ДООП Бумагопластика

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Бумагопластика
возраст обучающихся: 7-9 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

Автор составитель:
Лежнина Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

2

Содержание
Аннотация .................................................................................................................... 3
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ............ 4
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................... 4
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................. 7
1.3. Планируемые результаты ................................................................................. 7
1.4. Воспитательный потенциал программы ......................................................... 8
1.5. Учебный (тематический) план ......................................................................... 9
1.6.

Содержание учебного (тематического) плана ............................................... 9

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 12
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ......................... 12
2.2. Условия реализации программы .................................................................... 12
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы ............................... 13
III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 15

Перечень литературы для педагога ......................................................................... 15
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей) ......................................................................................................... 16
Приложение № 1 ....................................................................................................... 17

3

Аннотация
Программа «Бумагопластика» полностью посвящена работе с бумагой.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость
обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять
придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не
только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода
предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши,
пеналы и т.д.).
Конструирование из бумаги формирует умственную активность,
сенсорное восприятие, развивает логическое воображение, мелкую моторику
пальцев рук, отвечает духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяет
их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству,
способствует занятости детей, воспитывает в них творческое начало. Работа
в этой технике требует усидчивости, терпения, умения планировать свою
работу, распределять время, закладывают серьезную основу для их
дальнейшей
деятельности
в
самых
разных
общественных
и
производственных сферах.

4

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с

5

учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – художественная, так как она
ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся,
художественных способностей, носит ярко выраженный креативный
характер, предусматривает возможность творческой самореализации детей с
учетом их потенциала и мотивации.
Актуальность
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому
воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно –
прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие
способности. Ведь бумага, как материал для детского творчества, ни с чем
несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность
бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности
позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для
повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков,
подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Атмосфера неформального
общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой инициативы,
нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных
качеств ребёнка, его мотивации к познанию, развитию эстетического и
художественного вкуса, основных психических процессов мышления,
внимания, памяти, воображения и их свойств; наблюдательности и фантазии.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р, в качестве
приоритетов
обновления
содержания
программ
дополнительного
образования художественной направленности определяет, в том числе,
разработку программ с использованием новых художественных материалов
для декоративно-прикладного творчества, реализацию задач этнокультурного
воспитания и сохранения народного творчества.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней
сочетается продуктивность и познавательность. Программа предусматривает
различные формы работы с обучающимися, начиная с наблюдения за
окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия,
отображающего внутриличностное состояние юного автора.
Адресат

6

Данная программа предназначена для детей 7-9 лет.
Программа построена с учетом возрастных психофизических
особенностей данного возраста, который характеризуется проявлением
активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов
действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных
образов деталями на основе новых впечатлений.
Ребенок младшего школьного возраста активно интересуется
предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую
любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие его объекты,
стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.
Дети младшего школьного возраста могут устанавливать взаимосвязи
между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в
другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более
высокой степенью овладения различными видами художественноизобразительной
деятельности
и
проявлением
художественных
способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается
зрительная память детей, представление и воображение ребенка.
В 7-9 лет у детей активна функция воображения, это самый
сенситивный период для фантазии, развития речи, моторики, мышления,
внимания, памяти; ведущая деятельность – учебная, формируются новые
правила общественно-направленного поведения.
В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
4 часа. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы:
Объём программы –144 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы - стартовый. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: беседа, выставка, открытое занятие.
Итогом освоения программы является выполнение творческих работ на
предложенную тему, в которой ребенок применяет полученные знания и
умения.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческой индивидуальности
учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
посредством моделирования изделий из бумаги.
Задачи программы.
Обучающие:
•
познакомить с историей происхождения бумаги, видами бумаги;
•
научить пользоваться инструментами, соблюдать правила
безопасности труда при работе с инструментами и материалами,
•
познакомить с законами цветоведения и композиции;
•
научить выполнять основные приемы декорирования и
оформления работ;
•
формировать элементарные графические умения и навыки (эскиз,
схема, развертка);
•
познакомить с технологией изготовления изделий из бумаги;
•
научить творчески оформлять изделия, использовать полученные
умения и навыки.
•
познакомить с историей возникновения техники оригами,
папертоль и др.
•
познакомить с технологией изготовления изделий из бумаги:
оригами, папертоль, айрис-фолдинг, квилинг, папье-маше.
Развивающие:
−
развивать
желание
к
самопознанию,
саморазвитию,
самовыражению через декоративно-прикладное творчество;
−
развивать навыки работы в команде, коммуникативные навыки;
−
развивать творческое и креативное мышление.
Воспитательные:
−
развивать интересы ребенка, расширить его кругозор;
−
воспитывать уважение к мнению окружающих;
−
формировать
культуру
безопасной
и
экономически
целесообразной работы с материалами и инструментами;
−
воспитывать уважительное отношение к материальным и
духовным ценностям;
−
формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические
качества личности ребенка.
1.3.

