Песенно-танцевальный ансамбль Калинка хореография

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО
РАЙОНА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
ИМ. Е.Е. ДЕРЯГИНОЙ

Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка». Хореография
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
художественной направленности
возраст обучающихся 7-14 лет
срок реализации 4 года

Автор составитель:
Педагог дополнительного образования
Шмитова Мария Леонидовна

Екатеринбург, 2023г.
Комплекс основных характеристик
1

Пояснительная записка

1.1

В соответствии с приложением к лицензии № 18136 от «29» декабря
2015

года

Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования «Дом детского творчества» им. Е.Е. Дерягиной оказывает
дополнительные образовательные услуги по программам дополнительного
образования детей на базе образовательных организаций Ленинского района.
Программа реализуется в МАОУ гимназия № 120.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Песенно-танцевальный
художественной

ансамбль

направленности

«Калинка».
разработана

в

Хореография»,
соответствии

с

основополагающими документами:
Рабочая программа составлена на основе:
•

Федерального закона от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об

образовании в Российской Федерации»;
•

Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении

государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013 – 2020 годы (15 апреля2014г.);
•

Государственной

программы

Российской

Федерации

«Развитие

образования» на 2013 – 2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от
15 мая 2013 г. N 792–р);
•

Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов (2012 г.);
•

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности

гражданина России(2010г.);
•

Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
No 1726–р);
•

Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
2

•

Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию

и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (Сан ПиН 2.4.4.3172-14);
•

Устава

МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной Ленинского района г.

Екатеринбурга.
Программа «Песенно-танцевального ансамбля «Калинка» разработана
на основе Программы «Школа русского фольклора» под ред. профессора М.Т.
Картавцевой (Министерство культуры РФ, Московский Государственный
институт культуры); «Детский музыкальный фольклор (от 6 до 12 лет) - автор
Т.Г.

Сунегина,

«Народный

танец»

(программа

эстетического

и

хореографического развития детей от 5 до 20 лет в народном ансамбле танца
им. А.П. Поличкина) – автор Заслуженный работник культуры РФ
М.М.Пермяков.
Актуальность программы
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного
мира человека третьего тысячелетия. Эту задачу по развитию личности
ребенка помогает решить дополнительное образование. Комплексный подход
программы позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный
процесс и дает большие возможности в самореализации и личностном
развитии каждого ребенка.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о
качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей.
Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на
личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на
признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и
спонтанно выявляются в деятельности детей. Источником хореографического
творчества считают жизненные явления, движения, слияние движения и
музыки, которым овладел ребенок во время общения с другими детьми. Сам
процесс детского творчества вызывает у детей желание действовать свободно
3

во время игры, танца и инсценировке.
Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так
как предоставляет обучающимся возможность приобрести вокальные и
танцевальные навыки. Данное художественное направление полностью
отсутствует в программах общеобразовательных ОУ и может быть
реализовано только в ДОД.
Отличительные особенности
Программа

«Песенно-танцевальный

ансамбль

«Калинка».

Хореография» является самостоятельной составляющей частью деятельности
творческого коллектива – Песенно-танцевального ансамбля «Калинка».
Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка» существует пятнадцать лет. В
нём есть вокальные и танцевальные группы. С танцевальными группами
занимается хореограф, а с вокальными педагог – вокалист.
Благодаря хореографии в ансамбле, обучающиеся приобретают общую
эстетическую и сценическую культуру, а развитие творческих способностей у
обучающихся помогает более тонко и в полной мере раскрыть потенциал в
хореографическом искусстве. Кроме того, педагогическая целесообразность
образовательной
ответственности

программы
в

исполнении

видится

в

своей

формировании

индивидуальной

чувства

функции

в

коллективном процессе (качественное исполнение своей сольной партии с
одной стороны, и реализация всего творческого потенциала при коллективном
исполнении танца, с другой стороны).
Хореографическое
возможности

для

образование

приобщения

детей

предоставляет
к

богатству

значительные

танцевального

и

музыкального творчества, культурного народного наследия человечества.
Умение свободно, легко, пластично и красиво выражать свои эмоции и
пластику в танце, умение импровизировать и выражать свое настроение радуя
и себя и зрителей, рождается не сразу. Тренируя свое тело, работая над
пластикой и чувством ритма, совершенствуя и оттачивая их в балетном классе,
ребенок дисциплинирует себя, привыкает к систематическим физическим
4

нагрузкам, учится работать в коллективе. Обучение хореографии является
активным творческим процессом. Погружаясь в атмосферу творчества, он
развивает

