Академия будущих вожатых АБВ

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Академия Будущих Вожатых»
Уровень: разноуровневая
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-разработчик:
Савиных Максим Дмитриевич
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023
2

Оглавление
№

Наименование раздела

п/п

Страницы

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель

и

задачи

программы.

Планируемые

9

Первый год обучения. Учебный (тематический)

10

результаты.
1.3.

план. Содержание основных тем программы.
1.4.

Второй год обучения. Учебный (тематический)

15

план. Содержание основных тем программы.
2.

Комплекс

организационно-педагогических

19

условий.
2.1.

Условия реализации программы.

2.2.

Формы

аттестации/контроля

19
и

оценочные

21

материалы.
Список литературы

30

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

творческого объединения «Академия будущих вожатых» социально-педагогической
направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
4

11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е.
Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы - социально-педагогическая. Программа
учитывает признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию, принципа «Равный – равному», личностно-равноправной позиции
педагога и ребенка, ориентированности на интересы ребенка, способность в нем
видеть личность, достойную уважения. Данная программа ориентирована на
изучение межличностных взаимоотношений, на социальную адаптацию детей, на
повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с детьми разного
возраста, взрослыми и различными социальными институтами, на формирование
знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание
социальной компетентности, формирование педагогических навыков.
Актуальность программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены
современный

человек,

выдвигают

свои

требования.

Человек

должен

быть

инициативным, самостоятельным, способным активно участвовать в жизни своей
страны, обладающим умением брать на себя ответственность. Выходя в жизнь,
подростки должны не только обладать определенным набором жестких навыков,
которые можно развить механически, но и большим спектром гибких навыков, в
частности, высоким уровнем социально-эмоционального интеллекта, который
позволяет адекватно воспринимать действительность и занимать активную роль в
собственной жизни.
«Стратегия развития и воспитания в Свердловской области до 2025 года»
актуализирует направленность на обеспечение поддержки разнообразия детства,
сохранение его уникальности и самоценности в общем развитии человека, освоение
норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе, обеспечивает
личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей в процессе их социализации в условиях разнонаправленного развития
современного мира.

5

При этом важно не только и не столько вооружить подростка знаниями, но и
важно сформировать в подростковом возрасте опыт участия в социально-значимой, в
том числе профессиональной деятельности.
Новизна программы. Данная программа ориентирована на практическую
составляющую. Здесь обучающиеся являются активными элементами формирования
самого образовательного процесса. Уже с первых занятий от них требуется
ответственность и самодисциплина. Программа формирует у старших подростков
интерес к педагогической деятельности, работе в детских оздоровительных лагерях,
выявляет и развивает организаторские, коммуникативные, креативные способности; а
также формирует навыки межличностного и делового общения. Важно отметить, что
в программу обучения включен блок по инклюзивному образованию и особенностям
работы с детьми с ОВЗ. Каждый обучающийся, успешно освоивший программу, уже
после первого года обучения получает возможность пройти практику в детском
лагере в качестве помощника вожатого на основе волонтерской деятельности.
Содержание программы основано на многолетнем опыте работы составителей
программы в качестве организаторов летнего отдыха в городских и загородных
лагерях города Екатеринбурга;
Программа реализуется на базе учреждения дополнительного образования
детей, что позволяет воспитанникам активно применять свои знания на практике
(социальные акции, проекты, организация мероприятий с разной возрастной
категорией детей и различной направленности);
Специального набора или отбора в группы не происходит, каждый желающий
может посещать занятия (более 60% детей, посещающих занятия, являются
воспитанниками лагеря «Волна», заинтересовавшихся деятельностью вожатых в
условиях традиционного тематического дня - Самоуправления в лагере);
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе
используются методы и методические приемы, которые формируют у обучающихся
навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации,
умения в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми отбирать и использовать
наиболее

эффективные

формы

социальной

деятельности.

Используются
6

разнообразные

формы

творческой

деятельности,

интересные

познавательные

задания, развивающие любознательность, рефлексивное мышление, креативность.
Адресат программы. Программа ориентирована на юношей и подростков 1418 лет - без предварительной подготовки. Количество обучающихся в одной группе:
минимум 8, максимум 15 человек.
При

реализации

программы

необходимо

учитывать

специфические

психологические характеристики возраста.
Это возраст, когда и у мальчиков, и у девочек появляется стремление заявить о
себе как о самостоятельной личности, понять и показать – чем же я отличаюсь, чем
не похож на остальных. Они чувствуют и потребность, и страх быть увиденным,
различимым.
Именно в этом возрасте в группе начинает выстраиваться достаточно жесткая
иерархия. Возникает стремление к лидерству, для его достижения порой
задействуются все средства. Явные лидеры и их приближенные все более заметны. И
конечно, вместе с этим появляются изгои – либо изолированные, которые «сами по
себе», либо те, кого группа явно отвергает.
Уровневость программы: содержание и материал программы организован по
принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. 1-й модуль стартовый уровень; 2-й модуль - базовый уровень.
Срок реализации программы составляет 2 года, 138 часов.
1 год обучения – 49 часов практики, 23 часа теории; общий объем: 72 часа.
2 год обучения – 32 часов теории, 40 часов практики; общий объем: 72 часаьл.
Режим занятий. Занятия проходят как в очном, так и в дистанционном
формате. Занятия для первого и второго года обучения проходят один раз в неделю,
продолжительность каждого занятия составляет 2 часа.
Формы обучения: очная
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, встреча,
открытое занятие, презентация, интерактив.
7

Формы подведения результатов: участие в организации и проведении
игровых программ, тестирование, создание творческих работ, практическое занятие,
итоговая аттестация.

