Студия декоративно-прикладного искусства Калейдоскоп

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Ленинского района
города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
Студия декоративно-прикладного творчества

«Калейдоскоп»
Возраст обучающихся 10 - 15 лет.
Срок реализации: 2 года.

Автор - составитель:
Меньшикова Елена Леонидовна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023 г.

2

КОМПЛЕКС

I.

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Калейдоскоп»

разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.);
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.

Постановление Главного государственного санитарного

врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5.

Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

деятельность,

электронного

образовательных

технологий

обучения,
при

образовательную
дистанционных

реализации

образовательных

программ»;
6.

Приказ

Министерства

труда

и

социальной

защиты

Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и

3

осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196»;
9.

Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной.

Направленность – художественная.
Рабочая программа творческого объединения «Калейдоскоп» составлена на
основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Калейдоскоп» - по дополнительному образованию детей среднего
школьного возраста (10-15 лет) имеет художественную направленность и
имеет базовый уровень. В творческое объединение принимаются дети без
специального отбора и ограничений.
Программа разработана на основе изучения программ В. Д. Симоненко
«Художественно-прикладное творчество» , Е.В. Сивачинская «Мастерская
чудес», Просняковой Т.Н. «Художественное творчество», Бугровой Е.Н.
«Основы декоративно прикладного творчества», Коваль М. Б. «Мягкая
игрушка».
Педагогическая целесообразность в освоении программы способствует
полноценному личностному развитию обучающихся и оптимизирует процесс
их социализации, что положительно сказывается на результатах основного
образования. Тематическое разнообразие заданий (плетение, изготовление
игрушек и сувениров) помогает расширить кругозор и сформировать интерес
к художественной культуре. Привлечение детей к совместному обсуждению
и анализу работ, рассказ о своём замысле способствуют гармоничному
развитию личности. В программу включены интегрированные занятия,

4

которые позволяют ребёнку активно включаться в разнообразные виды
деятельности, эффективно сотрудничать в коллективе в творческой
обстановке.
Актуальность
Сегодня от молодых людей, начинающих трудовую деятельность, требуется
не только наличие профессиональных навыков, но и способность к
творчеству,

умение

оригинальные

креативно

решения

мыслить,

сложных

проблем.

что

позволяет

находить

Декоративно-прикладное

искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир,
развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах
декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В
процессе создания предметов прикладного искусства у детей закрепляются
знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные
представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Новизна программы в том, что она дает возможность освоить технику
работы с различными видами материала (бумага, ткань, картон, верёвки,
нити, бросовый материал). Умение работать с разными материалами
позволяет переносить технологические приемы с одного материала на
другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов
работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения
одним видом деятельности. В образовательный процесс обучения для
разработки

творческих

работ

введено

применение

информационных

технологий.
Отличительные особенности
Данная программа включает в себя изучение различных видов декоративноприкладного творчества (аппликация, текстильные украшения, квиллинг,
макраме, коллаж, текстильная композиция), что позволяет вовлечь
обучающихся в активную творческую жизнь. В группе могут обучаться

5

дети разного года обучения. Для создания наиболее благоприятных условий
для развития и воспитания детей педагог вправе по собственному выбору
чередовать учебный материал.
Адресат программы
Дети возрастом от 10 до 15 лет.
Количество обучающихся в группе устанавливается в соответствии с
лицензионными требованиями. Максимально допустимое количество – 15
человек.
В группы 2 года обучения могут быть дополнительно зачислены учащиеся
по итогам собеседования или пройдя предварительную подготовку в других
художественных объединениях.
Режим занятий
Занятия могут проводиться как в первую половину дня, так и во вторую.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в первый год
обучения (144 часов в год) и 1 раз в неделю по 3 академических часа во 2
год обучения (108 часов в год). Во время занятия предусмотрены
десятиминутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Объем программы
• Общая продолжительность обучения составляет 252 часа.
1 год обучения - 144 часов
2 год обучения - 108 часов
Срок освоения программы
• Программа рассчитана на 2 года обучения.
Уровень сложности программы
Содержание

и

материал

данной

программы

предполагает

дифференциацию на два уровня сложности:
Стартовый уровень – первый год обучения (использование
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальная сложность освоения содержания программы).

6

Базовый

уровень

–

второй

год

обучения

(освоение

специализированной терминологии и знаний, обеспечивающей
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы).
Формы обучения
В процессе проведения занятий используются: фронтальная, групповая,
индивидуальная

формы

организации

деятельности.