свою

активность,

преодолевает

инерцию,

внутренне

раскрепощается. Благодаря совместному творчеству в песенно-танцевальном
коллективе, участвуя в различных концертах и конкурсах, обучающиеся
получают богатый социальный опыт, опыт решения возникающих проблем в
общение, учатся познавать себя и окружающий мир. В дальнейшем все это
становится хорошей основой для любого вида деятельности, который
окажется наиболее привлекательным для конкретного ребёнка, поможет ему
определиться с выбором будущей профессии.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа «Песеннотанцевальный ансамбль «Калинка». Хореография», составленная на основе
личного опыта работы в детском песенно-танцевальном ансамбле «Калинка»,
адресована детям 7-12 лет и рассчитана на курс обучения 4 года, в течение
которых осуществляется развитие и применение накопленных знаний в
выступлениях на концертах и конкурсах. Особенностью программы является
комплексная хореографическая подготовка через совмещение нескольких
направлений в хореографии.
Адресность общеразвивающей программы:
В реализации данной программы участвуют дети от 7 до 12 лет. Приём
детей осуществляется на основании письменного заявления родителя, без
конкурсного испытания. Количество детей в группе от 15 до 20 человек.
Возрастные

особенности

детей,

участвующих

в

реализации

программы.
Дети 7-9 лет
В этом возрасте все еще слабо развита детская моторика, у детей
наблюдается

высокая

утомляемость,

эмоциональная

возбудимость,

необходимо развитие образной памяти (через красочный рассказ, яркие
сравнения). Дети этого возраста могут сравнительно долго удерживать
внимание, но, тем не менее, они нуждаются в частой смене движений. Запас
5

двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо
организованы и координированы для сложных упражнений.
Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче
воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели
отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной.
Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте
дети жизнерадостны и доверчивы.
Именно с этого возраста начинаем обращать внимание на осанку у детей,
с помощью обыкновенного марша, с шага на носочках вырабатываем
привычку прямо и стройно держаться, свободно двигаться в танце.
Считается, что эту возрастную группу можно разделить на две
подгруппы: 7-8 лет и 8-9 лет. Если с 7-8 летними детьми можно и нужно
использовать образы и игровые моменты для поддержания интереса, то с 8-9
летними детьми необходимость в этом отпадает. Но не забывать про красочное
описание движения, яркие сравнения, точный и эмоциональный показ. С этого
возраста дети начинают видеть свои и чужие недостатки, начинают сравнивать
себя с другими. Активные, склонные к лидерству, все больше проявляют себя,
а дети более замкнутые, скромные отодвигаются на второй план. Педагогу
важно не допустить этого и найти индивидуальный подход к ребенку. «Тихих»
детей надо чаще хвалить, ставить в пример, помогать повышать самооценку.
Постановочная работа строится на элементах игры. Танцевальные движения
носят второстепенный характер.
Дети 10-12 лет
Этот возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка и
физиологической перестройкой всего организма. У подростка возникает
чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена настроения,
быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно быть осторожным и
деликатным в своих высказываниях, не подчеркивать значение результата и не
сомневаться в возможностях ребенка. Еще большее значение приобретает
индивидуальный подход. Для ребенка это самый трудный, переломный
6

возраст во всех отношениях. Дети пытаются проявлять самостоятельность от
родителей, педагога, начинают осознавать себя как личность. Этот возраст
отличается активностью, восприимчивостью, им свойственно стремление к
действию, выполнению задания. Дети занимаются с увлечением и
настойчивостью, занятия проводятся более углубленно, с этого возраста от
детей начинают требовать точности исполнения. В подростковом возрасте
утрачена детская непосредственность, больше внимания уделяется технике
исполнения.
Для подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы,
характеры, сюжеты. Это учитывается при формировании репертуара. В 12 лет
появляется интерес к противоположному полу, поэтому мальчики и девочки
проявляют желания к совместным танцам, не обязательно парным, так как
девочки перегоняют в росте мальчиков. Нужны танцы, которые помогут
приобрести черты мужественности и силы у мальчиков, нежность и лиризм у
девочек. В репертуаре должны быть совместные танцы, которые воспитывают
бережное, уважительное отношение к партнеру.
Дети 13 – 14 лет
Этот возраст самый идеальный для исполнения и дальнейшего развития
обучающегося. Они уже эмоционально устойчивые, характерные, выносливые
с сформировавшимися мышцами и с умением показывать эмоции в нужное
время. Возможность исполнять все формы танцев в любых направлениях.
Слышать музыку и музыкальные акценты. Работать ансамблем и в сольном
испонении.
Режим занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14
(«Санитарно-эпидемиологические

организации

режима

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей») на всех
этапах обучения следующий:
- занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу;
- занятия второго, третьего обучения проводятся 4 раза в неделю по 1
7

