ПрофессиУМ

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной
/

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ПрофессиУм»
возраст обучающихся: 13-18 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 216 часов

Автор–составитель:
Прокаева Алена Дмитриевна,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург,
2023

1

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка
Программа «ПрофессиУМ» социально-гуманитарной направленности,
ориентирована на повышение уровня профессиональной зрелости, развитие
способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные
ресурсы и имеющуюся информацию.
В рамках программы происходит формирование предпрофессионального
самоопределения обучающихся, углубление и развитие профессиональных
интересов и надпрофессиональных навыков обучающихся; формирование
устойчивой мотивации; формирование специальных знаний и практических
навыков, развитие творческихспособностей ребёнка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
2

10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Актуальность
Существенной составляющей гармоничной жизни любого человека
является профессиональная самореализация. Выбор профессионального пути,
карьерной траектории – один из первых и важнейших выборов, который делает
молодой человек, и который влияет на всю дальнейшую жизнь. Состояние
проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день
свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с
реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. В современных условиях
профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы
приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование
осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональнопроизводственным условиям. В то же время, молодежь не обладает
достаточными знаниями и навыками для осознанного личностного и
профессионального самоопределения.
На данный момент выделились следующие трудности в процессе
профессионального самостановления:
- у учащихся не сформирован навык брать на себя ответственность за
принятие решения, в том числе, за выбор профессии;
- низкий уровень культуры самопознания;
- необоснованные, завышенные требования к профессии, в том числе, к
уровню заработной платы, инфантилизм выпускников;
3

- незнание достоверной информации о профессиях, местах получения
образования по выбранной профессии; о реалиях рынка труда иобразовательного
пространства города, страны, мира;
- стереотипы профессий и факторов, влияющих на выбор, мешают
осознанному выбору профессии;
- отсутствуют навыков самопрезентации, составления резюме;
- принятие решения основывается только на внешних социальных
факторах выбора профессии без учета внутренних и личностного смысла
профессии.
При этом выбор профессионального пути имеет огромные последствия не
только для самого молодого человека и его семьи, но и для страны в целом. Если
сделанный выбор соответствует внутренним стремлениям, а также способностям
молодого человека, то повышается мотивация на обучение в учреждениях
профессионального
образования,
а
впоследствии
эффективность и
производительность на рабочем месте, в своем бизнесе.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития государства, целью
государственной молодежной политики является создание условий для успешной
социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие
потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития
страны.
Программа призвана создать образовательные условия и среду,
содействующие личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что профориентационная работа
направленане на выбор конкретной профессии, а на формирование неких универсальных
качеств,
позволяющих
осуществлять
сознательный,
самостоятельный
профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть
профессионально мобильными.
Отличительной особенностью программы является организация
учебного процесса на основе методической разработки «Мир профессий
будущего» (https://kompas100.ru/mpb ) в виде деловых и интерактивных игр, в
ходе которых у обучающихся формируются умения мыслить о будущем, видеть,
как технологические и социальные процессы меняют мир вокруг нас и системно
оценивать последствия разных событий на длинных временныхгоризонтах.
Адресат
Программа предназначена для подростков в возрасте от 13 до 18 лет,
стоящих на пороге выбора профессионального будущего. Набор производится по
желанию учащихся и их родителей.
В группе одновременно могут находиться от 10 до 15 детей.
4

Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание
заниматься добровольно. Никаких специальных тестов для поступления не
проводятся.
Режим занятий. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия
проводятся 3 раз в неделю по 2 часа.
Форма занятий – групповая.
Объем программы – 216 часов в год.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания
программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Уровень сложности программы - «стартовый». Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, возможно дистанционное обучение.
Виды занятий: беседа, лекция, практические занятия.
Формы подведения итогов: профориентационная игра
Итогом освоения программы является профориентационная игра на
предложенную тему, в которой ребенок применяет полученные знания и умения.
Цель и задачи программы
Цель
программы
формирование
предпрофессионального
самоопределения обучающихся, углубление и развитие профессиональных
интересов и надпрофессиональных навыков.
Задачи программы
Образовательные задачи:

обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях,
карьере;

сформировать знания по основам экономики, представления о
хозяйственной деятельности, познакомить со спецификой профессиональной
деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных
отношений и конкуренции кадров;

сформировать умение владеть способами проектирования и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

сформировать знания о системе организаций начального, среднего
и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам
школы;

познакомить с «азбукой» трудоустройства и основами трудового
права;
5

Воспитательные задачи:
 сформировать профессиональные планы и определить собственные
профессиональные возможности;
 сформировать практический опыт, соответствующий интересам,
склонностям личности обучающегося и профилю дальнейшегообучения;
 сформировать умение владеть способами работы с открытыми
источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных
потребностях экономики региона проживания обучающихся и страны в целом в
кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе
индивидуального и профессиональногомаршрута;
 сформировать понимание социально-экономических особенностей и
проблем развития государства, региона, перспектив развития регионального
рынка труда, и, как следствие, желание обучающихся жить и работать на благо
своего города и региона;
 популяризировать личностное и профессиональное самоопределение
среди обучающихся.
Развивающие задачи:
• развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании,
саморазвитии и самореализации;
• формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих
силахприменительно к реализации себя в будущей профессии;
•
сформировать
умение
владеть
способами
установления
образовательных коммуникаций со сверстниками и взрослыми носителями
необходимой информации и эффективных способов осуществления
познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательного
контента;
• развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии
решений.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
сформируются основы саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
сформируется готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
сформируется осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
6

общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
научатся самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
сформируется умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
будут готовы и способноы к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
сформируется умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
сформируется умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
основы экономики, особенности современного рынка труда,
требования, предъявляемые к современному специалисту, специфику наиболее
востребованных профессий в рыночной экономике;
терминологию и понятия, связанные с профессиями будущего
актуальные профессии будущего из Атласа новых профессий;
теоретические представления о психологических особенностях
личности и их влиянии на выбор профессии.
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в мире профессий;
взаимодействовать в команде в ходе проведения обучающих игр;
оценивать реальные мотивы выбора будущей профессии;
-разрабатывать образовательную и карьерную траекторию, проектировать
индивидуальный образовательный маршрут

7

1.2.
№
п/п
I

II

Учебный (тематический) план

Раздел, тема
Вводное занятие.
Правила техники
безопасности и
противопожарной защиты
Входящая диагностика
Что я знаю о своих
возможностях?

Количество часов
Форма контроля
Всего Теория Практик
а
2
1
1
Игровые упражнения;
опросник сбора
первичных данных;
рефлексия.
70

27

43

20

10

10

Практическое задание

15

7

8

Практическое задание

20

5

15

Практическое задание

15
59

5
21

10
38

Практическое задание

20

10

10

Практическое задание

15

6

9

Практическое задание

10
5

1
2

9
3

Практическое задание
Практическое задание

9

2

6

Самостоятельная
работа; дискуссия.

Атласа новых профессий

82

15

67

6

Разговоры о будущем

40

8

32

7

Игра «Компас профессий»

20

2

18

8

Игра «Профессиональное лото»

10

2

8

9

Игра «Курьер, прощай!»

5

1

4

10

Игра «Специалист будущего!»

7

2

5

1
2

3

4
III
1

2

3
4
5

Психология личности и выбор
профессии
Склонности и
профессиональная
направленность.
Профессионально важные
качества и
успешность профессионального
труда
Мотивы выбора профессии.
Многообразие мира
профессий.
Анализ профессий. Современный
рынок труда и его требования к
профессионалу.
Познавательная игра
«Путешествие в мир
профессий»
Игра «Счастливый случай»
Игровой тренинг «В поисках
будущей профессии»
Профориентационная игра
«Что? Где? Когда?»

