Программа Скорочтение

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Развивающие занятия по развитию речи «СКОРОЧТЕНИЕ»
возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Педагог дополнительного образования
Астраханцева Анастасия Николаевна

Екатеринбург, 2023

I.КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с
учётом нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №
273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022
№678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в

социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение
о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023
№ 87-о).
Направленность программы: социально-гуманитарная, так как
она направлена на общеобразовательный общеразвивающий вид
деятельности.
Актуальность программы. В программе «Скорочтение»
предусмотрено чтение произведение произведений устного творчества
народов России (сказки, былины, легенды).
Новизна программы. Обучающиеся имеют возможность в
полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и
улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь.
Ребенок сам сможет понять механизм чтения, научится правильно
воспринимать прочитанное. Сформируется необходимый уровень
мотивации к изучению учебных предметов в школе, к общению со
сверстниками и педагогами, к познанию нового интересного при
чтении художественной и научной литературы.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте от
7 до 10 лет. Обучающиеся, поступающие в объединение должны иметь
желание заниматься скорочтением. Никаких специальных тестов для
поступления в объединение не проводятся.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 8 до 10
человек.
Режим занятий. Продолжительность одного академического
часа – 40 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Объем и срок освоения программы. Объем программы – 68
часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Используется

традиционная

модель

организации

учебного

процесса, представляющая собой линейное освоение содержания
программы, в течение одного года обучения в одной образовательной
организации.
Уровень сложности программы.
Программа носит «Базовый» уровень сложности, так как
предполагает

использование

и

реализацию

общедоступных

и

универсальных форм реализации материала, минимальную сложность
предлагаемого

для

освоения

содержания

общеразвивающей

программы.
Форма обучения: очная.
Виды занятий: практическое занятие, беседа, тренинг, открытое
занятие.
Формы подведения итогов: практическое занятие, проверка
техники чтения, открытое занятие.
1.2. Цель общеразвивающей программы- развитие навыков
рационального чтения для повышения скорости чтения, усвоения
информации детьми для успешного обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
•

обучить приёмам и техникам скорочтения;

•

сформировать практические навыки по скорочтению,

умственной и психологической деятельности;
•

сформировать навыки и умения работы в коллективе;

•

познакомить с культурным наследием России;

•

улучшить понимание прочитанной информации;

•

научить способам постановки правильного дыхания.

Развивающие:
•

развить внимание и память;

•

развить правильную артикуляцию и хорошую дикцию;

•

развить логическое и образное мышления;

•

развить навыки работы с текстом;

•

развить воображение;

•

развить речь;

•

развить

любознательность,

наблюдательность,

пространственные представления.
Воспитательные
•

сформировать самостоятельность в работе, потребность в

собственной творческой деятельности;
•

сформировать

уважительное

отношение

к

другим

обучающимся;
•

сформировать интерес к изучению истории родной страны;

1.3. Учебный (тематический) план.
№

Название

Количество часов

Форма

п/п раздела,

1.

аттестации/

темы

всего

теория практика контроля

Введение. ТБ.

2

1

1

Беседа.

Десять правил

Самооценка.

быстрого

Оценка

чтения.

качества

Групповое

чтения.

чтение.
2.

Поисковое
чтение.

8

1

7

Коллективная
оценка

чтения.
Самооценка.
3.

Упражнения с

10

2

8

таблицами

Наблюдение,
анализ.

Шульте,
Ландольта.
4.

Тренировка

12

12

Коллективная

зрительного

оценка

внимания.

чтения.
Самооценка.

5.

Промежуточная

2

2

аттестация.

Проверка
техники
чтения.

6.

Периферическое 2

1

1

чтение,

Наблюдение,
анализ

Углубленное
чтение.
7.

Чтение в парах.

8

1

7

Чтение «Канон».

Коллективная
оценка
чтения.
Самооценка.

8.

Развитие

6

1

5

оперативной

Наблюдение.
Анализ.