Планируемые результаты

Предметные
Обучающиеся будут:
•
знать историю происхождения бумаги, виды бумаги;
•
уметь пользоваться инструментами, соблюдать
безопасности труда при работе с инструментами и материалами,
•
знать законы цветоведения и композиции;

правила

8

•
уметь выполнять основные приемы декорирования и оформления
работ;
•
иметь элементарные графические умения и навыки (уметь делать
эскизы, схемы, развертки);
•
знакомы с технологией изготовления изделий из бумаги;
•
уметь творчески оформлять изделия, использовать полученные
умения и навыки.
•
знать историю возникновения техники оригами, папертоль и др.
•
уметь пользоваться технологией изготовления изделий из бумаги:
оригами, папертоль, айрис-фолдинг, квилинг, папье-маше.
Метапредметные
Обучающиеся будут демонстрировать:
− желание к самопознанию, саморазвитию, самовыражению;
− развитие мышления, умения сравнивать и анализировать;
− развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;
− развитие двигательной сферы: моторики, двигательной сноровки и
т.д.
Личностные
Обучающиеся будут демонстрировать:
− развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;
− развитие нравственных, трудовых, эстетических качеств личности
ребенка;
− уважительное отношение к мнению окружающих;
− мотивацию к творческому труду, работу на результат, бережное
отношение к материальным и духовным ценностям.
1.4. Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении декоративно-прикладного творчества через изучение народных
ремесел.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов
России (плетение корзин);
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
− формировать
самостоятельную
способность
к
созданию
традиционных изделий на базе полученных знаний.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомились с
народными ремеслами и традициями народов России (плетение корзин),
демонстрируют желание продолжить изучать культурное наследии Родины.
Обучающиеся умеют самостоятельно создавать корзинки, сплетенные из
бумажной лозы.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.

9

Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
№
Количество часов
Формы
п/п
контроля
Всего Теория Практика
1 Введение в программу
2
1
1
Беседа, опрос
2 Цветоведение
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
3 Аппликация
26
10
16
выставка,
4 Объёмная аппликация
18
3
15
открытое
5 Оригами
6
1
5
занятие
6 Папертоль
6
1
5
7 Объёмная скульптура
6
1
5
8 Плетение корзин из бумажной
8
3
5
лозы
9 Модульное оригами
6
1
5
10 Айрис фолдинг
6
1
5
11 Квиллинг
6
1
5
1.5.
Тема

12 Поделки из спичечных
коробков
13 Папье-маше
14 Гофрированная бумага
15 Творческий проект

6

1

5

6
6
32

1
1
2

5
5
30

Защита
творческой
работы
Беседа

16 Итоговое занятие
2
2
0
итого
144
31
113
1.6. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в программу
Теория: Знакомство с содержанием курса, целями и задачами. Входной
мониторинг на выявление интересов и подготовленности. История
происхождения бумаги, виды бумаги. Знакомство с материалами и
инструментами. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Игры на запоминание инструментов и правил по охране
труда.
2. Цветоведение.

