Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальный ансамбль» возраст обучающихся: 7-17 лет; срок реализации: 1 год; Автор-составитель: педагог дополнительного образования, Киселев Сергей Николаевич Екатеринбург 2023 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Программа «Вокальный ансамбль» ориентирована на обучающихся любого уровня начальной подготовки. В рамках программы происходит знакомство с миром музыки, освоение базовых приёмов и технологий исполнительского творчества, формируется особая творческая среда в коллективе и восприятие себя как творческой личности. Ребенок/подросток осознает творчество через эмоциональное восприятие и познание самого себя, преобразует энергию и направляет на исполнение музыкальных произведений песенного жанра. Приобретённые знания и компетенции необходимы и полезны и в творческой деятельности, и в учебной деятельности, и в повседневной жизни. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы художественная, так как она ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, музыкальнопевческих способностей, предусматривает возможность творческой самореализации детей с учетом их потенциала и мотивации. Актуальность Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, стратегическим приоритетом в воспитании в XXI веке становится подготовка человека, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Среди важнейших задач следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Также невозможно переоценить значение воздействия вокально-хорового искусства на общее развитие ребенка, на формирование его личности, эстетики вкуса, гражданственности и патриотических чувств на основе вековых традиций и художественных ценностей. Эмоции вовлеченного в певческий процесс ребенка, помогают развить творческие способности, а коллективное творчество позволяет сформировать такие личностные качества, как: самостоятельность, организованность, коммуникативность, способность планировать и контролировать свою деятельность. Данная программа позволит каждому участнику вокального ансамбля развить коммуникативные способности, проявить свои творческие возможности и самореализоваться в рамках общеобразовательной школы. Новизна программы состоит в продуктивности её познавательной и творческой деятельности, предусматривает различные формы работы с обучающимися. Новизна программы заключается в использовании целостного подхода в формировании исполнительской культуры (формирование знаний физиологических особенностей строения голосового аппарата, развитие речевых и вокальных навыков, эстетических норм в создании сценического воплощения музыкального образа и др.) В процессе реализации программы педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями; деятельность творческого объединения «Вокальный ансамбль» в образовательном пространстве школы становится неотъемлемым дополнительным компонентом, способствующим формированию гражданственности, воспитанию патриотизма, чувства ответственности, духовному развитию личности. Отличительной особенностью программы является то, что она разработана и ориентирована на мальчиков и подростков, многие из которых обладают разными стартовыми способностями, но имеют большое желание научиться красиво и грамотно петь. В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание и методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и ансамблевых навыков. Адресат Данная программа предназначена для детей 7-17 лет. Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей возраста, который характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений. У детей 7–10 лет формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, запоминать, анализировать. Учитывая, что возможности мальчиков, сознательно управлять своим вниманием, весьма ограничены, сосредоточенность на деятельность и её продолжительность зависит от её привлекательности для них. Для концентрации внимания рекомендуется чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятия строить по нарастающей линии – от простого к сложному. Важным условием для успешной работы является индивидуальная работа. Музыкально-художественная деятельность детей 10-13 лет и старше характеризуется большей самостоятельностью и более развитыми эмоциональновыразительными и техническими умениями; продолжается воспитание культуры внимания, развитие мотивации и формирование ответственности. Программа разработана и ориентирована в том числе на подростков, многие из которых в мутационный период голоса обладают разными стартовыми способностями, но имеют большое стремление учиться красиво и грамотно петь. В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься вокально-хоровым творчеством. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1,5 часа. Форма занятий – групповая. Объем программы – 216 часов в год. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: фронтальная, групповая. Виды занятий: беседа, рассказ, репетиция, состоящая из распевания и работы над произведением, практическое занятие, включающее упражнения – вокально-интонационные, дикционные, метроритмические и т.