Шахматный клуб PRO-шахматы

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
/

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Шахматный клуб «PRO-шахматы»
возраст обучающихся: 6,5-11 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

Автор–составитель:
Ильиных Иван Игоревич,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург,
2023

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей

3

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной
частью общечеловеческой культуры. Программа «Шахматный клуб «PROшахматы» способствуют физическому, духовному, интеллектуальному,
здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей, что является
приоритетным направлением по обновлению содержания дополнительных
программ физкультурно-спортивной направленности согласно Концепции
развития Дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р).
Шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Они
развивают умственные способности и фантазию ребенка, являются
идеальным материалом для развития творческого мышления, тренируют
егопамять, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие
как:воля,
решительность,
выдержка,
терпение,
находчивость,
сосредоточенность,
дисциплинированность
мысли,
трудолюбие,
усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается,
безусловно, в мотивации, в шахматах любое поражение и извлеченные из
него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке
у себя определенных свойств характера. В этом актуальность и важность для
всего общества развития популярности шахмат.
Отличительные особенности программы.
При реализации программы на первый план выступает учение,
направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся 6,5-11
лет. Группы формируются по возрасту: 6-8 лет, 9-11 лет. Набор в группы
проводится без предварительного отбора.
Обучение шахматам детей можно начинать с любого возраста, это
полезная и увлекательная игра может стать интеллектуальным хобби ребенка
и помочь в будущих начинаниях. Данная программа дает базовые основы
шахматной игры.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей,

4

в возрасте 6-8 лет обучающиеся обычно с удовольствием решают
всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если
работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками.
Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир
разумного, интересного. Для детей этого возраста предусмотрена частая
смена учебной деятельности, при этом основа занятий остается той же, что и
для детей 9-11 лет.
В возрасте 9-11 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном
развитии ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех
психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание,
воображение). Дети данного возраста быстрее «схватывают» теоретические
основы, самостоятельно глубже изучают тему.
Количество обучающихся в группе: 12-14 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
академических часа. Продолжительность одного академического часа – 40
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4 часа.
Объем программы: 144 часа (36 учебных недель).
Срок освоения программы: 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Особенностью является отдача приоритета серьезной теоретической
подготовке, умению анализировать в пропорции между частой
соревновательной практикой и теоретической подготовкой.
Эффективность обучения и развития личности ребёнка достигается
благодаря интеграции теории и практики. Такой принцип снабжает
обучающихся необходимым опытом и техническими навыками для
дальнейшего самосовершенствования
Уровень сложности программы: стартовый.
Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая, работа в
парах и мини группах.
Виды занятий: практическое занятие, лекция, беседа, показ
видеоматериалов, соревнования, турниры.
Формы подведения итогов: подведение итогов проводится в виде
турнира. Формой текущего контроля является педагогическое наблюдение на
протяжении всего процесса обучения для учета и проверки уровня освоения
программы.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей и
коммуникативных навыков ребенка в процессе обучения игре в шахматы,
формирование волевых качеств, мотивации к саморазвитию.

5

Задачи программы.
Обучающие:
­
познакомить с шахматной игрой, историей развития шахмат;
­
обучать правилам игры и основам культуры шахмат;
­
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
­
научить решать шахматные задачи.
Развивающие:
­
развивать логическое мышление, память, воображение;
­
формировать умения саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
­
формировать навык последовательного планирования действий
от принятия задачи до оценки своих действий;
­
формировать навык вербального отображения игровой и учебной
деятельности
Воспитательные:
­
приобщать обучающихся к самостоятельным занятиям
интеллектуальными играми и использование их в свободное время;
­
воспитывать положительные качества личности, нормы
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;
­
развивать
выдержку,
ответственность,
собранность,
внимательность, воображение и эстетическое восприятие действительности.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся будут:
­
знать историю и основы культуры игры в шахматы;
­
знать правил и терминов шахматной игры, тактических и
стратегических приемов ведения шахматной борьбы;
­
уметь выполнять и устно строить алгоритмы и стратегии в
шахматной игре, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с
таблицами, схемами и графиками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Метапредметные результаты:
­
обучающиеся будут владеть основами логического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
оценки и наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы), записи и выполнения ходов;
­
обучающимися будут освоены способы решения проблем
творческого характера в жизненных ситуациях;
­
будет развито умение ставить цель – создание творческой
работы, планирование достижения этой цели;
­
обучающиеся научатся:
соотносить цели с возможностями;
определять временные рамки;

