Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ «ЛЕПЕСТОК» возраст обучающихся: 5-7 лет срок реализации: 1 год объем программы: 144 часа в год Автор-составитель: Меньшикова Елена Леонидовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Творческая личность — это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны, однако субъективная ценность произведения детских рук, как средство творческого самовыражения и роста, значима не только для личности конкретного маленького творца или его родителей, но и для общества в целом. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования помогают ребенку раскрыть в себе творческую личность, открыть для себя разноцветье мира и способствуют формированию новых способов взаимодействия с ним. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая 3 разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы – художественная. Актуальность Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития общества. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р, в качестве приоритетов обновления содержания программ дополнительного образования художественной направленности определяет, в том числе, разработку программ с использованием новых художественных материалов для изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. В рамках концепции предполагается, что программы должны реализовывать задачи этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел. Все вышеперечисленное нашло отражение в содержании программы «Художественная студия «Лепесток». Занятия изобразительным и декоративно-прикладным творчеством отвечают и запросам родителей, которые видят в нем не только средство для организации досуга ребенка, но и эффективный инструмент становления и развития личности. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. 4 Отличительные особенности Основной спецификой настоящей программы является интеграция двух направлений: изобразительного и декоративно-прикладного творчества, что обеспечивает единую направленность и координацию деятельности педагога и обучающихся, позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс, расширяет возможности для самореализации и личностного развития каждого ребенка. Данная программа является составительской. Она разработана на основе программ художественного воспитания и обучения О.Л. Ивановой и Т.В. Калининой, авторской программы А. В. Шестаковой «Росток», комплексной программы «Планета искусств» МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной. Адресат программы. Программа рассчитана на дошкольников и младших школьников 5-7 лет и реализуется в течение одного года обучения в учреждении дополнительного образования. В группу зачисляются все желающие, оценка художественных способностей и отбор не осуществляются. Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей. Данный возраст характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений. Старший дошкольник активно интересуется предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие его объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них. Дети 5-7 лет могут устанавливать взаимосвязи между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п. Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами художественноизобразительной деятельности и проявлением художественных способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается зрительная память детей, представление и воображение ребенка. В изобразительной деятельности у ребенка развивается чувство цвета, пространства, материала, закладываются предпосылки к развитию художественно-образного мышления. Яркие впечатления от просмотра картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в живописнотворческих работах. Дети старшего дошкольного возраста обладают более устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В этом возрасте они часто принимают на себя роль «мастера», «художника», «скульптора». В рисунках дети данного возраста могут свободно передавать характерные признаки предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции. Движения руки становятся более уверенными, точными и осмысленными. 5 Старшие дошкольники могут осознанно подбирать изобразительные средства выражения для передачи настроения и состояния предметов и явлений. Оптимальное количество обучающихся в группе от 12 до 14 человек. Режим занятий. Занятия проходят два раза в неделю по два академических часа. Продолжительность одного занятия – 30 минут (один академический час), перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4. Объем программы: 144 часа в год. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Основной формой обучения являются учебные занятия. Процесс обучения строится с использованием разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и сохранить живой интерес у детей. Уровень программы – стартовый. Программа ориентирована на детей любого уровня начальной подготовленности, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения – индивидуально-групповая, групповая. Виды занятий – беседа, опрос, практическое занятие, экскурсия, открытое занятие. Формой подведения итогов реализации программы является выставка творческих работ обучающихся. Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих способностей детей и формирование изобразительных навыков путем изучения различных техник изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и создания работ по образцу. Задачи программы Обучающие: − формировать изобразительные навыки; − познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; − обучать приемам выполнения изобразительных и декоративноприкладных работ с помощью наглядного метода – образца; − обучать приемам самостоятельного выполнения изобразительных и декоративно-прикладных работ с помощью методов развития воображения. Развивающие: − развивать навыки самостоятельной работы; − развивать социально-значимые компетенции и установки. 6 Воспитательные: − активизировать внутренние потребности ребенка к саморазвитию; − воспитывать уважительное отношение к творчеству другого человека; − формировать навыки и умения работы в коллективе. Планируемые результаты Предметные результаты Обучающиеся будут: − владеть изобразительными навыками на начальном уровне; − знакомы с художественными и декоративно-прикладными терминами и понятиями; − владеть на начальном уровне различными изобразительными и декоративно-прикладными техниками; − иметь представление об основах композиции на начальном уровне; − иметь опыт работы различными инструментами, соблюдать правила техники безопасности во время работы; − владеть приемами выполнения изобразительных и декоративноприкладных работ с помощью метода образца; − владеть приемами самостоятельного выполнения изобразительных и декоративно-прикладных работ с помощью методов развития воображения. Метапредметные результаты Обучающиеся будут владеть: − навыками самостоятельной работы (владеют умением подготовить рабочее место и поддерживать порядок во время работы, владеют умениями работать по правилам и по образцу, способны планировать свои действия, владеют навыками самообслуживания); − социально-значимыми компетенциями и установками (владеют умением позиционировать себя; взаимодействовать с партнёрами; владеют умением слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны к общению со взрослыми и сверстниками, основанному на понимании; знают и выполняют правила поведения, способны управлять своим поведением; способны к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию; проявляют интерес и уважение к творчеству других людей; умеют прогнозировать эффекты своей деятельности). Личностные результаты: − обучающиеся будут иметь внутреннюю мотивацию для саморазвития и работы над личностными навыками и компетенциями; − обучающиеся будут демонстрировать осознание социальной значимости изобразительной деятельности для личностного саморазвития (владеют на начальном этапе навыками наблюдения за явлениями жизни и природы, понимают красоту как ценность, имеют первичное представление о себе, семье, мире и природе); 7 − обучающиеся будут демонстрировать уважение к чужому труду, желание к совместной деятельности (генерировать новые идеи в коллективе и воплощать их в совместных работах). Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении изобразительного искусства через изучение народных ремесел. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать самостоятельную способность к созданию изображений с использованием народной росписи на базе полученных знаний. Ожидаемы результаты: Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с народными ремеслами и традициями народов России, будут демонстрировать желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся будут уметь самостоятельно создавать изображения с использованием народной росписи в своих творческих работах. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). 2. Учебный (тематический) план Название темы Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/ контроля Раздел I. «Осенние краски» Вводное занятие. 2 2 беседа, Инструктаж по технике педагогическое безопасности наблюдение Хозяин леса. 2 1 1 3. Осенний натюрморт. 4 1 3 4. 4 1 3 5. 6. Волшебные краски осени. Госпожа – осень. Праздник урожая 4 3 1 1 3 2 7. Осенний ковер 2 1 1 № п/п 1. педагогическое наблюдение, анализ творческих работ 8 1 1 1 1. До свидания птицы 2 1 Мама милая моя 2 1 Посещение выставки. 2 1 Раздел II «Краски зимы» Волшебный город. 4 1 2. Зимние узоры. 2 1 1 3. 11 2 9 4. Подготовка к праздникам. Новогодний календарь 2 1 1 5. За окном 2 1 1 6. Снегирь 3 1 2 7. Зимняя сказка. 2 1 1 8. 1. 2. Подготовка к участию в 2 2 тематических выставках. Посещение выставки. 2 1 1 Раздел III. «Красота вокруг нас» В гостях у сказки. 2 1 1 Покормите птиц зимой. 4 1 3 3. Ночные стражи 3 1 2 4. Портрет Снежной королевы. Зимний лес. Гжель. 