8

Практическое
задание/игровой
тренинг
Практическое
задание/игровой
тренинг
Практическое
задание/игровой
тренинг
Практическое
задание/игровой
тренинг
Практическое
задание/игровой

тренинг
11

12

Итоговое занятие.
Профориентационная игра
«Турнир знатоков профессий»
Итого

3
216

3
64

Анализ результатов
работы, самооценка

152

1.4. Содержание учебного (тематического) плана
I.
Вводное занятие
Цели и задачи: Знакомство детей с программой «Мир будущих профессий», с
педагогом и друг другом, предоставление ознакомительных сведений о
содержании занятий; проведение техники безопасности; проведение входной
диагностики для профотбора и профориентации.
Термины и понятия: Образовательное учреждение, профессиональное
самоопределение; профессии будущего, техника безопасности.
Теория: Знакомить детей с программой «Мир будущих профессий», с
комплексной
техникой
безопасности,
пожарной
безопасности,
электробезопасности, правила поведения на занятиях и мероприятиях, правила
дорожного движения, безопасного маршрута по дороге в ОУ и домой, пребывания
в общественных местах и на массовых мероприятиях, правила безопасного
поведения на водоемах, интернет-безопасности.
9

Практика: Проведение игр на знакомство: «Снежный ком», «Здравствуй друг!» и
др. Проведение комплексной диагностики для профотбора и профориентации.
II. Что я знаю о своих возможностях?
Тема. Психология личности и выбор профессии.
Цель: Формирование теоретических представлений об особенностях личности и
как они влияют на выбор профессии.
Термины: Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента.
Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение.
Теория: Знакомство обучающихся с результатами мониторинга их
профессионального самоопределения. Понятие о личности. Самопознание
личности. Ценностные ориентации личности. Саморазвитие личности. Типы
темперамента. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт.
Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Память. Внимание.
Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития
способностей. Познакомить с влиянием личностных качеств на жизненное и
профессиональное самоопределение.
Практика: Продолжение знакомства обучающихся друг с другом, повышение
групповой сплоченности, изучение личностных особенностей и представлений о
будущей профессии участников посредством игровых технологий.

10

Тема. Склонности и профессиональная направленность.
Цель: Изучение участниками собственных склонностей.
Термины:
Склонность,
интерес,
мотив,
специальные
способности,
работоспособность.
Теория. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные
способности. Профпригодность. Понятие «неблагоприятные производственные
факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практика: Определение своего профессионального типа личности.
Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда,
«Социальный интеллект». Упражнение «Автопортрет». Профориентационная
игра «Кто есть кто?». Упражнение «Профессия – специальность».
Тема. Профессионально важные качества и успешность профессионального
труда.
Цель: Познакомить учащихся с профессионально важными качествами
различных типов профессий; способствовать развитию навыков самопознания и
рефлексии; создать условия для развития познавательного интереса к
выбираемой профессии; способствовать формированию представлений о
требованиях профессий различного типа к человеку и соотнесение их с
собственными личностными качествами, способностями и мотивами.
Термины: Профессиональные важные качества, самопознание, рефлексия,
личные качества, способности, мотив.
Теория: Познакомить подростков с понятием профессиональные важныекачества
(ПВК). К профессионально важным признакам относятся психологические
особенности сенсорной деятельности, внимание, память, эмоционально-волевая
сфера и особенности личности.
Практика: Упражнение «Дерево ПВК» (по Климову). Упражнение
«Могу, Хочу, Надо». Упражнение. «Грецкий орех».
Тема: Мотивы выбора профессии.
Цель: Формирование способности оценивать реальные мотивы выборабудущей
профессии.
Термины: Мотив, классификация мотивов, ценностные ориентации,
самоанализ

