Aviamodelirovanie_Start

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ «СТАРТ»
возраст обучающихся: 9-11 лет
срок реализации: 1 год
объем программы: 144 часа

Автор – составитель:
Климентов Дмитрий Викторович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023г.

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Занятия авиамоделизмом способствует формированию у обучающихся
универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и
практической деятельности.
За последние десятилетия технический прогресс резко шагнул вперед в
различных областях человеческой деятельности. Современная наука и
промышленное производство летательных аппаратов впитали в себя всё
лучшее и передовое, что накопило и разработало человечество за века своего
существования. Авиация прочно вошла в современную жизнь как самый
скоростной и удобный вид транспорта.
Авиамоделизм – один из видов технического творчества. Моделируя
летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и
технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные
передовые технические решения. Занятия техническим творчеством
развивают у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям,
помогают сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм
представляет собой творческий, производительный труд, который
способствует
развитию
интеллектуальных
способностей
ребёнка,
формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального

3

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
14. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о).
Направленность программы – техническая.
Актуальность занятий авиамодельным спортом со школьниками
обусловлена общественной потребностью в творчески активных и
технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к
современной
технике,
в
воспитании
культуры
жизненного
и
профессионального
самоопределения.
О
профессиональном
самоопределении молодежи говорят сегодня и руководители нашего
государства: «...Мы будем поощрять и стимулировать научно-техническое
творчество. Прежде всего, поддержим молодых ученых и изобретателей…»
(Владимир Владимирович Путин, Президент России).
Данная
программа
соответствует
Концепции
развития
дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ
от 31 марта 2022 года N 678-р), так как ее появление соответствует
приоритетам обновления содержания и технологий дополнительных
программ технической направленности. В рамках реализации программы по
авиамоделированию происходит освоение начальных инженерных навыков,

4

предлагается постройка планера, резиномоторной и других специфических
спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении
конструкцию.
Отличительной особенностью программы является:
•
вариативность (наличие альтернативных учебно-тематических
планов, учитывающих индивидуальные интересы и особенности
обучающихся, сочетание индивидуальных и групповых занятий);
•
возможность использования на первом году обучения
фронтально-индивидуальной формы занятий и легко доступного, недорогого
материала и инструмента для изготовления моделей;
•
практическая направленность, и особое внимание к спортивной
подготовке юного авиамоделиста;
•
наличие мотивирующего
фактора в виде постройки
радиоуправляемых летающих моделей для участия в соревнованиях;
•
разнообразие моделей для воспроизведения;
•
возможность формирования у обучающихся устойчивого
интереса к поисковой творческой деятельности, стремление самостоятельно
разрабатывать модели;
•
в совместных занятиях детей с родителями (преимущественно
папами).
Особые условия запуска моделей создают дополнительные трудности
юному авиамоделисту, поэтому каждая серия полётов – это тренировка,
которая становится редким событием в спортивной жизни начинающего
авиамоделиста. Более того, обучающимся приходится строго выполнять
указания педагога в работе над моделью, так как изменение технологии
изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции
модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над
моделью, либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой
оказывается под сомнением.
Программа составлена на основе: «Авиамодельный кружок: Пособие
для
руководителей
кружков»
Рожков
В.С.,
дополнительной
общеобразовательной программы «Авиамоделирование» Григорьева И.А. (г.
Снежинск) и личного опыта работы.
Адресат программы: программа «Авиамоделирование «Старт»
рассчитана для детей 9-11 лет
В возрасте 9-11 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают
выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они
открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от
педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во
многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает
создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость,
красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий
эмоциональный отклик у ребёнка. В этом возрасте ребята ищут «дело по
душе», где могли бы реализовать свои способности.

