Фольклорная студия Коробейники

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
г. ЕКАТЕРИНБУРГА ИМ. Е.Е. ДЕРЯГИНОЙ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Фольклорная студия «Коробейники»
Возраст обучающихся 6-12 лет.
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования
Мордвина Наталья
Дмитриевна

г. Екатеринбург, 2023 г.

I.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Коробейники»

разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12.

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность – художественная.
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших
предков, которая осознается современным обществом как значительный
фактор духовности, преемственности поколений и приобщение детей к
национальным жизненным истокам.
Образовательная программа «Коробейники-5» ориентирована на
воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование
бережного отношения и любви к ней. Программа направлена на изучение и
освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной
музыки (обучение детей игре на ложках, свирели, бубнах, трещотках и др.),
народно-поэтического творчества, игры и костюма. В программные занятия
обучающихся входит познание содержания традиций, основ и особенностей
народной музыки, путем собственной активности, творческой деятельности
каждого

ученика,

повышение

уровня

художественного

воспитания.

Программа «Коробейники-» опирается на духовно-нравственные нормы
народной традиции.

Дает возможность обучить детей народной манере

пения, как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. Программа
основывается на закономерности, лежащей в основе народного календаря,
праздников и

обрядов, которые в своем единстве формируют ее

содержательную и методическую части. Учебный репертуар, включающий
игры, хороводы, песни и различные формы народного музицирования,
направлен на практическое приобщение детей через музыкально-творческой
деятельность к русской культуре.
Актуальность
Актуальность данной программы заключается в возрастающей роли
народной культуры в воспитании ребенка школьного возраста. Необходимо
на лучших образцах русской культуры вызвать эмоциональный отклик детей
на

обряды и традиции наших предков.

мышление

детей,

эмоции,

Все это развивает образное

музыкальность,

чувства

ритма,

чувство

прекрасного. Воспитывает любовь к родному краю, уважение к семье, учит
ценить труд, природу.

Народной песне принадлежит главное место в

русском фольклоре. С помощью песен можно и нужно приобщать детей к
истории и культуре своего народа. Востребованность данной программы
продиктована острой необходимостью воспитания творческой, нравственно
здоровой личности, и развития ее духовности.
Особенностью программы «Коробейники-5» является ее интеграция,
позволяющая объединить различные элементы образовательного процесса
«проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка. Кроме того,
фольклорные
(частушки,

занятия
прибаутки,

естественно
песни,

переплетаются

поговорки,

с развитием

потешки,

речи

скороговорки),

ознакомлением с окружающим миром (календарные народные праздники),
физическим развитием (укрепление мышц, формирование культуры тела,
красивой осанки, свободы и естественности движения), изобразительной
деятельностью (изучение орнаментальной особенности костюмов различных

регионов России, разработка с детьми костюмных эскизов), историей
(развитие

русской

культуры).

Огромное

внимание

уделяется

арттерапевтическим возможностям русского фольклора, оздоровлению
физического и нравственного состояния детей и подростков.
Данная программа является составительской. Разработана на основе
ДООП Соколовой Н.А. «Народный (фольклорный) ансамбль», Гаревой Л.А.
«Фольклорный ансамбль»
Цель программы – развитие музыкальных способностей детей,
передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного
в русском народном музыкальном творчестве.
Задачи программы:
o Обучающие:
o Постепенное и последовательное обучение (от простого к сложному);
o Обеспечение

знаниями

о

традиционном

русском

музыкально-

поэтическом творчестве, доступными для освоения детьми школьного
возраста;
o Формирование навыков правильной певческой установки, дыхания,
народного звукоизвлечения, пения в унисон и многоголосия;
o Формирование умений выступать перед аудиторией и участия в
концертной и конкурсной деятельности;
o Формирование навыков ансамблевого и сольного народного пения;
Приобщение к золотому фонду народной музыки;
o Знакомство с традиционным народным календарем, важнейшими
обрядами, обычаями и приметами;
o Знакомство с народными шумовыми и музыкальными инструментами
(ложки, бубен, свирель, свистульки и др.);
o Обучение основным элементам народного танца.
Воспитывающие:
o Формирование бережного отношения детей к культурным традициям
русского народа;

o Воспитание уважения к другим народам и культурам;
o Формирование эстетического вкуса и культуры поведения;
o Формирование любви к народному пению;
o Формирование нравственности;
o Воспитание навыков самооценивания и самоконтроля.
Развивающие:
o Освоение доступного фольклорного материала;
o Укрепление голосового аппарата;
o Развитие навыка вокально-ансамблевого пения;
o Развитие диапазона голоса от примарной зоны;
o Развитие музыкальных и творческих способностей;
o Формирование

основ

музыкального

и

художественно-образного

мышления;
o Развитие эмоционального отклика на исполняемые произведения;
o Смена форм деятельности на учебном занятии (пение, движение, игра,
декламация, игра на инструментах);
o Профориентация наиболее одаренных обучающихся
Адресат программы
Программа рассчитана школьников 6-12 лет и реализуется в течение
одного года обучения. В группу зачисляются все желающие.
Программа

построена

с

учетом

возрастных

психофизических

особенностей. Данный возраст характеризуется проявлением активности,
инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом,
и музыкальных, в частности, дополнениями известных образов деталями на
основе новых впечатлений. Младшие школьники активно интересуются
бытом и

обрядами

народного

музыкального

творчества,

проявляют

любознательность.
Музыкально-творческое

развитие в этом возрасте характеризуется

более высокой степенью овладения различными видами

музыкально-

художественной

деятельности и проявлением творческих способностей.

