Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МНЕМОТЕХНИКЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЛОВА» возраст обучающихся: 5-7 лет срок реализации: 1 год объем программы – 144 часа Авторы составители: Педагоги дополнительного образования Зырянова Ирина Владимировна Кукушкина Елена Николаевна Екатеринбург 2023 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Дополнительное образование детей предоставляет широкие возможности для повышения качества образовательных результатов. Художественная деятельность способствует активизации процессов мышления, понимания, чувствования, формирует устойчивый гармоничный тип личности. Развитие интеллектуальных способностей содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному включению в образовательный процесс, формирует у детей целостное восприятие окружающего мира. Преимуществом дополнительной общеобразовательной программы Развивающие занятия по изобразительной деятельности и мнемотехнике «Разноцветные слова» является эффективное сочетание художественной деятельности с интеллектуальным развитием в изучении основ изобразительного искусства, художественных техник и способов запоминания информации. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным 3 программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы: художественная. Актуальность программы. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р, в числе приоритетных задач определяет включение в программы дополнительного образования по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, а также использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Современный мир развивается очень быстрыми темпами – условия жизни и труда стремительно меняются, наука каждый день преподносит всё новые и новые открытия. Человек требует всё большего от жизни, но и жизнь, в свою очередь, требует большей отдачи от человека. В таких условиях постоянное расширение кругозора, приобретение новых знаний, развитие логического и творческого мышления, умение быстро мыслить, запоминать и находить нестандартные решения нестандартных задач просто необходимо. 4 Развитие интеллектуальных способностей детей – одно из приоритетных направлений дополнительного образования и всегда актуальный запрос родителей (законных представителей обучающихся). Развитие мнемотехнических способностей содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному включению в образовательный процесс, способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира. Мнемотехника (искусственные приёмы запоминания) предполагает решение задач по речевому развитию, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Программа способствует решению еще одной из задач, поставленных Концепцией развития дополнительного образования: расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России. В программу включены занятия по популяризации народного искусства и сохранению культурных традиций (изучение традиций празднования Нового года, Рождества, Пасхи, посещение выставочного зала и знакомство с экспозициями). Согласно региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам (социальный заказ муниципального образования) современным детям, живущим в быстро меняющемся мире, находящимся в режиме интенсивного развития, необходимо учиться планировать и организовывать свою деятельность, развивать творческие способности, не потеряв при этом своей индивидуальности. Художественная деятельность детей на занятиях способствует активизации процессов мышления, понимания, чувствования, формирует устойчивый гармоничный тип личности. Отличительная особенность Основной спецификой настоящей программы является комбинация изучения способов запоминания информации в сочетании с изучением основ изобразительного искусства, художественных техник. В развитии способностей ребенка неразделимы изобразительная, декоративная и конструкторская деятельность: изображение на плоскости, в объеме, работа по памяти и наблюдению. Эти виды деятельности способствуют развитию зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как системы мышления. Учитывая это, на занятиях вводится обязательная изобразительная деятельность с прикладной направленностью. Такой подход ведет к повышению интереса учащихся к творческой деятельности, большей результативности работы. Также программа направлена на формирование мотивации личности к познанию и творчеству. В основе занятий разнообразные упражнения и игры, способствующие развитию: внимания, памяти, терпения, слухового и зрительного аппарата, умение анализировать. Программа «Разноцветные слова» разработана на основе авторской программы А. В. Шестаковой «Росток», дополнительной 5 общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Планета искусства» и на обобщенном опыте по художественному воспитанию и обучению О. Л. Ивановой, Т. В. Калининой. Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте 5-7 лет. Обучающие, поступающие в объединение, должны иметь желание заниматься изобразительным творчеством. Дети изъявляют желание заниматься по программе добровольно. Никаких специальных тестов для поступления на программу не проводятся. Детей данного возраста можно охарактеризовать следующим образом: У детей в этом возрасте происходит активное развитие познавательных способностей, их воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает им адаптироваться к миру. Игра остается основным способом познания окружающего мира, поэтому на занятиях активно используется «метод комбинаторных игр», задания даются в виде игры с художественными средствами. Важна организация «игры по правилам», в которой складывается механизм управления поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте дети желают показать себя миру. Использование работ для украшения пространства кабинета, мини-выставки для родителей приносит ребенку удовлетворение, рождает высокую самооценку. Процесс творчества с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий. Работа по программе осуществляется с учащимися дошкольного возраста. Это возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формируется направленность личности. В этом возрасте можно развить практически все качества личности, которые способствуют выработке мотивации поведения человека. От мотивации зависит дальнейшее проявление духовности в человеке. В возрасте 5-7 лет у детей совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета, но и промежуточные цветовые оттенки; определяют геометрические фигуры, могут учитывать два признака при группировке объектов: цвет и форму (материал) и т. д. Дети этого возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. В этом возрасте развиваются устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию, активно совершенствуется речь. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная 6 речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей дошкольников, на основе последовательного перехода от простого к сложному. Оптимальное количество обучающихся в группе от 10 до 12 человек. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Объем программы: 144 часа. Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения Особенности организации образовательного процесса: Программа «Разноцветные слова» состоит из двух модулей: 1. Изостудия «ЦветОк». В основе этого модуля лежит изучение основ изобразительного искусства, художественных техник, знакомство с материалами и инструментами. 2. Мнемотехника. В основе этого модуля разнообразные упражнения и игры, способствующие развитию: внимания, памяти, терпения, слухового и зрительного аппарата, умения анализировать. При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн занятия и мастер-классы по темам: «Край, где мы живем», «Приключения в космосе». Онлайн занятия и мастер-классы можно просматривать с любого устройства, имеющего выход в интернет. Материалы, используемые в мастер-классах, общедоступны, список материалов озвучивается в начале занятия или мастер-класса. Уровень сложности программы. Программа носит «стартовый уровень» сложности, так как предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая, с использованием дистанционных технологий (при необходимости). Виды занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, открытое занятие, мастер-класс и праздник. Формы подведения итогов: беседа, наблюдение, мастер-класс, экскурсия, выставка. Цель и задачи программы. Цели и задачи, учебный (тематический) план представлены отдельно для каждого из модулей дополнительной общеобразовательной программы «Разноцветные слова». Цель модуля «Изостудия «ЦветОк» - развитие творческих способностей детей и формирование базовых изобразительных навыков 7 путем изучения различных техник изобразительного искусства и создания работ как по образцу, так и самостоятельно. Задачи модуля «Изостудия «ЦветОк»: Обучающие: − формировать изобразительные навыки; − познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в изобразительной деятельности; − обучить приемам выполнения изобразительных работ с помощью наглядного метода – образца; − обучить приемам самостоятельного выполнения изобразительных работ с помощью методов развития воображения. Развивающие: − развивать навыки самостоятельной работы; − развивать социально-значимые компетенции и установки. Воспитательные: − воспитывать потребность в художественной организации своего жизненного пространства; − активизировать внутренние потребности ребенка к саморазвитию; − воспитывать уважительное отношение к творчеству другого человека; − формировать навыки и умения работы в коллективе. Цель модуля «Мнемотехника» – формирование у детей умения использовать различные способы работы с информацией (получать, обрабатывать, запоминать) в образовательных и жизненных ситуациях через коммуникативно-речевую деятельность, без умственной и психофизической перегрузки. Задачи модуля «Мнемотехника»: Обучающие: − познакомить детей с методами и приемами самостоятельного получения и переработки информации, т.е. приёмами мнемотехники (искусственным приёмам запоминания); − обучить знаково-символическим действиям, т.е. кодированию, перекодированию, схематизации, прорисовыванию и преобразованию из абстрактных символов в образы. Развивающие: − содействовать формированию у детей интеллектуальных способностей, сообразительности, наблюдательности, ассоциативному мышлению, умению анализировать, сравнивать и обобщать; − формировать умения планировать и регулировать свою деятельность; − развивать разные виды памяти (зрительную, образую, тактильную и слуховую память); − способствовать увеличению словарного запаса. 8 Воспитательные: − формирование нравственно-патриотические чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей, бережного отношения к природе, животным; − формировать интерес к совместной познавательной деятельности, умение понимать и принимать цель совместной деятельности, обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата. Планируемые результаты Модуль «Изостудия «ЦветОк»: Предметные результаты. Обучающиеся будут: − владеть изобразительными навыками на начальном уровне; − знакомы с художественными терминами и понятиями; − владеть различными изобразительными техниками; − иметь представление об основах композиции; − иметь опыт работы различными инструментами, соблюдать правила техники безопасности во время работы; − владеть приемами выполнения изобразительных работ с помощью метода образца; − владеть приемами самостоятельного выполнеия изобразительных работ с помощью методов развития воображения. Метапредметные результаты. Обучающиеся будут владеть: − навыками самостоятельной работы (умение подготовить рабочее место и поддерживать порядок во время работы, владеют умениями работать по правилам и по образцу, способны планировать свои действия, владеют навыками самообслуживания); − социально-значимыми компетенциями и установками (умение позиционировать себя; взаимодействовать с партнёрами: владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на понимании, знают и выполняют правила поведения, способны управлять своим поведением; способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, проявляют интерес и уважение к творчеству других людей; прогнозировать эффекты своей деятельности. Личностные результаты. − обучающиеся демонстрируют осознание социальной значимости изобразительной деятельности для личностного саморазвития (владеют навыками наблюдения за явлениями жизни и природы, понимания красоты как ценности, имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе); − обучающиеся имеют внутреннюю мотивацию для саморазвития и работы над личностными навыками и компетенциями; 9 − обучающиеся демонстрируют уважение к чужому труду, желание к совместной деятельности (генерируют новые идеи в коллективе и воплощают их в совеместных работах). Планируемые результаты Модуль «Мнемотехника» Предметные − обучающиеся будут владеть приемами мнемотехники и уметь их использовать для облегчения запоминания информации в повседневной жизни; − у обучающихся будут сформированы представления о базовых терминах и понятиях мнемотехники, о преобразовании информации из одного вида в другой; − обучающиеся будут уметь использовать знаково-символические действия (кодирование, перекодирование, схематизация, прорисовывание и преобразование из абстрактных символов в образы) на литературном материале, при воспроизведении скороговорок, пословиц, загадок, русских народных сказок и стихотворений (от 7 до 10 каждого вида) с применением приемов мнемотехники; − обучающиеся будут умеют составлять мнемоквадраты и мнемодорожки с объединением полученных пособий в мнемотаблицы. Метапредметные: У обучающихся: − будет наблюдается улучшение интеллектуальных способностей, сообразительности, наблюдательности, ассоциативного мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать; − будет сформировано умение воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, совершенствование разных видов памяти (зрительная, образная, тактильная и слуховая); − будут сформированы умения планировать и регулировать свою деятельность, работать в группе совместно, и самостоятельно, понимать и принимать цель совместной деятельности, осознавать конечный результат деятельности, обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; − будет наблюдается улучшение способности преодолевать робость и застенчивость, свободно держаться перед аудиторией; − будет увеличен словарный запас. Личностные: − воспитание нравственно-патриотических чувств, российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к культуре и традициям других народов, любви к родному краю, бережного отношения к природе; − сформированность духовных и моральных норм и ценностей в поведении и сознании, ценностное отношение к получению знаний, чтению; − готовность к совместной познавательной деятельности; 10 − сформирована культура здорового и безопасного образа жизни. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении изобразительного искусства через изучение народных традиций. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с традициями народов России; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать самостоятельную способность к созданию изображений с использованием народной росписи на базе полученных знаний. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с традициями народов России, будут демонстрировать желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся будут уметь самостоятельно создавать изображения с использованием народной росписи в своих творческих работах. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). Учебный (тематический) план Модуль «Изостудия «ЦветОк» № Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации /контроля всего теория практика Раздел I. «Осень разноцветная» 20 8 12 1. Чем и как работает художник 2 2 - 2. Вспоминая лето 3. Осень золотая. Дары осени. Фруктовое и 4. овощное настроение 5. Живет в народе красота Раздел II. «Краски зимы» 1. Как живут деревья. Зимний сон 2. Подарок для любимой мамы Зимние забавы. Снеговик3. почтовик 4. Подготовка к праздникам 5. Живет в народе красота. 4 5 1 2 3 3 8 2 6 1 18 2 3 1 7 1 1 11 1 2 4 1 3 Педагогическо е наблюдение, выставка 7 2 2 2 5 - Беседа Беседа, педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение, выставка Беседа 11 Раздел III. «Красота вокруг нас» 1. Край, где мы живем 2. Цветы распускаются 3. Заколдованный лес 4. Подарок защитнику Отечества. 5. Живет в народе красота. Раздел IV. «Путешествие в мир сказки и фантазии» Любимые сказочные 1. персонажи 2. Приключения в космосе 3. Пасхальный сувенир. 4. Живет в народе красота. Праздник красок. 5. Итоговая выставка Итого: 17 4 4 5 2 2 8 2 1 2 1 2 9 2 3 3 1 - 17 7 10 4 1 3 4 3 2 1 1 2 3 2 - 4 2 2 72 30 42 Педагогическо е наблюдение, выставка Беседа Педагогическо е наблюдение, выставка Беседа Беседа, выставка Содержание учебного (тематического) плана Модуль «Изостудия «ЦветОк» Раздел I. «Осень разноцветная». 1. Чем и как работает художник. Теория: Знакомство с группой. Обучение организации рабочего места. Знакомство с материалами для работы, правила работы с ними. Правила поведения в ДДТ, во время учебного процесса. Техника безопасности. 2. Вспоминая лето. Теория: Цвет в нашей жизни. Основы цветоведения: три основных цвета. Основы композиции. Бережное отношение к природе. Практика: Работа гуашью. Освоение приемов живописи. 3. Осень золотая. Теория: Освоение понятий: холодные и теплые цвета, центр композиции. Бережное отношение к природе. Практика: Закрепление понятий. Работа цветными мелками, карандашами, пастелью. Освоение приемов графики. 4. Дары осени. Фруктовое и овощное настроение. Теория: Основы композиции. Знакомство с жанрами живописи – портрет и натюрморт. Понятия: пропорции головы и лица, симметрия, ассимметрия. Практика: Изображение овощей. Работа акварелью. Изображение портрета человека из фруктов. Работа гуашью. 5. Живет в народе красота. Теория: Посещение выставочного зала ДДТ. Знакомство с экспозицией. Анализ работ. Раздел II. «Краски зимы». 1. Как живут деревья. Зимний сон 12 Теория: Знакомство с понятием фон. Закрепление понятий графики: линия, штрих, пятно. Бережное отношение к природе. Практика: Изображение «спящих» деревьев. Основы работы гелевой ручкой, линером, цветными мелками, фломастерами по цветному фону. Выставка. Индивидуальная техника исполнения и выбор материалов для работы. 2. Подарок для любимой мамы. Теория: Традиции празднования Дня матери, история праздника. Закрепление умения выгодно использовать выразительные возможности материала. Практика: Формирование навыка составления объемной конструкции, используя разнообразные виды крепления. 3. Зимние забавы. Снеговик-почтовик. Теория: Закрепление понятий: холодные цвета, фон, центр композиции. Пропорции фигуры человека. Практика: Наброски фигуры человека. Введение в работу белил. Обучение использованию кистей разных размеров. 4. Подготовка к праздникам. Теория: Знакомство с традициями празднования Нового года. Практика: Зарисовки на новогоднюю тему. 5. Живет в народе красота. Теория: Посещение выставочного зала. Знакомство с экспозицией, знакомство с христианскими традициями, приобщение к культуре русского народа. Раздел III. «Красота вокруг нас». 1. Край, где мы живем. Теория: Знакомство с понятием пейзаж, передний и задний план, линия горизонта. Выразительные возможности ограниченной палитры цвета. Бережное отношение к природе. Практика: Создание композиции из нескольких изображений, объединенных общим сюжетом. 2. Цветы распускаются. Теория: Работа с натуры. Закрепление понятия натюрморт. Практика: Техника исполнения – пластилинография, рисование пластилином. 3. Заколдованный лес. Теория: Закрепление понятий: пейзаж, передний и задний план, линия горизонта, светлые и темные цвета, фон. Освоение приемов живописи пластилином. Практика: Составление декоративной композиции. Работа гуашью. 4. Подарок защитнику Отечества. Теория: Закрепление знаний о праздновании 23 февраля. Закрепление понятия защитник Отечества. Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике. 5. Живет в народе красота. 13 Теория: Посещение выставочного зала ДДТ. Знакомство с экспозицией. Анализ работ. Раздел IV. «Путешествие в мир сказки и фантазии». 1. Любимые сказочные персонажи. Теория: Знакомство с иллюстрациями. Закрепление знаний и навыков в области рисунка и живописи. Пропорции фигуры животных. Передача образа через цвет. Практика: Закрепление навыка рисования животных. Выбор техники исполнения предоставляется учащимся. 2. Приключения в космосе. Теория: Закрепление понятий: передний и задний план, линия горизонта, центр композиции. Выразительные возможности смешанной техники в работе. Практика: Создание декоративной композиции из нескольких изображений, объединенных общим сюжетом. 3. Пасхальный сувенир. Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его историческим корням. Традиции празднования Пасхи. Практика: Изготовление сувенира в традиционных и современных техниках. 