академическому часу;
- занятия четвертого года обучения проводятся 4 раза в неделю по 1,5
академических часа с 10 минутным перерывом.
Общий объем часов - 576 ч.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения – 72ч.;
2 год обучения – 144ч.;
3 год обучения – 144ч.;
4 год обучения – 216ч.
Уровень освоения программы:
−

стартовый;

−

базовый;

−

продвинутый

Стартовый уровень:
На данном уровне обучающиеся получают первоначальные знания по
хореографии. Простейшие элементы народного танца и введение в историю
хореографии. Рассчитан на 1 год (1 год обучения). У детей начинают
развиваться мышцы тела, которые небыли достаточно задействованы в
обычной жизни. Обучающие приобретают первый опыт

координации

движений в танце. Развивается чувство ритма и музыкальный слух.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: лекция, беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы занятий:
- вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год;
- ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы

в тех или

иных техниках
8

танца (обучающиеся получают

преимущественно теоретические знания); техническая работа по подготовке
выступлений; репетиционная работа;
- концертная и художественная деятельность;
- тематическое занятие – занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка;
- занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе хореографического материала и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его;
пользуются популярностью у детей;
- занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей,
которым нужна помощь педагога;
- занятие-экскурсия – посещение концертов профессиональных коллективов с
последующим обсуждением;
- комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач;
- итоговое занятие – подводит итог работы детского объединения за учебный
год.

Базовый уровень:
Этот

уровень

обучения

адресован

детям,

которые

прошли

первоначальную хореографическую подготовку по программе стартового
уровня. Рассчитан на 2 года (2 и 3 год обучения), в течение которых
осуществляется развитие и применение накопленных знаний в выступлениях
на концертах и конкурсах.
На данном уровне обучающиеся получают углубленные знания по
хореографии. Полный курс теории по народной и классической хореографии.
Знание терминологии. Развитие и укрепление всех групп мышц. Развитие
координации. Умение слышать музыку. Качественно и манерно исполнять
9

танцы, улучшается умение работать в коллективе.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: лекция, беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы занятий:
- вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год;
- ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках танца (обучающиеся получают практические
и теоретические знания); техническая работа по подготовке выступлений;
репетиционная работа;
- концертная и художественная деятельность;
- тематическое занятие – занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка и позволяет сконцентрироваться на более узкой теме;
- занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе хореографического материала и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его;
пользуются популярностью у детей;
- занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей,
которым нужна помощь педагога;
- занятие-экскурсия – посещение концертов профессиональных коллективов с
последующим обсуждением;
- комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач;
- итоговое занятие – подводит итог работы детского объединения за учебный
год.

Продвинутый уровень:
10

На данном уровне обучающиеся получают не только углубленные
знания по хореографии, но и знания по истории происхождения танца.
Усложненный курс по классической и народной хореографии. На данном
уровне обучающиеся без особых усилий запоминают и исполняют
танцевальные комбинации. У них выработан дух силы воли и все мышцы
полностью сформированы, что позволяет на этом уровне создавать белее
сложные и интересные хореографические постановки. Умение слышать в
музыке акценты, паузы и незаметные звуки и самое главное уметь все это
исполнять эмоционально в зависимости от характера танца.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: лекция, беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы занятий:
- вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год;
- ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках танца (обучающиеся получают практические
усложненные знания); техническая работа по подготовке выступлений;
репетиционная работа;
- концертная и художественная деятельность;
- тематическое занятие – занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка и развитию сосредоточенности в конкретных темах;
- занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе хореографического материала и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его
и позволяют применить все свои полученные знания;
- занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей,
которым нужна помощь педагога;
- занятие-экскурсия – посещение концертов профессиональных коллективов с
11

последующим обсуждением;
- комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач;
- итоговое занятие – подводит итог работы детского объединения за учебный
год.
Формы подведения результатов: фестиваль, открытое занятие,
отчетный концерт.
1.2

Цели и задачи общеразвивающей программы
–
Цель
общеразвивающей
программы

формирование

хореографических навыков и развитие творческих способностей детей
посредствам народного хореографического искусства.
Задачи общеразвивающей программы:
Обучающие:
−

развить хореографические способности ребенка;

−

познакомить с техникой народного искусства;

−

познакомить с терминологией народного танца.