Формируется восприятие ритма в песне и танце, развивается представление
и воображение ребенка.
В этом возрасте дети

часто принимают на себя различные роли,

поэтому занятия проводятся в форме игры или мини-действия (посиделки,
проходочки, хороводы и т.д.)
Число детей одновременно находящихся в группе от 12 до 20 человек.
Режим занятий
Занятия проходят

три раза в неделю: два раза в неделю по два

академических часа и один раз в неделю по одному академическому часу.
Продолжительность одного занятия – 40 минут (один академический час),
перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю – 5
часов.
Объем программы
1Учебный (тематический) план рассчитан на 180 часов и должен быть
освоен в течение 1 года, при условии занятий: 2 раза в неделю по 2
академических часа и один раз – 1 час в неделю, итого - 5 часов в неделю
2 Учебный (тематический) план рассчитан на 144 часов и должен быть
освоен в течение 1 года, при условии занятий: 2 раза в неделю по 2
академических часа.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Основной формой обучения
являются учебные занятия. Процесс обучения строится с использованием
разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и сохранить живой
интерес у детей. Вся работа фольклорной студии направлена на зрителя,
поэтому любая подготовка программы завершается концертом, или участием
в фестивалях, конкурсах.
Уровень сложности программы

Уровень

программы

«стартовый»,

«базовый».

Программа

ориентирована на детей любого уровня начальной подготовленности,
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Формы обучения –

индивидуально-групповая, групповая.

Виды занятий –беседа, практическое занятие, концерт, посиделки,
хороводы, экскурсии,

походы в театры и концертные залы, открытое

занятие.
1.2.
№

1.

1 Учебный тематический план

Наименование темы

Общее
кол-во
часов

Из них
теория

Организационное занятие Вводное

Формы
аттестации/
практик контроля
а
устный опрос

занятие. Инструктаж по технике
безопасности и противопожарной

2

2

-

15

4

11

групповая
оценка работ

8

52

наблюдение

17

Игры импровизации
творческие
задания на
выполнение
домашнего
задания

охраны. Меры безопасности.
3.

4.

Пение учебно тренировочного
материала
Пение русских народных песен

60
5.
6.

Русские народные игрыимпровизации.
Слушание музыки.

23

6

13

4

9

7.

Арттерапия.

13

4

9

8.

Игра на народных инструментах.

16

4

12

анализ работы

8

18

самооценка
знаний и
умений

9.
26

Хореографическое
оформление
10.

Дневник
впечатлений

Концертная деятельность
Итого

12
180

40

12
140

2.

1.3 Содержание учебного (тематического) плана.
Организационное занятие - 2ч.
Теория 2 ч. Инструктаж по технике безопасности и
противопожарной охраны. Меры безопасности на сцене.
Правилами поведения на сцене, в местах проведения массовых
праздников. В повседневной работе студии:
-меры эвакуации и помощи пострадавшим -правила пользования
электрооборудования -правила пользования музыкальными
инструментами -правила поведения во время рабочих занятий и на
концертах -правила поведения при выезде на концертные мероприятия
Пение учебно - тренировочного материала – 15 ч.
Теория 4 ч. Показ и подготовка голосового аппарата. Все занятия
студии

начинаются

учебно-тренировочными

подготовками

(распеваниями). Все необходимые вокальные навыки вырабатываются,
в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в
начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива,
сосредоточению

внимания

певцов,

подготавливает,

«разогревает»

голосовой аппарат. Изучение музыкально - психологических настроев

(формулы позитивного настроения, формулы обшего оздоровления
организма, формулы успешной социализации) по Петрушину.
Практика

11

ч.

Тренинг

голосового

аппарата.

