Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Инициатива» Возраст обучающихся: 12 - 18 лет Срок реализации: 1 год объем программы: 144 часа Автор-составитель: Кузнецова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инициатива» Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Адресат программы 1.3. Объем и срок освоения программы 1.4. Форма обучения 1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий 1.6. Цель и задачи программы 1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного плана 1.8. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации/оценочные материалы 2.4. Методические материалы 2.5. Список литературы Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы – социально-гуманитарная Будущее страны зависит от того, какова нравственная основа молодого поколения. Необходимо, чтобы граждане активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая защиту государственных интересов и поступательное развитие социума. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями являются гражданственность и патриотизм. Сегодня практически каждое цивилизованное государство огромное внимание уделяет вопросам развития социальной активности граждан своей страны, формированию их правовой, политической, экономической культуры, высокого уровня гражданственности и сознательности. Дети – социально – активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, насколько они готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инициатива» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 11. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 12. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Актуальность программы Традиции волонтерского движения в России возрождаются. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и не только в таких крупных городах как Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение предполагает участие учащихся в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических акциях и других. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социальнозначимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Отличительной особенностью данной программы является сотрудничество детей и взрослых, тесное взаимодействие участников объединения и общественности, через совместное проведение мероприятий, поддержку инициативности подростков и молодежи для решения социально значимых проблем. Программа дополнительного образования «Инициатива» предусматривает развитие инициативы и самостоятельности волонтеров, включение их в разнообразную творческую деятельность. В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений. Программа дополнительного образования «Инициатива» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. Отличительные особенности программы Новизна программы обусловлена введением современных форм и методов работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также активным участием в мероприятиях, акциях и активной жизни общественной «Российское движение школьников». Программа позволяет в интересной и актуальной, соответствующей возрасту форме, способствовать развитию личности ребенка, формировать эмоционально-волевую сферу и восполнять необходимые для ребенка знания о социальной жизни. Образовательная программа «Инициатива» содержит основы знаний и умений волонтерской деятельности, которая стала актуальной в последнее время среди подростков. Ведь именно в этом возрасте молодые юноши и девушки начинают поиск себя в обществе. И самый страшный враг подросткового кризиса – это чувство собственной ненужности. Участие в жизни волонтерского движения позволяет почувствовать себя важной единицей общества, понять значимость собственной деятельности, раскрыть свои таланты, научиться взаимопомощи, толерантности, а также развить личностные качества. Составительская образовательная программа «Инициатива» разработана на основе программ: - Т. Алехина «Азбука успеха» - Киев, 2011г.; - Н. В. Щербакова «Я - целый мир» - Москва, 2013г; - Кузнецова Н.А. Волновая концепция воспитания. Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012, - Арсеньева Т.Н., Зотова В.А., Маслова Д.Д., Покровский Д.Е., Федоров А.С. Теоретико-практические основания развития добровольческого движения: Методическое пособие / Под ред. В.С. Басюка, заместителя президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора РАО; А.А. Крюковой, кандидата педагогических наук. – М.: Изд-во…, 2018. – 209 с. Отличительной особенностью данной образовательной программы является использование в обучение современных психолого-педагогических технологий, расширение содержания учебного материала. 