Оркестр народных инструментов

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающаяпрограмма художественной
направленности
Оркестр народных инструментов
возраст обучающихся: 10-14 лет
срок реализации: 4 года

Автор- составитель
педагог
дополнительного
образования
Дементьева Лариса Александровна

Екатеринбург, 2023г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Оркестр народных
инструментов» (практическое освоение русских народных инструментов)
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е.
Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).

2

Направленность программы - художественная
Актуальность программы
Данная программа разработана на основе существующей программы Б.Д.
Тихонова, Г.Е. Ларина «Оркестр русских народных инструментов»

и

рассчитана на 4 года обучения.
Наряду с программой «Элементарное музицирование», эта программа
является частью комплексной системы по развитию исполнительских умений
детей и ориентирована на воспитание детей в традициях отечественной народной
культуры, формирования бережного отношения и любви к ней.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и
практическое освоение русских народных инструментов, приобщение

к

истокам отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии
народных произведений. Обучающиеся знакомятся с содержанием народных
произведений, в том числе созданных и для детей. Программа позволяет
овладеть элементарными навыками игры на нескольких инструментах,
определиться в творческой деятельности ансамбля и оркестра. Необходимо
отметить, что стремление музыкальных коллективов интегрировать народные и
современные композиции является для учащихся стимулом в понимании
ценностей народной культуры и важности ее сохранения.
Педагогическая целесообразность
Эта форма коллективного творчества, которое оказывает

большое

влияние на различные стороны воспитания юных музыкантов, а именно,
улучшает

дисциплинированность

обучающихся

усидчивость,

чувство

сопереживания, эмоциональную отзывчивость.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл,
являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания
детей и юношеств, способствует закреплению «ситуации успеха» и даёт
большие возможности для социальной адаптации учащихся.
Программа
повторностью

и

связана

с

цикличностью

периодичностью

обрядовых

народного
песен,

календаря,
танцев,

с

действ,

передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип даёт
3

возможность детям в течение обучения изучать и воспроизводить одни и те же
обряды, праздники, обряды и соответствующий им музыкальный материал.
Отличительной особенностью программы является её интегративность,
позволяющая объединить усилия педагога дополнительного образования и
преподавателей литературы, истории, мировой художественной культуры. Это
даёт возможность детям участвовать в совместных проектах, связанных с
народными праздниками, традициями, обрядами своего края.
Адресат программы. Программа предназначена для комплексного
изучения фольклора детьми от 10 до 11 лет. В группе от 15-20 обучающихся.
Набор осуществляется без предварительного конкурсного отбора по
желанию, т. к. программа рассчитана на учащихся без специальной подготовки
(в том числе и «трудных»).
Группы

формируются

разновозрастные.

Возможно

включения

обучающегося в программу первого года обучения в течение учебного года.
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и
современной педагогики, построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка,
его эстетического чутья и на стимулирование творческой деятельности по
освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа.
Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к
старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат
своеобразным ориентиром данной программы, её духовным компасом.
Программа основана на дифференцированном подходе к каждому
обучающемуся с учетом его музыкальных способностей, индивидуальных
особенностей возраста.
В

рамках

обучения

программа

ориентирует

учащихся

на

общемузыкальное развитие
Режим занятий:
• освоение народных инструментов оркестром 2 раза в неделю по 2
4

занятия;
• освоение шумовых и духовых народных инструментов 1 раз в
неделю по одному занятию;
Продолжительность занятия 45 мин. Перерыв между занятиями 15 мин.
Объём общеобразовательной

программы:

Тематический

план рассчитан

на 216 часов в год и должен быть освоен в течение 1 учебного года.
Срок освоения программы: 4 года
Уровни освоения программы:
«Стартовый»: включает подготовительную группу

(преимущественно из

Вновь записавшихся детей 10-11 лет).
Период обучения - 1 год. Минимальная сложностьосвоения материала.
«Базовый» включает группу (преимущественно из детей 10-12 лет.) Период обучения 2
года. Средняя сложность освоения материала.
«Продуктивный» включает группу (преимущественно из детей 10-14 лет.) Период
обучения 2 года. Высокая сложность освоения материала.