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: развитие личности подростка посредством включения его в
новую социально-значимую деятельность, способствующую формированию у него
лидерских качеств и повышению уровня осознанности.
Задачи:
Образовательные:
•

познакомить с особенности работы вожатого;

•

способствовать

формированию

профессионально

значимые

качества вожатого;
•

обучить основам вожатской деятельности;

•

создать условия для получения необходимого практического опыта

перед началом оздоровительной кампании;
•

организовать условия для приобретения практического трудового

опыта вожатской деятельности в детских лагерях дневного пребывания.
Воспитательные:
•

способствовать созданию и сплочению коллектива учащихся на

основе совместной деятельности;
•

воспитывать, формировать и развивать нравственные качества

личности: толерантность, доброжелательность, человеколюбие, уважение и
сострадание;
•

способствовать формированию навыков самоконтроля и личной

ответственности;
8

•

воспитывать уважение к результатам личного и коллективного

труда;
Развивающие:
•

создать

условия

для

самореализации

подростков

через

предъявление своих личностных качеств, творческих, интеллектуальных и
лидерских способностей.
•

способствовать

развитию

индивидуальных

творческих

способностей учащихся;
•

способствовать приобретению коммуникативных навыков общения,

навыков планирования деятельности, организации и проведения групповых и
массовых мероприятий.
•

формировать и развивать организаторские способности, лидерские

качества;
Планируемые результаты:
Первого года обучения:
•

предметные: обладают основами знаний и умений вожатского

мастерства согласно программе первого года обучения; знают возрастные
особенности детей; знают теоретическую основы КТД и особенности
проведения игр, умеют организовать игры на знакомство, взаимодействие и
выявления лидера.
•

метапредметные: составление копилки игр и дневника вожатого

(основной документ вожатого, в котором зафиксирована необходимая
теоретическая информация и практические рекомендации).
•

личностные:

умеют

предъявлять

себя

окружающим,

умеют

отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, обладают положительными
эмоциями и мотивацией к профессиональной деятельности вожатого
Второго года обучения:

9

•

предметные: обладают основами знаний и умений вожатского

мастерства согласно программе второго года обучения; умеют самостоятельно
находить необходимую информацию, анализировать ее и применять на
практике.
•

метапредметные: имеют опыт в организации деятельности группы;

умеют создать благоприятную обстановку в коллективе и организовывать
деятельности для его формирования и сплочения; имеют навык разрешения
психолого-педагогических ситуаций.
•

личностные: выступают в качестве исполнителя, организатора,

инициатора; имеют высокий уровень осознанности и самодисциплины;
обладают сформированными коммуникативными компетенциями; имеют
устойчивую жизненную позицию; профессионально ориентированы; обладают
способностями критического мышления.
Воспитательный потенциал программы
Цель: развить у обучающихся интерес к педагогической деятельности.
Задачи воспитательной работы:
− сформировать у обучающихся навыки эмоциональной и социальной
компетентности для эффективного взаимодействия с детьми;
− познакомить обучающихся с возрастными особенностями детей;
− научить организовывать внутриотрядные мероприятия, нацеленные на
разные результаты.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы с познакомились с возрастными
особенностями детей, умеют организовывать внутриотрдяные мероприятия для
достижения

поставленных

эмоциональных

и

педагогических

социальных

целей

компетенций.

и

обладают
Обучающиеся

навыками
имеют

заинтересованность в дальнейшей, профессиональной педагогической деятельности.
Формы проведения воспитательных мероприятий: лекции, практические
занятия, практиориентированные мастер-классы.
10

Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ,
объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха).

11

1.3 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН. УРОВЕНЬ «СТАРТОВЫЙ»
Первый год обучения.
Название раздела, темы

Количество часов

Формы

всег аттестации/контрол

прак

теори

тика

я

о

я

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

2

-

2

Тест

2.

Основы организации

2

-

2

Тест

10

2

12

Таблица,

оздоровительного отдыха детей.
3.

Специфика работы в ДОЛ.

презентация, эссе
4.

Психолого-педагогические аспекты

16

2

18

вожатской деятельности.

Анализ, таблица,
презентация, эссе,
тест

5.

Игровая деятельность.

6

5

10

Педагогическое
наблюдение

6.

Технологии и приемы оформительской

2

2

4

Коллаж

9

10

16

Эссе, презентация,

работы.
7.