Содержание

разделов и тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучения
носит и репродуктивный и творческий характер. В процессе
самостоятельной

учебно-творческой

работы,

обучающиеся

не

выполняют тренировочные упражнения, а сразу работают над
созданием

законченной

композиции.

Для

развития

творческих

способностей используется метод творческого задания по разработке
композиции на заданную тему.
Виды занятий
Основной формой работы является групповая на основе индивидуального
подхода к каждому обучающемуся.
•

Практическое занятие

•

Выставка

•

Конкурс

•

Открытое занятие

•

Беседа

•

Экскурсии

•

Дистанционное занятие

Формы подведения итогов реализации программы
- самостоятельная работа по пройденной теме;
- предоставление коллективной работы;
- творческая (конкурсная) работа;
- выставка.

7

Основными показателями результативности предметной деятельности
учащегося являются:
- участие в выставках;
- количество и качество выполненных работ за год.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - создание условий для самовыражения и
развития творческих способностей обучающихся посредством
различных видов прикладного творчества.
Задачи программы
Образовательные:
• создание необходимых условий для полного освоения программы с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
• создание

комфортной

среды

педагогического

общения

между

педагогом и обучающимся;
• обучение технике безопасности при работе с инструментами, а также
правилам и нормам поведения в учебном кабинете;
• знакомство с многообразием видов декоративно – прикладного творчества.
Развивающие:
• развитие мелкой моторики;
• развитие творческого потенциала;
• развитие познавательной активности;
• развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
• организация содержательного досуга;
• воспитание ребёнка – носителя и хранителя национальной культуры –
средствами декоративно-прикладного искусства;
• формирование умения работать самостоятельно и в коллективе;
• воспитание трудолюбия и усидчивости;
• формировать навыки общения и толерантности.

8

1.3. Учебный тематический план
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения.
№

Название

п/п

темы

раздела,

Всего

Теория

часов

Прак

Формы

тика

аттестации
контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

Собеседование

2.

Плоскостная

22

2

20

Анализ
выполненного

аппликация

задания.
Творческая
работа.

3.

Объёмная аппликация

16

1

15

Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.

4.

Игрушки-сувениры

24

2

22

Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.

5.

Подготовка

к 18

2

16

Анализ
выполненного

праздникам

задания.
Творческая
работа.

6.

Вышивка

14

1

13

Анализ
выполненного
задания.

9

Творческая
работа.

7.

Квиллинг

20

1

19

Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.

8.

Торцевание

10

1

9

Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.

9.

Айрис-фолдинг

12

1

11

Анализ
выполненного
задания.
Творческая
работа.

10.

Аттестация

4

-

4

Анализ
выполненных
заданий

по

индивидуальном
у портфолио.
Коллективный
просмотр
портфолио
учащихся.

11.

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

15

129

Беседа

1.4.Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения.
1. Вводное занятие.

10

Теоретическое занятие. Правила поведения в объединении. Оборудование
кабинета, организация рабочего места. Правила безопасности при работе с
инструментами.

Правила

дорожного

движения.

Расписание

занятий.

Просмотр изделий учащихся. План и задачи творческого объединения.
Предварительная аттестация.
2. Плоскостная аппликация.
Теоретическое занятие. История возникновения техники аппликации. Как
появилась бумага, её свойства и виды. История происхождения ножниц.
Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. Просмотр изделий.
Практическое занятие. Изготовление изделий: закладки «Пингвин», «Кот –
рыболов», игра «Накинь кольцо», панно «Совы и звёзды», «Месяц, тучка,
звёздочка», «Солнышко», «Птицы на кормушке», «Котята в корзине»,
«Попугай», «Мышата», «Курочка с цыплятами». Окрашивание бумаги
разными способами. Оттиск и печать на бумаге. Трафаретная печать.
3. Объёмная аппликация.
Теоретическое занятие. Особенности изготовления объёмной аппликации.
Ознакомление с возможностями бумаги как материала для художественного
творчества. Просмотр изделий.
Практическое занятие. Изготовление аппликаций: «Зонт», «Зайка», «Ёж с
яблоком», «Стрекоза», «Лягушка», «Снеговик», «Собачка».
4. Игрушки-сувениры.
Теоретическое занятие. История возникновения сувенира. Бумага как
художественный и конструктивный материал. Её необычные пластические
свойства,

позволяющие

создавать

объёмные,

рельефные

формы,

разнообразные декоративные игрушки. Общие принципы формообразования,
создание различных видов рельефных элементов из бумаги и их
художественная разработка. Просмотр изделий.