Развивающие:
−

развить

художественно-творческие,

музыкально-двигательные

способности, творческую активность, самостоятельность, выносливость,
упорство и трудолюбие;
−

развить художественный вкус, способность видеть и понимать

прекрасное;
−

развить коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:
−

привить навык коллективной работы;

−

привить чувство прекрасного и эмоциональную отзывчивость;

−

привить,

трудолюбие,

стремление

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию, поддержать в учащихся стремление к здоровому
образу жизни.
1.3

Содержание общеразвивающей программы 1 год обучения
12

Цель (первого года обучения)– формирование устойчивого интереса к
народному

хореографическому

искусству,

физическая

подготовка

обучающихся.
Задачи (первого года обучения)
Обучающие:
−

познакомить с жанрами хореографического искусства;

−

познакомить с историей и развитием современного и классического

танца.
Развивающие:
развить у детей чувственно-эмоциональные проявления, внимание,

-

память, фантазию, воображение;
развить координацию; улучшить моторику, пластичность, гибкость и

-

точность исполнения движений.
Воспитательные:
−

воспитать потребность соотносить себя с историческим прошлым и

настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого.
Учебно-тематический план первого года обучения
№
п/п

1.
2.
3.

Тема

Вводное занятие
Инструктаж по
технике безопасности
Ритмические
упражнения.
Партерная
гимнастика

Общее кол-во

часов

Формы
аттестации/контроля

всего

теория

практика

2

2

-

Пед/наблюдение,
беседа

18

2

16

18

2

16

Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
беседа,

4.

Лёгкие прыжки.

10

2

8

5.

Освоение основных
движений и
элементов танца.

18

2

16

13

Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
беседа

6.

Этюды.

5

7.

Итоговое занятие

1

Итого:

72

5
1

10

Пед/наблюдение,
беседа
концертное
выступление

62

Содержание учебного плана 1 год обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с педагогом. Требования к занятиям, форме, одежде.
Беседа по технике безопасности. Ознакомление с программой и режимом
работы группы. Беседа об ансамбле и его традициях. Организационные
вопросы.
Тема № 2. Ритмические упражнения.
Теория: Объяснение важности развития чувства ритма. Проговаривание счета
одновременно со всей группой.
Практика: Упражнения на движения в соответствии с разнообразным
характером музыки (бодрая, спокойная), в лёгком ритмическом беге,
подскоках,

боковым

галопом,

переменным

шагом,

боковым

шагом

(приставным), пружинящим, с ритмичными хлопками.
Тема № 3. Партерная гимнастика.
Теория:

Система

специально

подобранных

физических

упражнений,

особенности.
Практика: Упражнения на подтянутость корпуса, в положении стоя, сидя,
лёжа. Упражнения на подтянутость мышц рук, ног, спины, живота. Различные
растяжки.
Тема № 4 Лёгкие прыжки (по 6 поз).
Теория: Основы техники исполнения прыжков. Объяснение значимости
прыжков в хореографической деятельности.
Практика: Упражнения на максимальное количество выпрыгиваний и высоту
прыжков.
Тема № 5. Освоение основных движений и элементов танца.
Теория: Объяснение основных движений и элементов танца для использования
14

их в постановках и этюдах.
Практика: Выполнение упражнений: приставной шаг в сторону, шаг с
притопом, тройной притоп. Вынос ноги на каблук, простой хороводный шаг.
Тема № 6. Этюды.
Практика: Разучивание коротких этюдов на русской инструментальной
музыке, народной песне.
Тема№7 . Итоговое занятие.
Практика: Повторение материала учебного

года.

Подведение

итогов.

Награждение.
Планируемые результаты по окончанию 1 года обучения
Предметные результаты:
−

уметь двигаться в характере музыки;

−

знать основные хореографические понятия

Метапредметные:
−

развить координацию; улучшить моторику, пластичность, гибкость и

точность исполнения движений;
−

сформировать способность к эмоциональному восприятию и выражению

в хореографической деятельности.
Личностные результаты:
−

осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои

действия в соответствии с ситуацией, работать в коллективе.
Второй год обучения
Цель (второго года обучения) – качественная подготовка и развитие
различных видов координации на основе движений классического и
народного танцев.
Задачи (второго года обучения):
Обучающие:
−

дальнейшее укрепление и развитие всех групп мышц;
15

−

овладение теоретическими и практическими основами классического и

народного танца.
Развивающие:
−

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить

свои действия с планируемым результатом;
−

способность

к

переходу

от

интуитивной

к

сознательной

целенаправленной творческой деятельности;
−

иметь представление об искусстве, народном и классическом танце как

средстве особой коммуникации, несущем знаковую, эмоциональную и
мировоззренческую информацию.
Воспитательные:
−

научить самостоятельно мыслить и находить пути решения задач для

достижения поставленной цели;
−

воспитать потребность соотносить себя с историческим прошлым и

настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого.
Учебно-тематический план второго года обучения
Тема

№
n/n
1.

2.
3.
4.
5.

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Повторение тем
первого года
обучения.
Этюды и
концертные
номера.
Репетиционный
процесс
Итоговое занятие
Итого:

Общее кол-во часов
всего теория практика

Формы
аттестации/контроля

2

2

-

Пед/наблюдение, беседа

44

4

40

Пед/наблюдение, беседа

144

4

140

Пед/наблюдение,
беседа.

