Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Английский для детей» Возраст обучающихся: 5 –7 лет Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Шмитова Мария Леонидовна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Английский для детей» Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Адресат программы 1.3. Объем и срок освоения программы 1.4. Форма обучения 1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий 1.6. Цель и задачи программы 1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного плана 1.8. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы 2.7. Список литературы Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность – социально-гуманитарная. В настоящее время отмечается высокая востребованность раннего обучения английскому языку. Раннее обучение английскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать у детей интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно – речевого такта.Язык для ребёнка – это, прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей. Программа «Английский для детей» позволит не только подготовить ребенка к обучению, но и сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического запаса. Раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволит снизить уровень стресса, благотворно повлияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка в целом. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский для детей» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Актуальность программы По мере совершенствования средств коммуникации и информационной технологии, при возрастающей личной мобильности граждан, развитии всемирной компьютерной сети всё более настоятельной становится потребность в том, чтобы каждый человек владел хотя бы одним из языков международного общения. Современному обществу требуются специалисты различных областей знаний, владеющие иностранным языком. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах и школах, но и во многих объединениях учреждений дополнительного образования. Актуальность программы заключается в возможности обучающимся овладеть английским языком как средством общения. В процессе овладения английским языком происходит взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие дошкольников с учетом возрастных особенностей. 1.2.Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет. Обучающиеся возраста 5-7 лет характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. Ребенку становится доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. В области природных явлений ребенок начинает выделять связь между животным и средой обитания, способами добывания пищи и защиты. За годы дошкольного детства ребенок приобретает ряд умственных и познавательных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюдение, использование сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник учится сравнивать предметы и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобретает способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. У младших школьников формируется произвольное внимание, готовность воспринимать новое; появляется возможность осуществлять самоконтроль, планирование и внутренний план действий. Они обладают достаточной работоспособностью, им легко даются размашистые движения, трудно – мелкие, запоминание зависит от понимания. В этом возрасте уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная, игровая. Ведущая деятельность – учение, но игра еще оказывает огромное влияние на всю жизнедеятельность младшего школьника. В программе учитываются индивидуальные, возрастные и физиологические особенности детей 5-8 лет. 1.3. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1года обучения – 36 учебных недель (72 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (академический час -40 мин). 1.4.Форма обучения -очная В программе используются следующие формы обучения: групповая работа, работа в парах, занятие-игра, занятие-путешествие, викторина, конкурс. В программе предусмотрено использование технологий дистанционного обучения (электронных образовательных ресурсов) для проведения занятий, когда учащиеся не могут присутствовать на занятии в учебном кабинете. В таких случаях (на сайте) размещаются задания, которые дошкольники вместе с родителями могут выполнить задания по теме занятия. 1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий Занятия проводятся по группам 10 человек. Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами СанПин Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (академический час -40 мин) . 