ДООП_Вокально_хоровой_коллектив_«Глиссандо»

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокально-хоровой коллектив «Глиссандо»
Возраст обучающихся: 7–12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования,
Чудова Анастасия Максимовна

Екатеринбург, 2023 г.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Вокально-хоровое искусство относится к самым доступным видам
музыкального исполнительства и является важным средством формирования
художественного и эстетического вкуса, а также гражданской позиции
подрастающего поколения. Помимо воспитательных и образовательных
составляющих, есть и физиологический аспект: тренировка голосового
аппарата в раннем возрасте формирует здоровый голос взрослого человека.
Учащийся знакомится с технологиями охраны голоса, дыхательной и
звукообразующей системы и здоровья в целом. Тематическая направленность
программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал
ребенка,
способствует
развитию
целого
комплекса
умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в
общении.
Направленность: художественная.
Актуальность данной образовательной программы в том, что
обучение детей музыке позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, благотворно влияет на дыхательный
аппарат, развивает дикцию и артикуляцию, помогает социализироваться в
обществе и найти компанию друзей по интересам, кроме того, программа
рассчитана на формирование у обучающихся навыков творческой
деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков
осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с
преподавателями.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р, в качестве
приоритетов
обновления
содержания
программ
дополнительного
образования художественной направленности определяет, в том числе,
реализацию в рамках программ этнокультурного воспитания детей,
ознакомление детей с народным творчеством.
Отличительные особенности данной программы в том, что она
сочетает в себя несколько учебных подходов (традиционный, т.е.
комплексный) и инновационный подход. Также программа универсальна, в

нее входят занятия вокалом в хоре и начальные навыки музыкальной
грамоты.
Адресат программы: обучающиеся 7-12 лет. Группы формируются по
возрастному принципу: 7-9 лет, 10-12 лет. Набор в группы происходит без
предварительного отбора, что дает каждому ребенку развить музыкальные
способности. Основанием зачисления в состав вокального объединения
является заявление родителей.
Программа построена с учетом психофизиологических изменений на
каждом возрастном уровне. Вокально-хоровое развитие и воспитание детей
происходит в основном в процессе работы над музыкальными
произведениями, поэтому важное значение имеет репертуар, который
формируется так, чтобы способствовать не только развитию и укреплению
детских голосов, а также развитию в ученике знаний, умений и навыков в
области искусства и культуры. Репертуар изучаемых произведений позволяет
расширить кругозор, а также познакомить учеников с основами музыкальной
грамоты и сольфеджио.
Младший школьный возраст и ранний подростковый возраст
предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств
личности. Добровольность посещения занятий является важной
предпосылкой самореализации личности ребенка. Предусмотрен период
преждевременной мутации голоса ребенка, его физиологических изменений,
индивидуальный подход к каждому участнику коллектива.
Наполняемость групп: количество участников вокально-хоровой
группы – от 10 до 15 человек.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40
минут. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год.
Особенностями реализации образовательного процесса: при
реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, которая представляет собой линейное освоение
содержания программы в течение двух лет обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы
Программа имеет «стартовый уровень» сложности. Занятия строятся на
балансе теории и практики и включают в себя: теоретические представления
о строении и работе голосового аппарата, вокальные и дыхательные
упражнения, подбор репертуара (в соответствии с особенностями голоса
воспитанников), актерские и пластические этюды первого уровня на
раскрепощение и снятие зажимов. Постановка и показ сценического номера в
условиях учебного кабинета или на сцене актового зала. Обучение основам
музыкальной грамоты и сольфеджио (пение гамм, интервалов, аккордов,
несложное чтение с листа).

