Osnovy_stsenicheskoi_774_rechi

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
возраст обучающихся: 9-12 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

Автор-составитель:
Прокопюк Анастасия Сергеевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

2
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка
Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и
культуры каждого человека. Проблема сохранения русских языковых
традиций особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший
поток иностранных слов и широко распространившаяся в информационном
пространстве небрежная, неблагозвучная речь вытесняют богатство
неповторимо прекрасного русского звучащего слова.
В этой ситуации обучение детей сценической речи является одним из
средств воспитания через слово тех личностных качеств, которые
характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей
страны. Единство речи, игры и движения – универсальное средство
эмоционального и физического развития, нравственного и художественного
воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная
программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов
(артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармоничного
всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной
речи.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

3

27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы: художественная.
Актуальность. Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от
31.03.2022 №678-р) ставит задачу использования возможностей
дополнительного образования для повышения качества образовательных
результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ. Программа «Основы сценической речи» доступный и эффективный инструмент для решения этой задачи.
Сегодня все больше школьников не могут выразить свои мысли,
воспринять и осознать более или менее сложную информацию или наоборот
– пользуются словом автоматически, не задумываясь о его значении. А ведь
именно языковая компетентность является одним из важнейших показателей
социализации личности, ее успешности в современном мире.
Именно в этом заинтересованы родители обучающихся, чей
социальный заказ имеет долгосрочную перспективу, и программа предлагает
комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и
навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и

4

развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения,
повышение общекультурного уровня ребёнка.
Для обучающихся актуальность программы «Основы сценической
речи» состоит в возможности проявить свою индивидуальность, свой талант,
получить признание сверстников и взрослых. Участвуя в концертной
деятельности, в конкурсах художественного слова, в массовых мероприятиях
различного уровня, обучающиеся становятся более раскрепощенным, у них
появляется возможность легче найти контакт не только в детском
коллективе, но и в более широком окружении.
Отличительной особенностью данной программы является
деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию ребёнка
средствами интеграции, т.е. обучающиеся в течение учебного года остаются,
вовлечены в созидательную деятельность, позволяющую ему с одной
стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой - творца. Это требует
от ребенка самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности
мышления. Организация творческого процесса полностью зависит от
педагога, который на всех этапах занятия является соавтором и сотворцом.
Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы
является педагогика сотрудничества. Создаётся особый психологический
климат, способствующий раскрепощению обучающихся, их сближению друг
с другом и раскрытию их внутреннего мира.
Спецификой «Основ сценической речи» является преимущественно
практическая направленность содержания, связанная с упражнениями для
комплексного освоения сценической речи с постепенным смещением акцента
в течение обучения на разбор художественных произведений и работу с
текстами в стихах и прозе. И здесь многое зависит от педагога, от его
искусства увлечь детей. Ведь высокая степень увлечённости – основное
условие творческого, глубокого овладения материалом.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся в
возрасте от 9 до 12 лет, не имеющих какой-либо подготовки, специальных
навыков.
Возрастные особенности учащихся 9-12 лет.
У детей в этом возрасте происходит интенсивное формирование
самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к
занятиям определённого вида: спорт, рисование, техника, музыка, театр,
танцы и др. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть
в каком-нибудь деле. Воспитанники этой возрастной группы обычно уже
владеют организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности,
поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел.
Ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны
неожиданные
перепады
настроения.
Они
любят
соревноваться,
фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть
замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего.
Оптимальное количество обучающихся в группе: от 10 до 14 человек

5

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность
занятия – 4 учебных часа с обязательными перерывами между занятиями по
10 минут (1 академический час - 30 минут).
Объём общеразвивающей программы– 144 часа в год.
Срок освоения – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса. При
реализации программы используется традиционная модель организации
образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение
содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по следующим темам: «Дикция. Упражнения», «Артикуляционная
гимнастика», «Работа над дыханием». Онлайн занятия можно просматривать
с любого девайса, у которого есть выход в интернет. Материалы,
используемые в занятиях, общедоступны.
Уровень программы – стартовый, что предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
В процессе занятий у обучающихся постепенно формируются навыки
правильного дыхания, грамотно построенной литературной речи, четкого
произношения, контроля звучности и силы голоса; расширяется словарный
запас; развивается понимание принципов работы с литературным
произведением, умение находить его подтекст. Параллельно появляется
свобода в общении, в том числе с аудиторией зрителей, повышается культура
поведения, формируется читательский вкус, эстетическое мировоззрение
современных детей.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, работа в
парах, мини-группах.
Виды занятий: репетиция, беседа, практическое занятие, речевой
тренинг, драматизация, выход в театры, открытое занятие и др.
Формы подведения итогов реализации программы: участие в
открытых занятиях; участие в конкурсе чтецов районного и городского
уровня, участие в конкурсах художественного слова.
Цель и задачи программы
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей
обучающихся через приобщение к художественному чтению и миру
литературы, повышение качества общеобразовательных результатов.
Задачи:
Обучающие:
− сформировать устойчивый интерес к художественному чтению
произведений;

