения лучшего решения сценического действия, создание
биографии образа персонажа.
Каждое занятие начинается с тренинга, в который входят:
- Дыхательно- артикуляционная зарядка:
а) Упражнения для губ.
б) Упражнения для языка.
в) Занятия дыхательной гимнастикой.
- Вибрационный массаж.
- Упражнения на освобождение мышц.
В основу курса «Актерское мастерство» положены эстетические и
педагогические принципы К. Станиславского, С. В. Гиппиуса. Все методы
адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по
принципу: от практического опыта к осознанной теории.
Раздел «Сценическая речь» состоит из упражнений на дикцию, развитие
диапазона голоса и голосового аппарата, артикуляционно-дыхательных
тренингов. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие
мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией и
выстраивание логико-интонационной структуры речи.
Раздел «Сценическое движение», направлен на развитие специальных
качеств актера, которые, проявляются через двигательную деятельность. При

этом расширяется образное мышление в целом, обостряются чуткость и
восприимчивость ко всем проявлениям сценической среды.
Основные формы проведения занятий:
 речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
 тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
 упражнения и игры на развитие внимания;







упражнения и игры на развитие памяти;
постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
разбор текстов литературных произведений;
навыки чтения текстов со сцены;
репетиции спектаклей.

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью
помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей
добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других,
развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом
театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом
приспособления ребенка к окружающей среде. На занятиях создаѐтся
доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя
в общении и творчестве.
Примерная почасовая нагрузка в неделю
Год
обучен
ия

Театральная
игра

Исполнительс
кое
мастерство

Сценическая
речь

Сценическое
движение

Общее
кол-во
часов

1-й

1

1,5

1,5

2

6

2-й

1

2

1,5

1,5

6

0,5

4

1

0,5

6

3-й

Педагогический мониторинг.
Методами мониторинга являются:
 анкетирование,
 тестирование,
 наблюдение.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности
обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и
диагностики Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу
театральной студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные
отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по
сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг
другу. На начальном этапе обучения программой предусмотрено
обязательное
выявление
интересов,
склонностей,
потребностей
обучающихся, уровень мотивации, а также уровень творческой активности. В
конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с целью
отслеживания динамики развития личности обучающихся.

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
 сформируются навыки творческой деятельности;
 сформируются навыки
и умения в области исполнительского
мастерства;
 разовьются навыки ораторского мастерства, научатся применять на
практике полученныезнания.
Личностные результаты:
 сформируются артистические способности детей;
 разовьются коммуникативные и организаторские способности учащихся;
Метапредметные результаты:
 разовьются творческие способности;
 разовьется память, произвольное внимание, творческое мышление и
воображение;
 научатся проявлять индивидуальные творческие способности;
 сформируется
способность
самостоятельного
осваивать художественные ценности.
По окончанию обучения у воспитанников должно быть сформировано
умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в
организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной
деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям.
Первый год обучения.
Цель: сформировать у детей интерес к театральной деятельности, желание
участвовать в общем действии.
Задачи:
 развитие
фантазии,
воображения,
образного
мышления,
импровизационных навыков;
 побуждение детей к активному общению, развитие речи и умение
строить диалог;
 поощрение творческой инициативы, побуждение детей к активному
общению через игру;
 воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№

Наименование разделов
и тем

1
Вводное занятие.
1.1 Беседа «Что мы знаем о
театре»
2
Театрально-игровая
деятельность.

Всего
часов

Теория Практика

2
2

1
1

1
1

32

2

30

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации

2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2

3.3
4
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2

6.3
6.4
7

Театрализованные игры.
Игры с движениями.
Игры импровизации.
Сюжетно-ролевые игры.
Техника речи.
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнения для дикции,
дыхательная гимнастика.
Заучивание стихов,
скороговорок.
Сценический тренинг.
Упражнение на
освобождение мышц.
Упражнения на
сценическое внимание.
Упражнения на развитие
воображение, фантазию,
игры с предметами.
Упражнения на парные
физические действия.
Этюды.
Работа над созданием
спектакля
Распределение ролей.
Чтение по ролям.
Обсуждение сценических
образов.
Узловые события и
поступки героев.
Постановка спектакля.
Прогонные репетиции по
мизансценам.
Работа с реквизитом
(смена декораций, свет,
музыка)
Прогонные репетиции по
эпизодам.
Работа над спектаклем в
целом
Итоговое занятие
(спектакль)
ИТОГО

7
10
11
40

контрольное
занятие

12
12

12
12

конкурс чтецов

16

16

46
10

46
10

8

8

10

10

6

6

12
42

16

12
26

4
8
4

2
6
4

2
2

26

4

22

8
10
12
40

1
1

52
12

52
12

12

12

16

16

12
2

12
2

216

сдача этюдов

спектакль

Календарно-тематический план
1-го года обучения
месяц

Вид
деятельности

содержание

Орг. работа

Знакомство с
детьми.
Беседа о создании
детского театра.
Обсуждение его
планов занятий,
создание
традиций.
Игры с
движениями Игрыпантомимы. Игрыпантомимы.
Артикуляционная
гимнастика
Дыхательная
гимнастика
Упражнения для
тренировки
дикции и голоса
Упражнения на
освобождение
мышц, - мельница,
насос, растирание
Упражнение
зеркало, повтори
позу
Упражнения со
звуками, работа со
скороговорками
Игры на внимании,
быстроту реакции,
наблюдательность
Упражнения для
губ и языка
Упражнения на
полное
расслабления тела
Упражнения на
взаимодоверие
партнеров

Театрализованные
игры

сентябрь

Техника речи

Сценический
тренинг
Парные
упражнения
Сценическая речь
Театрализованные
игры

октябрь

Техника речи
Сценический
тренинг
Парные
упражнения

Всего часов
теория практика

1

1

1

3

Форма
аттестации
(контроля)

4

6

4

4

1

3

4
6

2

контрольное
занятие

Сценическая речь

Работа с
предметами
Театрализованные
игры

Техника речи

ноябрь

Сценический
тренинг
Сценическая речь
Работа с
предметами
Подготовка к
новогоднему
спектаклю
Техника речи
Сценический
тренинг

декабрь

Сценическая речь

Работа с текстом

Дыхательные
упражнения,
произношение в
движении
Упражнения на
импровизацию
Упражнения на
воображение,
действия с
воображаемыми
предметами
Дыхательная
гимнастика, работа
над
скороговорками,
стихами
Упражнения на
работу отдельных
видов мышц
Упражнения с
мячом, работа над
стихами.
Упражнения на
оживление
неживого
Распределение
ролей, чтение по
ролям. Прогон по
мизансценам.
Игры и
упражнения на
опору дыхания
Упражнения на
оправдание поз, на
координацию и
баланс
Постановка
речевого голоса,
развитие
масочного звука
Чтение по ролям,
расстановка
интонационных
ударений