24

2

22

Пед/наблюдение, беседа

2

концертное
выступление

2

216

10

16

184

Содержание учебного плана, 2 год обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о коллективе, планы на учебный год. Беседа по технике
безопасности. Организационные вопросы.
Народный танец, его истоки и особенности. Народный танец и музыка.
Терминология народного танца. История развития русского танца. Связь
русского танца с историей народа, его бытом и обычаями. Характерные
особенности танцев и танцевальных движений народов мира. Знакомство с
лексикой и терминологией танцев народов мира.
Тема № 2. Повторение тем первого года обучения.
Теория: Повторение тем первого года обучения, объяснение значимости
вспомогательных упражнений, грамотности их выполнения.
Практика: Упражнения, помогающие вспомнить нагрузку прошлого года
обучения и дающие общее гармоничное развитие мышечно-связочному
аппарату, развивающие профессиональные данные детей, музыкальноритмические данные. Упражнения, тренирующие умения начинать движения
после вступления.
Тема № 3. Этюды.
Теория: Этюд как маленькое законченное произведение. Этюд как
самостоятельный сценический номер.
Практика: Разучивание элементов народных танцев. Составление небольших
комбинаций и этюдов на основе отрепетированных движений с необходимой
выразительностью исполнения.
Тема № 4. Репетиционный процесс.
Практика: Разучивание танцев на основе русской музыки, народной песни,
эстрадной музыки. «Кадриль», «Танец с мячами», «Вальс цветов», «Полька»,
«Игрушки», «Маленькая страна». Экскурсии на театральные площадки города.
Тема № 5. Итоговое занятие.
Практика: Контрольный урок с приглашением родителей и детей из других
17

групп. Показ концертных номеров и элементов учебного процесса.
Младшая группа является участником всех концертных выступлений ансамбля
«Калинка» в гимназии, на выездных мероприятиях эта группа не выступает.
Планируемые результаты по окончанию 2 года обучения
Предметные результаты:
-

умеют определять характер музыки;

-

умеют выполнять этюды и танцы, предусмотренные программой.

Метапредметные:
-

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

возможности ее решения;
-

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить

свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей
деятельности, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
−

умение понимать причины успеха и не успеха, конструктивно

действовать в различных ситуациях.
Личностные результаты:
-

навыки общения и успешной адаптации во всех микро-социумах;

-

знают основные правила поведения на выступлениях.
3-тий год обучения

Цель (третьего года обучения) – качественное и усложненное развитие
подготовленных детей по средствам народного танца.
Задачи (третьего года обучения):
Обучающие:
-

развивать и укреплять у обучающихся все группы мышц и координацию;

-

углубленное овладение теоретическими и практическими основами

классического и народного танца.
Развивающие:
формировать у обучающихся чувство прекрасного и эмоциональную
отзывчивость;
−

формировать представление об искусстве, народном и классическом
18

танце как средстве особой коммуникации, несущем знаковую, эмоциональную
и мировоззренческую информацию.
−

уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить

свои действия с планируемым результатом.
Воспитательные:
− воспитать умение работать в коллективе;
−

воспитать потребность соотносить себя с историческим прошлым и

настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и
представителя большого целого.
Учебно-тематический план третьего года обучения
Тема

№
n/n

Общее кол-во

часов

Формы
аттестации/контроля

всего теория практика
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

2

2

-

44

4

40

68

4

64

Элементы
народного танца.
Репетиционный
процесс
Концертная
деятельность

68

4

24

2

Итоговое занятие

2

Итого:

216

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Постановка
корпуса.
Классический
экзерсис.

8
2

16

Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
беседа,

64
22

8

Пед/наблюдение,
беседа

Пед/наблюдение,
беседа
концертная и
художественная
деятельность
концертное
выступление

128

Содержание учебного плана, 3 год обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Краткий обзор итогов работы за предыдущие годы обучения и
постановка задач на новый учебный год. Повторение правил техники
19