памяти.
9.

Подавление

6

1

5

Самооценка.

4

1

3

Коллективная

артикуляции.
10. Метод
шаблонов.

оценка
чтения.

Самооценка.
11. Предугадывание 2

1

Наблюдение,

1

(антиципация)

анализ.

при чтении.
12. Семантические

4

1

Наблюдение.

3

связи.

Анализ.

Ассоциации.
13. Итоговое

2

Итоговая

2

занятие.

аттестация.
Проверка
техники
чтения.

Итого:

68

11

57

1.4. Содержание учебного ( тематического) плана
1.Введение.
Теория.

Введение

в

программу.

Техника

безопасности.

Психологические установки для эффективного чтения. Десять правил
быстрого чтения. Групповое чтение. Развитие оперативной памяти.
Игра «Дежурная буква». Подавление артикуляции. Логические задачи.
Практика. Знакомство обучающихся с целью и задачами, с
методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Понимание связи развития языка с развитием культуры русского
народа. Проявлять интерес к новому учебному материалу.
2. Поисковое чтение.
Теория.Что такое чтение? Поисковое чтение. Чтение в темпе
скороговорки.

Метод

нахождения

ключевых

слов.

Чтение

со

звуковыми помехами. Развитие оперативной памяти. Упражнение
«Вычеркнутые буквы». Подавление артикуляции. Обучение методам
скорочтения.

Практика. Иметь широкое поле зрения. Знание основных
особенностей поискового чтения, методика выполнения заданий с
буквенной и цифровой информацией. Освоение личностного смысла
учения, желания учиться. Выражать положительное отношение к
процессу познания; проявлять внимание, интерес, желание больше
узнать нового. Самостоятельное измерение скорости чтения. Чтение
через слово. Чтение «Спринт». Упражнения с таблицами Шульте. Игра
«Дежурная буква».Фонетическая зарядка. Подавление артикуляции.
Читать

с

полученной

применением

эффективных

информации

Нахождение

стратегий
цифр

в

запоминания
возрастающей

последовательности, фиксация глаз в центре таблицы. Слушать детей,
педагога, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая
его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на
вопросы. Определение строчного коэффициента. Чтение в темпе
скороговорки. Чтение в парах. Чтение–просмотр. Чтение «Спринт».
Упражнение «Вычеркнутые буквы». Подавление артикуляции. Читать с
применением

эффективных

информации.

Чтение

с

стратегий
применением

запоминания
эффективных

полученной
стратегий

запоминания полученной информации. Освоение личностного смысла
учения, желания учиться.
3.Упражнения с таблицами Ландольта, Шульте
Теория. Образная память. Тест. Углубленное чтение. Чтение со
звуковыми помехами. Метод нахождения ключевых слов. Чтение в
темпе скороговорки. Упражнения с таблицами Шульте. Смысловая и
оперативная память.
Практика. Читать с применением эффективных стратегий
запоминания полученной информации Сохранение информации в виде
образа, воспроизведение ее в виде слов и предложений. Слушать детей,
педагога, вступать в коллективное сотрудничество, принимая его
условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на

вопросы. Словесно –логическая память. Чтение через слово. Групповое
чтение.

Чтение

«Спринт».

Упражнение

«Вычеркнутые

буквы».

Подавление артикуляции. Обучение методам скорочтения. Управлять
своим вниманием. Подавление внутренней артикуляции, создание
обучающимся речевых помех, чтение с выстукиванием ритма.
Проявлять интерес к новому учебному материалу. Упражнения с
таблицей Ландольта. Поисковое чтение. Чтение «Канон». Чтение в
темпе

скороговорки.

Упражнение

«Вычеркнутые

буквы».

