Изостудия Солнечный круг

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

ИЗО - СТУДИЯ «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программах
художественной направленности
возраст обучающихся: 7-15 лет;
срок реализации: 3 года;
объем программы: 108 часов в год;
художественная направленность.

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Болтенкова Наталья Юрьевна

Екатеринбург
2023

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017

№

816

«Об

утверждении

Порядка

применения

организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ

Министерства

27.07.2022

№ 629

просвещения

«Об

Российской

утверждении

Федерации

Порядка организации

от
и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

3

общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

проектированию

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)»;
10.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических

рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием

сетевых

форм

реализации

образовательных

программ»);
11.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
13.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023
№ 87-о).
Направленность. Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность.
Актуальность. Исследования, проведенные среди детей доказывают,

4

что современный цифровой ребенок не всегда видит разницу между
реальным и виртуальным миром, и это вызывает трудности в общении и
личностной самореализации. Изобразительное искусство призвано помочь
ребенку не только познать мир, но и понять самого себя и своих сверстников.
Занятия

в

изостудии

способствуют

развитию

у

детей

творческих

способностей, удовлетворяют потребности в самовыражении, помогают
освоить первичные знания о мире пластических искусств; овладеть
умениями, навыками, способами художественной деятельности. Также очень
важен

опыт

эмоциональной

отзывчивости

и

культуры

восприятия

произведений изобразительного искусства. Кроме того, без понимания
прошлого невозможно построить полноценное будущее – здесь важно
знакомить ребят с героическим прошлым России, ее культурой, историей,
воспитывать любовь к природе и своей стране.
Согласно Указу Президента РФ от 30.12.2021 №745 2022 год в России
объявлен Годом культурного наследия народов России. В учебнотематическом плане программы «Солнечный круг» предусмотрен блок тем,
посвященный изучению искусства народов России.
Отличительные особенности. Занятия изобразительным искусством в
объединении «Солнечный круг» помогают вытеснить из сознания ребёнка
бездушный виртуальный образ, заменяя насыщенной реальной творческой
деятельностью. Ребёнок может непосредственно участвовать в создании
визуального образа мира, связанного с настоящими эмоциональными
переживаниями. Это помогает становлению таких качеств личности для
будущей полноценной жизни, как творческое мышление, умение общаться с
людьми, целеустремленность и активность. Совместная деятельность
педагога и детей строится на творческой основе, духовном равенстве и
межличностном общении.
Новизна программы. Творческое объединение изостудия «Солнечный
круг» – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих
интересов, своих увлечений, своего «я». В процессе художественной

5

деятельности ребёнку предоставляется возможность делать выбор, свободно
проявлять

свою

волю,

раскрываться

особенность от существующих

как

личность.

программ в этой

Отличительная

области

является

использование арт-терапевтических приемов, позволяющих не только
познать ребёнку самого себя, но и тактично проникнуть в мир соучастников
совместного творчества. Кроме того, при проведении совместных выставок
творческих

работ

с

родителями,

проводится

специальный

вид

взаимодействия. После каждого блока программы проходит анонимная
выставка детских работ, когда родителям предстоит найти рисунок своего
ребенка. Дети с трепетом относятся к такой выставке, а родители с особой
заботой и вниманием проникают во внутренний мир своих детей, что
помогает установлению детско-родительских отношений.
Таким образом, создаётся своеобразная эмоционально наполненная
среда увлечённых детей, в которой осуществляется «штучная выделка»
настроенных на успех романтиков и творческих детей.
Адресат. Программа адресована мальчикам и девочкам в возрасте от 7
до 15 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, должны иметь
желание заниматься изобразительным творчеством. Дети изъявляют желание
заниматься в изостудии добровольно, так как имеют личные мотивы и
интересы. Поэтому изначально проявляют способности к
умение

рисованию и

фантазировать. Никаких специальных тестов для поступления в

изостудию не проводятся.
По возрастным характеристикам детей, занимающихся в изостудии
можно разделить на три группы:
- 7-9 лет, активна функция воображения, самый сенситивный период
для фантазии, развитие речи, моторики, мышления, внимания, памяти;
ведущая деятельность – учебная, формируются новые правила общественнонаправленного поведения; количество детей в группе от 15 до 18.
- 10-12 лет, предподростковый возраст, ребёнок находится в поиске
своей

самоидентификации,

нестабильная

самооценка,

повышенная

6

утомляемость, ребёнок становится конфликтным, в этом возрасте ярко
выраженная эмоциональность, стремление найти друга; количество детей в
группе от 15 до 18.
- 13-15 лет, подростковый возраст, переходный период от детства к
взрослости. У подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость,
повышенная возбудимость, конфликтность, резкая смена настроений,
депрессивные моменты, Как следствие - снижение самооценки. С другой
стороны – возрастает самостоятельность, независимость ребёнка, стремление
к признанию своих прав со стороны других людей, чувство взрослости.
Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Главная
потребность – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в
обществе сверстников; количество детей в группе 12-15.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 академических
часа, один академический час равен 40 минутам, между занятиями
предусмотрен перерыв 10 минут.
Срок освоения
Программа объединения изостудия «Солнечный круг» рассчитана на 3
года обучения:
Первая ступень – 102 часа (7-9 лет);
Вторая ступень – 108 часов (10-12лет);
Третья ступень – 108 часов (13-15 лет).
Объем общеразвивающей программы – 318 часов.
Уровневость.
Стартовый уровень – предполагает использование общедоступных и
универсальных

форм

организации

материала

в

изобразительной

деятельности; развитие и совершенствование знаний и навыков.
Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, экскурсии на выставку.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование духовной и творческой личности

7

через художественно-изобразительную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
•

формировать изобразительные навыки;

•

обучить основам композиции.

