Веселые Нотки

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Веселые Нотки»
возраст обучающихся: 5-6 лет
срок реализации: 1 год

Автор–составитель:
Зеленина Н.Г.
Педагогдополнительногообразования

Екатеринбург,2023 г.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;

о

12.Положение

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: художественная.
Актуальность-В

современных

условиях

социально-культурного

развития общества главной задачей образования становится воспитание
растущего человека как культурно исторического объекта, способного к
творческому саморазвитию и самореализации.Музыка – самое яркое,
эмоциональное а поэтому и очень действенное средство воздействия на
детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых
сильных

средств

исполнительстве

развития

внутреннего

мира

ребенка.

В

детском

пение занимает особое место. Пение-основной вид

музыкального искусства,

которому

обучают в дошкольном возрасте.

Совместное пение вызывает чувство коллективизма, создает условия для
эмоционального, музыкального общения.
Отличительная

особенность

данной

существующих в этой области является

программы

от

уже

ее универсальность, Здесь

объединяются различные виды музыкально-игровой,

и исполнительской

деятельности. Поэтому в процессе занятий происходит комплексное развитие
личности обучающихся-дошкольников.
Адресат Программы- обучающиеся 5 - 6 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного просмотра. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе 6-10 человек.
Дошкольный

возраст

–

самый

благоприятный

период

для

формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются одной
из важных составляющих гармоничного развития ребенка дошкольного
возраста.

Развитие

и

воспитание

голоса

и

слуха

у

дошкольника

положительно влияет на формирование речи, именно она является основой
развития ребенка, его мышления. Пение способствует развитию речи

ребенка, а также помогает ему справиться с проблемами звукопроизношения.
Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на
физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие
поющему, но также развивает его дыхательную систему, влияющую на
состояние

сердечно-сосудистой,

следовательно,

невольно

занимаясь

дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своѐ здоровье
Режим занятий- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу, продолжительность каждого занятия–40 мин;
Объем программы–общее количество учебных часов, необходимых для
освоения Программы–68 часов:
Срок освоения–программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень освоения программы – «стартовый», так как предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения содержания программы.
Форма обучения: очная
Виды учебных занятий:
-фронтальные музыкальные занятия;
-музыкальные игры, беседы, творческие задания;
-индивидуальная музыкальная образовательная деятельность (развитие
слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение
игре на детских музыкальных инструментах);
-игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные
игры,
музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры)
-конкурсы.
Формы

подведения

результатов

–формой

текущего

контроля

является педагогическое наблюдение, прослушивание в процессе занятий,
самостоятельная

исполнительская

беседавпроцессекаждогозанятия.

деятельность

Формой итогового контроля и показом уровня подготовки детей,
являются открытые занятия.
Цель и задачи программы
Цель

программы

–развитие

певческих

способностей

через

организацию ансамблевого пения и импровизации на детских музыкальношумовых инструментах.
Задачи
Обучающие:
-познакомить

с

детскими

музыкальными

произведениями

и

музыкальными инструментами
-научить детей правильно и выразительно петь.
-научить детей петь естественным голосом, без напряжения.
-сформировать навыки певческой установки и певческого дыхания.
Развивающие:
-Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
-Развивать умение различать звуки по высоте.
-Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, ясную
артикуляцию.
-Развивать чувство ритма в ходе игры на детских музыкальных
инструментах.
-Развивать исполнительские качества.
Воспитательные:
-Воспитывать эстетический вкус.
-Воспитывать интерес к вокальному искусству.
-Воспитывать чувство коллективизма.
-Способствовать
формированию
воли,
дисциплинированности,
взаимодействию с партнерами.
-Создавать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной
сферы, интеллекта, эстетических чувств.

Содержаниеобщеразвивающей программы
Учебно(тематический)план
Тема
№
п.п

Количество часов

Формы
контроля

Всего

Теория

Практика

1
2

Вводное занятие
Ритм. Метр.

1
17

0,5
4

0,5
13

3

Основы
музыкальноритмического
движения
Музыкальные
Инструменты

10

2

8

6

1

5

5

Жанры.
3
Характер музыки

1

2

6

Звуковысотные
представления

10

2

8

Беседа, опрос

7

Основы вокальных
навыков

9

1

8

8

Исполнительская
деятельность

12

1,5

10,5

Прослушивание,
самостоятельная
работа, опрос
Участие в
концерте,
открытые
занятия,
самостоятельная
работа

Итого:

68

13

55

4

Беседа, опрос
Беседа, опрос,
самостоятельная
работа
Беседа,
самостоятельная
работа
Опрос,
самостоятельная
работа
Беседа, опрос,
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
ТЕМА 1.Вводное занятие.
Теория:Роль музыки в жизни человека. Беседа- «Голос-инструмент».
Охрана голоса. Прослушивание учащихся. Определение примарной зоны.
Практика:Упражнения по начальной подготовке к пению.

