Карандаши

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Карандаши»
Возраст обучающихся 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования
Меньшикова Елена
Леонидовна

г. Екатеринбург, 2023 г.

I.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Карандаши»

разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность – художественная.
Творческая личность — это достояние всего общества. Рисуя, вырезая
и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для
себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Однако
субъективная ценность, как средство творческого роста, значима не только
для конкретного индивида, но и для общества.
Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного
образования помогают ребенку раскрыть в себе эту «творческую личность»,
открыть для себя разноцветье мира и способствуют формированию новых
способов взаимодействия с ним.
Актуальность
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка. В
процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные
чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если
что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед
ними.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию

способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 №745 2022 год в России
объявлен Годом культурного наследия народов России. В учебнотематическом плане программы Изостудии «Семицветик» предусмотрен
блок тем, посвященный изучению и популяризации народного искусства
(гжель, хохлома, городецкая роспись).
Отличительные особенности
Основной спецификой настоящей программы является системное
объединение

двух

направлений:

прикладного

творчества

изобразительного

обучающихся.

Это

и

декоративно-

обеспечивает

единую

направленность и координацию деятельности педагога и воспитанников,
позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс,
дает большие возможности в самореализации и личностном развитии
каждого ребенка.
Данная программа является составительской. Она разработана на
основе программ художественного воспитания и обучения О. Л. Ивановой и
Т. В. Калининой, авторской программы А. В. Шестаковой «Росток»,
комплексной программы «Планета искусств» МБУ ДО ДДТ им. Е.Е.
Дерягиной.
Адресат программы
Программа рассчитана на дошкольников и младших школьников 6-7
лет и реализуется в течение одного года

обучения в учреждении

дополнительного образования. В группу зачисляются все желающие, не
зависимо от художественных способностей.
Программа

построена

с

учетом

возрастных

психофизических

особенностей. Данный возраст характеризуется проявлением активности,
инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом,
и изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями
на основе новых впечатлений. Старший дошкольник активно интересуется
предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую
любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие его объекты,
стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети 6-7 лет могут устанавливать взаимосвязи между природными
явлениями, переход объекта из одного состояния в другое: почему желтеют
листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более
высокой

степенью

изобразительной

овладения
деятельности

различными
и

видами

проявлением

художественнохудожественных

способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается
зрительная память детей, представление и воображение ребенка.

В изобразительной деятельности у ребенка развивается чувство цвета,
пространства,

материала,

закладываются

предпосылки

к

развитию

художественно-образного мышления. Яркие впечатления от просмотра
картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в живописнотворческих работах. Дети старшего дошкольного возраста обладают более
устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В
этом возрасте они часто принимают на себя роль «мастера», «художника»,
«скульптора».
В рисунках дети данного возраста могут свободно передавать
характерные признаки предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции.
Движения руки становятся более уверенными, точными и осмысленными.
Старшие дошкольники могут осознанно подбирать изобразительные средства
выражения для передачи настроения и состояния предметов и явлений.
Число детей одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек.
Режим занятий
Занятия проходятся 1 раз в неделю по два академических часа.
Продолжительность одного занятия – 30 минут (один академический час),
перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2
часа.
Объем программы
Учебный (тематический) план рассчитан на 70 часов и должен быть
освоен в течение 1 года, при условии занятий: 1 раз в неделю по 2
академических часа.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Основной формой обучения
являются учебные занятия. Процесс обучения строится с использованием
разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и сохранить живой
интерес у детей.

Итогом

обучения

является

выполнение

творческих

работ

на

предложенную тему, в которой ребенок может применить полученные
знания и умения.
Уровень сложности программы
Уровень программы «стартовый», так как она ориентирована на детей
любого уровня начальной подготовленности, предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения

содержания

программы.
Формы обучения –

очная.