6

− обучить навыкам работы с текстом, интонационным особенностям
знаков препинания;
− сформировать навыки анализа художественных произведений;
− сформировать начальные представления и навыки употребления
литературной речи, владения языковыми нормами.
Воспитательные:
− сформировать коммуникативные навыки, воспитать культуру
межличностного
общения,
научить
способам
конструктивного
взаимодействия в коллективе;
− развить культуру речи, ценностное отношения к отечественным
языковым традициям;
− обогатить внутренний мир детей, расширить кругозор и общую
эрудицию.
Развивающие:
− развить творческий потенциал и личностные качества (память,
внимание, наблюдательность, слухоречевая координация);
− расширить голосовой диапазон, акустические возможности голоса;
− формировать и развивать эстетический вкус посредством знакомства
с лучшими образцами отечественной и мировой литературы.
Планируемые результаты

Предметные:
− будет сформирован устойчивый интерес к художественному чтению
произведений;
− будут освоены навыки работы с текстом, интонационные
особенности знаков препинания, основные приемы художественного чтения
произведений;
− будут сформированы навыки анализа художественных произведений;
− будут сформированы начальные знания и навыки употребления
литературной речи, владения языковыми нормами.
Метапредметные:
− будут сформированы коммуникативные навыки на начальном уровне,
будет наблюдаться улучшение межличностной коммуникации в группе
(обучающиеся способны к конструктивному общению, совместному
созданию групповых проектов);
− обучающиеся будут знакомы с понятием культуры речи, будут
понимать и применять отечественные языковые традиции;
− у обучающихся расширится кругозор и общая эрудиция, обогатится
внутренний мир.
Личностные:
− у обучающихся будет наблюдаться улучшение творческих
способностей и личностных качеств ребенка;
− у детей будет расширен голосовой диапазон, акустические
возможности голоса;

7

− у обучающихся разовьется эстетический вкус посредством
знакомства с лучшими образцами отечественной и мировой литературы.
Воспитательный потенциал программы
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при
освоении ораторского искусства через изучение народных традиций, русской
литературы.
Задачи воспитательной работы:
− познакомить обучающихся с традициями народов России;
− формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины;
− формировать потребность в изучении русской классической и
народной литературы, использовать понравившиеся произведения на
занятиях.
Ожидаемы результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
традициями народов России, будут демонстрировать желание продолжить
изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся будут изучать русскую
классическую и народную литературу, использовать понравившиеся
произведения на занятиях.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка,
экскурсия, открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).
Учебный (тематический) план
№ Название раздела,
п/п
темы
1. Вводное
занятие.
Инструктаж по ТБ.
2. Техники речи

Количество часов
Формы аттестации/
всего теория практика контроля
4
3
1
Опрос, беседа
20

4

16

3.

Дикция

20

4

16

4.

12

2

10

5.

Орфоэпические
нормы
русского
языка
Дыхание и голос

20

2

18

6.

Работа над текстом

56

12

44

Прослушивание
и упражнения
Прослушивание
и упражнения
Публичные
выступления
Прослушивание
и упражнения
Анализ
роста
речевого
исполнительского

8

мастерства
7.

