ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. ЕКАТЕРИНБУРГАИМ. Е.Е. ДЕРЯГИНОЙ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Инструментальная музыка» (Стартовый уровень) Возраст обучающихся: 8-15 лет Срок реализации: 5-7 лет Автор-составитель программы: Педагог дополнительного образования Казарманова Лолия Анатольевна Екатеринбург, 2023 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Инструментальная музыка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность – художественная. Занятия музыкой в системе дополнительного образования способствуют раскрытию творческих способностей, обретению самостоятельности в социуме, а также формированию новых способов общения по интересам. Формируют культурные и моральные ценности человека. Актуальность Принеобычайно высоком техническом прогрессе общества ощущается недостаток внимания к «живой» музыке. Актуальность программы заключается в ее общедоступности для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на музыкальном инструменте. Программа предполагает последовательность и поступенность музыкального развития обучающихся с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них, создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Данная программа направлена приобщение воспитанников к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития. Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 №745 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. В учебнотематическом плане программы студии «Инструментальная музыка» предусмотрен репертуар, посвященный изучению и популяризации народного искусства (музыки связанной с народным музыкальным творчеством разных народов). Новизна программы заключается в возможности обучения детей с разными музыкальными способностями. Учебно-тематический план предполагает учёт индивидуальных возможностей ребёнка, его возрастных и психологических особенностей. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность – в разнообразии видов деятельности детей и подростков в условиях школы, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через участие в концертной деятельности. В процессе освоения программы, и участии в ансамбле у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, основ сценического мастерства, учащиеся глубже узнают историю музыкальной культуры. А также, ансамбль помогает в воспитании чувства коллективизма и личной ответственности за общее дело, воспитание терпимости, взаимопомощи, умение строить взаимоотношения с людьми. Отличительной особенностью данной программы является её универсальность, где каждый ребёнок может проявить себя, где все достижения каждого участника коллектива признаются, являются значимыми и ценными. а) программа рассчитана для детей разного возраста, начиная с младшего школьного периода до окончания школы (без ограничений, в том числе не имеющих музыкальной подготовки), желающих получить навыки владения музыкальными инструментами. б) репертуарная программа строится по принципу – от простого к сложному, а также предполагается использование музыки разных жанров, стилей и направлений в) теоретическая часть программы строится на изучении азов музыкальной грамоты, умения прочтения текста музыкальными знаками, изучение терминологии и умение её применить. г) важная составляющая при работе с музыкальным материалом - умение воплотить характер, выразить художественный образ, зрелищность и музыкальную культуру исполнительства. д) программа уделяет большое внимание коллективному музицированию, что помогает созданию чувства коллективизма и комфорта среди хорошо знакомых детей. Адресат Программа рассчитана на детей 8-15 лет. В группу зачисляются все желающие не зависимо от музыкальных способностей. Программа построена с учётом индивидуальных особенностей детей и предполагает доступность (с учетом возрастных и психологических особенностей), заинтересованность, комплексность, системность и наглядность, последовательность, индивидуальность, преемственность (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала). Количество обучающихся в группе- 10-15 человек. Срок реализации Срок реализации программы 5-7лет. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа, перерыв между занятиями 5 минут. Общее количество в неделю – 6 часов Объём и срок освоения программы Учебный план рассчитан на 216 часов в один учебный год. Программа рассчитана – минимум на 5, максимум на 7 лет обучения. Основной формой обучения являются учебные занятия. Процесс обучения строится с использованием разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и сохранить живой интерес у детей. Форма обучения: групповая (малыми и сводными группами) Виды занятий – беседы, творческие задания, самостоятельная работа, репетиционная работа, слушание и обсуждение музыки, посещение концертов, концертная деятельность. Формы подведения результатов: Промежуточный контроль - наблюдение и прослушивание в процессе занятий, самостоятельная исполнительская деятельность. Итоговый контроль - выступления на открытых занятиях, праздничных мероприятиях, отчетном концерте, на различных районных и городских праздниках, различного уровня конкурсах и фестивалях. Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы обучения в одной образовательной организации. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы • Создание условий для развития личности ребёнка, приобщение к миру музыки через обучение на музыкальных инструментах • Приобретение новых знаний, навыков, умений в области инструментального музыкального искусства • Раскрытие творческого потенциала, развитие музыкального вкуса, музыкального мышления, расширение музыкальных знаний • Умение работать и общаться в коллективе, понимать значимость каждого участника в отдельности. Задачи: Обучающие задачи: • Приобретение и развитие определённых знаний, умений и навыков игры на музыкальных инструментах, позволяющих грамотно исполнять музыкальные произведения • Освоение обучающимися необходимыми теоретическими и практическими знаниями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности (нотная грамота, теория музыки, терминология, техника) • Развитие техники исполнения и музыкальной выразительности • Овладение навыками и методами самостоятельной работы с музыкальным инструментом и игры в ансамбле • Изучение истории музыки, стилей, жанров, направлений Развивающие задачи: • Развитие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, артистизма; • Развитие музыкального вкуса, художественно-образного мышления; • Развитие слушательской и исполнительской культуры • Расширение кругозора детей, эмоциональности и выразительности Воспитательные задачи: • Воспитание вкуса на лучших образцах мировой музыкальной культуры; • Формирование культуры общения и поведения в социуме; • Формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности • Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; Уровень программы: стартовый, так как она ориентирована на детей любого уровня начальной подготовленности и природных способностей, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала. 1.3. Учебный тематический план Раздел/тема Формы Количество аттестации/ часов тео прак всег контроля рия тика о Раздел I – Теория музыки и Основы исполнительской техники Музыкальны 1 Общая культура музыкальных 38 й дневник познаний Педагогичес 2 Теория музыки кое 3 114 наблюдение Теоретические основы игры на музыкальном инструменте 4 76 Развитие исполнительского аппарата Раздел II - Практическое музицирование и Основы ансамблевого мастерства 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 6.1 6.2 6.3 7 Практическое музицирование - Изучение музыкальных произведений - отработка технических сложностей. - воплощение музыкального замысла - средства художественной выразительности Основы ансамблевого мастерства - Репетиционная работа. - Отработка навыков исполнительского мастерства в ансамбле. - Отработка концертного исполнения репертуара ансамбля. Основы сценического мастерства Педагогичес кое наблюдение 38 114 Педагогичес кое наблюдение 76 Структура программы Программа предусматривает поэтапное обучение школьников игре на музыкальном инструменте исполнительства. Учебный и овладение материал, искусством предусмотренный ансамблевого программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данная программа направлена на приобщение детей к практической музыкальной культуре, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей. 1 ступень (первый год обучения) – приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с базовыми приемами звукоизвлечения и приёмами исполнения 2 ступень (второй-третий год обучения) - закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.Совершенствование техники игры музыкальном инструменте, расширение технических исполнительских навыков в ансамбле, знакомство и освоение с новыми приемами игры, освоение сценического мастерства. 3 ступень (четвёртый и последующий годы обучения) – знакомство и освоение сложных технических исполнительских возможностей, освоение приёмов, крупных совершенствование форм музыкальных произведений, освоение и исполнение разно жанровой музыки, знакомство и практическое освоение высокохудожественной музыки из числа шедевров музыкальной культуры (вне зависимости от стиля (классика, народная музыка, и др.). Совершенствование форм ансамблевого исполнительства. Совершенствование техники игры и средств художественного воплощения музыкального материала. Содержание изучаемого курса Общая культура музыкальных познаний Теория: - знакомство с историей музыки, биографиями композиторов, исполнителей, историей создания исполняемых произведений, сведения об исполнителях прошлых лет и современности по средствам ведения музыкального дневника. Практика: Видеопросмотры, слушание и анализ музыки - современные интерпретации и классическое исполнения в современных условиях по средствам слушания музыки, просмотров видео, знакомство с лучшими исполнениями. Сравнительный анализ и