безопасности. Организационные вопросы. Углубленное изучение истории и
быта, а так же развития русского народного танца и танцев народа мира.
Тема № 2. Постановка корпуса.
Теория: Пошаговое изучение постановки корпуса, позиции рук и ног.
Объяснение значимости упражнения, детальное рассмотрение нюансов.
Практика: Выполнение упражнения по переходу с 1 позиции к остальным
позициям.
Тема № 3. Классический экзерсис.
Теория: История зарождения и развития классического танца. Терминология
классического экзерсиса. Методика работы мышц у станка и на середине
класса. Знакомство с общими правилами исполнения экзерсиса у станка,
прыжков. Знакомство с названиями упражнений, прыжков и их переводом.
Изучение методики выполнения каждого упражнения, прыжка отдельно.
Практика: Выполнение упражнений: Экзерсис у станка. Экзерсис на
середине. Позиции рук. Включается простая форма adajio.
Тема № 4. Элементы народного танца.
Теория: Народный танец, его истоки и особенности. Народный танец и
музыка. Терминология народного танца. Развитие русского танца. Связь
русского танца с историей народа, его бытом и обычаями. Характер и манера
исполнения. Назначение народного экзерсиса. Отличие народного экзерсиса
от классического. Характерные особенности танцев и танцевальных движений
народов мира. Знакомство с лексикой и терминологией танцев народов мира.
Практика: Упражнения у станка в характере русского, эстонского танца.
Упражнения на середине в характере русского танца. Дробное выстукивание
различного вида. Упражнения на середине.
Тема № 5. Репетиционный процесс.
Практика: Разучивание концертных номеров.
Тема № 6. Концертная деятельность.
Практика: Участие группы в концертах ансамбля, в театрализованных
постановках, игровых программах с последующим обсуждением результатов
20

творческой деятельности.
Тема № 7. Итоговое занятие.
Практика: Посещение занятия танцевальной группы Народного ансамбля
танца им. А. Поличкина с последующим обсуждением увиденного. Отчетный
концерт.
Изучение особенностей манер, характера и техники исполнения
мужского и женского танца. Этюды на развитие индивидуальности, сольного
исполнения. Итогом проделанной работы являются выступления на
концертных площадках гимназии, Ленинского района, участие в городских,
областных и Международных фестивалях.
Планируемые результаты по окончанию 3 года обучения
Предметные результаты:
-

умеют использовать выразительные средства народного танца для

создания характерного образа;
умеют готовиться к выступлениями и выступать в концертных
программах.
Метапредметные:
-

знание элементов народного и классического танца и манеры их

исполнения;
-

умение

самостоятельно

принимать

решения

для

достижения

поставленной цели;
-

способность

к

эмоциональному

восприятию

и

выражению

в

хореографической деятельности.
Личностные результаты:
- владение основами самоконтроля и самооценки;
-

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность

со сверстниками и педагогом.
Четвертый год обучения.
Цель (четвертого года обучения)– комбинирование сложных танцевальных
21

движений в сочетании с характером исполнения.
Задачи (четвертого года обучения):
Обучающие:
-

Сформировать у учащихся эмоциональную отзывчивость, пластику и

выражение чувств во время исполнения хореографических этюдов;
-

изучить сложные танцевальные движения.

Развивающие:
−

развить эмоциональную сферу личности, способность эмоционально

воспринимать окружающий мир, нравственное отношение к миру и к себе
через чувственное восприятие;
-

научить

самостоятельно

ориентироваться

в

манере

исполнения

самоконтроля,

способности

классического и народного танца.
Воспитательные:
−

воспитание

чувства

ответственности,

адекватно оценивать свою деятельность;
−

воспитание и поддержание стремления к здоровому образу жизни.
Учебно-тематический план четвертого года обучения

№
n/n
1.

2.
3.
4.
5.

Тема
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Постановка
корпуса.
Классический
экзерсис.
Элементы
народного танца.
Репетиционный
процесс

Общее кол-во часов
всего
теория практика
2

2

-

22

2

20

100

6

94

100

6

94

52

2

22

122

Формы
аттестации/конт
роля
Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
беседа
Пед/наблюдение,
беседа,

Пед/наблюдение,
беседа

6.

Концертная
деятельность

5.

Итоговое занятие

10

10
2

Итого:

2

288

6

Концертная и
художественная
деятельность
концертное
выступление

282

Содержание учебного плана, 4 год обучения.
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Повторение правил техники безопасности, правил поведения на
занятиях и выступлениях. Постановка задач, обсуждение планов на учебный
год. Организационные вопросы.
Тема № 2. Постановка корпуса.
Теория: Пошаговое изучение постановки корпуса, позиции рук и ног.
Объяснение значимости упражнения, детальное рассмотрение нюансов.
Практика: Выполнение упражнений на постановку корпуса по всем позициям
классического и народного урока. Позиции рук и ног.
Тема № 3. Классический экзерсис.
Теория: История появления классического танца. Способы раскрытия
творческой индивидуальности исполнителя.
Практика: Выполнение упражнения: экзерсис у станка в полном объеме от
Demiplie до растяжки. Экзерсис на середине.
Тема № 4. Усложненные элементы народного танца.
Теория: Элементы народного танца, передающие красоту и удаль народной
хореографии. Соединение элементов (с прошлых лет изучения). Роль
комбинированных движений в танце.
Практика: Разучивание комбинаций. Разучивание сложных комбинаций и
движений,

включая

дроби

и

вращения.