Итоговое занятие

12

Итого

144

12
27

Литературная
гостиная, концерт

117

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Ознакомительная беседа об основах сценической речи,
Инструктаж по технике безопасности и правилах поведении на занятии.
Практика. Игры на знакомство: «Ярмарка», «Снежный ком», «Общий
признак».
Тема 2. Техника речи.
Теория. Образование голоса, речь. Механизм дыхания, вдох – выдох.
Типы дыхания. Особенности звука: направление (фокус), высота (диапазон),
сила. Линия звучания голоса, тембр. Речь, интонация, выразительность речи.
Речь и движение.
Практика. Выполнение игровых двигательно-речевых упражнений:
«Чашка», «Одуванчик», «Насос», «Звонок». Комплекс упражнений для
координации речевого дыхания и звука в среднем регистре (постепенное
введение в дыхательные упражнения согласных, гласных, слогов, слов, фраз).
Речевые упражнения с увеличением слов от трех до пяти. Речевая гимнастика
«Скороговорки», «Памятник пословице». Игры на развитие внимания,
регуляцию силы звука: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка», «Подбери
рифму», «Сочини сказку».
Тема 3. Дикция
Теория. Речевой аппарат, дикция, артикуляция. Дикционные
недостатки. Гласные звуки и их классификация. Согласные звуки.
Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах, фразах,
текстах.
Практика. Тренировка произнесения гласных звуков в различных
словах на материале пословиц, загадок, скороговорок и специально
подобранных текстов. Речевые игры: «Колыбельная», «Гудок», «Дудочка».
Игры: «Сочини рассказ», «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ
про одну букву», «Зеркало».
Тема 4. Орфоэпические нормы русского языка
Теория. Понятие орфоэпии, произношение. Речь письменная и устная.
Буква и звук. Язык, его функции. Ударение в слове. Основные правила
орфоэпии.
Практика. Игровые упражнения на произнесение гласных звуков [о],
[а] в ударном слоге; гласных звуков [о], [а] в предударном слоге; в начале
слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удаленных от ударного
гласного на 2-3 слога; безударных гласных звуков [йа] и [йэ]; [йо]; согласных
звуков [ч], [щ]; [ж], [ш], [ц]; звонких согласных в конце слова; сочетания
согласных [сч] и [зч]; звонких согласных перед глухими; глухих согласных

9

перед звонкими. Игры со словами: «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»
Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих»,
«Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму».
Тема 5. Дыхание и голос.
Теория. Беседа о дисциплине. Элементарные сведения об
анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового
аппарата.
Звукообразование.
Краткие
сведения
о
механизме
голосообразования и некоторых особенностях звука: направлении (фокусе),
резонировании, высоте (диапазоне), силе. Правильная осанка. Смешаннодиафрагмальный тип дыхания.
Практика. Выполнение упражнений на снятие мышечного зажима:
«Разминка», «Кукловод». Дыхательные упражнения: «Свечка», «Насос».
Дыхательные упражнения с движениями по стихотворениям детских
писателей. Упражнения для удлинения продолжительности фонационного
(речевого) выдоха: «Проколотый мяч», «Звукоподражание», «Море»,
«Ветер».
Тема 6. Работа над текстом
Теория. Выразительные возможности звучащей речи. Правила
логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки
препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире,
вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки).
Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом
отрезке, главное и второстепенное ударения. Способы эффективного
запоминания текста. Виды памяти (образная, словесно-логическая,
двигательная, эмоциональная).
Практика. Игровые чтения простейших нераспространенных
предложений. Чтение по ролям небольших сказочных эпизодов. Отработка
способов запоминания прозаического и стихотворного текста малых форм.
Чтение наизусть с последующим обсуждением в группе. Выполнение мини
этюдов. Показ этюдных работ (чтение разученных текстов), обсуждение в
группе, анализ прочтения (выполняет педагог). Интерактивная беседа «Голос
и речь человека». Прослушивание чтения текстов. Обсуждение в группе с
анализом исполнения.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика. Открытое занятие в форме литературной гостиной.
Художественное чтение наизусть (индивидуальное, партнерское). Показ
этюдных работ.

10
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год
Основные
характеристики
образовательного процесс
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
36
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном году
144
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1 сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
Окончание учебного года
31 мая
Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
Режим занятий
1 раза в неделю по 4
академических часа

Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение
1) Учебный класс, соответствующий санитарным нормам;
2) Аудио и видеоаппаратура, компьютер;
3) Игрушки мягкие, мячи, гимнастические палочки, маты (коврики);
4) Элементы театральных (сценических) костюмов;
5) Предметы мелкого реквизита для этюдов.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительной общеобразовательной программы, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методическое обеспечение:
Тема
Название и вид методического материала
Техника речи
− схема строения голосового аппарата (плакат);
− подборка упражнений на развитие внимания (текст);