Виды занятий – беседа, опрос, практической занятие, экскурсия,
открытое занятие.
Формой подведения итогов реализации программы является
выставка работ обучающихся.
1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель программы - развитие творческих способностей детей и
формирование минимальных изобразительных навыков путем изучения
различных техник изобразительного искусства и создания работ по образцу,
а также приобщение обучающихся к мировому культурному наследию.
Задачи программы
Обучающие:
- Познакомить с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними,
обучение

детей

использованию

выразительных

возможностей

цвета

сознательно;
- Познакомить с универсальным «языком» искусства - средствами
художественной, образной выразительности;
- Познакомить с правилами техники безопасности при работе с
инструментами.
Развивающие:

- Развить творческие способности обучающихся;
- Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- Развить эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов;
- Развить способности ребенка к самовыражению;
- Развить навыки работы с различными инструментами.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни;
- Воспитывать в детях самостоятельность;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- Развить взаимопонимание между участниками образовательного
процесса по решению конкретных задач.
№

1.3. Учебный тематический план
Название темы
Количество часов

п./

Всего

Формы

Теория Практика аттестации/

п.

контроля
Раздел I. «Осеннее приключение»

1.

Вводное занятие.

2

2

-

беседа,
педагогическое
наблюдение

2.

Осенний натюрморт с

2

0,5

1,5

арбузом.
3.

Итальянский пейзаж.

педагогическое
наблюдение

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

4.

Пицца

2

2

педагогическое
наблюдение

5.

Тигр в джунглях

2

1

1

педагогическое
наблюдение

6.

Посещение выставки.

2

2

Беседа

Раздел II «Зимние каникулы»
1.

Волшебный

город.

2

2

Разноцветные домики
2.

Окно. Наличники

педагогическое
наблюдение

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

3.

Китайский фонарик

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

4.

Пейзаж. Исландия

2

5.

Венецианский карнавал

2

2

6.

Снегири на окне

2

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

7.

Подготовка к участию в

2

-

2

тематических выставках.
8.

Птица

Сирин.

педагогическое
наблюдение

2

2

-

Беседа

Посещение выставки.
Раздел III. «Мир вокруг нас»
1.

Портрет в Египетском

2

0,5

1,5

стиле.
2.

Амфоры.

педагогическое
наблюдение

2

2

педагогическое
наблюдение

3.

Портрет викинга.

2

1

1

педагогическое
наблюдение

4.

Самовар. Натюрморт.

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

5.

Мама лама.

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

6.

Кит.

2

7.

Тукан.

2

2
0,5

1,5

педагогическое

наблюдение
8.

Японский пейзаж.

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

9.

Зенарт. Индийский слон

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

10. Африканская маска.

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

11. Жители Австралии.

4

2

2

педагогическое
наблюдение

Раздел IV. «Путешествие в мир фантазий»
1.

Матрешка.

2

1

1

2.

Кактусы.

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

3.

Пейзаж с тюльпанами.

2

2

педагогическое
наблюдение

4.

Бамбук и панда.

2

0,5

1,5

педагогическое
наблюдение

5.

Попугаи.

2

2

педагогическое
наблюдение

6.

Обитатели океана.

4

4

педагогическое
наблюдение

7.

Портрет.

2

2

педагогическое
наблюдение

8.

Изготовление стикеров.
Посещение

2

1

1

70

18

52

выставки.

Праздник красок.
Итого

1.4. Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел I. «Осеннее приключение»

Беседа

Освоение

приемов

работы,

основ

цветоведения.

Знакомство

с

различными материалами и инструментами.
Раздел I. Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с группой. Обучение организации рабочего места.
Знакомство с материалами для работы, правила работы с ними. Правила
поведения в ДДТ, во время учебного процесса. Техника безопасности.
Раздел I. Тема 2. Осенний натюрморт с арбузом.
Теория: Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление понятий:
теплые цвета, фон. Освоение приемов живописи. Повторение приемов
работы кистью.
Практика: Составление декоративной композиции. Работа акварелью.
Раздел I. Тема 3. Итальянский пейзаж.
Теория: Знакомство с понятием пейзаж. Закрепление понятий: теплые
цвета, фон, перспектива, композиция.
Практика: Составление художественного образа. Работа акварелью.
Совмещение различных техник в одной работе.
Раздел I. Тема 4. Пицца
Теория: Знакомство с техникой исполнения «Коллаж». Выразительные
возможности бумаги. Закрепление понятий: теплые цвета, композиция.
Практика: Выполнение работы в технике «Коллаж» Работа с бумагой.
Раздел I. Тема 5. Тигр в джунглях.
Теория: Закрепление техники исполнения «Коллаж». Закрепление
понятий: теплые цвета, фон, симметрия, композиция.
Практика: Составление художественного образа. Работа с бумагой.
Работа линерами. Совмещение различных техник в одной работе.
Раздел I. Тема 6. Посещение выставки.
Теория: Знакомство с работами.
Практика: Обсуждение работ.
Раздел II. «Зимние каникулы»

