Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Вокальный ансамбль «Колибри» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности возраст обучающихся:7-17 лет срок реализации: 3 года Автор – составитель: Перкова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание Пояснительная записка………………………………………………………...2 1.Содержание общеразвивающей программы…………………………………8 2 .Комплекс организационно – педагогических условий……………………27 3. Список литературы…………………………………………………… …….29 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Программа художественной направленности программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 2 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). АННОТАЦИЯ Направленность программы: художественное Программа составлена на основе типовых программ по искусству пения для детей младшего и среднего школьного возраста. Актуальность программы: Эмоциональная сфера является важной для полноценного развития школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. Творчество и искусство может стать тем проводником, который поможет в становлении личности растущего человека. В связи с увлечением большого количества людей современной музыкой, во внеурочной работе встала необходимость вести занятия эстрадного пения, как индивидуального, так и в ансамбле. Основные мотивы, которыми пользуются дети, занимающиеся эстрадным пением: − получение дополнительных углублённых знаний в области музыки; − возможность интересно, содержательно организовать свой досуг; − возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе; − возможность социального и предпрофессионального самоопределения. Отличительная особенность программы является ее универсальность. Здесь объединяются различные виды музыкально-игровой, вокальной и концертной деятельности. Поэтому в процессе занятий происходит комплексное развитие личности обучающихся. Дети получают знания в области теории музыки, развивают свои вокальные навыки, актерские, танцевальные способности и коммуникативные навыки. Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство». Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии. Учащиеся приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения учащимися образовательной программы различный. Первый этап обучения самый сложный, у учащихся формируется начальные навыки исполнительского мастерства, чистого интонирования, певческого дыхания; 3 учатся чистому пению в сопровождении фонограммы, без сопровождения; развивают гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. После освоения основных вокально-певческих навыков, учащиеся пробуют себя на сцене. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несет учащихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, самореализации. Адресат общеразвивающей программы. Программа рассчитана на младших школьников от 7 до 17 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением. 1 год обучения. У младших школьников (7 – 8 лет) формируется учебная деятельность. На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия педагога. 2 год обучения. С 9 до 13 лет. Это младший домутационный период. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – его можно назвать периодом становления и воспитания первоначальных правильных певческих навыков. Диапазон голоса в 9-13 лет обычно охватывает первую октаву. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок (тонких и коротких). Характер звучания приобретает полётность, нежность и звонкость. 3 год обучения. 13-17 лет. Это старший домутационный возраст. В правильной вокальной работе у детей развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и серединной частью. Голос приобретает силу, тембр и окраску звука благодаря развитию грудной клетки, становится более собранным, насыщенным, компактным. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора, по возрастному признаку. Главным условием 4 является желание ребенка заниматься эстрадным вокалом. Зачисление в группы производится с обязательным условием - написания заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных. Число детей одновременно занимающихся в группе: Малые группы (от 4 до 8 человек), большие группы (от 10 до 15 человек), индивидуальные занятия. Режим занятий: 1 и 2 группы «Солнышки» (младшая) - 3 часа в неделю (3 раза в неделю по 1ч.). Всего 6 часов. Группа «Звонкие голоса» (средняя) - 6 часа в неделю (3 раза в неделю по 2 часа). Группа «Колибри» (старшая) – 6 часов в неделю (3 раза в неделю по 2 часа включая индивидуальное обучение). Общее количество по плану - 18 часов в неделю. Год - 648 часа. Объем программы. На освоение годичного цикла отводится - 216 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 3 года обучения. Уровень сложности общеразвивающей программы – «стартовый». Данный уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Осваиваются азы эстрадного вокала. Формирование творческой среды в коллективе. Основной упор делается на теорию и практику и включают в себя: теоретические представления о строении и работе голосового аппарата, вокальные и дыхательные упражнения, подбор репертуара (в соответствии с особенностями голоса воспитанников), актерские и пластические этюды первого уровня на раскрепощение и снятие зажимов. Формы обучения: очная. Виды занятий: беседа, опрос, практическое занятие, круглый стол, мастер-класс, открытое занятие. Формы подведения результатов: участие в мастер-классах, спектаклях; творческие отчеты, акции, открытые занятия для родителей, отчётные концерты, участия в конкурсах и фестивалях вокального искусства. Исходя из этого, главная цель программы: Индивидуальное певческое развитие учащихся через приобщение их к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего 5 кругозора, на основе исполнения лучших образцов отечественной и зарубежной песенной литературы. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основныхзадач: Задачи первого года обучения Обучающие: − знакомить с простейшими музыкальными жанрами и элементами теории музыки; − обучать петь естественным голосом, без напряжения; − формировать навыки певческой установки и певческого дыхания; − обучать детей правильно и выразительно петь. Развивающие: − развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса; − развивать умение различать звуки по высоте; − развивать чистоту интонирования, четку дикцию , ясную артикуляцию; − развивать чувство ритма в ходе игры на детских музыкальных инструментах; − развивать исполнительские качества. Воспитательные: − прививать стремление к творческому труду; − воспитывать эстетический вкус; − воспитать интерес к вокальному искусству в целом и в частности к возможностям собственного голоса; − воспитывать чувство коллективизма, чувство эмпатии; − способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнерами. Задачи второго года обучения: Обучающие: − формировать вокальные интонационные навыки, чистую интонацию; − обучать двухголосному ансамблевому пению; − обучить петь под фонограмму(«минус»); − понимать элементарные дирижерские жесты; − развивать четкую, ясную дикцию, артикуляцию; Воспитательные: 6 − воспитывать коммуникативные навыки в процессе творческой деятельности; − продолжать развитие мотивации к творческому труду; − воспитывать стремление к вокальному искусству. Задачи третьего года обучения: Обучающие: − формировать навыки певческой установки и певческого дыхания; − обучать использовать при пении мягкую и твердую атаку; − формировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение двух и трехголосия; Развивающие: − развивать гармонический и мелодический слух, слушать музыкальную вертикаль; − развивать преодоление мышечных зажимов; − расширить диапазон голоса; − развивать умение держать себя на сцене. Воспитательные: − воспитывать эстетический вкус; − воспитывать интерес к певческой деятельности; − воспитывать чувство коллективизма; − формировать дисциплину и умение взаимодействовать с партнером на уроках и на концерте. Задачи индивидуального певческого развития учащихся будут решаться в процессе: − практических работ (упражнений, этюдов, импровизаций) − репетиционных работ и работ над концертными номерами; − участие в концертах, фестивалях, конкурсах. 7 1.Содержание общеразвивающей программы 1.1.Учебный (тематический) план № п\п Наименование раздела, темы 1 год обучения Количество часов всего 1 Набор детей Прослушивание Инструктаж безопасности. 2. 3. 4. 5. 6. 7. в теория Вводные занятия объединение. 1 0 учащихся. по технике Беседы о музыке Подбор песенного репертуара, 4 1 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Слушание музыки Прослушивание фонограмм 4 2 известных композиторов. Проведение бесед о музыкальных новинках. Песни Методическая помощь детям в 7 2 выборе песенного репертуара. Сценарии Составление программ и сценариев 5 2 театрально-концертных выступлений. Теория музыки Знакомство с голосовым аппаратом. 32 10 Певческая установка. Посадка певца. Как петь сидя или стоя. Вокал Дыхание. Вдох и выдох в пении. 88 6 Цепное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Тембр голоса. Высота голоса. практи ка Формы аттестации/ контроля 1 Беседа, прослушивани е, входная диагностика. 3 Беседа, практическая работа 2 Беседа, опрос 5 Практическая работа 3 Творческие задания, практическая работа 22 Беседа, практическая работа/наблю дения 82 Беседа, практическая работа/наблю дения 8 8. 9. Основы ритмики Освоение простейшими музыкально 4 1 –ритмическими движениями. Понятие «сильной» и «слабой» доли. Репетиции Индивидуальные, общие 46 генеральные репетиции концертов. Пение упражнений. 10. Запись пробных голосом на студии. 11. 12. Фонограммы фонограмм с 10 Концерты Выступления на праздничных 6 концертах, мероприятиях проводимых школой и другими организациями. Конкурсы Участие в районных, городских и 5 областных конкурсах. 13. Запись песен объединения. Итого Наша фонотека участников 4 216 14 3 Беседа, практическая работа 46 Практическая работа, контрольные упражнения/н аблюдения 10 Практическая работа 6 Анализ результатов детей участников мероприятий 5 Анализ результатов детей участников мероприятий 4 Практическая работа 202 Содержание учебного (тематического) плана Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: − вокально-хоровая работа; − ритмические упражнения; − дыхательная гимнастика; − творческие задания; − театрализация; − пластическое интонирование и др. 9 Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. 1. Вводное занятие. Теория: Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Практика: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. 2. Беседы о музыке. Теория: Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты». 3. Слушание музыки Теория: Проведение бесед о музыкальных новинках. Знакомство с различной манерой пения. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. Практика: Прослушивание фонограмм известных композиторов. Специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент. 4. Песни Теория: Музыкально-теоретический анализ произведения. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности. Практика: Методическая помощь детям в выборе песенного репертуара. Работа над произведением. Разучивание текста, мелодий Работа над чистотой интонирования мелодии. 5. Сценарии Теория: Виды концертных программ. Сборная концертная программа, тематическая программа, театрализованная программа. 10 Практика: Составление программ и сценариев театрально-концертных выступлений. 6. Теория музыки Теория: Знакомство с голосовым аппаратом. Певческая установка. Посадка певца. Как петь сидя или стоя. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Самомассаж рук, головы, ушных раковин, голосового аппарата. 7. Вокал Теория: Дыхание. Вдох и выдох в пении. Цепное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Тембр голоса. Высота голоса. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Практика: Практические упражнения. Гимнастика для губ и языка. Дыхательная гимнастика. Упражнения на регулирование выдоха во время пения, упражнения на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. 8. Основы ритмики Теория: Освоение простейшими музыкально – ритмическими движениями. Понятие «сильной» и «слабой» доли. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Практика: упражнения на развитие ритма, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки). 9. Репетиции Практика: Индивидуальные, общие генеральные репетиции концертов. Доведение исполнения произведения до концертного варианта. Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Отработка исполнительно-сценического образа: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. 10.Фонограммы Практика: Запись пробных фонограмм с голосом на студии. Работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). 11. Концерты 11 Практика: Выступления на праздничных концертах, мероприятиях проводимых школой и другими организациями. 12. Конкурсы Практика: Развитие навыка уверенного пения. Участие в районных, городских и областных конкурсах. Активное участие в жизни школы, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. 13. Наша фонотека Практика: Запись песен участников объединения. Примерный репертуарный план. Пение элементарных попевок. Пение элементарных канонов. Вокально-хоровые упражнения. Песни отечественных композиторов. И.Крутой «Первоклашки» В.Шошин «Кораблик» Планируемые результаты Предметные: − элементарные способы воплощения художественно-образного содержания вокальных произведений в различных видах музыкальной и концертно-творческой деятельности; − имеют представление о нотной грамоте; − владеют правильной певческой установкой; − имеют представление об особенностях музыкального языка вокальнохорового искусства. − получат возможность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; − владеют навыками исполнения вокально-хоровых произведений с аккомпанементом и без сопровождения; − владеют навыками правильного вокального дыхания; − имеют возможность исполнять вокально-хоровые, ансамблевые, сольные, дуэтные, произведения для трио различной сложности (в 12 соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках учебного материала; − владеют навыками анализа отечественные и зарубежные вокальные произведения различных жанров, эпох и культур. Метапредметные: Регулятивные УУД: − умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; − умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные УУД: − формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры, потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; − формирование представлений о мире профессий, связанных с музыкальным искусством, их востребованности на рынке труда. Коммуникативные УУД: − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и сверстниками, работать индивидуально и в группе; − находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям. − формирование основ гражданской идентичности, осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; 13 − формирование эмоционального отношения к искусству; − формирование духовно-нравственных ценностей, эстетических потребностей культуры чувств; − реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; − развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время занятий, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Учебный (тематический) план 2 год обучения № п\п Наименование раздела, темы Количество часов всего 1 Набор детей Прослушивание Инструктаж безопасности. 2. 3. 4. в теория Вводные занятия объединение. 1 0 учащихся. по технике Беседы о музыке Подбор песенного репертуара, 4 1 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Знакомство с новинками песенного репертуара. Знакомство с новинками музыкальной культуры. Слушание музыки Прослушивание фонограмм 4 2 известных композиторов. Проведение бесед о музыкальных новинках. Песни Методическая помощь детям в 7 2 выборе песенного репертуара. практи ка Формы аттестации/ контроля 1 Беседа, прослушивани е, входная диагностика. 3 Беседа, практическая работа 2 Беседа, опрос 5 Практическая работа 14 5. 6. 7. 8. 9. Сценарии Составление программ и сценариев 5 2 театрально-концертных выступлений. Теория музыки Звукоряд, длительности, 32 10 звуковедение (легато, стоккато, нон легато), мажор, минор, классификация громкости звука. Вокал Дыхание. Вдох и выдох в пении. 88 6 Цепное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Тембр голоса. Двухголосие Основы ритмики Освоение простейшими музыкально 4 1 –ритмическими движениями. Понятие «сильной» и «слабой» доли. Репетиции Индивидуальные, общие 46 0 генеральные репетиции концертов. Пение упражнений. 10. Запись пробных голосом на студии. 11. 