Воспитательные:
•

воспитать чувство личной ответственности;

•

воспитать и развить художественный вкус;

•

воспитать нравственные качества по отношению к окружающим

(доброжелательность, чувство ответственности, толерантность).
Развивающие:
•

развить творческие и эмоциональные

качества у детей

средствами изобразительного искусства;
•

развить

наблюдательность,

внимательность,

творческое

воображение и фантазию через системные занятия изобразительным
искусством и знакомство с изобразительными техниками.
Цель 1-го года обучения: развитие мотивации ребёнка к познанию
окружающего мира через изобразительное творчество.
Задачи 1-го года обучения:
Обучающие:
•

формировать изобразительные навыки;

•

познакомить

с

основными

понятиями,

терминами

и

определениями в изобразительной деятельности.
Развивающие:
•

развить

любознательность,

наблюдательность,

память,

пространственные представления;
•

формировать интерес к творческой деятельности;

•

активизировать

творческую

инициативу,

воображение

фантазию;
•

формировать эстетические отношения к окружающему миру;

и

8

•

формировать навыки и

умения работы в коллективе и

определения своей роли в коллективном творческом процессе.
Воспитательные:
•

воспитать любовь

потребность

в

и бережное отношение к природе и

художественной

организации

своего

жизненного

пространства;
•

воспитать уважительное отношение к творчеству другого

человека.
Планируемые результаты 1-го года обучения
Проедметные:
•

сформируются изобразительные навыки;

•

познакомятся

с

основными

понятиями,

терминами

и

определениями в изобразительной деятельности.
Метапредметные:
•

разовьется

любознательность,

наблюдательность,

память,

пространственные представления;
•

сформируется интерес к творческой деятельности;

•

активизируется творческая инициатива, воображение и фантазия;

•

сформируется эстетические отношения к окружающему миру;

•

сформируются навыки и

умения работы в коллективе и

определения своей роли в коллективном творческом процессе.
Личностные:
•

сформируется любовь

потребность

в

и бережное отношение к природе и

художественной

организации

своего

жизненного

пространства;
•

сформируется уважительное отношение к творчеству другого

человека.
Цель 2-го года обучения: развитие личности ребенка, способного к
творческому

самовыражению,

через

овладение

изобразительными

9

техниками.
Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
• формировать

умения

в

каждом

задании

видеть

основную

композиционную идею;
• совершенствовать цветовой палитры от простых цветов к составным,
активно применяя их в своих сюжетах;
• обучить приемам воздушной и центральной перспективы.
Развивающие:
• развивать активный интерес к окружающему миру и событиям,
происходящих в нём;
• формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
• формировать навыки и умения работы в коллективе и определения
своей роли в коллективном творческом процессе.
Воспитательные:
• воспитать любовь, бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
• воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека.
Планируемые результаты 2-го года обучения
Предметные:
• сформируется

умение

в

каждом

задании

видеть

основную

композиционную идею;
• усовершенствуется умение работать с цветовой палитрой, умение
переходить от простых цветов к составным, активно применяя их в своих
сюжетах;
• обучатся приемам воздушной и центральной перспективы.
Метапредметные:
• разовьется активный интерес к окружающему миру и событиям,
происходящих в нём;
• сформируется эстетическое отношение к окружающему миру;

10

• сформируются навыки и умения работы в коллективе и определения
своей роли в коллективном творческом процессе.
Личностные:
• сформируется бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
• сформируется уважительное отношение

к творчеству другого

человека.
Цель 3-го года обучения: развитие творческой мысли ребенка,
способного к творческому самовыражению через совершенствование
изобразительных навыков и художественных приёмов.
Задачи 3-го года обучения:
Обучающие:
• формировать

умение

в

каждом

задании

видеть

основную

композиционную идею и способы ее развития;
• совершенствовать цветовую палитру от простых цветов к составным,
активно применяя их в своих сюжетах;
• совершенствовать изобразительные техники в живописи и графике;
• знать и применять приемы воздушной, угловой и центральной
перспектив.
Развивающие:
• развивать активный интерес к окружающему миру и событиям,
происходящих в нём;
• формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
• формировать навыки и умения работы в коллективе и определения
своей роли в коллективном творческом процессе.
Воспитательные:
• воспитать любовь, бережное отношение к природе и потребность в
художественной организации своего жизненного пространства;
• воспитать уважительное отношение к творчеству другого человека.

11

Планируемые результаты 3-го года обучения
Предметные результаты:
- сформируется умение последовательно рисовать; самостоятельно выбирать
материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках
пространственные отношения, не испытывая затруднений в способах работы
художественными материалами
- овладеют способами и техниками работы с художественными материалами
в зависимости от замысла творческой работы.
Личностные результаты:
- разовьются навыки сотрудничества со сверстниками в творческой
деятельности;
- разовьются нравственные, трудовые, эстетические качеств личности
ребенка;
Метапредметные результаты:
–

сформируется

умение

осознанно

использовать

образно-

выразительные средства для решения творческой задачи в зависимости от
эмоционально-идейного содержания;
- разовьется стремление к творческой самореализации и самоактуализации
средствами художественной деятельности.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении изобразительного искусства через изучение народных ремесел.
Задачи воспитательной работы:
 познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов
России;
 формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
 формировать
самостоятельную
способность
к
созданию
изображений с использованием народной росписи на базе полученных
знаний.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы с познакомились с
народными ремеслами и традициями народов России, демонстрируют
желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся

12

умеют самостоятельно создавать изображения с использованием народной
росписи в своих творческих работах.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
«Учимся смотреть, переживать, изображать»
Первый год обучения
№
п/п

Наименование тем, разделов

I.

Чем и как работает художник? 33

5,5

27,5

1.1

Введение. Кто такой художник? 3

0.5

2.5

1.2

Чем и как работают художники?

3

0.5

2.5

1.3

Учимся наблюдать, видеть,
примечать красоту вокруг
себя.
Цветоведение (основные цвета
и их оттенки)
Изображать можно и пятном.

3

0.5

2.5

3

0,5

2,5

3

0.5

2.5

Изображать можно и пятном.
Волшебные краски осеннего
дерева.
Изображать можно линией.
Изображать можно в объёме.

3

0.5

2.5

Презентация
работ

3
3

0.5
0.5

2.5
2.5

Анализ работ

Разноцветные краски осени
«Волшебный ковёр красок».
Художники и зрители.
Выставка работ.
Изображать можно то, что не
видно.
Красота окружающего мира.

3

0.5

2.5

3

0.5

2.5

3

0.5

2.5

Презентация
работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ

30

5,5

24,5

1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
II.

Кол-во часов
Всего

Формы
аттестации/
Теория Практика
контроля

Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ

13

2.1
2.2

Мир полон украшений.
3
Красоту надо уметь замечать: 3
узоры на крыльях.