11

Практическое занятие. Изготовление изделий: «Лягушонок», «Зубастый
крокодил», «Змея», «Ящерица», «Пингвин», «Дед Мороз», «Кораблик»,
«Новогодний шарик», «Многогранники», корзинка «Бабочка», «Зимние
цветы», «Домик».
5. Подготовка к праздникам.
Теоретическое занятие. Историческая справка о возникновении праздников
и их праздновании.
Практическое занятие. Изготовление подарков к календарным праздникам
(День Рождения, День Матери, День Пожилого Человека, Новый год,
Рождество, День Защитника Отечества, Международный Женский День,
День Победы).
6. Вышивка.
Теоретическое занятие. История возникновения и развития вышивки. Схемы
вышивки. Виды простых декоративных швов. Техника безопасности при
работе с иглой.. Просмотр работ.
Практическое занятие. Освоение выполнения простых декоративных швов.
Шов «Вперед иголку», «Назад иголку», «Стебельчатый», «Петельный»,
«Тамбурный», «Французский узелок», «Петля в прикреп».
7. Квиллинг.
Теоретическое

занятие.

История

возникновения

техники

квиллинг.

Просмотр работ в технике квиллинг. Инструменты и материалы. Основные
приёмы работы с бумажными лентами.
Практическое занятие. Изучение базовых элементов: «Капля», «Завиток»,
«Глаз», «Квадрат», «Ромб», «Полумесяц», открытые формы - «Веточка».
Изготовление

панно:

«Первоцветы»,

«Одуванчик»,

«Подснежники»,

«Снежинка», «Рождественская свеча», «Бабочка», «Букет», «Виноград».

12

8. Торцевание.
Теоретическое занятие. История возникновения техники торцевания.
Просмотр работ в технике торцевания. Инструменты и материалы.
Основные правила работы.
Практическое

занятие.

Выполнение

работ:

«Дерево»,

«Бабочка»,

«Цветок», «Птичка», «Парусник».
9. Айрис-фолдинг.
Теоретическое занятие. История возникновения техники айрис-фолдинг.
Технология и алгоритм выполнения изделий. Просмотр работ в этой технике.
Обучение работе по схемам.
Практическое занятие. Заготовка бумажных полос. Способы выкладывания
полос: «горизонтальный ряд», «вертикальный ряд», «наклонный ряд»,
«комбинированный»,

«веер».

Выполнение

работ:

«Лист»,

«Цветок»,

«Яблоко», «Лебедь», «Колокольчик», «Кот», «Змея».
10. Аттестация.
Практическое занятие. Собеседование. Анализ выполненных заданий по
индивидуальному

портфолио.

Коллективный

учащихся.
11. Итоговое занятие.
Теоретическое занятие. Подведение итогов за год.

просмотр

портфолио

13

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН.
2 год обучения
№

Название раздела, темы

Всего

Теория

часов

п/п

Практ

Формы

ика

аттеста
ции,
контро
ля

1.

Вводное занятие.

2

2

-

Собесед
ование.

2.

Вытынанка

10

1

9

Анализ
выполне
нного
задания.
Творчес
кая
работа.

3.

Макраме

12

2

10

Анализ
выполне
нного
задания.
Творчес
кая
работа.

4.

Подготовка к праздникам.

9

1

8

Анализ
выполне
нного
задания.
Творчес
кая
работа.

5.

Текстильная композиция

24

1

23

Анализ
выполне
нного
задания.

14

Творчес
кая
работа.

6.

Текстильные украшения

12

1

11

Анализ
выполне
нного
задания.
Творчес
кая
работа.

7.

Квиллинг

15

1

14

Анализ
выполне
нного
задания.
Творчес
кая
работа.

8.

Творческая работа.

12

-

12

Творчес
кая,
практич
еская
работа.
Анализ
итоговог
о
авторско
го
проекта.

9.

Подготовка к конкурсным

9

-

9

Выставк
а.

мероприятиям.

Конкурс
.

10.

Аттестация

2

-

2

Анализ
выполне

15

нных
заданий
по
индивид
уальном
у
портфол
ио.
Анализ
итоговог
о
авторско
го
проекта
учащего
ся.