Музыкальные

упражнения, способствующие целостному восприятию музыкальных
произведений, народной манеры исполнения. Дальнейшее изучение
выразительных

возможностей

выразительности

(характер

каждого
мелодии,

из
темп,

средств

музыкальной

регистры,

штрихи,

динамика, подголоски, «выводки»).
Музыкальные упражнения, способствующие восприятию различных
видов интонации, выравнивание интонации. Разучивание песен с
голоса, постепенный подход к многоголосию, развитие чувства высоты
звука индивидуальные занятия вокалом (3-4 чел.) работа с небольшими
ансамблями (7-8 чел.)
Пение русских народных песен – 60 ч.
Теория 8 ч. Смысл, сюжет, содержание песни. Рассказ о предыстории:
родина песни, кто пел, когда пел. Объяснениие значений непонятных
слов. Понятие о дыхании. Показ и объяснение приемов исполнения.
Выразительность, выражение «души» в пении. Работа над репертуаром.
Практика 52 ч.
Пение произведений без сопровождения.
Хороводные песни
Сопровождение песни ритмическим аккомпанементом (отхлопывание в
ладоши, использование ударных инструментов).
Пение импровизаций
Сочинение подголосков
Распев одноголосной мелодии, сочинение ее двухголосных вариантов.
Соблюдение возрастной дифференциации звуковысотных диапазонов и
регистров детских голосов.
Укрепление навыков правильного дыхания, «цепное» дыхание.
Практическая работа над репертуаром

-

Развитие навыков и умений, полученные на занятиях

-

Проявление артистических и музыкальных способности детей

-

Индивидуальность

-

Инверсивность мышления

Способность работать в ансамбле
Репертуар:
Русские народные песни:
-

1. Пчелочка.
2. Уральские частушки.
3. Субботея.
4. Как у наших у ворот.
5. Раз, два.
6. Не ухаживаю я.
7. Во кузнице.
8. Елочки - сосёночки.
9. Как по ельничку.
10. Во горнице.
11. Калинка-малинка.
12. Во саду ли, в огороде.
13. Я на горку шла.
14. Проводы.
15. Во горнице во новой
16. Ах вы сени
17. Сударушка.
18. А я по лугу.
19. Во деревне то было, в Ольховке.
20. Ой, утушка моя луговая.
21. Посеяли девки лен.
22. Тетера
23. Прялица.

Русские народные игры –
импровизации – 23 ч.
Теория 6 ч. Игра – маленькая модель
жизни, относиться к игре нужно очень
серьезно.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные;
особенно интересны для детей.
Элементы игры внесены,практически, в любую песню.
Развитие детского творчества, фантазии, артистизма,
умения создать пластический и драматический образ.

Практика 17 ч.
Игра как постановка спектакля, попытка войти в любую роль.
Включение эмоций, переживаний, провоцирующих художественное
воображение и интерес к предстоящей деятельности.
Игры:
­ Гори, гори ясно.
­ Чижик.
­
­
­
­
­
­
­
­

Салки
Прятки
Гуси
Горелки
У медведя во бору
Красочки
Жмурки
Аленушка и Иванушка

Слушание музыки – 13 ч.
Теория 4 ч.Прослушивание и видеопоказ:
-народных

песен

в

исполнении

народных

мастеров,

профессиональных певцов и детских фольклорных и академических
коллективов;
-фрагментов из произведений русских композиторов, которые
обращались к русскому народному творчеству как к вдохновляющему
материалу;
-обращение

к

творчеству

уральских

народных

коллективов,

Уральского народного хора, детских фольклорных коллективов
Практика 9 ч. Обсуждение, создание

творческих работ( ессее,

сочинение, рисунок) после прослушивания и просмотра
народных

песен

в

исполнении

народных

мастеров,

профессиональных певцов и детских фольклорных и академических
коллективов;
-фрагментов из произведений русских композиторов, которые
обращались к русскому народному творчеству как к вдохновляющему
материалу;
-обращение

к

творчеству

уральских

народных

коллективов,

Уральского народного хора, детских фольклорных коллективов
Арттерапия – 13 ч. (кинезиотерапия, имаготерапия, сказкотерапия)
Теория 4 ч.
Обсуждение и настрой на новые танцевальные или театральные
импровизации

разных народов мира. Выбор предложенных детьми

тем.
Практика 9 ч.
Танцевальные переменки (импровизации движений танцев народов
мира), способствуют снятию стресса, уравновешиванию психического
состояния
Народный театр как синтез лицедейства, хореографии, музыки
Детской импровизации в разыгрывании театрализованного
представления дается как можно больше свободы.
Театр реализовывает и развивает огромные, далеко невостребованные
обычной

повседневной

жизнью,

творческие

и

эмоциональные

возможности ребят.
Игра на народных музыкальных инструментах-16 ч.
Теория 4 ч. Изучение

приемов исполнения на шумовых и ударных

инструментах, свистульках, треугольнике. Изучение
рисунка партии. Осмысление

ритмического

значение магии звука в обрядах и

обычаях, народных праздниках
Практика

12

ч.