11

Теория: Пирамида А. Маслоу. Группа мотивов выбора профессии.
Формирование понятия «мотивы выбора профессии». Презентация «Три
слагаемых выбора профессии».
Практика: Упражнение «Я в будущем». Просмотр фильма «Кем мне стать»
(первая часть). Упражнение «Мои ресурсы». Самостоятельная работа по
карточке «Состязание мотивов». Задание1. Самостоятельная работа по карточке
«Состязание мотивов».
III. Многообразие мира профессий
Тема. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к
профессионалу.
Цель: Сформировать представление о современном рынке труда, новых
профессиях и требованиях, предъявляемых к современному специалисту; об
организациях, представляющих современный рынок труда; ознакомить с
рейтингом и спецификой наиболее востребованных профессий в рыночной
экономике.
Термины: Рынок труда, рейтинг, рыночная экономика, экономическая ситуация,
Теория: Презентация «Современный рынок труда», мини-лекция с
развивающими вопросами на тему «Рынок труда».
Практика: Игровое упражнение «Кто нужен для дела?», упражнение
«Мышеловки» (знакомство с некоторыми "мышеловками" на рынке труда, какони
работают.), самостоятельная работа по теме «Какие работники нужны
работодателю?».
Тема. Познавательная игра «Путешествие в мир профессий».Цель:
• Активизировать процесс профессионального самоопределения,
расширить представление о мире профессий.
• Информировать учащихся о формуле выбора профессии.
• Выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по
возможности подкорректировать это отношение.
Практика: Игра по станциям. Краткое описание: после предварительной
поисковой работы подростки готовят газеты об интересующей их профессии и
вывешивают их до игры. Для проведения игры необходимо подготовить пять
кабинетов или в просторном помещении организовать пять рабочих мест для
работы станций. На каждой станции необходимо повесить название станции.
Педагогические возможности: Игра

12

помогает в профессиональном самоопределении, учит правилам поведения в
игре, регулирует межличностные отношения и коллективное взаимодействие.
Тема. Игра «Счастливый случай»
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с разнообразием
профессий.
Практика: Командная игра по станциям. Краткое описание: в игре участвуют
две команды. Игра проводится с помощью кубика с разноцветными гранями.
Каждой теме соответствует свой цвет: Зелёный – тема «Самая, самая…..».
Красный – «Пословицы о труде». Коричневый – «Загадки о труде». Синий –
«Название профессии». Жёлтый – «Счастливый случай». Оранжевый
– «Знаешь ли ты, кем были по профессиям…..». Вопросы поочередно задаются
каждой команде. Если выпадает «Счастливый случай», команда получает не 1
, а 3 очка. Жюри отмечает количество очков: за каждый правильный ответ – одно
очко. В 1 гейме – «Кто больше?» - всем командам задается одинаковое
количество вопросов.
Тема. Игровой тренинг «В поисках будущей профессии»
Цель: Дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности
к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в
современном мире профессий.
Термины: Типы профессий (человек-человек, человек- техника, человекприрода, человек-художественный образ, человек-знаковая система), личные
профессиональные планы, способности, информированность, склонности,
оптимист, скептик.
Практика. Диспут на тему «Кем ты хочешь стать после школы?», работа в мини
группах «Типы профессий», интерактивная игра «Факторы, влияющие на выбор
профессии», игровая ситуация «Скептик и оптимист», диагностика
«Мой выбор».
Тема. Профориентационная игра «Что? Где? Когда?» Цели:
- Активизация процесса профессионального самоопределения.
- Расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
- Повышение информированности о формах профессиональной
подготовки и различных учебных заведениях.
Практика. Правила игры