Форма занятий: групповая. На хоровых занятиях органически
сочетаются фронтальное воздействие руководителя на всех учащихся и
индивидуальный подход к каждому участнику коллектива.
Виды занятий: содержание программы включает в себя занятия
разных видов, на которых решаются вокальные, творческие и
воспитательные задачи:
- беседа;
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- репетиции;
- сценические репетиции;
- музыкальные игры;
- слушание и обсуждение;
- посещение концертов и конкурсов.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытый урок;
- отчетный концерт;
- конкурс.
Цель и задачи учебной программы
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся в
области вокально-хорового исполнительства.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с простыми музыкальными жанрами и элементами
музыкальной грамоты;
- обучить детей навыкам интонирования, певческому дыханию,
вокальной позиции;
- дать знания о музыке, композиторах, исполнителях русской и
мировой культуры.
Развивающие:
- развивать внимание, память, дикцию и творческое мышление;
- формировать интерес к творческой деятельности;
- развивать навыки самоконтроля;
- развить базовые музыкальные способности ребенка (слух, чувство
ритма).
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к вокальному искусству и
сценической деятельности в целом;
- воспитывать музыкально-эстетический вкус обучающихся;
- воспитывать собранность и дисциплину, чувство товарищества и
личной ответственности.
Планируемые результаты
Предметные:

У обучающихся будут:
- знания простых музыкальных жанров, таких как песня, романс, танец,
марш, а также элементов музыкальной грамоты (средств музыкального
изложения);
- иметь навыки интонирования, правильное певческое дыхание и
вокальную позицию;
- знать о музыке, композиторах, русских и мировых исполнителях.
Метапредметные:
Обучающиеся будут демонстрировать:
- развитую память, внимание, дикцию и творческое мышление;
- интерес к творческой;
- навыки самоконтроля;
- развитие базовых музыкальных способностей (слух, чувство ритма).
Личностные:
Обучающиеся приобретут:
- ценностное отношение к вокальному искусству и сценической
деятельности в целом;
- понимание о том, что такое музыкально-эстетический вкус, начнут
оценивать музыкальные произведения с эстетической точки зрения;
- собранность и дисциплинированность, чувство товарищества и
личной ответственности.
Воспитательный потенциал программы.
Цель программы воспитания – привитие культурных ценностей
детям посредством реализации групповой творческой деятельности.
Задачи:

формировать художественный вкус на примерах образцов
художественной культуры;

создавать
условия
для
формирования
мировоззрения
обучающихся, нравственных качеств, ценностных ориентиров;

расширять кругозор участников программы в сфере искусства
музыки;

сформировать навык творческой работы в группе.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
лучшими примерами отечественной эстрадной культуры, будут
демонстрировать желание продолжить заниматься вокально-хоровым
творчеством. Будут сформированы навыки общения и толерантности,
эффективного взаимодействия детей и педагогов.
Формы проведения воспитательных мероприятий: концертная
деятельность, открытые мероприятия, посещение конкурсов и концертов с
последующим обсуждением.
Методы воспитательного воздействия:

 метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
 метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный план
Основа программы вокально-хорового коллектива «Глиссандо»:
тематическое построение учебных задач.
Принцип построения учебно-тематического плана: от простого к
сложному, от знаний к творчеству, от теории к практике, от практической
деятельности к концертам.
№ Разделы и темы Количество часов
Форма
учебной программы
аттестации
Всего Теория Практика
1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, опрос

2

Основы музыкальной 8
грамоты

4

4

3

1

3

1

5

Педагогическое
наблюдение

5

Певческая установка, 4
дыхание
Работа
над 6
звуковедением
и
чистотой
интонирования
Певческий унисон
10

Беседа, опрос,
практическое
занятие
Беседа

1

9

6

Ритм. Метр

5

1

4

7

Знакомство
с 5
музыкальной
терминологией
Работа над дикцией и 5
артикуляцией
Хоровой ансамбль
7

3

2

Практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,опрос

1

4

1

6

10

Пластическое
интонирование

2

1

1

11

Музыкальные жанры, 5
характер музыки
Двухголосие
4

3

2

1

3

4

8
9

12

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Беседа, анализ
Практическое
занятие

