Волонтерский центр ДОБРО

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Волонтерский центр «ДОБРО»
Возраст обучающихся: 11-18 лет
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования
Штуркина Наталья Сергеевна

г. Екатеринбург, 2023 г.

1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Будущее страны зависит от того, какова нравственная основа молодого
поколения. Необходимо, чтобы граждане активно участвовали в различных
сферах жизнедеятельности, обеспечивая защиту государственных интересов и
поступательное развитие социума. Все это возможно только в том случае, если
основными социальными ценностями являются гражданственность и
патриотизм. Сегодня практически каждое цивилизованное государство
огромное внимание уделяет вопросам развития социальной активности
граждан

своей

экономической

страны,
культуры,

формированию

их

высокого

уровня

правовой,

политической,

гражданственности

и

сознательности. Дети – социально – активная часть общества, участвующая в
меру сил и возможностей в общественной жизни. От того, какие ценности
будут сформированы у детей сегодня, насколько они готовы к новому типу
социальных отношений, зависит путь развития нашего общества.
Актуальность программы. Традиции волонтерского движения в
России возрождаются. В последние годы заметно активизировалось
волонтерское школьное движение, и не только в таких крупных городах как
Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Школьникидобровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных
концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того,
волонтерское движение предполагает участие учащихся в различных
социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому
образу жизни, в экологических акциях и других.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских
объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и
актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от

того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений,
зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В
связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация
деятельности по созданию условий для социального становления подростков,
развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял
общественно-значимую

деятельность.

Через

собственное

участие

в

реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в
новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства
общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой
деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со
сверстниками и взрослыми, признанию у старших самостоятельности,
самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в
общественно направленной деятельности, социально признаваемой и
одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести
уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка
общественно направленную мотивацию.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является
формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции,
основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни
страны

и

государственной

деятельности.

Целью

развития

системы

профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является
усиление

сопротивляемости

личности

негативным

влияниям

среды.

Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной
и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению
к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях
давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей,
а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать

свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему
давлению.
Отличительной

особенностью данной программы

является сотрудничество детей и взрослых, тесное взаимодействие участников
объединения и общественности, через совместное проведение мероприятий,
поддержку инициативности подростков и молодежи для решения социально
значимых проблем. Программа дополнительного образования «Добро»
предусматривает развитие инициативы и самостоятельности волонтеров,
включение их в разнообразную творческую деятельность.
В основе программы лежит установка на изменение отношения к
зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для
изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и
взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских
отношений.
Программа

дополнительного

образования

«Добро»

предполагает

включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует
формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной
активности, помогает обрести жизненный опыт. Занятия первого года
обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают
коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают
опыт участия в социальных акциях.
Особенности организации образовательного процесса. Основной
формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
В соответствии с требованиями нормативных документов количество
обучающихся в группе 15 человек. При реализации программы допускается
разновозрастная комплектация групп с обязательным учетом индивидуальных
интересов, склонностей и возможностей обучающихся.

Программа

«Добро»

относится

к

социально-гуманитарной

направленности. По виду - общеразвивающая, по цели – познавательная.
Основу

программы

составляют

комбинированные,

практические

и

теоретические часы.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: тренинги,
беседа, участие в акциях, праздниках, изготовление подарков и др. Задания
направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также
их практической реализации.
Помимо традиционных учебных занятий в программе используются
иные организационные формы: социальные акции и массовые мероприятия, в
период подготовки и организации которых допускаются занятия нескольких
групп одновременно.
Методы обучения. На занятиях рационально сочетаются различные
методы и приемы преподавания:
⎯ наглядный (схемы, социальные видеоролики, таблицы);
⎯ словесный (рассказ, беседа, диалог, объяснение, проблемные
ситуации);
⎯ практические (написание эссе, составление информационных
буклетов, листовок, социальных плакатов, написание игровых
программ,

сценариев

проектов,

подготовка

мероприятий,
и

написание

проведение

социальных

социально-значимых

мероприятий, использование игровых моментов при проведении
мероприятий: деловые, ролевые игры, игры на развитие внимания,
памяти и др.)
Срок реализации программы. Срок реализации программы 1 год
обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения: 108 часов.