11.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

108

10

Беседа

98

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения.
1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие. Правила поведения в объединении. Оборудование
кабинета, организация рабочего места. Правила безопасности при работе с
инструментами. Правила дорожного движения. Расписание занятий.
Просмотр изделий учащихся за прошлый год. План и задачи творческого
объединения.
2. Вытынанка
Теоретическое занятие. История возникновения техники вытынанки,
правила использования инструментов. Сочетание техники вытынанки с

16

другими художественными техниками. Просмотр творческих работ. Правила
по технике безопасности при работе с резаком.
Практическое занятие. Изготовление снежинок, «Зимняя сказка»

-

оформление окон, панно: «Лесная поляна», «Цветы», «Бабочки», «Любимое
животное», «Осень».
3. Макраме.
Теоретическое занятие. История развития техники цветного плетения
«Кавандоли». История развития японской техники плетения «Кумихимо».
Демонстрация готовых изделий.
Практическое занятие. Изготовление изделий: «Фенечка с именем», «Брелок
со знаком зодиака», «Сувенир с орнаментом», «Брелок Котейка», «Божья
коровка», «Браслет сердечки», «Кумихимо», «Кашпо», «Карман для
мелочей», «Кошелёк».
4. Текстильная композиция.
Теоретическое занятие.

История развития текстильной композиции.

Демонстрация готовых изделий. Техника безопасности при работе с иглой.
Практическое занятие. Основные технологические приёмы изготовления
деталей.

Шов

«Вперёд

иголку»,

«Петельный»,

«Соединительный».

Изготовление игрушек: «Мышь», «Кот», «Собачка», игольница «Тапочек»,
«Гусеница»,

«Мячик»,

«Зайка»,

«Рыбка»,

«Колобок».

Изготовление

текстильного панно.
6. Текстильные украшения.
Теоретическое занятие. История возникновения украшений. Особенности
изготовления украшений из ткани. Техника безопасности при работе с иглой.
Демонстрация готовых изделий.

17

Практическое занятие. Изготовление изделий: «Брошь цветок», «Брошь
птица», «Брошь в стиле «Бохо»», «Текстильное колье».
7. Квиллинг.
Теоретическое занятие. Знакомство с различными дополнительными
приспособлениями:

зубочистки,

ножницы,

пинцет,

скрепки,

калька,

карандаш простой. Основные их свойства и качества.
Практическое занятие. Изготовление изделий: «Букет для мамы», «Гроздья
рябины», «Птицы в саду», «Животные».
8. Подготовка к праздникам.
Теоретическое занятие. Историческая справка о возникновении праздников
и их праздновании.
Практическое занятие. Изготовление подарков к календарным праздникам.
(День Рождения, День Матери, День Пожилого Человека, Новый год,
Рождество, День Защитника Отечества, Международный Женский День,
Пасха, День Победы)
9. Творческая работа.
Практическое занятие. Выбор направления работы с учётом всех изученных
техник декоративно-прикладного творчества. Проектирование собственной
деятельности, выбор техники, инструментов, материалов для успешного
выполнения работы. Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление основы
изделия, декоративных элементов, оформление внешнего вида.
10. Подготовка к конкурсным мероприятиям.
Практическое занятие. Изготовление работ на конкурс. Выбор техники,
инструментов, материалов для успешного выполнения работы. Изготовление
эскиза. Поэтапное изготовление основы изделия, декоративных элементов,
оформление внешнего вида.

18

11. Аттестация.
Практическое занятие. Анализ выполненных заданий по индивидуальному
портфолио. Анализ итогового авторского проекта учащегося.
12. Итоговое занятие.
Теоретическое занятие. Подведение итогов за год.
1.5. Планируемые результаты
К концу

1 года

обучения обучающиеся должны быть компетентны в

следующем:
Предметные УУД:
- имеют представление об основах композиции;
- владеют основными приёмами работы с бумагой (складывание,
сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);
- владеют специальной терминологией;
- владеют правилами безопасности труда при работе с ножницами, клеем
и другими ручными инструментами;
- имеют представление об основных техниках работы с бумагой
(вырезание, аппликация, объемное конструирование, квиллинг, айрисфолдинг);
- имеют представление об основных техниках работы с текстильными
материалами (вышивка).
Метапредметные УУД:
- способны соблюдать правила безопасности при работе с инструментами,
аккуратно пользоваться клеем;
-владеют умениями самостоятельно по образцу изготовить простейшее
изделие;
- способны управлять своим поведением и планировать свои действия;
- способны к общению со сверстниками, основанному на понимании;
Личностные УУД:

19

- способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию;
- проявляют стремление к получению новых знаний в данной области;
- проявляют интерес к своим способностям и возможностям;
К концу

2 года

обучения обучающиеся должны быть компетентны в

следующем:
Предметные УУД:
-

имеют

представление

о

многообразии

декоративно-

прикладного

творчества;
- имеют представление об истории возникновения календарных праздников;
-владеют умением изготавливать изделие по образцу, схеме, рисунку, устным
и письменным

инструкциям;

-способны последовательно изготавливать изделие;
- способны составлять схематический рисунок изделия;
-владеют умениями

по собственному замыслу изготовить и оформить

изделие, проявлять творчество и фантазию в оформлении;
Метапредметные УУД:
- способны аккуратно изготавливать изделие;
- способны работать в группе и индивидуально.
- способны к общению со взрослыми, основанному на понимании;
- владеют умением презентовать свою работу;
Личностные УУД:
- проявляют стремление к приобретению новых знаний, умений и к
совершенствованию уже имеющихся;
- способны осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

20

_ способны осознавать себя как представителя определенной культуры и
проявлять уважение к культурам других народов;
- проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние
окружающей среды и своего здоровья;
- способны участвовать в творческом, созидательном процессе.
Предметная диагностика проводится в форме:
- самостоятельной работы по пройденной теме;
- предоставления коллективной работы;
- творческой (конкурсной) работы;
- выставок.
Основными показателями результативности предметной деятельности
учащегося являются:
- участие в выставках;
- количество и качество выполненных работ за год.
Педагогическая диагностика предполагает:
- собеседование;
- выполнение практических изделий;
- анализ выполненных заданий учащихся.
Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года
обучения, а также после прохождения основных блоков программы с целью
проверки знаний, умений, навыков.

II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
ДООП «Калейдоскоп» на 2023-2024 учебный год.

Основные

характеристики

21

образовательного процесс
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72 (1 год обучения); 36 (2 год
обучения)

Количество часов в неделю

4 (1 год обучения); 3 (2 год обучения)

Количество часов в учебном году

144 (1 год обучения); 108 (2 год
обучения)

Недель в I полугодии

16

Недель во II полугодии

20

Начало занятий

4 сентября

Каникулы

отсутствуют

Выходные дни

4,6 ноября, 24 декабря-8 января, 23
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая

Окончание учебного года

2.2.

24 мая

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Техническое оснащение
Просторное, хорошо освещённое помещение, оборудованное:
- столами;
- стеллажами, стенд для размещения работ;
- шкафами для размещения материалов.
Материалы и инструменты
- карандаши;
- бумага разная по фактуре и плотности (бархатная, копировальная, картон,
пергаментная, цветная, гофрированная);
- клей;
- различные виды тканей;
- ножницы;

22

- метр;
- шило;
- иглы;
- булавки;
- поролоновая подушка, обтянутая тканью;
- фетр;
- нити;
- нитки мулине;
- нитки для ручного вязания;
- проволока;
- кисточки для клея;
- сутаж;
- палочки;
- пуговицы, бусины, бисер;
- портняжный мел;
- лекала;
- клеящий пистолет;
- утюг.
Раздаточный материал:
Нитки, проволока, ткань, лекала, шаблоны, пуговицы, шнуры, палочки,
сутаж, тесьма, шпагат.
Информационно-методическое обеспечение
При

обучении

по

данной

программе

применяется

технология

коллективного взаимоотношения ( А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко, А. С.
Соколов

),

которая

позволяет

продуктивно

организовать

работу

в

разновозрастных группах. Основные принципы предложенной системы –
самостоятельность и коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех.
Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся
самостоятельность, коммуникативные умения каждый чувствует себя
раскованно, работает в индивидуальном темпе, в процессе общения

23

развиваются речь, память, логическое мышление; формируется адекватная
оценка личности.
Так же используется Технология полного усвоения ( Б. Блум, М. В. Кларин,
Дж. Кэрролл), где способности обучающихся определяются при оптимально
подобранных для данного ребенка условий, поэтому необходима адаптивная
система обучения, позволяющая всем обучающимся усвоить программный
материал. Технология задает единый для всех детей уровень знаний, умений
и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время,
методы, формы, условия труда.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической
творческой деятельности. Подведение итогов может происходить в форме
коллективного обсуждения, а также индивидуальной консультации, беседы с
обучающимися.
К