Игра

«Дежурная буква». Подавление артикуляции. Логические задачи.
Читать

с

применением

эффективных

стратегий

запоминания

полученной информации Знание основных особенностей поискового
чтения, методика выполнения заданий с буквенной и цифровой
информацией. Слушать детей, педагога, вступать в коллективное
учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно
рассуждать и находить ответы на вопросы. Постраничное чтение.
Выборочное чтение. Чтение «Канон». Упражнения с таблицами
Шульте. Фонетическая зарядка.
4. Тренировка зрительного внимания и работоспособности
Практика.Углубленное

чтение.

Чтение

«Канон».

Метод

нахождения ключевых слов. Чтение в темпе скороговорки. Чтение в
парах.

Развитие

оперативной

памяти.

Фонетическая

зарядка.

Логические задачи. Углубленное чтение.Чтение с применением
эффективных

стратегий

запоминания

полученной

информации.

Соблюдение определённого темпа чтения, выразительное чтение, без
ошибок. Оценивание чтения. Освоение личностного смысла учения,
желания учиться. Метод центральных речевых помех. Чтение Спринт».
Упражнения с таблицами Шульте. Развитие оперативной памяти.
Умение использовать технику дыхательных упражнений. Подавление
внутренней артикуляции, создание учащимися речевых помех, чтение с
выстукиванием

ритма.

Слушать

детей,

педагога,

вступать

в

коллективное

сотрудничество, принимая его условия и правила,

совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
5. Промежуточная аттестация
Практика. Проверка техники чтения
6. Периферическое зрение. Углубленное чтение.
Теория.Чтение через слово.Чтение «Спринт».
Практика. Читать с применением эффективных стратегий
запоминания полученной информации.
7. Чтение в парах. Чтение «КАНОН»
Теория. Периферическое зрение. Углубленное чтение. Чтение
через слово. Чтение «Спринт». Чтение в темпе скороговорки.
Групповое

чтение.

Упражнение

«Вычеркнутые

буквы».

Игра

«Дежурная буква». Подавление артикуляции. Углубленное чтение.
Практика. Читать с применением эффективных стратегий
запоминания полученной информации Знание основных особенностей
поискового чтения, методика выполнения заданий с буквенной и
цифровой информацией. Система видения (фотофокус). Выборочное
чтение. Чтение со звуковыми помехами. Чтение «Канон». Развитие
оперативной памяти. Обучение методам скорочтения. Управление
своим

вниманием.

Нахождение

цифр

в

возрастающей

последовательности, фиксация глаз в центре таблицы. Освоение
личностного

смысла

учения,

желания

учиться.

Смысловая

и

оперативная память. Чтение–просмотр. Чтение через слово. Чтение со
звуковыми помехами. Фонетическая зарядка.
8. Развитие оперативной памяти
Теория. Развитие непроизвольных навыков запоминания.
Поисковое чтение. Чтение «Канон». Чтение в парах. Игра
«Дежурная буква». Фонетическая зарядка. Углубленное чтение.
Практика. Читать с применением эффективных стратегий
запоминания полученной информации Сохранение информации в виде

образа, воспроизведение ее в виде слов и предложений. Проявлять
интерес к новому учебному материалу. Проверка зрительного
внимания и работоспособность. Углубленное чтение. Чтение со
звуковыми помехами. Чтение в темпе скороговорки. Логические
задачи.

Управление

артикуляции,

своим

создание

вниманием.

учащимися

Подавление внутренней

речевых

помех,

чтение

с

выстукиванием ритма. Освоение личностного смысла учения, желания
учиться. Запоминание текстовой и цифровой информации. Чтение
через слово. Игра «Дежурная буква». Смысловая и оперативная память.
Чтение

с

применением

эффективных

стратегий

запоминания

полученной информации. Знание основных особенностей поискового
чтения, методика выполнения заданий с буквенной и цифровой
информацией. Проявлять интерес к новому учебному материалу.
9. Подавление артикуляции
Теория. Поисковое чтение. Развитие непроизвольных навыков
запоминания. Панорамное чтение. Метод нахождения ключевых слов.
Подавление

артикуляции.

Логические

задачи.