1.2. Адресат программы Возраст детей – с 12 до 18 лет. Программа составлена с учётом возрастных особенности детей средней и старшей школы (1218 лет). Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные меж индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой, – происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Общение со сверстниками имеет огромное значение для подростков. В виду того, что у подростков формируются новые ценности, интересы, которые больше понятны и близки сверстнику, нежели взрослому, отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности. Для детей в подростковом возрасте характерно: -целеустремленность, настойчивость, импульсивность; -неустойчивость может сменяться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-то делать; -повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; -потребность в общении сменяется желанием уединиться; -развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; -романтическое настроение порой граничит с цинизмом и расчетливостью; -нежность и ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Такое нестабильное поведение подростка является прямым отражением его внутреннего состояния в этот возрастной период. Причина психологических трудностей в подростковом возрасте связана с половым созреванием и неравномерностью появления новообразований. Как последствие таких сбоев в организме характерная эмоциональная неустойчивость подростка, нарушения в волевой сфере. Одно из важнейших новообразований – чувство взрослости и собственный взгляд на жизнь часто является благоприятной почвой для нарастания депрессивных состояний из-за мнимого непонимания со стороны взрослых и сверстников. Поэтому важной частью в развитии личности подростка является помощь в самопознании и решении внутри личностного конфликта ребенка. 1.3. Объем и срок освоения программы Образовательная программа «Инициатива» рассчитана на 1 год обучения. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общий объем освоения программы 144 часов. 1.4. Форма обучения Форма обучения – очная, возможно дистанционное обучение. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, индуктивный, дедуктивный, объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-поисковый, игровой, создание эмоционально-нравственных ситуаций, дискуссионный. Наиболее эффективный современный метод – АФО - активная форма обучения. Учит работать в паре, в четверке, а затем в группе. Дети учатся говорить, выражать и отстаивать свою точку зрения, слушать, слышать и слушаться другого, такого же, как и он сам. Сегодня на занятии он подчиненный, а завтра – лидер. Этот метод формирует и коммуникативные способности воспитанников, и коллектив. Но самое главное, через этот метод, как через собственно – пережитый опыт, обучающиеся усваивают категории ценностей жизни истину, которая, как известно, рождается в споре. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы обучения: занятие-беседа, занятие - диалог, занятие- размышления (над прочитанным, просмотренным и т.п.), итоговое занятие – диалог или ресурсный круг по модулю программы, практическое занятие (работа над заданием в рабочей тетради, работа с мультимедийным приложением), праздник, презентация по теме. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, проблемного обучения, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, медиа образовательные. 1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий Количество детей в группе – 7-15 человек Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим регулируется нормами Сан. Пин, Занятия рекомендуется проводить - 2 занятия в неделю по 2 академических часу. После каждого часа занятий устанавливается перерыв 10 минут для отдыха учащихся и проветривания помещений. 1.6. Цель и задачи программы Цель: развитие гражданской активности и социализация детей средствами волонтёрской деятельности. Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов определены следующие задачи: Обучающие: -сформировать первоначальные представления о волонтёрстве, добровольчестве; - познакомить с историей добровольчества в России и в мире; -обучить методам и приёмам волонтерской(добровольческой) деятельности и условиями применения методов волонтерской деятельности в добровольческих акциях; -сформировать представления о различных формах, методах, технологиях работы добровольца (волонтёра) -обучить навыкам социального проектирования и конструирования социальных акций; -сформировать систему практических знаний, умений и навыков в области работы с людьми различных социальных категорий в условиях социально-значимой деятельности; -обучение основам работы с различными видами информации. Развивающие: -развить организаторские умения и навыки, коммуникативные способности, умение работать в команде; -развить положительную мотивацию к участию в общественной работе; -развить навыки самоорганизации; -развить навыки коммуникации и сотрудничества; Воспитательные: -формировать потребность и способность к улучшению окружающей жизни; -воспитывать толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости; -формировать активную гражданскую позицию; -формировать потребности в добровольческой деятельности; Воспитательный потенциал программы Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, развития их кругозора, стимулирование любознательности, воспитание самостоятельности и самокритичности. Задачи воспитательной работы: • воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию, нравственному развитию; • воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое соперничество, смелость, выносливость; • познакомить учащихся с историей развития волонтерского движения в России, с выдающимися личностями в волонтерской деятельности России. Ожидаемые результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с историей развития волонтерского движения в России, у них будет сформировано чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее судьбу. Обучающиеся будут демонстрировать уважение к окружающим и их труду (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса), будут сформированы умения работы в команде, настойчивость в достижении цели, умение доказывать и достигать свои цели, активная гражданская позиция и патриотизм. Формы проведения воспитательных мероприятий: акции, открытые занятия. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). 1.7. Содержание программы Программа волонтерского отряда «Инициатива», содержит 6 блоков, включающих все виды волонтерской деятельности: - пропаганда волонтерского движения; -милосердие; -наглядная агитация; - спорт и здоровый образ жизни; - творчество; - экология; Каждый блок предполагает образовательную часть и воспитательные мероприятия, а также неотъемлемое взаимодействие детей и родителей. Учебно-тематический план к программе «Инициатива» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование разделов и тем Вводное занятие Пропаганда волонтёрского движения Милосердие Наглядная агитация Спорт и здоровый образ жизни Творчество Экология Итоговые занятия Итого учебных часов В том числе 3 16 В том числе Теория Теория 2 1 4 12 32 20 12 8 20 12 15 32 16 10 4 10 6 2 11 22 10 8 144 48 96 Форма контроля Опрос Проект Проект Творческая работа Проект Проект Акция Творческая работа Содержание учебно-тематического плана Тема 1. Вводное занятие Теория: Инструктажи поведения в местах массового скопления, на улице. История возникновения, направления деятельности добровольчества. Направления работы волонтерских организаций. Действующие нормативно-правовые основы деятельности волонтеров в РФ. Практика: - Игра «Я волонтер»; - Упражнение «Снежный ком»; - Упражнения «Волшебные очки», «Комплименты», «Я могу, я умею»; - Создание и представление проектов «Давайте знакомится это я»; - Круглый стол «Принятие девиза отряда»; - Торжественное вручение волонтерских книжек и значков отряда; Тема 2. Пропаганда волонтёрского движения Теория: Структура самоуправления в волонтерском отряде. Законы отряда. Историческая справка о тимуровском движении. Практика: -Круглый стол «Принятие девиза отряда» -Видео - фильмы «Из истории Тимуровского движения» Тема 3. Милосердие Теория: Понятие слов «Добро», «Милосердие», «Забота», «Уважение», «Дружба», «Любовь». Чувство уважения друг к другу. Тонкая грань между уважением и чувством страха. Дружба истинная и ложная. Доброта, милосердие к людям и животному миру. Интересные факты о популяции разных животных в нашей области. Знакомство с «Красной книгой». Практика: - Оказание помощи престарелым людям, и ветеранам труда; -Участие в акциях: * «Твори добро»; * «Подарок другу»; * «Помощь животным»; * «Вторая жизнь интересным книжкам»; * «Дети-детям»; * «Письмо солдату»; * «На защите мира»; * «Голубь мира»; * «Мы вместе»; -Участие во Всемирном Дне доброты; -Уроки милосердия и доброты»; - Круглый стол на тему «Необходимость защитных мер для животных Урала»; - Создание проекта «Красная книга Нижнего Тагила»; - Проведение акции «У каждого есть право быть сытым»; - Выезд в приют для домашних животных; -Подготовка и участие в городском празднике благотворительности «Белый цветок»; Тема 4. Наглядная агитация