Исполнение

заданных

и

импровизационных

музыкальных партий в фольклорных композициях, освоение

новых

сложных ритмов, различные варианты игры на двух или трех ложках
Хореографическое оформление русских народных песен – 26 ч.
Теория 8 ч.
Разбор и объяснение рисунка хореографической композиции, подбор
движений, органично вплетающихся в смысл и ритм песен, хороводов.
Разучивание хороводов.
Практика 18 ч. Создание фольклорной композиции, выполнение

хореографических, пластических зарисовок. Разучивание хороводов
Концертная деятельность – 12 ч.
Практика 12 ч. Концертная деятельность - показатель и стимул всей
работы фольклорной студии.
Каждое выступление воспитывает у ребенка не только чувство
ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело:
сохраняет песню, несет радость людям.
Репертуар накапливается и постоянно обновляется, кроме того, есть
возможность новых интерпритаций и импровизаций фольклорных
композиций.
Роли студийцев взаимозаменяемы, т. е. каждый может попробовать
себя в той или иной роли, что создает момент новизны и интереса даже
к знакомому репертуару.
Запись

выступлений

и

обсуждение,

возможность

поделиться

мнением о собственной работе и о работе коллектива в целом.
1.4 Планируемые результаты.
Предметными результатами освоения содержания
программы «Фольклорная студия «Коробейники»» являются
в сфере:
Познавательной:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта
общения с народными музыкальными произведениями
различных жанров, познанию приёмов развития
музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к особенностям музыкальной
культуры своего края, региона;
- расширение представлений об интеграции народной
музыки с другими видами искусства;

-усвоение терминов и понятий музыкального языка и
художественного языка фольклорного творчества;
- применение полученных знаний в процессе
самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Ценностно-мотивационной:
-самостоятельный выбор целей и способов решения
жизненных задач в процессе восприятия и исполнения
музыки различных эпох, стилей, жанров;
- планирование собственных действий в процессе
восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при
выявлении взаимодействия народного музыкального
творчества с другими видами искусства, участия в
художественной деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки
действий партнёра в коллективной и групповой
музыкальной, творческо-художественной деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к
мобилизации сил в процессе работы над исполнением
фольклорных композиций.
- развитие критического отношения к собственным
действиям, действиям одноклассников в процессе познания
народного музыкального искусства;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о
музыкальном искусстве в различных источниках;
приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Коммуникативной:
- формирование способности вступать в контакт,
высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку
зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных
явлений музыкальной культуры;

- формирование адекватного поведения в различных
учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и
музицирования, участия в творческой деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во
время поиска и сбора информации в процессе восприятия и
исполнения ;
- знакомство с различными социальными ролями, которые
задает фольклорная композиция;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных
действий в процессе восприятия, исполнения музыки,
театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационной:
-владение навыками работы с различными источниками
информации
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в
них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать
музыкальную и другую художественную информацию,
распространяемую по каналам средств массовой
информации;
- осуществление интерактивного диалога в едином
информационном пространстве музыкальной культуры.
Трудовой:
-понимание значения трудовой деятельности для развития
личности и общества;
Эстетической:
-понимание роли народного искусства в становлении
личности и в жизни общества
-понимание специфики познания мира средствами искусства
в соотнесении с другими способами познания;
Метапредметными результатами программы являются:

­ способы деятельности, применимые при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях:
­ сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативны
х связей фольклора с разными видами искусств;
­ работа с разными источниками информации; стремление
к самостоятельному общению с искусством и художествен
ному самообразованию;
­ умение участвовать в музыкально-эстетической жизни
класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать,
общаться,
­ взаимодействовать со сверстниками при решении
различных задач.
Личностными результатами, формируемыми при изучении
фольклора, являются:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей народного
музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее
значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций фольклора (познавательной,
коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной,
зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей народной музыкальной культуры
России, своего региона, разных культур и народов мира,
понимание представителей другой национальности, другой
культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания образов (лирических,
эпических, драматических) на основе поиска их жизненного
содержания, широких ассоциативных связей народной музыки с
другими видами искусства;

2.1.
№

1.

2 Учебный тематический план

Наименование темы

Общее
кол-во
часов

теория

2

2

Организационное занятие Вводное

Из них

Формы
аттестации/
практик контроля
а
устный опрос

занятие. Инструктаж по технике
безопасности и противопожарной
охраны. Меры безопасности
3.

4.

Пение учебно тренировочного
материала
Пение русских народных песен

5.

12

3

9

групповая
оценка работ

43

Наблюдение,
мини-проекты

50

7

18

4

14

3

7

Игры импровизации
творческие
задания на
выполнение
домашнего
задания

6.

Русские народные игры
Слушание музыки

7.

Арттерапия.

10

3

7

танцевальные
и театральные
переменки,
импровизация
танцев
народов мира,
Постановка
сказки неожиданная
роль

8.

Игра на народных инструментах

10

3

7

наблюдение

6

14

самооценка
навыков и
умений

10

9.
Хореографическое
оформление

20

10.

дневник
впечатлений

Концертная деятельность
Итого

12
144

35

12
109

3.