13

1. Игра рассчитана на учащихся 7-11-х классов. Состав команды 4-6
человек.
2. Игра начинается с представления команд. Очередность представления
определяется жеребьевкой.
3. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на
6 вопросов соперников (Приложение).
4. Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать
болельщики. По решению жюри команде, болельщики которой дали
правильный ответ, могут начисляться дополнительные баллы.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Порядок проведения игры. Игра начинается со вступительного слова ведущего,
который приглашает на сцену команды-участницы, объясняет порядок и условия
проведения игры. Утверждается состав жюри. Ведущий приглашает капитанов
команд для жеребьевки, которая определяет очередность представления команд.
Далее в течение 5-7 минут капитаны представляют свои команды, знакомят
присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах, увлечениях и
профессиональных планах. После подведения итогов выполнения этого задания
ведущий объявляет переход к следующему этапу игры. Представители команд по
очереди (согласно жеребьевке) подходят к игровому полю, на котором
разложены конверты с вопросами и выбирают по одному вопросу командысоперницы. После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку
ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1-3
минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если
ответ не правильный, то предоставляется возможность дать ответ другой
команде. В случае, когда игроки не знают ответа на вопрос или дают неверный
ответ, ведущий обращается к болельщикам. Игра продолжается до тех пор, пока
не будут заданы все вопросы. В конце игры жюри подводит окончательныеитоги.
Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за
интересные или оригинальные собственные вопросы, за активность болельщиков
и т.д. Игра неизменно вызывает интерес ребят, так как дает возможность
проявить свои знания, способность к живой импровизации, умение принимать
решение и брать ответственность на себя.
Тема. Профориентационная игра «Вакансия».
Цель: развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Игра
может быть использована при изучении тем «Способности»,
«Темперамент», «Характер» и особенно «Требования профессии к человеку».

14

Игру можно использовать также при решении некоторых задач профоадаптации
на рабочем месте во время производственной практики.
Термины: профессиограмма, склонности, способности, характер, темперамент,
требования профессии к человеку.
Практика: Условия проведения игры: игра рассчитана на работу с классом
(учащиеся 8 – 11 классов). Время на одно проигрывание 30-40 минут. Для игры
необходимы доска и специально заготовленные инструкции.
Процедура проведения игры:
Подготовительный этап. Желательно использовать игру после знакомства
учащихся с темами «Профессиограмма», «Склонности»,
«Способности», «Характер», «Темперамент», «Требования профессии к
человеку». Если такой возможности нет, можно в ходе игры частично коснуться
данных тем, но тогда игра пройдет менее эффективно. Игра имеет 8 этапов.
Диагностические возможности игры: В игре можно выявить представления по
о требованиях каких-либо профессий к человеку, представлениях о путях
развития различных качеств. В инсценировках иногда удается ориентировочно
определить наличие у участников игры профессионально важных качеств для
данных профессий.
Атлас новых профессийТема.
Разговоры о будущем.
Цель: познакомить обучающихся с образом будущего каждой из отраслей
экономики.

15

Термины: отрасли экономики, профессии будущего, технологии рынка труда,
надпрофессиональные навыки.
Теория: описание того, каким будет мир будущего, какие новые знания
потребуются в будущем.
Практика: подростки будут выполнять задания, которые в игровой форме
позволят им погрузиться в профессии завтрашнего дня. Знакомство с отраслями
российской экономики через рефлексию и дискуссии. Понимание
профессиональных задач, которые будут стоять перед специалистами будущего.
Развитие навыков командной работы и знакомство с профессиями будущего.
Тема. Игра «Компас профессий»
Цель: развитие у обучающихся надпредметные навыки, необходимые для
получения одной из специальностей будущего.
Термины: надпредметные навыки, специальные возможности.
Практика: кооперативная настольная игра, в которой взрослые и подростки
совместно выращивают вымышленного персонажа от 13 лет до 40. Персонажу
нужно развить в себе надпредметные навыки, необходимые для получения одной
из специальностей будущего, описанные в Атласе новых профессий. В его
распоряжении будут удачные школьные возможности, взрослые решения и
родительская помощь. При это на его жизненном пути будут регулярно
случаться те или иные непростые события, способные поколебать его слагаемые
жизненного баланса.
ЭФФЕКТ:
Для родителя: возможность построить разговор на равных о будущем своего
ребенка, выявить основания для принятия решений.
Для подростка: осознать необходимость управления своим собственным
развитием сквозь школу и вуз и последующие рабочие места.
Для педагога: получить наглядный увлекательный инструмент знакомства со
специальностями Атласа новых профессий и ведущими образовательными
практиками, которые уже сейчас формируют необходимые для этого
надпредметные навыки.
Тема. Игра «Профессиональное лото»
Цель: развивать умение у обучающихся соотносить школьные предметы с
профессиями будущего
Практика. Игра основана на двух основных механиках – лото ивикторина.
Они позволяют обучающимся присвоить знания о необходимых