Тема 2. Ритм. Метр.
Теория:Знакомство с основными длительностями.
Практика:Работа по ритмическим карточкам. Музыкальные игры на
развитие ритмического слуха.Пальчиковая гимнастика.
Тема 3. Основы музыкально-ритмического движения.
Теория:Сочетание элементов пения с элементами движения
Практика:Музыкально-ритмические игры. Танцевальные игры в
кругу. Игры на развитие ритмического слуха.
Тема 4. Музыкальные инструменты.
Теория:Знакомство с детскими музыкальными инструментами.
Практика:Воспроизведение простейших ритмических рисунков.
Сочинение

и

воспроизведение

на

инструментах

собственных

ритмических рисунков. Аккомпанирование на инструментах танцу и пению
Тема 5. Жанры. Характер музыки.
Теория:Знакомство с основными музыкальными жанрами. Песня.
Танец. Марш. Определение жанров. Объяснение понятий «выразительность»
и «изобразительность» музыки.
Тема 6.Звуковысотные представления. Интонационная чистота
пения.Практика:Пение

с

показом

жеста.

«Музыкальная

лесенка».

Музыкальные игры с подражательными моментами. Воспроизведение
различных интонаций.
Тема 7. Основы вокальных навыков.
Теория:Основы певческого дыхания и певческой установки.
Практика:Упражнения на развитие правильного вдоха и выдоха.
Дыхательная гимнастика. Дикционные упражнения. Артикуляционные
упражнения и попевки. Работа с «девочками- звуками».
Тема 8. Исполнительская деятельность.
Теория:Раскрытие

содержания

музыки

и

текста,

музыкально-

выразительных средств, особенностей художественного образа. Понятие
аккомпанемента, фонограммы.

Практика: Начальные навыки работы с микрофоном. Исполнение
песен

индивидуально

и

группой.

Мини-конкурсы

с

последующим

обсуждение. Выступления на открытых занятиях.
Планируемыерезультаты освоения программы
Метапредметные
- Приобретут начальные вокально-хоровые навыки и начальный
уровень развития музыкальных способностей,
- Появится понимание правильности выполнения поставленной задачи,
причины успеха/неуспеха.
-Овладеют базовыми навыками самоорганизации и самоконтроля.
образное, ассоциативное мышление и воображение,

-Улучшится
память;

-Сформируется интерес и мотивация к творческой деятельности.
Личностные
-Сформируется

умение

слушать

педагога,

умение

работать

в

коллективе, координировать взаимодействие с другими участниками группы.
-Сформируется устойчивая мотивация к получению новых знаний в
области вокального искусства и интерес к возможностям собственного
голоса.
-Сформируются

этические

чувства,

доброжелательность,

эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других
людей.
-Научатся проявлять такие качества, как терпение, аккуратность,
коллективизм.
Предметные
-Познакомятся с простейшими элементами теории музыки.
-Приобретут

простейшие

музыкальных жанрах.

знания

о

музыке

и

композиторах,

-Сформируется представление о простейших приемах организации
певческого вдоха и выдоха.
-Научатся двигаться под музыку.
-Научатся

аккомпанировать

себе

на

детских

музыкальных

инструментах.
-Сформируется умение правильно формировать гласные звуки,
воспроизводить простейшие ритмические рисунки, эмоционально-образно
воспринимать музыкальные произведения, анализировать словесное и
музыкальное содержание произведения.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условияреализациипрограммы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для обучения: класс, с достаточным освещением, фортепиано,
звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, аудиомагнитофон,
СД-проигрыватель,

проигрыватель

минидисков),

звукоусиливающая

аппаратура (микрофоны, микшерный пульт), шумовые инструменты (бубны,
металлофон, треугольники, маракасы, ложки).
Информационное обеспечение
Аудиокассеты, СД- и мини-диски, видеокассеты нотный материал,
фонотека, наглядныепособияпо вокалу .
Кадровое обеспечение
Педагог
должен

иметь

дополнительного
высшее

образования

профессиональное

реализующий
образование

программу

или

среднее

профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.