1.5 Содержание учебного (тематического) плана.
Организационное занятие - 2ч.
Теория 2 ч. Инструктаж по технике безопасности и
противопожарной охраны. Меры безопасности на сцене.
Правилами поведения на сцене, в местах проведения массовых
праздников. В повседневной работе студии:
-меры эвакуации и помощи пострадавшим -правила пользования
электрооборудования -правила пользования музыкальными
инструментами -правила поведения во время рабочих занятий и на
концертах -правила поведения при выезде на концертные мероприятия
Пение учебно - тренировочного материала – 12 ч.
Теория 3 ч. Показ и подготовка голосового аппарата.Все занятия
студии

начинаются

учебно-тренировочными

подготовками

(распеваниями). Все необходимые вокальные навыки вырабатываются,
в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в
начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива,
сосредоточению

внимания

певцов,

подготавливает,

«разогревает»

голосовой аппарат. Изучение музыкально - психологических настроев
(формулы позитивного настроения, формулы обшего оздоровления
организма, формулы успешной социализации) по Петрушину.
Практика

9

ч.

Тренинг

голосового

аппарата.

Музыкальные

упражнения, способствующие целостному восприятию музыкальных
произведений, народной манеры исполнения. Дальнейшее изучение
выразительных
выразительности

возможностей
(характер

каждого
мелодии,

из
темп,

средств

музыкальной

регистры,

штрихи,

динамика, подголоски, «выводки»).
Музыкальные упражнения, способствующие восприятию различных
видов интонации, выравнивание интонации. Разучивание песен с
голоса, постепенный подход к многоголосию, развитие чувства высоты
звука индивидуальные занятия вокалом (3-4 чел.) работа с небольшими
ансамблями (7-8 чел.)
Пение русских народных песен – 50 ч.
Теория 7 ч. Смысл, сюжет, содержание песни. Рассказ о предыстории:
родина песни, кто пел, когда пел. Объяснениие значений непонятных
слов. Понятие о дыхании. Показ и объяснение приемов исполнения.
Выразительность, выражение «души» в пении. Работа над репертуаром.
Практика 43 ч.
Пение произведений без сопровождения.
Хороводные песни
Сопровождение песни ритмическим аккомпанементом (отхлопывание в
ладоши, использование ударных инструментов).
Пение импровизаций
Сочинение подголосков
Распев одноголосной мелодии, сочинение ее двухголосных вариантов.
Соблюдение возрастной дифференциации звуковысотных диапазонов и
регистров детских голосов.
Укрепление навыков правильного дыхания, «цепное» дыхание.
Практическая работа над репертуаром
-

Развитие навыков и умений, полученные на занятиях

-

Проявление артистических и музыкальных способности детей

-

Индивидуальность

-

Инверсивность мышления

-

Способность работать в ансамбле

Репертуар:
Русские народные песни:
1.

Пчелочка.

Уральские частушки.
Субботея.
Как у наших у ворот.
Раз, два.
Не ухаживаю я.
Во кузнице.
8. Елочки - сосёночки.
9. Как по ельничку.
10. Во горнице.
11. Калинка-малинка.
12. Во саду ли, в огороде.
13. Я на горку шла.
14. Проводы.
15. Во горнице во новой
16. Ах вы сени
17. Сударушка.
18. А я по лугу.
19. Во деревне то было, в Ольховке.
20. Ой, утушка моя луговая.
21.
Посеяли девки лен.
22.
Тетера
23. Прялица.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Русские народные игры –
импровизации – 18 ч.
Теория 4 ч. Игра – маленькая модель
жизни, относиться к игре нужно очень
серьезно.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные;
особенно интересны для детей.
Элементы игры внесены,практически, в любую песню.
Развитие детского творчества, фантазии, артистизма,
умения создать пластический и драматический образ.
Практика 14 ч.
Игра как постановка спектакля, попытка войти в любую роль.
Включение эмоций, переживаний, провоцирующих художественное
воображение и интерес к предстоящей деятельности.
Игры:
­ Гори, гори ясно.
­ Чижик.
­
­

Салки
Прятки

­
­
­
­
­
­

Гуси
Горелки
У медведя во бору
Красочки
Жмурки
Аленушка и Иванушка

Слушание музыки – 10 ч.
Теория 3 ч.Прослушивание и видеопоказ:
-народных

песен

в

исполнении

народных

мастеров,

профессиональных певцов и детских фольклорных и академических
коллективов;
-фрагментов из произведений русских композиторов, которые
обращались к русскому народному творчеству как к вдохновляющему
материалу;
-обращение

к

творчеству

уральских

народных

коллективов,

Уральского народного хора, детских фольклорных коллективов
Практика 7 ч. Обсуждение, создание

творческих работ( ессее,

сочинение, рисунок) после прослушивания и просмотра
народных

песен

в

исполнении

народных

мастеров,

профессиональных певцов и детских фольклорных и академических
коллективов;
-фрагментов из произведений русских композиторов, которые
обращались к русскому народному творчеству как к вдохновляющему
материалу;
-обращение

к

творчеству

уральских

народных

коллективов,

Уральского народного хора, детских фольклорных коллективов
Арттерапия – 10 ч. (кинезиотерапия, имаготерапия, сказкотерапия)
Теория 3 ч.
Обсуждение и настрой на новые танцевальные или театральные
импровизации
тем.
Практика 7 ч.