1.6. Цель и задачи программы Цель программы: развитие общей культуры личности ребенка через изучение основ английского языка. Задачи: Обучающие: - обучить основам английского языка −сформировать навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи; −сформировать элементарные навыки общения на английском языке; −способствовать расширению с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем его мире и о языке как средстве познания и общения; Развивающие: - развить коммуникативные навыки −сформировать основы для развития механизма иноязычной речи в различных видах речевой деятельности Воспитательные: -формировать положительное отношение к миру −создавать положительную мотивацию к изучению английского языка средствами игровых технологий. 1.7.Учебный план Тема занятий Теория 2 Практика 2 4 Учусь считать Части тела 2 2 6 6 8 8 Животные 2 8 10 Формы аттестации /контроля Творческий портрет ( Портрет группы) Игра Творческий проект Сказка Новый год 2 4 6 Праздник Цвета 2 4 6 Моя семья 2 4 6 Фрукты. Овощи 2 8 10 Творческая работа Творческий проект Сказка Игрушки Повторение 2 2 6 4 8 6 Игра Викторина Всего 20 52 72 Приветствие. Знакомство Количество часов Всего часов Содержание программы Тема Приветствие. Знакомство. Учусь считать Теория Знакомство. Приветствие. Прощание. Микродиалоги - Способствовать развитию мотивации; - Познакомить с шаблонными фразами приветствия и прощания; - Изучить счет до 10; -Учить сопоставлять графический символ цифры с ее произношением; - Отрабатывать произношение звуков [t][Ѳ],[f][s]. Практика Фонетическая игра «Повторюшки». Разглядывание букв. Игры: «Тук-тук», «Веселая лисичка», «Угадай кто?», «Придумай имя». Изучение зарядки на английском языке. Прослушивание песни «Hello» с танцевальными движениями. Песня «One, two, three, four, five», Чтение сказки о язычке, рисование сюжета из сказки. Игра «Сколько лет», Игра «Телефон», Игра «Большие следы». Раздаточный материал на каждого ребенка: лоток с изображение цифр. Листы с заданием «Сопоставь кол-во предметов с цифрой» Части тела Животные Новый год Цвета Выучить названия частей тела на английском языке. Правильно показывать часть тела, соответствующую описанию или заданию. Тренировать понимани е фраз и употребление их в речи: «Touch your nose (ears)», «Open (close) your eyes», «Show me, please, your hands». -Учить различать домашних и диких животных; (8-10 лексических единиц) -Отрабатывать четкое произношение названий животных; - Разучить рифмовки или маленькие стишки о животных; -Познакомить с традициями празднования Нового года и Рождества в англоязычных странах; Выучитьновыйлексичес кийматериал: HappyNewYear!», «Jingle Bells», «snowman», «Santa Claus», «Christmas tree» - Способствовать формированию лексических навыков по теме: “Цвета”; (10 лексических единиц) - Совершенствовать произносительные навыки и перцептивные навыки аудирования; - Воспитывать у учащихся интерес к познанию нового, в том числе и к государственной символике британских стран и России. Разучить песню с движениями «Head and shoulders», «My teddy bear has got…», научить детей играть в игру «Santa», «Вылечим мишку от ветряной оспы». Игра «Поздоровайся с животными»; прослушивание песни «Ba – bablacksheep». Игра «Волшебные превращения Разучивание рифмовки «Pussycat, pussycat…», Игры «Лисичка», «Лесные звери» Работа с магнитной доской, раздаточный материал: карточки с изображением животных. Просмотр презентации и беседа об увиденном. Фонетическая игра «Длинно-коротко» (Дети произносят каждый звук протяжно и коротко [u], [u:]). Игра «Снежки Игра «YES OR NO» Игра «Whatismissing» Театральное представление «Новый год» (праздник у зверей). Разучиваниепесни «Jingle, Bells», Стих-е «New year day». Наша мастерская: мастерим подарки к Новому году. Фонетическая игра «Эхо»,Игры с цветами: «Назови цвет», «Угадай-ка». «Раскрась», Игра «Светофор», «Whatcolorismissing?» (Какой цвет пропал), «MATCHING (ПОДБЕРИ ПАРУ)». Игры с карточками цветов. Работа с магнитной доской, с раздаточным материалом.Песня «Red,red balloon», «If you are happy and you know it», «Fly away, little butterfly» Просмотр слайдов и видео материала по теме с произношением. Работа на развитие мелкой моторики рук (творческая работа): Раскрась флаг своей страны и Британии, назови цвета. «Моя семья» «Фрукты. Овощи» «Повторение» -Способствовать формированию лексических навыков по теме «Семья»; - Практиковать в составлении монологического и диалогического высказывания по структуре; - Тренировать в употреблении глагола have/ hasgot по образцу; - отработать звуки [ð]и[Ѳ]. - Познакомить учащихся с новыми лексическими единицами -названиями фруктов и овощей на английском языке (8-10 лексических единиц) - Тренировать их употребление в устной речи; - Повторить название цветов - Повторить весь лексический материал, изученный за год; - Отработать звуки, которые часто встречаются в лексике Игра «Расскажи о себе» Игра «Путаница». Фонетическая игра «Пчелы» Драматизация сказки «Репка» на английском языке. Разучивание пальчиковой игры. Изготовление стенгазеты (фотоколлажа) «Myfamily». Разучивание и исполнение песни «Fingerfamily». Составление презентаций о своей семье. Игра «Достань