Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ЗАБАВНАЯ КЛАССИКА МЯГКОЙ ИГРУШКИ возраст учащихся: 8-10 лет ,срок реализации: 1 год объем программы: 144 часа Автор-составитель: Щавровская Людмила Николаевна Педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Программа «Забавная классика мягкой игрушки» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей любого уровня начальной подготовки, детей без подготовки. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходит через игрушку. Именно игрушка является предметом умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, развивает во время игры воображение, мышление, формирует чувство формы и цвета. Особую любовь у детей вызывает мягкая игрушка – один из древних видов декоративноприкладного творчества. Мастерство изготовления игрушек было известно у многих народов нашей страны. И сегодня лучшие художественные традиции швейной игрушки из лоскутков, различных видов тканей и меха развиваются в современной промышленности и авторской игрушке, становятся востребованным трендом, создают особую развивающую среду для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, приобщают к профессии, раскрывают лучшие человеческие качества. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 3 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы – художественная. Актуальность программы выражается в раннем приобщении к навыкам рукоделия как пространству развития образного мышления, способности развития оригинальности и самобытности в процессе познания себя и окружающего мира через создание своими руками игрушек из текстиля. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, стратегической направленностью в воспитании ребёнка XXI века становится подготовка человека, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания на практике. Знакомство с искусством рукоделия развивает моторику рук, пластичность пальцев, ум, смекалку, и воспитывает ребенка как созидателя. В ходе освоения программы обучающиеся принимают активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводят необходимые расчеты, обучаются приемам экономии материалов и ответственности – то есть, приобретают универсальные профессиональные навыки, которые пригодятся им в учебной и 4 профессиональной деятельности в дальнейшем. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, обучающиеся учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе. Отличительные особенности программы состоят в использовании личностно-ориентированного и комплексного подходов в реализации программы. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя в выбранной деятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она доступна для любого ребенка, основана на развитии интереса детей к изготовлению мягкой игрушки, способствует формированию таких личностных качеств, как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Адресат программы. Программа адресована учащимся в возрасте 8-10 лет. В возрасте 8-10 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. На занятиях рукоделием продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку. Стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей, развивают мелкую моторику рук, что способствует лучшему усвоению новых знаний и умений, помогают развивать чувство прекрасного, пробуждают интерес детей к новой деятельности. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора, главным условием является желание ребенка заниматься изготовлением мягкой игрушки. Оптимальное количество обучающихся в группе - от 10 до 12 человек. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 4 часа Длительность одного академического часа – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Объем программы – 144 часа. Срок освоения программы - 1 год. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по следующим темам: «Веселые снеговички», «Забавные пингвины», «Снежинки», «Совушка», «Лисички-сестрички», «Радужные панды», 5 «Игрушка-подушка Котик» и другие. Уровень программы – стартовый, что предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: индивидуально-групповая, групповая. Индивидуальная работа с учащимися заключается в разработке новых идей в изготовлении поделок и сувениров, раскрытие закономерности цветовых сочетаний. Использование технологических карт и соблюдение технологии в изготовлении игрушек. Обучение создавать своими руками оригинальные ручные декоративные изделия. Групповые занятия: обучение технологии изготовления мягкой игрушки, подбору материалов и фурнитуры для изготовления поделок, декоративному оформлению своих работ. Совместная работа позволяет вовлечь всех детей в процесс творчества. Виды занятий: практические занятия, беседа, лекции. Формы подведения итогов реализации программы: фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ» с элементами викторины, организационные просмотры изделий для проверки аккуратности, внимательности, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Контроль осуществляется на каждом занятии, в течение всего периода обучения. При оценке знаний, умений и навыков обучающихся педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося. Цель и задачи программы Цель: получение базовых навыков по декоративно-прикладному искусству в ходе освоения технологии изготовления мягкой игрушки. Задачи Обучающие: − познакомить учащихся с историей возникновения мягкой игрушки; − сформировать умения работать с различными материалами: (нитки, ткани, клей, бумага, инструменты, приспособления, набивочный материал, разновидности и элементы декора); − научить правильно организовывать свое рабочее место; − привить навыки соблюдения техники безопасности; − способствовать овладению техническими навыками и приемами выполнения различных строчек и швов; − обучить основам технологического изготовления мягких игрушек; научить декорировать игрушку. 