10

Теория: Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета.
Большой цветовой круг. Цветовая гармония, колорит. Символы цвета.
«Холодные» и «теплые» цвета. Вырази свое настроение в цвете: «Зима»,
«Лето», «Осень», «Весна», «Мое настроение».
Практика: Упражнения по цветоведению, по понятиям «форма»,
«конструкция», «пропорции» предмета; геометрические тела; теплые и
холодные цвета.
3. Аппликация
Теория: Основные приемы работы с бумагой. Порядок выполнения.
Обрывная аппликация: приемы и техника изготовления. Аппликация:
технология изготовления и приемы оформления. Выполнение отдельных
объемных фигур-игрушек: приемы оформления и декорирования работ.
Торцевание. Использование салфеток и креповой бумаги при работе с
бумагой. Свойства, текстурные и фактурные особенности бумаги.
Симметричное складывание. Складывание гармошкой. История праздника
«Рождество». Вырезание деталей из картона по готовым шаблонам.
Декорирование работы. Историческое происхождение подарков. Как дарить
подарки? Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Применение формы в композициях. Цветовая гамма. Изготовление военной
техники при помощи подсобного материала. Технология изготовления.
Практика: Выполнение творческих работ.
4. Объёмная аппликация
Теория: Технология выполнения объемных композиций. Развертки.
Шаблоны. Объемные изделия. Способы их изготовления. Поиск
пластического и цветового решения. Законы композиции. Мобиль.
Назначение мобиля. Вырезание из бумаги по шаблону. Составление
композиции из деталей. Рациональное использование бумаги. Композиция к
9 мая «Мы помним».
Практика: Выполнение творческих работ.
5. Оригами
Теория: «Оригами» - японское складывание бумаги. Знакомство с
данным видом искусства. Приемы и техника изготовления. Порядок
выполнения. Технология изготовления. Польза «оригами» для творческого и
духовного развития.
Практика: Выполнение творческих работ.
6. Папертоль
Теория: Материалы и инструменты. Технология изготовления.
Приемы оформления и декорирования работ
Практика: Выполнение творческих работ.
7. Объёмная скульптура
Теория: Использование конусов и цилиндров для выполнения деталей.
Порядок выполнения работы.
Практика: Выполнение творческих работ.
8. Плетение корзин из бумажной лозы

11

Теория: История плетения из ивовой лозы в России, историческое
значение данного ремесла. Демонстрация примеров работ. Техники плетения
из ивовой лозы. Сравнение ивовой и бумажной лозы. Техника плетения из
бумажной лозы.
Практика: Создание корзинки из бумажной лозы.
9. Модульное оригами
Теория: История развития техники модульного оригами. Азбука
оригами. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Базовые
фигуры. Способы складывания модулей. Кусудама. Технология
изготовления.
Практика: Выполнение творческих работ.
10. Айрис фолдинг
Теория: Создание рисунка с использованием разноцветных полос.
Технология изготовления. Порядок выполнения работы.
Практика: Выполнение творческих работ.
11. Квиллинг
Теория: Квиллинг (бумагокручение, бумажная филигрань) – искусство
создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок
бумаги. История возникновения. Технология изготовления. Основные
формы: «капля», «треугольник». Цветовая гамма.
Практика: Выполнение творческих работ.
12. Поделки из спичечных коробков.
Теория: Показ готовых изделий. Технология изготовления. Способы
соединения. Декорирование работ.
Практика: Выполнение творческих работ.
13. Папье-маше.
Теория: Технология изготовления. Порядок выполнения работы.
Практика: Выполнение творческих работ.
14. Гофрированная бумага
Теория: Цветы из гофрированной бумаги. Букеты из конфет, игрушек.
Складывание бумаги гармошкой. Вырезание по шаблону. Составление
композиции из деталей. Рациональное использование бумаги.
Практика: Выполнение творческих работ.
15.Творческий проект.
Теория: Выбор темы проекта. Цели и задачи проекта. План
выполнения. Составление защитного слова.
Практика: Выполнение работы на формате А4 на тему, выбранную
самим учеником. Работа выполняется в любой из изученных техник.
16.Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Презентация лучших работ.

12

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесса
1 Количество учебных недель
36
2 Количество учебных дней
72
3 Количество часов в неделю
4
4 Количество часов в учебном году
144
5 Недель в I полугодии
16
6 Недель во II полугодии
20
7 Начало занятий
1 сентября
8 Каникулы
1-8 января
9 Выходные дни
6 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1-3 мая, 9 мая
10 Окончание учебного года
31 мая
11 Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
12 Режим занятий
2 раза в неделю по 2
академических часа
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освященное и
проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам.
2. Оснащенность кабинета:
–
парты;
–
стулья;
–
доска;
–
шкафы для хранения пособий, реквизита, материалов;
–
компьютер;
–
осветительные приборы.
3. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
4.
Материалы,
необходимые
для
реализации
программы
(предоставляются родителями):
ножницы, линейки, простые карандаши, циркули, треугольники;
цветная бумага разной фактуры, картон цветной, картон белый,
полоски для квиллинга, офисная белая бумага, бумажные салфетки;
пряжа, бросовый материал;
клей-карандаш, клей ПВА;
трафареты.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
II.