К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Методические материалы
Нотная литература, фонохрестоматия, музыкальные энциклопедии,
хоровой словарь, нотные таблицы, схемы, книги о музыке, учебники
музыкальной литературы, методическая литература для учителя; сборники
песен для младшего возраста; СД диски с музыкой современных
композиторов РФ; СД диски хоровой, инструментальной, классической и
современной музыки.
Формы аттестации/контроля иоценочные материалы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются два
вида результатов:
1. Текущие (цель – выявление ошибок и успехов в деятельности
обучающихся).
2. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы по окончанию всего курса обучения).
С целью определения уровня освоения программы предусмотрено
выполнение

обучающимися

контрольных

заданий,

прослушивание

воспитанников, итоговая диагностика вокальных данных детей, а также
итоговый практический показ результатов обучения по данному курсу.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими
способами:
Формы отчётности образовательных результатов:
-Журнал посещаемости.
-Материалы диагностики.
-Анкетирование, опросы родителей.

-Отзывы детей и родителей.
-Видеозаписи.
-Фотоматериалы.
-Дипломы об участии в конкурсах, фестивалях детского творчества.
При общей оценке уровня реализации программы художественной
направленности «Весёлые нотки» так же учитывается и количество детей,
продолжающих обучение в вокальных коллективах в учреждения. Отзывы
детей и родителей при любой форме реализации программы дают
информацию об уровне освоения материала, о степени удовлетворенности
качеством организации учебного процесса.
Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов:
-Открытые занятия с детьми для родителей.
- Демонстрация музыкальных номеров на праздниках, развлечениях,
досугах, концертах.
-Участие в фестивалях, конкурсных программах.
Оценочные/контрольно-измерительные материалы.

№ п/п

Критерии диагностики
воспитанников

1.

Правильно передаёт мелодию (чистота интонации)

2.

Правильно берёт дыхание перед началом песни,
между музыкальными фразами

3.

Отчётливо произносит слова.

4.

Своевременно начинает и заканчивает песню

5.

Точно передаёт ритмический рисунок хлопками

6.

Исполняет песни с музыкальным сопровождением и
без него

Уровень развития
с/ф

с

7.

Поёт выразительно, без напряжения, плавно, лёгким
звуком в диапазоне ре 1 – си1 (до2)

8.

Уровень развития

Карта развития ребёнка 5-6 лет:
Модуль 1: Первый год обучения (Пение)
1
2
3
4
5

№ Фамилия,
имя
ребёнка
о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

6
о

7
м

о

1.
2.
Условные обозначения
Уровень развития умений и навыков
0–
сформированы
0 – находятся в стадии
формирования

Месяц
о – октябрь
м – май

8
м

о

м

Списоклитературы
Дляпедагогов:
1. Барсова Л. Из истории петербургской вокальной школы. - СПб.,
1999.
2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1986.
3. Емельянов В. Развитие голоса: метод, пособие. - СПб, 1997.
4. Кочнева И. Яковлева А. Вокальный словарь. Л: Музыка, 1986.
5. Кравченко А. Секреты belcanto. - Симферополь, 1993.
6. Кантарович B.C. Гигиена голоса. М., 1955.
7. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев, 1988.
8. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987.
9. Морозов В. Вокальный слух и голос. М.: Музыка, 1965.
10. Морозов В. Тайны вокальной речи. М., 1967.
11. Стулова Г. Дидактические основы обучению пению. - М.:
Прометей, 1992.
12. Чишко О. Певческий голос и его свойства. М., 1966.
13. Шишкова С. Проблемы творческого воспитания личности. - М.,
2000.
14. Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы. М., 1999.
15. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учебное пособие
по курсу вокального искусства. - М., 1981.
Для учащихся и родителей:
1. Баева Л. Поэтика жанра: современная русская опера. М., 1999.
2. Дмитриев Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве. М.,
2002 - 2004.
3. Мастера Большого театра. М.: Музыка (издания разных лет).
4. Песни разных народов. М., 2001.
5. Пружанский А. Отечественные певцы. 1755-1917гг. М., 1991.
6. Русские народные песни. М.: Музыка, 1998.
7. Стахевич А. Вокальное искусство Западной Европы. Киев, 1997.

8. Тимохин В. Мастера вокального искусства XX в. М., 1983.
9. Фишер-Дискау Ф. Отзвуки былого: размышления и воспоминания.
М., 1991.
10. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. СПб., 2002.
Электронные образовательные ресурсы:
1. «Детям о музыке» // http://www.muz-urok.ru/muz_spektakli_audi.htm;
2.

Ермайкина,

Т.М.

Методы

организации

занятий

в

системе

дополнительного образования /
Т.М. Ермайкина //http://professional.centerstart.ru/node/339;
3. Классик-онлайн //http://classic-online.ru/;
4.

Каталог

вокальных

произведений

//http://www.aveclassics.net/forum/70-234-1;
5. Ноты-детям // http://igraj-poj.narod.ru/index.html;
6. Нотный архив Бориса Тараканова //http://notes.tarakanov.net/;
7. Публичная нотная библиотека // http://www3.cpdl.org/wiki/index.php.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».