Практическая деятельность.

анализ
8.

Аттестация помощников вожатых.

2

2

4

Дневник, тест,
анализ

49

23

72

12

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Беседа о коллективе. Цели и задачи курса. Инструктаж по
ТБ.
Теория. Ознакомительная беседа о вожатском ремесле. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Игры на знакомство, письмо в будущее.
Тема 2. Основы организации оздоровительного отдыха детей.
Теория. Изучение истории лагерного движения в России, рассмотрение
законодательных основ организации оздоровления детей (Конституция РФ,
Конвенция ООН о правах ребенка).
Практика. Анализ нормативно-правовых и законодательных документов.
Тема 3. Специфика работы в ДОЛ.
3.1 Изучение логики организации жизнедеятельности в лагере.
Теория. Режим дня, периоды смены (адаптационный, основной, заключительный), их
особенности и особенности работы вожатого в каждом периоде,
Практика. Игры на взаимодействие и сплочение коллектива. Составление режима
дня, создание сводной таблицы об основных характеристиках периодов смены.
3.2 Особенности работы вожатого. Нормы поведения вожатого и этика общения.
Теория. Основы вожатской этики: Мировоззрение и ценности вожатого. Этика
взаимоотношений вожатого с детьми, их родителями и коллегами. Корпоративная
культура лагеря. Заповеди общения с напарником. Авторитет вожатого.
Практика. Составление списка вожатских табу, работа в командах: рассмотрение
возможных ситуаций в ДОЛ. Тренинг на взаимодействие.
3.3 Формы организации работы в ДОЛ.
Теория. Изучение особенностей организации общелагерных и внутриотрядных
мероприятий и тематических дней. Роль вожатого в проведении мероприятий.
Понятие КТД, его проведение, особенности, анализ и пример составления.

13

Практика. Создание Азбуки вожатого, написание сценария КТД, прохождение
веревочного курса.
Тема 4. Психолого-педагогические аспекты вожатской деятельности.
4.1 Формирование временного детского коллектива в условиях лагеря.
Теория. Стадии развития коллектива. Технология создания коллектива с учетом
возрастных особенностей детей. Особенности работы с разновозрастным детским
коллективом. Особенности работы с однополым детским коллективом.
Практика. ВДК в контексте детского лагеря. Принципы формирования ВДК.
Различные стили руководства ВДК в зависимости от стадии его развития. Психологопедагогические условия развития ВДК. Создание информационного банка форм
работы в отряде.
4.2 Сопровождение адаптации и пребывания ребенка в ДОЛ:
Теория. Проблема адаптации ребенка. Теория укрепления привязанности.
Практика. Контроль эмоционального состояния. Рейтинг ожиданий (опрос,
анкетирование). Рассмотрение различных ситуаций по специфике адаптации в ДОЛ в
зависимости от возраста. Ролевая игра «Дигикон».
4.3 Возрастные особенности детей и подростков.
Теория. Общая характеристика возраста, психолого-педагогические доминанты
развития, создание ситуации успеха, особенности работы с детьми школьного
возраста.
Практика. Написание эссе на тему «Каким я был ребенком», составление сводной
таблицы особенностей (физиологических, психологических, игровых) детей
школьного возраста. Педагогические ситуации в ДОЛ и способы их решения.
Подвижные игры с детьми разного возраста. Ролевая игра «Психиатрическая
больница».
4.4 Инклюзивный детский отдых.
Теория. Понятие инклюзии. Принципы инклюзивного взаимодействия. Особенности
работы с детьми с ОВЗ.
14

Практика. Проведение игровой программы для детей с ОВЗ на базе
благотворительного детского творческого центра «Развитие»
4.5 Психология общения.
Теория. Составляющие общения. Способы воздействия партнеров друг на друга.
Самоподача – управление вниманием партнера.
Практика. Мастер-класс по самопрезентации.
4.6 Конфликтология.
Теория. Стадии протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликте. Причины
и типы основных конфликтов в ДОЛ. Рефлексия.
Практика. Составление кейсов решения конфликтных ситуаций в ДОЛ.
4.7 Стрессоустойчивость.
Теория. Понятие стресса. Причины стресса в ДОЛ. Понятие ассертивности.
Практика. Составление индивидуальных экспресс-методик по снятию напряжения.
Проигрывание стрессовых ситуаций в игровой форме. Рефлексия.
4.8 Планирование в ДОЛ.
Теория. Основные принципы планирования. Тайм-менеджмент в работе вожатого.
Рекомендации по планированию в лагере. Организация режимных моментов.
Внутриотрядная план-сетка.
Практика. Составление трех подробных планов на день, по одному на каждый
период смены. Работа в командах: создание внутриотрядной план-сетки на 21 день.
Тема 5. Игровая деятельность.
5.1 Игровые технологии
Теория. Игра как педагогическое средство, сущность и структура игры, специфика
игр для детей разного возраста. Основы игротехник: суть игры, основные
компоненты игры.
Практика. Работа в парах: проведение тематических игр.
5.2 Классификация игр
15