программе прилагается

большое количество дидактического и

наглядного материала, выставка готовых изделий, наборы инструментов.
-

Оформлены наглядные пособия

«Айрис фолдинг», «Квиллинг»,

«Торцевание», «Вышивка», «Вытынанка», «Аппликация»,

«Коллаж»,

«Текстильная композиция»;
-

Оформлены альбомы, папки с информационным и дидактическим

материалом;
В

процессе

работы

по

настоящей

программе

можно

использовать

информационно - методические материалы, имеющиеся в библиотеке
творческого объединения:
-

литература по разделам «Квиллинг», «Текстильная композиция»,

«Аппликация», методическая литература из прилагаемого к программе
списка.

24

-

Подготовлен набор дидактического материала для проведения учебных

занятий

(схемы

изготовления

изделий,

иллюстрированные

альбомы,

карточки и другое.)
Методические рекомендации
Значимым моментом при работе с детским объединением является
воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и
укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и
проведение общих праздников.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа
способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и
формированию нравственных качеств ребят. Дружный творческий коллектив
не только помогает детям обогащать себя знаниями, но и чувствовать себя
единым целым.
Важно, чтобы старшие учащиеся чувствовали ответственность за себя и за
младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и
помощников в деятельности.
Большое значение придаётся на занятиях играм. В игре нередко возникают
достаточно сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и
действий. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая
функция

игры

–

физическое

развитие,

в

игре

совершенствуются

двигательные навыки.
Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие у детей
пространственного воображения.
В

технике

бумагопластики можно использовать маски, ёлочные

украшения, игрушки, рельефные открытки, декоративные композиции, цветы
и многое другое.
На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может
быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнения начального
этапа: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Тогда же говорится об
областях применения данного приёма, даётся творческое задание.

25

В

последующем

работа

может

строиться

на

основе

методики

коллективных творческих дел:
-

определение задачи;

-

её обсуждение;

-

воплощение в материале;

-

анализ работы.

Так выполняются рельефные композиции, поздравления, посвященные
праздничным датам, сувениры для друзей и родных.
Кадровое обеспечение
Педагогу

дополнительного

образование

или

среднее

образования

необходимо

профессиональное

иметь

образование

в

высшее
рамках

"Образование и педагогические науки" или высшее образование либо
среднее профессиональное образование в рамках иного направления
подготовки

высшего

профессионального

образования

образования

при

и

специальностей
условии

его

среднего

соответствия

дополнительной общеразвивающей программе «Калейдоскоп» и получения
при

необходимости

после

трудоустройства

дополнительного

профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки".
Педагог дополнительного образования обязан проходить в установленном
правительством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний
и навыков в области охраны труда.
Педагогу дополнительного образования рекомендуется не реже одного раза в
три

года

проходить

обучение

по

программам

дополнительного

профессионального обучения по профилю деятельности.
Основной целью профессиональной деятельности педагога дополнительного
образования,

при

реализации

программы,

является

организация

деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и
компетенций; создание педагогических условий для формирования и

26

развития

творческих

интеллектуальном,

способностей,

нравственном

удовлетворения

и

физическом

потребностей

в

совершенствовании,

укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной
ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание

динамики

освоения

образовательной

программы

осуществляется предварительной, текущей, промежуточной и итоговой
аттестацией. (Приложение №1)
• собеседование
• творческие, практические, проверочные работы
• выставки;
• конкурсы;
• итоговые занятия;
• защита творческих, практических работ, проектов.
• анализ выполненных заданий по выполненному портфолио
• коллективный (совместно с учащимися) просмотр портфолио учащихся
• анализ итогового авторского проекта учащегося
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического
материала по изучаемой теме и на формирование практических
умений.
• беседа;
• практикум.
Оценка уровня и качества освоения программы фиксируется
в протоколе результатов аттестации учащихся через прохождение
аттестации. (Приложение№2)

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

III.

Список литературы для педагога
Городкова Т. В., Нагибина М. И. «Мягкие игрушки - мультяшки и

1.

зверюшки». Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
«Академия развития», 1997 – 240с.
Левина М. С. «365 кукол со всего света» – М. РОЛЬФ, 2000 – 256с.

2.

Калинич М. М., Павловская Л. М., Савиных В. П. «Рукоделие

3.

для детей» - Мн.: Полымя, 1997-201с.
4.