0.5
1.0

2.5
2

2.3

Симметрия, симметричность.
Примеры из природы

3

0.5

2,5

2.42.5

Красоту надо уметь замечать: 6
красивые рыбы.
Аквариум.
Красоту надо уметь замечать: 6
украшения птиц.
Анималисты.
Как украшает себя человек.
3

1.0

5.0

Взаимоанализ
работ

1.0

5.0

0.5

2.5

2.92.10
III.

Создаём праздник сами. Проект. 6

1.0

5.0

Анализ работ
Презентация
работ
Анализ работ
Презентация
работ
Презентация
работ

Наследие предков.

9

1,5

7,5

3.1

3

0.5

2.5

Анализ работ

3

0.5

2.5

Анализ работ

3

0.5

2.5

Презентация
работ

15
3
3

2,5
0.5
0.5

12,5
2.5
2.5

4.3

Народные промыслы России.
Городецкая роспись,
орнамент.
Идём в музей (виртуальная
экскурсия). Третьяковская
галерея
Народные промыслы:
Филимоновская игрушка,
Дымковская, Богородская
игрушка.
Архитектурные тайны.
Искусство архитектуры
Домики, которые построила
сама природа.
Всё имеет своё настроение.

3

0.5

2.5

4.4

«Город, в котором мы живём».

3

0.5

2.5

4.5

«Город, в котором мы живём».

3

0.5

2.5

V.
5.1

«Сказочная страна».
Создание панно.

21
3

3,5
0.5

17,5
2.5

2.62.7
2.8

3.2

3.3

IV.
4.1
4.2

Анализ работ
Анализ работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ

Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ
Взаимоанализ
работ
Анализ работ
Выставкапрезентация

14

5.2

5.35.4
5.55.6
5.7

Герои сказок в произведениях
художников и народных
мастеров.
Творчество Ю.А.Васнецова.
Пропорции и форма различных
садовых цветов.
Занятие- любование. Умение
видеть.
«Здравствуй, лето!»
Итого

3

0.5

2.5

Взаимоанализ
работ

6

1.0

5

6

1.0

5

3

0.5

2.5

Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Презентация
работ

108 18,5
89,5
Содержание учебного (тематического) плана
«Учимся смотреть, переживать, изображать»
Первый год обучения.

I. Чем и как работает художник?
1.1 Введение. Кто такой художник?
Теория:

Роль

изобразительного

искусства

в

жизни

человека.

Рассматривание репродукций работ художников разных эпох (первобытное
искусство, ренессанс, готика, современное искусство) и разных стилей
(классицизм, реализм, модерн, импрессионизм).
Практическая работа: Творческое задание: Моё любимое летнее
занятие? (знакомство с интересами и с уровнем подготовленности детей).
1.2 Чем и как работают художники?
Теория: Знакомство с художественными материалами (акварель, гуашь,
акрил, пастель, графические материалы) и их разнообразием. Просмотр
репродукций в разных изобразительных техниках. Определение детских
предпочтений.
Практическая работа: Техника правополушарного рисования. Морской
пейзаж (развитие воображения и фантазии, мелкой моторики).
1.3 Учимся наблюдать, видеть, примечать красивое вокруг себя.
Теория:

Упражнения

на

внимательность

и

фантазирование.

Демонстрируются фрагменты рисунков, в которых имеются недостающие
элементы.
Практическая работа: «Мой интересный мир». Работа выполняется

15

фломастерами и маркерами, используя разные виды линий.
1.4 Цветоведение (основные цвета и их оттенки)
Теория: Понятие основных цветов. Сказка про разноцветные моря.
Понятие – палитра.
Практическая работа: Выполнение упражнений на получение цветовых
оттенков основных цветов.
1.5 Изображать можно и пятном.
Теория: Понятие и приёмы монотипии. Упражнения на развитие
воображения и ассоциативного мышления.
Практическая работа: Отражение в воде. Гуашь, прорисовка деталей.
1.6 Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего леса.
Теория: Особенности осенней палитры. Приемы смешения цвета
гуашевыми красками. Понятие «пейзаж».
Практическая работа: Освоение приёмов получения живописного
пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение
осеннего пейзажа. Ближний, средний и дальний планы.
1.7 Изображать можно линией.
Теория: Знакомство с приёмом. Разные способы работы с нитью,
добавление цвета.
Практическая работа: Изображение растений и деревьев с помощью
приёма ниткографии. Частичная прорисовка, оформление работы.
1.8 Изображать можно в объёме.
Теория:

Трансформация

плоского листа бумаги, освоение

его

возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание,
склеивание частей.
Практическая работа: создание из однотонной бумаги отдельных
предметов, цветов и деревьев.
1.9 Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок».
Теория: Знакомство с техникой пуантилизм. Известные художники –
пуантилисты. Жорж Сёра, Поль Синьяк, Писсаро, Ван Гог

16

Практическая работа: Используя осеннюю цветовую палитру, создать
творческую композицию в технике «пуантэ.»
1.10 Художники и зрители. Выставка работ.
Теория: Театрализованное занятие с использованием музыки на
осеннюю тему (дети подбирают сами), поэзии и выставкой работ на осеннюю
тему.
Практическая

работа:

Приглашаются

родители

и

старшие

родственники. Экскурсия по выставке.
1.11 Изображать можно то, что не видно.
Теория: Мысли и чувства – Как художник может справиться с этим
вопросом? Игра-эксперимент.
Практическая работа: Эксперименты с линиями и цветом по
определению чувства радости, грусти, страха, праздничного настроения.
II. Красота окружающего мира
2.1 Мир полон украшений.
Теория: Естественное и искусственное в природных украшениях
вокруг нас. Дискуссия – Что может природа и не может человек?
Практическая работа: Узоры на стекле. Паутинка. Смешанная техника
– акварель и восковые мелки
2.2 Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях
Теория: Узоры на крыльях. Человек издревле мечтал летать,
восхищаясь не только полетом,

но и красотой крыльев бабочек и птиц.

Закономерности создания узора.
Практическая работа: Сочинить бабочку или птицу, придумывая
причудливый узор на крыльях (по желанию). Цветные карандаши.
2.3 Симметрия, симметричность. Примеры из природы.
Теория: Техника ЗЕН АРТ. Особенность техники. Знакомство с
графическими приёмами, используемыми в технике ЗЕН АРТ.
Практическая работа: Создание симметричной композиции природных
элементов или существ в технике ЗЕНАРТ. Акварель, фломастеры.