Теория: История наглядной агитации. Необходимость наглядной агитации волонтёру. Правила создания листовок, буклетов, брошюр. Практика: -Выпуск стен. газет; -Сбор информации для буклетов, их разработка и выпуск на темы: «Правила поведения на дорогах», «Безопасность в праздники», «Правильное питание - это просто», «Ваше здоровьев ваших руках», «Нет-наркотикам»; - Распространение буклетов в образовательных организациях и на улицах города; -Организация конкурсов рисунков, плакатов; -Организация творческих работ (сочинений, мини-презентаций, поделок) Тема 5. Спорт и здоровый образ жизни Теория: Основные правила здорового образа жизни. Знакомство с биологическими ритмами организма человека. Профилактика вредных привычек Практика: -Организация походов, экскурсий в лесопарковую зону; -Выходы в образовательные учреждения с агитацией, вовлечение учащихся в спортивные объединения; -Выпуск стен. газет о здоровье, об известных спортсменов района; - Проведение акции «День отказа от курения»; -Интересные встречи с медицинскими работниками. Беседы о здоровом образе жизни; -Разработка спортивно-игровой программы «За спорт и здоровье» для выездных мероприятий; -Выходы в детские учреждения города с агитацией «Мы выбираем ЗОЖ»; -Неделя «Только здоровые привычки»; -Весёлые блиц - турниры Тема 6. Творчество Теория: Основы организации досуговой деятельности детей. Школа мастерства юных вожатых. Практика: -Организация и проведение праздников, посвящённых всем календарным датам. (написание сценариев, подбор игр, конкурсов, изготовление атрибутов, разучивание стихов, сценок, подготовка агитационных бригад, иных номеров художественной самодеятельности); -Изготовление поздравительных открыток, поделок к праздникам, посвящённым календарным датам; -Организация и проведение игровых программ для детей детского дома; -Участие в выставках декоративно-прикладного творчества (районных, городских, всероссийских) Тема 7. Экология Теория: Интересные факты об экологии нашего города, области, страны. Информационная справка о загрязнении окружающей среды на разных временных отрезках. Краткая презентация самых крупных организаций, деятельность которых посвящена сохранению окружающей среды в городе и в стране. Практика: - Участие в городских, всероссийских акциях экологической направленности; -Участие в творческих выставках экологической направленности; -Участие в международной экологической акции «Час земли» - Разработка листовок, буклетов на темы: «У мусора есть свой дом», «Сохраним чистоту нашего города», «Посади дерево и сохрани его». Распространение их на улицах города; -Экологические субботники Тема 8. Итоговые занятия Теория: Волонтерство. Добро. Милосердие. Практика: - Работа по обмену опытом с другими волонтерскими организациями; - Круглый стол на тему «Год, прошедший под знаком «добра»; - Индивидуальные мини - презентации о проделанной работе; - Торжественное награждение благодарственными письмами. 1.8. Планируемые результаты Предметные результаты: -получат первоначальные представления о волонтёрстве, добровольчестве; - познакомятся с историей добровольчества в России и в мире; -обучатся методам и приёмам волонтерской(добровольческой) деятельности и условиями применения методов волонтерской деятельности в добровольческих акциях; -сформируются представления о различных формах, методах, технологиях работы добровольца (волонтёра) -обучатся навыкам социального проектирования и конструирования социальных акций; -сформируется система практических знаний, умений и навыков в области работы с людьми различных социальных категорий в условиях социально-значимой деятельности; -обучатся основам работы с различными видами информации. Метапредметные результаты: -разовьются организаторские умения и навыки, коммуникативные способности, умение работать в команде; -разовьётся положительная мотивация к участию в общественной работе; -сформируется познавательная и социальная активность; -сформируется опыт взаимодействия с участниками социально-значимых мероприятий, опыт участия в общественно-полезной деятельности, с людьми различных социальных категорий -сформируются навыки самоорганизации; -сформируются навыки коммуникации и сотрудничества; Личностные результаты: -сформируется потребность и способность к улучшению окружающей жизни; -разовьются толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости; -сформируется активная гражданская позиция; -сформируется потребность в добровольческой деятельности; № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Раздел №2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2024 год Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 Количество часов в неделю 4 Количество часов в учебном году 144 Недель в I полугодии 20 Недель во II полугодии 16 Начало занятий 20 января Каникулы отсутствуют Выходные дни 1-8 января,23февраля, 8 марта, 1 мая,9 мая Сроки проведения аттестации Май, декабрь Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа 2.2. Условия реализации программы Программой предусмотрено проведение занятий в кабинете, оборудованном для работы штаба волонтерского движения. Материально-техническое обеспечение: Оборудование: - учебная магнитная доска – 1 шт., - столы ученические – 10 шт., - стулья – 10 шт., Технические средства обучения: - компьютер – 1 шт., - проектор – 1 шт., - музыкальный центр – 1. Дидактический материал: - наглядно-иллюстрационные пособия, - творческие задания, - методические разработки занятий и тренингов. Библиотечка: - методическая литература, - CD-диски, - видеоматериалы. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия Особенности организации образовательного процесса В основе программы лежит принцип учета возрастных и психологических особенностей обучающихся, реализация которого происходит посредством отбора содержания программы. Для успешного освоения программы возможно использование ресурсов сетевого взаимодействия: использование кадровых, материально-технических ресурсов, волонтёрских центров, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, НКО и др. Методы обучения На занятиях рационально сочетаются различные методы и приемы преподавания: ⎯ наглядный (схемы, социальные видеоролики, таблицы); ⎯ словесный (рассказ, беседа, диалог, объяснение, проблемные ситуации); ⎯ практические (написание эссе, составление информационных буклетов, листовок, социальных плакатов, написание игровых программ, сценариев мероприятий, написание социальных проектов, подготовка и проведение социально-значимых мероприятий, использование игровых моментов при проведении мероприятий: деловые, ролевые игры, игры на развитие внимания, памяти и др.). Формы организации образовательного процесса. Ведущей формой организации образовательного процесса является групповое комбинированное занятие, предполагающее значительную активность, самостоятельную и коллективную деятельность обучающихся, их содержание предполагает сочетание освоения теоретического материала и практическую деятельность (уличная акция, информационная акция, «трудовой десант»). Формы организации учебного занятия. Формы организации учебного занятия: дискуссия, беседа, игра, тренинг, практикум, лекция, анализ конкретных ситуаций, решение «кейсов». Педагогические технологии. Методологической основой программы является деятельностный подход, реализуемый в образовательном процессе посредством использования элементов педагогических технологий: • личностно-ориентированные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология): изучение и учёт психологических особенностей, возможностей и интересов обучающихся, создание ситуаций успеха; • игровые технологии: ролевые игры с распределением должностных обязанностей участников для формирования навыков сотрудничества, развития инициативности; деловые игры для формирования навыков развития в различных социальных ситуациях, моделирование деятельности в конкретной социальной обстановке (деловая игра «Бюрократ», ролевая игра «Необитаемый остров»); • технологии группового обучения: разделение обучающихся на группы для решения конкретных, одинаковых или дифференцированных задач, позволяющее создавать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных, организаторских и творческих способностей, посредством взаимодействия в процессе выполнения групповых заданий и самостоятельной работы, организация и проведение коллективно-творческих дел; • технология проектной деятельности: способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом (социальные проекты «Твой выбор», «Мы вместе», «Доступная среда», «Они живы…»); • информационно - коммуникационная технология (применение ИКТ способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность) (разработка информационного буклета, листовки, флаера, социального плаката, социального видеоролика). 2.3. Формы аттестации/оценочные материалы Для выявления результатов усвоения программы подростками используются следующие методы: -опрос, анкетирование; -наблюдение; -беседы. Подведение итогов проводится в виде социально-значимых акций. 