16

надпрофессиональных навыках, соотнести профессии будущего со школьными
предметами.
ЭФФЕКТ. Игра формирует у подростков понимание того, что в будущем
профессия строится не только на основе профессиональных знаний и
компетенций, а еще и на надпрофессиональных навыках. Игра знакомит детей с
надпрофессиональными навыками. Игра помогает увидеть взаимосвязь
профессий, школьных предметов и надпрофессиональных навыков. Игра
позволяет включить в работу весь коллектив подростков. Развивает внимание,
позволяет закрепить полученную информацию о надпрофессиональныхнавыках.
Тема. Игра «Курьер, прощай!»
Цель: формирование у подростков понимания того, как быстро меняется мир,
развитие навыков убеждения, ведения дискуссии в группе.
Практика. Игра предлагает участникам погрузиться в будущее, посмотреть
какие события могут повлиять на профессии, увидеть какие профессии исчезнут.
Как привычные нам профессии видоизменяются под действием прогресса и
новых открытий. Многие профессии стали исчезать. Их заменяют новые
технологии, искусственный интеллект, машины. Некоторые профессии меняются
настолько, что их названия стали совсем другими.
ЭФФЕКТ: игра в интерактивной и увлекательной форме позволяет познакомить
школьников с не простой темой "исчезающие профессии". Заставляет задуматься
о будущем выборе профессионального пути.
Игра позволяет увидеть взаимосвязь между появлением новых технологий и
исчезновением профессий.
Игра развивает навыки стратегического и системного мышления. Формирует
понимание как технологии влияют на исчезновение или трансформируют
рабочее место. Позволяет найти новые ниши на рынке труда.
Тема. Игра «Специалист будущего»
Цель: развитие навыка разработки образовательной и карьерной траектории,
навыка сторителлинга.
Практика. Командная игра. Участники игры управляют жизненной траекторией
вымышленного персонажа, которого ждут взлеты и падения,успех и неудачи.
ЭФФЕКТ. Навык самостоятельного конструирования жизненного пути
- один из ключевых навыков, позволяющих комфортно чувствовать себя в
будущем. Участники учатся работать в команде, синхронизировать свои желания
с желаниями других игроков.

17

Итоговое занятие. Профориентационная игра «Турнир знатоков профессий»
Цель: выявление уровня знаний о профессиях пяти сфер деятельности;
формирование положительного эмоционального фона; открытие перспектив
личностного роста.
Практика. Игра начинается со вступительного слова ведущего, который
приглашает на сцену команды-участницы, представляет жюри игры, объясняет
порядок и условия проведения игры. Члены жюри самостоятельно выбирают
председателя, который следит за соблюдением правил игры и точностью
подсчета результатов, принимают систему оценок. Ведущий приглашает
капитанов команд для жеребьевки, которая определяет очередность
представления команд.
Далее в течение 5—7 минут капитаны представляют свои команды, знакомят
присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах и увлечениях,
о профессиональных планах. После подведения итогов выполнения этого задания
и занесения результатов на табло ведущий объявляет переход к следующему
этапу игры.
Представители команд по очереди (согласно жеребьевке или по желанию)
подходят к игровому полю, на котором предварительно разложены в конвертах
все вопросы (приложение 1), и выбирают по одному вопросу командысоперницы (для поддержания игровой ситуации использовать рулетку или юлу)
После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку ответа
определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1—3 минуты.
Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ
неправильный (точность ответа определяет жюри), то предоставляется
возможность дать ответ другой команде. В случае, когда игроки не знают ответа
на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам. Игра
продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы.