17

2.4-2.5 Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум.
Теория: Многообразие подводного мира, просмотр презентации на
тему обитателей Красного моря. Техника граттаж.
Практическая работа: Изображение аквариума с экзотическими
рыбами. Техника граттаж.
2.6-2.7

Красоту

надо

уметь

замечать:

украшения

птиц.

Анималисты.
Теория:

Украшения

птиц.

Тропические

птицы.

Виртуальное

путешествие в тропики
Практическая работа: Цветовое многообразие тропических птиц.
Восковые мелки. Пастель.
2.8 Как украшает себя человек.
Теория: Знакомство с символикой русского народного костюма 18 века.
Символы в одежде мужчины и женщины. Элементы украшения.
Практическая работа: изображение русской красавицы или богатыря
(по выбору) с использованием шаблона фигуры.
2.9-2.10 Создаем праздник сами. Проект
Теория: Масленица. Знакомство с русскими народными годовыми
праздниками. Значение Масленицы, порядок празднования.
Практическая работа: Коллективная работа по подготовке к празднику:
изготовление солнца, декоративных птичек, самовара и посуды.
III. Наследие предков.
3.1 Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент.
Теория: История, материалы и цветовые характерные особенности
городецкого народного промысла. Приемы и элементы росписи.
Практическая

работа:

Упражнения.

Выполнение

росписи

на

деревянной дощечке.
3.2 Идем в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея.

18

Теория: Домашняя утварь, посуда и украшения, символика и
используемые природные материалы, представленные в Сокровищнице
Третьяковской галереи, посвященной декоративно-прикладному искусству.
Практическая работа: викторина по материалам экскурсии.
3.3 Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская,
Богородская игрушка.
Теория: Знакомство с представленными видами игрушек. Понимание
используемого материала и художественных приемов.
Практическая работа: изображение своей авторской игрушки по
мотивам понравившейся игрушки
IV. Архитектурные тайны
4.1 Искусство архитектуры.
Теория: Три принципа –

польза, прочность, красота. Виртуальная

экскурсия в Древний Египет, античность и средневековье.
Практическая работа: викторина на узнавание стилей архитектуры.
4.2 Домики, которые построила сама природа.
Теория: «Домики», в которых живут насекомые (Улитки, пчёлы,
муравьи)
Практическая работа: Создание оригинального макета домика для
осьминога. Творческая работа. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
4.3 Все имеет своё настроение.
Теория: Праздничная архитектура Антонио Гауди.
Практическая

работа:

Жилище

из

мозайки

с

определенным

настроением. Цветная бумага, ножницы, клей.
4.4 Город, в котором мы живем.
Теория: Архитектор Заха Хадид и ее

архитектурные творения.

Знакомство с творчеством мастера.
Практическая работа: Рисунок города по воображению. Смешанная
техника.
4.5 Город, в котором мы живем.

19

Теория:

Просмотр

фотографического

материала

архитектуры

Екатеринбурга разных времен.
Практическая работа: зарисовки любимых мест родного города.
V. Сказка вокруг нас.
5.1 Создание панно
Теория: Зачем человек мечтает? На кого похожи сказочные герои? У
каждого народа на Земле свои сказки? Ответы на вопросы
Практическая работа: Создание панно из любимых сказочных героев в
технике коллаж.
5.2 Герои сказок в произведениях художников и народных
мастеров. Творчество Ю.А.Васнецова.
Теория:

Творчество

Ю.А.Васнецова.

Просмотр

оригинальных

произведений.
Практическая

работа:

используя

приёмы

Ю.А.

Васнецова,

проиллюстрировать сказку «Гуси-Лебеди», выбрав понравившегося героя.
5.3-5.4 Пропорции и форма различных садовых цветов.
Теория: Понятие пропорции. Как из реального цветка нарисовать
сказочный

образ?

Приёмы

и

способы

стилизации

(упрощение,

геометричность. очеловечивание и т.п.).
Практическая

работа:

Выполнение

упражнений

по

способам

стилизации. «Сказочный цветок, на который я хочу быть похожим».
5.5-5.6 Занятие-любование. Умение видеть.
Теория: Обсуждение творческих результатов первого года обучения,
учащиеся

определяют

наиболее

удачные

произведения

и

пытаются

объяснить, чем они им нравятся.
Практическая работа: Занимающиеся в изостудии вспоминают темы,
изученные в течение года, демонстрируют свои работы.
5.7 «Здравствуй, лето!».
Теория: Подведение итогов за год, награждение.
Практическая работа: Композиция «Декоративное солнце». Смешанная

20

техника: акварель, фломастеры, тушь, перо.
Учебный (тематический) план
«Знакомимся с законами и правилами изобразительного искусства»
Второй год обучения
№
п/
п

Наименование
тем, разделов

Тайны и открытия живописи
Введение
Три основные краски, строящие
многоцветие мира.
1.3- Тёплые и холодные цвета в
1.4 живописи.
«Краски осеннего листа».
Графика цветная и черно-белая
II.
2.1- Пастель и цветные мелки, их
2.2 выразительные возможности
«Живая клякса».
2.3 Беседа «Родная природа в
творчестве русских художников»
2.4 - Выразительные возможности
2.5
графических материалов.
«Осенний лес. Мы рисуем осень».
2.6– Рисование с натуры. Овощи и
2.7 фрукты. «Натюрморт в творчестве
художников»
2.8 Беседа «Художники анималисты»
I.
1.1
1.2

2.9- Рисование с натуры животных.
2.10 Заяц, бабочка.
III. «Сказка творит чудеса».
3.1 Беседа «Художники –
сказочники».
3.2- Русские народные сказки (добрый
3.3 и злой образ).
3.1- Реальность в сказках.
3.5
3.6- Фантастические герои.
3.7
3.8- Украшение в мире предметов.
3.9
IV. «Реальное и фантастическое

Кол- во часов

Формы
аттестации/
Всего Теория Практика контроля

12
3
3

2
0.5
0.5

10
2.5
2.5

6

1.0

5.0

30
6

5
1.0

25
5.0

3

0.5

2.5

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

Анализ работ

3

0.5

2.5

6

1.0

5.0

Взаимоанализ
работ
Анализ работ

27

4,5

22,5

3

0.5

2.5

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

39

6,5

32,5

Анализ работ
Анализ работ
Просмотр
работ
Презентация
работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ

Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Анализ работ
Презентация
работ

21

вокруг нас»
4.14.2
4.34.4
4.54.6
4.7–
4.8
4.94.10

Постройка и реальность.
«Подводное царство»
Постройка и фантазия.
«Необычные здания».
«Город зла и королевство красоты
и доброты».
Изображаем характер (мужской и
женский образы)
Изображение природы в разных
состояниях.

