Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности КЕРАМИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ возраст обучающихся: 8 – 10 лет срок реализации: 1 год объем программы: 144 часа Автор – составитель: Пушкарева Екатерина Дмитриевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. 2 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Программа «Керамическая мастерская» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей без подготовки и любого уровня начальной подготовки. Программа включает теоретическую и практическую части, в ходе освоения программы дети приобретают знания и навыки в сфере декоративно–прикладного творчества, изучают основные приемы и технологии работы с глиной и закрепляют их в практической деятельности. Знакомство с историей возникновения и развития промысла, основными техниками ручной лепки и отливки изделий, различными способами декорирования керамических изделий помогает сформировать и развить творческий потенциал учащихся. В рамках образовательного процесса дети самостоятельно создают как декоративные, так и утилитарные изделия, которые можно использовать в повседневной жизни. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной; 14. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о). Направленность программы - художественная. Актуальность. При разработке общеобразовательной программы дополнительного образования «Керамическая мастерская» учтены современные тенденции развития дополнительного образования. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.04.2022 №678-р, одним из приоритетных направлений развития дополнительных программ художественной направленности является содействие самореализации и развитии талантов детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам. Данная программа соответствует данному приоритету. Программа учитывает социальный заказ, так как предоставляет обучающимся возможность развивать образное мышление и приобретать знания и навыки в сфере декоративно–прикладного творчества. Данное художественное направление полностью отсутствует в программах общеобразовательных организаций и может быть реализовано только в учреждениях дополнительного образования детей. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных ремёсел и промыслов. Программа «Керамическая мастерская» включает в себя раздел по 4 ознакомлению с традиционными керамическими промыслами России и освоению практических приемов, навыков изготовления предметов быта и украшений. Актуальность данной программы проявляется и в отражении в ней тенденций современного искусства в работе с природными материалами, в том числе, с глиной в декоративно-прикладном творчестве. Отличительные особенности программы «Керамическая мастерская» от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней используется широкий комплекс дополнительного материала по декоративно-прикладному творчеству, что позволяет обучающимся всесторонне раскрыть свои способности в художественно-творческой деятельности. Занятия в «Керамической мастерской» дают обучающимся возможность социально адаптироваться, почувствовать себя в среде единомышленников, связанных общим интересным делом, развивают трудолюбие, способность к сотрудничеству, как с педагогом, так и со сверстниками, коллективной деятельности, координации своих действий для достижения общей цели. Обязательной частью программы является экскурсионная и выставочная деятельность. Экскурсии не только содержат полезную познавательную информацию, но и развивают способность обучающихся к художественному восприятию окружающего мира и произведений искусства. Большое значение имеет выставочная деятельность, имеющая образовательное и просветительское назначение, способствующая закреплению ситуации успеха – переживание успеха, публичное признание приносят моральное удовлетворение и, в то же время, вырабатывают чувство ответственности за результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к развитию и самосовершенствованию. Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте от 8 до 10 лет без специальной подготовки. Набор в студию осуществляется на основании желания детей заниматься лепкой, изготовлением керамики, никаких специальных тестов для поступления в объединение не проводятся. В период от 8 до 10 лет обучающиеся начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию конкретных предметов, явлений, способны создать и осмыслить воображаемый предмет и попытаться воссоздать его в материале. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Оптимальное количество обучающихся в группе – 10 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа занятий – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Объем программы - 144 часа. 5 Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используется традиционная модель организации образовательного процесса, представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Используются фронтальные, групповые и индивидуальные методы организации деятельности. Уровень сложности программы – стартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучения: групповая. Виды занятий: лекция (рассказ), практическое занятие, беседа, мастеркласс, экскурсия. Формы подведения итогов: выставка, беседа. Цель и задачи программы Цель программы - развитие творческого потенциала детей посредством освоения искусства лепки из глины, изучения различных техник работы с материалом и создания работ по образцу. Задачи программы: Обучающие: − формировать навыки лепки из глины; − обучать основным понятиям, терминам и определениям в сфере керамики; − знакомить с историей возникновения русской глиняной игрушки, ее разновидностями и особенностями; − обучать приемам выполнения работ из глины с помощью наглядного метода – образца. Развивающие: − развивать любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; − формировать интерес к творческой деятельности; − активизировать творческую инициативу, воображение и фантазию; − формировать эстетические отношения к окружающему миру. Воспитательные: − воспитывать потребность в художественной организации своего жизненного пространства; − воспитывать уважительное отношение к творчеству другого человека; − формировать интерес к изучению истории родной страны; − формировать навыки и умения работы в коллективе. 6 Планируемые результаты Предметные результаты. Обучающиеся будут: − уметь выполнять изделия из глины различными способами; − владеть основными терминами, связанными с работой с глиной и керамикой; − знать историю возникновения русской глиняной игрушки, ее разновидности и особенности. − уметь анализировать изделия из керамики, выбирать подходящий способ лепки и воспроизводить изделия по образцу. Метапредметные результаты. Обучающиеся будут демонстрировать: − стремление к познанию новых приемов лепки и декорирования, умение анализировать форму и выполнять работы по представлению; − способность проектировать и воплощать собственные идеи в материале; − творческую инициативу в индивидуальном и коллективном творчестве; − способность к эмоциональному восприятию окружающего мира, умение замечать красоту вокруг себя. Личностные результаты. Обучающиеся будут демонстрировать: − потребность в художественной организации своего жизненного пространства (окружение себя керамическими изделиями, подготовка подарков для близких и друзей); − уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, чувство товарищества, личной ответственности; − потребность соотносить себя с историческим прошлым и настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и представителя большого целого; − готовность и умение работать в команде для создания совместных проектов. Воспитательный потенциал программы Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию России при освоении декоративно-прикладного творчества (лепка) через изучение народных ремесел. Задачи воспитательной работы: − познакомить обучающихся с ремеслами и традициями народов России; − формировать мотивацию к изучению культурного наследия Родины; − формировать самостоятельную способность к созданию традиционных глиняных игрушек на базе полученных знаний. Ожидаемы результаты: 7 Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с народными ремеслами и традициями народов России, будут демонстрировать желание продолжить изучать культурное наследии Родины. Обучающиеся будут уметь самостоятельно создавать русские традиционные глиняные игрушки. Формы проведения воспитательных мероприятий: выставка, экскурсия, открытое занятие. Методы воспитательного воздействия: • метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, пример); • метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания). Учебный (тематический) план № Названия раздела Количество часов Форма аттестации/ п/п (темы) контроля всего теория практика 1. Вводное занятие 2 1 1 Опрос, беседа 2. Лепка из пласта 32 4 28 Беседа, наблюдение (плоскостная, объем) 3. Гипсовые формы. 