6 Развивающие: − развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; − развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; − развивать усидчивость, аккуратность. − развивать моторику рук, глазомер. Воспитательные: − приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; − формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; − воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; − воспитывать уважение и любовь к труду; − формировать потребность учащихся к саморазвитию; − развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; − поддерживать мотивацию к обучению; − культивировать положительный эмоциональный фон настрой на занятиях. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении декоративно-прикладного искусства через изучение народных ремесел. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать самостоятельную способность к созданию мягкой игрушки народных сказок на базе полученных знаний. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с народными ремеслами и традициями народов России, будут демонстрировать желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся будут уметь самостоятельно создавать мягкие игрушки по мотивам народных сказок и легенд. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: 7 • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). Планируемые результаты Предметные результаты. В результате освоения программы, учащиеся будут знать: − истоки возникновения мягкой игрушки; − технику выполнения швов, используемых в пошиве игрушек; − правила техники безопасности; − правила организации рабочего пространства; − виды ниток; − технологию изготовления мягкой игрушки; − виды тканей, используемых для изготовления мягких игрушек; − способы набивки мягкой игрушки; − приемы декоративного оформления игрушки. Уметь: − пользоваться выкройками-лекалами; − производить раскрой деталей; − вырезать аккуратно детали кроя; − выполнять швы, применяемые в пошиве игрушки; − работать с инструментами, соединять детали игрушки; − набивать части игрушки; − оформлять игрушку; − изготавливать игрушку на заданную тему; − самостоятельно создавать новые оригинальные образы, использовать цвет как средство передачи настроения; − работать с горячим клеем, соблюдать технику безопасности. Метапредметные результаты. В результате освоения программы, учащиеся получат начальные умения: − планировать и осуществлять свою деятельность; − оценивать свои возможности в достижении поставленной цели; − создавать схемы-выкройки для решения различных познавательных задач; − оценивать свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований, условий, корректировать в соответствии от ситуации; − проявлять толерантность, терпимость в коллективе; − выслушивать другие мнения, а также формировать, отстаивать и аргументировать свое мнение; − обогащать словарный запас (терминология рукоделия); 8 − осуществлять сотрудничество и совместную деятельность; − работать индивидуально и в группе; Приобретут − развитую фантазию, наблюдательность, художественный вкус; − образно - объемное воображение, чувство цветовых сочетаний; − культуру пошива и создания поделок; − развитую мелкую моторику рук и глазомер. Личностные результаты. − развитие доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи и взаимовыручки; − развитие навыков коммуникации (работа в группе); − осознание важности художественной культуры как средства общения и самовыражения; − расширение кругозора, обогащение словарного запаса; − заинтересованность к практическому изучению рукоделия; − увеличение уровня уважения и любви к труду. Учебный (тематический) план № п/п Название темы, раздела Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 4 2 2 2 3 Ручные швы Виды игрушек 8 4 2 2 6 2 4 Игрушки из пряжи 10 2 8 5 Плоские игрушки и аксессуары из фетра 16 2 14 6 Объемные игрушки из флиса. Промежуточный контроль 72 8 64 7 Сувениры к празднику 12 2 10 8 Творческий калейдоскоп забавной игрушки. Коллективная работа 8 - 8 Форма аттестации/контроля Входящее тестирование Контрольная работа Устный опрос Анализ творческой работы, выставка Анализ творческой плоской работы, выставка Анализ творческих работ Выставка. Устный опрос. Практическая работа Анализ творческой работы, минивыставка Творческий проект. Педагогическое наблюдение 9 9 Итоговое занятие, итоговая аттестация 10 2 8 всего часов: 144 22 122 Устный опрос. Тестирование Итоговая выставка Содержание учебного (тематического) плана. 