4 1 3 2 1 1 6 2 4 6 2 4 8. Подарки для самых любимых. Зенарт. Мезенская роспись. Теремок 2 1 1 9. У улитки дом большой 2 1 1 10. Дом, который построил я 3 1 2 11. А из нашего окна. Уральская домовая роспись. Лесные жители. Посещение выставки. 3 1 2 4 2 1 1 3 1 8. 9. 10. 9. 5. 6. 7. 12. 13. 3 Беседа педагогическое наблюдение, анализ творческих работ Беседа педагогическое наблюдение, анализ творческих работ Беседа 9 1. 2. 3. Раздел IV. «Путешествие в мир фантазий» Далекое путешествие. 3 1 2 Пасхальный натюрморт. 4 1 3 Писанка 3 1 2 4. Первоцветы. 4 1 3 5. Книжки-малышки 2 1 1 6. Сладкий стол 2 1 1 7. Герои. 4 2 2 8. Море и его обитатели. 4 2 2 9. Автопортрет 3 1 2 10. Вместе веселее 3 1 2 11. Подготовка к участию в тематических выставках Праздник красок. 4 8 2 6 Посещение выставки. Итого 4 144 1 50 3 94 12. 13. педагогическое наблюдение, анализ творческих работ 4 Беседа, выставка Беседа Содержание учебного (тематического) плана. Раздел I. «Осенние краски» Освоение приемов работы, основ цветоведения. Знакомство с различными материалами и инструментами. Раздел I. Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство с группой. Обучение организации рабочего места. Знакомство с материалами для работы, правила работы с ними. Правила поведения в ДДТ, во время учебного процесса. Техника безопасности. Раздел I. Тема 2. Хозяин леса. Теория: Цвет в нашей жизни. Основы цветоведения: три основных цвета, теплые и холодные цвета, фон. Освоение понятий графики: линия, штрих, пятно. Практика: Закрепление понятий и приемов работы на практике. Работа гелевыми ручками, фломастерами по цветному фону. Составление аппликации из готовых элементов. Создание лесного жителя в смешанной технике. Раздел I. Тема 3. Осенний натюрморт. Теория: Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление понятий: теплые цвета, фон. Освоение приемов живописи. Повторение приемов работы кистью. Практика: Составление декоративной композиции. Работа гуашью. Раздел I. Тема 4. Волшебные краски осени. 10 Теория: Повторение свойств пластилина, основных приемов лепки: скатывание, раскатывание. Закрепление правил техники безопасности при работе стекой. Практика: Создание композиции в технике «пластилиновая живопись». Раздел I. Тема 5. Госпожа - осень. Теория: Знакомство с понятием портрет. Закрепление понятий: теплые цвета, фон, симметрия, композиция. Практика: Составление художественного образа. Аппликация из мелких деталей, требующих аккуратности. Работа с картоном и цветной бумагой. Работа акварелью. Совмещение различных техник в одной работе. Раздел I. Тема 6. Праздник урожая Теория: Знакомство с техникой исполнения «Пуантелизм». Выразительные возможности точки. Закрепление понятий: теплые цвета, композиция. Практика: Выполнение работы в технике «Пуантель» Работа гуашью. Раздел I. Тема 7. Осенний ковер. Теория: Знакомство с понятием «Паттерн». Закрепление понятий: симметрия, композиция. Практика: Составление растительного узора. Аппликация из мелких деталей, требующих аккуратности. Работа с картоном и цветной бумагой. Работа с акварелью. Совмещение различных техник в одной работе. Раздел I. Тема 8. До свидания птицы Теория: Знакомство с понятием объем. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Отработка навыков вырезания и складывания бумаги. Практика: Составление растительного узора внутри заданной формы. Работа акварелью, восковыми мелками. Совмещение различных техник в одной работе. Раздел I. Тема 9. Мама милая моя. Теория: Закрепление понятия портрет. Закрепление понятий: теплые цвета, фон, симметрия, композиция. Практика: Составление художественного образа. Работа акварелью. Совмещение различных техник в одной работе. Раздел I. Тема 10. Посещение выставки. Теория: Знакомство с работами. Практика: Обсуждение работ. Раздел II. «Краски зимы» Графика. Линия, штрих, пятно, простые геометрические формы. Основы перспективы. Раздел II. Тема 1. Волшебный город. Теория: Знакомство с понятием эскиз. Изменения в природе, «борьба» теплого и холодного. Выразительные возможности линий, пятен и цвета. Повторение способов работы кистью. 11 Практика: Формирование навыка смешения цветов и получение большого количества оттенков. Создание композиции на заданную тему. Раздел II. Тема 2. Зимние узоры. Теория: Закрепление понятий теплые и холодные цвета, фон. Практика: Введение в работу белил. Закрепление навыков получения оттенков цвета, формирование навыков работы кистью (вращательные, волнообразные движения, точечный мазок). Раздел II. Тема 3. Подготовка к праздникам. Теория: Знакомство с народными традициями празднования Нового года на Руси. Знакомство с материалами акрил, линер, восковые мелки. Выразительные возможности сочетаний различных материалов при создании композиции. Практика: Изображение портретов Деда Мороза и Снегурочки. Работа гуашью, фломастерами, пастелью. Завершение образов с помощью аппликации. Создание полуобъемных композиций в смешанной технике. Создание объемных елочных игрушек из бумаги. Изготовление новогодней