Теория. 3 Классификация игр. Периодизация игр. Копилка игр.
Практика. Создание сводной таблицы по игровым технологиям.
Тема 6. Технологии и приемы оформительской работы.
Теория. Методика работы и оформления отрядных уголков. Оформление отрядных и
общелагерных мероприятий. Создание реквизита.
Практика. Творческий мастер-класс по ДПИ. Создание эскиза отрядных уголков для
трех возрастных групп.
Тема 7. Практическая деятельность.
Теория. Формы работы с детьми. Ораторское мастерство. Сценическое движение.
Практика. Проведение различных игровых форм в подшефных классах. Участие в
организации и проведении массовых мероприятий. Выездные инструктивнометодические сборы.
Тема 8. Итоговая аттестация
Теория. Инструктаж по форме аттестации и требованиям к выполнению.
Практика. Сдача вожатского дневника, прохождение теоретического теста,
прохождение практической части аттестации. Подведение итогов. Рефлексия.
Планируемые результаты:
• предметные: обладают основами знаний и умений вожатского мастерства
согласно программе первого года обучения; знают возрастные особенности
детей; знают теоретическую основы КТД и особенности проведения игр, умеют
организовать игры на знакомство, взаимодействие и выявления лидера.
• метапредметные: составление копилки игр и дневника вожатого (основной
документ вожатого, в котором зафиксирована необходимая теоретическая
информация и практические рекомендации).
• личностные: умеют предъявлять себя окружающим, умеют отстаивать свою
точку зрения и уважать чужую, обладают положительными эмоциями и
мотивацией к профессиональной деятельности вожатого.
16

1.4 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН. УРОВЕНЬ «БАЗОВЫЙ»
Второй год обучения.
Название раздела, темы

Количество часов

Формы

теори

практик

всег

аттестации/

я

а

о

контроля

1.

Инструктаж.

2

-

2

Тест

2.

Законодательные основы и правовые

6

4

10

Проверочная

нормы работы в ДОЛ.
3.

Основы доврачебной помощи и

работа
2

-

2

Тест

4

-

2

Презентация,

техника безопасности.
4.

Педагогическое планирование в ДОЛ.

программа,
план-сетка
5.

Детское соуправление в лагере.

4

2

6

Коллаж

6.

Психологические аспекты в ДОЛ.

4

6

10

Тест,
проведение,
рефлексия

7.

Игровая деятельность.

2

4

6

Педагогическо
е наблюдение

8.

Практическая деятельность.

4

20

26

Анализ

9.

Итоговая аттестация.

2

4

6

Тест, анализ

32

40

72

17

Содержание изучаемых тем для второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Цели и задачи второго года обучения Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Обсуждение итогов оздоровительной компании, обмен опытом,
рефлексия.
Тема 2. Законодательные основы и правовые нормы работы в ДОЛ.
Теория. Права, обязанности, ответственность педагогических работников ДОЛ.
Квалификационные требования к вожатым. Документы, необходимые для
трудоустройства вожатого. Трудовой кодекс. Санитарно-эпидемиологические
требования, предъявляемые к детским лагерям. Санитарно-гигиенические правила и
нормы в ДОЛ;
Законодательная база организации летнего труда и отдыха детей и подростков.
Защита персональных данных в деятельности вожатого.
Практика. Пробное заполнение трудового договора. Составление резюме.
Проверочная работа.
Тема 3. Основы доврачебной помощи. Охрана труда и техника безопасности.
Теория. Безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Рекомендации по
профилактике ДТ и предупреждения несчастных случаев. Техника пожарной
безопасности. Техника безопасности при проведении различных мероприятий в ДОЛ.
Практика. Проверочная работа.
Тема 4. Педагогическое планирование жизнедеятельности лагеря.
Теория. Программа воспитательной работы ДОЛ. Методика разработки программы
ДОЛ. Методика планирования работы. Виды планов. План-сетка детальности на
смену (общелагерная).
План-сетка деятельности детского кол-ва (отряда) на смену.
Практика. Работа в командах: разработка программы ДОЛ и общелагерной плансетки. Ролевая игра «Лагерь».
18

Тема 5. Детское соуправление в лагере.
Теория. Понятие самоуправления, соуправления, их цели и принципы. Формы
организации соуправления в отряде, лагере. Педагогические аспекты
самоуправления. Распределение поручений в отряде. Роль вожатого в организации
самоуправления, соуправления.
Практика. Проведения дня самоуправления в подшефном классе.
Тема 6. Психологические аспекты в ДОЛ.
6.1 Особенности работы вожатого.
Теория. Специфика деятельности. Эмоциональное выгорание. Ассертивность. Забота
о себе.
Практика. Составление портрета вожатого. Рефлексия. Тренинг «Страна эмоций».
6.2 Психология детства.
Теория. Возрастные кризисы. Роль вожатого в зависимости от возраста отряда.
Тревожность и агрессивность у подростков. Проблема буллинга.
Практика. Просмотр видеоматериалов. Моделирование ситуаций. Рефлексия.
6.3 Конфликтология.
Теория. Способы снижения психологической напряженности. Способы разрешения
конфликтов.
Практика. Практикум по конфликтным ситуациям в ДОЛ. Ролевая игра «Друг/враг».
6.4 Рефлексия в ДОЛ.
Теория. Диагностические методики. Формы ежедневной рефлексии. Ежедневная
рефлексия: формы и задачи. Вечерние свечки: Свечки организационного периода;
Свечки периода конфликтов. Свечки основного периода. Свечки анализ дня. Свечки
итогового периода.
Практика. Проведение свечек внутри группы. Написание эссе на тему «Роль
рефлексии в детском лагере». Анализ.
6.5 Стрессоустойчивость.
19