Режим занятий: 3 часа в неделю (два раза в неделю по 1,5 часа) 40
академических час, 10 мин перерена.
Форма обучения– очная. Уровень сложности – стартовый, базовый.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11-18 лет
(средний, старший школьный возраст). Программа строится на основе знаний
возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей учащихся
11-18 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Детство - время активного социального "развертывания" растущего
человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период
пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся
контактах. В период стремительной глобализации и информатизации
жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни,
сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на
знании и собственном приобретённом опыте. Подростковый возраст – это
период важнейших событий в жизни человека, период социальных и
профессиональных ориентиров, формирование мировоззрения и начало
трудовой деятельности. В подростковом возрасте складываются способности
к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в
том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
Процесс

воспитания

активности

должен

строиться

на основе

сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В
настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных
учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях
сложного периода, нестабильности и социальных конфликтов во многих
сферах

нашей

жизни

особенно

остро

ощущается

необходимость

восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и

милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны описываться с
детства.
Цели и задачи программы
Цель программы –социальное становление личности через включение
учащихся в социально-значимую деятельность, формирование их лидерской
позиции, развитие инициативы и общественной активности, приобретение
жизненного опыта.
Задачи:
Обучающие:
⎯ обучение добровольцев основным блокам информации, необходимой
для участия в волонтерской деятельности; основным методам
организации социально-значимой деятельности и технологиям,
используемым в общественной работе;
⎯ обучить методам и приёмам волонтерской(добровольческой)
деятельности и условиями применения методов волонтерской
деятельности в добровольческих акциях;
⎯ сформировать представления о различных формах, методах,
технологиях работы добровольца (волонтёра)
⎯ в области проведения социально-значимых мероприятий и
общественно-полезной деятельности;
⎯ обучение навыкам социального проектирования и конструирования
социальных акций;
⎯ сформировать систему практических знаний, умений и навыков в
области работы с людьми различных социальных категорий в условиях
социально-значимой деятельности;
⎯ обучение основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
⎯ создавать оптимальных условий для распространения волонтерского
движения и активизации участия школьников в социально-значимых
акциях, проектах;
⎯ обучать проектной деятельности в части создания и реализации
собственных проектов и поддержка добровольческих инициатив
учащихся;

⎯ формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации
и проведения добровольческих акций;
⎯ развивать организаторские умения и навыки, коммуникативные
способности, умение работать в команде;
⎯ развивать положительную мотивацию к участию в общественной
работе;
⎯ формировать представления об истории волонтерского движения и
современных практиках волонтерской деятельности;
⎯ стимулировать познавательной и социальной активности учащихся;
⎯ формировать опыт взаимодействия с участниками социально-значимых
мероприятий, опыт участия в общественно-полезной деятельности, с
людьми различных социальных категорий.
Воспитывающие:
⎯ формировать потребность и способность к улучшению окружающей
жизни;
⎯ воспитывать толерантные качества личности, милосердия, доброты,
отзывчивости; милосердие;
⎯ воспитывать активной гражданской позиции;
⎯ формировать потребности в добровольческой деятельности;
⎯ содействовать развитию системы совместной деятельности детей и
взрослых.
Планируемые результаты:
Основной результат работы по программе – это создание эффективной
работающей команды.
По окончании обучения по данной программе обучающийся достигнет
результатов в личностной, метапредметной и предметной областях.
Предметные результаты
По завершению процесса обучения по программе у обучающихся будут
сформированы:
⎯ представления о различных формах, методах, технологиях работы
добровольца (волонтёра) в области проведения социально-значимых
мероприятий и общественно-полезной деятельности;
⎯ знания о интерактивных методах обучения, современных социальных
технологиях;

методиках

проведения

досуговых

мероприятий

творческой и спортивной направленности; технологиях социальной
акции и технологиях проведения социальных дел; направлениях
деятельности

волонтеров;

социальном

проектировании

и

самоуправления;
⎯ знания методики социального проектирования и конструирования
социальных акций;
⎯ знания технологий проведения социальных акций и социальных дел;
⎯ знания

основ

работы

с

различными

видами

информации

(информационный буклет, листовка, флаер, новостная статья, деловое
письмо,

социальная

реклама,

социальный

плакат,

социальный

видеоролик);
⎯ знания средств и способов самореализации в обществе;
⎯ система практических знаний, умений и навыков в области работы с
людьми различных социальных категорий в условиях социальнозначимой деятельности;
⎯ психологические знания и умения, необходимые в добровольческой
(волонтёрской) деятельности;
⎯ навыки социального проектирования и конструирования социальных
акций.
Метапредметные результаты
По завершению процесса обучения по программе у обучающихся будут
развиты:
⎯ познавательная мотивация при организации и проведения социально
значимых мероприятий и общественно-полезной деятельности;
⎯ коммуникативные

способности,

инициативность

и

социальную

активность организаторские умения и навыки;
⎯ умение работать в команде; лидерские качества, повышение уровня
организаторских,

коммуникативных,

лидерских

способностей

навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;

и

⎯ сформированность активной

жизненной

позиции

и

стремления

заниматься волонтерской (добровольческой) работой.
Личностные результаты
По завершению процесса обучения по программе у обучающихся будут
сформированы:
⎯ умения обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою
точку зрения, выступать на публике;
⎯ умений представлять материал с помощью средств мультимедийных
презентаций;
⎯ готовность к самостоятельной организации и проведению акций,
мероприятий, КТД, конкурсов, игр; готовность к самореализации в
социуме;
⎯ социальная