11

− подборка упражнений на развитие координации речи и
движения, речеслуховой координации, (текст);
− подборка «Игры на развитие внимания, памяти, речи»
(текст);
− подборка «Упражнения и литературные игры на развитие
креативности мышления» (текст);
− подборка «Речевой тренинг» (текст).
Дикция
− схема работы артикуляционного аппарата (плакат,
компьютерная презентация);
− подборка упражнений дикционного тренинга (текст,
аудиозапись);
− подборка специальных наборов слов, текстов,
скороговорок для дикционного тренинга (текст);
− комплекс упражнений для снятия зажима и разогрева
мышц лица (текст, видеоматериалы);
−подборка скороговорок, чистоговорок с систематизацией
по уровню сложности (текст).
Орфоэпические − таблицы с орфоэпическим разбором звучания гласных;
нормы
− подборка упражнений речевого тренинга
русского языка «Произношение» (текст);
− комплекс упражнений для снятия негативных явлений
сценического волнения (текст);
− орфоэпический словарь русского языка;
Дыхание
− подборка дыхательных упражнений (текст);
и голос
- подборка упражнений на звукообразование (текст);
− подборка дыхательных упражнений на снятие
напряжения и общую саморегуляцию (текст).
Работа
− подборка специальных стихотворных текстов и
с текстом
фрагментов художественных произведений (текст);
− подборка специальных прозаических текстов и
фрагментов художественных произведений (текст);
− подборка видео- и аудиоматериалов художественного
чтения литературных произведений в исполнении
профессиональных актеров (фонограммы, видеоролики);
− технологическая схема разбора текста, анализа
прочтения (плакат);
− подборка упражнений на развитие памяти разных видов
(текст).
Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности:
ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от
возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.

12

Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
–
учесть интересы и предпочтения обучающегося, голосовые
возможности каждого ребенка;
–
сформировать коллектив детского объединения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений каждого
воспитанника на начальном этапе обучения. С этой целью используются
разнообразные виды контроля:
− предварительный контроль проводится в начале обучения для
определения уровня знаний и умений обучающихся;
− текущий контроль ведется на каждом занятии в виде педагогического
наблюдения за правильностью выполнения упражнений, динамикой речевого
развития обучающихся;
− промежуточный контроль проводится по окончании первого
полугодия в виде прослушивания (показа) с недифференцированной
системой оценивания, что позволяет провести анализ роста речевого
исполнительского мастерства обучающихся;
− итоговый контроль проводится в конце учебного года на
контрольном
занятии
в
виде
прослушивания
(показа)
с
недифференцированной системой оценивания или публичного выступления в
форме концерта для родителей. Позволяет выявить изменения
образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей
составляющей обучения.
Контроль осуществляется в процессе наблюдения педагога за
активностью и продуктивностью учебной деятельности учащихся на
занятиях, правильностью выполнения речевых упражнений, а также в ходе
открытых занятий в конце каждого полугодия. Для подведения итогов
обучения по программе используются разнообразные формы контроля:
− открытое занятие;
− публичный показ (выступление);
− прослушивание;
− литературная гостиная;
− концерты.
Критерии оценки учебных результатов программы приведены в
таблице педагогического наблюдения (Приложение № 1). При
необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия)
количество
и
содержательная
составляющая
критериев
может
корректироваться педагогом в рабочем порядке. Работа обучающихся
оценивается по уровневой шкале:
− высокий уровень;
− средний уровень;

13

− низкий уровень.
Уровень продвижения обучающегося в освоении Программы на
протяжении учебного года фиксируется в мониторинговых таблицах
педагогического наблюдения (Приложение № 1).
В конце года проводится комплексный анализ достижений ребенка, с
учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени
освоения программного материала.
Уровни
Показатели
Высокий Обучающийся
− демонстрирует
высокую
ответственность
и
заинтересованность в учебной деятельности;
− проявляет инициативу в предлагаемом поле деятельности;
− не пропускает занятия без уважительной причины;
− демонстрирует высокий уровень знаний;
− владеет на высоком творческом уровне освоенными в ходе
изучения Программы умениями и навыками;
− знает требования и правила литературной речи;
− владеет уверенными навыками литературной речи;
− чтение
текста
отличается
убедительностью,
эмоциональностью и выразительностью
Средний Обучающийся
− демонстрирует ответственность и заинтересованность в
учебной деятельности;
− демонстрирует хороший уровень знаний;
− инициативы не проявляет, но способен поддержать
инициатора в предлагаемом поле деятельности;
− в достаточной степени владеет приобретенными в ходе
изучения Программы умениями и навыками;
− знает требования и правила литературной речи;
− допускает небольшие ошибки в литературной речи, в
большинстве случаев самостоятельно их замечает и
исправляет; чтение художественного текста не всегда
эмоционально и выразительно
Низкий
Обучающийся
− демонстрирует
недостаточную
ответственность
и
заинтересованность в учебной деятельности;
− посещает занятия «время от времени»;
− демонстрирует удовлетворительный уровень знаний и
слабо владеет получаемыми в ходе изучения Программы
умениями и навыками;
− обладает небогатым словарным запасом;
− часто ошибается при чтении текста (ударения,
согласования окончаний, ошибочная интонация);