Графика. Линия, штрих, пятно, простые геометрические формы. Основы
перспективы.
Раздел II. Тема 1. Волшебный город. Разноцветные домики.
Теория: Знакомство с понятием эскиз. Выразительные возможности
линий, пятен и цвета. Повторение способов работы кистью.
Практика: Формирование навыка смешения цветов и получение
большого количества оттенков. Создание композиции на заданную тему.
Раздел II. Тема 2. Окно. Наличники.
Теория: Знакомство с народными традициями. Обереговая функция
орнамента.

Знакомство

с

материалами

акрил,

восковые

мелки.

Выразительные возможности сочетаний различных материалов при создании
композиции.
Практика: Изображение наличника. Работа в технике «Аппликация».
Работа линерами. Совмещение различных техник в одной работе.
Раздел II. Тема 3. Китайский фонарик.
Теория: Закрепление понятия композиционный центр. Знакомство с
техникой исполнения «Двойной мазок».
Практика: Введение в работу белил. Закрепление навыков получения
оттенков цвета.
Раздел II. Тема 4. Пейзаж. Исландия.
Теория: Закрепление понятий пейзаж, перспектива, разноплановость.
Практика: Работа гуашью. Закрепление навыков получения оттенков
цвета, формирование навыков работы кистью.
Раздел II. Тема 5. Венецианский карнавал.
Теория: Закрепление понятий композиция, композиционный центр.
Практика: Работа фломастерами. Закрепление навыков получения
оттенков цвета, формирование навыков работы фломастерами.
Раздел II. Тема 6. Снегири на окне.
Теория: Закрепление понятий холодные цвета, фон. Знакомство с
техникой исполнения «Витраж».

Практика: Введение в работу белил. Закрепление навыков получения
оттенков цвета.
Раздел II. Тема 7. Подготовка к участию в тематических выставках.
Практика: Подготовка работ к выставке. Обучение оформлению выставочных работ. Самостоятельная работа.
Раздел II. Тема 8. Птица Сирин. Посещение выставки.
Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его
историческим корням.
Практика: Обсуждение работ.
Раздел III. «Мир вокруг нас»
Декоративное рисование. Знакомство с традициями разных стран.
Рисование в разных техниках.
Раздел III.Тема 1. Портрет в египетском стиле.
Теория: Знакомство с изображением человека в Древнем Египте.
Практика: Отработка приемов рисования. Работа над сложной
композицией, насыщенной мелкими деталями.
Раздел III.Тема 2. Амфоры.
Теория: Выразительные возможности графики. Знакомство с техникой
«Граттаж».
Практика: Выполнение композиции восковыми мелками и акварелью.
Раздел III.Тема 3. Портрет викинга.
Теория: Закрепление понятия «портрет». Изображение характерного
героя.
Практика: Создание портрета с усложненным изображением.
Раздел III.Тема 4. Самовар. Натюрморт.
Теория: Закрепление понятия «натюрморт». Знакомство с росписью
«Хохлома». Выразительные возможности ограниченной палитры цвета.
Практика: Создание композиции. Выполнение орнамента хохломской
росписью.

Раздел III.Тема 5. Мама лама.
Теория: Знакомство с понятиями сувенир, открытка.
Практика: Изображение животных.
Раздел III.Тема 6. Кит.
Теория: Знакомство с техникой исполнения «Пластилиновая живопись».
Освоение приемов лепки. Техника безопасности при работе стекой.
Практика: Создание работы в технике «пластилиновая живопись».
Раздел III.Тема 7. Тукан.
Теория: Повторение свойств пластилина, основных приемов лепки:
скатывание, раскатывание. Закрепление правил техники безопасности при
работе стекой.
Практика: Создание композиции в технике «пластилиновая живопись».
Раздел III.Тема 8. Японский пейзаж.
Теория: Знакомство с понятием «Архитектура». Изучение пропорций.
Практика: Создание пейзажа. Создание выразительного образа цветом,
линией. Работа акварелью.
Раздел III.Тема 9. Зенарт. Индийский слон.
Теория: Знакомство с техникой исполнения «Зенарт». Освоение
геометрического и растительного орнамента. Понятия: линия, ритм,
симметрия, центр.
Практика: Роспись акриловыми красками.
Раздел III.Тема 10. Африканская маска.
Теория: Знакомство с техникой «Пуантелизм». Техника безопасности
при работе с ножницами.
Практика: Создание маски. Закрепление навыка вырезания. Создание
выразительного образа линией. Работа гуашью, линерами.
Раздел III.Тема 11. Жители Австралии.