4. Живет в народе красота. Теория: посещение выставочного зала. Знакомство с экспозицией. Обсуждение выставочных работ. 5. Праздник красок. Итоговая выставка. Теория: обобщение тем занятий. Практика: подготовка работ к выставке. Презентация работ. Учебный (тематический) план Модуль «Мнемотехника» № Название темы Количество часов Форма аттестации/ практика контроля Педагогическое 1 наблюдение Педагогическое 1 наблюдение Педагогическое 1 наблюдение Педагогическое 3 наблюдение Педагогическое 3 наблюдение всего теория 1 Что такое память? 2 1 2 Наука «Мнемотехника». 2 1 3 Метод Цицерона. 2 1 4 Развитие восприятия. 4 1 4 1 4 1 3 Педагогическое наблюдение 4 1 3 Педагогическое наблюдение Восприятие формы, цвета, движения Пословицы и поговорки 6 русского языка Спряталась загадка. Игры со 7 словом, звуком 5 14 8 Ребусы Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 1 1 8 2 6 4 2 2 Педагогическое наблюдение 2 1 1 Педагогическое наблюдение 6 2 4 Педагогическое наблюдение 3 1 2 Педагогическое наблюдение 4 1 3 Педагогическое наблюдение 3 1 2 Педагогическое наблюдение 2 1 1 Педагогическое наблюдение 3 1 2 Педагогическое наблюдение 3 1 2 2 1 1 2 1 1 21 Мой любимый город. 2 1 1 22 Нам на улице не страшно. 2 1 1 23 Итоговое занятие 2 1 1 72 26 46 Знакомство с мнемоквадратами и мнемодорожкой. От сказки к сказке. 10 Рассказывание сказки с опорой на мнемотаблицу 9 11 Сказка «Зимний лес» 12 13 14 15 Рассказывание сказок с опорой на мнемотаблицу. Конструирование декораций. Составление «Книжки малышки» Рассказывание сказок с опорой на дорожку из геометрических фигур. Составление описательных рассказов на темы «По тропинке шла весна», «Подарок маме». 16 Наши пернатые друзья Составление описательного 17 рассказа на тему «Этот загадочный космос». Составление описательных 18 рассказов на тему «Насекомые» 19 Путешествие в зоопарк. 20 Разучивание стихотворных текстов. ИТОГО Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Содержание учебного (тематического) плана Модуль «Мнемотехника» 1. Что такое память? Теория: знакомство с программой, режимом занятий, обязанностями обучающихся. Проведение инструктажа. Беседа. «Что такое память? 15 Особенности человеческого мозга». Инструктаж по технике безопасности Условия безопасной работы. Практика: рисование на свободную тему с целью выявления умений, навыков интересов обучающихся. 2. Наука «Мнемотехника». Теория: беседа. Просмотр и обсуждение презентации «Наука Мнемотехника». Практика: игры «Родственные слова», «Подскажи словечко». 3. Метод Цицерона. Теория: знакомство с методом. Обсуждение. Практика: игры с использованием последовательного запоминания слов, путём соединения образов. Развитие воображения через ассоциативный тренинг с предметами, словами. 4. Развитие восприятия. Теория: беседа о сходстве и различии геометрических фигур. Практика: игры «Ассоциации», «Подскажи словечко». Игры на знания геометрических фигур. Исследование форм и свойств многоугольников. Классификация геометрически фигур по форме. Сходство и различие геометрических фигур и фруктов. Поделки: кот, собака. 5. Восприятие формы, цвета, движения Теория: беседа Разные детальки (форма, цвет). Практика: игры «Хлопки», «Покрывало». Классификация геометрических фигур по форме и цвету. Разные детальки (форма, цвет). Учимся проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников. Учимся конструировать по образцу. Конструирование на тему «Почему падают листья?». Поделки: Дерево, листья. 6. Пословицы и поговорки русского языка. Теория: беседа «Пословицы и поговорки русского языка». Просмотр презентации. Практика: игры со словом, звуком, запоминание пословиц и поговорок с опорой на картинку. «Путешествие ёжика в осеннем лесу». Беседа «Как звери готовятся к зиме» Конструирование: ёж, паровоз, вагончики. 7. Спряталась загадка. Игры со словом, звуком. Теория: беседа о загадках. Практика: дидактическая игра. Игры со словом, звуком, разгадывание загадок. Пятиугольная пирамида, дом. 8. Ребусы Теория: беседа знакомство с ребусами. Перекодирование символов. Практика: разгадывание с помощью педагога. самостоятельное разгадывание и составление ребусов. Исследуем четырёхугольную и пятиугольную пирамиду. Поделки: мяч, пятиугольная башня. 9. Знакомство с мнемоквадратами и мнемодорожкой. Теория: знакомство с понятиями «мнемоквадрат» и «мнемодорожка». Перекодирование символов. Динамическая пауза. Чтение и заучивание 16 стихотворений. Рассказ стихотворений с опорой на картинку и мнемотаблицу. Практика: конструирование на тему «Зимние забавы». Выполнение упражнений по сравнению, называнию и зарисовыванию многоугольников. Развитие умения ориентироваться в пространстве (вправо-влево). Поделки: санки, снежинка. 10. От сказки к сказке. Рассказывание сказки с опорой на мнемотаблицу Теория: чтение сказки «Курочка Ряба». Обсуждение. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы. Практика: пересказ сказок «Курочка Ряба», «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы. Рисование. Конструирование фигуры: лиса, ель, дерево, золотое яичко, тарелочка (объёмные). 11. Сказка «Зимний лес» Теория: чтение сказки «Зимний лес». Практика: пересказ сказки. Конструирование декораций: ёлочка, домик, дорожка, деревья. Составление мнемотаблицы. 12. Рассказывание сказок с опорой на мнемотаблицу. Конструирование декораций. Теория: просмотр презентации к сказке «Лиса и журавль». Обсуждение. Практика: пересказ сказок с использованием мнемотаблиц. Рисование, конструирование декораций к сказкам. 13. Составление «Книжки - малышки» Теория: обсуждение героев сказки «Лиса и журавль». Какие бывают книжки. Практика: составление «книжки-малышки» по сказке «Лиса и журавль». 14. Рассказывание сказок с опорой на дорожку из геометрических фигур. Теория: закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Рассказывание сказок с опорой на дорожку из геометрических фигур. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Обсуждение. Практика: чтение сказки «Машенька и Медведь». Рассказ сказки с опорой на дорожку из геометрических фигур. Конструирование декораций (Елочки, домики, забор, короб). Закрепление понятия «целое», «часть». Поделки: снежная крепость. 15. Составление описательных рассказов на темы «По тропинке шла весна», «Подарок маме». Теория: беседа. Обсуждение. Профессия мамы. Весна. Признаки весны. Практика: составление связного рассказа с использованием графического плана. Расширяем представление о разных видах цветущих растений. Конструирование (объёмное). Поделки: цветок, ваза. 16. Наши пернатые друзья 17 Теория: беседа. Просмотр презентации «Птицы». Практика: составление мнемотаблиц. Игры учащихся. Закрепить классификацию птиц. Закрепить знания детей в сравнении плоских и объёмных фигур. Поделки: птицы, кормушка, скворечник. 