Форма проведения занятий. По своей форме обучение делится на:
•

групповое;

•

индивидуально-групповое

Формы подведения результатов.
Своеобразной формой итогового контроля является участие в открытом занятии,
творческом отчете.
Объекты

диагностики и развития личности в сфере эстетического

воспитания и музыкального образования:
• мотивация (эстетические, музыкальные интересы, потребности);
• общие (универсальные) музыкальные способности;
• креативные свойства личности;
• специальные музыкальные способности.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся
через их собственную художественную деятельность в различных областях
народного искусства, подготовка юных музыкантов для игры в составе
5

оркестра, ансамбля.
Задачи
образовательные:
− изучение инструмента;
− формировать

у

детей

исполнительские

навыки

в

области

музицирования;
− владение элементарными сведениями по теории музыки, сольфеджио,
развивающих кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной
грамоты;
− помочь

учащимся

освоить

музыкально-игровой,

хороводный,

плясовой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам
народного календаря;
− сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры
и культур других народов.
развивающие
− развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представление);
− совершенствовать

активное

восприятие

музыки

посредством

музыкального фольклора;
− приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осознание ими
того, что русская культура – неотъемлемая часть мировой музыкальной
культуры
воспитательные:
− восприятия у детей навыков поведения и общения в группе,
коллективе;
− воспитать у детей чувство причастности к своему народу, к его
истории и культуре;
− развивать уважительное отношение к взрослым и сверстникам,
терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям различных
национальных и социальных культур;
− воспитывать творчески активную личность.
6

Учебный (тематический) план на 1 год.
Название темы
1.Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теория Практи
часов
ка
1
1

Формы
аттестации/
контроля
беседа

2.Правила игры на
музыкальных инструментах
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение учебного
музыкального материала
5.Основные способы
звукоизвлечения

10

5

5

30
55

20
20

10
35

Самостоятельная
работа
Тест
Творческая работа

20

5

15

Творческая работа

6.Работа над пьесами

50

20

30

Творческий отчет

7.Игровые упражнения

30

30

Пед.наблюдения

8.Культура родного края
ИТОГО

20
216

10
135

Пед. наблюдение

10
81

7

Содержание учебного плана
I год обучения
1. Вводное занятие.

Теория: вводный инструктаж, беседа о народных инструментах.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах
Теория: Беседа. Правильная посадка, постановка левой и правой рук, положение
инструмента.
Практика: Посадка. Постановка инструмента. Звукоизвлечение.
Основные способы звукоизвлечения (одинарные удары, удары сверху и снизу,
двойные удары, продолжительное тремоло, короткое тремоло).
3. Основы нотной грамоты.
Теория: скрипичный ключ, название и длительности нот, такт, звуки высокие
и низкие. Размер, паузы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), динамические оттенки.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Разбор и объяснение гамм в пределах одной октавы (фа мажор, соль мажор, ми
мажор).Этюды.
Практика: Исполнение гамм, этюдов, упражнений левой и правой руками.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Теория: Понятие о темпе, терминология. Скрипичный ключ. Такт, звуки высокие,
низкие.
Практика: Одинарные удары, удары сверху и снизу на открытых струнах.
6. Работа над пьесами.
Теория: Просмотр и разбор нотного материала. Сольфеджио.
Практика:
•

Пьесы: Красев «Петушок».

•

РНП «Как под горкой, под горой»,

8

•

Красев «Топ-топ»,

•

РНП «Под горою калина»,

•

ЧНП «Аннушка»,

•

РНП «Во поле береза стояла»,

•

РНП «Как под яблонькой»,

•

Будашкин «Родные просторы»,

•

БНП «Перепелочка»,

•

Филиппенко «Цыплятки»,

•

Калинников «Тень-тень».

7. Игровые упражнения.
Практика: Упражнения на развитие левой руки и освобождение корпуса.
8. Культура родного края.
Теория: История Свердловской государственной филармонии. Творческий путь
ансамбля «Аюшка».
Практика: Экспозиции музыкальных инструментов в Екатеринбургских музеях.
Рождество на Урале. Концерты в Свердловской государственной филармонии.