6

2
2

4

4

4

2

2

6

2

4

1

2

2

2

Конкурс
чтецов

Работа с
реквизитом

Работа над
спектаклем
Театрализованные
игры
Техника речи

январь

Сценический
тренинг
Сценическая речь
Работа над
созданием
спектакля

Работа с
предметами,
отработка смены
декораций по
мизансценам
Прогон по
мизансценам,
генеральный
прогон.
Игры на
импровизацию, с
воображаемыми
предметами.
Упражнения –
ступеньки, чистим
зубы, дыхательная
гимнастика
Упражнение –
сдвинуть
воображаемую
стенку, батут
Развитие
диапазона голоса
Обсуждение
сценических
образов, работа в
предлагаемых
обстоятельствах

февраль

Театрализованные Игра «Одно и то
игры
же по-разному»
Техника речи
Упражнения для
губ и языка,
разминка
Сценический
Упражнения в
тренинг
парах – «объятия»,
«способ
передвижения к
партнеру»
Сценическая речь Игры и
упражнения на
опору дыхания
Работа над
Работа с текстом,
созданием
отработка
спектакля
мизансцен,
подготовка к
показу.

4

1

6

Новогоднее
представление

4

3

5

4
1

7

3
4

4

5

1

7

Показ этюдов

март
апрель
май

Театрализованные Превращение
игры
предмета
Техника речи
Разминка,
подготовка
артикуляционного
аппарата
Сценический
Занятия на
тренинг
сценическое
внимание
Сценическая речь Работа над текстом
Работа над
Работа над
созданием образа,
созданием
костюма
спектакля
персонажа, манки
Техника речи
Устранение
дикционных
недостатков
Упражнения мячи
Сценический
и числа, пишущая
тренинг
машинка
Сценическая речь Развитие
диапазона голоса
Работа над
Работа с текстом,
созданием
светом и
музыкальным
спектакля
оформлением.
Постановка
Прогонные
спектакля
репетиции по
мизансценам и
эпизодам.
Техника речи
Тренинг
правильной речи
Сценический
Упражнения на
тренинг
круги внимания
Сценическая речь Игры со
скороговорками
Работа над
Отработка текста,
созданием
отчитка по
спектакля
эпизодам, работа с
реквизитом,
костюмом
Постановка
Прогон по
спектакля
эпизодам с
реквизитом и в
костюмах.

ИТОГО

3
3

6

4
8

4

4

4
3

3

6

4
4
4
5

7

Спектакль

10

216

Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие «Что мы знаем о театре?»

Теория. Особенности театрального искусства.
Практика. Игры на знакомство, создание традиций коллектива.
2. Театрализованные игры.
Теория .«Эти разные игры» (виды игр). Сюжетно-ролевая игра.
Практика:
2.1 Театрализованные игры «На базаре», «Моя Вообразилия», «Весѐлый
старичок - Лесовичок», «Загадки без слов», «В гостях у Мойдодыра»,
«Прогулка в лес», «Сказочные превращения» и др.
2.2 Игры с движениями.
Теория: Объяснение правил игр, сочетание движения и речи.
Практика: Игры: «Ровным кругом», «Весѐлые превращения», «Убежало
молоко», «Живой оркестр», «Представьте себя», «Лиса и заяц», «Зѐрнышко».
2.3 Игры-пантомимы.
Теория: Объяснение темы. Понятие жесты, движения, мимика. Объяснение
правил игр.
Практика: Игры : « Муравей» (по стихотворению З. Александровой), «Муха»,
«Был у зайца огород» (В. Степанова), «Черепаха» (по стихотворению К.
Чуковского), «Убежало молоко» (М. Боровицкая), «Шѐпот и шорох» (В.
Суслов), «Жадный пѐс», «Удивительная кошка» (Д. Хармс), «Сугроб»,
«Медвежата», «Утренний туалет».
2.4 Игры импровизации.
Теория: Объяснение темы. Понятие импровизации.
Практика: Игры: «Вежливые слова» (Э. Машковская), «Договорим то, чего
не придумал автор» (по стихотворению К. Чуковского «Муха – Цокотуха»),
«Три синички», «Нарисуй и скажи», «Придумай весѐлый диалог», «Давайте
хохотать», «Моя Вообразилия» (Б. Заходер), «Поиграем – угадаем» (А.
Босева), «Не хочу манной каши», «Как варим суп».
2.5 Разыгрывание по ролям.
Теория: Объяснение темы. Понятие о драматизации.
Практика: Стихотворения – мини-сценки: «Брусничка», «Листопад» (Н.
Егоров), «Кто колечко найдѐт» (С. Маршак), «Киска» (И. Жукова), «Лось»
(Н. Кордо), «Кто так считает» (М. Карим), «Мыши» (И. Демьянов), «Надин
сон», «Три мамы», «Приятная встреча» (Б. Заходер), «Лиса», «Зайка»,
Воробушки» (В. Берестов), «Кузнечик» (А. Апухтин), русские народные
сказки: «Репка», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Теремок».
3. Техника речи.
3.1 Артикуляция. Упражнения для тренировки дикции и голоса.
Теория: Понятие артикуляции и характеристика гласных звуков. Понятие
дикции.
Практика: Артикуляционные упражнения. Упражнения для тренировки
дикции и голоса: «Немой диалог», «Оркестр» - произношение гласных
звуков, упражнение перед зеркалом. Упражнение для тренировки дикции,