1

1

14

Прослушивание
2
голосов
Сценическая культура 2

1

1

15

Итоговое занятие

2

1

1

16

Концертное
исполнение
Итого:

3

-

3

72

22

50

13

Практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Анализ
Концерты,
фестивали

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок
работы, правила поведения. Содержательная составляющая кружка. Техника
безопасности. Беседа о хоровом искусстве. Виды искусства и типы хоров.
Практика.Опрос. Примерный уровень вопросов в Приложении №1.
Прослушивание учащихся. Упражнения по начальной подготовке к пению.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты
Теория. Понятия звукоряд, гамма. Знакомство с нотами и нотным
станом. Музыкальные лады: мажор и минор. Изучение ключевых и
случайных знаков (до 2 ключевых знаков). Знакомство с письменной записью
нот.
Практика. Пение гаммы C-dur вверх и вниз. Разучивание песен про
ноты. Определение лада на слух. Чтение с листа простейших музыкальных
номеров из учебника сольфеджио.
Тема 3. Певческая установка, дыхание
Теория. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя
и стоя. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время
пения.
Практика. Упражнения на дыхание. Песня-тренажёр про певческую
установку и правильное дыхание.
Тема 4. Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Теория. Основные приёмы звуковедения: legato, nonlegato и staccato.
Формирования умения различать интервальные звуковые соотношения и
корректировать звук слухом.
Практика. Работа над звуком, естественный, свободный звук без крика
и напряжения (форсирования). Отработка музыкальных штрихов в
упражнениях и музыкальных произведениях.
Тема 5. Певческий унисон
Теория. Понятие певческого унисона.
Практика. Выработка унисона в упражнениях и хоровом репертуаре.
Тема 6. Ритм. Метр
Теория.Знакомство с основными длительностями.

Практика. Ролевые музыкальные игры. Пальчиковая гимнастика.
Работа по ритмическим карточкам. Игры «Эхо», «Музыкальные шаги».
Сочинение собственных ритмических рисунков
Тема 7. Знакомство с музыкальной терминологией
Теория.Обозначения
темпа,
характера
музыки,
динамики,
исполнительских штрихов, другие элементарные обозначения и термины.
Практика.Знакомство с музыкальными энциклопедиями и словарями.
Устный опрос.
Тема 8. Работа над дикцией и артикуляцией
Теория.
Определения
дикции
и
артикуляции.
Понятие
артикуляционного аппарата.
Практика. Работа с артикуляционным аппаратом (артикуляционная
гимнастика). Использование скороговорок. Проговаривание стихотворного
текста шепотом в ритме песни.
Тема 9. Хоровой ансамбль
Теория. Виды хорового ансамбля. Дикционный ансамбль. Ритмический
ансамбль.
Практика. Дидактические и игровые задания для формирования
дикционного и ритмического ансамбля.
Тема 10. Пластическое интонирование
Теория. Формирование представлений о способах пластического
самовыражения через музыку.
Практика.Отражение в движении различных штрихов (legato,
nonlegato, staccato, marcato).
Тема 11. Музыкальные жанры, характер музыки
Теория. Совокупность средств музыкальной выразительности и типы
произведений. Жанры в вокальной и инструментальной музыке.
Практика. Знакомство с жанрами через творчество русских,
советских, зарубежных, современных композиторов и исполнителей.
Тема 12.Двухголосие
Теория. Разделение хора на отдельные партии. Сопрано и альты в
детском хоре. Канон.
Практика. Распевание с использованием двухголосия. Пение каноном.
Работа над музыкальными произведениями с простейшим двухголосием в
терцию и квинту.
Тема 13. Прослушивание голосов
Теория. Беседа о важности каждого голоса в звучании хора.
Практика.Прослушивание
голосов
детей
с
музыкальным
сопровождением.
Тема 14. Сценическая культура
Теория. Беседа о правилах поведения на сцене.
Практика: Воспитание сценической культуры на репетициях к
концертам. Формирования умения правильно и уверенно двигаться на сцене.
Тема 15. Итоговое занятие
Теория: Обобщение, повторение, подведение итогов.