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

9

1.0

8.0

9

2,5

6,5

3

-

3

108

18.0

90.0

4.11 «Лето, ах, лето! »
Итого

Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Анализ работ
Презентация
работ
Выставкапрезентация
Игра конкурс

Содержание учебного (тематического) плана
«Знакомимся с законами и правилами изобразительного
искусства»
Второй год обучения
I. Тайны и открытия живописи.
1.1 Введение.
Теория: Дать представления об основах живописи, о многообразии
цветовой палитры, её зависимости от образа и содержания творческого
замысла. Знакомство с живописными материалами и инструментами.
Практическая работа: Акварель, подмалёвки к разным временам года.
1.2 Три основные краски, строящие многоцветье мира.
Теория: Развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных
цветов. Понятие - колорит.
Практическая работа: Используя только основные цвета, путём
смешения изобразить букет цветов. При подведении итогов посмотреть, у
кого самая разнообразная палитра?
1.3-1.4. Теплые и холодные цвета. «Краски осеннего листа»
Теория: Развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных,
тёплых и холодных цветов.

22

Практическая работа: Творческая работа - изображение осеннего
дерева в теплых цветах на холодном фоне. Материал по выбору студийцевакварель или гуашь.
II. Графика цветная и черно-белая.
2.1-2.2 Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности
«Живая клякса».
Теория: История создания пастельных и восковых мелков, их
выразительные возможности, Приемы работы. Просмотр оригинальных
работ.
Практическая

работа:

Рассмотрев

оригинальные

фотографии,

изобразить разноцветную игуану. Игуана- восковыми мелками, фон –
пастельными мелками.
2.3 Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».
Теория:

Презентация

по

пейзажной

живописи

И.Шишкина,

И.Левитана, А.Куинджи, И.Грабаря¸ В. Саврасова. Понятие воздушной
перспективы. Приемы работы пастелью.
Практическая

работа:

Изображение

любимого

времени

года.

Пастельные мелки.
2.4-2.5 Выразительные возможности графических материалов
«Осенний лес. Мы рисуем осень».
Теория: Знакомство с техникой «Удивительный фломастер».
Практическая

работа:

Изображение

осеннего

сказочного

леса,

используя технику «Удивительный фломастер», используя многообразие и
многоцветье линии.
2.6-2.7 Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в
творчестве художников»
Теория: Овощи и фрукты. Натюрморт в творчестве художников.
Понятие светотени.
Практическая работа: Зарисовки углем или сангиной овощей
фруктов.

и

23

2.8 Беседа «Художники-анималисты»
Теория: Приёмы и закономерности рисования животных.
Практическая

работа:

Изображение

любимого

животного

графическими материалами (по выбору).
2.9-2.10 Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка.
Теория: Домашние животные. Ответ на вопрос – Зачем человек
«одомашнил» животных?
Практическая

работа:

Рисунок

восковыми

мелками

любимого

домашнего животного. Важно передать оттенки цвета шерсти животного.
III. «Сказка творит чудеса».
3.1 Беседа «Художники-сказочники».
Теория: Иван Билибин, Елена Поленова, Владимир Конашевич.
Знакомство с их творчеством и основными стилистическими приёмами.
Практическая

работа:

Используя

орнаментальную

композицию,

нарисовать русский терем. Гуашь.
3.2-3.3 Русские-народные сказки (добрый и злой образ).
Теория: Добрый и злой образ. В сказках добро побеждает зло.
Знакомство с жанром портрета. Взаимосвязь характера и колорита.
Практическая работа: Портрет доброго или злого героя. Выделение
характера определённым цветом.
3.4-3.5 Реальность в сказках.
Теория: Лукоморье- выдумка или реальность?
Практическая работа: Изображение Лукоморья по представлению.
3.6-3.7 Фантастические герои.
Теория: Придуманные истории и их герои.
Практическая работа: Придумать и нарисовать своего фантастического
друга с другой планеты. Кляксография. Монотипия. Прорисовка деталей.
3.8-3.9 Украшения в мире предметов.
Теория: Человека окружают множество предметов. Как выбор
предметов определяет характер человека?

24

Практическая работа: Творческая работа – Сервиз для моего Дня
рождения.
IV. Реальное и фантастическое вокруг нас.
4.1-4.2 Постройка и реальность. «Подводное царство»
Теория: Человек строит здания, исходя из трёх главных принципов –
пользы, прочности и красоты.
Практическая работа: «Подводное царство». В технике аппликации
создать подводный дворец для морских обитателей.
4.3-4.4 Постройка и фантазия. «Необычные задания»
Теория: Необычные здания. Фантазийные приемы.
Практическая работа: разработка и рисунок необычного здания школы
или детского сада. Смешанная техника.
4.5-4.6 «Город зла и королевство красоты и доброты».
Теория: Понятия «добро» и «зло», способы и приемы изображения.
Практическая

работа:

Студийцы

совместно

придумывают

и

изображают фон для города зла и королевства красоты и доброты. Далее
индивидуально работают над персонажами для города и королевства.
Техники исполнения: фон - живописный, персонажи - графические.
Результат - создание города и королевства коллективно.
4.7-4.8 Изображение характера (мужской и женский образы).
Теория: Разнообразные характеры людей. Поведение и отношения
между

людьми.

Использование

колорита,

элементов

украшения,

окружающий мир персонажа при изображении и выявлении характера
человека.
Практическая работа: Творческая работа по исследованию характера
выбранного сказочного персонажа из сказок Ханса Кристиана Андерсена.
4.9-4.10 Изображение природы в разных состояниях.
Теория: Понятие пейзажа. Передача цветом выразительности пейзажа.