Теория. Виды стрессовых ситуаций. Эффективные способы выхода из стрессовых
состояний. Повышение уровня стрессоустойчивости. Поведение в экстремальных
ситуациях.
Практика. Мастер-класс по самооценке и уверенности в себе.
6.6 Инклюзивный детский отдых.
Теория. Изучение инклюзивных пространств и биографических историй.
Практика. Создание и проведение игровой программы для детей с ОВЗ.
Тема 7. Игровая деятельность.
Теория. Особенности руководства игрой. Этапы подготовки игр. Игры в различные
периоды смены. Игры по возрастным категориям. Игры, используемые во временном
коллективе.
Практика. Проведение игровых форм в группе первого года обучения.
Тема 8. Практическая деятельность.
Теория. Вводный инструктаж.
Практика. Проведение различных игровых форм для группы первого года обучения.
Проведение веревочного курса. Организация массовых мероприятий. Подготовка
сценариев. Выездные инструктивно-методические сборы.
Тема 9. Итоговая аттестация.
Теория. Методические рекомендации по заполнению копилки игр. Инструктаж по
прохождению аттестации.
Практика. Корректировка вожатского дневника, прохождение теоретического теста,
прохождение практической части аттестации. Подведение итогов. Рефлексия.
Планируемые результаты:
• предметные: обладают основами знаний и умений вожатского мастерства
согласно программе второго года обучения; умеют самостоятельно находить
необходимую информацию, анализировать ее и применять на практике.

20

• метапредметные: имеют опыт в организации деятельности группы; умеют
создать

благоприятную

обстановку

в

коллективе

и

организовывать

деятельности для его формирования и сплочения; имеют навык разрешения
психолого-педагогических ситуаций.
• личностные: выступают в качестве исполнителя, организатора, инициатора;
имеют высокий уровень осознанности и самодисциплины; обладают
сформированными коммуникативными компетенциями; имеют устойчивую
жизненную позицию; профессионально ориентированы; обладают
способностями критического мышления.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый
класс из расчета не менее 2,0 м² на одного обучающегося, отвечающее
требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14, а также дополнительное помещение для
организации подвижной деятельности.
• Оснащенность кабинета: столы, шкаф для хранения учебных материалов,
стулья.
• Электронно-образовательные

ресурсы:

телевизор,

компьютер,

принтер,

фотоаппарат, проектор; интернет-ресурсы.
• Сопутствующие материалы: настольные игры, мячи, скакалки, книги, журналы,
сценарии игровых программ и др., канцтовары (ручки, карандаши, ножницы,
гуашь, кисти, ватманы, цветная бумага и др.).

21

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики Для групп первого Для групп второго
образовательного процесса
года обучения
года обучения
Количество учебных недель
34
36
Количество учебных дней
34
36
Количество часов в неделю
2
2
Количество часов в учебном году
68
72
Недель в I полугодии
16
16
Недель во II полугодии
20
20
Начало занятий
1 сентября
1 сентября
Каникулы
1-8 января
1-8 января
Выходные дни
6 ноября, 25-29
6 ноября, 25-29
декабря, 1-8
декабря, 1-8 января,
января, 23 февраля,
23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9-10 8 марта, 1 мая, 9-10
мая
мая
10 Окончание учебного года
30 мая
28 мая
11 Сроки проведения аттестации
15-25 декабря, 15- 15-25 декабря, 15-30
30 мая
мая
12 Режим занятий
1 раз в неделю по 2 1 раз в неделю по 2
академических
академических часа
часа

Информационное обеспечение:
Информационно-справочные и поисковые системы для педагога
1. Лига вожатых – https://вожатый.рф
2. Вожатый.ру - http://www.vozhatiy.ru/
3. Проект «ЯВожатый» - https://явожатый.рф
4. МетодВики для Вожатых - https://summercamp.ru
Информационно-справочные и поисковые системы для учащихся
1. Статья «Чего не хватает детям» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://snob.ru/entry/166892/
2. Видео «Как работать с 6-8-летками» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=EIc2I0NIA-s
22