Кузьмина М. А. «Макраме» - М.: Орбита-М., 1996-143с.

5.

Кузьмина М. А., Максимова М. В. «Послушные узелки» - М.:
ЭКСМО,

1997-96с.
6. Ольшанская Ю. Е. «Макраме. Техника «Кавандоли»» - М.: «Культура и
традиции», 2000-55с.
7. Соколовская М. М. «Знакомьтесь с макраме» - М. «Просвещение»,
1986-111с.
8.

Джексон Д. Поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1979.

9.

Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1977.

10.Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.М.: Просвещение. 1986.
11.Аланина А. Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. М.:
Просвещение, 1971.
12.Авксентьева О. П. Изготовляем игрушку-самоделку. М.: Просвещение,
1985.
13.Левина М. С. “ 365 кукол со всего света “ – М. РОЛЬФ, 2000 – 256с.
14.Калинич М. М. , Павловская Л. М. , Савиных В. П.” Рукоделие для
детей “- Мн.: Полымя, 1997-201с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.iris-folding.com/freepatterns.html

28

2. http://stranamasterov.ru
3. http://masterclassy.masterpodeloc.com/torcevanie-5
4. http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki
5. http://stranamasterov.ru/gallery
6. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22
7. Корочкова

Н. Мастер

класс

макраме [Электронный

ресурс].

//

Интернет-сайт «Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых».
8. Митрофанова В. Как научиться плести фенечки для начинающих:
способы

плетения [Электронный

ресурс].

//

Интернет-сайт

«Рукоделкино»
10.

http://freeref.ru/wievjob.php?id=1041517

11.

www.rukodel.tv/stuff/3-1-0-49

12.

https://vk.com/kiriksofika

13.

http://adalin.mospsy.ru/ny/novogodnie-vyityinanki.shtml
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
1. Городкова Т. В., Нагибина М. И. «Мягкие игрушки - мультяшки и
зверюшки». Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
«Академия развития», 1997 – 240с.
2. Левина М. С. «365 кукол со всего света» – М. РОЛЬФ, 2000 – 256с.
3. Калинич М. М., Павловская Л. М., Савиных В. П. «Рукоделие для
детей» - Мн.: Полымя, 1997-201с.
4. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.М.: Просвещение. 1986.
5. Аланина А. Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. М.:
Просвещение, 1971.

29

Приложение № 1
ПРОГРАММА АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «КАЛЕЙДОСКОП»
(срок реализации 2 года)
Педагог дополнительного образования
МЕНЬШИКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: Сентябрь
Цель: исследование имеющихся навыков и умений у учащихся.
Форма проведения: собеседование
Содержание аттестации:
Что такое аппликация? Какие виды бумаги вы знаете? Свойства бумаги.
Цветовой круг: основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки уровня:
Положительный или отрицательный ответ на вопросы.
Методика определения результата.

30

Положительный ответ на три вопроса – высокий уровень, на два вопроса –
средний уровень, на один вопрос или при отсутствии ответа на все три
вопроса – низкий уровень.
Форма фиксации результата: протокол (Приложение 1).
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: декабрь (1,2 год обучения)
Цель: оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп» (далее
программа) к указанному этапу учебного года.
Форма проведения: анализ выполненных заданий по индивидуальному
портфолио.
Портфолио. Одним из наиболее эффективных методов исследовательской
работы в области аттестации учащихся является создание личного портфолио
ученика. Портфолио - это набор работ учащихся, выполненных в течение
учебного года (практические работы по темам программы), дополненный
поисковым материалом (зарисовки, эскизы, разработки макетов, проектов и
т. д.). Портфолио используется в качестве развития у детей умения
анализировать и оценивать процесс собственного развития. Позволяет
отследить личностный рост, наглядно видеть все достижения ученика, его
авторские разработки, эскизы, последовательность в процессе выполнения
задания. Приучает ученика к бережливому отношению к своему труду,
повышает его самооценку, позволяет вести сравнительную характеристику
наряду

с работами

собственным опытом.

других

учеников,

обмениваться

полученным и

31

В создании портфолио могут принимать участие и родители ученика. В
портфолио могут отражаться способы оценки деятельности ученика его
соучениками. Выделяться достоинства работ, отражаться возникшие вопросы
и пожелания. Портфолио дает нам представление об уровне деятельности
ученика (высокий, средний, низкий).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий)
Параметры и критерии оценки портфолио:
№

1.