открытки. Раздел II. Тема 4. Новогодний календарь. Теория: Знакомство с анималистическими символами года. Практика: Выполнение простой аппликации. Закрепление навыков работы с ножницами, клеем. Раздел II. Тема 5. За окном. Теория: Закрепление понятий холодные цвета, фон. Знакомство с техникой исполнения «Витраж». Практика: Введение в работу белил. Закрепление навыков получения оттенков цвета. Раздел II. Тема 6. Снегирь. Теория: Закрепление понятий композиция, композиционный центр. Практика: Работа гуашью. Закрепление навыков получения оттенков цвета, формирование навыков работы кистью. Раздел II. Тема 7. Зимняя сказка. Теория: Знакомство с понятием коллаж. Практика: Составление художественного образа. Работа гуашью, линерами, акриловыми маркерами. Выполнение аппликации. Совмещение различных техник в одной работе. Раздел II. Тема 8. Подготовка к участию в тематических выставках. Практика: Подготовка работ к выставке. Обучение оформлению выставочных работ. Самостоятельная работа. Раздел II. Тема 9. Посещение выставки. Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его историческим корням. Практика: Обсуждение работ. Раздел III. «Красота вокруг нас» 12 Декоративное рисование. Знакомство с русскими народными традициями и ремеслами. Рисование в разных техниках. Раздел III.Тема 1. В гостях у сказки. Теория: Знакомство с традиционными элементами украшения рождественской елки: Вифлеемская звезда, ангелочки, снежинки. Практика: Отработка приемов лепки. Работа над сложной композицией, насыщенной мелкими деталями. Раздел III.Тема 2. Покормите птиц зимой. Теория: Выразительные возможности графики. Выразительные возможности сочетания материалов. Бережное отношение к природе. Работа «по-сырому». Практика: Выполнение композиции восковыми мелками и акварелью. Раздел III.Тема 3. Ночные стражи. Теория: Повторение свойств пластилина, основных приемов лепки: скатывание, раскатывание. Закрепление правил техники безопасности при работе стекой. Практика: Создание композиции в технике «пластилиновая живопись». Раздел III.Тема 4. Портрет Снежной королевы. Теория: Передача ощущения холода и неподвижности через создание большого количества оттенков. Контраст светлого и темного. Практика: Создание портрета с усложненным изображением. Раздел III.Тема 5. Зимний лес. Гжель. Теория: Знакомство с понятием пейзаж. Знакомство с росписью «Гжель». Выразительные возможности ограниченной палитры цвета. Сочетание прямых, волнистых и наклонных линий. Практика: Изображение «заснеженных» деревьев. Создание композиции из нескольких изображений, объединенных общим сюжетом. Раздел III.Тема 6. Подарки для самых любимых. Теория: Закрепление понятия защитник Отечества, традиции празднования 23 феврали и 8 Марта. Практика: Изготовление сувениров в смешанной технике. Раздел III.Тема 7. Зенарт. Мезенская роспись. Теория: Знакомство с техникой исполнения «Зенарт». Освоение геометрического и растительного орнамента. Понятия: линия, ритм, симметрия, центр. Мезенская роспись. Практика: Роспись акриловыми красками. Раздел III.Тема 8. Теремок. Теория: Повторение свойств пластилина, основных приемов лепки: скатывание, раскатывание. Закрепление правил техники безопасности при работе стекой. Практика: Создание композиции в технике «пластилиновая живопись». Раздел III.Тема 9. У улитки дом большой. 13 Теория: Знакомство с понятием «Архитектура». Изучение пропорций животных. Практика: Наброски животных по памяти и представлению. Создание выразительного образа цветом, линией. Работа акварелью. Раздел III.Тема 10. Дом, который построил я. Теория: Закрепление понятия «Архитектура». Техника безопасности при работе с ножницами. Практика: Создание «собственного города». Закрепление навыка вырезания. Создание выразительного образа линией. Работа фломастерами, линерами. Раздел III.Тема 11. А из нашего окна. Уральская домовая роспись. Теория: Знакомство с Уральской домовой росписью. Закрепление понятий штрих, пятно. Практика: Выполнение элементов Уральской домовой росписи. Формирование навыков работы кистью (вращательные, волнообразные движения, точечный мазок). Работа гуашью. Раздел III.Тема 12. Лесные жители. Теория: Знакомство с новым приемом работы – монотипией. Закрепление понятий графики: линия, штрих, пятно. Пропорции фигуры животных. Практика: Наброски животных по памяти и представлению. Закрепление навыка рисования животных. Изображение от пятна. Создание выразительного образа цветом, линией. Работа гуашью. Раздел III.Тема 13. Посещение выставки. Теория: Знакомство с композицией выставочного зала. Практика: Обсуждение работ. Раздел IV. «Путешествие в мир фантазий» Введение понятий: передний и задний план, линия горизонта, симметрия, асимметрия. Раздел IV. Тема 1. Далекое путешествие. Теория: Закрепление знаний о Дне космонавтики. Закрепление понятия: фон. Закрепление понимания выразительной роли цвета в создании образа. Практика: Изображение фантазии в рисунке. Создание абстрактной динамичной композиции в смешанной технике. Раздел IV. Тема 2. Пасхальный натюрморт. Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его историческим корням. Традиции празднования Пасхи. Практика: Закрепление навыков получения оттенков цвета, формирование навыков работы кистью (вращательные, волнообразные движения, точечный мазок). Раздел IV. Тема 3. Писанка. Теория: Приобщение к традициям народного творчества, к его историческим корням. Традиции росписи яиц. Символическое значение росписи. Практика: Работа восковыми мелками и акварелью. 14 Раздел IV. Тема 4. Первоцветы. Теория: Знакомство с понятием Красная книга, первоцветы. Бережное отношение к природе. Знакомство с материалом масляная пастель. Передача ощущения тепла с помощью цвета, постепенный переход от более холодного к более теплому, от светлого к темному. Практика: Закрепление приемов графики. Изображение весенних цветов. Раздел IV. Тема 5. Книжки-малышки. Теория: Изучение разных способов сборки книги (зин-книжка, книжка-раскладушка). Техника безопасности при работе с ножницами. Практика: Работа в технике «Коллаж» Раздел IV. Тема 6. Сладкий стол. Теория: Закрепление понятий композиция, композиционный центр. Практика: Работа гуашью, акриловыми маркерами. Закрепление навыков получения оттенков цвета. Раздел IV. Тема 7. Герои. Теория: Пропорции фигуры животных. Преобразование литературных образов в зрительные. Знакомство с материалом уголь. Практика: Изображение животных по памяти и представлению. Закрепление навыка рисования животных. Выбор техники исполнения предоставляется обучающимся. Раздел IV. Тема 8. Море и его обитатели. Теория: Пропорции фигуры морских животных. Передача образа и характера героя через цвет и форму. Практика: Создание фантазийного образа обитателя моря в рисунке. Морской пейзаж (пластилиновая живопись). Обитатели моря (объемное моделирование). Выбор материалов и техники исполнения предоставляется обучающимся. Раздел IV. Тема 9. Автопортрет. Теория: Закрепление понятия портрет. Закрепление понятий: фон, симметрия, композиция. Практика: Составление художественного образа. Работа гуашью. Совмещение различных техник в одной работе. Раздел IV. Тема 10. Вместе веселее. Теория: Понятия: линия, ритм, симметрия, центр. Практика: Выполнение коллективной работы в технике «Зенарт». Закрепление навыков получения оттенков цвета, закрепление навыков работы линером, акриловыми маркерами. Раздел IV. Тема 11. Подготовка к участию в тематических выставках. Практика: Подготовка и оформление работ для участия в выставке. Самостоятельная работа. Раздел IV. Тема 12. Праздник красок. Теория: Обобщение тем занятий. Выставка работ. Практика: Обсуждение работ. 15 Раздел IV. Тема 13. Посещение выставки. Теория: Знакомство с творчеством своих коллег. Практика: Обсуждение работ. 16 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 Количество часов в неделю 4 Количество часов в учебном году 144 Недель в I полугодии 16 Недель во II полугодии 20 Начало занятий 1 сентября Каникулы отсутствуют Выходные дни 6 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9 мая Окончание учебного года 31 мая Сроки проведения аттестации 15-30 декабря, 15-30 мая Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Кабинет, оборудованный партами и стульями, доской, шкафами для хранения пособий и материалов, осветительными приборами. Материалы, необходимые для реализации программы (обеспечиваются родителями): − гуашевые и акварельные краски, акрил; − палитры; − кисти художественные разных номеров (натуральные и синтетика); − восковые мелки; − карандаши акварельные и чернографитовые; − фломастеры, маркеры, линеры; − уголь; − пастель сухая и масляная; − ватман, цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для маркеров, бумага для пастели; − ластик; − стаканы для воды; − ножницы; − клей-карандаш; − пластилин; − стеки. 17 Информационно-методическое обеспечение При реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы Художественная студия «Лепесток» используются следующие дидактические материалы: № п/п Название Количество 1 Муляжи овощей и фруктов 25 2 Искусственные цветы 15 3 Засохшие цветы и травы 23 4 Натюрмортный фонд (вазы, горшки, чаши, 43 кружки, корзины, деревянные ложки и пр.) 5 Однотонные драпировки 10 6 Драпировки с рисунком 7 7 Трафареты для орнамента 13 В части упражнений преобладают репродуктивные методы обучения, при выполнении этих упражнений идет формирование умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Часть заданий направлена на осознанный поиск образного решения, при этом ребенок закрепляет старые и приобретает новые знания, умения и навыки художественной деятельности и создает уникальные визуальные образы. Другие задания требует максимального проявления творческой индивидуальности ребенка – самостоятельный выбор способа изображения или создания работы. При планировании деятельности объединения учитываются возрастные особенности детей. Основным видом деятельности для дошкольника является игра. Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность объединяет игровые и познавательные мотивы. Роль педагога состоит в том, чтобы через игровую деятельность поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он живет, и формировать потребность творческого выражения своего отношения к этой реальности. На занятиях по данной программе осуществляется: знакомство с Наглядные дидактические материалы – стенды с правилами цветовой палитрой, расположенные на стенах кабинета; восприятия Настольная игра для тренировки зрительной памяти визуальных и «Мемо 2 в 1 Мировые шедевры и Картины русских литературных художников, 100 карточек» (СПб.: Нескучные игры, образов 2022). изучение Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж художественного [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/pa наследия norama (дата обращения 22.06.2023) обсуждение работ выставка работ объединения прослушивание "Колыбельная", муз. В. Моцарта; 18 музыкальных произведений "Осень" из цикла "Времена года" А. Вивальди; "Октябрь" из цикла "Времена года" П. Чайковского; "Детская полька", муз. М. Глинки; "Море", "Белка", муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы "Сказка о царе Салтане"); "Итальянская полька", муз. С. Рахманинова; "Танец с саблями", муз. А. Хачатуряна; "Пляска птиц", муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы "Снегурочка"); "Рассвет на Москве-реке", муз. М. Мусоргского (вступление к опере "Хованщина"). Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование художественной направленности в области изобразительного (декоративно-прикладного) творчества без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Программа предполагает проведение мониторинга развития способностей обучающегося, который отслеживает динамику достижения планируемых результатов освоения программы. Виды, формы, сроки и способы оценки указаны в таблице ниже: Вид, сроки Содержание контроля/аттестации Входной контроль Выявление уровня (сентябрь) знаний и умений, способностей Текущий контроль Выявление ошибок освоения программы и успехов в (в течение учебного освоении года) материала Промежуточная аттестация (декабрь) Отслеживание динамики, прогнозирование результативности дальнейшего обучения Формы/методы контроля Беседа, педагогическое наблюдение Просмотр практических и творческих работ, групповая оценка работ, педагогическое наблюдение Выставки, просмотр практических и творческих работ, педагогическое наблюдение Оценочный материал Примерные вопросы для проведения бесед с обучающимися указаны в Приложении № 1 Педагог фиксирует результаты по каждому обучающемуся в индивидуальной «Карточке успеха обучающегося» (Приложение № 2) Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы 19 Итоговая аттестация Определение (май) уровня сформированности знаний, умений и навыков Выставки, детский мастер - класс, творческие работы, Педагогическое наблюдение (Приложение №3). Требования к оформлению выставочных работ указаны в Приложении № 4. Для оценки знаний, умений и способностей обучающихся применяется диагностика индивидуального художественноэстетического развития детей (Приложение № 5). 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Беда Г.И. Основы изобразительной грамоты / Г.И. Беда. – М.: Просвещение, 2000. – 188 с. 2. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи / Э.М. Белютин. – М.: Искусство, 2005. – 78 с. 3. Жегалова С.К. Русская народная живопись / С.К. Жегалова. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с. 4. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей / Н.Г. Карлов. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с. 5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день / Н.Козлов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 336 с. 6. Кузин В.С. Психология / В.С.Кузин. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с. 7. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой / Е.Л. Прасолова. – М.: Просвещение, 2007. – 238 с. 21 8. Порудоминский В. Счастливые встречи / В. Порудоминский. – М.: Малыш, 2000. – 79 с. 9. Популярная художественная энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 2006. – 431 с. 10. Сиповский В.Д. Родная старина / В.Д. Сиповский. - Нижний Новгород: Нижполиграф, 2005. – 253 с. 11. Стасевич В.Н. Искусство портрета / В.Н. Стасевич. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. 12. Шевчук Л.Б. Дети и народное творчество / Л.Б. Шевчук. – М.: Просвещение, 2005. – 128 с. 13. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс. Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О.В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. – 80 с. 14. Энциклопедия для малышей. Царство животных. – М.: Оникс, 2005. – 256 с. Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных представителей) 1. Гибсон Р. Наши руки не для скуки / Р.Гибсон. – М.: Росмэн, 2007. – 64 с. 2. Карлов Н.Г. Изображение птиц и зверей / Н.