3. Подвижные игры для детей 3-12 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey
4. Помогающие материалы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://vk.com/about_childhood
5. Агрессия, дружба и примирение детей младшего школьного возраста
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.psychologos.ru/articles/view/agressiyazpt-druzhba-i-primireniedetey-mladshegoshkolnogo-vozrasta
6. Организация жизнедеятельности временного коллектива [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://ppt-online.org/160395
7. Игры на снятие агрессии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/201
8. Копилка игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dolorbita.ru/load/vozhatomu/igry/kopilka_igr/5-1-0-22
9. Активные игры для детей [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://allforchildren.ru/games/active_index.php
10. Аккаунт выпускницы «АБВ» «Дневник вожатого» в социальной сети
«Инстаграм» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.instagram.com/dnevnik_vozhatogo/
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий
программу, должен соответствовать требования профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования», утвержденные Приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
Методические материалы. В ходе реализации данной программы
используется личностно-ориентированное обучение и современные педагогические
технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение;
23

коллективная систему обучения; ТРИЗ; технологию использования в обучении
игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в
сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные
технологии; технология коллективной творческой деятельности.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации и контроля. Почти на каждом занятии обучающиеся
получают различные формы домашних заданий, например: подготовка презентации
по пройденному материалу, написание эссе, создание творческих коллажей и
информационных таблиц. После практических занятий в группе обучающиеся
проводят игровые формы для младших обучающихся ДДТ и обучающихся своих
образовательных организаций.
На протяжении учебного года происходит мониторинг посредством балларейтинговой системы, которая обеспечивает мониторинг обучающихся и по
окончании изучения программы дает допуск до итогового тестирования.
По окончании программы обучения обучающиеся предоставляют
разработанную внутриотрядную план-сетку, заполненный согласно требованиям
«Дневник вожатого» и лично подобранную «Копилку игр».
Занятия по программе ежегодно заканчиваются выездными сборами и
практикой работы на базе МАУ ДОЛ «Волна».
Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей
обучающегося, который отслеживает динамику развития по следующим параметрам
и критериям:
• предметные: обладают основами знаний и умений вожатского мастерства
согласно программе второго года обучения; умеют самостоятельно находить
необходимую информацию, анализировать ее и применять на практике.
• метапредметные: имеют опыт в организации деятельности группы; умеют
создать

благоприятную

обстановку

в

коллективе

и

организовывать

24

деятельности для его формирования и сплочения; имеют навык разрешения
психолого-педагогических ситуаций.
• личностные: выступают в качестве исполнителя, организатора, инициатора;
имеют

высокий

уровень

осознанности

и

самодисциплины;

обладают

сформированными коммуникативными компетенциями; имеют устойчивую
жизненную

позицию;

профессионально

ориентированы;

обладают

способностями критического мышления.
Способ оценивания:
Оценка деятельности обучающихся педагогом посредством наблюдения;
проведение занятия в форме просмотра работы всей группы.
Низкий уровень - развитие качества или навыка только начинается;
Средний уровень - качество или навык находится в развитии;
Высокий уровень - можно говорить о хорошем развитии для данного возраста
качества или навыков. (см. приложение 1)
Оценочные материалы для входного контроля
Вопросы для анкетирования:
1. Ездил(а) ли я в детские лагеря?
а) нет
б) в Волну
в) в другой лагерь
2. Был ли у меня опыт работы с детьми?
а) нет
б) да. Где: _______________
3.Причина, по которой я записался(ась) на АБВ:
4.Как я могу реализовать себя на АБВ и в лагере:
5.Мои достоинства:
6. Мои недостатки: (обидчивость, лень и т.п.)
25

7. Как я могу избежать проявление своих недостатков:
а) постараюсь преобразовать в достоинства
б) постраюсь не допускать ситуации для их проявления
8. Обычно мне проще работать:
а) в команде:(подчеркнуть) разделяя обязанности; делая все вместе
б) одному: (по причине?) ____________________________________
9. Темп работы является для меня комфортным, если я:
а) чередую дела и отдых
б) сначала заканчиваю дела, потом отдыхаю
10.В работе с напарником (командой) мне важно:
11.В работе с напарником (командой) я не приемлю:
12.Я считаю, что на АБВ
1. я научусь:
2. я получу:
Вопросы для аттестации
1 блок. ТЕСТ
Тестовая часть состоит из 15 вопросов. Здесь тебе необходимо выбрать ОДИН
вариант ответа, который ты считаешь правильным.
1. Какой цели должен достичь вожатый по окончании организационного периода
o лагерной смены?
o познакомиться со всеми вожатыми в лагере
o адаптировать детей к жизни в лагере
o познакомить каждого ребенка в отряде друг с другом
o внедрить жёсткую дисциплину в отряде
2. Что такое продолжительные ролевые игры?
o ролевые общелагерные игры, которые проводит СПВ
26