25

Практическая работа: Лирический пейзаж. Драматический пейзаж.
Умиротворенный пейзаж. Акварельный подмалёвок, проработка гуашевыми
красками.
4.11 «Лето! Ах, Лето!».
Теория:

Подведение

итогов

за

год,

награждение

призеров

и

победителей выставок и конкурсов изобразительного искусства.
Практическая работа: Каждый ребёнок придумывает летний символ в
технике отрывной аппликации с прорисовыванием мелких элементов,
создает свою летнюю фантазию. Все работы помещаются в коробку и
достаются

оттуда

по

очереди.

Обучающиеся,

доставая

работы,

проговаривают ассоциации, связанные с конкретным символом.
Занимающиеся в изостудии вспоминают темы, изученные в течение
года, представляют свои работы. При обсуждении творческих результатов
второго

года

обучения

учащиеся

определяют

наиболее

удачные

произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Учебный (тематический) план
«Уроки искусства и мастерства»
Третий год обучения
№
п/п

Наименование
тем, разделов

Кол-во часов

Форма
аттестации/
контроля

Всего

Теория Практика

Введение. Пейзаж. Гармония
жилья и природы.
2-3. Создание осенней
Композиции из заданных
объектов (зонтик и листья)
4-5. Оригинальная посуда.
Натюрморт
6.
Мамина мечта.

3

1.0

2.0

6

1.0

5.0

педагогическое
наблюдение
выставка

6

1.0

5.0

выставка

3

0.5

2.5

Характер линии. Заполнение
таблицы
Перспектива твоей комнаты

3

0.5

2.5

6

1.0

5.0

педагогическое
наблюдение
Обсуждение
работ
педагогическое

1.

7.
8-

26

9.
10.

наблюдение
педагогическое
наблюдение
Отзыв впечатление

Композиция на тему
«Праздник»
11 – Наследие предков: памятники
12. архитектуры (виртуальная
экскурсия).
13 – Витражи и витрины. Коллаж
14.
15 - Угловая перспектива.
16.
17- Каслинское литье
18 Ажурные ограды.Фонари
19 - Транспорт будущего
20
21 - Художник и театр .
22. Театральный герой

3

0.5

2.5

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

выставка

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

6

1.0

5.0

педагогическое
наблюдение
Просмотр
работ
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

23 - Театральные маски (злые и
24. добрые).

6

1.0

5.0

педагогическое
наблюдение

3

0.5

2.5

6

1.0

5.0

3

0.5

2.5

12

2

10

педагогическое
наблюдение
Выставкапрезентация
педагогическое
наблюдение
Выставка

25.

Театр кукол.

26 - Афиша.
27.
28. Музеи моего города
(виртуальная экскурсия).
29 - Картина –натюрморт, картина
32. – портрет, картины – пейзаж,
картины исторические и
бытовые.
33.

Моя семья

6

1.0

5.0

34.

Художественная выставка
достижений.
Итого

6

1.0

5.0

108

18

92

педагогическое
наблюдение
Открытая
выставка

Содержание учебного (тематического) плана
«Уроки искусства и мастерства»
Третий год обучения

27

1.Введение. Пейзаж. Гармония жилья и природы.
Теория. Разновидности пейзажной живописи. В.Поленов, И. Левитан,
А.Куинджи. передача пространства. Колорит
Практическая работа. Творческая, фантазийная работа на тему- Дом, в
котором провел лето
2-3. Создание осенней Композиции из заданных объектов (зонтик и
листья)
Теория. Центральная, линейная, круговая, угловая композиция.
Практическая работа. Цветные фломастеры и маркеры, Цветной картон.
Создание стилизованной композиции из фантазийных листьев и зонтика,
украшенного в одном стиле .
4-5. Оригинальная посуда. Натюрморт
Теория. Разновидности натюрморта - учебный, бытовой, парадный,
обманный.
Практическая работа. Из предложенных элементов (предметы, фрукты,
овощи, посуда, драпировки) составить натюрморт и написать его, используя
гуашевые краски.
6. Мамина мечта.
Теория. Мама – самый главный человек в нашей жизни.
Практическая работа. Создание коллажа на заданную тему.
7. Характер линии. Заполнение таблицы
Теория. Разновидности линий и зависимость композиционного решения.
Практическая работа. Заполнение таблицы разными линиями и
определение характера линий
8-9. Перспектива твоей комнаты
Теория. Законы и правила построения центральной перспективы
Практическая работа. Используя правила построения нарисовать свою
комнату. Графические материалы
10. Композиция на тему «Праздник»
Теория. Правила создания коллективной композиции. Зависимость

28

цвета и настроения. Выбор техники. Торцевание
Практическая работа. Создание коллективного панно из фрагментов,
выполненных индивидуально по заранее оговорённому плану
11-12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная
экскурсия).
Теория. Виртуальная экскурсия по Золотом у кольцу России. Правила
постройки православных храмов.
Практическая работа. Творческие зарисовки понравившихся храмов.
Пастель
13-14. Витражи и витрины. Коллаж
Теория. История создания витражей. Просмотр презентации.
Практическая работа Калька, черный картон, акварель. Технология
изготовления стилизованного витража.
15-16. Угловая перспектива.
Теория. Правила и законы построения угловой перспективы
Практическая работа.1. Упражнения на построение коробки с разных
ракурсов. 2. Рисунок стула.
17-18. Каслинское литье. Ажурные ограды. Фонари
Теория. Виртуальная экскурсия в музей Каслинского литья. История
промысла.
Практическая работа. По мотивам Каслинского литья в графической
технике разработать ограду и группу фонарей для школы искусств.
19-20. Транспорт будущего
Теория. Роль конструктора-дизайнера в создании транспорта. Форма и
назначение. Влияние цвета.
Практическая работа. Работа-фантазия на заданную тему. Техника
граттаж.
21-22.Художник и театр . Театральный герой
Теория. Роль художника в театре. Знаменитые театральные художники.
Театральный костюм.

29

Практическая работа.. Разработка театрального костюма для любимого
театрального героя.
23-24. Театральные маски (злые и добрые).
Теория. История театра масок. Примеры различных подходов в
изготовлении масок.
Практическая работа. В зависимости от характера создать маску,
используя смешанную технику и определённый колорит
25.Театр кукол.
Теория. История кукольного театра. Петрушка. Кукла- очеловеченная.
Кукла- символ, кукла-стилизованная.
Практическая работа. Создание творческой куклы в технике «коллаж»
26-27. Афиша.
Теория. Понятие «афиша», назначение и разновидности афиш.
Практическая работа. Разработка афиши для концерта любимой
музыкальной группы.
28. Музеи моего города (виртуальная экскурсия).
Теория. Роль музея в жизни общества. Разновидности музеев. Понятие
интерьера. Просмотр презентации о музее изобразительного искусства в
Екатеринбурге.
Практическая работа. Фрагмент нтерьера музея изобразительного
искусства
29-32. Картина – натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж,
картины исторические и бытовые.
Теория.