14

− исправляет ошибки по замечанию педагога
Выявление личностных и метапредметных результатов освоения
программы. Способом оценки личностных и метапредметных результатов
освоения программы являются систематические педагогические наблюдения
за обучающимися и собеседования. Это позволяет определить степень
самостоятельности воспитанников и их интереса к занятиям, уровень
гражданской ответственности, социальной активности, культуры и
мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное
позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной и
эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения
избранного вида деятельности.
Способы фиксирования результатов:
− отметка уровня достижений детей в листе педагогического
наблюдения (Приложение № 1);
− записи в журнале учета о результативности участия детей в
мероприятиях разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность);
− видеозаписи занятий, мероприятий, показов.

15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1. Андрачников С.Г. Импровизационный пластический тренинг / С.Г.
Андрачников. – М.: МГИК, 2001. – 240 с.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические
материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ
Сфера, 2003. – 21 с.
3. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры / Т.И.
Балакина. – М.: Центр А3,1996. – 360 с.
4. Гранер В.А. Ритм в искусстве актера / В.А. Гранер. – М.:
Просвещение,1999. – 154 с.
5. Ершова А.П. Актерская грамота – подросткам: Программы, советы
и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральной школе,
классах, студиях / А.П.Ершова. – М.: Педагогические мастерские по
художественному воспитанию, 1994. – 160 с.
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е.Захава. – М.: Лань,
2013. – 431 с.
7. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками /

16

Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 233 с.
8. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. ЗенкевичЕвстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
9. Иванов С.Ф. Специфика публичной речи / С.Ф.Иванов. – М.:
Знание, 1998. – 126 с.
10. Кнебель Н.О. О том, что мне представляется важным / Н.О.Кнебель.
– М: Искусство, 1987. – 488 с.
11. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса / И.П.
Козлянинова, Э.М.Чарели. – Екатеринбург: Диамант,1992. – 320 с.
12. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. – СПб.: Лань,
2010. – 509 с.
13. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н.Кохтев. – М.: МГУ,
1992. – 238 с.
14. Кристерсон Х.Х. Танец в спектакле драматического актера / Х.Х.
Кристерсон. – М.: Искусство, 1996. – 134 с.
15. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их
жестам / А. Пиз. – Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. – 262 с.
16. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия / А.
Пиз, Б.Пиз. – М.: Эксмо, 2010. – 93 с.
17. Почикаева Н.М. Искусство речи / Н.М. Почикаева. - М.: МарТ,
2005. – 348 с.
18. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А.Сакович. – СПб.:Речь,
2005. – 219 с.
19. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования / В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239
с.
20. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению /
Ю.А.Стромов. – М.: Просвещение, 1980. – 79 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей)
1. Вархолов Ф. М. Грим / Ф. М. Вархолов. – М.: Просвещение, 2005. –
120 с.
2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции (согласные звуки) / Т. И.
Васильева. – М.: ГИТИС, 1988. – 94 с.
3. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие
для театральных и культурно-просветительных училищ / И. П.Козлянинова. –
М.: Просвещение, 2003. – 135 с.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства / Л. А.Невский. – М.: Искусство,
2005. – 91 с.