18

19

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные
характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11
12

Окончание учебного года
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

36
36
6
216
16
20
4 сентября
1-8 января
6 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1-3 мая, 9 мая
31 мая
30 мая
3 раз в неделю по 2
академических часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
 Набор игр и уроков «Мир профессий будущего»
 Интерактивная доска SMART Board 480 77 с
проектором





Ноутбук Lenovo Ideapad S145-15AST
Настольная игра "Компас новых профессий"
Психологическая игра "Калейдоскоп профессий»
Психологическая игра “Профнавигатор. Цель”
Психологическая т-игра “Профнавигатор.Выбор”
- Листы ватмана и бумаги

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
20

К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия: включает в себя набор игр
и уроков «Мир профессий будущего», ряд презентаций, видеофильмов,
изображений на электронном носителе для демонстрации материала по
профориентации обучающихся.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
В ходе реализации программы «ПрофессиУМ» применяются такие
формы контроля, как беседа, опрос, тестирование.
Диагностический срез на входе и на выходе: Опросник для выявления
готовности обучающихся к выбору профессии В.Б. Успенского. Позволяет
определить готовность школьников к выбору будущей профессии по четырем
уровням (неготовность, низкая готовность, средняя готовность, высокая
готовность).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень литературы для педагога
1. Аблогина, С.М. Сценарий игры-телепередачи «Человек и
профессия» [Текст] / С.М. Аблогина // Классный руководитель.-2008.No7.-С. 24-55.
2. Агеева, И.Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для
учащихся 5-10 классов [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок.2007.-No 7.-С. 3-8.
3. Амоша, Л.И. Праздник профессий [Текст] / Л.И. Амоша // Досуг в
школе.-2006.-No11.-С. 10-14.
4. Анализ опыта работы по профориентации в условиях
общеобразовательного учреждения [Электронный ресурс]. —Режим
доступа : KazEdu.kz/referat/127961/2, свободный. —Загл. с экрана.
5. Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения
сельскими и городскими школьниками / Е.А, Бельницкая–2007. -№ 6.
6. Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения
учащихся всельской и городской местности / Е.А.Бельницкая–2007. -№
10.
7. Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления
развитием региональной системы образования / Е.Д.Горячева //
Адукацыя і выхаванне. -2005. –№ 12.
8. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теорияи практика: учебное пособие /
Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд;
21

Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1. Громова, Н. Человеку труда посвящается...: знакомство с профессиями
[Текст] / Н. Громова, Г. Кузьмина // Библиотека.-2017.-No 1.-С. 50-53.
2. Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий -М.: Издательский
центр «Академия», 2012
3. Емельянова, Л.П. Труд и жизнь не разделимы [Текст] / Л.П.
Емельянова // Досуг в школе.-2006.-No11.-С. 5-10.
4. Емельянова, Л.П. Угадай профессию [Текст] / Л.П. Емельянова //
Читаем. Учимся. Играем.-200 6.-No1.-С. 73-76
5. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. –
М., 1990. –167 с.
6. Лернер, П. С. Твоя профессиональная карьера [Текст] / П.С. Лернер. –
М., 2012. –159 с.

Приложение № 1

Для определения уровня
подобраны оценочные материалы.

профессионального

самоопределения

(http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf )
1. Опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б.
Успенскому)
2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.
Азбель, А.Г. Грецов)
3. Методика «Матрица выбора профессии» (разработана в Московском
областном центре профориентации молодежи)
4. Дифференциально-диагностический
опросник
(Е.А.
Климов;
модификация А.А. Азбель)
5. Опросник профессиональной готовности (ОПГ - 6) (Л.Н. Кабардова)
6. Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной
деятельности (Л.А. Йовайши)
7. Карта интересов (А.Е. Голомшток, модификация А.А. Азбель)
8. Методика изучения профессиональной направленности (определение
профессионально ориентированного типа личности) (Дж. Холланд,
модификация А.А. Азбель)
9. Методика «Профессиональные занятия» (Дж. Барретт, модификация
22

А.В. Фефилова)
10. Тест-опросник диагностики темперамента Г. Айзенка (EPI)
11.Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г. Грецов)
12.Методика «Семь качеств личности» (Р. Кеттелл, модификация А.Г.
Грецова)

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».