дыхания, голоса: «Жил-был Шум», «Зоопарк», «Праздничный пирог»,
«Трубочка».
3.2 Заучивание стихов, скороговорок.
Теория: Голос и дикция. Понятие речевой аппарат.
Практика: Чѐткое и выразительное произношение не сложных стихов,
отрывок из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Водичка,
водичка», «Усядемся на пригорке» (Т. Куликовская), «Три синички»,
«Мизинчик» (Л. Савина), «Заячья любовь» (В. Берестов), «Киска» (И.
Жуков), «Как на нашем на лугу», «На базаре ѐжик накупил сапожек» (И.
Новотерцева), «Маленькие ножки шагали по дорожке», «Баиньки», «Рыбак и
рыбка» (А. Тетивкин), «Маша» (Я. Аким), «Весна, Весна – красна»,
«Воробушки» (В. Берестов), «Пѐстренькая сойка и о весне мне спой-ка» (Т.
Куликовская) и др.
4. Сценический тренинг.
4.1 Снятие физических зажимов
Теория: Понятие, что такое зажим, почему и откуда он.
Практика: Упражнения- «Мельница», «Растирание», «Веселая зарядка»,
«Ходим как…»
4.2 Упражнения на сценическое внимание
Теория: Невнимание и его причины. Игра, как способ в борьбе с
невниманием.
Практика: Ритмические тренинги, упражнения на внимание – «Послушаем
тишину», «Отвечай», «Мячи и числа».
4.3 Упражнения на развитие воображения, игры с предметами, этюды
Теория: Стимулировать детей, чтобы они направили фантазию в заданное
русло.
Практика: Тренинг на развитие фантазии – упражнения в полукруге,
упражнения на предполагаемые действия, оживление не живого –
упражнения с предметами.
4.4 Этюд.
Теория: Этюд, как сценическое произведение с одним событием.
Практика: Постановка этюдов с использованием предметов в игровой форме
в предлагаемых обстоятельствах.
5. Постановка спектакля (подготовка к спектаклю)
5.1 Чтение текста и его обсуждение.
Теория: Понятия текст, пьеса, автор, драматург.
Практика: Чтение текста и его обсуждение. Вопросы по содержанию текста.
Пересказ текста детьми. Повторное чтение.
5.2Прогонные репетиции по мизансценам.
Теория: Логический разбор авторского текста.
Практика: этюды – импровизации по содержанию текста. Заучивание текста
в ходе игр – репетиций.
6. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Обсуждение планов на будущий год.
Практика: Итоговый спектакль.

К концу первого года обучения дети должны уметь:
 Разыгрывать несложные художественные произведения
 Передавать различные эмоции с помощью средств выразительности
(интонации, мимики, жестов);
 Проявлять творческую активность в играх – импровизациях,
пантомимах.
Второй год обучения.
Цель: Формирование коммуникативных способностей и навыков
импровизации.
Задачи:
 развитие воображения, памяти, внимания;
 формирование у воспитанников эмоционально - выразительной речи;
 учить создавать образы персонажей с помощью движений, мимики,
жестов;
 развивать чувство прекрасного;
 воспитывать гуманные чувства и нравственные качества.
№

Учебно-тематический план второго года обучения.
Форма
Наименование
Всего Теория Практика
промежуточной
разделов и тем
часов
(итоговой)
аттестации

1
Вводное занятие.
1.1 Беседа о культуре
поведения зрителей в
театре.
2
Исполнительское
мастерство.
2.1 Театральные игры.
2.2 Одиночные или парные
этюды на П.Ф.Д.
2.3 Этюды на
эмоциональные
воспоминания и
физическое
самочувствие.
3
Сценическая речь.
3.1 Артикуляционная
гимнастика.
3.2 Упражнения для
дикции, дыхательная
3.3 гимнастика.
Заучивание стихов,
скороговорок.

2

1

1

2

1

1

40

4

36

11

1

10

12

2

10

17

1

16

38
8

4

34
8

12

18

12

4

14

Контрольное
занятие

4
4.1
4.2

4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3

6
6.1
6.2

6.3

7

Сценическое
движение.
Игры в движении.
Упражнения на
координацию
движений
Пластические игры.
Этюды.
Работа над созданием
спектакля
Индивидуальные
репетиции.
Групповые репетиции.
Работа над
художественными
образами.
Постановка
спектакля.
Работа над текстом.
Работа над отдельными
эпизодами и
событиями спектакля.
Работа над отдельными
картинами и в целом с
включением всех
компонентов
спектакля.
Итоговое занятие.
ИТОГО

42

4

38

8

8

10

10

12
12
44

2
2
4

Показ этюдов

10
10
40

12

12

14

14

18

4

14

48

6

42

14

4

6

16

2

14

18

18

2

2
216

Итоговый
спектакль

Календарно-тематический план
2-го года обучения
месяц

Вид
деятельности
Орг. работа

содержание

сентябрь

Беседа о культуре
поведения
зрителей в театре.
Обсуждение его
планов занятий,
создание
традиций.

Всего часов
теория практика

1

1

Форма
аттестации
(контроля)

Игры с
движениями.
Игры-пантомимы.
Упражнения на
ПФД
Техника речи
Артикуляционная
гимнастика
Дыхательная
гимнастика
Упражнения для
тренировки
дикции и голоса
Сценический
Упражнения на
тренинг
освобождение
мышц, полное
расслабление.
Упражнение
Парные
зеркало, повтори
упражнения
позу
Сценическая речь Упражнения со
звуками, работа со
скороговорками,
потешками.
Театрализованные Игры на внимании,
игры
быстроту реакции,
игры с предметами
Техника речи
Упражнения для
губ и языка,
разминка.
Сценический
Упражнения на
тренинг
наблюдение,
внимание.
Упражнения на
Парные
взаимодоверие
упражнения
партнеров
Сценическая речь Дыхательные
упражнения,
произношение в
движении
Работа с
Упражнения на
предметами
импровизацию
Театрализованные Упражнения на
игры
быстроту реакции.
Техника речи
Дыхательная
гимнастика, работа
над
скороговорками,
стихами.
Театрализованные
игры

1

3

4

6

4

4

1

3

4

6

октябрь

2

6

2
2

ноябрь

4

контрольное
занятие

Сценический
тренинг

Сценическая речь
Работа с
предметами
Подготовка к
новогоднему
спектаклю
Техника речи

Сценический
тренинг
Сценическая речь

декабрь

Работа с текстом

Работа с
реквизитом

Работа над
спектаклем
Театрализованные
игры

январь

Техника речи
Сценический
тренинг

Упражнения на
работу отдельных
видов мышц,
упражнение –
слушаем тишину.
Упражнения с
мячом, работа над
стихами.
Упражнения на
оживление
неживого
Распределение
ролей, чтение по
ролям. Прогон по
мизансценам.
Игры и
упражнения на
опору дыхания, на
развитие
диапазона голоса
Упражнения на
внимание (в парах)
Постановка
речевого голоса,
развитие
масочного звука.
Чтение по ролям,
расстановка
интонационных
ударений
Работа с
предметами,
отработка смены
декораций по
мизансценам
Прогон по
мизансценам,
генеральный
прогон.
Игры на
импровизацию, с
воображаемыми
предметами.
Зарядка для шеи и
челючти
Упражнения рассмотри
предметы

4

4

2

2

6

Конкурс
чтецов

2

4
1

2

2

2

4

1

6

4

3
5

Новогоднее
представление

Сценическая речь
Работа над
созданием
спектакля

Развитие
диапазона голоса
Обсуждение
сценических
образов, работа в
предлагаемых
обстоятельствах

4
1

Театрализованные Игра «Одно и то
игры
же по-разному»
Техника речи
Упражнения на
устранения
дикционных
недостатков
Сценический
тренинг

февраль

Сценическая речь

Работа над
созданием
спектакля

3
4

Упражнения в
парах – «обмен»,
«фотографы»
Игры и
упражнения на
опору дыхания,
освобождение
челюстей от
зажимов
Работа с текстом,
отработка
мизансцен,
подготовка к
показу.