разных народов мира. Выбор предложенных детьми

Танцевальные переменки (импровизации движений танцев народов
мира), способствуют снятию стресса, уравновешиванию психического
состояния
Народный театр как синтез лицедейства, хореографии, музыки
Детской импровизации в разыгрывании театрализованного
представления дается как можно больше свободы.
Театр реализовывает и развивает огромные, далеко невостребованные
обычной

повседневной

жизнью,

творческие

и

эмоциональные

возможности ребят.
Игра на народных музыкальных инструментах-10 ч.
Теория 3 ч. Изучение

приемов исполнения на шумовых и ударных

инструментах, свистульках, треугольнике. Изучение
рисунка партии. Осмысление

ритмического

значение магии звука в обрядах и

обычаях, народных праздниках
Практика

7

ч.

Исполнение

заданных

и

импровизационных

музыкальных партий в фольклорных композициях, освоение

новых

сложных ритмов, различные варианты игры на двух или трех ложках
Хореографическое оформление русских народных песен – 20 ч.
Теория 6 ч
Разбор и объяснение рисунка хореографической композиции, подбор
движений, органично вплетающихся в смысл и ритм песен, хороводов.
Разучивание хороводов.
Практика 14 ч. Создание фольклорной композиции, выполнение
хореографических, пластических зарисовок. Разучивание хороводов
Концертная деятельность – 12 ч.
Практика 12 ч. Концертная деятельность - показатель и стимул всей
работы фольклорной студии.
Каждое выступление воспитывает у ребенка не только чувство
ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело:
сохраняет песню, несет радость людям.

Репертуар накапливается и постоянно обновляется, кроме того, есть
возможность новых интерпритаций и импровизаций фольклорных
композиций.
Роли студийцев взаимозаменяемы, т. е. каждый может попробовать
себя в той или иной роли, что создает момент новизны и интереса даже
к знакомому репертуару.
Запись

выступлений

и

обсуждение,

возможность

поделиться

мнением о собственной работе и о работе коллектива в целом.
1.6 Планируемые результаты.
Предметными результатами освоения содержания
программы «Фольклорная студия «Коробейники»» являются
в сфере:
Познавательной:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта
общения с народными музыкальными произведениями
различных жанров, познанию приёмов развития
музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к особенностям музыкальной
культуры своего края, региона;
- расширение представлений об интеграции народной
музыки с другими видами искусства;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и
художественного языка фольклорного творчества;
- применение полученных знаний в процессе
самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Ценностно-мотивационной:
-самостоятельный выбор целей и способов решения
жизненных задач в процессе восприятия и исполнения
музыки различных эпох, стилей, жанров;

- планирование собственных действий в процессе
восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при
выявлении взаимодействия народного музыкального
творчества с другими видами искусства, участия в
художественной деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки
действий партнёра в коллективной и групповой
музыкальной, творческо-художественной деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к
мобилизации сил в процессе работы над исполнением
фольклорных композиций.
- развитие критического отношения к собственным
действиям, действиям одноклассников в процессе познания
народного музыкального искусства;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о
музыкальном искусстве в различных источниках;
приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Коммуникативной:
- формирование способности вступать в контакт,
высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку
зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных
явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных
учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и
музицирования, участия в творческой деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во
время поиска и сбора информации в процессе восприятия и
исполнения ;
- знакомство с различными социальными ролями, которые
задает фольклорная композиция;

- самооценка и интепретация собственных коммуникативных
действий в процессе восприятия, исполнения музыки,
театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационной:
-владение навыками работы с различными источниками
информации
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в
них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать
музыкальную и другую художественную информацию,
распространяемую по каналам средств массовой
информации;
- осуществление интерактивного диалога в едином
информационном пространстве музыкальной культуры.
Трудовой:
-понимание значения трудовой деятельности для развития
личности и общества;
Эстетической:
-понимание роли народного искусства в становлении
личности и в жизни общества
-понимание специфики познания мира средствами искусства
в соотнесении с другими способами познания;
Метапредметными результатами программы являются:
­ способы деятельности, применимые при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях:
­ сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативны
х связей фольклора с разными видами искусств;
­ работа с разными источниками информации; стремление
к самостоятельному общению с искусством и художествен
ному самообразованию;

­ умение участвовать в музыкально-эстетической жизни
класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать,
общаться,
­ взаимодействовать со сверстниками при решении
различных задач.
Личностными результатами, формируемыми при изучении
фольклора, являются:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей народного
музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее
значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций фольклора (познавательной,
коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной,
зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей народной музыкальной культуры
России, своего региона, разных культур и народов мира,
понимание представителей другой национальности, другой
культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания образов (лирических,
эпических, драматических) на основе поиска их жизненного
содержания, широких ассоциативных связей народной музыки с
другими видами искусства;

II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
ДООП «Коробейники-5» на 2022-2023 учебный год.
Основные
характеристики
2.1.