13

дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
Подборка заданий развивающего и творческого характера, разработки
по занятиям;
Дидактические и демонстрационные материалы (иллюстрации,
карточки, таблицы, схемы, рисунки, чертежи и образцы элементов изделий).
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней
сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и
декоративно-прикладные возможности каждого, которые реализуются за счет
широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
–
познакомить
обучающихся
с
разными
техниками
и
художественными материалами;
–
сформировать коллектив детского объединения.
В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления о декоративно-прикладном искусстве как искусстве
«выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки
выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания
эмоционально-художественного
образа.
Ребенок
осваивает
метод
«вхождения в образ» переходит от интуитивной художественной
деятельности к сознательной и целенаправленной.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и закрепляется практическим освоением темы.
Занятия проводятся с включением различных видов деятельности:
− восприятие явлений действительности (слайды, репродукции,
плакаты, книги);
− обсуждение работ товарищей, результатов собственного участия в
коллективном творчестве и индивидуальной работы на занятиях;
− изучение художественного наследия;
− создание фонда объединения (лучшие индивидуальные и
коллективные работы);
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития

14

способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы. Для этого у каждой группы
создаётся таблица отслеживания результативности обучения (Приложение №
1).
Открытое занятие для родителей проводится в конце года, на котором
дети представляют свой самостоятельно выполненный проект.
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме
творческого задания на свободную тему.
Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о
бумагопластике, построение индивидуальных траекторий усвоения
программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждой темы программы. В систему мониторинга входит:
− самостоятельная работа – это целенаправленное восприятие
какого-либо педагогического явления в естественных условиях, когда
обучающиеся не знают, что за ними наблюдают;
− оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится
анализ результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения
положительной динамики развития творческих способностей можно
использовать результаты участия обучающихся в различных творческих
мероприятиях.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных
составляющих программы проводится как в начале, так и в конце учебного
года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у
детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень
сформированности базовых знаний и умений, необходимых для обучения,
который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а
также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение
всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов
обучения на уровень образовательных результатов позволяет определить
степень сформированности личности и профессионального самоопределения,
вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных,
коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
Итоговый контроль знаний обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам
программы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служит методика комплексной экспертной оценки «Анализ
результатов
дополнительного
образования»
(И.Ю.
Гемпель)
(Приложение№1).

15

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Алексеевская Н. Волшебные ножницы / Н. Алексеевская. — М.:
Лист, 2009. – 239 с.
2.
Амоков В.Б. Искусство аппликации / В.Б. Амоков. — М.:
Школьная пресса, 2002. – 49 с.
3.
Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома / С.
Афонькин, Е. Афонькина. — М.: Рольф Аким, 2001. – 205 с.
4.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги / В.В. Выгонов. — М.: Экзамен,
2016. –95 с.
5.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце,
небо и цветок / В.С. Горичева,Т.В. Филиппова. — Ярославль: Академия
развития, 2000. – 95 с.
6.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. —
Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
7.
Зайцева А. Искусство квиллинга / А.Зайцева. – М.: Эскимо, 2012.
– 62 с.
8.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б.Сержантова. - М.:
Айрис Пресс, 2005. – 188 с.

16

9.
Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры / И.И.
Кобитино. — М.: Творческий центр Сфера, 2000. – 125 с.
10. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим / Г.М. Корнеева.
– Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. – 174 с.
11. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация / Н.М.Максимова,
Т.Г. Колобова. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 67 с.
12. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги / М.И.
Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 221 с.
13. Хелен Блисс Твоя мастерская. Бумага / Блисс Хелен. Перевод:
Бриловой Л.Ю. – Санкт-Петербург: Норинт, 2000. – 31 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1.
Афонькина С. Ю. Цветы и вазы оригами / С. Ю. Афонькина., Е.
Ю. Афонькина. – Спб.: Издательство Дом Кристалл, 2002. – 231с.
2.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 144с.
3.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим / Г.М. Корнеева.
– СПб.: Кристалл, 2001. – 174 с.
4.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги /
М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 221 с.
5.
Рэй Г.. Наши руки не для скуки / Г. Рэй. – М.: Издательство
«Росмен», 2005. – 64 с.
6.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. – М.:
Айрис- пресс, 2003. – 192с.
7.
Столяров С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю / С.В.
Столяров. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112 с.
8.
Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) / Э.
А. Трумпа. – М.: Учпедгиз, 2003. – 98 с.
9.
Острунов Н.Д. Оригами динамические / Н.Д. Острунов. – М.:
Айрис-пресс, 2005. – 137 с.