Учебный (тематический) план на 2 год.
Название темы
1.Вводное занятие
2.Правила игры на
музыкальных инструментах
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение учебного
музыкального материала

Количество часов
Всего
Теория Практи
часов
ка
1
1
10

5

5

15
60

5
20

10
40

9

Формы
аттестации/
контроля
беседа
Самостоятельная
работа
Тест
Творческая работа

5.Основные способы
звукоизвлечения

20

5

15

Творческая работа

6.Работа над пьесами

60

20

40

Творческий отчет

7.Игровые упражнения

30

30

Пед.наблюдения

8.Концертная деятельность
ИТОГО

20
216

10
160

56

Содержание учебного плана
2 год обучения

1. Водное занятие.
Теория: Повторение и закрепление знаний полученных
ранее. Инструктаж по технике безопасности.
2. Обучение игре на народных музыкальных
инструментах.
Теория : Знакомство с репертуарным планом.
Обсуждение работы коллектива.
Практика: Работа над чистотой исполнения нотного
текста, слаженной игрой, отработка штрихов.
3. Основа нотной грамоты.
Теория: Повторение пройденного материала.
4. Освоение музыкального материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Сильные,
слабые доли. Триоли.
Практика: Исполнение гамм, этюдов, упражнений.
5. Основные способы звукоизвлечения.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Освоение приёмов игры, тремоло, пиццикато
и т.д.
6. Работа над пьесами.
Теория: просмотр и разбор нотного материала.
Практика: Р.Н.П. « Ах, вы сени мои сени»
Р.Н.П. «Как пошли наши подружки»
В.Андреев. Вальс
Р.Н.П. «Светит месяц»
7. Игровые упражнения.
Практика. Упражнения на развитие техники левой
руки.
8. Концертная деятельность.
Практика. Концертные выступления. Участие в
конкурсных мероприятиях различного уровня.
10

Творческая работа

Учебный (тематический) план на 3 год.
Название темы
1.Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теория Практи
часов
ка
1
1

Формы
аттестации/
контроля
беседа

2.Правила игры на
музыкальных инструментах
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение учебного
музыкального материала
5.Основные способы
звукоизвлечения

10

3

7

10
75

4
10

6
65

Самостоятельная
работа
Тест
Творческая работа

20

20

Творческая работа

6.Работа над пьесами

70

70

Творческий отчет

7.Игровые упражнения

20

20

Пед.наблюдения

8.Концертная деятельность
ИТОГО

10
216

10
198

18

Содержание учебного плана
3 год обучения

1.Водное занятие.
Теория : Повторение и закрепление знаний
полученных ранее. Инструктаж по технике
безопасности.
2.Обучение игре на народных музыкальных
инструментах.
Теория : Знакомство с репертуарным планом.
Обсуждение работы коллектива.
Практика: Диагностика. Повторение пройденного
материала. Прослушивание муз.произведений
влючённых в репертуарный план оркестра.Работа над
чистотой исполнения нотного текста, слаженной игрой,
отработка штрихов.
3.Основа нотной грамоты.
Теория: Расположение нот на нотном стане.
Длительности нот. Размер. Ритм. .
4.Освоение музыкального материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Строение
11

Творческая работа

мажорной гаммы. Интервалы. Аккорды.
Практика: Работа нотной тетради. Запись нот первой
и второй октаве различными длительностями.
Построение интервалов и аккордов. Творческие
задания.
5.Основные способы звукоизвлечения.
Практика: совершенствование навыков ансамблевой
игры, достижение унисона в исполняемой партии.
6.Работа над пьесами.
Теория: просмотр и разбор нотного материала.
Практика: Р.Н.П. « У ворот, ворот»
Р.Н.П. « А я по лугу»
В.Андреев. «Осенний вальс»
Р.Н.П. «Утушка луговая »
Аккомпанемент для вокальной группы и солистов
фольклорного ансамбля .
7.Игровые упражнения.
Практика. Упражнения на развитие техники левой
руки.
9.Концертная деятельность.
Практика. Концертные выступления. Участие в
конкурсных мероприятиях различного уровня.