Параметры

Высокий

Средний

Низкий

оценки

уровень

уровень

уровень

Количество

Наличие

в Наличие

в Наличие

практических

портфолио

работ

более

портфолио

работ

портфолио

70% более от 50% до менее

практических

по практических
работ

50%

практических

70%

программе.

в

работ

по

по программе.

программе.
2.

Наличие

Наличие

в Недостаточно

дополнительных портфолио
разработок

Отсутствие

эскизов,

портфолио

и дополнительных отсутствие

эскизов,

разработок

самостоятельны

эскизов,

х работ

наличие

эскизов

и самостоятельны

и

самостоятельны

х работ

х работ

самостоятельны
х работ.
3.

в

Аккуратность

Аккуратно

Имеются

Небрежное

исполнения

выполнены

некоторые

исполнение

работы,

погрешности

в работ

32

оформленные

исполнении

работы
4.

Оригинальность Оригинальный

Стандартность

Отступление от

идеи

исполнения

заданной

замысел
композиции

темы

работы

Распределение количества работ по уровням результативности обусловлено
критериями результативности, указанными в Положении об аттестации
учащихся творческих объединений МБУ ДО «ДДТ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
г. ЕКАТЕРИНБУРГА».
Форма фиксации результата: протокол (Приложение 2).

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: май (1 год обучения)
Цель: оценка роста качества исполнительского мастерства за учебный год.
Форма проведения: коллективный (совместно с учащимися) просмотр
портфолио учащихся.
Содержание аттестации. Сравнительный анализ качества выполненных
работ

начала

и

конца

учебного

года

(выявление

роста

качеств

исполнительского мастерства).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры и критерии оценки портфолио:
№

Параметры

Высокий

Средний

Низкий

оценки

уровень

уровень

уровень

33

1.

Качество

Наблюдается

Наблюдается рост Наблюдается

исполнения

заметный

работ

профессионализма

рост профессионализма малозаметный
учащегося

учащегося

рост учащегося
или отсутствие
роста

2.

Аккуратность Аккуратно

Имеются

Небрежное

исполнения

выполнены

некоторые

исполнение

работы,

погрешности

оформленные

исполнении

в работ

работы
3.

Авторские

В

портфолио Авторские

разработки

присутствуют

разработки

авторские

выполнены

разработки,

помощью

(работа

выполненные

педагога

заданию

самостоятельно

Отсутствуют
авторские
с разработки
по

педагога)

Форма фиксации результата: протокол (Приложение 2).
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Срок проведения: май (2 год обучения)
Цель: оценка усвоения материала дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Калейдоскоп» (далее программа) в целом,
умения работать самостоятельно как автора идеи.
Форма проведения: анализ итогового авторского проекта учащегося.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры и критерии оценки авторского проекта:

34

№ Параметры

Высокий

Средний

Низкий

оценки

уровень

уровень

уровень

Идея проекта

Создание

Создание

Проект,

оригинального

авторского

имеющий

авторского

проекта,

проекта,

имеющего

не

не авторской
разработки

выполненного в конкретного
определенном

стиля.

стиле.
Наличие

Наличие

Недостаточно

Нет

дополнительно

авторских

дополнительного

дополнительного

го материала к разработок

материала (всего материала

проекту

(эскизы,

один

зарисовки,

проекта,

поиски,

эскизов,

наброски,

набросков,

вариант
мало
нет

варианты и т. поискового
д.).

материала).

Исполнение

Наличие

Наличие

Отсутствие

проекта

цветового

цветового

цветового

решения,

решения,

решения,

аккуратность

аккуратность

неаккуратность

построения,

построения,

построения,

перспективы,

перспективы,

перспективы,

отсутствие

допущены

много ошибок.

ошибок.

некоторые
ошибки

Форма фиксации результата: протокол (Приложение 2)

35

Приложение№2

Протокол результатов аттестации учащихся творческого объединения «Калейдоскоп

учебный год/

202_/202_

202_/202_

год обучения

1 год обучения

2 год обучения

Ф.И.О. учащегося / вид
аттестации
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
подпись педагога
высокий уровень (кол-во
человек)
средний уровень (кол-во
человек)
низкий уровень (кол-во
человек)

предварительная

текущая

промежуточная

текущая

итоговая

36
кол-во человек переведено на следующий год обучения
кол-во чел. оставлено для продолжения обучения на этом же
году обуч-я
кол-во человек выпущено в связи с окончанием обучения по программе
всего человек


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».