Три особых хода

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИГОРОДАЕКАТ
ЕРИНБУРГАМУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ДОМДЕТСКОГОТВОРЧЕСТВАЛЕНИНСКОГОРАЙОНА
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА ИМ. Е.Е. ДЕРЯГИНОЙ

Краткосрочная программа по шахматам «Три особых хода»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
возраст обучающихся: 6-8 лет
срок реализации: 1 год

Автор–составитель:
Педагог дополнительного образования
Булычев Дмитрий Алексеевич

Екатеринбург,2022 г.

КОМПЛЕКС

I.

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1

Пояснительная записка
«Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают

объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на
несколько ходов вперед»
В.В. Путин.
Программа

«Особый

ход»

предназначена

для

учреждений

дополнительного образования, ориентирована на детей младшего возраста
начального уровня подготовки, рассчитана на 1 год обучения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
2.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
г.

№

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
678-р

«Об

утверждении

Концепции

развития

дополнительного

образования детей до 2030 года»;
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

05.09.2019 № 470 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30

сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
10.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении

общеразвивающих программ в МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
11.

Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной.

Направленность программы: физкультурно-спортивная, так как она
ориентирована на спортивный вид деятельности.
Актуальность программы. Шахматная игра на протяжении многих
веков является составной частью общечеловеческой культуры. Программа
«Особый ход» способствуют физическому, духовному, интеллектуальному,
здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей, что является
приоритетным направлением по обновлению содержания дополнительных
программ физкультурно-спортивной направленности согласно Концепции
развития Дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р).
Отличительные особенности программы. При реализации программы
на первый план выступает учение, направленное на самостоятельный поиск

решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения.
Для этого используются шахматный инвентарь. Обучающиеся задают
вопросы и решают задачи. Этот материал не дает обучающимся всего того, что
им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и
изучают еще не освоенные моменты.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте
от 6 до 8 лет.
Набор детей в группы МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной осуществляется
на добровольной основе, без вступительных испытаний.
Программа

построена

с

учетом

возрастных

психофизических

особенностей. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в
поведении, у него появляется другая логика мышления. Он приобретает не
только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их
произвольность, продуктивность и устойчивость. Завершается наметившийся в
дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению.
В этом возрасте

возрастает потребность ребенка в общении со

сверстниками, он овладевает социальным пространством с его системой
нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми.
Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и
в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими
правилами.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4

часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Объем и срок освоения программы:
Программа носит краткосрочный характер. Объем программы – 20 часов.
Особенности организации образовательного процесса:
При

реализации

программы

используется

традиционная

модель

организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы.
Программа носит «стартовый уровень» сложности, так как предполагает
использование

и

реализацию

общедоступных

и

универсальных

форм

организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы.
Форма обучения: групповая.
Виды

занятий:

практическое

занятие,

лекция,

беседа,

показ

видеоматериалов, познавательная игра.
Формы подведения итогов:
Формой текущего контроля является педагогическое наблюдение на
протяжении всего процесса обучения для учета и проверки уровня освоения
образовательной программы. Педагогические наблюдения проводятся на
любом этапе процесса усвоения программы.
Цель и задачи программы:
Цель программы создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей дошкольного возраста посредством их вовлечения в шахматную
игру.
Задачи программы:
Обучающие:
• дать знания из истории развития шахмат;
• сформировать знания в области шахматной игры, дать представление о

шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,

центр, угловые поля, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие
на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах,
двойной удар.
Развивающие:
• сформировать представление об интеллектуальной культуре вообще и о

культуре шахмат в частности.
Воспитательные:
• приобщить к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми.

1.3.
№
п/п

Учебный (тематический) план
Названия разделов

Форма контроля

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

Педагогическое
наблюдение

2

Волшебный мир шахмат

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

3

Шахматные фигуры

14

8

6

Педагогическое
наблюдение

Итого:

20

12

8

1.3.

Содержание учебного (тематического) плана.