март

Театрализованные Превращение
игры
предмета
Техника речи
Разминка,
подготовка
артикуляционного
аппарата
Сценический
Занятия на
тренинг
сценическое
внимание
Сценическая речь Работа над текстом
Работа над
Работа над
созданием образа,
созданием
костюма
спектакля
персонажа, манки

7

4

5

1

7

3
3

6

4
8

Показ

Техника речи

апрель

Сценический
тренинг
Сценическая речь
Работа над
созданием
спектакля
Постановка
спектакля
Техника речи
Сценический
тренинг
Сценическая речь

май

Работа над
созданием
спектакля
Постановка
спектакля

Устранение
дикционных
недостатков
Упражнения «Что
нового», «Рычажок
переключения».
Развитие
диапазона голоса
Работа с текстом,
светом и
музыкальным
оформлением.
Прогонные
репетиции по
мизансценам и
эпизодам.
Тренинг
правильной речи
Упражнения на
круги внимания
Игры со
скороговорками
Отработка текста,
отчитка по
эпизодам, работа с
реквизитом,
костюмом
Прогон по
эпизодам с
реквизитом и в
костюмах.

ИТОГО

4

4

4
3

3

6

4
4
4
5

7

Спектакль

10

216

Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие Беседа о культуре поведения зрителя в театре.
Теория: Объяснение темы. Знакомство с театральной терминологией : афиша,
анонс, аншлаг, режиссѐр, драматург, сцена, кулисы, рампа, декорации и т.д.
Практика: Знакомство с театральным кабинетом, зрительным залом, сценой.
Рассматривание декораций, костюмов. Викторина - « Какой ты зритель?»
2. Исполнительское мастерство.
2.1 Театральные игры.
Теория: Объяснение темы. Понятие игры. Объяснение правил игры.
Практика: Упражнения для развития внимания, всех видов памяти,
наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления:
«Исходное положение», «На одну букву», «Аукцион», «Кто летает?», «Кто

ушѐл?», «Что изменилось?», «Звукоуловители», «Съедобное – несъедобное»,
«Цветок»,
«Оживи
предмет»,
«Видящие
пальцы»,
«Наоборот»,
«Испорченный телефон», «Повтори позу» и др.
Упражнения на перевоплощение и импровизацию: «Сочини сказку,
историю», «Придумай сказку – небылицу», «Воображаемое путешествие»,
«Давайте познакомимся», «Животные в цирке», «Встреча двух», «Изобрази
животное или птицу», «Пригласительный билет на сказку», «Угадай – кто
это?», «Превращение палочки», «Массовые сценки», этюды – импровизации
и др..
2.2 Одиночные и парные этюды и упражнения на ПФД (память
физических действий).
Теория: Понятие о внимании, объекте внимания: Главной «точностью»
должно быть: направление взгляда, внимания, характер мускульной работы
рук, пальцев, спины, ног, шеи и т.д.
Практика: Упражнения на ПФД: вдеть нитку в иголку, нарисовать рисунок,
написать письмо, открыть – закрыть сумку, одеть куклу, собрать рюкзак,
вбить гвоздь, смахнуть пыль с предметов, завести игрушечную машинку,
нанизать бусы на нитку и т.д. Игры на ПФД: «Одно и то же по разному»,
«Что мы делаем», «Магазин игрушек», «Дед Мазай», «Король», «Общая
работа», «Угадай, что делаю», «Подарки», «Работа с воображаемым
предметом», «Новое платье короля» и др.
2.3 Этюды на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие
(гнев, ужас, горе, боль, страх, радость, выздоровление).
Теория: Объяснение темы. Особенности физического самочувствия человека
Практика: Упражнения: «Ночь в лесу», «День рождения», «Подарок», «В
тѐмной комнате», «Болезнь – выздоровление», «Сладкое – кислое», «Гномы»,
«Друзья поссорились», «Лисичка боится», «Вредное колечко», «Апельсин»,
«Сказочные герои», «Игрушка» и др.
3. Сценическая речь.
3.1 Развитие артикуляционного аппарата.
Теория: Объяснение темы. Важность разминочных упражнения для
артикуляционного аппарата.
Практика: Упражнения – «Часики», «Качели», «Этажи», «Ветерок дует с
горки» и др.
3.2 Голос и дикция.
Теория: Объяснение темы. Понятия: голос, дикция, тембр, сила голоса.
Практика: Упражнения на нахождение ключевых слов в тексте, выделение их
голосом. Упр. на посыл и силу звука: «Эхо», «Города», «В лесу», «Игра в
мяч», «Голос», «Хор», «Мелодия» и др.
3.1 Разучивание скороговорок, стихов, басен
Теория: Понятия: выразительная речь, выразительное чтение, интонация.
Объяснение темы. Понятие басня.
Практика: Работа над стихотворными текстами. Упражнения «Громко – тихо,
быстро - медленно», «Произнеси как сказочный персонаж» и др. Заучивание и обыгрывание стихотворений, басен, маленьких рассказов. С.