компетентность

(рефлексивные

умения,

навыки

самоанализа и самооценки своей деятельности);
⎯ лидерские качества;
⎯ гражданская идентичность, активная гражданская позиция и социальная
ответственность, общественная активность;
⎯ толерантные качества личности, необходимые в работе с людьми
различных социальных категорий в условиях социально-значимой
деятельности;
⎯ потребность

в

добровольческой

(волонтёрской)

деятельности,

формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
⎯ духовно-нравственные качества и мировоззренческая позиция;
⎯ опыт взаимодействия с участниками социально-значимых мероприятий,
опыт участия в общественно-полезной деятельности, с людьми
различных социальных категорий.

Ожидаемые результаты по программе:
⎯ наличие

базы

данных

волонтерского

отряда,

занимающегося

непосредственно волонтерской деятельностью;
⎯ организация

и

проведение

мероприятий

по

обмену

опытом

волонтерских отрядов;
⎯ организация встреч с администрацией и педагогическими работниками
учреждения, с родителями и социальными партнерами;
⎯ результаты участия в конкурсах по добровольческой деятельности и
конкурсов социальных проектов.
Формы аттестации и оценочные материалы.
На

этапах

освоения

образовательной

программы

используются

индивидуальные и групповые формы организации учебных занятий.
Для достижения цели программы на занятиях используются технологии,
способствующие

творческому

саморазвитию

и

профессиональному

самоопределению обучающихся.
Выбор

методов

обучения

определяется

возрастными

особенностями

подростков, особенностями образовательной программы и тематикой
конкретного занятия.
В первую очередь используются типовое занятие, сочетающее в себе
объяснение и практические упражнения с использованием дискуссий,
обсуждения, мозгового штурма, познавательных и развивающих игр.
Используются практические упражнения под руководством педагога, для
закрепления приобретенных навыков (элементы ролевых игр, учебная игра,
этапы социального проектирования, а также задания по развитию творческого
потенциала - на развитие воображения, умению не стандартно думать).

В работе применяется самостоятельная работа учащихся (сбор информации о
добровольчестве, портфолио, поиск социальных объектов, требующих
помощи),

творческие

добровольческих

практикумы

акциях,

и

дела:

участие

и

проведение

подготовка

в

различных
учащимися

образовательных семинаров на местах, разработка проектов добровольческих
акций.
Формы контроля.
Для определения эффективности реализации программы предполагается
использование следующих форм отслеживания образовательных результатов:
⎯ анализ

результатов

организации

и

проведения

мероприятий,

тестирований, практических заданий;
⎯ отчёт;
⎯ портфолио обучающихся;
⎯ личная книжка волонтёра.
В качестве форм фиксации образовательных результатов:
⎯ материалы анкетирования, тестирования, анализ, справка;
⎯ фото и видеоотчеты по итогам социально-значимых мероприятий и
общественно-полезной деятельности;
⎯ «Карта наблюдения педагога за выполнением обучающимся учебного
занятия», карта «Анализ мероприятия», «Технологическая карта
подготовки мероприятия».
Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов:

Продуктивные формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
⎯ творческие

отчеты

(видео

ролики,

презентации)

об

участии,

организации и проведения социально-значимых мероприятий и

общественно-полезной деятельности волонтерского кружка в районе,
городе;
⎯ информационный буклет, листовка, флаер, новостная статья, деловое
письмо, социальный проект, социальная реклама, социальный плакат,
социальный видеоролик;
⎯ итоговое мероприятие - аттестация в виде тестирования и защиты в
документальной форме презентации портфолио с достижениями.
Итоговая аттестация проводится в документальной форме в виде защиты (в
форме презентации) портфолио с достижениями обучающихся объединения,
личной книжки волонтёра, награждения благодарственными письмами самых
активных членов волонтерского отряда и волонтеров в совместных
мероприятиях.
Средства контроля (оценочные материалы)
Критерии и способы определения результативности:
Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль
(сентябрь), промежуточный контроль (декабрь) и итоговая контроль
обучающихся.
Данные виды контроля позволят педагогу и обучающимся увидеть результаты
своей деятельности, что создаст хороший психологический климат в
коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции
молодого человека.
Методы отслеживания результативности:
⎯ педагогическое наблюдение;
⎯ опрос;
⎯ тестирование;
⎯ защита проектов;
⎯ организация и участие в мероприятиях, конкурсах.