17. Составление описательного рассказа на тему «Этот загадочный космос». Теория: беседа. Просмотр презентации «Космос». Практика: составление рассказа с помощью мнемосхемы. Конструирование. Определение формы геометрической фигуры с помощью осязания. Развивать умение анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте. Тема 18. Составление описательного рассказа на тему «Насекомые». Теория: беседа. Просмотр презентации «Насекомые». Составление рассказа по мнемотаблице. Практика: самостоятельный выбор конструкций и подбор необходимых деталей. Знакомство с различными видами жуков и бабочек. Изготовление поделок (лист, жук). Тема 19. Путешествие в зоопарк. Теория: беседа об обитателях зоопарка, просмотр и обсуждение презентации. Практика: изготовление поделок (верблюд, жираф и др.). Самостоятельное составление мнемотаблиц. Тема 20. Разучивание стихотворных текстов. Теория: чтение стихов. Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц. Практика: самостоятельное составление мнемотаблиц к стихам. Тема 21. Мой любимый город. Теория: рассматривание и повторение материала о зданиях в больших городах. Беседа об инфраструктуре городов. Просмотр презентации. Практика: составление рассказов по мнемотаблице. Тема 22. Нам на улице не страшно. Теория: проверка знаний и умений учащихся. Закрепление знаний о Правилах дорожного движения. Сравнение геометрических фигур и дорожных знаков. Практика: диктант по схемам. Самостоятельное составление мнемотаблиц и рассказов по ним. Тема 23. Итоговое занятие. Теория: подведение итогов. Беседа о планах на будущее лето. Практика: игровая программа «Путешествие по стране Мнемотехника». 18 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год № Основные характеристики п/п образовательного процесс 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в учебном году 144 5 Недель в I полугодии 16 6 Недель во II полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы отсутствуют 9 Выходные дни 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая 10 Окончание учебного года 31 мая 11 Сроки проведения аттестации 15-30 декабря, 15-30 мая 12 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Условия реализации программы Материально-технические условия 1. Помещение для занятий – просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, отвечающее санитарным нормам. 2. Оснащенность кабинета: парты; стулья; доска; шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов; осветительные приборы; мойка. 3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер, музыкальный центр, носители информации. 4. Стенды и папки-передвижки с информацией для родителей. 5. Канцелярские товары и расходные материалы, необходимы для реализации модуля Изостудия «ЦветОк» № Наименование Краски гуашь «Сонет» набор 12 цветов 40 мл (набор) Краска гуашь №1 100 мл белая (банка) Краски акриловые 6 цветов 40 мл (набор) Краска акриловая золото 50 мл (банка) Акварельная бумага 280 г/м2 формат А3 Бумага для работ гуашью и акварелью формата А4 Планшет для творчества «Калейдоскоп» 200 г/м2 формат А3 (20л.) 8. Планшет для пастели «Palazzo» 160 г/м2 формат А3 (15л.) (5 теплых цветов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во на 1 обуч-ся в год 2 1 1 1 20 листов 10 листов 1 1 19 9. Альбом на спирали «Blackbook» 250 г/м2 формата А3 (30 л.) 10. Планшет для работы маркерами 75 г/м2 формат А4 (40 л.) 11. Бумага для пастели «Tiziano» 160 г/м2 формат А4 (5 цветов: темно-синий, сиреневый, голубой, темношалфейный, морской). 12. Бумага цветная А4 16 листов 16 цветов (пачка) 13. Картон цветной А4 12 листов 12 цветов (пачка) 14. Карандаш чернографитовый HB 15. Ластик для карандашей «Cretacolor» мягкий 16. Ластик-клячка «Vista-artista» 17. Пластилин «Луч» 36 цветов (набор) 18. Клей-карандаш «ErichKrause» 15 г 19. Набор маркеров «Edding» золото/серебро 20. Набор маркеров «Touch» Twin 1-8мм, 24 цвета перо круглое/скошенное 21. Маркер «Edding» белый 2-5мм 22. Ручка гелевая «Sakura» GellyRoll 10мм 23. Пастель художественная профессиональная квадратная «Mungyo» (gallery) набор 24цвета 24. Пастель масляная профессиональная мягкая «Mungyo» набор 24 цвета 25. Набор угля натурального «Сонет»10 шт. 3-6 мм 26. Набор пастельных карандашей «Derwent» 12 цветов 27. Заготовка для декорирования доска 19х13х1,5см 28. Заготовка для декорирования «Mr. Carving» ложка дерево 19х6х6см 29. Набор бусин «Zlatka» пластик 8-10 мм 30. Лента атласная 12 мм «Gamma» цвета: желтый, зеленый, синий, красный, розовый, фиолетовый (рулон) 31. Картон грунтованный «Vista-artista» 10х15см 32. Двусторонний скотч «Mr.Painter», квадратные подушечки 33. Пластичная замша «Mr.Painter» Foam-2 2мм 50х50 см, (цвета синий, голубой, зеленый, красный, желтый) 34. Пластичная замша Foam-eva «Глиттер» 2мм, 30х40см 35. Пластичная замша Foam- eva «Текстурный» 2мм 62х42см 36. Глаза для игрушек 10-15 мм с бегающим зрачком 37. Свеча восковая 38. Красители пищевые 6 цветов (набор) 39. Декоративные элементы стразы клеевые, цвета: белый, молочный, золото, серебро, розовый, сиреневый (лист) 1 1 5 листов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 каждого цвета 1 1 набор 5 штук 1 1 4 1 1 1 20 40. Декоративные элементы «Розочки» клеевые, цвета: 1 желтый, зеленый, синий, красный, розовый, фиолетовый (лист) 41. Декоративные элементы «Бабочки» клеевые, цвета: 1 белый, красный, розовый (лист) 42. Шпажка для шашлыка 25см 100шт. 1 43. Стакан-непроливайка 1 44. Ножницы «Mared» школьные 130 мм security 3D 1 с закругленными концами 45. Палитра пластиковая 1 46. Точилка пластиковая 1 47. Кисти синтетика круглая № 4, 6 По 1шт. 48. Кисть щетина «ХМ» плоская короткая ручка № 6 1 49. Салфетки бумажные 50 штук (набор) 1 50. Мыло (твердое туалетное или жидкое) 1 51. Влажные салфетки (упаковка) 3 Материалы, необходимые для реализации модуля «Мнемотехника»: • Магниты и набор букв на магнитах; • Альбомы, карандаши и фломастеры; • Сборники сказок. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование в области, соответствующей направленности программы без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Информационно-методические условия № Название Кол-во Информационно-методические материалы 1 Картотека мнемотаблиц, сборники сказок, сюжетные 15 картинки, серии сюжетных картинок, мультимедийные презентации по темам, электронные картотеки с гимнастиками и подборками песен; 2 Альбомы издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» (2012): 3 «Круглый год», «Мир природы. Животные» Информационно-дидактические материалы 1 Муляжи овощей и фруктов, грибов 35 21 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Куклы в национальных русских костюмах Куклы в национальных костюмах стран мира Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, кружки, корзины) Игра «Мир на ладошке. Такие разные дома» Игра «Мир на ладошке. Россия расписная» Игра «Мир на ладошке. Культурное наследие» Игра «Мир на ладошке. Многоликая Россия» Демонстрационный комплект «Зима» Демонстрационный комплект «Зимние виды спорта» Демонстрационный комплект «Садовые цветы» Демонстрационный комплект «Луговые цветы» Демонстрационный комплект «Символы страны» Демонстрационный комплект «Военно-морской флот РФ» Демонстрационный комплект «Деревня» Учебное издание «Хохломская роспись» Учебное издание «Дымковская игрушка» Наглядно-дидактическое пособие «Фрукты» Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» Наглядно-дидактическое пособие «Деревья» Наглядно-дидактическое пособие «Дикие животные» Магниты и набор букв на магнитах 4 3 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет широкого выбора художественных материалов и предлагаемых тем; – познакомить обучающихся с разными техниками и художественными материалами; – сформировать коллектив детского объединения. В течение обучения приоритетной задачей является формирование представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как искусстве «выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания эмоционально-художественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в образ» переходит от интуитивной художественной деятельности к сознательной и целенаправленной. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и закрепляется практическим освоением темы. 22 Занятия проводятся с включением различных видов деятельности: − восприятие явлений действительности (слайды, репродукции, плакаты, книги); − обсуждение работ товарищей, результатов собственного участия в коллективном творчестве и индивидуальной работы на занятиях; − изучение художественного наследия; − создание художественного фонда объединения (лучшие индивидуальные и коллективные работы); Для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся, развития потребности в постоянном совершенствовании, формирования устойчивого интереса ребенка к выбранному виду деятельности на занятиях используются: 1) Методы развития воображения: − метод метафор – перенос свойств одного объекта (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении; − метод гипотез – предлагается нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-нибудь изменится; − ассоциативно-синектический метод – превращение поэтических миниатюр в визуальные образы. 2) Метод «мозговой атаки»: сбор как можно бОльшего количества идей и коллективное их обсуждение для освобождения участников «атаки» от инерции мышления, преодоления привычного хода мысли при решении творческой задачи. 3) Творческие мастерские как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру. 4) Информационно-коммуникационные технологии – создают на занятии эмоциональный настрой, помогают разнообразить формы проведения занятий, расширяют спектр используемого педагогом дидактического материала и т.д. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Модуль «Изостудия «ЦыетОк» предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов освоения программы. Виды, формы контроля, сроки их проведения указаны в таблице ниже. Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной «Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 1), осуществляет диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения программы (Приложение №2). Вид, сроки контроля Входной (сентябрь) Содержание Формы/методы контроля Выявление уровня знаний и Беседа, педагогическое умений, способностей наблюдение 23 Текущий (в течение учебного года) Итоговый/ промежуточная аттестация (декабрь) Итоговый/ аттестация (май) Выявление ошибок и успехов в освоении материала Просмотр практических и творческих работ, групповая оценка работ, педагогическое наблюдение Отслеживание динамики, Выставки, просмотр прогнозирование практических и творческих результативности работ, педагогическое дальнейшего обучения наблюдение Определение уровня Выставки, детский мастер сформированности знаний, класс, творческие работы, умений и навыков Педагогическое наблюдение При организации модулья «Мнемотехника» происходит первичная диагностика (сентябрь-октябрь), промежуточная (январь) и итоговая диагностика (май) (Приложение № 3), постоянный текущий контроль во время занятий в форме педагогического наблюдения. 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Алексеев Е.П. Образы Северного мира / Е.П. Алексеев. – Екатеринбург: ИГНЫПС, 2012. – 100 с. 2. Баррингтон Б. Рисуем натюрморты/ Б. Баррингтон. – Москва: Эксмо, 2017. – 48 с. 3. Блейк М. Как рисовать. Пастель. Пошаговое руководство для начинающих / М. Блейк. – Москва: Астрель, АСТ, 2008. – 96 с. 4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большова - СПб: Детство пресс, 2005. – 133 с. 5. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй мир / А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова - Москва: Баласс, 2000. – 201 с. 6. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры: дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет/ О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова. – Москва: Сфера, 2005. - 112 с. 25 7. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Башня, растущая в небо / Т.В. Калинина. – Москва: Сфера, 2019. – 64 с. 8. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Большой лес / Т.В. Калинина. – Москва: Сфера, 2019. – 64 с. 9. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Птицы, звери, комары и мухи / Т.В. Калинина. – Москва: Сфера, 2019. – 64 с. 10. Калинина Т.В. Первые шаги в рисовании. Цветы и травы / Т.В. Калинина. – Москва: Сфера, 2019. – 64 с. 11. Керликовски К. Основы рисования. Цветы и бутоны / К. Керликовски. – Москва: Арт-родник, 2012. – 46 с. 12. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова. – Москва: Баласс, 2002. – 96 с. 13. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2004. – 83 с. 14. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н. В. Нищева. – СПб.: Детство пресс, 2017. – 72 с. 15. Панфилова М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. – Москва.: Гном и Д, 2000. – 160 с. 16. Пауэлл У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. – Москва: АСТ, 2011. – 31 с. 17. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.Б.Полянская. – СПб.: Детство пресс, 2010. – 64 с. 18. Чудова А.В. Рисуем пейзаж. Лучшие уроки / А.В.Чудова. – Москва: АСТ, 2017. – 128 с. 19. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресскурс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – Москва: Эксмо, 2014. – 80 с. Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных представителей) 1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р. Гибсон. – Москва: Росмэн, 2002. – 64 с. 2. Джелберт В. Ты – художник! Нарисуй цветы акрилом по схемам / В. Джелберт. – Москва: Контэнт, 2016. – 32 с. 3. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей / Г.Н. Карлов. – Москва: Издательство АСТ, 2006. – 192 с. 4. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова - Москва: Баласс, 2002. – 96 с. 5. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи / О.И. Крупенюк. – СПб.: Детство пресс, 2004. – 72 с. 6. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих / А. Лоури. – Москва: Контэнт, 2017. – 95 с. 26 7. Рудакова И. Подарки к Новому году/ И. Рудакова. – Москва: Малыш, 2015. – 128 с. 8. Черемошкина Л.В. Как развить память и внимание ребенка / Л.В. Черемошкина. – М.: Юрайт, 2019. – 277 с. 9. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе / Т.