o ролевые игры, которые помогают отклеить ярлыки и социальные роли от детей
из одного отряда
o игры, которые организуют вожатые в своем отряде для преодоления кризиса
привыкания
o вожатый выбирает себе роль, которую он изображает на протяжении всей
смены для своих детей (например, "злой полицейский" или "свой в доску")
3. Как лучше приветствовать своих детей?
o "доброго времени суток, мои хорошие"
o я смогу понять это после знакомства с отрядом
o "ВЫХОДИМ, СТРОИМСЯ!"
o "здорова, псы"
4. Какой из перечисленных пунктов вожатый НЕ может переложить на плечи
o вожатого другого отряда во время выступления своего?
o выход на сцену на помощь своим детям, забывшим слова/текст
o видеосъемка выступления
o поддержание дисциплины детей в зрительном зале
o игра с детьми в зрительном зале
5. Что вожатый должен сделать в первую очередь если ребёнок из его отряда упал в
обморок?
o бить ребенка по щекам, пока он не очнётся
o отправить напарника за мед.работником, самому попробовать пробудить
ребёнка и успокоить детей своего отряда
o попросить другого ребёнка попытаться пробудить первого, а самому(-ой)
побежать за мед.работником
o отправить напарника за мед.работником, самому попробовать пробудить
ребёнка, а детей своего отряда разогнать
6. Процесс адаптации у всех детей проходит одинаково?
o да
27

o нет, он зависит от личностных характеристик ребенка
o нет, он зависит от возраста ребенка
o нет, он зависит только от вожатых
7. Что из перечисленного не является обязанностью вожатого
o организует и обеспечивает участие детей в культурно-массовых, спортивнооздоровительных и трудовых мероприятия
o обеспечивает выполнение детьми режима дня лагеря, санитарно-гигиенических
норм и питьевого режима
o изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей
o оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае,
принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи
8. Куча дел, ты устал(а), все бесит, ничего не получается. Как ты поступишь?
o лягу и заплачу
o пойду поору на детей
o поговорю с кем-то близким
o пойду кричать в лесу
9. КТД расшифровывается как...
o Коллективно-Творческое Дело
o Кто-То Должен
o Куда Ты Денешься
o Коллективное Тревожное Движение
10. Для чего нужна свечка в лагере?
o Возможность вздремнуть
o Тренировка терпения
o Возможность высказаться и быть услышанным для каждого ребенка
o В конце задуть дадут
11. Ребенок, который по каким-либо причинам не принят коллективом это...
28

o лидер
o аутсайдер
o душа компании
o белая ворона
12. Что из перечисленного ни в коем случае недопустимо со стороны вожатого?
o обсуждать других вожатых в присутствии детей
o поддерживать дисциплину в отряде
o создавать конфликтную ситуацию
o дать ребёнку отсидеться, когда весь его отряд бегает на квесте
13. Кризис 19 дня - это...
o страх расставания
o неоправданные ожидания
o усталость от однообразия
o бунт стариков
14. Соотнеси название этапа развития коллектива с его порядковым номером.

15. Соотнеси тип игры с её названием.

29

2 блок. СИТУАЦИИ
В этом блоке приведены примеры ситуаций, которые могут случиться в лагере.
Твоя задача выбрать приемлемый вариант или написать несколько предложений,
что ты будешь делать, если это произойдет с тобой.
1. Командир твоего отряда пользуется у детей непререкаемым авторитетом. Тебе как
вожатому достаточно обговорить с ним общие задачи, и ты знаешь, что все будет
сделано. Но ты видишь, что ему все больше и больше нравится командовать, в голосе
появляются начальственные нотки, привычной стала властная поза, жесты. Какова
должна быть реакция вожатого?
o оставить все как есть – смена скоро кончится
o поговорить с командиром один-на-один, объяснить, как он выглядит со
стороны
o попросить напарника решить эту проблему
o ввести «карусель» поручений - назначение лидеров отряда на время
2. Ребенок начал кашлять и у него (по ощущениям) поднялась температура. Как ты
поступишь?
30

o позвоню его родителям
o свяжусь с мед.работником и уточню корректные действия
o скажу, что не надо было кричать на улице
o пожалуюсь напарнику
3. Последний день смены. Подвели итоги. Неожиданно вожатая предложила:
«Давайте устроим откровенный разговор, пусть каждый скажет каждому, что он о
нем думает». Начали с Наташи. Ей сказали много нелестного. Она расплакалась и
убежала. Обида на ребят и вожатую осталась надолго. Что здесь было сделано
неправильно?
4. Ребёнок с первого дня смены хочет домой, ему не интересно, и он не пытается
влиться в коллектив. Что делать?
5. Ребенок подошёл и спросил сколько тебе лет. Твои действия?
6. В коллективе есть ребенок, с которым никто не хочет дружить. Его слабые
попытки идти на контакт заканчиваются неудачей. Что бы ты стал(а) делать на месте
вожатого?
7. Ты живешь в палате с другими вожатыми, уже три часа ночи, и ты понимаешь, что
ОЧЕНЬ хочешь спать, а твои коллеги продолжают разговаривать. Как ты поступишь?
8. Ты идешь проверять детские тумбочки. Что из перечисленного НЕ может
храниться в тумбочке ребёнка в ДОЛ? Выбери 3 варианта.