6

определять шаги решения задачи;
видению итоговый результата, оценке результат;
планировать последовательности ходов для достижения цели;
поиску ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
умению задавать вопросы;
умению запрашивать и принимать помощь.
Личностные результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать:
­
желание к творческому труду в свободное время, работе на
результат;
­
бережное отношения к материальным и духовным ценностям;
­
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
­
понимание и сопереживание чувствам других людей;
­
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
­
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Воспитательный потенциал программы
Цель – воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развития
их
кругозора,
стимулирование
любознательности,
воспитание
самостоятельности и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:
•
воспитывать
в
детях
духовное
начало,
тягу
к
самосовершенствованию, нравственному развитию;
•
воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и
извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое
соперничество, смелость, выносливость;
•
познакомить учащихся с историей развития шахматной культуры
и спорта в России, выдающимися шахматными деятелями России.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
историей развития шахматного спорта в России, у них будет сформировано
чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее судьбу.
Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим (умение
слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное
мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции
всех участников процесса) и их труду, будут сформированы умения работы в
команде, настойчивость в достижении цели, умения доказывать и достигать
своей цели.
Формы проведения воспитательных мероприятий: турниры,
открытые занятия

7

Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.
3.

Названиераздела,темы
Вводное занятие. История
шахмат.
Шахматные фигуры.
Понимание шахматной игры.

Количествочасов
Всего Теория Практи
ка
2
1
1
6
8

2
2

4
6

Цель шахматной партии.
6
Три стадии шахматной
7
партии.
6. Краткая и полная шахматная
7
нотация.
7. Игра с шахматными часами.
4
8. Мат легкими и тяжелыми
8
фигурами.
9. Король против короля и
7
пешки.
10. Решение шахматных задач.
12
Анализ партий (блиц)
11.
10
современных гроссмейстеров.
12 Дебют.
4
13 Гамбит.
18
14 Защита Алехина. Варианты.
7
Решение задач и этюдов.
Тематические турниры в
группах детей.
15
38

2
3

4
4

1

6

1
2

3
6

1

6

4

8

5

5

2
9
2

2
9
5

0

38

Итого 144

37

107

4.
5.

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение,
решение
практических
задач/
упражнений

Педагогическое
наблюдение,
решение
практических
задач/
упражнений,
турнир

Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на

8

занятиях, правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске.
Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы
шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2.
Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и
маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армииравны», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
3.
Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур изначальной позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических
игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля».
4.
Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений:
«Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха»,
«Матилинемат».
5.
Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли
сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6.
Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7.
Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.

9

8.
Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем.
Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и
мышления.
9.
Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат.
Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
10.
Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в
два хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Анализ партий (блиц) современных гроссмейстеров.
Теория: Изучение партий современных гроссмейстеров: партии
Карлсена, Накамуры, Лижэня, Карякина и Дубова.
Практика: закрепление полученных знаний в игре.
12. Дебют.
Теория: Изучение на демонстрационной доске партий гроссмейстеров,
сыгранных в дебюте Сокольского. Изучение ловушек. Актуализация знаний
о дебюте четырёх коней, изучение новых ловушек за белых и чёрных.
Практика: закрепление полученных знаний в игре.
13. Гамбит.
Теория: Изучение гамбитов, преимущественно в закрытом начале.
Практика: закрепление полученных знаний в игре.
14. Защита Алехина. Варианты.
Теория: Изучение на демонстрационной доске различных вариантов
защиты Алехина. Защита Алехина как принцип игры от обороны, с
использованием ошибок соперника.
Практика: закрепление полученных знаний в игре.
15. Решение задач и этюдов. Тематические турниры в группах
детей
Теория: Решение задач и этюдов и проведение тематических турниров.
Занятия проводятся один раз в неделю- в течение учебного года.
Практика: выполнение шахматных заданий. повторение изученного
материала в форме соревнований, турниров, конкурсов.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
Календарный учебный график ДООП на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном
году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
72
4
144
17
19
1 сентября
отсутствуют
4 ноября, 1-8 января,23февраля,
8 марта, 1 мая,9 мая
19 мая
15-30 декабря, 15-19 мая
2 раза в неделю по 2 академических
часа