А. Шорыгина. – М..: Сфера, 2005. – 128 с. 27 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Карточка успеха ______________________________________________________ № Показатели Критерии 1. Теоретическая подготовка 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного (тематического) плана) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 2. Практическая подготовка 2.1. Практические умения и навыки (по основным разделам учебного (тематического) плана) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения фамилия, имя обучающегося Степень выраженности - минимальный уровень - ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой - средний уровень - объем усвоенных знаний составляет более ½ - максимальный уровень - ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за период - минимальный уровень - ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины - средний уровень - ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой - максимальный уровень -специальные термины употребляет осознано и в полном соответствии с их содержанием - минимальный уровень - ребенок овладел менее чем ½ умений и навыков - средний уровень - объем усвоенных умений и навыков составил более ½ - максимальный уровень - ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период - минимальный уровень умений - ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием - средний уровень - работает с оборудованием с помощью педагога - максимальный уровень - работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений 2.3. Творческие навыки - начальный (элементарный) уровень Креативность в ребенок выполняет лишь простейшие выполнении практических практические задания педагогов); заданий - репродуктивный уровень – выполняет, в основном задания, по образцу - творческий уровень - выполняет задания с элементами творчества 3. Учебно-коммуникативные умения 3.1. Умение слушать и - минимальный уровень– обучающийся слышать педагога не умеет, но пытается использовать нач сер кон учебного года 28 Адекватность восприятия Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия 3.2. 3.3. 3.3.1 3.3.2 3.3.3 информацию, идущую от педагога - средний уровень - работает с информационным материалом с помощью педагога или родителей - максимальный уровень - работает с информационным материалом самостоятельно, без затруднений Умение вести беседу - минимальный уровень - дает Самостоятельность односложные ответы, в основном суждений, четкость отвечая на поставленные вопросы, формулировки вопросов, испытывает напряжение при беседе ответов - средний уровень - внимательно слушает собеседника, если ему знакома тема, может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником - максимальный уровень - слушает внимательно, может поддержать, начать и закончить разговор с незнакомым собеседником, проявляет самостоятельность в суждении, высказывает свое мнение Учебно-организационные умения и навыки Умение организовать - минимальный уровень - иногда рабочее (учебное) место - средний уровень - частично Самостоятельность при подготовке рабочего места к деятельности и - максимальный уровень - всегда уборке за собой Навыки соблюдения в - минимальный уровень - ребенок процессе деятельности овладел менее чем ½ объема навыков правил безопасности соблюдения правил безопасности, Соответствие реальных предусмотренных программой навыков соблюдения - средний уровень - объем усвоенных правил безопасности навыков составляет более ½ программным - максимальный уровень - ребенок требованиям освоил практически весь объем навыков, предусмотренных за конкретный период Умение аккуратно - минимальный уровень - иногда выполнять работу - средний уровень - частично Аккуратность и ответственность - максимальный уровень - всегда в работе Оценивание по уровням в баллах: минимальный уровень – 1-3 балла средний уровень — 4-6 баллов максимальный уровень – 7-10 баллов 29 № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы Показатели Степень выраженности Критерии Организационно-волевые качества Терпение - терпения хватает меньше, Способность переносить чем на ½ занятия (выдерживать) известные - терпения хватает больше, нагрузки в течение чем на ½ занятия определенного времени, - терпения хватает на все занятия преодолевать трудности Воля - волевые усилия ребенка всегда Способность активно побуждаются извне побуждать себя к - иногда – самим ребенком практическим действиям - всегда – самим ребенком Самоконтроль - ребенок постоянно находится под Умение контролировать свои воздействием контроля извне поступки (приводить к - периодически контролирует должному свои действия) себя сам - постоянно контролирует себя сам Ориентационные качества Самооценка (педагогическое - завышенная наблюдение) Способность оценивать себя - заниженная адекватно реальным - нормальная достижениям Интерес к занятиям в детском - интерес к занятиям продиктован объединении (педагогическое ребенку извне наблюдение) - интерес периодически Осознанное участие ребенка в поддерживается самим ребенком освоении образовательной - интерес исходит от ребенка, программы постоянно поддерживается им самостоятельно Поведенческие качества Конфликтность (отношение - участвует в конфликтах, ребенка к столкновению периодически их провоцирует интересов (спору) в процессе - сам в конфликтах не взаимодействия) участвует, старается их избежать Способность занять - пытается самостоятельно уладить определенную позицию в возникающие конфликты конфликтной ситуации 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела, как свои собственные - избегает участия в общих делах - участвует в общих делах при побуждении извне - активно участвует в общих делах, проявляет инициативу Приложение №2 нач сер кон учебного года 30 Приложение № 3 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ (групповой) Модуль «Основы мнмотехники» ФИО педагога Образовательная программа Срок ее реализации Год обучения Учебный год Вид аттестации № Ф.И. обучающегося Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Кол-во баллов Кол-во баллов Кол-во баллов 1 2 3 … Высокий уровень (чел.) ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ Средний уровень (чел.) Низкий уровень (чел.) ВСЕГО чел. ПОДПИСЬ ПЕДАГОГА: Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков, а также уровень эмоциональнопсихологической готовности учащихся к занятиям по Модулю «Основы Мнемотехники» будет проходить 3 раза в год, путем суммирования баллов, полученных в ходе решения заданий: Низкий уровень - 0-14 баллов Средний уровень - 15-25 баллов Высокий уровень - 26-40 баллов Ниже представлены способы отслеживания развития заявленных навыков и умений. 1. Навык "Составление творческого рассказа" (каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов). 