Теория: Знакомство с новым приемом работы – монотипией.
Закрепление понятий графики: линия, штрих, пятно. Пропорции фигуры
животных.
Практика:

Наброски

животных

по

памяти

и

представлению.

Закрепление навыка рисования животных. Изображение от пятна. Создание
выразительного образа цветом, линией. Работа гуашью.
Раздел IV. «Путешествие в мир фантазий»
Введение понятий: передний и задний план, линия горизонта,
симметрия, асимметрия.
Раздел IV. Тема 1. Матрешка.
Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его историческим корням. Традиции празднования Пасхи.
Практика:

Закрепление

навыков

получения

оттенков

цвета,

формирование навыков работы кистью (вращательные, волнообразные
движения, точечный мазок).
Раздел IV. Тема 2. Кактусы.
Теория:

Знакомство

с

понятием

«фактура».

Правила

техники

безопасности при работе с ножницами.
Практика: Работа в технике «Коллаж». Изготовление различных фактур
на бумаге.
Раздел IV. Тема 3. Пейзаж с тюльпанами.
Теория: Знакомство с понятием Красная книга. Бережное отношение к
природе. Знакомство с материалом масляная пастель. Передача ощущения
тепла с помощью цвета, постепенный переход от более холодного к более
теплому, от светлого к темному.
Практика: Закрепление приемов графики. Изображение весенних
цветов.
Раздел IV. Тема 4. Бамбук и панда.
Теория: Закрепление понятий композиция, композиционный центр.
Знакомство с материалом уголь.

Практика: Работа углем. Закрепление навыков получения оттенков.
Раздел IV. Тема 5. Попугаи.
Теория: Пропорции фигуры животных. Преобразование литературных
образов в зрительные.
Практика: Изображение животных по памяти и представлению.
Закрепление навыка рисования животных. Выбор техники исполнения
предоставляется обучающимся.
Раздел IV. Тема 6. Обитатели океана.
Теория: Пропорции фигуры морских животных. Передача образа и
характера героя через цвет и форму.
Практика: Создание фантазийного образа обитателя моря в рисунке.
Морской пейзаж (пластилиновая живопись). Обитатели моря (объемное
моделирование). Выбор материалов и техники исполнения предоставляется
обучающимся.
Раздел IV. Тема 7. Портрет
Теория: Закрепление понятия портрет.

Знакомство с понятием

«хуманизация»
Практика: Составление художественного образа. Работа гуашью.
Совмещение различных техник в одной работе.
Раздел IV. Тема 8. Изготовление стикеров. Посещение выставки.
Праздник красок.
Теория: Знакомство с понятиями «стикер», «каваи». Знакомство с
творчеством своих коллег.
Практика: Изготовление стикеров. Обсуждение работ.
1.5.

Планируемые результаты.

Предметные:
- Познакомятся с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними,
-Научатся
сознательно;

использовать

выразительные

возможности

цвета

- Познакомятся с универсальным «языком» искусства - средствами
художественной, образной выразительности;
- Познакомятся с правилами техники безопасности при работе с
инструментами.
Метапредметные:
- Разовьются творческие способности обучающихся, художественный
вкус, фантазия, изобретательность;
- Сформируется эстетическое восприятие художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов;
- Сформируется способности ребенка к самовыражению;
-

Сформируются

безопасные

навыки

работы

с

различными

инструментами.
Личностные:
- Сформируется мотивация к активному познанию жизни;
- Разовьется самостоятельность;
- Сформируется художественный вкус и чувство гармонии.
- Разовьется способность к взаимопониманию между участниками
образовательного процесса по решению конкретных задач.

II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
ДООП «Карандаши» на 2023-2024 учебный год.
Основные
характеристики
2.1.