Условия реализации программы
Материально-техническоеобеспечение:
Помещение для занятий – просторный, хорошо освещенный и
проветриваемый кабинет, отвечающий санитарным нормам.
№
Наименование
Кол-во
1.Информационно-коммуникационные, технические средства обучения
1
компьютер, монитор, принтер (комплект)
1
2
Шахматные часы
6
2.Учебно-практическое оборудование
1
Демонстрационная шахматная доска
1
2
Комплекты шахмат (доска с фигурами)
12
3
Флип-чарт
1
3.Мебель
1
Стол (парта)
7
2
Стулья
14
3
Шкафы для хранения пособий, оборудования, материалов
1
4.Канцелярские и расходные материалы
1
Тетрадь в клетку 12 листов (на 1 обучающегося)
1
2
Бумага формата А4 (на 1 обучающегося)
34 л.
3
Цветные карандаши упаковка 6 штук (на 1
1
обучающегося)

4
5
6

Простой карандаш (на 1 обучающегося)
Маркеры для флипчарта (4 цвета)
Батарейки для шахматных часов

1
3
12

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий программу,
должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю детского объединения, без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности данной
программы, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем
за два года обучения.
Информационно-методические условия
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося;
–
сформировать коллектив детского объединения.
При реализации программы на занятиях используются следующие
материалы для выполнения практических упражнений по шахматам:
Интернет-сайт «Чесфилд». URL: https://chessfield.ru/ (дата обращения
29.06.2023);
Интернет-сайт «Шахматы – мир шахмат». URL: https://chessok.net/
(дата обращения 29.06.2023);
Шахматная платформа «Личесс». URL: https://lichess.org/ (дата
обращения 29.06.2023);
Шахматная платформа «ChessDay». URL: https://chessday.ru/ (дата
обращения 29.06.2023).
Теоретическая часть программы осваивается обучающимися
фронтально, учебный процесс организуется в групповой форме. При
освоении практической части программы используется индивидуальногрупповая форма обучения, так как обучающиеся имеют разный уровень
скорости освоения теоретического материала.
Обучающиеся записываются на программу добровольно, во время
занятий
используются
интерактивные
методы
обучения
(показ
видеоматериалов, использование онлайн тренажеров), проведение активных

игр для смены деятельности (живые шахматы, игры с часами и т.д.).
Совокупность данных факторов мотивирует обучающихся хотеть приходить
на занятия, полезно, интересно и весело проводить время (принцип
сознательности и активности учащихся). Кроме того это позволяет
реализовать в процессе обучения принцип наглядности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Программа
предполагает
проведение
мониторинга
развития
способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения
планируемых результатов освоения программы.
Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже.
Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной
«Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 1), осуществляет
диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы
(Приложение №2).
Вид, сроки контроля

Содержание

Формы/методы контроля

Входной контроль
(сентябрь)
Текущий контроль
(в течение
учебного года)

Выявление уровня знаний и Беседа, педагогическое
умений, способностей
наблюдение
Выявление ошибок и
Беседа, педагогическое
успехов в освоении
наблюдение, решение тестов и
материала
игровых ситуаций.