12. Фонограммы фонограмм с 10 Концерты Выступления на праздничных 6 концертах, мероприятиях проводимых школой и другими организациями. Конкурсы Участие в районных, городских и 5 областных конкурсах. 13. Запись песен Наша фонотека участников 4 3 Творческие задания, практическая работа 22 Беседа, практическая работа/наблю дения 82 Беседа, практическая работа/наблю дения 3 Беседа, практическая работа 46 Практическая работа, контрольные упражнения/н аблюдения 10 Практическая работа 6 Анализ результатов детей участников мероприятий 5 Анализ результатов детей участников мероприятий 4 Практическая 15 объединения. Итого работа 216 14 202 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: − вокально-хоровая работа; − ритмические упражнения; − дыхательная гимнастика; − творческие задания; − театрализация; − пластическое интонирование и др. Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. 2. Вводное занятие. Теория: Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Практика: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. 2. Беседы о музыке. Теория: Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты». 3. Слушание музыки Теория: Проведение бесед о музыкальных новинках. Знакомство с 16 различной манерой пения. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. Практика: Прослушивание фонограмм известных композиторов. Специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент. 4. Песни Теория: Музыкально-теоретический анализ произведения. Раскрытие содержанияпроизведения,еговзаимосвязьсосредствамимузыкальнойвыр азительности. Практика: Методическая помощь детям в выборе песенного репертуара. Работа над произведением. Разучивание текста, мелодий Работа над чистотой интонирования мелодии. 5. Сценарии Теория: Виды концертных программ. Сборная концертная программа, тематическая программа, театрализованная программа. Практика: Составление программ и сценариев театрально-концертных выступлений. 6. Теория музыки Теория: Знакомство с голосовым аппаратом. Певческая установка. Посадка певца. Как петь сидя или стоя. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Самомассаж рук, головы, ушных раковин, голосового аппарата. 7. Вокал Теория: Дыхание. Вдох и выдох в пении. Цепное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Тембр голоса. Высота голоса. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Практика: Практические упражнения. Гимнастика для губ и языка. Дыхательная гимнастика. Упражнения на регулирование выдоха во время пения, упражнения на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. 11.Основы ритмики Теория: Освоение простейшими музыкально – ритмическими движениями. Понятие «сильной» и «слабой» доли. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Практика: упражнения на развитие ритма, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки). 17 12.Репетиции Практика: Индивидуальные, общие генеральные репетиции концертов. Доведение исполнения произведения до концертного варианта. Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Отработка исполнительно-сценического образа: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. 13.Фонограммы Практика: Запись пробных фонограмм с голосом на студии. Работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). 11. Концерты Практика: Выступления на праздничных концертах, мероприятиях проводимых школой и другими организациями. 12. Конкурсы Практика: Развитие навыка уверенного пения. Участие в районных, городских и областных конкурсах. Активное участие в жизни школы, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. 13. Наша фонотека Практика: Запись песен участников объединения. Примерный репертуарный план Вокально-хоровые упражнения. Каноны, попевки. И.Матвеенко. «От Волги до Енисея» М.Дунаевский «Леди Совершенство» М.Дунаевский «Ах, этот вечер»» Л.Ольхансакий «Мандариновое солнце». А.Петряшева «На свете слова нет» Планируемые результаты Предметные: 18 − элементарные способы воплощения художественно-образного содержания вокальных произведений в различных видах музыкальной и концертно-творческой деятельности; − имеют представление о нотной грамоте; − владеют правильной певческой установкой; − имеют представление об особенностях музыкального языка вокальнохорового искусства. − получат возможность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; − владеют навыками исполнения вокально-хоровых произведений с аккомпанементом и без сопровождения; − владеют навыками правильного вокального дыхания; − имеют возможность исполнять вокально-хоровые, ансамблевые, сольные, дуэтные, произведения для трио различной сложности (в соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках учебного материала; − владеют навыками анализа отечественные и зарубежные вокальные произведения различных жанров, эпох и культур. Метапредметные: Регулятивные УУД: − умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; − умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные УУД: − формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры, потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 19 − формирование представлений о мире профессий, связанных с музыкальным искусством, их востребованности на рынке труда. Коммуникативные УУД: − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и сверстниками, работать индивидуально и в группе; − находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям. − формирование основ гражданской идентичности, осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; − формирование эмоционального отношения к искусству; − формирование духовно-нравственных ценностей, эстетических потребностей культуры чувств; − реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; − развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время занятий, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Учебный (тематический) план 3 год обучения № п\п Наименование раздела, темы Количество часов всего 1 Набор детей Прослушивание в теория Вводные занятия объединение. 