31 Инструкция к проведению: педагог: "Давай придумаем рассказ или сказку кукле, чтобы быстрее заснула. Что ты хочешь рассказать? Рассказ или сказку? Придумай название рассказу (сказке)? "Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает педагог. Например, "Приключения рыжего бельчонка" (если ребенок хочет рассказать сказку) или "Мое любимое домашнее животное" (рассказ). При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога: • Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания всоответствии с выбранным жанром. • Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию. • Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая оттемы • Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец). • Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета. • Использование грамматических средств выразительности • Использование интонационных средств выразительности. • Самостоятельность в составлении монолога. 2. Навык "Составление творческого рассказа с помощью мнемоквадрата и мнемодорожки" (каждый квадрат оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшаяоценка составляет 12 баллов). На основе подобранных к квадратам предметных и сюжетных картинок дети учатся составлять творческие рассказы (истории). Квадрат «Кто я?» Нарисовано схематически лицо девочки (мальчика). Нужно подобрать изображения разных героев: феи, злой ведьмы, короля, зверей и т.д. Квадрат «На чем?» Нарисованы схематически виды транспорта. Нужно подобрать картинки из группы «Разные виды транспорта» и волшебный транспорт: летучий корабль, летающая тарелка, ступа Бабы Яги и т. п. Квадрат «Место и время». Нарисованы схематически деревья, солнце, девочка идет по тропинке. Нужно подобрать картинки: лес, море, река, дворец, луна, сказочный дворец и т. п. Квадрат «Что случилось?» Нарисован знак вопроса, обозначающий, что же случилось с героем, кого он встретил. Нужно подобрать картинки: Снежная королева, роботы, Кощей Бессмертный и т. п. Квадрат «Кто помог?» Нарисованы схематически заяц, зеркало, цветок, очки и т. п. Нужно подобрать картинки: разные животные, джинн, Снегурочка, ковер-самолет и т.д. Квадрат «Конец». Нарисованы схематически смеющееся и плачущее лица. Нужно подобрать картинки: свадьба, дед и баба и т.д. Далее знакомить детей с картами-схемами, которые помогут им 32 правильно начать и закончить рассказ (сказку). Помочь детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками «И тогда...», «И вдруг...», «А в это время...» и т.д. У каждого рассказа (сказки), придуманного ребенком, должны быть: название, интересное содержание (начало, середина и конец), правильно построенные предложения разных типов. Не торопить ребенка. Доброжелательно, с интересом выслушать все его рассуждения. Мягко поправить его или подсказать нужную информацию, но обязательно акцентировать внимание на его успехе. Ребенок получает 2 балла, если: • умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания всоответствии с выбранным жанром; • умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать названиепридуманному монологу; • разворачивает сюжет логичного и последовательно, не отступая от темы; • высказывание структурирование (присутствует начало, середина и конец); • самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х); • при составления высказывания использует разнообразные синтаксические конструкции (простые распространенные предложения сложносочиненные предложения), перечисления, обобщения прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны. • высказывание интонационно выразительно оформлено. • составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога. Ребенок получает 1 баллов, если: • жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров; • придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно илис помощью взрослого; • при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается),нарушает логическую последовательность; • наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует началоили конец рассказа (сказки) • использует одно-два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого; • в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует; • речь не всегда интонационно выразительна; • составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки). Ребенок получает 0 баллов, если: 33 не умеет определить жанр высказывания; • не умеет определить тему, дать название высказыванию; • нарушает логическую последовательность событий, причинноследственные связи; • высказывание состоит из нескольких предложений; • наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправитьсамостоятельно не может; • постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка. 3. Навык подбора необходимых деталей по форме и цвету (от 4 до 1 балла). Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, ноочень медленно, присутствуют неточности. Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь. 4. Умение проектировать по схеме (от 4 до 1 балла). Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме. Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе конструировать по схеме. Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе, справляя ошибки под руководством педагога. Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектирвании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. 5. Умение проектировать по образцу (от 4 до 1 балла). Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по образцу. Достаточный (3): Может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе конструировать по образцу. Средний (2):Может конструировать по образцу в медленном темпе, справляя ошибки под руководством педагога. Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под руководством педагога. • 34 АННОТАЦИЯ Дополнительное образование детей предоставляет широкие возможности для повышения качества образовательных результатов. Художественная деятельность способствует активизации процессов мышления, понимания, чувствования, формирует устойчивый гармоничный тип личности. Развитие интеллектуальных способностей содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному включению в образовательный процесс, формирует у детей целостное восприятие окружающего мира. Преимуществом дополнительной общеобразовательной программы «Разноцветные слова» является эффективное сочетание художественной деятельности с интеллектуальным развитием в изучении основ изобразительного искусства, художественных техник и способов запоминания информации. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ-СОСТАВИТЕЛЯХ Зырянова Ирина Владимировна Педагог дополнительного образования Образование: высшее Повышение квалификации: ООО Атласком «Трансформация дополнительного образования», 16 часов; 02.02.2022 - 05.02.2022 системы Кукушкина Елена Николаевна Педагог дополнительного образования Образование: средне-специальное, Екатеринбургское педагогическое училище, учитель начальных классов, 1992. Повышение квалификации: «Права педагога. Профессиональная компеентность педагога в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта», 2022; Онлайн курсы: «Сказочный домик»; «Классическая песочная терапия в условиях ФГОС»; «Акрил без правил»; «Портрет пастелью. Поцелованные солнцем», 2020 – 2021гг. Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84 E-mail: len_ddt@mail.ru