Г. Карлов. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с. 3. Лоури А. Техника акварельной живописи для начинающих. Ты– художник! / А. Лоури. – М.: Контэнт, 2017. – 96 с. 4. Сокольникова Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. – М.: АСТ. Астрель, 2010. – 141 с. 5. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-курс. Учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О.В. Шматова. – М.: Эксмо, 2014. – 80 с. 22 Приложение № 1 Примерные вопросы для проведения бесед с обучающимися Вводное занятие. 1. Почему ты выбрал именно этот кружок? 2. Что ты больше всего любишь рисовать? 3. Чем ты больше всего любишь рисовать? Любимый материал? 4. Нравится ли тебе работать с пластилином? 5. Умеешь ли ты вырезать ножницами? 6. Чему ты хочешь научиться в этом кружке? Посещение выставки. 1. Чему была посвящена тема выставки? 2. Что тебе больше всего запомнилось на выставке? 3. Какие эмоции вызвали у тебя экспонаты выставки? 4. Какая работа вызвала у тебя наиболее сильные эмоции? 5. Понравилась ли тебе выставка? 6. Хотел бы ты повторить какую-нибудь работу? Праздник красок. 1. Что вам запомнилось больше всего? 2. Какая твоя работа, из нарисованных за год, самая любимая? 3. Какой урок был самым веселым? 4. Какая работа других ребят понравилась тебе больше всего? 5. Какими материалами тебе понравилось работать больше? 6. Будешь ли ты дальше заниматься рисованием? 23 Приложение № 2 Карточка успеха ______________________________________________________ № Показатели Критерии фамилия, имя обучающегося Степень выраженности 1. Теоретическая подготовка 1.1. Теоретические знания - минимальный уровень - ребенок овладел (по основным менее чем ½ объема знаний, разделам учебного предусмотренных программой (тематического) - средний уровень - объем усвоенных знаний плана) составляет более ½ Соответствие - максимальный уровень - ребенок освоил теоретических знаний практически весь объем знаний, ребенка программным предусмотренных программой за период требованиям 1.2. Владение - минимальный уровень - ребенок, как специальной правило, избегает употреблять специальные термины терминологией Осмысленность и - средний уровень - ребенок сочетает правильность специальную терминологию с бытовой использования - максимальный уровень -специальные специальной термины употребляет осознано и в терминологии полном соответствии с их содержанием 2. Практическая подготовка 2.1. Практические умения - минимальный уровень - ребенок овладел и навыки (по менее чем ½ умений и навыков основным разделам - средний уровень - объем усвоенных умений учебного и навыков составил более ½ (тематического) - максимальный уровень - ребенок овладел плана) практически всеми умениями и навыками, Соответствие предусмотренными программой за практических умений конкретный период и навыков программным требованиям 2.2. Владение - минимальный уровень умений - ребенок специальным испытывает серьезные затруднения при оборудованием и работе с оборудованием оснащением - средний уровень - работает с оборудованием Отсутствие с помощью педагога затруднений в - максимальный уровень - работает с использовании оборудованием самостоятельно, не специального испытывает особых затруднений оборудования и оснащения 2.3. Творческие навыки - начальный (элементарный) уровень Креативность в ребенок выполняет лишь простейшие выполнении практические задания педагогов); практических заданий - репродуктивный уровень – выполняет, в нач сер кон учебного года 24 основном задания, по образцу 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.3.1 3.3.2 3.3.3 - творческий уровень - выполняет задания с элементами творчества Учебно-коммуникативные умения Умение слушать и - минимальный уровень– обучающийся не слышать педагога умеет, но пытается использовать Адекватность информацию, идущую от педагога восприятия Умение слушать и - средний уровень - работает слышать педагога с информационным материалом с помощью Адекватность педагога или родителей восприятия - максимальный уровень - работает с информационным материалом самостоятельно, без затруднений Умение вести беседу - минимальный уровень - дает односложные Самостоятельность ответы, в основном отвечая на поставленные суждений, четкость вопросы, испытывает напряжение при беседе формулировки - средний уровень - внимательно слушает вопросов, собеседника, если ему знакома тема, может ответов самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником - максимальный уровень - слушает внимательно, может поддержать, начать и закончить разговор с незнакомым собеседником, проявляет самостоятельность в суждении, высказывает свое мнение Учебно-организационные умения и навыки Умение организовать - минимальный уровень - иногда рабочее (учебное) - средний уровень - частично место Самостоятельност - максимальный уровень - всегда ь при подготовке рабочего места к деятельности и уборке за собой Навыки соблюдения в - минимальный уровень - ребенок овладел процессе