Станковая и монументальная живопись. Особенности.

Жанровая картина. Понятие. Просмотр работ импрессионистов.
Практическая работа. Выбор любимого жанра и выполнение в любимой
изобразительной технике творческой работы
33.Моя семья
Теория. Групповой портрет. Разновидности композиции и особенности

30

колорита.
Практическая работа. Выполнение творческой работы на заданную
тему. Работа над композицией. Техника исполнения – цветная графика.
34.Художественная выставка достижений.
Теория. Подведение итогов за год, награждение призеров и победителей
выставок и конкурсов изобразительного искусства.
Практическая работа. Занимающиеся в изостудии вспоминают темы,
изученные в течение года, представляют свои работы. При обсуждении
творческих результатов третьего года обучения учащиеся определяют
наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график
Календарный учебный график ДООП Изостудия «Солнечный круг»
на 2023-2023 учебный год

№

Основные

характеристики

п/п образовательного процесс
1

Количество учебных недель

34 – 1 год обучения
36 – 2 и 3 год обучения

2

Количество учебных дней

34 – 1 год обучения
36 – 2 и 3 год обучения

3

Количество часов в неделю

6

4

Количество часов в учебном году

103 – 1 год обучения
108 – 2 и 3 год обучения

5

Недель в I полугодии

14 – 1 год обучения
16 – 2 и 3 год обучения

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

12 сентября – 1 год обучения
1 сентября – 2 и 3 год

31

обучения
8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

4-6 ноября, 31 декабря-8
января, 23-25 февраля, 8
марта, 1 мая, 9 мая

10

Окончание учебного года

11.

Сроки проведения аттестации

12.

Режим занятий

31 мая
15-30 декабря, 15-30 мая
1 раз в неделю по 3
академических часа

2.2. Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение
Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и

1.

проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
Оснащенность кабинета:

2.
–

парты;

–

стулья;

–

доска;

–

шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;

–

осветительные приборы;

–

мойка.

3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, магнитофон.
4.

Материалы, необходимые для реализации программы:

Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
Акварельная бумага формата А3, А4;
Белый картон А 4, цветной картон;
Восковые мелки или масляная пастель Гофрированная (креповая)
бумаги;
Кисти круглые пони №№ 1, 2, 3, 5 или 6. Плоские щетинные кисти №
10,12,14,16;
Краски: гуашь, акварель (12 и более цветов);

32

Ластик Маркеры, фломастеры и гелевые ручки;
Мелованная, бархатная бумага;
Палитра плоская и с углублением. Пластмассовая доска для лепки;
Природный материал (листья кустарников и деревьев, сухоцветы);
Простые карандаши: Т, ТМ, М. (Н, НВ, В), цветные акварельные
карандаши;
Сангина, уголь. Тушь черная, красная;
Фартук Хозяйственная губка для посуды.
Кадровое обеспечение:
Педагог

дополнительного

образования

должен

иметь

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование

и

дополнительное

профессиональное

образование

по

направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Методические материалы:


Наглядные таблицы по ИЗО (Основные цвета, Цветоведение,

Тёплые и холодные цвета, рисование лица и фигуры человека, центральная и
угловая перспектива, воздушная перспектива, натюрморт, портрет, пейзаж);


Муляжи фруктов и овощей;



Натурный фонд.

Методическое обеспечение
№п/п

Название

Кол-во, шт

33
Информационно-дидактические материалы
1.
Шаблоны листьев разных деревьев
2.
Разные виды образцов (22 разновидности)
3.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
4.
Динамические таблицы по способам рисования овощей
5.
Динамические таблицы по способам рисования животных
6.
Динамические таблицы по способам рисования
человека
7.
Разнообразные трафареты ( 5 разновидностей)
8.
Дидактическая игра «Далеко-близко»
9.
Дидактическая игра «Скульптура или рельеф»
10. Дидактическая игра «Угадай вид ДПИ»
11. Дидактическая игра «Составь пейзаж»
12. Дидактическая игра «Законы композиции»
13. Дидактическая игра «Тепло - холод - звонко-приглушенно»
14. Дидактическая игра «Русские художники-пейзажисты»
15. Дидактическая игра «Русские художники-портретисты»

20
20
20
20
20
20
20
1
1
1
1
1
1
1
1

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1. Первоначальная диагностика. На первом занятии детям предлагается
нарисовать свои летние впечатления. Материал выполнения работы – на
выбор. Цель – познакомиться с уровнем художественной грамотности и
выявить наклонности ребёнка.
2.

Мониторинг результативности освоения изобразительных навыков,

основных понятий, терминов и определений в изобразительной деятельности
производится после завершения каждого блока программы. В систему
мониторинга

входит

анализ

продуктов

творческой

деятельности

обучающихся (проводятся выставки, где в роли экскурсоводов выступают
сами обучающиеся). Цель - выявить проблемные моменты и скорректировать
индивидуальную работу с обучающимся. Педагог ставит перед собой задачу
«увидеть личность ребенка» в выполненной работе, помочь детям увидеть
достоинство и слабости своей работы, укрепить желание заниматься.
3. Мониторинг личностных и предметных достижений проводится в
начале и в конце учебного года, используя метод педагогического
наблюдения. Цель наблюдения – определить, как реализуются в творческом
процессе поставленные программой задачи.

34

4. Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе
в форме праздничного творческого отчета. Цель – выявить уровень развития
способностей

обучающихся

и

их

соответствия

с

прогнозируемым

результатом.
Оценочные материалы. Первый год обучения
Изучаемый параметр
Нулевой этап (сентябрь)
1. Теоретическая
подготовка:
- виды искусства
-инструменты художника.

Формы и методы
диагностики

Инструментарий

Проверочное задание: «Виды
искусства»
Проверочный
тест
«Инструменты художника».

