Росинка

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Развивающие занятия по хореографии для детей дошкольного
возраста «Росинка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации – 1 год
Авторы –составители
Педагоги дополнительного образования:
Дрокин Андрей Анатольевич
Ильина Татьяна Владимировна

Екатеринбург, 2023 г.

Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Росинка»

имеет

художественную

направленность

и

разработана

в

соответствии с основополагающими документами:
1.

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273

«Об образовании в Российской Федерации»;
2.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

9.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.

Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;

12.

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Пояснительная записка
Программа «Росинка» предназначена для учреждений дополнительного
образования, ориентирована на детей младшего возраста любого уровня
начальной подготовки, рассчитана на 1год обучения. Составлена на основе
образовательной программы «Хореография (дополнительное образование
детей)». (Автор - педагог дополнительного образования Жукова В.П.) и
личного опыта работы педагогов дополнительного образования Ильиной Т.В.
и Дрокина А.А.
Направленность: художественная.
Актуальность
Хореографическое искусство приобщает ребенка к миру прекрасного,
позволяет

формировать

гармоническую

личность,

воспитывает

художественный вкус. Общение с танцем учит детей слушать, воспринимать,
оценивать музыку, развивает у них любовь к музыке, готовит из них будущих
чутких слушателей и ценителей музыки.
Танцевальные занятия развивают детей физически, укрепляют их
здоровье:

правильно

развивают

костно-мышечный

аппарат,

помогают

избавиться от физических недостатков, максимально исправляют нарушения
осанки, формируют красивую фигуру.
В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка,
развивается его творческая фантазия, творческие способности: ребенок учится
сам создавать пластический образ.
Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают жизненный тонус
ребенка.
Отличительная особенность
Программа предусматривает обучение ребенка танцу с 5 лет, это
начальный этап развития и обучения танцу. Она предусматривает начальное
музыкально-ритмическое развитие детей, выявление интереса и способностей
детей к танцу.
Учебный процесс имеет свои специфические черты, отличающие его от
профессионального хореографического образования:
−

значительно меньший объем изучаемого материала по различным

видам танца, выделяя основное, главное;
−

зависимость требований от способностей и физических данных

детей, где главное - увидеть и развить способности ребенка;
−

более

дифференцированный

подход

к

различным

группам

обучающихся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого
материала, его отбора с учетом возможностей каждого ребенка, каждой
группы в целом.
Адресат Программы: обучающиеся

5-7 лет. Набор детей в группы

проводится без предварительного просмотра. Количество обучающихся в
группе 12 -20 человек.
Программа

построена

с

учетом

возрастных

психофизических

особенностей.
В дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в
работе

всех

физиологических

систем

организма

ребенка:

нервной,

сердечнососудистой,

эндокринной,

опорно-двигательной.

Организм

дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в
росте и весе, изменяются пропорции тела. Организм ребенка в этот период
свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень
возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и
физические нагрузки. После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в
общении со сверстниками.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью,
обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше
удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость
пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества
(ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
Режим занятий: 2 раза в неделю ,продолжительность каждого занятия
(40 минут) – 1 академический час;
Объем программы – общее количество учебных часов, необходимых
для освоения программы –68 часов.
Срок освоения – программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень освоения программы – «стартовый», так как предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы;
Форма обучения: очная
Виды учебных занятий:
1.Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности,

особенностями

организации

обучения

и

предлагаемой

программой работы на текущий год;
2.Репетиционная работа;
3.Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога;

4.Конкурсно-игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей. 5.Комбинированное занятие –
проводится для решения нескольких учебных задач;
6.Итоговое (открытое) занятие – подводит итог работы детского
объединения за учебный год (полугодие).
Формы подведения результатов: формой текущего контроля является
наблюдение, беседа в процессе каждого занятия. Формой итогового контроля
и показом уровня подготовки детей являются открытые уроки и участие в
отчетном концерт.
Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие творческих и физических способностей
детей средствами хореографического искусства.
Задачи
Обучающие:
1Познакомить с историей развития хореографического искусства разных
стран;
2.Помочь овладеть основами музыкальной грамоты;
3.Укрепить костно-мышечный аппарат обучающихся.
Развивающие:
1.Развить художественно-творческие, музыкальнодвигательные способности, творческую активность, самостоятельность, вынос
ливость, упорство и трудолюбие;
2.Развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрас
ное;
3.Развить

у

детей

чувственно-эмоциональные

проявления,

внимание, память, фантазию, воображение;
4.Развитие собранности и умения работать в коллективе.
5.Развить координацию; улучшить моторику, пластичность, гибкость и
точность исполнения движений.
Воспитательные:

1.Сформировать

у

детей

устойчивый

интерес

к

искусству

и

занятиям хореографией;
2.Сформировать уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;
3.Воспитать терпение, волю, трудолюбие, стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию, устойчивую потребность к физическим нагрузкам
и здоровому образу жизни.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№ Название раздела, темы
п/п

Всего Теори Прак Форма аттестации/
я
тика контроля

Организационное занятие

Беседа

1.