образовательного процесс
Количество учебных недель

35

Количество учебных дней

35

Количество часов в неделю

2

Количество часов в учебном году

70

Недель в I полугодии

16

Недель во II полугодии

20

Начало занятий

1 сентября

Каникулы

отсутствуют

Выходные дни

4-6 ноября, 31 декабря-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая

Окончание учебного года
2.1.

31 мая

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходим кабинет, оборудованный партами и
стульями,

доской,

шкафами

для

хранения

пособий

и

материалов,

осветительными приборами.
Материалы, необходимые для реализации программы:
•

гуашевые и акварельные краски, акрил;

• кисти художественные разных номеров (натуральные и синтетика);
• восковые мелки, карандаши акварельные и чернографитовые;
• фломастеры, маркеры, линеры;
• уголь, пастель сухая и масляная;
• ватман, цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для
маркеров, бумага для пастели;

• ластик;
• стаканы для воды;
• палитры;
• ножницы;
• клей-карандаш;
• пластилин;
• стеки.
Информационно-методическое обеспечение
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
№ п/п

Название

Количество

Информационно-дидактические материалы
1

Муляжи овощей и фруктов

25

2

Искусственные цветы

15

3

Засохшие цветы и травы

23

4

Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, 43
кружки, корзины, деревянные ложки и пр.)

5

Однотонные драпировки

10

6

Драпировки с рисунком

7

7

Трафареты для орнамента

13

В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения,
при выполнении этих упражнений идет формирование умений и навыков
художественной деятельности.
Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения, при
этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и
навыки художественной деятельности и создает уникальные визуальные
образы.
Часть

заданий

требует

максимального

проявления

творческой

индивидуальности ребенка: выбор способа изображения, если дана тема –

или, наоборот, темы, если в систему ограничений входит тот или иной
художественный прием.
На занятиях по данной программе используются:
• восприятие явлений действительности (репродукции, плакаты,
книги);
• изучение художественного наследия;
• обсуждение работ товарищей, результаты

собственного

кол-

лективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
• прослушивание музыкальных или литературных произведений
(народных, классических, современных).
При

программировании

деятельности

объединения

учитываются

возрастные особенности детей.
Основным видом деятельности для дошкольника является игра.
Изобразительная деятельность объединяет игровые и познавательные
мотивы. Роль педагога состоит в том, чтобы через игровую деятельность
поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он
живет, и формировать потребность выражения своего отношения к этой
реальности.
Кадровое обеспечение
Педагог
должен

иметь

дополнительного
высшее

образования

профессиональное

реализующий
образование

программу

или

среднее

профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и

направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
- Беседа (Приложение № 1);
- Педагогическое наблюдение (Приложение № 2);
- Выставка (Приложение № 3).
Для оценки знаний, умений и способностей обучающихся используется
«диагностика наблюдений индивидуального художественно-эстетического
развития детей» (Приложение № 4).

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога
1. Беда Г.И. Основы изобразительной грамоты. - Москва: Просвещение,
2000. - 188 с.
2. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. - Москва:
Искусство, 2005. - 78с
3. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - Москва: Просвещение,
2005. - 192с.
4. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей. - Москва: Просвещение,
2006.
5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая
психология на каждый день. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 336с
6. Кузин В.С. Психология. - Москва: Высшая школа, 2002. - 256с.
7. Кузин Г.В. Наброски и зарисовки. - Москва. 2000.
8. Лункевич Л.В. Рисование для детей дошкольного возраста. Назрань. 2007.
9. Мосин И.Г. Рисование. - Екатеринбург.: ТОО У-Фактория, 2005.
10. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. - Москва: Просвещение, 2007. 238 с.
11. Порудоминский В. Счастливые встречи. - Москва: Малыш, 2000. 79 с.
12. Популярная художественная энциклопедия. - Москва: Советская
энциклопедия, 2006. - 431с.
13. Русские народные сказки и песенки. - Москва. 2004.
14. Русские детские сказки. - Москва. 2005.
15. Сиповский В.Д. Родная старина. - Нижний Новгород.: Нижний
Новгород, 2004. - 255 с.
16. Стасевич Искусство портрета. - Москва: Просвещение, 2012. - 80 с.