Маршак: «Багаж», «Баллада о королевском бутерброде»; К. Чуковский:
«Муха Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр»;.
-Проговаривание скороговорок в разном темпе и с разной силой голоса. Знакомство с потешным фольклором (потешки, дразнилки, небылицы и т.д.).
4. Сценическое движение.
4.1. Игры в движении.
Теория: Объяснение темы. Понятие импровизация. Объяснение правил
выполнения игр и упражнений. Упражнения на посыл и силу звука: «Эхо»,
«Города», «В лесу», «Игра в мяч»и др.
Практика: Упражнения на индивидуальную импровизацию и создание
сценического образа: «Магазин игрушек», «День рождения», «Прогулка в
лес», «Сказочная страна», «Космическое путешествие», «Насекомые на
лугу», «Пластические загадки».
4.2. Упражнения на координацию движений и равновесие.
Теория: Объяснение темы. Понятие вестибулярный аппарат.
Практика: Упражнения: «Тень», «Скульптор и модель», «Цирковые
артисты», «Кто сзади», «Зеркало», «След в след» - на совершенствование
равновесия, координацию движений и ориентировку в пространстве (вперѐд,
назад, влево, вправо, вверх, вниз).
4.3 Упражнения по пластике. 4.4 Этюды.
Теория: Введение в предмет. Объяснение темы.
Практика: Общие двигательные навыки. Упражнения: «Марионетки»,
«Качели», «Шаги – поклоны», «Скопируй позы», «Сценки – импровизации из
жизни животных», «Пластические загадки», «Одиночные и парные
пластические импровизации, этюды».
5. Работа над созданием спектакля.
5.1 Индивидуальные репетиции.
Теория: Объяснение темы занятий, понятие – сценический образ.
Практика: Работа над созданием образа персонажа, использование внешних и
внутренних манков.
5.2 Групповые занятия
Теория: Объяснение правил группового тренинга.
Практика: Парные упражнения. Прогон мизансцен.
5.3 Работа над художественным образом.
Теория: понятие художественный образ.
Практика: Создание образа с помощью пластики, реквизита, костюма.
Упражнения на развитие воображения.
6. Постановка спектаклей.
6.1 Работа над текстом.
Теория: Понятия текст, произведение. Понятие пьеса. Объяснение темы.
Практика: Чтение произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми
сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и
конфликтных ситуаций. Вопросы: О чѐм рассказывается в пьесе? Как
развиваются события? Чего добиваются действующие лица? Каков исход
борьбы?

6.2 Работа над отдельными этюдами и событиями пьесы.
Теория: Объяснение темы.
Практика: Повторное чтение пьесы, чтение по событиям, разбор текста по
линии действия и последовательности этих действий для каждого персонажа
в данном эпизоде. Этюды – импровизации на событие пьесы. Обыгрывания
действия со своим текстом.
6.3 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом с включением
всех компонентов спектакля.
Теория: Понятие спектакль.
Практика: Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений
персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителя. Упражнения
на построение мизансцен. Работа над оформлением спектакля (музыка,
декорации, костюмы, свет). Репетиция отдельных картин и всего спектакля.
Генеральная репетиция. Обсуждение.
7. Итоговое занятие.
Теория: Тест-опрос на театральную терминологию. Подведение итогов за
год. Обсуждение планов на следующий учебный год.
Практика: Поощрение обучающихся. Игровая программа.
Третий год обучения.
Цель: развитие творческих способностей детей, научить созданию
«характера» на сцене.
Задачи:
 формирование выразительности языка;
 развитие творческого воображения;
 воспитание культуры поведения;
 овладение элементами исполнительского мастерства (взаимодействие
актѐра с партнѐром при помощи речи и мышечного контроля);
 воспитание гуманных чувств и нравственных качеств.
№

Учебно-тематический план третьего года обучения.
Форма
Наименование разделов Всего Теория Практика
аттестации
и тем
часов
(контроля)

1
Вводное занятие.
1.1 Беседа о театре. «Расскажи
о себе при помощи
пантомимы».
2
Исполнительское
мастерство.
2.1 Этюды и упражнения на
ПФД.
2.2 Театральная игра.
2.3 Действия в предлагаемых
обстоятельствах

2
2

1
1

1
1

38

4

34

14

2

12

8

1

7

16

1

15

3
Сценическая речь.
3.1 Дикция и артикуляция.
3.2 Дыхание и постановка
3.3 голоса.
Художественное слово.
4
Сценическое движение.
4.1 Упражнения для разминки.
4.2 Упражнения по пластике.
4.3 Импровизация под музыку.
4.4 Упражнения на
координацию движения и
равновесия.
5
Работа над созданием
спектакля
5.1 Чтение сценария и его
анализ.
5.2 Работа над отдельными
эпизодами и событиями
спектакля.
5.3 Работа с реквизитом.
6
Постановка спектакля.
6.1 Работа над текстом.
6.2 Работа над отдельными
эпизодами и событиями
спектакля.
6.3 Работа над отдельными
картинами и в целом с
включением всех
компонентов спектакля.
7
Итоговое занятие.
ИТОГО

36
10
12

4
2

14
42
8
12
12

2
2

10

1

9

46

6

40

16

4

8

18

2

16

4
4

12
46
12

12
50
16

1

32
8
12

Конкурс
чтецов

12
40
8
11
12

18

18

16

16

2

2

Итоговый
спектакль

216

Календарно-тематический план
3-го года обучения
месяц
сентябрь

Вид
деятельности

содержание

Орг. работа

Знакомство с
детьми,
викторина
Игры с
предметами. Игрыпантомимы.

Исполнительское
мастерство

Всего часов
теория практика

1

1

1

3

Форма
аттестации
(контроля)

Сценический
тренинг

октябрь
ноябрь
декабрь

Артикуляционная
гимнастика
Упражнения на
концентрацию на
реальных объектах
Упражнение
Парные
зеркало, повтори
упражнения
позу
Сценическая речь Упражнения со
звуками, работа со
скороговорками
Исполнительское Игры на внимании,
мастерство
быстроту реакции,
наблюдательность
Упражнения на
Сценический
концентрацию на
тренинг
реальных объектах
Сценическая речь Дыхательные
упражнения,
произношение в
движении
Работа с
Упражнения на
предметами
импровизацию
Исполнительское Упражнения на
мастерство
воображение,
действия с
воображаемыми
предметами
Упражнения
Сценический
«Метафоры», «Не
тренинг
очень реальный
предмет»
Сценическая речь Упражнения с
мячом, работа над
стихами.
Подготовка к
Распределение
новогоднему
ролей, чтение по
ролям. Прогон по
спектаклю
мизансценам.
Сценический
упражнения на
тренинг
опору дыхания,
упражнения на
оправдание поз, на
координацию и
баланс

4
6
4

4

1

контрольное
занятие

3

8

8

4
6

4

4

2

8

6

Конкурс
чтецов

январь

Сценическая речь Упражнения на
рождение звука
«Бамбук» и др.
Работа с текстом Чтение по ролям,
расстановка
интонационных
ударений
Работа с
Работа с
реквизитом
предметами,
отработка смены
декораций по
мизансценам
Работа над
Прогон по
спектаклем
мизансценам,
генеральный
прогон.
Исполнительское Этюды на
мастерство
эмоциональные
воспоминания, на
физическое
самочувствие
Сценический
Занятия на умение
тренинг
слушать и слышать.
Рождение слова
Сценическая речь Развитие диапазона
голоса
Работа над
Обсуждение
созданием
сценических
спектакля
образов, работа в
предлагаемых
обстоятельствах

февраль

Исполнительское
мастерство

Сценический
тренинг

Одиночные и
парные этюды и
упражнения на
ПФД (память
физических
действий).
Экран внутреннего
видения.
Мысленное
действие.