Практика: Открытое занятие для родителей.
Тема 16. Концертные выступления
Практика: Участие в тематических мероприятиях. Удачное, яркое,
эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное
исполнение, завершающее работу над произведением.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно – учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№
Основные характеристики образовательного процесса
1 Количество учебных недель
36
2 Количество учебных дней
72
3 Количество часов в неделю
4
4 Количество часов в учебном году
72
5 Недель в I полугодии
16
6 Недель во II полугодии
20
7 Начало занятий
1 сентября
8 Каникулы
отсутствуют
9 Выходные дни
6 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1-3 мая, 9 мая
10 Окончание учебного года
31 мая
11 Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
12 Режим занятий
2 раза в неделю по 2
академических часа
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий – просторный класс, хорошо освещенный,
проветриваемый, отвечающий санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
- стулья;
- фортепиано;
- доска;
- стол;
- шкаф для хранения пособий, материалов.
3. Технические средства: компьютер, колонки, экран.
4. Материалы, необходимые для реализации программы: музыкальные
сборники, нотные тетради, карандаши, наглядный материал (таблицы,
книги).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы:
Нотная литература, музыкальные справочники, хоровой словарь,
словарь итальянских терминов, учебники музыкальной литературы 1-3 класс,
методическая литература для преподавателя, сборники песен для младшего
школьного возраста.
При реализации программы используются следующие электронные
образовательные ресурсы
1.
Видеосюжет «Музыка и мозг» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://vk.com/video5051440_171137476;
2.
Онлайн-беседы о музыке для детей [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://vk.com/wall-34762452_47852;

3.
Вокальные
методики
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:http://vocalmuzshcola.ru/vokal/vokalnye-metodiki;
4. Методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала
[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://komgv.ru/методика-постановкидетских-голосов
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, физические
возможности каждого, которые реализуются за счет широкого выбора
музыкального материала;
–
сформировать коллектив детского объединения.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю детского объединения, без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»
без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности программы, и
успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года
обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль уровня освоения программы проходит следующим образом:
-первичный или ознакомительный (первоначальный уровень развития
музыкальных способностей и личностного потенциала ребёнка) – опрос,
беседа (Приложение № 1);
- текущий (в течение всего года обучения) – педагогическое
наблюдение (Приложение № 2).
Аттестация обучающихся проводится дважды в год:
- промежуточная аттестация (открытое занятие: правильное положение
при пении, певческий вдох, умение вести себя на сцене).
- итоговая аттестация (отчетный концерт: основные навыки певческой
установки – пение, сидя и стоя; овладение первичными навыками
интонирования; начальное овладение цепным дыханием; начальное
использование звуковедения legato; знание базовых музыкальных терминов;
умение петь простые интервалы, аккорды T, S, D в чистом виде).

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1.
Агапова И.М., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для
детей / И.М. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Лада, 2009. – 224с.
2.
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания / А.
Апраксина. – М.: Просвещение, 2001. – 207с.
3.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов / М.
Вайнкоп. – М.: Эксмо, 2004. – 192с.
4.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В.
Емельянов. – СПб: Творческий центр, 2004. – 191с.
5.
Ефремова Л.В. Ритм. Песни и игры / Л.В. Ефремова. – СПб.:
Композитор, 2006. – 36 с.
6.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная,
пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Просвещение, 2008. – 16с.
7.
Остин Э., Остин Х. Техника пения. Вокал для всех / Э. Остин, Х.
Остин. – М.: Смолин К.О., 2007. – 63с
8.
Роганова И.В. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей
и юношества. Вып. 1. / И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2011. – 124 с.