1 0 учащихся. практи ка 1 Формы аттестации/ контроля Беседа, прослушивани е, входная 20 Инструктаж безопасности. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. по технике Беседы о музыке Подбор песенного репертуара, 4 1 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Знакомство с новинками песенного репертуара. Знакомство с новинками музыкальной культуры. Слушание музыки Прослушивание фонограмм 4 2 известных композиторов. Проведение бесед о музыкальных новинках. Песни Методическая помощь детям в 7 2 выборе песенного репертуара. Сценарии Составление программ и сценариев 5 2 театрально-концертных выступлений. Теория музыки Звукоряд, длительности, 32 10 звуковедение (легато, стоккато, нон легато), мажор, минор, классификация громкости звука. Вокал Дыхание. Вдох и выдох в пении. 88 6 Цепное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Тембр голоса. Двухголосие, трехголосие. Вольные украшения(мелизмы). Основы ритмики Освоение простейшими музыкально 4 1 – ритмическими движениями. Понятие «сильной» и «слабой» доли. Репетиции Индивидуальные, общие 46 0 генеральные репетиции концертов. диагностика. 3 Беседа, практическая работа 2 Беседа, опрос 5 Практическая работа 3 Творческие задания, практическая работа 22 Беседа, практическая работа/наблю дения 82 Беседа, практическая работа/наблю дения 3 Беседа, практическая работа 46 Практическая работа, 21 Пение упражнений. движение. 10. Запись пробных голосом на студии. 11. 12. Сценическое контрольные упражнения/н аблюдения Фонограммы фонограмм с 10 Концерты Выступления на праздничных 6 концертах, мероприятиях проводимых школой и другими организациями. Конкурсы Участие в районных, городских и 5 областных конкурсах. 13. Запись песен объединения. Итого Наша фонотека участников 4 216 14 10 Практическая работа 6 Анализ результатов детей участников мероприятий 5 Анализ результатов детей участников мероприятий 4 Практическая работа 202 Содержание учебного (тематического) плана Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: − вокально-хоровая работа; − ритмические упражнения; − дыхательная гимнастика; − творческие задания; − театрализация; − пластическое интонирование и др. Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. 3. Вводное занятие. 22 Теория: Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Практика: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. 2. Беседы о музыке. Теория: Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты». 3. Слушание музыки Теория: Проведение бесед о музыкальных новинках. Знакомство с различной манерой пения. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. Практика: Прослушивание фонограмм известных композиторов. Специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент. 4. Песни Теория: Музыкально-теоретический анализ произведения. Раскрытие содержанияпроизведения,еговзаимосвязьсосредствамимузыкальнойвыр азительности. Практика: Методическая помощь детям в выборе песенного репертуара. Работа над произведением. Разучивание текста, мелодий Работа над чистотой интонирования мелодии. 5. Сценарии Теория: Виды концертных программ. Сборная концертная программа, тематическая программа, театрализованная программа. Практика: Составление программ и сценариев театрально-концертных выступлений. 6. Теория музыки Теория: Знакомство с голосовым аппаратом. Певческая установка. Посадка певца. Как петь сидя или стоя. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. 23 Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Самомассаж рук, головы, ушных раковин, голосового аппарата. 7. Вокал Теория: Дыхание. Вдох и выдох в пении. Цепное дыхание. Атака звука. Артикуляция. Тембр голоса. Высота голоса. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Практика: Практические упражнения. Гимнастика для губ и языка. Дыхательная гимнастика. Упражнения на регулирование выдоха во время пения, упражнения на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. 14.Основы ритмики Теория: Освоение простейшими музыкально – ритмическими движениями. Понятие «сильной» и «слабой» доли. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Практика: упражнения на развитие ритма, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки). 15.Репетиции Практика: Индивидуальные, общие генеральные репетиции концертов. Доведение исполнения произведения до концертного варианта. Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Отработка исполнительно-сценического образа: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. 16.Фонограммы Практика: Запись пробных фонограмм с голосом на студии. Работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). 11. Концерты Практика: Выступления на праздничных концертах, мероприятиях проводимых школой и другими организациями. 12. Конкурсы Практика: Развитие навыка уверенного пения. Участие в районных, городских и областных конкурсах. Активное участие в жизни школы, района. Выступление на праздниках, концертах, фестивалях. В конце 24 учебного года показательное выступление (отчетный демонстрация приобретенных навыков и умений. 