Для отслеживания личностных и метапредметных результатов освоения
программы используются следующие методики:
⎯ диагностика личностных способностей Е. Жариков, Е. Крушельницкий;
⎯ диагностика уровня саморазвития, мотивации и профессионально
педагогической деятельности Л.Н. Бережнова;
⎯ диагностика уровня социальной компетентности А.М. Прихожан;
⎯ портфолио;

педагогическое

наблюдение,

анкетирование,

защита

социальных проектов и презентаций, организация и участие в
мероприятиях, конкурсах и акциях.
Предметные результаты освоения программы оцениваются с использованием
следующих методик:
⎯ предметные пробы;
⎯ тестовый опрос;
⎯ наблюдение;
⎯ опросники;
⎯ анализ результатов тренингов (рефлексия);
⎯ тестирование (справка, анализ).
Содержание программы
Учебно – тематический план 1 года обучения
№п/п Название

раздела, Количество часов

темы

Всего

Теория

Формы аттестации
Практика

(контроля)

по

разделам)

Вводное занятие

2

2

-

Форма входного
контроля

1

Раздел
команда

1.

Мы 10

2

8

Беседа, тест

2

Раздел 2.

16

4

12

Добровольческая

пробы, дневник

(волонтёрская)

наблюдения,

деятельность

практическое

в

задание

России
3

Предметные

Раздел

3. 8

4

4

Предметные

Основные

пробы.

Защита

направления

проекта, защита

добровольческой

рефератов

(волонтёрской)
деятельности
4

Раздел

4. 8

4

4

Предметные

Добровольческая

пробы, эссе на

(волонтёрская)

основе фильмов

работа

с

«Пацаны»

различными

и

«Бабуся»

группами
населения
5

Раздел 5

8

4

4

наблюдения,

Тренинговые
технологии

Дневник
рефлексия

в

работе
добровольца
(волонтёра)
6

Раздел 6.
Организация и
проведение
КТП/акций в
сфере культуры

16

2

14

Предметные
пробы,
практическое
задание
Составление

и

реализация
сценарного
плана

детского

праздника,
анализ
мероприятий
7

Раздел 7.Основы 20
социального
проектирования и
проведения
социальнозначимых дел

4

16

Предметные
пробы,
Разработка

и

реализация
сценарных
планов:
социальных
акций,
презентация
социальных
проектов

8

Раздел 8.
18
Информационные
технологии в
работе
добровольцев
(волонтёров)

6

12

Изготовление

и

распространение
информационной
продукции

о

добровольчестве
9

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

108

32

76

Аттестация

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с
программой. Инструктаж по технике безопасности.

1. Раздел. Мы – команда.
Тема 1.1. Введение в образовательную программу
Теория: Визитная карточка команды волонтерского кружка социальногуманитарной направленности, её особенности. Цель, задачи творческого
объединения. Российское движения детей и молодежи, история, цель, задачи,
содержание деятельности.
Форма контроля: входящая диагностика обучающихся, дневник наблюдения.
Тема 1.2. Тренинг на знакомство
Практика: Упражнения на знакомство.
Форма контроля: Рефлексия.
Тема 1.3. Командообразование.
Практика: Игры на доверие, снятие коммуникативных барьеров. Тренинг на
командообразование. Тренинг «Веревочный курс», направленный на
улучшение навыков командного взаимодействия, доверие, сплочение.
Форма контроля: дневник наблюдения, практические задания, рефлексия.
Тема 1.4. Лидерский курс
Практика: Тест А.Н. Лутошкин «Я – Лидер».
Игры и тренинги на выявление и развитие лидерских качеств.
Дискуссия «Хочу – могу быть лидером». Деловая игра «Лидерами не
рождаются».
КТД «Портрет лидера».
Форма контроля: тестирование, дневник наблюдения, рефлексия, решение
«кейсов» (проблемных задач).
Раздел 2. Добровольческая (волонтёрская) деятельность в России
Тема 2.1. Добровольчество, волонтёрство: понятие, история развития

Теория:

История

(волонтёрского)

становления
движения.

отечественного

Зарубежный

добровольческого

опыт

волонтерской

(добровольческой) деятельности. История современного добровольчества.
Перспективы участия в добровольческом (волонтёрском) движении. Понятие
и сущность явления добровольчества, волонтёрского движения: история
становления, современные тенденции. Происхождение понятия «волонтёр»,
«доброволец».
Виды, сферы и области добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Природа,

философия,

базовые

ценности.

Добровольчество

и

благотворительность. Примеры успешных людей, в жизни которых свою роль
сыграло

участие

в

добровольческом

(волонтёрском)

движении.

Добровольчество (волонтёрство) как институт формирования и развития
социальной активности молодежи. Детские и молодежные добровольческие
(волонтёрские)

организации.

Общие

принципы

добровольческой

(волонтёрской) деятельности. Добровольность. Социальная значимость.
Личная значимость. Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в
России. Кодекс добровольцев (волонтёров) в России.
Форма контроля: предметные пробы, тестирование.
Тема 2.2. Влияние добровольческой (волонтёрской) деятельности на
личностное развитие молодёжи
Теория: Влияние добровольческой (волонтёрской) деятельности на
молодёжь. Мотивация добровольческой (волонтёрской) деятельности. Роль
добровольчества (волонтёрства) в личном развитии добровольца (волонтёра).
Личностный рост.
взаимодействие.