12 2 10 Беседа, наблюдение Отливка 4. Лепка из жгута 28 4 24 Беседа, наблюдение 5. Лепка из куска 28 4 24 Беседа, наблюдение 6. Способы 36 6 30 Беседа, наблюдение декорирования 7. Подготовка к 6 2 4 Наблюдение итоговой выставке. Итого: 144 23 121 1.1. Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие Теория. Игры на знакомство. Демонстрация наглядных пособий и фотографий. Основные требования охраны труда и техники безопасности при работе с глиной. Практика. Первичное практическое знакомство с глиной и подготовка ее к работе. Изготовление базовых элементов (жгут, шар, спираль, косичка и т.д.). Лепка геометрических фигур. Первоначальные навыки передачи объема. Улитка из жгута. 2. Лепка из пласта (плоскостная, объем) Теория. Знакомство со способ лепки из пласта. Анализ образцов. Метод формирования объема из пласта глины. Изучение и обсуждение наглядных пособий. Объяснение принципов работы с пластом. Способ лепки из отдельных деталей. Соединение частей с 8 использованием насечек и шликера. Рассказ о конструктивном методе формирования объема. Объяснение принципов лепки из модулей. Рассказ о видах рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф) Практика. Тарелка «Листок монстеры» Раскатка глиняных пластов, крой формы по образцу. Проработка фактуры поверхности. Практика. Подсвечник «Ажурный домик» Раскатка глиняных пластов, крой формы. Вырезание отдельных элементов, формирование изделия. Практика. Интерьерная ваза «Вдохновение» Раскатка глиняных пластов, крой формы. Добавление элементов из различных материалов (металл, нитки, пластик, стекло и др.) Практика. Подставка для благовоний. Работа с рельефом. Создание плоской поверхности и бортиков из глиняных пластов. Отработка теории на практике, добавление рельефа на плоскость. Практика. Модульное панно «Времена года» Рисовка эскиза будущего панно, вырезка отдельных элементов. Раскатка глиняных пластов, крой деталей по трафарету, добавление рельефа. Практика. Мозаика «Летние цветы» Рисовка эскиза будущей работы, деление его на части. Сбор мозаики из кусочков глины. 3. Гипсовые формы. Отливка. Теория: беседа о празднике «Новый год». Техника безопасности при работе с гипсом. Практика. «Подарок на новый год» Изготовление «эскиза» из пластилина для отливки гипсовой формы, установление опалубки. Отливка глиняных фигурок при помощи шликера, роспись изделий. 4. Лепка из жгута Теория: Спирально-кольцевой способ изготовления сосудов. Использование дополнительных декоративных приемов и элементов. Технология создания «правильного» жгута. Способы скрепления жгутов. Правила укладывания жгутов в формы. Комбинированный способ лепки. Изучение различных форм сосудов древней Руси. Практика. Конфетница «Спираль» Лепка чаши из жгутов. Практика. Подвеска «Музыка ветра» Работа со жгутами, формирование верхней основы, проделывание отверстий для ниток, создание различных форм из жгутов. Практика. Ваза. Спирально – жгутовая техника. Создание вазы их жгутов Практика. Крынка. Спирально-жгутовая техника Создание крынки спирально-жгутовым способом. Практика. Чайный сервиз (чайник, кружка, блюдце) 9 Создание чайного сервиза спирально-жгутовым способом. Роспись изделия. 5. Лепка из куска Теория: Пластический способ лепки из цельного куска путем вытягивания. Анималистический жанр в керамике. Понятия: «пропорции», «характерные особенности». Способ лепки путём выбирания. Способ создания полых форм из монолитных глиняных кусков. Способы декорирования: пальцевой орнамент, тиснение, налепы. Русская традиционная глиняная игрушка. Известные игрушечные промыслы (каргопольская, филимоновская, хлудневская, суджанская, курская, орловская, абашевская и дымковская игрушка). Особенность, выразительность и технология изготовления. Традиционная глиняная игрушка Урала. Практика. Шкатулка «Тыковка» Лепка двух полых полусфер, соединение их между собой. Придание формы тыквы деревянными стеками, срез верхней части. Правка формы, декорирование ангобами. Практика. Русская народная игрушка Лепка традиционных игрушек по репродукциям. Практика. «Птица счастья» Создание русского народного музыкального инструмента – окарина (свистулька). Практика. Копилка «Свинка» Создание двух полых сфер, соединение их между собой. Налеп дополнительных элементов (ножки, хвост, пятачок, уши). Роспись ангобами. Практика. Подсвечник «Морская пена» Создание полой полусферы, вытягивание края, прорезание отверстий разного размера сверху. 