Промежуточная
аттестация

Определение уровня
Шахматный турнир,
сформированности знаний, педагогическое наблюдение
умений и навыков

Итоговая
аттестация

Определение уровня
Шахматный турнир,
сформированности знаний, педагогическое наблюдение
умений и навыков

Текущий контроль осуществляется в форме опросов, выполнения
тестовых заданий и решения игровых ситуаций. Промежуточная и итоговая
аттестация проводятся в виде турнира.
Педагогическое наблюдение осуществляется на всех этапах освоения
программы, результаты заносятся в карту наблюдений (Приложение №1). В
ходе текущих педагогических наблюдений постепенно накапливаются
данные о каждом обучающемся, характеризующие его достижения и
дефициты, необходимые для совершенствования программы.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме шахматного
турнира в середине и конце учебного года (Приложение №2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: Дайв, 2009. – 256 с.
2.
Барский В.Л. Шахматная школа. Методическое пособие для
учителя/ В.Л. Барский. – М.: ВАКО, 2017. – 176 с.
3.
Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты / В. Костров. – СПб:
«Литера», 2011. – 97 с.
4.
Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты / В.
Костров. – СПб.: «Литера», 2011. – 89 с.
5.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах / А.Н. Костьев. – М.:
«Просвещение», 2013. – 111 с.
6.
Кузин С.Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С.Л. Кузин. –
М.: Проспект, 2020. – 136 с.
7.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф / Я. Нейштадт. – М.:
ФиС, 2013. – 304 с.
8.
Нимцович А. Моя система / А. Нимцович. – М.: ФиС, 2010. – 297
с.

14

9.
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 416 с.
10. Прудникова Е.А. Шахматы: 1-4 классы: все правила / Е.А.
Прудникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 10 с.
Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных
представителей
1.
Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения/ В.Л.
Барский. – М.: ВАКО, 2019. – 48 с.
2.
Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. – СПб.:
Питер, 2009. – 240 с.
3.
Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак. – Л.: Детская литература,
1985. – 228 с.
4.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга
/С.А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 128 с.
5.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга
/С. А. Карякин. – М.: ЭКСМО, 2019. – 112 с.

15

Приложение № 1

Мат Ферзём и ладьёй
Запись партии

Рокировк
а удар
Двойной
Мат королем и ферзем

Мат
Пат
Ничья и её виды

Как ходят фигуры

горизонталь
вертикаль
диагонал
адрес ьфигуры
ладья
слон
пешка
король
ферзь
конь
Нападение и взятие
Ценность фигур
Особые ходы пешки
Защита от нападения
Шах и защита от него

Шахматная
нотация

Имя

фигуры

Фамилия
ребенка

Вилка
Сквозной удар
Правила поведения во время игры

Параметры для педагогического наблюдения
Критерий оценки уровня подготовки обучающихся:
1.
Зеленый цвет – высокий уровень освоения. Можно
говорить охорошем развитии для данного возраста качества или навыка;
2.
Желтый цвет – средний уровень. Качество или навык
находится вразвитии;
3.
Красный цвет – низкий уровень. Развитие качества или
навыкатолько начинается.
Достижение предметных результатов

Достижение личностных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Мотивация к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными
играми

Демонстрация
уважения к
чужому труду

Демонстрация
положительных качеств
личности, норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Демонстрация
норм
коллективного
взаимодействия и
сотрудничества

Достижение метапредметных результатов
Фамилия Имя
ребенка

Представление об
интеллектуальной
культуре и культуре
шахмат

Демонстрация умения
саморегуляции
интеллектуальных
проявлений

Демонстрация умения
саморегуляции
эмоциональных
проявлений

Демонстраци
я выдержки,
собранности,
внимательнос
ти

16

Приложение № 2
Правила проведения турнира
Турнир проводится по швейцарской системе и состоит из 5 туров с
контролем времени - 11 минут на партию каждому. Победа в партии – 1 очко,
ничья – 0,5 очка, проигрыш – 0 очков.
В первом туре все игроки упорядочиваются случайным жребием. Пары
составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из
нижней половины, второй – со вторым, и так далее. При нечётном числе игроков
игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым
количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три:
выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается
нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую
группу.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы
по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из
верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из
нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и
та же пара играла в турнире более одной игры. Кроме того, действует правило
чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру
чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и
чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом,
кроме последнего тура. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний
номер в последней очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск),
получает очко без игры.
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».