Выражение

гражданской

позиции.

Социальное

Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания
и самореализация добровольца (волонтёра).
Форма контроля: предметные пробы.

Тема 2.3. Роль добровольца (волонтёра) в решении социальных
проблем общества
Теория: Объекты добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Направления

добровольческой

(волонтёрской)

деятельности:

психологопедагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое,
социально-правовое,

профилактическое,

лидерское,

патриотическое,

информационное.
Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь.
Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтёрские
лагеря.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «#ЯВолонтёр. История
неравнодушных».
Форма контроля: предметные пробы, эссе на основе фильма
«#ЯВолонтёр. Истории неравнодушных».
Тема 2.4. Технология формирования добровольческого (волонтёрского)
Объединения.
Теория:

Деятельность

(волонтёров).

Формы

общественного
осуществления

объединения

добровольцев

добровольческой

(волонтёрской)

деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения.
Цели

и

задачи

деятельности
(волонтёрского)
(волонтёрского)

деятельности.

объединения.
отряда.
отряда.

Ресурсы

и

Порядок

Положение
Символика.

о

организация

обеспечения

создания

добровольческого

работе

добровольческого

Традиции.

Законы

добровольца

(волонтёра). Личная книжка волонтёра.
Практика: Деловая игра «Бюрократ». Тренинг на выявление качеств и
способностей

каждого

участника

группы,

выработка

принципов

существования группы. Определение прав и обязанностей добровольцев
(волонтёров). Создание кодекса добровольцев (волонтёров) волонтёрского
отряда. Разработка системы признания и поощрения добровольческого
(волонтёрского)

труда.

Определение

структуры

добровольческого

(волонтёрского) формирования. Организационная культура добровольческого
(волонтёрского) формирования (создание девиза, эмблемы, традиций, и др.).
Определение содержания деятельности (направления, проектные линии,
проекты). Создание сайта или группы в социальных сетях.
Форма контроля: предметные пробы, дневник наблюдения, практические
задания.
Раздел 3. Основные направления добровольческой (волонтерской)
деятельности
Тема 3.1. Событийное волонтёрство.
Теория: Роль волонтера при подготовке и во время проведения мероприятия,
основы

организации

социально-значимых

и

культурно-массовых

мероприятий.
Практика: Составление проекта.
Форма контроля: подготовка и защита проекта.
Тема 3.2. Волонтёрство в условиях образовательной организации.
Теория: Формы и содержание добровольческой (волонтёрской) деятельности
в системе образования.
Практика: Составление конспекта мотивационного занятия по теме «Дети детям».
Форма контроля: предметные пробы, практическое задание

Тема 3.3. Патриотической волонтёрство – Волонтёры Победы
Теория: Патриотизм. Как стать патриотом. Организация и проведение
патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским
организациям,

поисковые

работы,

исторические

реконструкции.

Всероссийское общественное движение «Волонтёры победы». Направления
работы ВОД «Волонтёры Победы»: ««Великая победа»; «Связь поколений»;
«Моя победа»; «Наши победы»; «Медиапобеда»; «Моя история».
Практика: Подготовка презентации «Они живы, пока мы их помним…»
Форма контроля: Презентация «Они живы, пока мы их помним…»
Тема

3.4.

Волонтёрство

общественной

безопасности

и

поисковоспасательные отряды.
Теория:

Волонтёры

экстренного
Содействие

общественной

реагирования

в

безопасности.

профилактике

интернетбезопасности.

Помощь

чрезвычайных

Организация

и

службам
ситуаций.

проведение

просветительских мероприятий по безопасности жизнедеятельности среди
школьников и студентов. Роль волонтеров в условиях чрезвычайных
ситуаций, психологическая помощь людям, попавшим в ЧС. Поисковоспасательные отряды.
Практика: Подготовка и защита рефератов на тему «Поисково-спасательные
отряды России».
Форма контроля: защита рефератов на тему «Поисково-спасательные отряды
России».
Тема 3.5. Экологическое, спортивное и культурное волонтёрство.
Теория:

Добровольческая

(волонтёрская)

деятельность

экологической, спортивной и культурной направленности.