17

Приложение № 1
Методика комплексной экспертной оценки «Анализ результатов
дополнительного образования» (И.Ю. Гемпель)
Методика включает в себя комплексную оценку показателей
результативности образовательной программы по следующим параметрам:
•
Знания, умения, навыки (ЗУН).
•
Мотивация к занятиям.
•
Социальная активность.
•
Творческая активность.
•
Самостоятельная работа.
•
Достижения.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии.
Оценка каждого из уровней проводится методом экспертной оценки.
1. Показатель «ЗУН»:
•
Ознакомительный уровень.
•
Начальный уровень.
•
Владение основами ЗУН.
•
Владение специальными ЗУН.
•
Уровень совершенствования.
2. Показатель «Мотивация к занятиям»:
•
Неосознанный интерес, навязанный извне. Мотивация случайная.
•
Интерес на уровне любознательности. Мотивация неустойчивая.
•
Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация
неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.
•
Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно.
Устойчивая мотивация.
•
Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко
предмет.
3. Показатель «Социальная активность»:
•
Не проявляет заботу о близких. Чрезвычайно эгоистичен.
Отказывается от участия в трудовых делах.
•
Проявляет недостаточную заботу о близких. Эгоистичен.
Неохотно участвует в трудовых делах. Инициативу не проявляет.
•
Проявление стремления помочь редко. Забота о другом человеке
часто на словах. Нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива.
Выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого.
•
Проявление стремления помочь не всегда. Добросовестно
выполняет разовые трудовые поручения. Инициативу проявляет не всегда.
•
Умение уважать интересы и достоинство других людей,
выслушивать, быть вежливым, скромным, оказывать инициативно
посильную помощь окружающим, принимать активное участие в
общественных трудовых делах.
4. Показатель «Творческая активность»:

18

•
Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет.
Производит действия только по инструкции педагога. Нет навыков
самостоятельного решения проблем. Нет своих идей.
•
Слабый интерес к творчеству. Инициативу проявляет очень
редко. При решении проблем очень часто прибегает к помощи педагога.
Редко появляются интересные идеи и очень редко доводятся до конца.
•
Неустойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет
редко. При решении проблем в большинстве случаев прибегает к помощи
педагога. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их
и выполнить.
•
Устойчивый интерес к творчеству. Инициативу проявляет в
большинстве случаев. Есть положительный эмоциональный отклик на свои и
коллективные успехи. Иногда при решении проблем просит помощи у
педагога. Придумывает интересные идеи, ноне всегда может оценить их и
выполнить.
•
Большой интерес к творчеству. Легко, быстро увлекается
творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым
воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к
рождению новых идей.
5. Показатель «Самостоятельная работа обучающегося»:
•
Ребенок работает самостоятельно, проявляя творческую
активность, отлично справляется с заданием, работу выполняет
добросовестно, аккуратно.
•
Ребенок работает самостоятельно, проявляя творческую
активность, выполняет задания с небольшими ошибками, не достаточно
аккуратно.
•
Ребенок выполняет задания с небольшими ошибками, проявляя
элементы творчества, обращается к помощи педагог недостаточно
внимателен.
•
Слабо справляется с заданием, невнимателен, часто обращается к
помощи педагога.
•
Не справляется с заданием.
6. Показатель «Достижения»:
•
Не участвует в делах объединения.
•
Пассивное участие в делах объединения.
•
Активное участие в делах объединения.
•
Активное участие в делах объединения. Результаты н уровне
города.
•
Результаты на уровне области, России. Значительные результаты
на уровне города.
По итогам диагностического контроля заполняются диагностические
карты с указанием уровней для каждого обучающегося по перечисленным
показателям.
Пример диагностической карты для педагога:

19

№ ФИО

1
2
…

ЗУН

Мотив
ация

Социальная
активность

Творческая
активность

Самостоятельная Достижени
работа
я


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».