1

2

2

2

4

1

6

4

6

4
1

7

6

4

Новогоднее
представление

март
апрель

Сценическая речь Упражнения на
логику речи
«Поставь
правильно
ударение и
правильно услышь
его»
Работа над
Работа с текстом,
созданием
отработка
мизансцен,
спектакля
подготовка к
показу.
Исполнительское Упражнения на
мастерство
эмоции, на
физические
особенности
Сценический
Занятия на
тренинг
мысленную речь.
Кинолента
прожитого дня.
Сценическая речь Работа над текстом
- «Окрась текст,
своим
отношением».
Работа над
Работа над
созданием образа,
созданием
костюма
спектакля
персонажа, манки
Исполнительское Этюды на
мастерство
выразительность
жестов
Сценический
Упражнения на
тренинг
сценическое
общение,
упражнение
«Встреча»
Сценическая речь Развитие диапазона
голоса
Работа над
Работа с текстом,
созданием
светом и
музыкальным
спектакля
оформлением.
Постановка
Прогонные
спектакля
репетиции по
мизансценам и
эпизодам.

6

1

7

6

2

4

8

4

4

4
3

3

6

Контрольное
занятие

Исполнительское
мастерство
Сценический
тренинг

май

Работа над
созданием
спектакля
Постановка
спектакля

Этюды на
сопоставление
разных характеров
Ритмические и
пластические
упражнения.
Отработка текста,
отчитка по
эпизодам, работа с
реквизитом,
костюмом
Прогон по
эпизодам с
реквизитом и в
костюмах.

ИТОГО

4

6

2

6

Спектакль

10

216

Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: График занятий и репетиций. Знакомство с программой и
репертуаром на год. Организационные вопросы.
Практика: Упражнения: «Расскажи о себе при помощи пантомимы»,
«Снежный ком».
2. Исполнительское мастерство.
2.1 Этюды на ПФД.
Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах одиночных, парных и
групповых упражнений.
Практика: игра с мячом, уборка помещения, стирка белья, мытьѐ посуды,
игра на музыкальных инструментах, перенос тяжѐлых вещей, распиливание
бревна, перетягивание каната и т.д. Игры и упражнения на развитие
внимания, фантазии: «Где мы были?», «Отгадай, что бы это значило?»,
«Отгадай, что делаю?».
2.2 Театральная игра.
Теория: Объяснение темы. Понятие игры. Возникновение игры. Объяснение
и уточнение правил игр.
Практика: Игры на тренировку памяти, умение распределяться в
пространстве: «Жмурки», «Игра на выбывание», «Поводырь», «Зеркало –
ѐлочка» , «Существительное – прилагательное», «Тень», «Одно и тоже поразному», «Тело в деле», «Японская машинка», «Хоровод», «Превращение
предмета», «Замри», «Волшебная палочка», «Пять чувств», «Иллюстрации к
сказкам» и др.
2.3 Действия в предлагаемых обстоятельствах.
Теория: Объяснение темы. Объяснение правил игр.

Практика: «Картинки за окном», «Цветение и увядание», «Зѐрнышко»,
«Жизнь бабочки» (на веру в предлагаемой обстановке и чувство ритма), «
Живой предмет», «Скульптор», «Превращение предмета» (упражнения на
веру, наивность, фантазию); «Я в предлагаемых обстоятельствах», «Если
бы», «Путь к цели» - упражнения на фантазию, воображения.
3. Сценическая речь.
3.1 Дикция и артикуляция. Артикуляционная гимнастика.
Теория: Понятие артикуляции и характеристика гласных звуков. Согласные
звуки, их значение для формирования слова. Объяснение задания.
Практика: Артикуляционная гимнастика, упражнения: «Назойливый комар»,
«Гримаски», проговаривание слогов ,скороговорок и др. - Упражнения для
губ: «Часы», «Улыбки – хоботок», «Шторки» и др.
-Упражнения для языка: «Укол», «Змея», «Парус», «Горка».
-Упражнения для тренировки дикции: «Немой диалог», «Проговаривание
гласных и согласных звуков, скороговорок (в разном темпе)».
3.2 Дыхание и постановка голоса.
Теория: Понятие дыхание и голос. Типы и виды дыхания. Понятие звук.
Практика: Вибрационный массаж. Упражнения на постановку голоса:
«Голосовая гимнастика», «Корни», «Фонарь», «Антенна», «Орган», «Этажи»
и др. Упражнения для правильного дыхания: «Дыхательная гимнастика»,
«Два вдоха и два выдоха», «Черепаха», «Мельница», «Тряпичная кукла»,
«Цветочный магазин», «Свеча», «Мяч – насос» и др.
3.3 Художественное слово.
Теория: Понятие о речевом такте. Понятие художественное произведение.
Практика: Разучивание стихов и басен. Использование текстов в работе над
звуками (произношением согласных в конце слова). Чтение смысловых
отрывков, уметь пользоваться источниками выражающими основные
чувства, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и
выделять их голосом
4. Сценическое движение.
4.1 Упражнения для разминки.
Теория: Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы.
Подготовка костно-мышечного аппарата и определение степени готовности к
работе на занятии.
Практика: Упражнения для разминки на развитие гибкости, координации
движения, ловкости:«Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка
лезет под забор», «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на
месте», «Кенгуру», «Кузнечик» и др.
4.2 Упражнения по пластике.
Теория: Объяснение темы. Понятие пластика. Объяснение понятия психофизические качества актѐра.
Практика: Упражнения на расслабление и напряжение, подвижность,
выразительность, на развитие чувства пространства, формы, партнѐрства,
инерции движений: «Мысль – движение – эмоция», «Стоп – кадр», «Чувство
ритма», «Движение в пространстве», «Воздушный шар», «Животные и