2

1

1

Основы музыкальной культуры
2.

7

2

5

Беседа, педагогиче
ское наблюдение

12

Педагогическое
наблюдение

Подготовительные упражнения
3.

14

2

Движения и элементы танца.
4.

Открытое занятие
22

Этюды,
5. танцевальные игры, массовые та 23
нцы
Итого:

68

2

20
Итоговое занятие

2

21

9

59

Содержание учебного (тематического) плана
ТЕМА 1.Организационное занятие.
Теория: цели обучения. Содержание и форма занятий. Внешний вид.
Костюм для занятий. Роль подготовки к занятиям. Выполнение домашнего
задания.

Дисциплина

на

занятиях.

Взаимоотношение

«обучающиеся-

преподаватель» и отношения между детьми, отношение к группе. Класс для
занятий танцем, раздевалки. Режим занятий.
Практика: организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с
родителями о роли занятий танцем, о цели и задачах обучения. Выбор
родительского комитета. Проведение отчетного родительского собрания о
результатах и перспективах.
ТЕМА 2. Воспитание музыкальной культуры.
Теория: связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер
мелодии: грустная, веселая, торжественная. Зависимость движения от
характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное
вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Связь
начала движения с началом музыкальной фразы. Ритм музыки.
Практика:слушание музыки. Характеристика музыкальных образов.
Подбор выразительных движений для образа, соответствующих темпу, ритму,
характеру музыки. Самостоятельное использование музыкально-двигательной
деятельности в импровизациях.
Упражнения, развивающие музыкальное чувство: марш, легкий бег,
подскоки, торжественный шаг. Следить за началом исполнения музыки после
музыкального вступления и за окончанием движения вместе с концом
музыкальной фразы. Использовать в музыкальном сопровождении движения
замедления и ускорения. Хлопки в различных ритмических рисунках.
ТЕМА 3.Подготовительные упражнения.
Теория:
свободная

и

Понятие «исходное положение» (И.П.). Основные
1

прямая.

Понятие «полупальцы».

ног:

Постановка корпуса.

Первые анатомические сведения о строении тела: мышцы спины, живота, рук,
ног, шеи; колено, бедро, стопа, их подвижность.
Понятие «твердые и мягкие мышцы».
Понятие «тяжесть тела», «перенос тяжести тела». Понятие наклон, и поворот
головы.

Подвижность

плечевого

пояса:

подъем

и

опускание плечей,

движение их вперед и

назад.

Развитие и укрепление подвижности и натянутости стоп. Положение стоп
выворотное и

невыворотное.

Сокращенное (утюжок) и натянутое.

Развитие выворотности в коленном и тазобедренном суставах.
Понятия: линии, колонки, круг, интервал, равнение в линиях и колонках.
Понятие - полный поворот, полповорота, поворот направо, налево. Диагональ.
Практика:
Упражнениеигра «Ножки поссорились, ножки помирились».Упражнение «Шарик», «Окош
ечко».
Упражнение «Дорасти до солнышка». Упражнение «Ёлочка», «Принц и
принцесса».
Упражнения на расслабление и напряжение мышц

в

положении

стоя, сидя, лежа.
Упражнения по переносу тяжести тела вперед, назад, в сторону, с
одной ноги на другую.
Упражнениеэтюд«Волшебный карандаш»: повороты и наклоны головы
вперед, назад, вправо, влево, круговые повороты.
Упражнение - этюд «Паровозик»,
Упражнения «Ветер», «Регулировщик».
Упражнения для подвижности кисти рук и пальцев кисти руки:
подъем, опускание, поворот кистями рук, упражнениеигра «Пять братьев».Упражнения исполняются в положении лёжа на спине и
животе. Подъем ног плавный и резкий на высоту 45° от пола, поочередно
ногами. Музыкальный размер (М.Р.) 4/4.
Упражнения на сокращение и натяжение, разворот стоп в положении
лежа на спине и сидя. Чередуется плавное и резкое исполнение. М.Р. 4/4 и 2/4.
Упражнение «Калачик» - в положении сидя. Упражнение «Лягушка» в положении лежа на животе. М.Р. 4/4.
Укрепление мышц спины.