Учебный год: _________
Динамическая таблица (индивидуальная)
Фамилия И.О. обучающегося…………………группа …………….
период

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Итог года:

Работа обучающихся оценивается по уровневой шкале:
− высокий уровень;
− средний уровень;
− низкий уровень.
Правила орфоэпии

Интерес к национальному
языковому наследию

ПРИЛОЖЕНИЯ

Техника речи

Личный вклад в создание
художественного образа

Способность к
аргументированному

Динамичность работы
над текстом

Наблюдательность,
сценическое внимание

Владение дыханием при
произношении текста

Культура поведения

Выразительность исполнения

Техника исполнения

17
Приложение №1

18

Приложение №2
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика губ:
– «Волейбольная сетка» – верхняя губа – это края волейбольной сетки,
уголки губ – точки ее закрепления. «Расправьте» «волейбольную сетку» так,
чтобы стали видны ее «клетки» (зубы и частично десна передних верхних
зубов), а теперь «натяните» ее. «Снимите сетку со столбов» – губы
возвращаются в положение покоя.
– «Маятник» – собранные пяточком губы – маятник часов. Вот часы
заведены, и маятник начинает совершать ритмичные, равномерные движения
влево и вправо. Амплитуда и скорость перемещения маятника может
меняться от более крупных и медленных движений постепенно переходя к
более мелкими быстрым.
– «Стрелки часов» – исходное положение, что и в предыдущем упражнении.
Движения собранных пяточком губ по часовой стрелке и против часовой
стрелки.
– «Ванька-встанька» – собранные пяточком губы совершают перемещение в
вертикальном направлении. Вот они потянулись вверх по направлению к
носу: наш «Ванька-встанька» поднял голову. А вот «Ванька-встанька»
кланяется – губы устремились к подбородку. – «Точилка» – вам нужно
заточить карандаш, который с трудом поддается обработке – очень крепкое
дерево. У вас есть «точилка» – ваши губы: сомкнутые, сильные, собранные
пяточком. Как бы преодолевая сопротивление дерева, затачиваемого
карандаша, вытягиваются вперед насколько возможно, затем, достигнув
предела, губы на мгновение сбрасывают рабочий тонус – возвращаются в
исходное положение.
Гимнастика языка:
– «Шпага» – губы сомкнуты, зубы не на прикусе (укол, укол, покажи укол,
закройся). – «Часы» – отбиваем четверти: 12, 3, 6, 9. Рот открыт, напоминает
формуциферблата, язык – стрелки.
– «Сахариночка» – язык выдвигается вперед, кончик языка
подхватывает«сахариночку» и медленно уносит в рот.
– «Лошадка» – улыбнуться, широко раскрыв рот, щелкать языком энергично
и громко.
Отработка гласных звуков
Участникам предлагается запомнить звукоряд гласных [и], [э], [а], [о], [у],
[ы].
1) Необходимо четко произнести каждый звук звукоряда, совмещая их с
движением – на каждый звук кидаем мяч в стену.
2) Участникам предлагается произносить звукоряд гласных каждый раз
совмещая произношение с ударением на определенную букву. Когда
участник выделяет голосом ударение, он совмещает его с действием – кидает
мяч встену.

19

Отработка согласных звуков
– [Ж]; [Ш] (щетка); – [В]; [Ф] (лыжи); – [З]; [С] (завинчиваем шуруп);
– [Р-р] (мотоцикл).
Резонирование голоса
Исходное положение: зубы на прикусе, губы сомкнуты.
– Средний регистр – посылаем звук вперед.
– Головной регистр – посылаем звук вверх.
– Нижний регистр – посылаем звук вниз.
– Спинной регистр – посылаем звук назад.
Белокрылый мощный ТУ набирает высоту,
Он летит все выше-выше, превратились в точки крыши,
И свободно с облаками мы летим под небесами.
Дыхательная гимнастика
1) «Шар» – исходное положение: согнув колени, присесть на носках;
ладони на коленях, локти разведены в стороны.
– Медленно подниматься, расставляя руки в стороны, при этом
выполнять длинный вдох носом и короткий выдох ртом – шар
надувается.
– Задержать дыхание.
– Медленно выдыхать, возвращаясь в исходное положение – шар
лопнул.
2) Исходное положение: руки за головой, пальцы переплетены, локти
назад. Наклон туловища вперед, руки за головой, голова смотрит вперед –
Выдох. Вернуться в исходное положение – вдох.
Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы
1. Свобода челюсти: максимально раскрыть верхнюю и нижнюю
челюсти, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие
мышцы приходится максимальная нагрузка, закрыть рот. Проследить за
своими ощущениями. Несколько раз открыть челюсти на такую же величину.
Максимально зажать, а затем расслабить челюсти. Повторить несколько раз,
прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти
после зажима.
2. Точка свободы: крепко сжать обе кисти рук и с силой надавить
одним кулаком на другой. Задержать руки в таком положении на 10 секунд,
сбросить
напряжение,
расслабить
руки.
Мгновенное
состояние
расслабленности мы иназываем «точкой свободы».
3. Шейный зажим: на выдохе подтянуть мышцы живота и зажать
челюсти, на вдохе носом резко расслабить и те и другие мышцы. Вдохнуть
носом «в живот» – выдохнуть ртом «ХУ». Вдохнуть, зажав челюсти –
выдохнуть, расслабив челюсть. Вдохнуть с расслабленной челюстью, но с
закрытым ртом – выдохнуть. Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и
открытым ртом (язык на нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое
положение языка, выдохнуть.