Смысловая

и

оперативная память.
Практика. Владеть приемами подавления артикуляции при
чтении Соблюдение определённого темпа чтения, выразительное
чтение, без ошибок. Читать выразительно, без ошибок. Оценивание
чтения. Проявлять интерес к новому учебному материалу. Углубленное
чтение.

Чтение-просмотр.

Чтение

через

слово.

Упражнения

с

таблицами Шульте.
10. Метод шаблонов
Теория. Постраничное чтение. Упражнения с таблицей цифр.
Чтение – просмотр. Чтение «Канон». Упражнение «Вычеркнутые
буквы». Обучение методам скорочтения.
Практика.

Расширение

вертикальной

и

горизонтальной

составляющих поля зрения. Слушать детей, педагога, вступать в

коллективное

сотрудничество, принимая его условия и правила,

совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Выборочное
чтение. Игра «Дежурная буква». Логические задачи. Смысловая и
оперативная память. Читать с применением эффективных стратегий
запоминания полученной информации.
11. Предугадывание (антиципация) при чтении
Теория. «Ассоциативные связи».
Практика. Панорамное чтение. Чтение в парах. Упражнения с
таблицами Шульте. Обучение методам скорочтения. Владеть приемами
подавления артикуляции при чтении. Слушать детей, педагога,
вступать в коллективное

сотрудничество, принимая его условия и

правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
12. Семантические связи. Ассоциации
Теория. Семантические связи. Ассоциации.
Практика. Упражнение «Вычеркнутые буквы». Чтение через
слово. Чтение «Канон». Развитие оперативной памяти. Смысловая и
оперативная память. Чтение–просмотр. Чтение через слово. Чтение со
звуковыми помехами. Фонетическая зарядка. Обучение методам
скорочтения.

Чтение

с

применением

эффективных

стратегий

запоминания полученной информации. Знание основных особенностей
поискового чтения, методика выполнения заданий с буквенной и
цифровой информацией. Проявлять интерес к новому учебному
материалу. Углубленное чтение.
13. Итоговое занятие
Практика.Проверка техники чтения.
1.5. Планируемые результаты
Обучающиеся:
• владеют разными приёмами и техниками чтения;
• сформированы практические навыки скорочтения, умственной и
психологической деятельности;

• сформированы новые знания и умения для дальнейшей успешной
учёбы;
• сформирована

способность

взаимодействия

и

общения

в

коллективе;
• умеет выделять в тексте важное и необходимое, делать выводы,
извлекать

и

анализировать

информацию

из

различных

источников;
• умеет использовать технику дыхательных упражнений для
достижения высокой умственной работоспособности;
Метапредметные результаты
Обучающиеся
• владеют

техникой

правильного

чтения

со

скоростью,

позволяющей понимать прочитанное;
• умеют применять новые умения при работе с большим
количеством информации;
• умеют управлять своим вниманием;
• умеют логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа,
сравнения, обобщения, обоснованно делать выводы, доказывать;
• владеют техникой запоминания текстов, быстрого заучивания
стихов.
Личностные результаты:
• обучающиеся

демонстрируют

свое умение

самостоятельно

читать произведения;
• обучающиеся свободно умеют общаться с детьми в коллективе;
• проявляют интерес к изучению истории родной страны; умеют
слушать ответы других детей.

II. КОМПЛЕКС ОГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график ДООП « Скорочтение» на 20222023 учебный год
№

Основные характеристики

п/п

образовательного процесса

1.

Количество учебных недель

2.

Количество учебных дней

3.

Количество часов в неделю

2

4.

Количество часов в учебном

72

34

году
5.

Недель в первом полугодии

14

6.

Недель во втором полугодии

20

7.

Начало занятий

12 сентября

8.

Каникулы

отсутствуют

9.

Выходные дни

4-6 ноября, 31 декабря-8 января,
23-25 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9
мая

10.