птицы», «Изобрази фигуру», «Тень», «Тело – звук», «Разное тело – разная
музыка». Импровизации под музыку, пантомимы – фантазии (используя руки
и ноги самым удивительным образом, создавая из своего тела предметы,
явления природы, кукол, животных, птиц, передавая различные состояния
человека и окружающего мира). Пластические этюды одиночные, парные и
групповые.
4.3Импровизация под музыку.
Теория: Объяснение темы: услышать музыку и определить еѐ характер;
сконцентрировать внимание на воображаемых образах, выполнять движения,
рождѐнные фантазией.
Практика: Упражнения: «Полѐт птицы», «Охота льва», «Время года»,
«Картина».
4.5. Упражнения на координацию движений и равновесие.
Теория: Объяснение темы. Понятие вестибулярный аппарат.
Практика: Упражнения: «Тень», «Скульптор и модель», «Цирковые
артисты», «Кто сзади», «Зеркало», «След в след» - на совершенствование
равновесия, координацию движений и ориентировку в пространстве (вперѐд,
назад, влево, вправо, вверх, вниз)
5.Работа над созданием спектакля.
5.1 Чтение сценария и его анализ.
Теория: Пьеса как драматический материал. Сведения об авторе.
Практика: Первое чтение пьесы и обсуждение. Анализ пьесы. Определение
темы, идейной направленности, сюжетной линии (основных событий,
конфликта). Повторное чтение.
5.2 Работа над отдельными этюдами и событиями пьесы.
Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля. Повторная читка
отдельных эпизодов и сцен. Освоение в действии последовательной линии
поведения героя.
6. Постановка спектакля.
6.1 Работа над спектаклем.
Теория: Пьеса как драматический материал. Жанры. Раскрытие основного
замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели. Знакомство с
творчеством автора пьесы, с эпохой в которой он жил(живѐт).
Практика: Чтение и анализ произведения. Определение основной идеи пьесы,
сверхзадачи, событийного ряда. Разбор характеров и образов персонажей, их
отношений. Уточнение хода мыслей, логики рассуждений персонажей,
мотивов их поведения, домысливание биографии. Знакомство с эпохой и
прообразами героев пьесы.
6.2 Работа с отдельными эпизодами и сценами.
Теория: Объяснение темы. К.С.Станиславский о работе актѐра над ролью.
Распределение ролей.
Практика: Первые этюды – импровизации. Проба ролей. Повторное чтение
произведения. Уточнение сверхзадачи. Поиск мизансцен. Репетиционная
работа.

6.3 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом с включением
всех компонентов спектакля.
Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как
мотив сценического поведения актѐра.
Практика: Самостоятельная работа над отдельными сценами. Репетиции
спектакля. Работа над ролью с элементами бутафории, декорации и
сценического костюма. Монтировка декораций, реквизита. Музыкальное и
световое оформление спектакля. Генеральная репетиция.
Условия реализации программы \в идеале \.
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
с учащимися театральной студии необходим ряд компонентов,
обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебного класса
- просторная, хорошо проветриваемая комната со свободной серединой;
- удобная сцена в актовом зале;
- костюмерная комната;
- стулья разной высоты;
- скамьи;
- кубы различных форм;
- прожектор;
- зеркала;
- реквизит, бутафория;
- костюмы театральные, обувь;
- игрушки, муляжи;
- атрибуты для игр-драматизаций (домик, забор, цветы, деревья и т.д.)
- ширмы (стационарные, передвижные, настольные и напольные) ;
- магнитофон; - музыкальный центр;
- аудиокассеты с записями музыки, стихов, сказок, песен, «театральных
шумов»;
- учебно - методические пособия, художественная литература.

Методическое обеспечение программы
1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное
пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
2. Гипиус С.В. -Актерские тренинги. Гимнастика чувств. СПб, Прайм Еврознак, 2008
3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992 г.
4. Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.:
Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N
6(46) 2001.
5. Колчеев Ю. В. ,Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. :
Школьная пресса. – 2000.
6. Мастерская
чувств
(Предмет
«Театр»
в
начальной
школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. 2006. – 56 с.
7. Петрова А.Н. Сценическая речь. – М.: Искусство, 1981.
8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собств. соч. – М.:
Искусство, 1954
9. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей
детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
10.Н.
Карпов
Уроки
сценического
движения
http://biblioteka.teatrobraz.ru/files/lib/karpov_n_lessons.html
11. https://krispen.ru/knigi/alferova_01.pdf
12. http://www.spb-ddt.ru/doc/2017_2018/OP/obraz_osnovy_teatralnogo.pdf

Приложение

Способы выявления результатов:
 педагогическое наблюдение
 анализ приобретенных навыков (анализ исполнения танцевальной
композиции, участие в творческих конкурсах, викторины, творческие
задания, анкетирование)
 диагностика (заполнение диагностической карты)
Основным методом диагностики
наблюдение.
Этапы контроля:
1. входной (сентябрь)
2. промежуточный (декабрь)
3. итоговый (май) в конце программы.

является

метод

педагогическое

При проверке уровня подготовки детей используются варианты игр и
заданий уже известных детям. Очень важно, чтобы учащиеся не понимали,
что педагог проверяет их знания, умения, навыки, наблюдает за мотивацией
и поведением на занятии.
В ходе диагностики осуществляется проверка:
 Умение работать над ролью
 Умение сочинять и ставить этюды
 Знание истории театра и театрального искусства
 Работа над малыми театральными формами Уровень коммуникативной
культуры
 Взаимодействие с партнером
 Уровень развития сценического, зрительного, слухового внимания
 Владение элементарными навыками актерского мастерства Знание
законов сценического действия
 Самостоятельный анализ постановочного материала.
По результатам контроля заполняется диагностическая карта, в которой
выделяется три уровня усвоения ЗУН: высокий, средний, низкий. По
окончании программы составляется аналитическая справка.

Диагностическая карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Театр, где играют дети».
Первый год обучения.
Педагог
Группа № .
Возраст лет. Наполняемость человек.
Этап контроля
Ф. И. О.
учащегос
я

Владение
элементарн
ыми
навыками
актерского
мастерства

Знание
законов
сценическ
ого
действия

Компетентности
Самостоятел
Уровень
ьный анализ коммунико
постановочн
тивной
ого
культуры
материала.