яблочко» Дети читают рифмовку: One, two, three and four, Apples, apples on the floor. One, two, three and four, Take the apples from the floor! Фонетическая игры «Хлопаем в ладоши» Игра-эстафета «Собираем урожай», «Украшаем торт» При этом употребляются фразы: Decoratethecake. Choose the fruit you like. Do you like cherries? Do you like strawberries? Do you like bananas? I like cherries. Игра «Давайсделаемсалат», «Делаемфруктовоеваренье» Работа с наглядностью (карты, игрушки). Игры – эстафеты, фонетические игры. Просмотр и обсуждение мультфильмов на английском языке. Итоговая игра с картинками, «Посчитай и ответь», «Заколдую». Итоговое мероприятие: театр, выставка, конкурс чтецов английских стишков. Беседа; Вопросы; Совместная деятельность педагога с детьми Загадки; Сюрпризный момент. 1.9. Планируемый результат Предметные: Обучающиеовладеют следующими компетентностями: − Может активно и адекватно использовать имеющийся словарный запас: минимум−50 лексических единиц в речевых образцах и 20 в рифмовках, стихах, песнях; − Умеет в повседневной жизни пользоваться грамматическими конструкциями− (речевые образцы (выражения)): Я… (имя); Мне (возраст); Я вижу… ; Я умею… ; Я люблю… ; Я имею… − Фонетически грамотно произносит звуки, отличные от русских; − Умеет внимательно слушать речь педагога, перевод ее, опираясь на ключевые слова; − Может разыгрывать небольшие сценки на английском языке с использованием игрушек; − Рассказывает стихотворения по отдельным темам программы; − Переводит слова с русского языка на английский и наоборот; показывает картинку с названным словом, называет, что или кто изображен на картинке; − Правильно использует слова и выражения в монологической речи и в игровой− деятельности; − Участвует в составлении диалогов; − Использует в деятельности считалочки, рифмовки. Метапредметные: будут сформированы коммуникативные навыки и основы для развития механизма иноязычной речи Личностные: -положительное отношение к миру -положительная мотивация к изучению английского языка .Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий 36 72 2 72 2 сентября отсутствуют 31 мая 15-30 декабря, 15-19 мая 2 раза в неделю по 1 академическому часу 2.2. 2.3.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Для реализации Программы с группой учащихся в количестве 10 человек необходимо учебное помещение. Перечень оборудования: − учебные столы; − грифельная доска; − схемы и наглядные пособия; − стенд с инструкциями по технике безопасности. Технические средства: − TVи DVD. − компьютер − магнитофон/ колонка. Кадровое обеспечение: - программу реализует педагог среднее профессионального образования в области, соответствующей профилю программы. Методические материалы: -тематические карточки «Цвета», «Формы», «Семья», «Продукты», «Времена года», «Фрукты и овощи», «Мебель», «Одежда», «Животные», «Моя комната», «Части тела»; «Транспорт» - объемные предметы разной величины и цвета (машинки, мячики, животные, кубики, куклы); - сказочные герои, игрушки на руку; - маски на голову сказочных персонажей (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, кот, собака, гусеница, бабочка, птица, пекарь, фермер, корова, курица, рыба, баба, дед, внучка, репка, кролик, божья коровка); - настольные игры «Memory», «Bingo», «Bugs»; - магнитный театр «Теремок», «Колобок»; - настольная ширма для театра. Аудиоматериалы: - песни: «Hello», «How are You? », «Good Bye»; - звуки диких животных; - звуки домашних животных; - звуковое сопровождение сказок (звуковые эффекты). 2.4.Формы аттестации /контроля. Оценочные материалы. Для успешного продвижения дошкольника в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятиях, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Формами контроля и подведения итогов реализации образовательной программы являются следующие методы: беседа, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении педагогической диагностики имеет наблюдение за ребенком в процессе деятельности, участие в проектной деятельности и выставках творческих работ. Формы аттестации включают в себя: наблюдение, проектные задачи, беседы, специальные упражнения, практические задания, оценка реализации проектов, тесты, контрольные специальные задания. Итоги могут подводиться в форме игры, анкетирования в игровой форме, конкурсов творческих работ, выставок, зашиты творческих проектов. Контроль знаний проводится в виде бесед, игровых и творческих заданий, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов (анкетирование, анализ творческих работ обучающихся и др.). 2.5.Методические материалы При составлении программы был учтен опыт специалистов по обучению дошкольников иностранному языку, таких как С.