Разучивание

комбинаций

присутствующих в постановке номера.
Тема № 5.Репетиционный процесс.
Практика: Разучивание танцев. Во всех танцах движения в небольшом виде
повторяются.
23

Тема № 6.Концертная деятельность.
Практика:

Старшая

группа

является

участником

всех

концертных

выступлений ансамбля «Калинка» в гимназии, на выездных мероприятиях эта
группа так же выступает.
Планируемые результаты по окончанию 4 года обучения
Предметные:
-

умение слышать музыку;

-

умение свободно, эмоционально выступать на сцене.

Метапредметные:
-

знание техники пользования дыханием;

-

знание усложненных танцевальных элементов.

Личностные:
умение работать индивидуально и в группе;

-

умение применять полученные знания в повседневной жизни, умение

отстаивать

свою творческую

позицию,

быть

мыслящей

и

активно

действующей творческой личностью;
навыки общения и успешной адаптации во всех микро-социумах.

-

1.4 Планируемый результат общеобразовательной программы:

Предметные результаты:
•

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному

искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
•

развитие

художественного

восприятия,

умение

эмоционально

оценивать произведения разных видов искусств;
•

общее понятие о роли танца в жизни человека и его духовно-

нравственном развитии, знание основных закономерностей танцевального
искусства;
•

использование элементарных умений и навыков при воплощении

художественно-образного содержания танцевальных произведений в
24

различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
•

участие в создании театрализованных и музыкально-пластических

композиций, исполнение танцевальных произведений, импровизаций,
театральных спектаклей, ассамблей искусств, танцевальных фестивалей и
конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
•

овладение способностью к реализации собственных творческих

замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
•

готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез,

обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства);
•

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,

понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать
свои действия;
•

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска

компромиссов, распределения функций и ролей;
•

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,

культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
•
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих и
хореографических возможностей;
•

развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация

творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
танцевального исполнения;
•

продуктивное

сотрудничество

(общение,

взаимодействие)

со

сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе
танцевальных;
•

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной

отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к
25

историко-культурным традициям других народов.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график ДООП «Песеннотанцевальный ансамбль «Калинка». Хореография.» на 2022-2023
учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные
характеристики
образовательного процесс
Количество учебных недель
34
Количество учебных дней
34
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном году 136
Недель в I полугодии
14
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
12 сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4-6 ноября, 31 декабря-10 января,
23-25 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9
мая
Окончание учебного года
31 мая

2.2Условия реализации программы:
-

материально – техническое обеспечение: просторный балетный класс,

оборудованный зеркалами; магнитофон;
-

костюмерная: костюмы, обувь, бутафория.

- информационное обеспечение:, CD и DVD диски;
- кадровое обеспечение:
- Педагог дополнительного образования реализующий программу
должен имеет высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
- К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным
программам
высшего
образования
по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим
направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
26

успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два
года обучения.
Требуется концертмейстер, умеющий играть на баяне.
В течение обучения приоритетной задачей является
формирование представления об изобразительном и декоративноприкладном искусстве как искусстве «выразительном». Учебные
задания нацелены на освоение «азбуки выражения» и овладения
«инструментом
выражения»
для
создания
эмоциональнохудожественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в образ»
переходит от интуитивной художественной деятельности к сознательной
и целенаправленной.
-информационно-методическое обеспечение:
Матвеев В.Ф., Русский народный танец. Теория и методика

1.

преподавания. Учеб-метод пособие / В.Ф. Матвеев Москва: Изд-во Лань,
2010
Сахарова Л.А. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных

2.

учреждениях/ Сост. Л.А.Сахарова, А.И. Шахова Москва Просвещение,
2000
3.

Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб. - метод. пособие /

Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000
4.

Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его

преподавания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений
культуры и искусств/ А.А. Телегин. - Самара, 2005
5.

Интернет пространство.

2.3Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Формы
аттестации
Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
аттестации через индивидуальные отчеты, участие обучающихся в концертах
и мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Сроки проведения аттестации
(предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия и предпоследняя учебная
неделя 2-гополугодия).
27

Критерии

оценки:

координация,

импровизация,

музыкальность,

эмоциональность.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:
-

мотивация (выраженность интереса к занятиям; самооценка деятельности

на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение
в поведении);
-познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
-

регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития

контроля);
-

коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).