Сводный лист оценки
результатов
теоретической
деятельности
(Приложение № 1)
Методика
«Анализ
продуктов
2.Практические навыки:
Сводный лист оценки
творческой
деятельности»
-умение
работать
результатов
Творческая
работа:
«Как
я
графическими материалами
практической
провел
это
лето?»
умение
работать
подготовки.
живописными материалами
Методики: «Рисунок»,
3. Развитие эстетического
Аналитические
потенциала:
«Скульптура».
материалы.
Творческие способности:
воображение, фантазия.
Итоговый этап (май)
1. Теоретическая подготовка:
Зачетная работа «Познаём Сводный лист оценки
Жанры
живописи,
основы искусство».
результатов
композиции, работы мастеров
теоретической
живописи,
инструменты
и
деятельности.
материалы, техники.
2.Практические навыки
Анализ
продуктов Сводный лист оценки
Умение
передать
цветом деятельности. Творческая результатов
выразительность образов
работа на тему «Как я теоретической
Использование фоновых техник.
проведу лето?».
деятельности.
Основы композиции.
3.Развитие
эстетического Тесты П. Торранса
Аналитические
потенциала
материалы
Творческие способности:
воображение, фантазия
Мотивация,
эстетическое
отношение к окружающему миру.

Оценочные материалы. Второй год обучения
Изучаемый параметр

Формы и методы

Инструментарий

35
диагностики
Нулевой этап (сентябрь)
1. Теоретическая
подготовка:
- жанры и виды искусства
- Материалы и инструменты
художника.
2.Практические навыки:
Основы композиции
Пропорции
Пространство
Ближний и дальний план.
3. Развитие эстетического
потенциала:
Творческие способности:
воображение, фантазия.
Итоговый этап (май)
1. Теоретическая подготовка:
Жанры
живописи,
основы
композиции, работы мастеров
живописи,
инструменты
и
материалы, техники.
2. Практические навыки:
Умение передать цветом
выразительность образов.
Использование фоновых техник.

Собеседование
по работам художников.
Ролевая игра «Поход с
магазин для художника».

Сводный лист
результатов
теоретической
деятельности.

оценки

Методика «Анализ
продуктов творческой
деятельности»
Творческая работа: «Как я
провел это лето».
Методика
«Рисунок»,
«Скульптура»

Сводный лист
результатов
практической
подготовки.

оценки

Проверочная
«Искусство!
понимаю!»

Аналитические
материалы.

работа Сводный лист
Я
тебя результатов
теоретической
деятельности.

Анализ
продуктов
деятельности. Творческая
работа «Я и мир вокруг
меня»
3. Развитие эстетического
Тесты П. Торранса
потенциала:
Результаты участия в
Творческие
способности, конкурсах и выставках.
воображение,
фантазия,
эстетического
отношения
к
окружающему миру, мотивация.

Сводный лист
результатов
теоретической
деятельности.
Аналитические
материалы
Дипломы
Грамоты

оценки

оценки

Оценочные материалы. Третий год обучения
Изучаемый параметр
Нулевой этап (сентябрь)
1. Теоретическая
подготовка:
- жанры и виды искусства
- изобразительные техники.
2.Практические навыки:
Основы композиции
Пропорции
Пространство

Формы и методы
диагностики

Инструментарий

Собеседование
по работам художников.
Ролевая игра «чем и как
работает художник».
Методика «Анализ
продуктов творческой
деятельности»
Творческая работа: «Дом,

Сводный лист
результатов
теоретической
деятельности.
Сводный лист
результатов
практической
подготовки.

оценки

оценки

36
Ближний и дальний план.
3. Развитие эстетического
потенциала:
Творческие способности:
воображение, фантазия.
Итоговый этап (май)
1. Теоретическая подготовка:
Жанры
живописи,
основы
композиции, работы мастеров
живописи,
инструменты
и
материалы, техники.
2. Практические навыки:
Умение передать цветом
выразительность образов.
Использование законов
перспективы
3. Развитие эстетического
потенциала:
Творческие
способности,
воображение,
фантазия,
эстетического
отношения
к
окружающему миру, мотивация.

где я провел лето».
Методика
«Рисунок», Аналитические
«Скульптура»
материалы.

Проверочная
работа Сводный лист
«Искусство!
Я
тебя результатов
понимаю и узнаю!»
теоретической
деятельности.

оценки

Анализ
продуктов
деятельности. Творческая
работа «Я и мир вокруг
меня»

оценки

Сводный лист
результатов
теоретической
деятельности.

Тесты П. Торранса
Аналитические
Результаты участия в материалы
конкурсах и выставках.
Дипломы
Грамоты

37

3.

Список литературы

Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы / Э.Берн. – СПб: Лениздат, 2004. - 378 с.
2. Киселёва М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании /
М.В. Киселёва. – СПб: Речь, 2012. - 64 с.
3. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселёва. –
СПб: Речь, 2020. - 160 с.
4. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика. Учебно-методическое
пособие / В.Г. Колягина. – М: Прометей, 2016. - 164 с.
5. Копытин А.И. Арт-терапия –новые горизонты / А.И.Копытин. – М.:
Когито-Центр, 2006. – 336 с.
6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
7. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты –
художник! / А. Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с.

38

8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской
психотерапии / В.Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 334 с.
9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых /
М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2007. – 277 с.
10. Пауэлл У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. - Москва: АСТ:
Астрель, 2011. – 31 с.
11. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве / П.К. Сензюк.
– Киев: Рад шк, 2018. – 78 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1. 1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – Москва: Росмэн,
2017. – 64 с.
2. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арттерапии/ С. Дженингс, А. Минде. – М: Эксмо, 2003. - 377 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика
сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2005. – 352 с.
4. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты –
художник! / А. Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с.
Приложение № 1
Сводный лист оценки результатов теоретической деятельности
учебный год/
год обучения
Ф.И.О.
учащегося / вид
аттестации
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
подпись
педагога

202_/202_

предварительная

текущая

промежуточная

итоговая

39
высокий
уровень (кол-во
человек)
средний
уровень (кол-во
человек)
низкий уровень
(кол-во
человек)
кол-во человек переведено на следующий год
обучения
кол-во человек оставлено для продолжения
обучения на этом же году обучения
Кол-во человек, выпущенных в связи с
окончанием обучения по программе
Всего человек


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».