6. Способы декорирования Теория: Способы декорирования: пальцевой орнамент, тиснение (с использованием растений, текстиля, штампов), процарапывание, налепы, ажур. Декорирование ангобами, глазурями. Комбинирование различных способов декорирования. Композиция. Изучение орнамента и его видов. Практика. Сграффито Изготовление глиняной формы, нанесение ангоба, процарапывание рисунка. Практика. Роспись ангобом Создание формы из глины под роспись. Работа над эскизом, перенесение эскиза на изделие. Роспись ангобом. Практика. Волшебные пузыри Создание форм из глины для декорирования. Смешение ангоба и жидкого мыла. Декорирование в технике «Баблз». Практика. Молочение 10 Создание формы из глины для декорирования. Нанесение рисунка, покрытие некоторых деталей глазурью. Выполнение молочения, путем нанесения молока и нагрева изделия до 300°С. Практика. Подглазурная роспись Создание формы из глины для декорирования. Создание эскизов. Работа с подглазурными красками. Практика. Лощение Создание формы из глины для декорирования. Лощение формы, поверхность керамического изделия натирается до зеркального блеска какимлибо гладким предметом (деревянные стеки, металлические ложки, инструменты, гладкие камни) Практика. Тиснение Создание формы из глины для декорирования. Нанесение рисунка при помощи отпечатка различных предметов (кружево, листья, печати и т.д.) 7. Подготовка и проведение итоговой выставки. Теория. Подведение итогов года. Практика. Подготовка работ к выставке. Организация выставочного пространства. Описание работ. Проведение выставки. Анализ выставки. 11 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в учебном году 144 5 Недель в I полугодии 16 6 Недель во II полугодии 20 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы отсутствуют 9 Выходные (праздничные) дни 6 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9 мая 10 Окончание учебного года 31 мая 11 Сроки проведения аттестации 15-30 декабря, 15-30 мая 12 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа Условия реализации программы Материально-технические условия Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс в соответствии с санитарными нормами. № Наименование Кол-во 1.Информационно-коммуникационные, технические средства обучения 1 компьютер, монитор, принтер (комплект) 1 2.Учебно-практическое оборудование 1 муфельная печь 1 2 огнеупорное оснащение печи (полки, стойки) - комплект 1 3 доска 1 3.Мебель 1 Стол (парта) 6 2 Стулья 12 3 Шкафы для хранения пособий, оборудования, материалов 2 4.Канцелярские и расходные материалы 1 светложгущаяся глина (на 1 обучающегося) 10 кг 2 красножгущаяся глина (на 1 обучающегося) 10 кг 3 Бумага формата А4 (на 1 обучающегося) 20 л 4 Краски гуашевые комплект 6 цветов (на 1 обучающегося) 1 5 Краски акриловые: цвет золотой, банка 100г (на коллектив) 3 6 Ангобы «Лаборатория керамики» набор 6 цветов по 50г 1 (на 1 обучающегося) 12 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Черный и белый ангоб (на коллектив) по 5 кг Глазури «Лаборатория керамики» разных цветов 500г (на 1 обучающегося) Прозрачная и белая глазурь (на коллектив) по 5 кг Гипс (на 1 обучающегося) 1кг Набор стеков: деревянный, металлический, петли 2 (на 1 обучающегося) Губка (на 1 обучающегося) 5 Полотенца (на 1 обучающегося) +2 на коллектив 1 Клеенка (на 1 обучающегося по мере расходования) 1 Стаканы под воду (на 1 обучающегося) 1 Палитра, лопаточка деревянная, скалка, ножницы 1 (на 1 обучающегося) Кисти: круглая синтетическая (№2), средняя круглая По 1 натуральная (№4), большая натуральная (№7,8,9), плоская синтетическая (№ 10) ); Сеточки для шлифовки набор (на группу) 1 Сито мелкое (на коллектив) 1 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Информационно-методические условия Специальная литература и методические пособия, указанные в списке литературы Таблицы по керамике: «Формы сосудов» Таблицы по керамике: «Способы декорирования» Фото-образцы работ лучших керамистов России Тематические стенды «Основные способы формообразования из глины» Тематические стенды «Основные способы декорирования керамики» Тематические стенды: Роспись керамики Стенд «Чудеса фарфора». Плакаты «Орнамент». 