1. «Вводное занятие» Теория. Знакомство. Цели, задачи, план работы объединения. Техника безопасности, знакомство с инструментами, фурнитурой. Материаловедение: ткань для изготовления игрушек: (фетр, флис). Материал для набивки игрушек (синтепон, синтепух). Шерстяные нитки. Практика. Игры на знакомство, сплочение коллектива. Подбор сочетающихся цветов. Определять ткани на ощупь. Игры на развитие воображения. Входящее тестирование 2. «Ручные швы» Теория. Ручных швы и их применение на практике. Инструменты и приспособления для рукоделия (нитки, ткани, сантиметровые ленты, лекала, фурнитура). Ручные иглы (разновидности и назначение). Подбор наперстка. Виды ножниц, их применение. Практика. Выполнение образцов с помощью ручных швов («вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «шов через край», «потайной»). Применение их в выполнении мягкой игрушки. 3. «Виды игрушек» Теория. Виды игрушек и их назначение. История создания мягких игрушек. Наглядные пособия, образцы игрушек. Эскизирование игрушек. Практика. Игра «Ой, ой, кто такой? Угадай-ка». 4. «Игрушки из пряжи» Теория. Пряжа для игрушек. Игрушки из ниток. Помпон из шерстяных ниток. Игрушка из помпона «Лесовичок». Технология сборки игрушек из ниток. Практика. Игра «Ниточка без иголочки». Изготовление помпона из пряжи. Соединение помпонов в игрушку. Оформление игрушек с помощью декоративных элементов (глаза, нос, рот, тесьма, ленточки). Выставка работ. 5. «Плоские игрушки и аксессуары из фетра» Теория. Плоские игрушки из фетра, аксессуары. Выбор материала и фурнитуры. Техника безопасности при работе с горячим клеем. Практика. Выбор образца. Раскрой игрушки, склеивание деталей. Декорирование игрушки. Выбор образца сумочки-косметички или чехла для телефона. Технологическое изготовление - сшивание деталей. Выставка работ. 6. «Объемные игрушки из флиса». Промежуточный контроль Теория. Объемные игрушки из флиса. Выбор материалов, инструментов и фурнитуры для изготовления игрушек. Техника набивки игрушки. Традиционные русские игрушки. Культура народов России. 10 Практика. Выбор образца. Техника безопасности при работе с колющережущими инструментами. Построение выкройки игрушки. Технологическое изготовление: (сшивание деталей, набивка наполнителем, декорирование). Оформление готовой работы. Выставка работ. Игрушки по мотивам народных сказок и легенд. Технология изготовления угрушек; Игрушка функциональная «Игольница» (полу объемная - 2 детали). Технология изготовления игрушки; Игрушка «Мышка» (объемная 3 детали). Технология пошива игрушки; Игрушка «Цыплёнок» (работа с круглыми, объемными формами). Технология изготовления мягкой игрушки; Игрушка «Карандаш» (работа с конусными формами). Технология изготовления игрушки; Игрушка «Котик» (Игрушка, мини-подушка. Работа над характером и эмоциями). Технология пошива игрушки; Игрушка «Мяч» (Объемная - 12 деталей. Работа над подбором цветосочетаний. Обучение ровному вырезанию элементов-деталей). Технология изготовления мягкой игрушки. Проведение промежуточного контроля. 7. «Сувениры к празднику» Теория. Правила конструирования сувениров. Правила изготовления и оформления тематических сувениров и подарков. Практика. Выбор технологии изготовления сувениров по тематике праздника (Новый год, 8 марта, Пасха, 23 февраля, 9 мая). Изготовление и декоративное оформление сувениров и подарков. 8. «Творческий калейдоскоп забавной игрушки», коллективная работа» Практика. Выполнение работ по пройденным темам. 9. «Итоговое занятие, итоговая аттестация» Теория: Подведение итогов за учебный год. Практика. Итоговое тестирование. Выставка работ. 11 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесс 10 11 12 Окончание учебного года Сроки проведения аттестации Режим занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 36 36 4 144 16 20 1 сентября отсутствуют 6 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая 31мая 15-30 декабря, 15-30 мая 1 раз в неделю по 4 академических часа Условия реализации программы Материально-технические условия 1. Помещение для занятий - учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. 2. Оснащенность кабинета: - столы, стулья; - шкафы для хранения материалов, инструментов, образцов, пособий, методической литературы; 3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер, интернет-ресурсы. 4. Материалы, необходимые для реализации программы на год (обеспечиваются родителями/законными представителями): − Бумага для принтера (1 упаковка) в год на всех обучающихся; − Флис (2 метра) на каждого обучающегося в месяц; − Фетр (2 метра) на каждого обучающегося в месяц; − Нитки для шитья (10 катушек) на каждого обучающегося в год; − Шерстяные нитки (4 рулона) на каждого обучающегося в год; − Клей-пистолет (2 штуки) на всех обучающихся в год; − Клей для горячего пистолета (100 палочек) на всех обучающихся в год; − Синтепон для набивки игрушек (1 метр) на одного ребенка в месяц; 12 − Коллекция тканей; − Иллюстративный материал, бусины, пуговки, тесьма. 5. Инструменты: простые карандаши, бумага, ножницы для бумаги, ножницы для ткани, линейки, сантиметровые ленты, клей-пистолет, и стержни к нему, иглы, портновские булавки, клей «Момент», калька, заправочная проволока. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей декоративно-прикладному профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности программы, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия: При реализации программы используются следующие дидактические материалы: № п/п Название Количество Информационно-дидактические материалы 1 Наглядные пособия мягких игрушек 25 (более 20 разных) 2 Наглядные пособия плоскостных игрушек 20 (более 15 разных) 3 Ассортимент различных материалов 15 (более 10 разных) 4 Эскизы, выкройки (более 15 разных) 20 5 Книги-рисунки (более 5 разных) 10 Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет выбора цветового решения индивидуальной игрушки; 13 – познакомить обучающихся с разными технологическими обработками и материалами; – сформировать коллектив детского объединения. В процессе обучения приоритетной задачей является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве как искусстве «создания образа через игрушку». Учебные задания нацелены на приобщение к навыкам рукоделия как пространству развития образного мышления, способности развития оригинальности и самобытности в процессе познания себя и окружающего мира через создание своими руками игрушек из текстиля. Ребенок переходит от интуитивной художественной деятельности к сознательной и целенаправленной. Знакомство с искусством рукоделия развивает моторику рук, пластичность пальцев, ум, смекалку, и воспитывает человека как созидателя. Приучает к аккуратности и терпению. Используется традиционная, игровая технология. А также технология развивающего обучения, индивидуальный подход. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для определения результативности усвоения образовательной программы используются следующие формы контроля: 1) фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ» с элементами викторины (Приложение № 1); 2) тесты (Приложение № 4); 3) организационные просмотры изделий для проверки аккуратности, внимательности (Приложение № 2); 4) игровые методики, игры (Приложение № 3); 5) выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня; 6) праздничные мероприятия. При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, (Приложение № 5), поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращает внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося и поощряет эти проявления. Оценочные материалы Для определения уровня освоения программы используется система оценивания теоретической и практической подготовки учащихся. (Приложение № 6). В течение года оценивается участие обучающихся в конкурсах и выставках детского декоративно – прикладного творчества. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции. 14 Оценка метапредметных и личностных результатов. Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса по программе «Забавная классика мягкой игрушки» выделяются в качестве основных четыре показателя (Приложение 7): − Особенности мотивации к занятиям; − Творческая активность; − Эмоционально-художественный устойчивый интерес; − Достижения. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырём уровням в соответствии со следующей моделью: Первый уровень – подготовительный – 1 балл; Второй уровень – начальный – 2 балла; Третий уровень – освоения – 3 балла; Четвертый уровень – совершенствования – 4 балла. Критерии оценки. 1)Творческий интерес. Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение добиться высоких результатов. 2) Творческая активность. − Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем. − Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. − Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и выполнить. − Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их. 3) Эмоционально-художественная настроенность. − Подавленный, напруженный, бедные и маловыразительные мимики, жесты, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. − Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. − Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. 15 − Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. 4) Достижения: − Пассивное участие в делах объединения. − Активное участие в делах объединения, отдела. − Значительные результаты на уровне района, города и т.д. 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Эксмо, 2022. – 250 с. 2. Агапова И. А., Давыдова М.Л. Школа рукоделия: мягкая игрушка. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 240 с. 3. Андреева И.А. Рукоделие: популярная энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. – 287 с. 4. Белова Н. Р. Мягкая игрушка – СПб.: Валери СПД, 2001. - 336 с. 5. Бойко Е. А. Игрушки-подушки – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с. 6. Бронштейн М.М. Жуковская Н.Л. Энциклопедия. – М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2002. – 103 с. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1997. – 96 с. 8. Кагановская О. Н. Книга для девочек. – М.: Колос, 1997. – 287 с. 9. Минюрова С.А. Инновационные процессы в образовании. Сборник научных работ. Екатеринбург, часть 3, 2014. - 96 с. 17 с. 10. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки. – М.: Просвещение, 1992. – 95 11. Тараненко А.А. Развивающие игрушки. Шьем своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 80 с. Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных представителей) 1. Белова Р. Р., Кононович Т. П. Энциклопедия рукоделия. – М.: РИПОЛ классик, 2001. – 335 с. 2. Галанова Т.В. Игрушка из помпонов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. - 80 с. 3. Кононович Т. П. Мягкая игрушка - весёлый зоопарк. – М.: РИПОЛ классик, 2001. – 109 с. 4. Кобякова Н.К. Поделки из ткани. – М.: Айрис-пресс, 2010. -160 с. 5. Лапеева Н. А. Шьём весёлый зоопарк – М.: Айрис пресс, 2005. – 192 с. 6. Петухова В.И. Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2005. – 184 с. 7. Румянцева Е.А. Простые поделки без помощи мамы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с. 8. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. – СПб.: Литера, 1999. – 208 с. 18 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ» с элементами викторины Примерный перечень вопросов: Правила техники безопасности при работе с иголками, булавками. Основные швы. Выполнение срезов и надрезов при выворачивании. Использование шва «потайной». Использование шва «назад иголка». Декоративные швы. Обработка края детали. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Правила раскроя парных деталей. Использование шва «обмёточный или петельный». Особенности раскроя игрушек из меха. Правила раскроя игрушек из ткани. Правила техники безопасности при работе с нитками. Особенности пошива игрушек из трикотажа. Использование шва «вперед иголка». Правила техники безопасности при работе с горячим клеевым пистолетом. Правила раскроя игрушек из ткани. Особенности раскроя игрушек из трикотажа. Технология очерчивания деталей кроя. Уровень ответов оценивается педагогом: Низкий уровень – обучающийся плохо владеет материалом, неспособен самостоятельно отвечать на вопросы и приступать к работе; Средний уровень – обучающийся владеет темой, но иногда нуждается в подсказке со стороны педагога или других обучающихся; Высокий уровень– обучающийся владеет темой в полном объеме. На каждого обучающегося создается карточка с занесением информации ФИО ребенка Иванов Иван Иванович Показатель Форма контроля (Уровень освоения) Примечания Входной Текущий Итоговый Знание ТБ: колющие предметы Знание ТБ: режущие предметы Знание ТБ: электрические приборы Знание ТБ: при работе с тканью И т.д. 19 Приложение № 2 Организационные просмотры изделий для проверки аккуратности, внимательности Критерии оценки практических навыков в изготовлении мягкой игрушки 1. Зарисовка эскиза игрушки 2. Изготовление выкроек-лекал 3. Умение выбрать ткань для данной игрушки 4. Рациональное расположение лекал на ткани 5. Знания технологии раскроя ткани 6. Навыки работы с инструментами 7. Знания последовательности изготовления игрушки 8. Аккуратность выполнения работы 9. Овладение навыками выполнения ручных швов 10. Навыки в изготовлении деталей для оформления мордочки, лица 11. Фантазия в декорировании игрушки Опросник Отметить знаком «+» те вопросы, на которые ты знаешь ответ № Знаешь ли ты? 1 Правила техники безопасности 2 Материалы для изготовления мягкой игрушки. 3 Швы для изготовления игрушки из ткани и меха. Особенности обработки деталей игрушки из различных материалов. Виды набивки и материалы для набивки мягкой игрушки. Можешь ли ты? Работать с выкройками (уменьшение, увеличение). Рассчитать необходимый расход ткани для изготовления игрушки. Пользоваться инструкционными и технологическими картами Подобрать декор к оформлению мягкой игрушки. 4 5 6 7 8 9 Знаю Умею Делаю с помощью педагога Не знаю Не умею 20 Приложение № 3 На занятиях используются игровые методики Игра «Цветик – семицветик» На лепестках написаны вопросы. Дети по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. Вопросы: 1. Какие вы знаете виды ткани, меха? 2. Какой материал используется для пошива игрушек? 3. Какой основной шов используется для сшивания деталей мягкой игрушки (выворотный вариант)? 4. Какой материал используется для набивки деталей игрушки? 5. Чем чертим на ткани? 6. Как вы понимаете выражение «Анималистические игрушки»? 7. Какую роль играют глаза в оформлении игрушек? 21 Приложение № 4 На занятиях используются тесты Тест: «Техника безопасности» (выбери правильный ответ) 1. Каким режущим инструментом вы пользуетесь при работе с тканью? а) ножом; б) ножницами; в) стеклами; 2. Как должны быть расположены ножницы на столе при работе? а) справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу; 3. передавать ножницы следует: а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами; 4. В каком положении должны находиться ножницы до работы? а) справа от себя с сомкнутыми лезвиями; б) кольцами к себе; в) с раскрытыми лезвиями; 5) Где должны храниться иглы? а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте; 6) Как следует поступить со сломанной иглой? а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю; в) вколоть в игольницу; 7) Что нужно сделать до начала и после работы с иглой? а) до и после работы проверить количество игл; б) не загромождать рабочее место лишними вещами; Тест «Этапы изготовления мягкой игрушки» Задание: расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления мягкой игрушки: 1) Сшивание деталей; 2) Оформление; 3) Подбор материала; 4) Раскрой; 5) Набивка; 6) Сборка изделия Тест «Название ручных швов» Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошке. 1) Через край. 2) Петельный. 