в

проектах

Практика: Подготовка и защита рефератов, освещающих известные проекты
экологической, спортивной и культурной направленности в г. Екатеринбурге,
России и мире.
Форма контроля: защита рефератов на тему: «Известные проекты
экологической, спортивной и культурной направленности в г. Екатеринбурге,
России и мире».
Раздел 4. Добровольческая (волонтёрская) работа с различными
группами населения.
Тема 4.1. Особенности работы с обучающимися.
Теория: Психологические особенности детей младшего, среднего и
старшего школьного возраста. Новообразования, проблемы обучающихся.
Особенности работы.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Пацаны».
Форма контроля: предметные пробы, эссе на основе фильма «Пацаны».
Тема 4.2. Особенности работы с различными группами клиентов в
учреждении социальной защиты населения.
Теория: Добровольческая (волонтёрская) работа с различными группами
населения (инвалиды, одинокие пожилые граждане, беженцы и вынужденные
переселенцы, лица без определенного места жительства, дети - сироты,
многодетные семьи и т.п.). Особенности организации и осуществления
добровольческой (волонтёрской) деятельности с различными группами
клиентов в учреждении социальной защиты населения. Психологические
особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический,
социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в
обществе.
Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся».

Форма контроля: предметные пробы, эссе на основе фильма «Бабуся».
Раздел 5. Тренинговые технологии в работе добровольца (волонтёра).
Тема 5.1. Тренинг коммуникативных навыков.
Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы
общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из
конфликта.
Практика: Ролевая игра «Необитаемый остров».
Форма контроля: предметные пробы, рефлексия.
Тема 5.2. Тренинг толерантности
Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия,
геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения.
Неформальные молодёжные объединения. Развитие навыков эмпатии,
понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Практика: Ролевая игра «Дом».
Форма контроля: дневник наблюдения, рефлексия.
Раздел 6. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
Тема 6.1. Игровые технологии в работе добровольца (волонтёра).
Теория: Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на
знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации)
Игры с эстрады. Игры - кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы
отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования
к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная
игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы.
Моделирование познавательной игры.
Форма контроля: предметные пробы, практическое задание.
Тема 6.2. Организация игровых переменок, детских праздников.

Практика: Организация игровых переменок, детских праздников.
Форма контроля: составление и реализация сценарного плана детского
праздника для обучающихся МАОУ-лицей №173.
Тема 6.3. Коллективные творческие дела.
Теория: Методика КТД И.П. Иванова. Этапы КТД. Условия проведения
КТД. Виды КТД.
Практика: Организация и проведение мероприятия, посвященного
проводам русской зимы «Гуляй, масленица» и т.д.
Форма

контроля:

предметные

пробы,

организация

и

проведение

мероприятий, анализ мероприятий, рефлексия по итогам мероприятий.
Раздел 7. Основы социального проектирования и проведения социально
значимых дел.
Тема 7.1. Основы проведения социально-значимых дел. Социальная
акция
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Социальная акция: понятие. Проведение благотворительных, экологических
социальных акций.
Практика: Разработка плана проведения социальной акции.
Форма контроля: предметные пробы, разработка и реализация сценарных
планов: социально-культурной акции.
Тема 7.2. Социальное проектирование
Теория: Социальный проект. Основы социального проектирования. Этапы
социального

проектирования.

Характеристика

основных

компонентов

социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы,

бюджет. Проектная деятельность волонтерского объединения, работа с
социально незащищенными слоями населения.
Практика: Разработка социальных проектов.
Форма контроля: предметные пробы, презентация социальных проектов и
отправка лучших для участия в конкурсах различного уровня.
Раздел 8. Информационные технологии в работе добровольца (волонтёра)
Тема 8.1. Информационный буклет. Листовка. Флаер. Социальный
плакат.
Теория: Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели,
задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и
дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Понятие листовки,
флаера. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема листовки,
флаера. Разница между флаером и листовкой. Понятие социального плаката.
Как придумать хороший слоган.
Практика:

Создание

информационного

буклета,

листовки,

флаера,

социального плаката.
Форма контроля: предметные пробы, изготовление и распространение
информационной

продукции

о

добровольчестве

в

образовательных

организациях города с целью популяризации добровольческой (волонтёрской)
деятельности.
Тема 8.2. Новостная статья.
Теория: Структура новостной статьи. Пресс-релиз.
Практика: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о
состоявшихся мероприятиях.

Форма контроля: Подготовка и размещение в социальных сетях «В контакте»
новостных статей о недавно состоявшихся мероприятиях.
Тема 8.3. Взаимодействие НКО с объектами внешней среды.
Теория: Объекты внешней среды некоммерческих организаций (НКО):
государственные организации, коммерческие организации, общественность.
Деловое письмо. Структура делового письма.
Практика: Написание делового письма.
Форма контроля: деловое письмо о сотрудничестве.
Тема 8.4. Понятие социальной рекламы. Социальный видеоролик.
Теория: Понятие социальной рекламы. Технология социальной рекламы.
Ошибки в социальной рекламе. Технология создания видеоролика. Обучение
работы в программе Movie Maker.
Практика:

Разработка

социальной

рекламы.