20

4. Лицевые мышцы – пальцевой массаж. Указательными пальцами
найти с двух сторон от скул точки крепления верхней и нижней челюстей.
Делать ввинчивающие движения пальцами при сомкнутых челюстях в одну,
а затем в другую стороны. Повторить это упражнение при разомкнутых
челюстях, а затем – на смыкающихся. Каждое круговое движение пальцами
повторить 16 раз. Найти точки крепления челюстей (приблизительно на
середине нижнего края глазницы) и повторить ввинчивающие движения в
одну и другую сторону. Делать массаж каждый день.
5. Неподвижная небная занавеска. Этот недостаток также очень сильно
влияет на качество звука. Задача – разработать ее подвижность. Для этого
нужно очень много зевать. Зевок и полузевок. Сделать восемь зевков подряд.
Это упражнение увеличивает кровоснабжение и является прекрасной
гимнастикой для всех групп мышц лица и шеи.
Упражнения на тактильные ощущения в процессе звукоизвлечения
Позиция – лежа на полу, лицом вверх.
1. Максимальное расслабление всех мышц: – вообразить, что мы
представляем из себя фигуру из влажного песка. Под приятными солнечными
лучами влага испаряется, песок высыхает, и наше тело рассыпается,
превращаясь в горку сухого теплого песка. Рассыпаться удобно на выдохе.
2. Нахождение зажатых мышц: – представить, что перпендикулярно
нашему телу, начиная с пальцев ног, продвигается прозрачная секущая
плоская поверхность. По мере ее продвижения от ног до макушки головы
наше тело становится невесомым и исчезает. Те части тела, при прохождении
через которые секущая плоскость тормозит, вероятнее всего, мышцы
особенно зажаты.
Упражнения на «рождение звука»
«Баня». Исходная позиция – стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы
расположены параллельно. Расслабляем корпус, т.е. все мышцы, кроме мышц
ног. Опускаем тело вперед. Ноги прямые и в меру напряженные.
Представляем, что мы находимся в бане с очень приятным легким паром.
Проверяем, достаточно ли расслаблены у нас руки, мышцы шеи. Затем
представляем, что наши руки превратились в веники и начинаем
похлопывать себя совершенно расслабленными кистями рук сначала по
ногам, затем по животу, бокам, шее, плечам, рукам, затем по спине, обходя
почки. Паримся тщательно, не пропуская ни сантиметра нашего тела. Во
время упражнения лениво, с удовольствием произносим на звук [М]. Все
время проверяем свободу шейных мышц.
Самые распространенные ошибки при выполнении этого упражнения –
это зажатая челюсть и сдавленная гортань. Чтобы их избежать, нужно
постоянно напоминать ребятам о том, что при выполнении этого упражнения
должны быть сомкнуты губы и разомкнуты зубы (приблизительно на 1 см).
Можно также предложить им сделать полузевок – «яблоко во рту».
«Корни». Исходная позиция: стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы
параллельно. Представляем, что наши ноги превращаются в прекрасные