Формы контроля
2.3.1Наблюдение
2.3.2Опрос
2.3.3Концерты
2.3.4Оценка творческих мини-проектов (реконструкция обрядов)
2.3.5Игровые программы.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий,
тематический, итоговый.
Оценочные материалы
Оценочные

материалы

необходимы

для

установления

соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Песенно

–

танцевальный ансамбль» по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие формы определения результативности освоения программы:
28

проведение

индивидуальных

отчетов,

тестирование,

демонстрация

танцевальных возможностей воспитанника; участие в новогодних спектаклях,
концертах, праздничных мероприятиях, конкурсах.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
им дополнительной образовательной программы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организационноволевые качества
1.1.Терпение

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Критерии

Методы
диагностики

Способность
переносить,
выдерживать
известные
нагрузки
в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности

- терпение хватает
меньше чем на ½
занятия
- терпение хватает
больше чем на ½
занятия
- терпения хватает
на все занятия

1.2. Воля

Способность
активно побуждать
себя
к
практическим
действиям

- волевые
усилия
ребенка
пробуждаются извне
- иногда самим
ребенком
- всегда самим
ребенком

1.3 Самоконтроль

Умение
контролировать
свои
поступки
(приводить
к
должному
свои
действия)

- ребенок постоянно
Наблюдение
находится
под
воздействием
контроля извне
- периодически
контролирует себя
сам
постоянно
контролирует себя сам

2.
Ориентационные
качества

29

Наблюдение

Наблюдение

2.1 Самооценка

2.2
Интерес
к
занятиям в детском
объединении

3. Поведенческие
качества
3.1
Конфликтность
(отношение ребенка
к
столкновению
интересов (спору)

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

Способность
занять
определе
нную позицию в
конфликтной
ситуации

в
процессе
взаимодействия)

3.2 Тип сотрудничества
( отношение ребенка к
делам
детского
объединения)

Анкетирование

- завышенная
- нормальная
- заниженная

Тестирование

- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
-интерес
постоянно
самим
поддерживается
ребенком

- периодически
провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не
участвует,
старается их

Тестирование,
метод
незакончен ного
предложени
я

избежать
пытается
самостоятельно
решить возникшие
конфликты
Умение
воспринимать
общие дела, как
свои собственные

4. Поведенческие
качества

30

- избегает участия в
общих делах
- участвует
при
побуждении извне
- инициативен в общих
делах

Наблюдение

4.1
Конфликтность
(отношение ребенка к
столкновению
интересов (спору) в
процессе
взаимодействия)

Способность занять
определенную
позицию
в
конфликтной
ситуации

- периодически

провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не
участвует,
старается
их
избежать
- пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
4.2 Тип сотрудничества Умение
- избегает участие в
воспринимать
общих делах
общие дела, как - участвует
при
свои собственные побуждении извне
- инициативен в общих
делах

Тестирование,
метод незакончен
ного предложения

Наблюдение

Индивидуальная карточка учета результатов обучения по
дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя ребенка

Возраст
Ф.И.О. педагога
Нижников Евгений Владимирович
Дата начала наблюдения
Сроки
диагностики

Первый год
обучения

Второй год
обучения

31

Третий и год
обучения

Четвертый год
обучения

Показатели

1.Организаци
онно- волевые
качества

1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконт
роль
2.Ориентационн
ые
качества
2.1.Самооцен
ка
2.2.Интерес
к занятиям в
детском
объединении
3.Поведенческие
качества

3.1.Конфликт
ность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностны
е
достижения
учащегося

3.Список литературы
Для педагогов:
1.

М.Т. Картавцева. Школа русского фольклора (обучение в младших
32

классах) под редакцией профессора М.Т. Картавцевой. Москва, 2004
2.

Лихачёва Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного

подхода/Б.Т. Лихачёв - Москва, 2000
3.

Матвеева К.П. Музыкальное образование детей и юношества: проблемы

и поиски / Под ред. К.П. Матвеевой. – Екатеринбург, 2003
4.

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и

методика

преподавания/ В.Ф.Матвеев Москва, 2011
5.

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания.

Учеб-метод пособие / В.Ф. Матвеев Москва: Изд-во Лань, 2010
6.

Сахарова Л.А. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных

учреждениях/ Сост. Л.А.Сахарова, А.И. Шахова Москва Просвещение, 2000
7.

Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб. –метод. пособие / Л.А.

Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000
8.

Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания:

учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/
А.А. Телегин. - Самара, 2005
Интернет-ресурсы:
1.https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_13502.https:

//horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_1351
3.

https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_1352

4.
5.

https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_1353
https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1_1354

6.

https://www.horeograf.com/knigi

Для обучающихся:
1.

Гусев Г.П. Русский народный танец/Г.П.Гусев. СПб, 2011

2.

Кулаковская Н.Н. За народной мудростью/ Н.Н.Кулаковская - Рассказы

о русском фольклоре, 2000
3.

Феофанова И. Актёрский тренинг для детей/И.Феофанова. АСТ,

Астрель; Москва, 2011
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».