А. Сернин, Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. Методика проведения занятий иностранным языком с дошкольниками строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, лингвистических возможностей ребенка и направлена на всестороннее развитие детей. В возрасте 5-6 лет у ребенка формируется произвольное внимание, появляется способность к целенаправленной деятельности, хорошо развит речевой слух, языковая память и эмоционально-образное восприятие языка, поэтому в этом возрасте начинать изучение иностранного языка наиболее продуктивно. Дети дошкольного возраста очень коммуникабельны, у них нет еще «комплекса ошибок», характерного для взрослого учащегося. Одной из особенностей данного возраста является быстрая утомляемость ребенка, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость. Поэтому в течение каждого занятия виды деятельности меняются, переходя от подвижной игры к разговору за столом, от пения песенки - к ритмической зарядке Методическая основа курса – деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Теоретические знания даются в виде сказок, рассказов, бесед с использованием компьютерных презентаций. Учитывая возрастные особенности дошкольников, ведущими в обучении являются игровые технологииС.И. Шмакова,Д.Б.Эльконина и др. Детскими психологами доказано, что, если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. На занятиях используются методы обучения: Словесный метод обучения. Материал преподносится учащимся через беседу, рассказ и объяснение. Наглядный метод обучения. Педагог использует иллюстрации для большей наглядности и привлечения внимания учащихся на занятиях. Практический метод обучения. Учащиеся выполняют различные упражнения на закрепление пройденного материала и творческие задания для развития творческих способностей. Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Педагог готовит презентации, видео к занятиям для лучшего объяснения материала. Репродуктивный метод обучения. Учащиеся выполняют задания, связанные с темой на каждом занятии. Игровой метод обучения. Используется для привлечения внимания учащихся и для повышения мотивации для изучения английского языка. На занятиях используются также воспитательные методы обучения: Поощрение. После каждого выполненного задания педагог поощряет учащихся для повышения мотивации к дальнейшему изучению английского языка. Мотивация. Педагог использует данный метод с целью проявления у учащихся большего интереса к изучению английского языка. Чтобы поддержать здоровье учащихся, на занятиях проводятся подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые упражнения, упражнения для глаз. 2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы Рабочая программа представлена на сайте МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной в разделе «Образовательная деятельность» 2.7 Список литературы 1. Астафьева, М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 64с. 2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с. 3. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С.132. 4. Зайкова О.А. Увлекательный английский. 3-9 классы: внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009. 5. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1978. 6. Иванова М.В. Английский для самых маленьких. – М., АСТ-Астрель, 2006. 7. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. 8. Каркусова Д.М. Учим английскому языку, играя. Пособие для учителей. – Ростов н/Д., Феникс, 2007. 9. КлементьеваТ.Б., БоумаЭ. Path to the World. Английский язык для дошкольников: в 2 ч. - М., Вентана-Граф, 2012. 10. Кле М. Психология подростка. – М., 1991. 11. Кулиш, В. Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Донецк: Сталкер, 2001. - 320с 12. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. – М.: 1983. 13. Леонтьева А. Л. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1976. — №1. 14. Лыкова Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников2011.-96 с. 15. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. – М.; Просвещение, 1990. 16. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск: 1999. 17. Павлова Т. П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку // ИЯШ. – 1995. – С.46-48. 18. Пидкасистый П.И. Методы и формы контроля в педагогике. М.: Просвещение, 2000г. 19. Подласый И.П. Педагогика. М.:Просвещение, 2002г. 20. Протасова, Е.Ю. Обучение дошкольников иностранному языку. Программа «Littlebylittle»/ Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009. 21. Сурова И.И., Буров А.В. Английский язык. Словарик. Песенки. Игры. – М., ОЛМА Медиа Групп, 2007. 22. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. – М.: Просвещение, 1979. 23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 24. Федорова Г.Н. Игры на уроке английского языка – Москва: ИКЦ (МарТ); Ростов-наДону: Издательский дом «Матр». 25. Хенина Н.В. Игры на уроках английского языка.—Барнаул: 2006. 26. Шаталов А.А. Психолого-педагогическая диагностика качества образования. М.: «Школьные технологии», 2008г 27. Эльконин Д.Б. Психология игры,— М.: 1988.