13. Наша фонотека Практика: Запись песен участников объединения. концерт), Примерный репертуарный план Вокально-хоровые упражнения Попевки, каноны. О.Плешкова «Ромашки, опаленные войной». М.Фадеев «Звезда» А.Ермолов «Я хочу быть похожей на ветер» В.Высоцкий «Баллада» Д.Билан «Розы» В.Сюткин «Любите девушки» В.Ольханский «Наша мама» Планируемые результаты Предметные: − элементарные способы воплощения художественно-образного содержания вокальных произведений в различных видах музыкальной и концертно-творческой деятельности; − имеют представление о нотной грамоте; − владеют правильной певческой установкой; − имеют представление об особенностях музыкального языка вокальнохорового искусства. − получат возможность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; − владеют навыками исполнения вокально-хоровых произведений с аккомпанементом и без сопровождения; − владеют навыками правильного вокального дыхания; − имеют возможность исполнять вокально-хоровые, ансамблевые, сольные, дуэтные, произведения для трио различной сложности (в соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках учебного материала; − владеют навыками анализа отечественные и зарубежные вокальные произведения различных жанров, эпох и культур. 25 Метапредметные: Регулятивные УУД: − умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; − умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные УУД: − формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры, потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; − формирование представлений о мире профессий, связанных с музыкальным искусством, их востребованности на рынке труда. Коммуникативные УУД: − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и сверстниками, работать индивидуально и в группе; − находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям. − формирование основ гражданской идентичности, осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; − формирование эмоционального отношения к искусству; − формирование духовно-нравственных ценностей, эстетических потребностей культуры чувств; 26 − реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; − развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время занятий, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 2. Комплекс организационно – педагогических условий № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Календарный учебный график Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных 1 год обучения- 36 недель 2 год обучения – 36 3 год обучения - 36 Количество учебных 1 год обучения- 216 дней 2 год обучения – 216 3 год обучения - 216 Количество часов в 1 год обучения- 6 неделю 2 год обучения – 6 3 год обучения - 6 Количество часов в 1 год обучения- 216 учебном году 2 год обучения – 216 3 год обучения - 216 Недель в I полугодии 16 Недель в II полугодии 20 Начало занятий 4 сентября Каникулы отсутствуют Выходные дни 4 ноября, с 25 декабря по 8 января, 8 марта, 1 мая, 9 мая Окончание занятий 25 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетиционного зала (сцена). 3. Фортепиано, синтезатор. 27 4. Музыкальный центр, компьютер, флеш-карты. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Акустическая аппаратура. 7. Зеркало. 8. Шумовые инструменты (палочки, трещотки, бубны, ложки, треугольники, маракасы, барабан, колокольчик). Кадровое обеспечение. Поданнойпрограммеможетработатьпедагогдополнительногообразованияс уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта педагога дополнительного образования (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6. Методические материалы. 1. Раздаточный материал: карты настроений, ритмо-блоки. 2. Нотный материал, подборка репертуара. 3. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 4. Записи выступлений, концертов. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды контроля достижений результатов дополнительного образования: Формы аттестации. Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в конкурсах, фестивалях и мероприятиях). Формы подведения итогов освоения программы дополнительного образования: − участие учащихся в концертных выступлениях различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и международного); − участие учащихся в конкурсных программах различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и международного); − выполнение творческих и конкурсных работ художественно цикла различного уровня (классного, школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и международного). − коллективный результат деятельности вокального ансамбля, дуэтов и солистов в рамках художественного направления – 28 участие в концертах и конкурсах разного уровня, самостоятельные мероприятия вокального коллектива: занятие-концерт, открытое занятие, концерт, творческая мастерская, творческая презентация, отчётный концерт. 3.Список литературы 1. АлиевЮ.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002. 2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 стр. 3. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. Просвещение – 2010. 5. М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008.. 6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с. 7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 8. М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших школьников»М.2001. 9. Рябенко Н.Н. « Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006. 10.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 стр. 11.Л.В.Школяр,М.С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,В.В. Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998 29