Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной «Вокально-хоровая студия «ГолосОк»» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для обучающихся 7-10 лет Срок реализации: 1 год Объем программы 144 часа в год. Автор составитель Педагог дополнительного образования: Шрамко Татьяна Владимировна Екатеринбург, 2023г. 1 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка В соответствии с приложением к лицензии № 18136 от «29» декабря 2015 года Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» оказывает дополнительные образовательные услуги по программам дополнительного образования детей на базе образовательных организаций Ленинского района. Программа «ГолосОк» реализуется в МАОУ лицей № 109. Дополнительная общеобразовательная программа «ГолосОк» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 2 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность – художественная. Актуальность общеразвивающей программы В настоящее время у подрастающего поколения повысился интерес к эстрадному пению, стремление выступать на эстрадных концертах, участвовать в конкурсах и сочинять собственные песни. Такое рвение со стороны начинающих певцов похвально, но отрицательную роль здесь, как правило, играет отсутствие профессионализма как в вокальном плане (плохая вокальная подготовка или отсутствие ее), так и сценическом (опыт сценических выступлений), что является главным препятствием и неотъемлемым элементом на пути становления полноценного артиста. Поэтому актуальным вопросом современной вокальной педагогической практики стал вопрос обучения и воспитания эстрадного певца. Причём в понятие воспитание здесь включается и здоровое голосообразование, и исполнительская культура, и общее музыкальное развитие обучающихся. Актуальным компонентом данной программы является применение и отражение в ней современных требований в деле образования молодых эстрадных исполнителей. 3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы Отличительные особенности данной программы от уже существующих в программу включен вид музыкальной деятельности – слушание. Что позволяет развивать не только исполнительские навыки, но и культуру слушания музыки. Позволяет дополнительно, не в рамках урока музыки разбирать стили, направления, отличительные особенности композиторов Адресат программы Программа «Вокально-хоровая студия «ГолосОк»» рассчитана для детей 7-10 лет. Период от 7до 10 лет является чрезвычайно важным в развитии голоса. Это младший домутационный период. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой периодом становления и воспитания первоначальных правильных певческих навыков. Диапазон голоса у детей в 7-10 лет обычно охватывает первую октаву. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, голосовая мышца еще не сформирована. Качество голосообразования определяет и характер звучания. Легкость, полетность, нежность и звонкость - вот признаки, присущие голосам детей младшего школьного возраста. Но следует учитывать, что в последнее время наблюдаются случаи раннего физического развития детей. Раннее физическое развитие влечет за собой и более быстрое становление голосового аппарата. Поэтому педагогу следует индивидуально прослушивать каждого ребенка и затем в процессе занятий контролировать его развитие. Дети возраста 7-10 лет обладают образной памятью и наглядным мышлением. У детей этого возраста развито непроизвольное внимание, дети неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической 4 работой. Этот возраст выражен эмоциональным восприятием – яркая память, интерес и попытка воспроизводить все самим. Число детей одновременно находящихся в группе от 12 до 20 человек. Режим занятий Дети занимаются в группах два раза в неделю. по два академических часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Объем общеразвивающей программы:144 часа. Срок освоения общеразвивающей программы:1год. Уровень сложности программы Уровень программы стартовый, так как предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; Формы обучения Формы обучения – очная Виды занятий: -музыкальные игры; -беседы; -творческие задания; -самостоятельная работа; -репетиционная работа; -слушание и обсуждение музыки; -посещение концертов и конкурсов; -концертная деятельность. Формы подведения результатов Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: наблюдение и прослушивание в процессе занятий, самостоятельная исполнительская деятельность, тестирование. Итоговый контроль по данной программе будет проходить в форме выступлений на открытых занятиях 5 (текущее – в декабре, итоговое – в мае), праздничных мероприятиях Дома Творчества, отчетном концерте, на различных районных и городских праздниках, различного уровня конкурсах и фестивалях. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы - Развитие музыкально – творческих способностей обучающихся через организацию ансамблевого и сольного пения в процессе творческой и концертной деятельности. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач: Обучающие • формировать вокально-интонационные навыки, чистую интонацию; • обучать основным принципам строения музыкального языка,формообразования; • обучать двухголосному ансамблевому пению; • обучать петь под фонограмму «минус»; • обучать пониманию элементарных дирижерских жестов. Развивающие • продолжать развитие мелодического и ритмического слуха; • развивать четкую и ясную дикцию и артикуляцию; • развивать навыки самовыражения через самостоятельную творческую деятельность. Воспитательные: • воспитывать коммуникативные навыки в процессе коллективнойтворческой деятельности; • продолжать развитие мотивации к творческому труду; • воспитывать стремление к вокальному искусству; формировать этические чувства, эмпатию. Планируемые результаты. Предметные: 6 наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальнотворческому самовыражению; умение применять правильную певческую установку; знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и применение приобретѐнных навыков на практике; владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных произведений в ансамбле; знание основных жанров вокальной музыки; умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения; стремление передавать характер и настроение песни, правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато, стаккато; владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в группе и соло; участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно) и выразительно исполнять их. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование понимания красоты музыкальной искусства в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами; умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками при решении музыкально-творческих задач, достижении общих целей; умение анализировать своѐ и чужое исполнение. Личностные: сформированность умения работать в коллективе; овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками; 7 формирование чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей. Воспитательный потенциал программы. Цель программы воспитания – развитие культурных ценностей детей посредством реализации групповой творческой деятельности. Задачи: 1.предоставить возможность для реализации творческого потенциала детей; 2.расширить кругозор участников программы в сфере искусства музыки. 3.привить интерес к коллективному пению. 4.сформировать навык творческой работы в группе. Ожидаемые результаты: Дети: 1.Реализуют свои творческие способности посредством музыки. 2.Укрепится физическое и психическое здоровье обучающихся 3.У обучающихся стабилизируется эмоциональное состояние. 4.Будут сформированы навыки общения и толерантности, эффективного взаимодействия детей и педагогов. 5.Состоится развитие индивидуальных способностей детей, их позитивных личностных качеств. Формы проведения воспитательных мероприятий -посещение концертов и конкурсов; 8 -музыкальные игры; -беседы; -творческие задания; -самостоятельная работа; -репетиционная работа; -слушание и обсуждение музыки; -концертная деятельность. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример,); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). • Метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, педагогическое требование воспитывающие ситуации), Содержание общеразвивающей программы Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематическое планирование по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Вокально-хоровая студия «ГолосОк»» № 1 Название Кол-во Теория Раздела, темы часов Вводное занятие 2 1 Практика Форма аттестации 1 Собеседование. Инструктаж по технике безопасности. Охрана голоса. 9 2 Вокальная работа. 52 1 51 Входящая диагностика Тестирование Педагогическое наблюдение Беседа. Опрос. 3 Работа над ритмом 8 8 Педагогическое наблюдение. 4 Работа над дыханием 18 18 Тестирование. Педагогическое наблюдение. 5 Работа над дикцией 6 Музыкально18 теоретические дисциплины 7 8 16 Исполнительская деятельность 24 Музыкальнообразовательные беседы и слушание 6 16 5 13 Открытое занятие. Беседа. Опрос 24 Участие в концерте. Открытое занятие 4 2 Беседа. Опрос. Всего:144 часа Содержание учебного (тематического) плана. Занятия строятся на балансе теории и практики и включают в себя: теоретические представления о строении и работе голосового аппарата, вокальные и дыхательные упражнения, подбор репертуара (в соответствии с особенностями голоса воспитанников), актерские и пластические этюды первого уровня на раскрепощение и снятие зажимов. Постановка и показ сценического номера в условиях учебного кабинета или на сцене актового зала. 10 Раздел 1. Вокальная работа. Тема 1.Распевания. Теория: Подготовка голосового аппарата детей к работе. Практика: Исполнение распевок с различно силой звука, с разной эмоциональной окраской. Разогревать голосовой аппарат детей при помощи распевок. Учить детей прислушиваться к пению других учеников. Игры «Море», «Музыкальные горки». Пение с закрытым ртом. Резонаторные ощущения. Гамма. Поём октаву вверх и вниз. Тема 2. Динамика: громко – тихо. Теория: Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. Практика: Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры. Игра «Прилив –отлив» Тема 3.Звуковедение. Теория: Понятие Легато. Стаккато. Понятие Филировка. Волна. Выработка плавного, связного звучания. Практика: Игры «Море», «Музыкальные горки». Тема 4. Ансамблевое звучание. Унисон. Теория: Понятие строя в ансамблевом пении. Интонация. Практика: выработка унисонного пения. Тембровая слитность. Пение гармонических упражнений. Раздел 2. Работа над ритмом. Теория: Понятие ритма. Понятие дирижерского жеста. Практика: Прохлопывать с детьми разные ритмические рисунки низкой степени сложности. Исполнение ритмических рисунков по группам. Следить за четким и правильным исполнением ритмического рисунка во время исполнения произведения. Ритмическая устойчивость в различных темпах. Игры на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. 11 Раздел 3. Работа над дикцией. Теория: Взаимоотношение гласных и согласных звуков. Четкость и подвижность речевого аппарата. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Слово в пении. Вокальная фонетика. Практика: Артикуляционная гимнастика. Игры и песни-скороговорки. Вокальная фонетика. Мимический тренинг. Гимнастика для губ и языка. Раздел 4.Работа над дыханием. Теория: Определение типов дыхания, их особенности. Понятие дыхание по фразам. Правильная организация вдоха и выдоха. Мягкая атака звука. Дыхание перед началом пения. Смена дыхания в процессе пения. Равномерное распределение дыхания. Практика: Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания. Упражнение на дыхание. Различные приемы дыхания. Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Раздел5. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. Тема 1. Роль песни в переломные моменты истории. Теория: Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. Тема 2. Песня в жизни человека. Теория: Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Тема 3. Песня на войне. Теория: Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней. Раздел 6. Музыкально-теоретические дисциплины. Тема 1. Вводное занятие. 12 Теория: Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Правила поведения на хоровом занятии – не разговаривать между собой, входить в класс во время музыки, говорить во время слушания музыки. Объяснить правила певческой посадки. Цели и задачи обучения. Практика: Летние музыкальные впечатления. Диагностика и прослушивание .Беседа об охране голоса. Тема 2. Темп: быстро - медленно. Теория: Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений. Практика: Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст. Тема 3. Жанровое разнообразие в музыке. Теория: Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. Практика: Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра. Жанровые особенности музыки народов РФ. Тема 4. Типы голосов. Теория: Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса. Практика: Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух. Тема 5. Неделя музыки. Теория: Знакомство с творчеством композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Знакомство с музыкальными произведениями композиторов. Практика: Слушание и анализ музыкальных произведений. Что такое художественный образ произведения? Музыкальная память. Угадай кто поёт? Раздел 7. Исполнительская деятельность. 13 Теория: Развитие концентрации перед выступлением. Повторение правил поведения на сцене Исполнение выученных произведений с последующим обсуждением на занятиях. Практика: участие в праздничных мероприятиях, фестивалях, конкурсах. Работа с микрофонами. Содержание знаний, умений, навыков обучающихся. Знать: понятия: голосовой аппарат, звуковедение, певческая установка, гигиена певческого голоса; основы нотной грамоты; основные распевки; вокальные произведения различных жанров. Уметь: петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя); исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы; верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; импровизировать. Владеть: основными вокальными навыками; движениями под музыку; вокально-хоровыми навыками; наличие интереса к вокальному искусству. 14 Комплекс организационно–педагогических условий 2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ДООП «ГолосОк»» на 2023-2023 учебный год Условия реализации программы: Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 Количество часов в неделю 4 Количество часов в учебном году 144 часа. Недель в I полугодии 16 Недель во II полугодии 20 Начало занятий 1 сентября Каникулы отсутствуют Выходные дни 4 ноября, 31декабря-8января, 23-24 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая Окончание учебного года 31 мая Сроки проведения аттестации 15-30 декабря;15-30 мая. Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа. 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Перечень оборудования: учебный кабинет; столы; стулья; зеркало во весь рост; 15 реквизит; концертные костюмы. Перечень музыкальных инструментов: Фортепиано 1 шт; синтезатор 1 шт; музыкальный центр «SAMSUNG»1 шт. Звукоусилительная аппаратура: Микшерский пульт 1 шт; звукоусилительные колонки2шт; радиомикрофоны 6 шт; шнуровые микрофоны 3 шт; ноутбук 1 шт. Информационное обеспечение: Аудио записи студии; Видео записи студии; DVD –диски. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Наглядный материал: Таблицы; Портреты композиторов; Нотный стан; Музыкальные произведения в CD записи. Работа с родителями: Консультации для родителей; Концерты, игровые праздники; 16 Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям; Оформление стенда. Кадровое обеспечение: Педагог должен дополнительного иметь высшее образования профессиональное реализующий образование программу или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы В реализации программы используются следующие виды аттестации / контроля образовательного процесса: в начале учебного года - беседа, опрос, тестирование, анкетирование; в течение всего учебного года педагогическое наблюдение, диагностика, самостоятельная работа, опрос, конкурсные выступления;. Формы подведения итогов образовательного процесса: Открытые занятия; Тематические концерты; отчётные и итоговые концерты; конкурсы и фестивали различного уровня (районный, городской, областной, региональный, всероссийский, международный) 17 Методы контроля и управления образовательным процессом Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, участия воспитанников вокального объединения в мероприятиях Центра творчества, оценка зрителей, членов жюри, выступления на фестивалях. Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Оценочные материалы таблица входящего тестирования № Имя. Фамилия Дата Тестирования. Основные показатели. Баллы. Критерии: Чувство ритма Повторение заданного ритма а) четкое, правильное; б) частично правильное; в) не смог повторить. Музыкальный слух Повторение заданной знакомой мелодии: а) исполнение мелодии самостоятельно; б) исполнение отдельных звуков без помощи педагога; 18 в) исполнение отдельных звуков с помощью педагога или инструмента; г) невыполнение задания. Исполнение заданной незнакомой мелодии: а) интонационно чистое, ритмически точное исполнение; б) интонационно приблизительное, ритмически верное исполнение; в) с заданием не справился. Музыкальная память. Узнавание знакомой мелодии а) узнал сразу; б) узнал не сразу; в) узнал с подсказкой. Запоминание незнакомой мелодии: а) запомнил и воспроизвел сразу; б) запомнил и воспроизвел частично; в) не запомнил Промежуточный контроль обучающихся в вокальном объединении: Фамилия. Имя. Темы Термин Ansamble (фр.) значение, содержание. Положение корпуса при пении (теория) Упражнения для выравнивания корпуса. Где и как мы дышим при пении. Термин «брюшное дыхание». Упражнения на развитие певческого (брюшного) дыхания. Исполнить чисто, наизусть 7-10 несложных детских попевок. Итоговый контроль обучающихся в вокальном объединении. Фамилия. Имя. Темы: 1. Органы, участвующие в пении. Уметь перечислить (губы, язык, 19 гортань, голосовые связки). 2. Регистры: верхний, нижний, средний. 3. Что такое «нота»? Уметь нарисовать знак «нота» вне нотного стана (заштрихованной, не заштрихованной, штилем вверх, вниз). Знать названия нот. 4. Выполнение сценических движений: выход под музыку выступление поклон уход за кулисы. 5. Исполнить наизусть одну две несложные песни в сопровождении минусовой фонограммы. 6. Принять участие в отчетном концерте для родителей. 20 Список использованной литературы 1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007 2. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007. 3. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997. 4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993. 5. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006. 6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996. 7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 8. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 10. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. 11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 2004. 12. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002. 13. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: КлассикаXXI, 2005. 14. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007. 15Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988. 16. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997. 17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002. 21 18. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000. 19. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000 Список литературы для учащихся и родителей 1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. РИЦ ТГАКИ, Тюмень,2008 2. Бархатова И.Б. Примерная программа обучения в эстрадной школестудии, Тюмень,2007 3. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов эстрадного вокала. Тюмень,2007 4. Бархатова И.Б. Луценко И.К. Гигиена голоса. Тюмень,2010 5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб.пособие. – М.: МГУКИ,2007 6. Карягина А.В. Джазовый вокал. Спб. Планета музыки,2008 7. Сет Риггз. Пойте, как звёзды. Спб.2007 8. Самые интересные сценарии для семейных праздников и корпоративов. –М.: Эксмо,2009 9. Самые весёлые сценарии для детских праздников. – М.:Эксмо,2009 10. Суркова Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст.– Москва: Издательство АСТ, 2015 Интернет – ресурсы 1. Детский голос. Методика постановки голоса у детей https://infourok.ru/detskiy-golos-metodika-postanovki-golosa-u-detey-2402885.html 2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса https://www.emelyanov-fmrg.ru/ 3. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие. https://www.studmed.ru/view/romanova-lv-shkola-estradnogovokala_6b25200ec5c.html 22 4. СэтРиггз. Школа пения в речевой позиции. 30 практических уроков https://www.imbf.org/vokalistam/uroki-po-vokalu.html Методические пособия: 1.БагадуровВ.А., Орлова Н.Д. «Начальные приемы развития детского голоса».– М, 2007. 2. Билль А.М. «Чистый голос». Методическое пособие для педагогов, руководителей детских вокальных коллективов (публикация в Интернете). 3. Велижанин Д.Н. «Записки хормейстера», Тюмень, «Вектор Бук»,2002г. 4. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение»,1991г. 5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» Ростов на Дону. «Феникс», 2008г. Долматов Н.А. «Поем по нотам». Методическое пособие для руководителей детских вокальных коллективов. «Феникс». Ростов на Дону.2012г. 6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению». М.1999г. 7. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М.1997г. 8. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987г. 9. Отинова -Ордина Е.Э. «Вокальная техника как компонент качественного звучания певческого голоса». Методическое пособие для начинающих вокалистов и руководителей самодеятельных коллективов эстрадного направления. Хабаровск. КНОТОК. 2012г. 10. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь».М.1996г. 10. Ригз Сетт. «Пойте, как звезды». М.: Музыка. 2001г. 11. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором». Москва. «Музыка», 2002г. 12. Феофанова И. «Актерский тренинг для детей». Москва.2011г. 23