д., показ – иллюстрация музыкального материала. Формы подведения итогов: открытое занятие, творческий отчет. Цель и задачи программы Цель программы - раскрытие творческого потенциала ребенка и гармонизации личности посредством развития и формирования певческих навыков и приобщения к вокально-хоровой культуре средствами музыкального песенного жанра. Задачи программы. Обучающие: − Обучить основам вокального искусства; − Обучить способам саморазвития, самовыражения через вокальное искусство; − Выработать умение эмоционального исполнения произведения репертуара. Развивающие: − Развить начальные певческие навыки; − Развить навыки работы в команде, коммуникативные навыки; − Развить художественный вкус и музыкальный кругозор. Воспитательные: − Развить нравственные, трудовые, коммуникативные качества личности ребенка; − Воспитать уважение к мнению окружающих, уважительное отношение к материальным и духовным ценностям; − Сформировать устойчивый интерес к музыке. Планируемые результаты Предметные: − обучающиеся певческого дыхания; имеют представление об основах интонирования, − обучающиеся умеют эмоционально исполнять произведения песенного репертуара; − выражают свое отношение к произведениям искусства вербально. Метапредметные: − сформирована и развивается мотивация на самопознание, саморазвитие, самовыражение; − развиваются мышление, умение сравнивать и анализировать; − сформированы и развиваются коммуникативные навыки работы в команде. Личностные: − развиты интересы ребенка, расширен его кругозор; − сформированы и развиваются нравственные, трудовые, эстетические качества личности ребенка; − формируется уважительное отношение к мнению окружающих; − сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении вокально-хоровых навыков через изучение песенного репертуара. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с лучшими образцами вокально-хорового творчества и песенного жанра; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать желание к исполнению произведений песенного жанра на базе полученных знаний. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с произведениями песенного жанра композиторов России, демонстрируют желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся умеют самостоятельно исполнять произведения песенного жанра. Формы проведения воспитательных мероприятий: посещение концерта, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). 1.2 Учебный (тематический) план № п/п 1 Темы Комплектование групп Всего часов 2 В том числе Теория Практика - 2 Формы аттестации/ контроля 2 3 4 Вводное занятие Знакомство с голосовым аппаратом. Развитие певческого 2 6 2 1.5 4.5 Беседа,опрос Беседа, опрос 15 1.5 13.5 Прослушива 9 3 6 6 голоса. Формирование вокальных навыков Звукообразование в пении Певческое дыхание 12 3 9 7 Дикция 12 1.5 10.5 8 Развитие метроритмических навыков Формирование сценических навыков 15 1.5 13.5 9 1.5 7.5 Работа над музыкальным произведением (интонационная работа) Работа над эмоциональным характером произведения Знакомство с музыкальными жанрами Знакомство с музыкальной терминологией Итоговое занятие 96 6 36 9 3 6 9 3 6 Опрос 9 3 6 Тест 3 1.5 1.5 Концертные выступления 8 - 8 Открытый урок, опрос, прослушиван ие Анализ результатов детей участников мероприятий 216 38 178 5 9 10 11 12 13 14 15 Итого ние, опрос, творческая работа Прослушива ние, опрос Прослушива ние, наблюдение Творческая работа Творческая работа, опрос Наблюдение, творческая работа Прослушива ние на репетициях, творческая работа Наблюдение, творческая работа 1.3. Содержание учебного (тематического) плана 1. 1. Комплектование групп. Практика: Прослушивание. Распределение учащихся по возрасту и первоначальным данным (интонирование, слух, ритм). 2. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Теория: Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности. План работы и введение в образовательную программу. Ознакомление с расписанием и правилами поведения на занятиях. Форма одежды и внешний вид. 3. Знакомство с голосовым аппаратом. Теория: Понятие «голосовой аппарат», его строение. Гортань, голосовые связки, носовая полость. Практика: Воспроизведение звуков. Упражнения. Распевки. 4. Формирование вокальных навыков. Развитие певческого голоса. Теория: Понятие о «правильности» воспроизведения звуков. Экскурс в историю музыки и вокального искусства. Практика: Выявление музыкальных способностей у учащихся. Вокально-интонационные упражнения. Индивидуальное прослушивание. 5. Звукообразование. Теория: Принципы звукообразования. Резонаторы. Тембровые особенности. Практика: Практические занятия по правильному воспроизведению певческого голоса. Распевки. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. 6. Певческое дыхание. Теория: Понятие о правильном певческом дыхании. Практика: Практические упражнения. Дыхательная гимнастика. Упражнения на регулирование выдоха во время пения. 7. Дикция. Теория: Особенности строения артикуляционного аппарата. Различие между певческим голосом и речью. Кантилена. Практика: Учебно-тренировочный материал. Скороговорки и стихи. Упражнения на правильное формирование гласных и согласных звуков. 8. Развитие метроритмических навыков. Теория: Ритм. Метрическая пульсация, длительности. Ритмослоги. Практика: Ритмические действия и упражнения. Игры, четверостишья. Упражнения на ударных инструментах. 9. Формирование сценических навыков. Теория: Основы сценического поведения. Основные понятия. Практика: Уроки сценического движения. Выход на сцену и уход с неё. Соло и работа с микрофоном. Упражнения на раскрепощение и избавление от мышечного зажима. 10. Работа над музыкальным произведением (интонационная работа). Теория: Музыкально-теоретический анализ произведения. Средства раскрытия художественного образа. Подготовка к концертному исполнению. Практика: Работа над произведением. Репетиционный процесс. Характер песни. Работа над чистотой интонирования мелодии. Упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 11. Работа над эмоциональным характером произведения. Теория: Понятие «настроение» и «характер» песни. Практика: Показ в сравнении исполнительских вариантов. Работа над выразительностью исполнения. 