образовательного процесс
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72

Количество часов в неделю

4

Количество часов в учебном году

144

Недель в I полугодии

16

Недель во II полугодии

20

Начало занятий

1 сентября

Каникулы

отсутствуют

Выходные дни

4-6 ноября, 31 декабря-8 января, 23-25
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая

Окончание учебного года

31 мая

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий используется

кабинет (актовый зал)

оборудованный сценой, медиа-аппаратурой, костюмерной

для хранения

костюмов.
Ресурсы, необходимые для реализации программы:
o Музыкальные инструменты (баян, фортепиано)
o Шумовые и ударные инструменты (трещотки, свистульки,
ложки, т.д.)
o Медиа-ресурсы (компьютер, ноутбук, экран,
акустическая система)
o Концертные костюмы
Информационно-методическое обеспечение
При реализации программы используются следующие
интернет-ресурсы: Государственный центр русского фольклора Министерства
РФ _ электронный ресурс. Режим доступа: http\\WWW.folkcentr.ru
http://stranamasterov.ru http://www.openclass.ru
Государственный русский народный Уральский хор https://uralchoir.urfolk-art.ru/
Российская детская фольклорная Ассамблея
https://www.youtube.com/watch?v=h4qpZtQcaxI

Кадровое обеспечение:
Мордвина Наталья Дмитриевна,

высшая квалификационная категория,

педагог дополнительного образования, образование высшее

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля
o Наблюдение
o Опрос
o Концерты
o Оценка творческих мини-проектов
(реконструкция обрядов)
o игровые программы
Для оценки знаний, умений и способностей обучающихся используется
«диагностика

наблюдений

индивидуального

музыкально-эстетического

развития детей»
III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988.
2. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Детство.

1991.
3. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор –
музыка – театр. Владос. 1999.
4. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере
земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и
музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс. 2000.
5. Дубовик С.В. «В хороводе были мы», Екатеринбург, АМБ, 2015. –
76с.
6. «Жаворонушки» Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки,
сказки, игры. Вып. 1-4\Сост. Г. Науменко. – М., 1977-1986.
7. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники. М., 2004.
8. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для
студентов. – М.: Флинта, 2002. – 320с.
9. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного
образования. – М.: Школьная пресса, 2007.
10.Латышина Д.И. Живая Русь. И.: - Интерпакс, 1994.
11.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., Просвещение.
1987.
12.Народные песни Московской области. Сост. А. Руднева.: М.,

Современная музыка, 2014.
13.Науменко Г.М. Русские народные детские песенки. М., 1976.
14.Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами.
Фольклорная азбука. М., Центрполиграф, 2001.
15.Науменко Г.М. Новогодний хоровод. М., Современная музыка, 2014.
16.Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей. М., 2004.
17.Программа и методические материалы для отделений музыкального
фольклора ДМШ и ДШИ. Артемкин А.В., Артемкина Т.Е. Владимир,
Транзит-ИКС, 2004. – 36с.
18.Рудтченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии.
Ростов, 2004.
19.Русская народная песня. Антология. Сост. С. Браз. М., Композитор,
1993.
20.Русская народная песня для детей. Сост. К.Л. Обухова . – СПб.:
Детство-пресс, 2012. – 64с.
21.Русские народные песни. Хрестоматия. Сост. К. Котельникова, СПб,
Союз художников, 2013.
22.Русские традиции. Народный фольклор в песне и танце. СПб, Союз
художников, 2013.
23.Русский фольклор. Программа и методические материалы для
уроков музыки в начальной школе. Куприянова Л.Л., М., Мнемозина, 1997.
27
24.Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1991.
25.Фольклор в школе. Вып. 1-3/сост. Л.Л. Куприянова. – М., 1991-1993.
26.Фольклор и современность. Солнцеворот. Обр. Б.В. Воронцова, СПб.:
Союз художников, 2014.
27.Фольклорные праздники в детском саду/ О.Е. Светова, Е.В.
Никольская, Ростов н\Д., Феникс, 2009. – 73с.
28.Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Науч.
ред. М.Т. Картавцева. – М.: МГИК, 1994
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
1. Русские детские сказки. - Москва 2005.
2. Русские народные сказки и песенки. - Москва 2004.

Приложение № 1
Оценочные материалы
Наблюдаемые параметры
За время обучения обучающиеся должны приобрести
практические навыки:

o высказывать личностнооценочные суждения о роли и месте народного
творчества
в жизни, о нравственных ценностях и идеалахшедев
ров русского искусства прошлого и современности;
o использовать различные формы индивидуального, г
руппового и коллективного музицирования (пение,
импровизация, игра на шумовых и ударных
инструментах);
o решать творческие задачи, участвовать
в художественных событиях школы;
o проявлять творческую инициативу в различных сфе
рах художественно-творческой деятельности
o понимать жизненно-образное содержание
музыкальных произведений разных жанров;
различать лирические, эпические, драматические
образы русского фольклора;
o иметь представление о приёмах взаимодействия и
развития образов древних обрядов и обычаев;
o знать народные календарные праздники, обряды и
обычаи
o уметь по характерным признакам определять
принадлежность музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю: исполнение
песен.
Для оценки эффективности реализации программы разработана система
диагностических методик отслеживания и фиксации результатов
деятельности учащихся. Цель диагностики – проследить динамику
личностного развития и рост мастерства учащихся. Диагностике подлежат:
уровень знаний, умений и навыков; уровень воспитанности; уровень
развития качеств личности. Результативность выполнения программы
отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового
этапов диагностики Цель первичного этапа: определение уровня мотивации,
подготовленности и развитости детей в начале цикла обучения. Проведенное
исследование на начальном этапе дает возможность подобрать оптимальный
объем учебного материала, определить точки роста учащихся. Для
определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои
интересы». Определение уровня воспитанности осуществляется по двум