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
1. Помещение для занятий - просторное, хорошо освещенное и
проветриваемое, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
- парты;
- стулья;
- доска;
- шкафы для хранения пособий;

- осветительные приборы;
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, экран,
принтер.
4. Материалы, необходимые для реализации программы:
- таблицы, схемы, тетрадь в клеточку, ручка, простой карандаш,
цветные карандаши, бумага формат А 4;
- сборники произведений для чтения;
- маркеры для белой доски;
-рамка пиши-стирай.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее
профессиональное образование.
Информационно- методические условия
- Комплект демонстрационных таблиц с методическими
рекомендациями.
-Наборы сюжетных (предметных) картинок.
- Словари:толковый, фразеологизмов.
- Репродукции картин.
-Наборы скороговорок, пословиц, поговорок.
− Набор деформированных предложений.
− Набор таблиц Шульте.
− Набор пирамид.
− Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную
версию Академической грамматики русского языка, составленной
Академией наук СССР (Институт русского языка) http://rusgram.narod.ru −Грамота.ру - справочно-информационный
интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
− Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым
словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru

− Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре
письменной и устной речи -http://www.gramma.ru

2.3.

Формы контроля и оценочные материалы

Два раза в год при промежуточном и итоговом контроле
осуществляется мониторинг результатов личностного развития
обучающихся в ходе освоения дополнительной программы. Контролем
предусмотрена проверка техники чтения по окончании программы.
У каждого обучающегося создается индивидуальная Карточка.
Заполняется как дневник наблюдения ( Приложение № 1)
Оценочные материалы
Ожидаемый

Параметры

Критерии

результат

Методы
отслеживани
я

Устойчивый

Место учебного

Длительность и

Беседа с

интерес к

предмета в

частота занятий

родителями.

предмету

жизни

чтением вне

Наблюдение.

внепрограммном

предмета.

школы.

Обращение к

Количество

Статистика

педагогу по

обращений,

(беседа)

вопросам

характер

содержания,

вопросов.

у материалу.

непосредственн
о не связанным
с изучаемым
материалом.
Способность

Наличие умения Степень

Беседа

самостоятельно

самостоятельно

Проверка

самостоятельност

изучать

изучать трудные и (доля участия

работ

материал.

или

педагога).

Самоанализ

значительные

Качество

по объёму темы. усвоения.
Способность к

Умение читать

Эффективность и

Наблюдение

самоконтролю

осознанно, с

результативность

Эксперимент

пониманием

проверки техники

Беседа с

текста

чтения.

родителями

Усвоение

Глубина

% материала,

Эксперимент

содержания

усвоения

который ребенок

(проверочная

программы

программы.

запомнил и

работ)

Широта

усвоил.

Беседа

применения
знаний.

Личная карта обучающегося
Ф. И.__________________________________________
Ожидаемый
результат

Результаты мониторинга
начало
обучения

Интерес к
предмету
Способность
самостоятельно
изучать
материал
Техника чтения
Усвоение

промежуточный итоговый

программы

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка
читать и понимать прочитанное.- М.: Билингва, 2015- 160 с.
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. –
М.: Творческаяпедагогика,1993.-96 с.
3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение,
1991. – 32 с.
4.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. Аст,
2020 г.- 48 с.
5.Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению, Изд.
Рекпол г. Челябинск, 2011г.
6. 30 уроков развития внимания и памяти; Современная школа,
Кузьма - Москва, 2009. – 212 c.
Список литературы для обучающихся и родителей
1.Абдулова Г. Скорочтение: упражнения по развитию навыка
Изд. « Малыш», 2020,- 63с.
2.Жукова М.А. 200 текстов. Скорочтение.Изд. Симбат,
2019,- 96с.
3. Узорова О., Нефёдова Е. 3000 упражнений. Быстрое обучение
чтению.Изд. «Аст», 2016,- 63с.
4.Узорова О., Нефёдова Е. Быстрое обучение чтению 1 класс Изд.
Аст, 2019,- 130с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».