собственное эмоциональное восприятие прослушанного, увиденного и самостоятельно исполненного по средствам бесед, рассуждений. Теория музыки Теория: Изучение основ нотной грамоты, элементарная теория музыки. Музыкальная грамота - терминология, основы прочтения нотного текста. Обозначения и терминология средств художественной выразительности. Теоретические основы игры на музыкальном инструменте Теория: Терминология, правила и понятия технических обозначений – обозначения, терминология, прочтение, применение аппликатуры, приёмов игры, исполнительских позиций, исполнительских штрихов, обозначение прочтение, правила применения. Обозначение, прочтение и трактовка средств художественной выразительности, музыкальных нюансов Развитие исполнительского аппарата (работа над основными техническими навыками игры на музыкальном инструменте) Теория: Базовые, основополагающие, комбинированные и эпизодические приёмы исполнения – их многообразие, природа, техника и технология выполнения. Практика: - Постановка исполнительского аппарата. Развивающая техника формирование навыков и опыта использования и владения приёмами исполнения, по средствам различных упражнений. Техническая динамика воспитание навыка культуры звукоизвлечения, голосоведения, баланса звука по средствам упражнений и этюдов. Упражнения на отработку приёмов и этюды на развитие техники. Чтение с листа – развитие и закрепление знаний и навыков работы с нотным текстом (точность прочтения и исполнения нотных текстов, вне нотных обозначений, определение и применение приёмов исполнения) Практическое музицирование Практика: Изучение музыкальных произведений - разбор и детальное изучение музыкальных произведений – подбор и выполнение исполнительских приёмов, штрихи, структура, ритмическое построение, голосоведение – технические приёмы воплощения. Отработка технических сложностей – работа над отдельными фрагментами, проработка приёмов, техники выполнения. Достижение устойчивого точного выполнения музыкального материала. Средства художественной выразительности в исполнении произведений – мелодическое построение, фразировка, фактура, динамические оттенки, агогика, исполнительские нюансы, и др. Воплощения музыкального замысла - определение стиля и жанра исполняемой музыки, достижение характера и образа, культура звукоизвлечения, голосоведения, тембральности, технический баланс голосов, способы выполнения. Детальная проработка музыкальных произведений и общий исполнительский план. Основы ансамблевого мастерства Работа по разделу универсальна, применяется на всех этапах обучения, несёт в себе основополагающие принципы формирования и становления ансамбля на любом уровне обучения. Усложняется технический и художественный материал в зависимости от степени развития навыков, знаний и умений. Практика: - Репетиционная работа - разучивание и отработка партий - Функциональные особенности каждой партии в ансамбле. - Отработка навыков исполнительского мастерства в ансамбле - Метроритмический ансамбль - отработка навыка вступления, проведения и завершения одновременной игры, метроритмической основы произведений - Динамический ансамбль - освоение умения слышать партнеров, функциональные особенности партии, динамический баланс голосов - Фразировочный ансамбль - мелодическое проведение, построение и взаимосвязь реплик, предложений, фраз в ансамблевом звучании. Фактура и структура музыкального материала. - Штрихи, нюансы и приёмы исполнения – как основа культуры исполнительства - Отработка концертного исполнения репертуара ансамбля. Практика: - Средства художественной выразительности в ансамбле и способы воплощения - динамика, агогика, штрихи, нюансы, фразировка - Эмоциональный строй ансамбля – отличительные особенности жанра и стиля исполняемых композиций, настроение и характер музыки. - Отработка навыков сценического исполнения – выразительность, артистизм, безупречность исполнения - Основы сценического мастерства - культура сцены и подачи музыкального материала - Концертная деятельность - участие в мероприятиях школы, на конкурсах и фестивалях различного уровня Виды деятельности на репетициях ансамбля Процесс освоения содержания программы предполагает использование разнообразных видов музыкально – практической деятельности, соответствующих возрастным особенностям школьников: - Слушание музыки и просмотр видеозаписей и обсуждение. - Ансамблевые репетиции - Самостоятельные занятия Формы внеурочной деятельности - Выступление на школьных и городских мероприятиях. - Участие в конкурсах разного уровня. Формы подведения итогов реализации учебной программы Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений, обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д. Главный показатель – личностный рост каждого учащегося, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса. Выступлений различного уровня. Ожидаемые результаты. По уровню подготовки Занимаясь по данной программе, в конце каждого творческого учебного года участники приобретая новые знания, навыки и умения должны показать следующие результаты: - Самостоятельно работать над пьесой согласно уровню и этапу обучения, полученных навыков и опыта (уметь разобрать нотный текст, аппликатуру, основные исполнительские штрихи). - Применять изученные приёмы исполнения на практике (при работе и исполнении музыкальных произведений) - Читать с листа произведения с применением технических и исполнительских приёмов игры - Уметь добиваться качественного исполнительского звука - Иметь в собственном репертуаре 3-5 произведений своей сложностью, соответствующих уровню развития и подготовки ученика. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса и предполагают: - Владение практическими умениями и навыками игры на музыкальных инструментах - Владение музыкальной грамотой, терминологией, теоретическими основами, умение применить на практике. - Ориентирование в стилевых и жанровых особенностях музыки и исполняемых произведений - Способность передавать художественный образ музыкального произведения по средствам художественной выразительности. - Умение играть в ансамбле, выступать перед публикой. Владение основами сценической культуры поведения. - Применение умений, знаний и представлений в процессе самостоятельной работы над музыкальным материалом Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: - сформированность творческого образного мышления - овладение навыками коллективной деятельности (сотрудничества в процессе совместной творческой работы в команде сверстников под руководством учителя); - стремление, готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию; устойчивая мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение ставить цели; - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые творческие задачи; планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в группе II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график студии «Инструментальная музыка» на 2022-2023 учебный год Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 38 Количество учебных дней 76 Количество часов в неделю 6 (на одну группу) Количество часов в учебном году 228 Недель в I полугодии 17 Недель во II полугодии 21 Начало занятий 1 сентября Каникулы отсутствуют Выходные дни 4-6 ноября, 31 декабря-8 января, 2325 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая Окончание учебного года 31 мая 2.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий необходим кабинет, оборудованный стульями, шкафами для хранения пособий и материалов, осветительными приборами. А так же в наличии должны быть: Образовательная программа; Методические материалы и оценочные Наличие музыкальных инструментов Обучающие планшеты с теоретическим материалом, познавательной информацией Наличие музыкальных записей для прослушивания Репертуарная литература (нотный материал, муз, материал и др.) Наличие необходимой техники для работы с фонограммами и видеозаписями На занятиях по данной программе используются: • восприятие явлений действительности (фонограммы, аудио и видео); • изучение музыкального наследия; • анализ собственных творческих результатов и достижений, а так же кол- лективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; • просмотр видео выступлений музыкальных коллективов различного уровня, прослушивание музыкальных произведений (народных, классических, современных) При программировании деятельности объединения учитываются возрастные особенности детей. Основным видом деятельности для школьника является обучение. Музыкальная ансамблевая деятельность объединяет познавательные мотивы участников, побуждает к взаимодействию, взаимопомощи, а так же личной ответственности за общее дело. Роль педагога состоит в том, чтобы через коллективную деятельность поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он живет, и формировать потребность выражения своего отношения к этой реальности. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования реализующий программу должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы - Беседа (Приложение № 1); - Педагогическое наблюдение (Приложение № 2); - Концертные выступления и выступления на конкурсах и фестивалях. (Приложение № 3). Для оценки знаний, умений и способностей, обучающихся используется «диагностика наблюдений индивидуального художественно-эстетического развития детей» (Приложение № 4). Список Литературы 1.Г.М.Цыпин «Психология музыкальной деятельности. Теория и практика». Издательский центр «Академия», 2003. 2. Выготский Л.С. Психология искусства. – 3-е изд.– М., 1986. 3. В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика». Издат-во «Феникс», 2002. 4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. – М.: Глобус, 2008. 5. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1969. 6. Алексеев А.Д. Творчество музыканта – исполнителя. – М., 1991. 7. Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988. 8. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. 9. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996. 10. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М., 2004. 11. Рыбкина Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмоинтонации Автореферат дис. канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2004. 12. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании /редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр. – М.: Флинта,1999. 13. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. – М., 1973. 14. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1996. 15. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007. 16.Голубовская Н.И. «О музыкальном исполнительстве». - Л.: Музыка, 1985. Интернет-ресурсы: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=6081 http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post241997650/ http://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf http://www.perlunadetyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=6&Itemid=112 Приложение № 1 Список примерных вопросов для проведения бесед с обучающимися Вводное занятие: 1. Почему ты выбрал именно это творческое объединение? 2. Любишь ли ты слушать музыку? 3. Какие мелодии тебе нравятся? Можешь ли ты напеть знакомые мелодии? 4. Нравится ли тебе танцевать? А под какую музыку? 5. Знаешь ли ты какие-то музыкальные инструменты по названиям и как они выглядят? 6. Знаешь ли ты какие-то народные музыкальные инструменты? 7. Что, по-твоему, ТЕРПЕНИЕ и УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ТРУДИТЬСЯ? 8. Чему ты хочешь научиться в этом кружке? Посещение КОНЦЕРТА 1. Чему была посвящена тема выставки? 2. Что тебе больше всего запомнилось на концерте? 3. Какие эмоции вызвали у тебя музыкальные произведения? 4. Чем тебе запомнился музыкант, которого мы слушали? 5. Какое произведение наиболее впечатлило тебя и какое настроение оно подарило? 6. На что во время концерта ты больше всего обращал внимание? 7. Понравился ли тебе концерт? 8. Хотел бы ты в будущем научиться играть какое-либо из тех произведений что ты слышал у профессионального музыканта?? Выступление на фестивале-конкурсе и анализ своего выступления 1. Что вам запомнилось больше всего из своего выступления?? 2. Что в выступлении был наиболее удачным?? 3. А как думаешь, что-то было исполнено не очень хорошо и как можно это исправить? 4. Какое настроение подарило выступление среди множества участников? 5. Понравилось ли какое-то выступление других участников? Чем оно отличалось? Что впечатлило? Приложение № 2 Наблюдаемые параметры За время обучения, обучающиеся должны приобрести практические навыки: - знание нотной грамоты и теории музыки; - точно определяет технику исполнения, приёмы игры, темп, ритм, лего читает нотные тексты. - определяет поэтапность работы над произведением, легко апеллирует терминологией - умеет гармонично взаимодействовать в ансамбле с другими участниками, выполнять требования при исполнении композиций, не нарушая общего звучания ансамбля. - знает верные способы прочтения и передачи музыкального материала умеет быть самостоятельным в исполнении; - имеет высокую результативность освоения музыкального инструменты в рамках пройденного материала Приложение № 3 Требования к исполнению концертной программы Для участия коллектива на конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях уровень исполнительства каждого участника должен соответствовать следующим требованиям: - точное и безупречное техническое исполнение партий в ансамбле - Выполнение всех нюансов в художественном воплощении музыкального материала - Точное соответствие каждой партии ансамблевым параметрам – ансамбль динамический, агогический, фразировочный и т.д. - Выразительность и артистичность при исполнении, соответствие общему настроению ансамбля. - Владение сценической культурой, поведение на сцене и вне сцены Приложение № 4 Диагностическая карта наблюдений индивидуального художественноэстетического развития детей Дата проведения ____ № Приобщение к искусству Разделы Знает виды и жанры музыки которую слушают и играют, умеет выделять особенности характера и стили исполнения при прослушиван ии Ф.И. ребенка н/г к/г Музыкальная деятельность Знаком с произведени ями музыки, композитора ми и исполнителя ми н/г к/г Знает основы чтения музыкального текста, приёмы исполнения, соответствую щие изложенному музыкальному материалу. н/г к/г Умеет в коллективе и самостоятельн о применить освоенные знания, умеет работать с композицией в целом и фрагментарно н/г к/г Владеет навыками исполнитель ского мастерства необходимы ми для воплощения музыкально материала, отражения стиля и характера музыки. н/г к/г Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) н/г к/г высокий уровень средний уровень низкий уровень Всего % высокий уровень средний уровень низкий уровень Итоговый показатель по группе (среднее значение) Уровневые показатели: Высокий уровень – 24-19 баллов Средний уровень – 18-8 баллов Низкий уровень - 7-0 баллов Преподаватель: _______ /___________________/