3) Строчка. 4) Вперёд иголку. 5) Потайной. Тест «Подобрать пару» (установи стрелками соответствие) Завершающий этап изготовления игрушки, придающий Шаблон ей выразительность и индивидуальность. Раскрой Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия. Набивка Вырезание деталей игрушки. Фурнитура Оформление Точная копия детали игрушки, необходимая при раскрое. Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом. 22 Приложение № 5 Задания для оценки теоретической подготовки: Вариант №1 Тест. 1. Из каких ниток изготовлена игрушка «помпон»? а) мулине; б) пряжа; в) хлопчатобумажные 2. Какой материал используется для пошива игрушек? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №2 Тест. 1. Из чего изготавливается круги для изготовления игрушки- помпон? а) картон; б) калька; в) цветная бумага 2. Какие ткани вы используете для изготовления мягких игрушек? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №3 Тест. 1. Какая геометрическая фигура является основой игрушки-конуса: а) шар; б) конус; в) квадрат 2. Какую роль играют глаза в оформлении игрушек? 3. Изготовлениевыкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №4 Тест. 1. Какой шов вы использовали при сшивании деталей игрушки-конуса: а) потайной; б) петельный; в) через край 2. Как вы понимаете выражение «Анималистические игрушки»? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №5 Тест. 1. С какой стороны ткани выполняется раскрой: а) лицевая; б) изнаночная 2. Какую роль могут выполнять игрушки в жизни человека? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №6 Тест. 1. Что такое цветоведение? а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски; 2. Какими свойствами обладает фетр? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №7 Тест. 1. В какой стране была создана первая мягкая игрушка? а) Россия; б) Германия; в) Англии 2. Какие изделия можно изготавливать из фетра? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. 23 Вариант №8 Тест. 1. Передавать ножницы следует: а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами; в) с раскрытыми лезвиями 2. С какой стороны чертят детали кроя на ткани? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №9 Тест. 1. Как называются цвета: чёрный, серый, белый? а) скучные; б) ахроматические; в) вечерние 2. Какой материал используется для набивки мягкой игрушки? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №10 Тест. 1. Где должны храниться иглы? а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте; 2. Какими швами сшивают детали игрушек из фетра? 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. Вариант №11 Тест. 1 . Как должны быть расположены ножницы на столе при работе? а)справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу; 2. Перечислите ассортимент несыпучих тканей 3. Изготовление выкройки-лекала для заданной игрушки. 24 Приложение № 6 Оценочный лист промежуточной аттестации обучающихся № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ФИО обуч-ся Знакомство со швейным делом, рукоделием. Создание игрушки Виды швов Изготовление сувениров Материал, отделка Раскрой, пошив Декор Уровень Законченность, характер, индивидуальность игрушки Балл Прим 25 Приложение № 7 Карта отслеживания Освоения личностных и метапредметных результатов программы № Ф.И. ребенка Творческий интерес Н С 1 2 … Н-начало учебного года С-середина учебного года К-конец учебного года К Эмоциональнохудожественная настроенность Н С К Творческая активность Н С К Достижния Н С К 26 АННОТАЦИЯ Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходит через игрушку. Мастерство изготовления игрушек было известно у многих народов нашей страны. И сегодня лучшие художественные традиции швейной игрушки из лоскутков, различных видов тканей и меха развиваются в современной промышленности и авторской игрушке, становятся востребованным трендом, создают особую развивающую среду для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, приобщают к профессии, раскрывают лучшие человеческие качества. Знакомство с искусством рукоделия развивает моторику рук, пластичность пальцев, ум, смекалку, и воспитывает ребенка как созидателя. В ходе освоения программы обучающиеся принимают активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводят необходимые расчеты, обучаются приемам экономии материалов и ответственности – то есть, приобретают универсальные профессиональные навыки, которые пригодятся им в учебной и профессиональной деятельности в дальнейшем. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ Щавровская Людмила Николаевна Педагог дополнительного образования Образование: высшее, Уральский государственный профессиональнопедагогический университет, педагог-технолог, 2001. Повышение квалификации: «Формирование учебного процесса и современные методики преподавания дисциплины «Моделирование, конструирование и пошив одежды» в учреждениях дополнительного образования детей», 2021. Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84 E-mail: len_ddt@mail.ru