2.4. Методические материалы Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме в соответствии с основными дидактическими принципами и возрастными особенностями: • Системность подачи материала; • Наглядность; • Доступность; • Игровая и тренинговая форма занятий. На занятиях с подростками используются следующие основные методы и формы: 1. Тренинговые упражнения 2. Арт-терапия 3. Методы самопознания На занятиях используется практическая работа, которая направленна на изучение ребенком своей личности, открытие новых возможностей и преодоления барьеров; теоретический курс лекционных занятий, которые освещают интересные и важные для подростка темы. Образовательная программа обеспечена необходимыми материалами: учебными, дидактическими и наглядными пособиями, что повышает эмоциональное восприятие учебного материала и эффективность занятия в целом. Отличительной чертой является индивидуальная работа с каждым подростком, направленная на установление эмоционально-волевой сферы, а также на постановку активной гражданской позиции. При изучении программы используются различные педагогические технологии: личностноориентированное обучение, метод творческих проектов, интерактивные и игровые технологии. Структура каждого занятия неоднородна, и связана в первую очередь с с тематической направленностью. Каждое занятие представляет собой смену различных по своему характеру и форме фаз. Структура занятий может состоять из нескольких фаз, которые могут переставляться местами, заменяться другими фазами, вообще не использоваться в занятии. 1 фаза – коммуникативная. Цель: раскрепощение эмоций детей, создание атмосферы значимости каждого участника группы, установление доброжелательных связей между детьми и педагогом. Обычно используется несколько игр с употреблением имен детей, участвующих в занятии. 2 фаза – интеллектуально-развивающая. Цель: развитие тех или иных способностей ребенка в группе. В этой фазе используются дидактические игры, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Задания могут быть как индивидуальные, так и групповые. 3 фаза – информационно – обучающая. Цель: донести до осознания ребенка нужную, с точки зрения педагога информацию или научить чему-то новому. Данная фаза обязательно присутствует на каждом занятии, но не является его ядром, а носит скорее вспомогательный характер. 4 фаза – проектная. Цель: создать условия для выражения творческих идей в готовый продукт 2.5. Список литературы Литература: 1. Александров, Ю. А. Психофизиология. Учебник для вузов / Ю. А. Александров. — СПб.: Питер, 2001. — 491 с. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004. — 270 с. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. — М., 1994. — 39 с. 4. Блонский П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. — М.: Просвещение., 1964. — 128 с. 5. Валентинова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста / И.Е. Валентинова. — М.: Просвещение, 2001. — 237 с. 6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 324 с. 7. Крысько В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега—Л, 2006. — 352 с. 8. Кулагина В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 464 с. 9. Куписевич Ч. Основы общей дидактики // — М.: Высшая школа, 1986. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. — М.: Сфера, 2004 — 320 с. 10. Обухова Л. Ф. Детская психология:. — 2-е изд., стереотип. — М.: Тривола, 1996. — 360 с. 11. Федоров А.С. Арсеньева Т.Н., Зотова В.А., Маслова Д.Д., Покровский Д.Е., Теоретикопрактические основания развития добровольческого движения: Методическое пособие / Под ред. В.С. Басюка, заместителя президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора РАО; А.А. Крюковой, кандидата педагогических наук. – М.: Изд-во…, 2018. – 209 с. 2. 3. Литература для обучающихся: 1. Аниконова Т.Г. Народные игры: учебное пособие /Т.Г Аниконова ,- Белгород: ИПЦ ”Политерра”, 2004 - 76с. 2. Ворочева, И Волонтеры спешат на помощь / И. Ворочева // Библиотека. - 2008 № 7 3. Гайдар А.П., Тимур и его команда. Рассказы, Ростов - на - Дону; И.Д. “ Проф - Пресс”, 2017 - 128с 4. Гордиенко А.В. : Правило дорожного движения для детей Издательство: Феникс - Премьер, 2013г 5. Долбишева А.Ю. «100 поделок из бумаги»-2004 6.Островок безопасности. / Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич, Минск, 2010. 7. Майорова Н.П.Обучение жизненноважным навыкам. СПб., 2006. 8.Школа без наркотиков. / Под ред.Л.М. Шипициной, Е.И. Казановой, СПб, 2001г Интернет-ресурсы: http://www.scienceforum.ru/2016/1892/24691 Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. – Астрахань , 2012, с.12. http://pandia.ru/text/79/071/5100.php http://открытыйурок.рф/статьи/553465/ Всеобщая Декларация Добровольчества. www.udc-v.narod.ru/dokymentu-2.html.