10 15 15 11 3 2 2 1 1 13 Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и изобразительные возможности каждого; – познакомить обучающихся с разными техниками лепки и декорирования керамики; – сформировать коллектив детского объединения. В процессе обучения приоритетной задачей является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве как искусстве «выразительном». Учебные задания нацелены на освоение «азбуки выражения» и овладения «инструментом выражения» для создания эмоционально-художественного образа. Ребенок осваивает метод «вхождения в образ» переходит от интуитивной художественной деятельности к сознательной и целенаправленной. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В рамках реализации программы проводится мониторинг освоения программы по следующим параметрам: Изучаемый параметр Формы Инструментарий аттестации/ контроля Нулевой этап (сентябрь) Теоретическая подготовка: проявление Педагогическое Приложение № 1 коммуникативных способностей; наблюдение, «Индивидуальная потребность в самовыражении через беседа карта творчество диагностики» Практические навыки: творческая Педагогическое Приложение № 1 инициатива в формировании и наблюдение, «Индивидуальная воплощении замысла беседа, карта выставка диагностики» Развитие эстетического потенциала: Педагогическое Приложение № 1 проявление ощущения сопричастности наблюдение, «Индивидуальная природному и культурному миру; беседа карта потребность в эмоциональной оценке и диагностики» понимании предмета своего творчества Промежуточный этап (январь) Теоретическая подготовка: проявление Педагогическое Приложение № 1 коммуникативных способностей; наблюдение, «Индивидуальная потребность в самовыражении через беседа карта 14 Изучаемый параметр творчество Практические навыки: творческая инициатива в формировании и воплощении замысла Развитие эстетического потенциала: творческие способности, воображение, фантазия; проявление ощущения сопричастности природному и культурному миру; потребность в эмоциональной оценке и понимании предмета своего творчества Итоговый этап (май) Теоретическая подготовка: проявление коммуникативных способностей; потребность в самовыражении через творчество Практические навыки: творческая инициатива в формировании и воплощении замысла Развитие эстетического потенциала: творческие способности, воображение, фантазия; проявление ощущения сопричастности природному и культурному миру; потребность в эмоциональной оценке и понимании предмета своего творчества Формы аттестации/ контроля Инструментарий диагностики» Педагогическое Приложение № 1 наблюдение, «Индивидуальная беседа, карта выставка диагностики» Педагогическое Приложение № 1 наблюдение, «Индивидуальная беседа карта диагностики» Педагогическое Приложение № 1 наблюдение, «Индивидуальная беседа карта диагностики» Педагогическое Приложение № 1 наблюдение, «Индивидуальная беседа, карта выставка диагностики» Педагогическое Приложение № 1 наблюдение, «Индивидуальная беседа. карта Мониторинг диагностики»; предъявления Приложение № 2 результатов индивидуально го творческого роста. Свидетельством успешного освоения программы являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в конкурсах, выставках, фестивалях и мероприятиях). 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Перечень литературы для педагога 1. Буббико Д. Керамика: техники, материалы, изделия/ Д. Буббико. М.: Никола-Пресс, 2009. – 128 с. 2. Бурдейный М.А. Искусство керамики/ М.А. Бурдейный. - М.: Профиздат, 2009.- 104 с. 3. Комарова Т. С., Савенкова А. И. Коллективное творчество детей-2е изд., испр. и доп./ Т. С. Комарова, А. И. Савенкова. - М.: Юрайт, 2019. – 96 с. 4. Лельчук А.М. Глина с характером/ А.М. Лельчук. - СПб.: Речь, 2011. – 154 с. 5. Николаева Е.И. Психология детского творчества/Е.И. Николаева. СПб.: Речь, 2006. – 220 с. 6. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей/С.Ю. Ращупкина.- М.: Риполд Классик, 2010. – 264 с. 7. Сентенс Б. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира/ Б. Сентенс. - М.: АСТ. Астрель, 2005. – 216 с. 8. Фишер Д. Расписываем керамику/Д.