направлениям: основы профессионального воспитания и основы социального
воспитания. (Методика Н.Е. Щурковой). Цель промежуточного
диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала,
оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе. В
ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми
творческих работ, оценивание которых помогает определить степень
усвоения детьми учебного материала. Для этого разработаны и используются
«Критерии оценки работ учащихся». Проведенное диагностирование
позволяет сделать необходимую корректировку образовательной программы.
Итоговый контроль осуществляется в форме концерта, минипроекта(фольклорной композиции, посиделок) В конце обучении по
программе проводится итоговый видеопоказ всех работ в течение года,
который позволяет определить уровень подготовки обучающихся, выявить
степень сформированности практических умений и навыков детей, соотнести
их с прогнозируемым результатом образовательной программы. Открытая
демонстрация результатов обучения стимулирует детей искать новые
варианты работы, подходить к своей деятельности творчески. Отслеживать
собственное продвижение детям позволяет самоанализ и самооценка
выполненной работы. Это помогает им осознать и почувствовать
ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что только от их знаний,
умений, стараний, аккуратности и вложенного в работу труда зависит их
успех
Слушание музыки. Обучающийся внимательно, заинтересованно
слушает музыку, чувствует ее характер, узнает песни, мелодии. Различает
динамику музыкальных произведений. Баллы от 3 до 1
Пение - Обучающийся поет выразительно, без напряжения. Владеет
цепным дыханием между музыкальными фразами. Четко артикулирует.
Передает правильно мелодию, вместе начинает и заканчивает песню, поет с
инструментальным сопровождением и без него. Баллы от 3 до 1
Народные игрыимпровизации.
Умение фантазировать , примерять на себя любую
роль создавать пластический и драматический
образ. Баллы от 3 до 1
Арттерапия - Народный театр как синтез лицедейства, хореографии,
музыки
Способность к импровизации движений танцев народов мира.
Баллы от 3 до 1
Способность ребенка к импровизации в разыгрывании

театрализованного представления . Баллы от 3 до 1
Игра на народных музыкальных инструментах
(трещотке, бубне, свистульках, треугольнике, ложках).
Дети
самостоятельно исполняют импровизационные
музыкальные партии в фольклорных композициях, осваивают новые
ритмы, различные варианты игры на двух или трех ложках ,
осмысливают значение магии звука в обрядах и обычаях, народных
праздниках. Баллы от 3до 1
Хореографическое оформление Народная хореография как часть фольклорного творчества
свободное
выражение
и
ощущение
личного
переживания,
«проживания» чувств в процессе создания фольклорной композиции,
выполнения хореографических, пластических зарисовок.
Студийцы сами пробуют и ищут выражение внутреннего
состояние души, степень и глубину восприятия музыки при помощи
традиционных движений. Баллы от 3 до 1
Концертная деятельность
Концертная деятельность - показатель и стимул всей работы
фольклорной студии.
Каждое выступление воспитывает у ребенка не только чувство
ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело:
сохраняет песню, несет радость людям.
Каждый воспитанник может попробовать себя в той или иной роли,
что создает момент новизны и интереса даже к знакомому репертуару.
Баллы от 3 до 1.
Диагностическая карта наблюдений индивидуального музыкально эстетического развития детей
Дата проведения ____

№

Разделы

Ф.И. ребенка

Приобщение к
народному творчеству

Деятельность в фольклорном коллективе

Знает виды и
жанры
народного
музыкального
искусства,
умеет
выделять
особенности,
передавать их
в худож.
деятельности

Знаком с
произведени
ями
народного
творчества

Знает и
применяет
приёмы
игры на
шумовых
и ударных
инструме
нтах и

н/г

н/г

н/г

к/г

к/г

к/г

Передает
особенности
музыкального
произведения
,создает
художественн
ый образ в
процессе
исполнения
произведения
или
композиции

н/г

к/г

Владеет
навыками

пения в
ансамбле

Владеет
навыками
исполнения
песен
различных
жанров

н/г

н/г

к/г

к/г

Итогов
ый
показат
ель по
каждом
у
ребёнку
(среднее
значени
е)
н/г к/г

высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Всего %
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 24-19 баллов Средний уровень – 18-8 баллов
Низкий уровень - 7-0 баллов

Педагог дополнительного образования:_______ /___________________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».