12. Знакомство с музыкальными жанрами. Теория: Совокупность средств музыкальной выразительности и типы произведений. Жанры в вокальной и инструментальной музыке. Практика: Знакомство с жанрами через творчество русских, советских, зарубежных, современных композиторов и исполнителей. 13. Знакомство с музыкальной терминологией. Теория: Обозначения темпа, характера музыки, динамики, исполнительских штрихов и другие элементарные обозначения и термины. Практика: Знакомство с музыкальными энциклопедиями и словарями. Устный и письменный опрос. 14. Итоговое занятие. Теория: Обобщение, повторение, подведение итогов. Практика: Открытое занятие для родителей. 15. Концертные выступления. Практика: Участие в тематических мероприятиях. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий 36 36 6 216 16 20 4 сентября 1-8 января 6 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9 мая 26 мая 15-25 декабря, 15-25 мая 4 раза в неделю по 1,5 академических часа 2.2. Условия реализации программы Материально-технические условия Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь: 1) помещение с хорошим освещением; 2) стулья по количеству обучающихся, доска; 3) материалы и инструменты: − фортепиано(электропиано), − муз.центр. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование, первую квалификационную категорию и выше, владеющий музыкальным инструментом. Предполагается наличие концертмейстера. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия: 1) учебно-методические пособия; 2) сборники музыкально-нотного материала, тексты песен; 3) иллюстрации музыкальной тематики. 2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Формой текущего контроля и выявления результатов является опрос, прослушивание на репетициях; анализ и оценка творческого развития ребенка проводится на финальном этапе изучения музыкального произведения. Своеобразной формой итогового контроля являются: открытые занятия для родителей, концертные выступления и участие в фестивалях различного уровня. Основополагающими критериями эффективности реализации программы являются: • уровень не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов освоения программы; • динамика развития обучающихся, прослеживаемая через мониторинг. Оценка в рамках реализации программы носит мотивационностимулирующий характер. Оценке и контролю результатов обучения подлежат: − формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; − развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, певческого голоса; − усвоение знаний об искусстве вокала, его интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; − воспитание исполнительской культуры учащихся; музыкального вкуса; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке. Проверка осуществляется с помощью прослушивания. Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся: − исполнение творческих музыкальных заданий; − выступления и концертная деятельность. Концертная деятельность является основным видом контроля и особым стимулом к творчеству, что способствует усвоению детьми музыкальнопесенного материала, воспитывает и развивает навыки творческой индивидуальной работы, формирует живой интерес и тягу к музыкальному искусству. III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Перечень литературы для педагога 1. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса, М.: «Просвещение», 2007 2. Виноградов Л.В. Элементарное музицирование, М.: «Просвещение», 2001 3. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. Методическая разработка, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004 4. Емельянов В.В. Развитие показателей академического певческого голосообразования. Методическая разработка/ В. В. Емельянов, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003 5. Емельянов В.В. Формирование и коррекция регулировочного образа голоса. Методическая разработка/ В. В. Емельянов, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 20046. Копытин А.И. Арт-терапия – новые горизонты / А.И.Копытин. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с. 6. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром, С.П.: 2002 7. Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: Монография/ Н. Г. Тагильцева, Екатеринбург: 2008 Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных представителей) 1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / Бардин К.В -М.: Просвещение, 2007. – 112 с. 2. Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина; худож. П.В. Зарослов. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с. Интернет ресурсы: 1. http://alekseev.numi.ru/ 2. http://talismanst.narod.ru/ 3. http://www.rodniki-studio.ru/ 4. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 5. http://www.lastbell.ru/pesni.html 6. http://www.vstudio.ru/muzik.htm 7. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ 8. http://www.notomania.ru/view.php?id=207 9. http://notes.tarakanov.net Приложение № 1 Карта педагогического мониторинга 1. 2. Примечание: заполняется по итогам промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом Программы. поведенческие качества личностные организационно-волевые качества ориентационные качества учебно-организационные умения и навыки учебно-коммуникативные умения метапредметные учебно-интеллектуальные умения предметн ые практические Фамилия, имя обучающегося теоретические № п/п