21

молодые крепкие корни очень сильного и красивого дерева. С зевком мы
пускаем в эти корни максимально тихий и низкий звук [А]. Следим за тем,
как наши корни начинают опускаться вниз, как они проходят через пол, через
все этажи здания, в котором мы занимаемся, как они все глубже и глубже
врастают в красивую, мягкую землю, которая напоминает собою мягкий,
податливый пластилин. При выполнении этого упражнения мы извлекаем
звук, который напоминает очень тихое урчание львенка. Следует постоянно
призывать ребят напрягать свою фантазию, видеть эти корни. Только в таком
случае им удастся получить желаемое качество звука.
«Резиновый баллон». Представим себе, что на уровне тазобедренного
сустава на нас надет плавательный резиновый баллон. Он очень красивый,
яркий и упругий. Наша задача, отталкивая его руками и животом, посылать в
него звук [О]. Отталкивать нужно его в разные стороны от тела. Не забывать,
что звук должен быть тихим и ассоциативно располагаться на уровне живота.
Кисти рук должны быть активными, не вялыми.
Если упражнение выполняется правильно, то мы ощущаем вибрации в
области низа живота и копчика.
«Солнышко». Исходная позиция та же, что и в предыдущих
упражнениях. Локти разводим в стороны и приподнимаем до уровня плеч.
Кисти складываем ладонями к себе, одну на другую и прижимаем их к груди.
Представляем себе, что в нашей грудной клетке живет солнышко. Мы
тихонечко приоткрываем калитку (раскрываем ладони) и выпускаем
солнышко из домика со звуком [ЙА].
Важно знать, что наше солнышко, выходя из своего укрытия, двигается
не вверх или вниз, а равномерно заполняет все пространство вокруг нас, в
том числе и за спиной.
По мере выполнения упражнения руки раскрываются и разводятся в
стороны, звук, не повышаясь, увеличивается. Вибрации должны ощущаться в
области лопаток. Затем так же запускаем солнышко назад, в грудную клетку.
Соответственно звук развивается от сильного к слабому.
«Обнимаем плечи». Из той же позиции закрываемся, обнимая свои
плечи. Стремимся «попасть звуком» в лопатки, т.е. ощутить вибрации на
уровне предплечий. Звук [Ы].
«Антенна». Представляем, что из нашего темечка выдвигается
маленькая антенна. Начинаем через нее переговариваться с инопланетянами.
Звукоряд «МИ-МИ-МИ». Для упрощения упражнения можно в этом месте
взяться за волосы и легонько подергать за них.
Важно делать это упражнение на максимально низком голосе с
«яблоком во рту». Ни в коем случае нельзя закидывать голову назад,
напротив, нужно сделать небольшой наклон головы вперед, а глаза поднять
вверх. Рот должен работать вертикально.
«Формы гласных». Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы
параллельно. Сложить ладони друг к другу на уровне грудной клетки.
Медленно и с усилием начать поднимать правую руку вверх и одновременно
опускать левую вниз.

22

Произносить долгий звук [И], следя за тем, чтобы он выходил точно из
темени направленным лучом и ровно поднимался вверх.
Отвести правую ногу назад, переведя на нее центр тяжести, немного
опустить голову, обхватить руками плечи и произнести долгий звук [Э].
Вибрации в предплечьях и плечах. Правую ногу вынести вперед, перенести
на нее центр тяжести. Открыть и широким жестом развести руки в стороны.
Звук – [А]. Рот открыт щироко. Вибрации в грудной клетке.
Вернуть ногу в исходную позицию. Руки сомкнуть перед собой таким
образом, чтобы они вместе с грудью организовали прямо перед вами овал.
Произнести долгий звук [О], акцентируя внимание на ладонях. При
правильном выполнении упражнения именно в ладонях должны возникнуть
легкие вибрации. Представить, что мы поднесли к губам длинную, легкую,
полую трубку и, максимально отводя ее от лица, направляем вперед
узконаправленный звук [У], создавая звуком узкий коридор, уходящий
далеко вперед.

23

АННОТАЦИЯ
Программа «Основы сценической речи» ориентирована на достижение
обучающимися единства речи, игры и движения – универсального средства
эмоционального и физического развития, нравственного и художественного
воспитания, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не
ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов,
дикторов), а решает проблемы гармоничного всестороннего развития
личности и прививает устойчивую любовь к родной речи.
Дети приобретают навыки публичных выступлений, проявляют свою
индивидуальность, свой талант, получают признание сверстников и
взрослых. Участвуя в концертной деятельности, в конкурсах
художественного слова, в массовых мероприятиях различного уровня,
обучающиеся становятся более раскрепощенным, у них появляется
возможность легче найти и установить контакт не только в детском
коллективе, но и в более широком окружении.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ
Прокопюк Анастасия Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Образование: высшее, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт
культуры»,
руководитель
творческого
любительского
коллектива, преподаватель.
Повышение квалификации: «Режиссура и театральная педагогика для
руководителей творческих коллективов», 2022.
Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84
E-mail: len_ddt@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».