Фишер. - М.: Астрель, 2010. – 64 с. 16 с. 9. Чаварра Х. Ручная лепка/ Х. Чаварра. - М.: Аст. Астрель, 2006. – 64 Перечень литературы для обучающихся, родителей (законных представителей) 1. Величкина Г.А. Народное искусство детям. Дымковская игрушка. Альбом для творчества/ Г.А. Величкина. - М.: Мозаика-синтез, 2021. – 24 с. 2. Гончарова Е. В., Гукало Л. Н. Пластилиновые игрушки/ Е. В. Гончарова, Л. Н. Гукало. - Харьков: Аргумент Принт, 2013. – 45 с. 3. Кол М. 110 творческих заданий для детей по лепке и моделированию/ М. Кол. - Минск.: Попурри, 2009. -144 с. 4. Лобанова В.А. Волшебная глина/ В.А. Лобанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 64 с. 5. Лыкова И.А. Морская лепилка/И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2006. – 64 с. 6. Лыкова И.А. Лепим сказку/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2007. – 82 с. 7. Носова Т.В. Искусство – детям. Каргопольская игрушка. Альбом для творчества/ Т.В. Носова. - М.: Мозаика-синтез, 2016. – 16 с. 8. Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей/ С. Ю. Ращупкина. - М.: РИПОЛ классик, 2010. – 264 с. 9. Соломенникова О.А. Искусство – детям. Филимоновские свистульки. Альбом для творчества/ О.А. Соломенникова. - М.: Мозаикасинтез, 2019. – 16 с. 17 Приложения Индивидуальная карта диагностики процесса и результата творческой деятельности Приложение № 1 Фамилия, имя ребенка__________________________________ Показатели процесса 1. Проявление коммуникативных способностей 2. Потребность в самовыражении через работу 3. Самостоятельность в постановке проектно-творческой задачи 4. Творческая инициатива в формировании и воплощении замысла 5. Потребность в эмоциональной оценке процесса работы 6. Способность к отказу от стереотипных решений и копирования 7. Способность синтезировать полученные теоретические знания 8. Способность перевести теоретические знания в практические умения и навыки 9. Способность к осознанному использованию выразительных и технических средств 10. Индивидуальность воплощения замысла Всего Контрольные позиции Учебный год Начало года Середина Конец года Оценка происходит по следующим критериям: 3 балла – высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии для данного возраста качества или навыка; 2 балла – средний уровень. Качество или навык находится в развитии; 1 балл – низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается. 18 Приложение № 2 Мониторинг предъявления результатов индивидуального творческого роста Фамилия, имя ребенка__________________________________ Уровень выставки, конкурса внутренний районный городской областной региональный российский международный Учебный год Начало Середина года года ● – участие ○ – диплом III степени ○ – диплом II степени ○ – диплом I степени ○ – специальный, поощрительный диплом, приз Конец года Всего за год 19 АННОТАЦИЯ Знакомство с искусством керамики, историей возникновения и развития ремесла, основными техниками ручной лепки и отливки изделий, различными способами декорирования керамических изделий помогает сформировать и развить творческий потенциал учащихся. В рамках образовательного процесса дети самостоятельно создают как декоративные, так и утилитарные изделия, которые можно использовать в повседневной жизни. Занятия в «Керамической мастерской» дают обучающимся возможность социально адаптироваться, почувствовать себя в среде единомышленников, связанных общим интересным делом, развивают трудолюбие, способность к сотрудничеству, как с педагогом, так и со сверстниками, коллективной деятельности, координации своих действий для достижения общей цели. Участие в выставках – переживание успеха, публичное признание приносят моральное удовлетворение и, в то же время, вырабатывают чувство ответственности за результат своего труда, что побуждает ребенка стремиться к развитию и самосовершенствованию. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ-СОСТАВИТЕЛЕ Пушкарева Екатерина Дмитриевна Педагог дополнительного образования Образование: среднее профессиональное, ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 2022. Переподготовка: Педагог дополнительного образования детей и взрослых, ООО "Центр повышения квалификации и переподготовки "Луч знаний", 2022. Рабочий телефон: 8 (343) 210-19-84 E-mail: len_ddt@mail.ru