Учебный (тематический) план на 4 год.
Название темы
1.Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теория Практи
часов
ка
1
1

Формы
аттестации/
контроля
беседа

2.Правила игры на
музыкальных инструментах
3.Основы нотной грамоты
4.Освоение учебного
музыкального материала
5.Основные способы
звукоизвлечения

5

2

3

8
80

4
10

4
70

Самостоятельная
работа
Тест
Творческая работа

15

15

Творческая работа

6.Работа над пьесами

77

77

Творческий отчет

7.Игровые упражнения

10

10

Пед.наблюдения

8.Концертная деятельность
ИТОГО

20
216

20
199

17
12

Творческая работа

Содержание учебного плана
4 год обучения

1.Водное занятие.
Теория: Повторение и закрепление знаний полученных
ранее. Инструктаж по технике безопасности.
2.Обучение игре на народных музыкальных
инструментах.
Теория : Знакомство с репертуарным планом.
Обсуждение работы коллектива.
Практика: Диагностика. Повторение пройденного
материала. Прослушивание муз.произведений
влючённых в репертуарный план оркестра.Работа над
чистотой исполнения нотного текста, слаженной игрой,
отработка штрихов.
3.Основа нотной грамоты.
Теория: минорные гаммы. Знаки альтерации. Главные
трезвучия лада и их обращения . Формы музыкальных
произведений.
Практика. Работа в нотных тетрадях. Пение с
дирижированием в размераз 2/4,3/4, 4/4. Пение гамм.
4.Освоение музыкального материала.
Теория: Повторение пройденного материала. Строение
мажорной гаммы. Интервалы. Аккорды.
Практика: Работа нотной тетради. Запись нот первой
и второй октаве различными длительностями.
Построение интервалов и аккордов. Творческие
задания.
5.Основные способы звукоизвлечения.
Практика: совершенствование навыков ансамблевой
игры, достижение унисона в исполняемой партии.
6.Работа над пьесами.
Теория: просмотр и разбор нотного материала.
Практика: Р.Н.П. « Гуляй, Настя в саду»
Р.Н.П. « Восходило красно солнышко»
Ю.Воронищев «Матушка - России»
Р.Н.П. «Тимоня»
Аккомпанемент для вокальной группы и солистов
фольклорного ансамбля .
7.Игровые упражнения.
Практика. Упражнения на развитие техники левой
руки.
10.
Концертная деятельность.
Практика. Концертные выступления. Участие в
13

конкурсных мероприятиях различного уровня.
Посещение концертов уральских профессиональных
коллективов и отдельных исполнителей.

14

Планируемые результаты
Образовательные:
• первоначальные представления о роли музыкального искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• основы художественной и музыкальной культуры, понимание красоты как
ценности; потребности в музыкальном творчестве и в общении с музыкой;
• знакомство с различными музыкальными жанрами, с творчеством
композиторов, с лучшими исполнителями и оркестровыми коллективами;
• владение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах музыкальной деятельности.
умение самостоятельно разбирать и читать нотный материал.

• Развивающие :
• творческое отношение к музыкальной культуре;
• развитие музыкальных способностей;
• освоение нотной грамоты и музыкальной терминологии;
• освоение приёмов игры посредством выразительного исполнения;
• обретение навыков коллективного музицирования и исполнительства в составе
оркестра;

15

• развитие эстетического вкуса.
• Воспитательные (личностные):
• интерес к творческой деятельности, позитивное отношение к труду.
• После завершения обучения каждый обучающийся должен знать:
• народные праздники и обряды календарного цикла;
• быт, уклад жизни русского народа;
• жанры фольклора.
• Формирование творческой личности посредством концертной и конкурсной
деятельности;
Оценочные материалы.
Систематическая оценка усвоенных воспитанниками знаний, умений
навыков в области теории музыкального фольклора, исполнения хореографических
элементов, музицирования даёт возможность не только определить уровень
освоения программы каждым ребёнком, но и обнаружить наиболее трудные для
усвоения её разделы и адаптировать их с учётом возможностей детей.
В течение учебного года педагоги коллектива проводят поэтапную диагностику
успешности усвоения программного материала:
• Начальный (в начале года)– собеседование для определения начального уровня
развития ребёнка.
• Промежуточный открытое занятие споследующим анализом результатов.
• Итоговый (в конце года) – итоговое занятие, творческий отчет
• Виды, формы и методы контроля,
Виды контроля,