Упражнения исполняются в положении стоя на ногах, на коленях и рука
х, лежа на животе. Амплитуда перегиба позвоночника увеличивается.
Упражнения: стоя на ногах наклоны корпуса вперед, в сторону, М.Р, 2/4;
сидя - «Книжечка». М.Р. 2/4; стоя на коленях - «Колечко» (наклоны корпуса
назад).

М.Р.

4/4;

стоя

на

коленях

и кистях рук «Кошка добрая и сердитая». М.Р. 2/4; лежа на животе «Лодочка»,
«Самолетик». М.Р. 4/4.
Укрепление мышц живота.
Упражнения на укрепление мышц пресса исполняются, лежа на
спине. Упражнение, расслабление и напряжение мышц живота, плавно и
резко. М.Р. 2/4; лежа на спине «Велосипед», «Ножницы». М.Р. 2/4; подъем и
удержание одновременно 2-х ног на высоте 45° от пола. М.Р. 4/4.
Упражнения на перестроения: переход из 1 линии на 2, из линии на крут, из круга на 1 или 2 линии, сужение и расширение круга, движение
по диагонали.
Упражнения исполняются в разных характерах: бег, марш, подскоки.
ТЕМА 4.Движения и элементы танца.
Теория: Различные вида шагов. Различныевиды
бега. Различные виды прыжков.
Различные виды ходьбы, бега и прыжков исполняются в сочетании друг
с другом и с другими движениями.
Элементы

русского

танца.

Поклон

мальчиков

и

девочек.

Приглашение на танец. Положение рук в паре.
Движения

для

мальчиков. Мужественная

манера

исполнения.

Хлопки как элементы хлопушки. Посадка в присядку с раскрытыми в сторону
Практика: Шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с подъемом колена. М
.Р. 2/4.

Приставной шаг и разновидности: из стороны в сторону, с продвижением
вперед,

с

притопом,

с

приседанием.

Простой

танцевальный шаг. Шаг с подскоком. М.Р. 2/4.
Легкий бег на полупальцах. Бег с откидыванием прямых ног вперед
и назад. Бег с высоким подниманием коленей. Галоп.
Амплитуда прыжка. Прыжки используются в образе: «Воробей», «Мяч»,
«Лягушка», «Заяц». Прыжки на месте, в повороте, в продвижении.
Упражнения -этюды придумывать в игровой форме, отталкиваясь от
образа

и

характера

мелодии,

исполнять

по одному ребенку и

в

парах лицом друг к другу.
Движения: «Ковырялочка», «Моталочка»,
«Припадания» по I прямой позиции, притоп простой и тройной, подгото
вка, к
«Гармошке». Элементы танца
соединяются в небольшие комбинации. Необходимо

добиваться

яркой

выразительности исполнения. Музыкальное оформление - плясовая мелодия.
Полуприсядка с ударом по колену. Движения соединяются в небольшие
комбинации и исполняются в разных ритмических рисунках. Музыкальное оф
ормление (М.О.) - плясовая мелодия.
ТЕМА 5. Этюды, танцевальные игры, массовые танцы.
Теория: Этюды, развивающие творческую активность детей.
Предлагать

детям

самим

придумывать

сюжеты,

фантазировать,

подбирая им понятные образы.
Практика: «Часики» - ритмические движения руками, изображающие
ход стрелок. Движения руками сочетаются с наклоном и поворотом головы,
подъемом плеч, движением ног, поднимая и сгибая их в колене,
приседаниями. Музыкальное оформление -веселая музыка.
«Мамины помощницы» - дети изображают стирку белья. М.О. – полька.
«Лягушата» - используются движения руками, прыжки, притопы. М.О. веселая музыка.