менее чем ½ объема навыков соблюдения деятельности правил правил безопасности, предусмотренных безопасности программой Соответствие - средний уровень - объем усвоенных реальных навыков навыков составляет более ½ соблюдения правил - максимальный уровень - ребенок освоил безопасности практически весь объем навыков, программным предусмотренных за конкретный период требованиям Умение аккуратно - минимальный уровень - иногда выполнять работу - средний уровень - частично Аккуратность и ответственность - максимальный уровень - всегда в работе 25 Оценивание по уровням в баллах: минимальный уровень – 1-3 балла средний уровень — 4-6 баллов максимальный уровень – 7-10 баллов № Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения программы Показатели Приложение №3 Степень выраженности 1. Организационно-волевые качества 1.1. Терпение - терпения хватает меньше, Способность переносить чем на ½ занятия (выдерживать) известные - терпения хватает больше, нагрузки в течение чем на ½ занятия определенного времени, - терпения хватает на все занятия преодолевать трудности 1.2. Воля - волевые усилия ребенка всегда Способность активно побуждаются извне побуждать себя к - иногда – самим ребенком практическим действиям - всегда – самим ребенком 1.3. Самоконтроль - ребенок постоянно находится под Умение контролировать свои воздействием контроля извне поступки (приводить к - периодически контролирует должному свои действия) себя сам - постоянно контролирует себя сам 2. Ориентационные качества 2.1. Самооценка (педагогическое - завышенная наблюдение) Способность оценивать себя - заниженная адекватно реальным - нормальная достижениям 2.2. Интерес к занятиям в детском - интерес к занятиям продиктован объединении (педагогическое ребенку извне наблюдение) - интерес периодически Осознанное участие ребенка в поддерживается самим ребенком освоении образовательной - интерес исходит от ребенка, программы постоянно поддерживается им самостоятельно 3. Поведенческие качества 3.1. Конфликтность –(отношение - участвует в конфликтах, ребенка к столкновению периодически их провоцирует интересов (спору) в процессе - сам в конфликтах не взаимодействия) участвует, старается их избежать Способность занять - пытается самостоятельно уладить определенную позицию в возникающие конфликты конфликтной ситуации 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Умение воспринимать общие дела, как свои собственные - избегает участия в общих делах - участвует в общих делах при побуждении извне - активно участвует в общих делах, проявляет инициативу нач сер кон учебного года 27 Приложение № 4 Требования к оформлению выставочных работ Работа, выставляемая учащимся на выставку, должна отвечать следующим требованиям: − интересное цветовое решение − интересное композиционное решение − аккуратность выполнения работы − соответствие заданной тематике 27 28 Приложение № 5 Диагностическая карта наблюдений индивидуального художественноэстетического развития детей Дата наблюдения _______ № Разделы Приобщение к искусству Знает виды народного, изобрази т. искусств а, архитектуры, умеет выделять особенности, передавать их в худож. деятельности Ф.И. ребенка н/г к/г Знаком с произведениям и живописи, художникам и иллюстратора ми детской книги н/г к/г Изобразительная деятельность Знает приёмы работы с бумагой и картоном, с природным материалом н/г к/г Создаёт индивидуаль ные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания в т.ч. по мотивам народноприкладного творчества н/г к/г Владеет навыками рисования, лепки предметов, передавая форму, величин у, пропорции частей; правильно держит карандаш, кисть н/г к/г Правильн о держит ножницы, используе т разнообра зные приёмы вырезания н/г к/ г Итоговый показател ь по каждому ребёнку (среднее значение) н/г к/г высокий уровень средний уровень низкий уровень Всего % высокий уровень средний уровень низкий уровень Итоговый показатель по группе (среднее значение) Уровневые показатели: Высокий уровень – 24-19 баллов Средний уровень – 18-8 баллов Низкий уровень - 7-0 баллов Преподаватель: __________________ /___________________/ 28 29 АННОТАЦИЯ Творческая личность — это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны, однако субъективная ценность произведения детских рук, как средство творческого самовыражения и роста, значима не только для личности конкретного маленького творца или его родителей, но и для общества в целом. Занятия искусством в художественной студии «Лепесток» помогают ребенку раскрыть в себе творческую личность, открыть для себя разноцветье мира и способствуют формированию новых способов взаимодействия с ним. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ Меньшикова Елена Леонидовна Педагог дополнительного образования Образование: высшее, Учитель декоративно-прикладного искусства, Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2000 год. Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84 E-mail: len_ddt@mail.ru 29