9.
Роганова И.В. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей
и юношества. Вып. 2. / И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2012. – 192 с.
10. Роганова И.В. Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей
и юношества. Вып. 3. / И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2012. – 232 с.
Список литературы для обучающихся/родителей (законных
представителей):
1.
Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников
о временах года / Г.Ф. Вихарева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014. – 88 с.
2.
Кошмина И.В. Музыкальный букварь / И.В. Кошмина. – М.:
ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005. – 64 с.
3.
Крупа-Шушарина С.В. Зонтик цвета абрикоса. Песни для детей /
С.В. Крупа-Шушарина. – Новосибирск: Издательский центр Сибирский
родник, 2007. – 48 с.
4.
Металлиди Ж.Л. Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поем /
Ж.Л. Металлиди. – СПб.: Композитор, 2008. – 109 с.
5.
Остин Э., Остин Х. Техника пения. Вокал для всех / Э. Остин, Х.
Остин. – М.: Смолин К.О., 2007. – 63с.
6.
Покровская М., Константинова Н. Нотная азбука/ М. Покровская,
Н. Константинова. – М.: Олма-пресс, 2002. – 62 с.
7.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я: Занимательное чтение с
картинками и фантазиями / Э. Финкельштейн. – СПб.: Советский
композитор, 2008. – 115 с

Приложение № 1
Вопросы для выявления уровня начальной подготовки.
Определение общего уровня ребенка:
1.
Ты любишь музыку?
2.
Нравится тебе петь? Если да, то какие именно песни? Можешь
спеть любимую песенку?
3.
Где тебе больше всего нравится петь – дома, в школе, на улице?
4.
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
5.
Какие песни тебе нравится слушать?
6.
Где ты чаще всего слушаешь музыку – в школе, дома, в гостя, в
театре или концертном зале?
7.
Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
8.
Умеешь ли ты играть на музыкальном инструменте?
9.
Что ты любишь больше всего – петь, рисовать или танцевать под
музыку?
10. Ты ходил когда – нибудь в театр? Если да, то в каком театре тебе
понравилось больше всего? Почему?
Определение начального музыкального уровня подготовки:
11. Можешь ли ты прочитать небольшое стихотворение? Обратить
внимание на речевые дефекты, если таковы имеются.
12. Повторить ноту, которую я сейчас сыграю.
13. Промаршировать под музыку. Обратить внимание на
соответствие маршевого шага и тактов музыки.
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкальноэстетической направленности:

Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных
предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным
интересом к музыкальным видам деятельности;

Средний уровень – выражается в наличии интереса к музыке, но с
явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных
жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны
музыки;

Высокий уровень – ярко представленный демонстрируемый
интерес к музыкальным видам деятельности.

Приложение № 2
Карта отслеживания
освоения предметных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Знание простых
Навыки
Знания о музыке,
музыкальных
интонирования,
композиторах,
жанров, элементы
правильное
исполнителях
музыкальной
певческое дыхание и русской и мировой
грамоты
вокальная позиция
культуры

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
освоения метапредметных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Развитая память,
внимание, дикция и
творческое
мышление

Н

С

К

Интерес к
творческой
деятельности

Н

С

К

Базовые
музыкальные
способности
ребенка

Н

С

К

1
2
…
Карта отслеживания
Освоения личностных результатов программы
№

Ф.И. ребенка

Ценное отношение к
Музыкально –
вокальному
эстетический слух
искусству и
сценическую
деятельность в целом

Н

С

К

Н

С

К

Собранность и
дисциплина,
чувство
товарищества и
личной
ответственности

Н

С

К

1
2
…
Н-начало учебного года
С-середина учебного года
К-конец учебного года
Используется цветовой оценочный метод:
Зеленый цвет - высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем
развитии для данного возраста качества или навыка;
Желтый цвет - средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
Красный цвет - низкий уровень. Развитие качества или навыка только
начинается.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».