17. Шевчук Л.Б. Дети и народное творчество. - Москва: Просвещение,
2005. - 128 с.
18. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс:
учимся рисовать с нуля шаг за шагом. - Москва: Эксмо, 2014. – 80 с.
19. Энциклопедия для малышей. Царство животных. - Москва: Оникс
21 век, 2004.
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки. - Москва, 2007.
2. Джелберт В. Нарисуй цветы акрилом по схемам: Ты – художник!
- Москва: Контэнт, 2017.
3. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей. - Москва, 2006.
4. Лоури Арнольд Техника акварельной живописи для начинающих.
Ты– художник! - Москва: Контэнт, 2017.
5. Перт Ф. Нарисуй цветы в стиле модерн акварелью по схемам: Ты
– художник! - Москва: Контэнт, 2017
6. Рудакова И. Подарки к Новому году. - Москва, 2006.
7. Русские детские сказки. - Москва 2005.
8. Русские народные сказки и песенки. - Москва 2004.
9. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей.
Натюрморт. Портрет. Пейзаж. - Москва: АСТ. Астрель, 2010. – 141с.
10.Энциклопедия для малышей. Царство животных. - Москва, 2004

Приложение № 1
Список примерных вопросов для проведения бесед с обучающимися
Вводное занятие:
11.Почему ты выбрал именно этот кружок?
12.Что ты больше всего любишь рисовать?
13.Чем ты больше всего любишь рисовать? Любимый материал?
14.Нравится ли тебе работать с пластилином?
15.Умеешь ли ты вырезать ножницами?
16.Чему ты хочешь научиться в этом кружке?

Посещение выставки
1. Чему была посвящена тема выставки?
2. Что тебе больше всего запомнилось на выставке?
3. Какие эмоции вызвали у тебя экспонаты выставки?
4. Какая работа вызвала у тебя наиболее сильные эмоции?
5. Понравилась ли тебе выставка?
6. Хотел бы ты повторить какую-нибудь работу?
Праздник красок
1. Что вам запомнилось больше всего?
2. Какая твоя работа, из нарисованных за год, самая любимая?
3. Какой урок был самым веселым?
4. Какая работа других ребят понравилась тебе больше всего?
5. Какими материалами тебе понравилось работать больше?
6. Будешь ли ты дальше заниматься рисованием?

Приложение № 2
Наблюдаемые параметры
За время обучения обучающиеся должны приобрести практические
навыки:
- знает технологию изображения фонов и объектов природы;
- распознает очередность выполнения этапов при рассмотрении любой
работы;
- умеет гармонично, композиционно точно выполнять рисунок;
- знает верные способы передачи объёма и перспективы;
- правильно выполняет технологические операции;
- аккуратно выполняет работу гуашью;
- имеет высокую скорость выполнения работ;
- соблюдает правила техники безопасности на занятиях.

Приложение № 3
Требования к оформлению выставочных работ

Для предоставления обучающимся работы на выставку она должна
соответствовать следующим требованиям:
- интересное цветовое решение
- интересное композиционное решение
- аккуратность выполнения работы
- соответствие заданной тематике

Приложение № 4
Диагностическая карта наблюдений индивидуального художественноэстетического развития детей
Дата проведения ____
№

Приобщение к
искусству

Разделы

Ф.И. ребенка

Изобразительная деятельность

Знает виды
народного,
изобрази т.
искусств а,
архитектуры,
умеет
выделять
особенности,
передавать их
в худож.
деятельности

Знаком с
произведени
ями
живописи,
художникам
и
иллюстратор
ами детской
книги

Знает
приёмы
работы с
бумагой и
картоном,
с
природны
м
материало
м

н/г

н/г

н/г

к/г

к/г

к/г

Создаёт
индивидуаль
ные и
коллективные
рисунки,
сюжетные и
декоративные
композиции,
используя
разные
материалы и
способы
создания в
т.ч. по
мотивам
народноприкладного
творчества

н/г

к/г

Владеет
навыками
рисования,
лепки
предметов,
передавая
форму,
величин у,
пропорции
частей;
правильно
держит
карандаш,
кисть

Правильно
держит
ножницы,
использует
разнообразны
е приёмы
вырезания

н/г

н/г

к/г

к/г

Итогов
ый
показат
ель по
каждом
у
ребёнку
(среднее
значени
е)

н/г

высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 24-19 баллов Средний уровень – 18-8 баллов
Низкий уровень - 7-0 баллов

Преподаватель:_______ /___________________/

к/г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».