Содержание

Формы/
методы контроля

Определение начального уровня
подготовленности;

наблюдение

сроки
Вводный
(входящий)
(для вновь
поступивших
обучающихся)
Текущий (в
течение всего
учебного года)

Освоение музыкального материала;

16

наблюдение

Итоговый
(аттестация):
конец 1-го полугодия

отслеживание динамики,

Наблюдение, открытое

прогнозирование результативности

занятие

дальнейшего обучения
конец 2-го полугодия

определение

уровня сформированности

знаний, умений и навыков по окончании

Наблюдение, открытое
занятие.

курса обучения года)
конец всего
курса обучения

определение

уровня сформированности

знаний, умений и навыков по окончании

Наблюдение, открытое
занятие , творческий отчет

курса обучения.

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении аттестации через
механизм открытого занятии.
Сроки проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го полугодия и
предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия).
В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика развития
обучающихся по основным критериям. Критериями оценки результатов освоения
программы служат:
• осмысленность

и

свободное использование

специальной терминологии;

• соответствие уровня подготовки программным требованиям;
• определение учебных результатов по программе дополнительного образования.
• Владение музыкальным инструментом.
• Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
• Креативность в выполнении практических заданий
•

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным

требованиям
Таблица № 1.
Диагностика результатов обучения по программе
Показатели
(оценивающего
параметра)

Критерии

Оценка

Степень выраженности
начало

середина

учебного года

17

конец

I.Теоретическая
подготовка ребенка:
1.1.Теоретические
знания (по основым
разделам учебнотемати-ческого плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более ½);
- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период);

1.2.Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

- минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
- средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознано и в
полном соответствии с их
содержанием).

II.Практическая
подготовка ребенка:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умением и
навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет долее ½);
- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период);

2.2.Владение
специальным

Отсутствие
затруднений в

- минимальный уровень умений
(ребенок испытывает

18

оборудованием и
оснащением

использовании
специального
оборудования и
оснащения

серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);

2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагогов);
- репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества).

III. Учебно-коммуникативные
умения:
3.1.Умение слушать и
слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога.

- минимальный уровень
(обучающийся не умеет, но
пытается использовать
информацию, идущую от
педагога);
- средний уровень (работает с
информационным материалом
с помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень
(работает с информационным
материалом самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

3.2 Умение вести
беседу

Самостоятельно
сть суждений,
четкость
формулировки
вопросов,
ответов.

- минимальный уровень
(пассивность, испытывает
затруднения при постановки
вопросов или ответов);
- средний уровень
(заинтересованность
учащегося, требуется помощь
педагога при формулировании
вопроса, ответа);
- максимальный уровень
(активность,
самостоятельность в суждении,

19

постановка проблемных
вопросов, высказывание своего
мнения по какой-либо теме)

3.3. Умение

выступать перед
аудиторией

Свобода
владения и
подачи обучающимся подготовленной
информации

- минимальный уровень
(неуверенность, нуждается в
постоянной помощи педагога);

- средний уровень
(выступает
перед
аудиторией при поддержке
педагога);
- максимальный уровень

(уверенность,
самостоятельность
выступления, способность
заинтересовать
обучающихся)
3.4. Умение вести

полемику,
участвовать в
дискуссии

3.5. Учебно-орга-

низационные умения
и навыки:
3.5.1.Умение
организовывать свое
рабочее (учебное)
место

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

3.5.2.Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков соблюдения
правил безопасности программным требованиям

3.4.3.Умение
аккуратно
выполнять работу

Аккуратность и
ответственност
ь в работе

- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программным требованиям);

- средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более ½ );
- максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).
Удовлетворительно
Хорошо
отлично

Таблица № 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы.
Показатели

Критерии

Степень
20

Методы

(оцениваемые
параметры)
1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение

1.2. Воля

выраженности
оцениваемого
качества

Наблюдение
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в течение
определенного
времени,
преодолевать трудности
Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям

1.3. Самоконтроль

Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

2. Ориентационные

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям

качества:
2.1. Самооценка

2.2. Интерес к
занятиям в
детском
объединении

диагностики

Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программы

- терпение хватает
меньше чем на ½
занятия
- терпение хватает
больше чем на ½
занятия
- терпение хватает на
все занятия
- волевые усилия
ребенка
побуждаются извне
- иногда – самим
ребенком
- всегда – самим
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием
контроля извне
- периодически
контролирует себя
сам
- постоянно
контролирует себя
сам
- завышенная
- заниженная
- нормальная

- интерес к занятиям
продиктован ребенку
извне
- интерес
периодически
поддерживается
самим ребенком
21

Анкетирование

Тестирование

- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
3.Поведенческие
качества:
3.1.
Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия)

3.2.Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам детского
объединения)

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации

Умение
воспринимать
общие дела, как
свои
собственные

- периодически
провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах
не участвует,
старается их
избежать
- пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
- избегает участия в
общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в
общих делах

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения

Наблюдение

• Индивидуальная карточка
• учета результатов обучения
• по дополнительной образовательной программе

•
• Фамилия, имя ребенка
• Возраст
• Вид и название детского объединения
• Ф.И.О. педагога
_
• Дата начала наблюдения
•
•
•
•
Сроки диагнос- Первый год
Второй год
тики
обучения
обучения
Начало Конец Начало Конец
показатели
уч.
уч.
уч. года уч.
года
года
года
22

_
_
_
_
_

Третий год
обучения
Начало Конец
уч. года уч.
года

1.Организационноволевые качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
2.Ориентационные
качества:
2.1.Самооценка
2.2.Интерес к
занятиям в детском
объединении
3.Поведенческие
качества:
3.1.Конфликтность
3.2.Тип
сотрудничества
4.Личностные
достижения
учащегося

Методическое обеспечение:
• специально оборудованный кабинет для занятий;
• музыкальные инструменты
• пульты для обеспечения чтения нотных текстов
• - технические средства обучения: аудио, видео аппаратура, CD/DVD
диски и т. д.;
• зал для проведения праздников и концертов;
• дидактический и раздаточный материал; нотный материал (партитура,
партии);
• пособия, таблицы;
• комплект методической и теоретической литературы в соответствии с
направлениями деятельности.
Список литературы
1. Бублей С. Детский оркестр.- Л., 1983.
23

2. Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.,
1986.
3. Гардеева И. Ступени мастерства домриста. Екатеринбург, 2000.
4. Дорожкин

А.В.

Программа

работы

оркестра

русских

народных

инструментов. М.: 1995.
5. Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов. -М.: Музыка, 1982.
6. Круглов В.П. Искусство игры на домре. М.: Композитор, 2001.
7. Лаптев И. Оркестр в классе. Вып.3 – М.,1994.
8. Мироманов В. И. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на
трехструнной домре. М.: Кифара, 2003
9. Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей
народных инструментов. Минск, 2000.
10. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. – М.:
1997.
Список литературы,
рекомендуемый родителям и детям

1.

Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.: 2000.

2.

Буурыкина М. Хрестоматия домриста. 1-3 класс. М.:, 2003 г.

3.

Васильев Ю., Широкова А. Рассказы о русских народных инструментах.-

М., 1986.
4.

Глейхман В. Хрестоматия балалаечника. М.: 1997 г.

5.

Григорьева Н.. Русские народные песни, игры, загадки. Для детских

фольклорных ансамблей. – С., 1996.
6.

Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М.: 1995г.

7.

Евдокимова В. «Хрестоматия домриста». М.: 1984г.

8.
9.

Колпакова Н. На Буяне, славном острове. – М.: Детская литература, 1976.
Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: аудиокассеты. – М.:

1997.
24

10.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: аудиокассеты. –
М., 1997.

11.

Репертуарная тетрадь домриста (выпуск 1). М.: 1982г.

12.

Потапова А. Домра. Учебное пособие». М.: 2003.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».