«Гномы и великаны» - танец-игра, где все движения исполняются со
словами и используется чередование движений по принципу контраста. М.О. марш.
Этюд на композиционное перестроение - «Нитка за иголкой».
Исполняется легким бегом, меняя направление движения. М.О. -полька, галоп.
Массовые танцы создаются на основе изученных танцевальных
элементов. Они просты, не требуют особого проучивания, темы понятны и
интересны детям,
«Валенки». Основные движения: топающий шаг, вынос ноги на пятку с
одновременным приседанием, удары в ладоши, повороты в парах. М.О. русская народная песня «Валенки».
Парно-массовый танец «Полька с хлопками». Исполнители объединены
в пары и стоят по кругу. Использованы движения: шаг с подскоком, боковой
галоп, хлопки, притопы. Отрабатывается перестроение: сужение и расширение
круга. М.О. - полька.
Танец «Хорошо плясать вдвоём» - построен на основе русского
народного

танца

в

характере

диалога.

Основные

элементы

танца:

полуприседания, притопы, присядка и хлопушка у мальчика, повороты на
полупальцах у девочек, вынос ноги на носок с переносом на пятки. М.О. русская плясовая мелодия, например «Смоленскийгусачок».
Танец «Круговой галоп» - исполняется в парах лицом друг к другу.
Основные движения: галоп, хлопки, притопы. М.О. «Галоп» Дунаевского.
Танец «На качелях» - исполняется в парах, построен на повторении
одного композиционного рисунка, в конце которого дети меняются парами.
Основные движения: положение рук в паре «лодочка», раскачивание из
стороны в сторону, переход с ноги на ногу с приседанием, хлопки в ладоши,
поворот вокруг себя на полупальцах и поворот в паре. М.О. - «Вальс».
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:

•

Познакомятся с историей развития хореографического искусства р

азных стран;
• Овладеют основами музыкальной грамоты;
• Укрепится костно-мышечный аппарат обучающихся.
Метапредметные:
• Разовьются художественно-творческие, музыкально- двигательные
способности, творческую активность, самостоятельность, выносливость,
упорство и трудолюбие;
• Сформируется художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
• Разовьются

чувственно-эмоциональные

проявления,

внимание, память, фантазию, воображение;
• Разовьется координация; улучшится моторика, пластичность, гибкость и
точность исполнения движений.
Личностные:
• Сформируется

устойчивый

интерес

к

искусству

и

занятиям хореографией;
• Сформируется уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;
• Сформируется устойчивая потребность в здоровом образе жизни
Комплекс организационно-педагогических условий
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном
году
5
Недель в I полугодии

34
68
2
68
14

6
7
8
9

Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

20
12 сентября
отсутствуют
4 ноября, 1-8 января,23февраля,
8 марта, 1 мая,9 мая
19 мая
15-30 декабря, 15-19 мая
2 раза в неделю по 1 академическому
часу

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для осуществления образовательной Программы необходимы:
1. Хореографический класс, оборудованный станками и зеркалами,
достаточным освещением, профессиональным

половым

покрытием,

гимнастическими ковриками.
2. Музыкальные инструменты: пианино.
3. Аудиозаписи балетных спектаклей, детских музыкальных сказок,
танцевальной музыки,
4.

Различные

носители

с

фонограммами

музыки

для

танцев:

классических, народных, современных.
5. Видеофильмы по хореографии.
6. Аудио, видео аппаратура.
7.Форма для занятий:
для девочек - белый купальник, белые балетки и носочки;
для мальчиков –белаяфутболка-маечка, черные шорты, черные балетки
и носочки;коврик.
8. Наглядные пособия по хореографии: плакаты, иллюстрации, рисунки,
фотографии,
9.Методическая литература, рекомендуемая детям: учебные пособия по
классическому и народному танцу.

Требования к форме: танцевальная обувь, тренировочная форма,
концертные костюмы.
№

Оборудование

Количество /шт.

1

Мультимедийное устройство

1

2

Аудиомагнитофон
или музыкальный центр

1

3

Фортепиано

1

Коврик
4
гимнастический

30

4

Информационное обеспечение:
Нотный

материал,

фонотека,

видеотека,

наглядные пособия по хореографии.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования реализующий программу должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и
иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы,
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование

и

дополнительное

профессиональное

образование

по

направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы.
К

реализации

программы

допускаются

лица,

обучающиеся

по

образовательным программам высшего образования по специальностям
и направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Методическое обеспечение:
Учебные пособия
1.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М.:
Владос, 2004. – 232 с.

Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. пособие
для практических работников ДОУ.М.: 2007-46с.
2. Македонская И.В, Петрова Е.В. Учебно-методическое пособие
по актерскому мастерству. – М.: Искусство, Культура, 1998. – 270 с.
3. Основы хореографии: учеб.пособие для студ.вузов/ Барышникова Т. –
М.: Просвещение, 2011 - 328 с.
Методическая продукция
1. Репертуарные списки
2. Сценарии отчетных концертов
3. Глоссарий понятий (терминология проученных движений)
2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды кон
Содержание
троля, сро
ки
Текущий (в Выявление успехов и
течение всего ошибок в освоении м
учебного год атериала
а)

Итоговый

Формы/методы контроля
Подведение итогов
каждого занятия, оценка деятельн
ости педагогом посредством
наблюдения; проведение
занятия в форме
просмотра работы всей
группы; оценка выразительности,
музыкальности и артистизма
исполнения.

конец 1-го
полугодия

Отслеживание динам
ики, прогнозировани
е результативности д
альнейшего обучени
я

Отчетные
открытые занятия для родите
лей и педагогов.

конец 2-го
полугодия

Определение уровня
сформированности з
наний, умений
и навыков по
окончании курса обу
чения каждого года)

Проведение
индивидуальных
отчетов, демонстрация
танцевальных
возможностей
воспитанника; участие в
отчетном концерте.

конец ступе
ни
обучения

Определение уровня
сформированности з
наний, умений и
навыков
по окончании всего
курса обучения попр
ограмме

Проведение индивидуальных
отчетов, демонстрация танце
вальных возможностей воспи
танника; участие в отчетном
концерте

Программа
предполагает
проведение мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику развития по
следующим параметрам и критериям:
Параметр

Критерии

Способ оценки

эмоционально–
пластика,
мимика, оценка деятельности обу
творческое
сюжетная композиция
чающихся педагогом
развитие
посредством
музыкально–
умение согласовывать движения наблюдения; проведение
ритмическая коорд частей тела во времени и занятия в форме
инация
пространстве
под музыку, просмотра работы всей
изменять
движения
в группы.
Низкий
уровень
соответствии с фразами
развитие физическ гибкость, выворотность, растяжк развитие качества или
навыка
только
их способностей а, прыжок
личностные качест выраженность интереса к занятия начинается;
уровень
ва
м; самооценка деятельности на Средний
занятиях;
ориентация
на качество или навык
общепринятые моральные нормы находится в развитии;
Высокий
уровень
и их выполнение в

поведении, способность к
сотрудничеству

можно
говорить
о
хорошем развитии для
данного
возраста
качества или навыка.

Список литературы
Для педагогов:
1.

Барышникова Т. «Азбука хореографии. Внимание:дети!». М.: Айр

ис-ппресс, 2001.
2.

Борзов А.А. Грамматика русского танца: теория и практика. Учебн

ое пособие В 4 т. – Т. 2 – М.: РУТИ-ГИТИС, 2015.
3.

Бриске И.Э. Мир танца для детей. Методическое пособие. Челябин

ск: 2005.
4.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.:
ЛОИРО, 2000.
5.

Ваганова А. Я. «Основы классического танца». – СПб-М-К.: Лань,

6.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. - М.: Владос,

7.

Грациозо Чеккетти. Полный учебник классического танца. М.: АС

2007.

2004.
Т. Астрей, 2003.
8.Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. М., 2001.
9.Донченко Р. П. Академия танца. СПб.: Композитор, 2002.
10.Ерохина О. В. «Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка». Рост
ов- на-Дону: Феникс, 2003.
11.Замятина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика. Упражнения,
игры, Сценарии занятий, нотные материалы. М: Глобус, 2009.
12.Каплунова

И.

М., Новоскольцева И.

А.

Музыка

и

чудеса.

СПб.: Композитор, 2000.
13. Лопухов Ф.В. В глубь хореографии. М.: Фолиум, 2003.
14. Медведь

Э.И.

Эстетическое

воспитание

школьников

в системе дополнительного образования. М., 2002.
15.Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для крас
ивого движения». Ярославль, 2004.

16. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевальноигровая гимнастика для детей, учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений. СПб.: Детство-пресс, 2000.
17. Чибрикова-Луговская «Ритмика». М.:Дрофа, 2006.
Для обучающихся:
1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в

помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балет
ных школ и студий. СПб.: «Люкс»,«Респект».1996-256с.
2. Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста.
пособие для практических работников ДОУ. М.:2007-46с.
3.

Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта.

М.: Искусство,1983-237с.
4.

Македонская И.В, Петрова Е.В. Учебно-

методическое пособие по актерскому мастерству. М.: Издательство Искусство
, Культура, 1998 – 270с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».