Взаимодей
ствие с
партнером

Знание
этапов
работы
над
ролью

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Владение элементарными навыками актерского мастерства
В (высокий уровень) – уверенно владеет навыками актерского мастерства, применяет их
на практике
С (средний уровень) – знает навыки актерского мастерства, при применении допускает
незначительные ошибки
Н ( низкий уровень ) - владеет не всеми навыками, требуется помощь педагога или
товарищей
Владение элементарными навыками актерского мастерства
В (высокий уровень) – знает законы сценического действия, уверенно применяет их на
практике
С (средний уровень) – знает законы сценического действия, при применении допускает
незначительные ошибки
Н ( низкий уровень ) - знает не все законы сценического действия, требуется помощь
педагога или товарищей
Самостоятельный анализ постановочного материала.
В (высокий уровень) – уверенно, самостоятельно проводит анализ постановочного
материала, корректно высказывает свое мнение
С (средний уровень) – самостоятельно проводит анализ постановочного материала, не
всегда корректен в своих высказываниях
Н ( низкий уровень ) - требуется помощь педагога при проведении анализа
постановочного материала
Уровень коммуникативной культуры
В (высокий уровень) – легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, ребенок открыт,
спокоен.
С (средний уровень) – идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается
свободно.
Н ( низкий уровень ) – сложно идет на контакт с ребятами, большую часть времени на
занятии молчит, проявляет низкую активность
Взаимодействие с партнером
В (высокий уровень) – умеет «слышать» партнера, свободно ведет диалог, выбирает
правильную тактику в конфликтных ситуациях

С (средний уровень) – свободно ведет диалог, не всегда может выйти из конфликтной
ситуации
Н – не умеет вести диалог, позиционирует себя над всеми, требуется вмешательство
педагога
Знание этапов работы над ролью
В (высокий уровень) – знает все этапы работы над ролью, самостоятельно проводит
работу
С (средний уровень) – знает все этапы работы над ролью, при работе над ролью требуется
помощь педагога Н
( низкий уровень ) - знает не все этапы работы над ролью, даже с помощью педагога
допускает ошибки
Диагностическая карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Театр, где играют дети».
Второго года обучения.
Педагог
Группа № .
Возраст лет. Наполняемость человек.
Этап контроля
Ф. И. О.
учащегос Умение
я
работать
над
ролью

Умение
сочинять и
ставить
этюды

Компетентности
Работа над
Уровень
малыми
коммунико
театральны
тивной
ми
культуры
формами

Взаимодей
ствие с
партнером

Уровень
развития
сценического,
зрительного,
слухового
внимания

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Умение работать над ролью
В (высокий уровень) – знает все этапы работы над ролью, самостоятельно проводит
работу
С (средний уровень) – знает все этапы работы над ролью, при работе над ролью требуется
помощь педагога
Н ( низкий уровень ) - знает не все этапы работы над ролью, даже с помощью педагога
допускает ошибки
Умение сочинять и ставить этюды
В (высокий уровень) – легко и уверенно импровизирует, сочиняет этюды, которые
используются при дальнейшей работе объединения
С (средний уровень) – испытывает сложности при импровизации, на сочинение этюдов
требуется более длительное время.
Н ( низкий уровень ) – при сочинении и постановке этюдов требуется помощь педагога
Работа над малыми театральными формами
В (высокий уровень) – знает все этапы работы над малыми театральными формами,
самостоятельно проводит работу

С (средний уровень) – знает все этапы работы над малыми театральными формами, при
работе над ролью требуется помощь педагога
Н ( низкий уровень ) - знает не все этапы работы над малыми театральными формами,
даже с помощью педагога допускает ошибки
Уровень коммуникативной культуры
В (высокий уровень) – легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, ребенок открыт,
спокоен.
С (средний уровень) – идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается
свободно.
Н ( низкий уровень ) – сложно идет на контакт с ребятами, большую часть времени на
занятии молчит, проявляет низкую активность
Взаимодействие с партнером
В (высокий уровень) – умеет «слышать» партнера, свободно ведет диалог, выбирает
правильную тактику в конфликтных ситуациях
С (средний уровень) – свободно ведет диалог, не всегда может выйти из конфликтной
ситуации
Н ( низкий уровень ) – не умеет вести диалог, позиционирует себя над всеми, требуется
вмешательство педагога
Уровень развития сценического, зрительного, слухового внимания
В (высокий уровень) – развиты все виды внимания, хорошо усваивает материал, на
занятиях собран и дисциплинирован
С (средний уровень) – хорошо усваивает материал, на занятиях бывает рассеян
Н – ( низкий уровень ) – рассеян, требуется помощь педагога.
Диагностическая карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Театр, где играют дети».
Третьего года обучения.
Педагог
Группа № .
Возраст лет. Наполняемость человек.
Этап контроля
Ф. И. О.
учащег Умение
ося
работать
над
ролью и
сценари
ем

Органичное
поведение в
предлагаемых
обстоятельств
ах

Компетентности
Знание
Раскрыти Уровень
теоретических
е
коммуник
и практических действенн атив ной
основ
ой
культуры
актерского
природы
мастерства
слова

Взаимодей
ствие с
партнером

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Умение работать над ролью и сценарием
В (высокий уровень) – знает все этапы работы над ролью, самостоятельно проводит
работу, анализирует сценарий
С (средний уровень) – знает все этапы работы над ролью, при работе над ролью и анализе
сценария требуется помощь педагога
Н ( низкий уровень ) - знает не все этапы работы над ролью, даже с помощью педагога
допускает ошибки

Органичное поведение в предлагаемых обстоятельствах
В (высокий уровень) – легко и уверенно импровизирует, легко находит выход в
импровизируемых обстоятельствах
С (средний уровень) – испытывает сложности при импровизации, не всегда может найти
выход
Н ( низкий уровень ) – при импровизации требуется помощь педагога и товарищей
Знание теоретических и практических основ актерского мастерства
В (высокий уровень) – знает теоретическую основу актерского мастерства, легко
применяет знания на практике
С (средний уровень) – знает теоретическую основу актерского мастерства, допускает
незначительные ошибки при применении на практике
Н ( низкий уровень ) - не знает теоретическую основу актерского мастерства, допускает
ошибки при применении на практике, требуется помощь педагога или товарищей
Раскрытие действенной природы слова
В (высокий уровень) - владеет искусством сценической речи, знает особенности
произнесения на сцене монолога и ведения диалога, владеет искусством использовать
речь при создании сценического образа
С (средний уровень) - умеет создавать речевую характеристику образа, допускает
незначительные ошибки при интонационно-мелодической и жанрово-стилистической
речевой характеристике персонажа
Н (низкий) - при создании речевой характеристике персонажа требуется помощь педагога
Уровень коммуникативной культуры
В (высокий уровень) – легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, ребенок открыт,
спокоен.
С (средний уровень) – идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается
свободно.
Н ( низкий уровень ) – сложно идет на контакт с ребятами, большую часть времени на
занятии молчит, проявляет низкую активность
Взаимодействие с партнером
В (высокий уровень) – умеет «слышать» партнера, свободно ведет диалог, выбирает
правильную тактику в конфликтных ситуациях
С (средний уровень) – свободно ведет диалог, не всегда может выйти из конфликтной
ситуации
Н ( низкий уровень ) – не умеет вести диалог, позиционирует себя над всеми, требуется
вмешательство педагога


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».