31

3 блок. ЭКСПРОМТ
1. Скоро конкурс Starteenager, на планерке выдвинули тему "Фильмы". Какой
фильм/мультфильм ты предложишь для своего отряда? Укажи возраст отряда и
аргументируй свой ответ.
2. Твой отряд называется "Зайчики". Мальчики твоего отряда играют в футбол,
придумай поддерживающую кричалку.
3. Отрядам дали задание сделать видео на тему "Лето - это детство". Что будет в
видео твоего отряда и с помощью каких программ ты будешь монтировать видео?
4. Диджей уже заждался музыку на вечернее выступление от твоего отряда. Вам
нужно исполнить песню про Россию. У тебя осталось пять минут, чтобы добежать до
него и выбрать трек. Какую песню будет петь твой отряд?
5. На носу конкурс макетов "Лагерь - это маленькая жизнь". Макет нужно сделать из
подручных средств. Твои идеи?
6. Составь список из 10 вещей, которые вожатому необходимо взять с собой в лагерь.

32

4 блок. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Ты видишь десять утверждений, каждое из которых максимально соответствует
одному из предложенных справа возрастов. Поставь галочку в ячейке того
возраста, который больше всего соответствует описанию.

33

Список литературы
Перечень литературы для педагога
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1991.
2. Грецов А. Г., Попова Е. Г. Беседы с подростками о них самих СПб.: Питер,
2005
3. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе СПб.: Питер,
2006.
4. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для сплочения коллектива СПб.: Питер, 2006.
5. Куприянов, Б.В., Ручко, Л.С. Работа с начинающими вожатыми. Б. В.
Куприянов, Л.С. Ручко - М.:ГОУДОД ФЦРСДОД.2006(Серия «Библиотечка
педагога – практика»)
6. Лобачева, С.И., Жиренко, О.Е. Справочник вожатого. С.И.Лобачева, О.Е.
Жиренко -М.:ВАКО.2011-192с
7. Фабер А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы
подростки говорили [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш М.: Эксмо-Пресс,
2011. – 240с.
8. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками 7-8 класс / под ред.
С.В. Кривцовой. – М: Генезис, 2016
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года //
Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства
образования РФ – 2011. – № 6, стр. 12.
10.Программа Комплексная подготовка вожатых к работе в детских
оздоровительных лагерях - онлайн школы «Фоксфорд», 2016.
11.Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
12.Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский
государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
13.Рефлексия совместной деятельности детей и вожатого в детском
оздоровительном лагере / А. Н. Никульников, В. А. Беловолов // Сибирский
34

педагогический журнал. - 2010. - № 12. - С. 169-172. - Библиогр.: с. 172 (7
назв.).
14.Сборник лучших программ детских оздоровительных лагерей, Екатеринбург,
2014
15.ИгромеХА!ники: Игровые практики для личного и профессионального
самоопределения, поиска своей уникальности [Электронный ресурс] URL:
HloFlo.livejournal.com.
Перечень литературы для обучающихся
1. Астахова Н.И., Васильев К.Г. Классному вожатому. Издание второе.
Дополненное и переработанное. Барнаул. 2002 Коморин С., Афанасьев С. Сто
отрядных дел. -Кострома, 2000г. 2.
2. Болотова Н. П., Галой Н. Ю., Горбенко И. А. и др.; Профессиональная этика и
коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации / Под
общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 96 с.
3. Володина С. А., Галой Н. Ю., Горбенко И. А. и др. Психолого-педагогическое
сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации; под
общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 140 с.
4. Гугнин В. Настольная книга вожатого — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 297
с.
5. Кудашов Г. Н. Игровое конструирование и моделирование. М, 2018.
6. Лесконог Н. Ю., Матюхина Е. Н., Сажина А. А., Могилевская С.З., Смирнова С.
Ю. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические
рекомендации; Под ред. Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхиной. – Москва: МПГУ,
2017. – 156 c.
7. Шмойлова И.С. Методическое пособие для вожатых по работе в Лагере –
Самара, 2013 – 51 с.

35

Приложение 1
Карта отслеживания освоения результатов программы.

ФИО (ребенка)____________________________________

№

Критерии оценки

п/н

Уровень освоения
Ввод Текущий

Итоговый

ный
1

Метапредметные.

Организация
деятельности
группы;
Умение создания
благоприятной
обстановки в
коллективе и
организации
деятельности для
его формирования и
сплочения;
Навык разрешения
психолого –
педагогических
ситуаций;

2

Предметные.

Владение знаниями
и умениями
36

вожатского
мастерства;
Умение
самостоятельно
находить
необходимую
информацию,
анализировать ее и
применять на
практике;
3

Личностные.

Выступления в
качестве
исполнителя;
Выступления в
качестве
организатора;
Выступления в
качестве
инициатора;
Уровень
осознанности и
самодисциплины;
Овладение
сформированными
коммуникативными
компетенциями;
37

Наличие
устойчивой
жизненной позиции;
Ориентация на
общепринятые
моральные нормы и
их выполнение в
поведении;
Способности
критического
мышления.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».