1. Вводное занятие.
Теория: История возникновения шахмат. План и порядок работы.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности при работе в
аудитории. Правила пожарной безопасности.
2. Волшебный мир шахмат.
Теория: Знакомство детей с шахматами. Легенда о возникновении
шахмат. Основные вехи истории шахмат, их место в мировой культуре. Две
армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение
доски перед началом игры. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали,
диагонали. Фигуры и пешки. В какой последовательности расставлять фигуры
и пешки на доске, чтобы не ошибиться. «Ферзь любит свой цвет, а король чужой цвет».
Практика: Упражнение “Волшебный мешочек”. Расстановка фигур на
доске.
3. Шахматные фигуры.
Теория: как ходят и шахматные бьют фигуры. Вертикали и горизонтали
на шахматной доске. Диагонали.
Практика: Упражнения “Кто быстрее и точнее”, “Что изменилось”.
2.3

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные результаты:
Обучающиеся знают:
• историю развития шахмат;
• шахматные термины;
• правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи

партии;
• названия фигур;
• размещение шахматной доски между соперниками;
• расстановку фигур перед игрой.

Личностные результаты:
• обучающиеся

приобщены

к

самостоятельным

занятиям

интеллектуальными играми.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся владеют компетенциями:
• формирования представления об интеллектуальной культуре вообще и о

культуре шахмат в частности.

II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график творческого объединения «Особый
ход» на 2022-2023 учебный год
№

Основные характеристики образовательного процесса

п/п
1

Количество учебных недель

5

2

Количество учебных дней

10

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов в учебном 20
году

5

Недель в I полугодии

5

6

Недель во II полугодии

0

7

Начало занятий

26 сентября

8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

отсутствуют

10

Окончание учебного года

30 октября

Материально-техническое обеспечение:
1.

Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и

проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2.

Оснащенность кабинета:

–

парты;

–

стулья;

–

флипчарт;

–

демонстрационная шахматная доска;

–

шахматы 12 досок с фигурами;

–

шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов;

–

осветительные приборы.

3.

Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер,

шахматные часы (6 штук).

4.

Материалы, необходимые для реализации программы:

Тетрадь в клетку 12 листов (одна тетрадь для каждого ребенка);
Бумага формата А4 (34 листа для каждого ребенка в год);
Цветные карандаши 6 штук (один набор на 1 ребенка в год);
Маркеры для флипчарта (3 упаковки по 4 штуки на год);
Простые карандаши (один карандаш на 1 ребенка в год);
Рабочая тетрадь «Шахматная школа» (одна тетрадь на 1 ребенка в год);
Батарейки для шахматных часов (12 батареек АА на 1 год).
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования реализующий программу должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и
иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы,
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К

реализации

программы

допускаются

лица,

обучающиеся

по

образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы контроля и оценочные материалы
Формой текущего контроля является педагогическое наблюдение на
протяжении всего процесса обучения для учета и проверки уровня освоения
образовательной программы. Педагогические наблюдения проводятся на
любом этапе процесса усвоения программы по критериям указанным в
приложении (Приложение № 1). В ходе текущих педагогических наблюдений
постепенно накапливаются данные о каждом обучающемся, характеризующие
как его достижения, так и упущения в работе.

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: Дайв, 2009. – 256 с.;
2. Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя. М.:
ВАКО, 2017. – 176 с.;
3. Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. –
М.:Проспект, 2020. – 136 с.;
4. Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. –Ростов н/Д:
Феникс, 2020. – 416 с.;
5. Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова.
– Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 10 с.;
Интернет-ресурсы:
6. Шахматная платформа Личесс [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://lichess.org/;
7. Шахматная платформа Chess.com [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.chess.com/;
8. Интернет-сайт Шахматы - мир шахмат [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://chessok.net/;
9. Интернет-сайт

Чесфилд

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

https://chessfield.ru/;
10. Интернет-сайт ChessDay – Шахматный тренажер [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://chessday.ru/;
Список литературы для детей
11. Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения. М.: ВАКО, 2019.
– 48 с.;
12. Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. СПб.: Питер,
2009. – 240 с.;
13. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская
литература, 1985. – 228 с.;

14. Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга /С. А.
Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019. – 128 с.;
15. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга /С. А.
Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019. – 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Параметры для педагогического наблюдения.
Как ходят
фигуры

фигуры
ладья
слон
пешка
король
ферзь
конь

Фамилия
Имя
ребенка

Критерий оценки уровня подготовки обучающихся:
1.

Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;

2.

Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в
развитии;

3.

Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».