Работа

над

созданием

видеоролика.
Форма контроля: Демонстрация социального видеоролика.
Раздел 9. Итоговое занятие. Аттестация: Подведение итогов работы за год
обучения. Презентация достижений. Составление портфолио. Личная книжка
волонтёра.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
В основе программы лежит принцип учета возрастных и психологических
особенностей обучающихся, реализация которого происходит посредством
отбора содержания программы.

Для успешного освоения программы возможно использование ресурсов
сетевого взаимодействия: использование кадровых, материально-технических
ресурсов, волонтёрских центров, учреждений дополнительного образования,
общеобразовательных учреждений, НКО и др.
Методы обучения
На занятиях рационально сочетаются различные методы и приемы
преподавания:
⎯ наглядный (схемы, социальные видеоролики, таблицы);
⎯ словесный (рассказ, беседа, диалог, объяснение, проблемные ситуации);
⎯ практические (написание эссе, составление информационных буклетов,
листовок,

социальных

плакатов,

написание

игровых

программ,

сценариев мероприятий, написание социальных проектов, подготовка и
проведение социально-значимых мероприятий, использование игровых
моментов при проведении мероприятий: деловые, ролевые игры, игры
на развитие внимания, памяти и др.).
Формы организации образовательного процесса.
Ведущей формой организации образовательного процесса является групповое
комбинированное занятие, предполагающее значительную активность,
самостоятельную и коллективную деятельность обучающихся, их содержание
предполагает сочетание освоения теоретического материала и практическую
деятельность (уличная акция, информационная акция, «трудовой десант»).
Формы организации учебного занятия.
Формы организации учебного занятия: дискуссия, беседа, игра, тренинг,
практикум, лекция, анализ конкретных ситуаций, решение «кейсов».
Педагогические технологии.

Методологической основой программы является деятельностный подход,
реализуемый в образовательном процессе посредством использования
элементов педагогических технологий:
•

личностно-ориентированные

сотрудничества,

педагогические

гуманно-личностная

технологии

технология):

(педагогика

изучение

и

учёт

психологических особенностей, возможностей и интересов обучающихся,
создание ситуаций успеха;
• игровые технологии: ролевые игры с распределением должностных
обязанностей участников для формирования навыков сотрудничества,
развития инициативности; деловые игры для формирования навыков развития
в различных социальных ситуациях, моделирование деятельности в
конкретной социальной обстановке (деловая игра «Бюрократ», ролевая игра
«Необитаемый остров»);
• технологии группового обучения: разделение обучающихся на группы для
решения

конкретных,

позволяющее

одинаковых

создавать

или

условия

для

дифференцированных
развития

задач,

познавательной

самостоятельности обучающихся, их коммуникативных, организаторских и
творческих

способностей,

посредством

взаимодействия

в

процессе

выполнения групповых заданий и самостоятельной работы, организация и
проведение коллективно-творческих дел;
• технология проектной деятельности: способ достижения дидактической цели
через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться
реальным, практическим результатом (социальные проекты «Твой выбор»,
«Мы вместе», «Доступная среда», «Они живы…»);
• информационно - коммуникационная технология (применение ИКТ
способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного
развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве,

приобщенной

к

информационно

коммуникационным

возможностям

современных технологий и обладающей информационной культурой, а также
представить имеющийся опыт и выявить его результативность) (разработка
информационного

буклета,

листовки,

флаера,

социального

плаката,

социального видеоролика).
Алгоритм учебного занятия
Структура занятий включает ряд этапов, характеризующихся конкретными
задачами, включающий ряд видов деятельности.
I этап «Организационно-мотивационный».
Задача: формирование у обучающихся положительной мотивации для занятия,
концентрация внимания на предполагаемой деятельности. Содержание этапа:
организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность, активизация внимания.
II этап «Актуализация имеющихся знаний, целеполагание».
Задача: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, выполнение проблемного задания или
обозначение
проблемной
ситуации,
формулирование
(совместное
обучающихся и педагога) цели учебного занятия.
В процессе работы над проблемной ситуацией педагог формирует
представление об уровне осведомленности обучающихся в обсуждаемом
вопросе, корректирует запланированный ход и содержание занятия.
III этап «Основной».
Содержание основного этапа может включать различные виды деятельности.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления связей и отношений в объекте
изучения.

Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы,
которые активизируют познавательную деятельность, совместную работу по
поиску новых знаний.
Задача педагога в данном случае должна быть сосредоточена на создании
условий для организации совместной продуктивной деятельности,
обеспечения доступа к источнику новых знаний, формированию умений
поиска, выделения, анализа необходимой информации.
Продуктивно организовать эвристическую беседу, экспериментальноопытную деятельность. Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. В
содержание включают экспериментальную и опытную деятельность, задания
для самостоятельного выполнения, игровые ситуации.
В этой части занятия рекомендуется использовать упражнения, отработку
практических навыков.
Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы
являются диалог, практические задания, выполнение проектов.
IV этап «Контрольный».
Задача: выявление уровня овладения знаниями, их коррекция.
Для решения данной задачи целесообразно использовать практические
тестовые задания, различные виды контрольные упражнений, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
V этап «Итоговый».
Задача: анализ, оценивание успешности достижения цели, определение
перспективы последующей работы.
Содержание этапа включает краткое резюме проделанной на занятии работы,
актуализацию освоенных способов действий, планирование перспектив
дальнейшего развития.
VI этап «Рефлективный».
Задача: создание условий для осмысления собственной деятельности
мобилизация само и взаимооценивания.

При организации этапа занятия важным является не только анализ
обучающимися достигнутого ими на занятии, но и осознание, осмысление
отношения к проделанной работе, присвоение ее ценностного содержания.
В процессе работы педагог может оценивать работоспособность,
психологическое состояние, результативность работы, содержание и
полезность учебной работы.
Формы подведения итогов.
Подведение итогов проводится в виде социально-значимых акций.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает следующее материально-техническое
оснащение образовательного процесса:
⎯ учебный кабинет (площадь в соответствии с СанПиН), столы и стулья
по количеству обучающихся;
⎯ актовый зал;
⎯ проектор;
⎯ демонстрационный экран;
⎯ ноутбук с возможностью выхода в интернет.
Дидактические материалы
Программа предполагает использование дидактических материалов:
⎯ кодекс и памятка волонтера.
⎯ социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым
людям, людям с ограниченными возможностями здоровья;
⎯ фильмы «Бабуся», «Пацаны»;
⎯ презентации по темам;
⎯ личная книжка волонтера.
Информационное обеспечение:
http://pandia.ru/text/79/005/23191.php
http://s107s.ru/doc/Programmi/1_klass/2016/programma_2016-17_ja_volonter.doc
https://урок.рф/library/kruzhok__volonterskoe_dvizhenie_200751.html
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/11/27/programmavolonterskogo-dvizheniya

https://infourok.ru/programma-volonterskogo-dvizheniya-vita-483412.html
Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0481
Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
Список литературы
Нормативно-правовая литература
1.Всеобщая декларация прав человека (Генеральная Ассамблея ООН 10
декабря 1948 г.).
2.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
04.07.2020 г.).
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. (серия «Стандарты нового поколения». Данилюк
Александр Яковлевич и др. - Москва.: «Просвещение», 2009)
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная
распоряжением правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ
от 18.11.2015..
Министерство образования и науки РФ.
8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273ФЗ) с изменениями.
Литература для педагога:
1. Берис Р “ Развитие Я - концепция и воспитание” М.2009 г.

2.Альтушер В.Б Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и
родителей/В.Б Альтушер А.В. Надеждин. - М.: Просвещение, 2000 - 46сю
3. Хомутовская, В. Радость добрых дел/ В Хомутовская // Студенчество:
Диалоги о воспитании - 2015. №: (84) - 24 –25.
4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М. Н. Конышева
- 2000г.
5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
6. Скорникова , ЕП. Волонтерство — это образ жизни/ Е.П. Скорникова, Д.В
Воронков, О Подмосковна // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2009 - №2
(44) - с 8 – 10.
7. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
9.Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие/ Г.Л.
Лях. -К: КУ им. Бориса гринченко,2010.
10.КозловаН.П. Развитие волонтерского движения в России //Экономические
системы. - 2017. - Т.10, № 1 (36) - С. 46 - 48
Литература для учащихся:
1.Гордиенко: Правило дорожного движения для детей Издательство: Феникс Премьер, 2013г
2.Аниконова Т.Г. Народные игры:учебное пособие /Т.Г Аниконова ,Белгород: ИПЦ ”Политерра”, 2004 - 76с.
3. «100 поделок из бумаги» А.Ю. Долбишева. 2004
4.Ворочева, И Волонтеры спешат на помощь / И. Ворочева // Библиотека. 2008 № 7
5.Гайдар А.П., Тимур и его команда. Рассказы, Ростов - на - Дону; И.Д. “ Проф
- Пресс”, 2017 - 128с
6.Островок безопасности. / Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич, Минск, 2010.
7.Школа без наркотиков. / Под ред.Л.М. Шипициной, Е.И. Казановой, СПб,
2001г

8.Майорова Н.П.Обучение жизненноважным навыкам. СПб., 2006.

Интернет-ресурсы:
http://www.scienceforum.ru/2016/1892/24691
Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / сост. И. А.
Потапова, Г. Р. Джумагалиева. – Астрахань , 2012, с.12.
http://pandia.ru/text/79/071/5100.php
http://открытыйурок.рф/статьи/553465/
Всеобщая
2.html.

Декларация

Добровольчества.

www.udc-v.narod.ru/dokymentu-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».