5

Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на
однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей
умственного напряжения, поэтому для более продуктивной работы
применяются методы переключения внимания, что предупреждает
переутомление.
В предлагаемой программе на тренировочные полеты и соревнования
отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление
учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на
изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и
применения специальных технологических приемов. При таком подходе
занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в
активные и динамичные, что в большей мере способствует развитию
устойчивого познавательного интереса и соответствует возрастным
особенностям детей.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Обучающиеся первого года обучения авиамоделизму еще не имеют
достаточных знаний и навыков практической работы. На занятиях они
получают знания из истории авиации, элементарные знания о конструкции и
устройстве авиационной техники. Фронтальная форма организации работы с
обучающимися является основной: все одновременно изготавливают одну и
ту же модель по готовому чертежу, шаблонам, заготовкам материалов, в
определенной последовательности. Предлагаемые модели очень просты в
изготовлении и посильны для всех. Изготавливая летающие модели, они
учатся чертить, работать различным инструментом, знакомятся с
устройством летательных аппаратов. Объяснения педагога воспринимаются
обучающимися одновременно, в случае затруднений оказывается
индивидуальная помощь. Кроме ножниц и клея, дети осваивают навыки
работы с нитками, лобзиком, наждачным бруском, шаблонами, а для
изготовления грузика – с молотком. Изготавливают модели с применением
пенопласта.
В течение первого года изготавливаются различные модели:
простейшие бумажные планеры, самолеты, парашюты, вертолеты. Привить
воспитанникам культуру труда, задать качественный уровень изготовления –
главная задача педагога на первом году обучения.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю,
продолжительность – 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Длительность академического часа – 40 минут.
Количество обучающихся в группе: 12-14 человек.
Объем программы 144 часов.
Срок освоения программы составляет 1 год.
Уровень программы – стартовый, предполагает использование и

6

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, тренинг,
тренировочные полеты.
Формы подведения результатов: контрольные задания, тесты,
соревнования, выставки.
По окончании каждой темы проводятся соревнования на качество,
дальность и продолжительность полета различных видов моделей.
Победители награждаются в зависимости от занятого места. Результаты
каждого участника заносятся в таблицу рейтинга, которые суммируются в
течение года. В конце года подводится общий итог и проводится праздник
«Посвящение в авиамоделисты».
Цель и задачи программы
Цель программы: раскрытие творческих способностей обучающихся
средствами спортивно-технического моделирования, активизации их
познавательной
деятельности,
возможности
самореализации
и
самоопределения.
Задачи:
Обучающие:
•
формировать специальные знания, умения и навыки в области
авиамоделирования;
•
обучать приемам конструирования авиамоделей различных
классов через создание простейших летающих моделей;
•
обучать технологической обработке различных конструкционных
материалов, принципам подготовки модельной техники и спортсменов к
соревнованиям;
•
формировать умения планировать работу, рационально
распределять время, анализировать результаты, как своей деятельности, так и
деятельности других обучающихся.
Развивающие:
•
развивать
навыки
самостоятельного
моделирования
и
конструирования, воспроизводящего и творческого воображения;
•
развивать техническое, объемное, пространственное, логическое
и креативное мышление.
Воспитательные:
•
воспитывать нравственные, эстетические и ценностные
личностные качества обучающихся: доброжелательность, трудолюбие,
честность, порядочность, ответственность, аккуратность, терпение,
предприимчивость, патриотизм, чувство долга;

7

•
воспитывать культуру труда, культуру поведения, уважение к
людям, взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Планируемые результаты

Предметные:
•
у детей будут сформированы специальные знания, умения и
навыки в области авиамоделирования;
•
обучающиеся будут обучены приемам конструирования
авиамоделей различных классов через создание простейших летающих
моделей;
•
обучающиеся будут обучены технологической обработке
различных конструкционных материалов, принципам подготовки модельной
техники и спортсменов к соревнованиям;
•
обучающиеся будут демонстрировать улучшение умения
планировать работу, рационально распределять время, анализировать
результаты, как своей деятельности, так и деятельности других
обучающихся.
Метапредметные
Обучающиеся будут демонстрировать:
•
развитие творческих способностей, навыков самостоятельного
моделирования и конструирования, воспроизводящего и творческого
воображения;
•
развитие
технического,
объемного,
пространственного,
логического и креативного мышления;
•
развиты познавательная активность, внимание, умение
сосредотачиваться, установки на достаточно долгий кропотливый труд и
способность к самообразованию.
Личностные
У обучающихся будет отмечаться:
•
развитие нравственных, эстетических и ценностных личностных
качеств: доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность,
ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость, патриотизм,
чувство долга;
•
развитие ценностного отношения к культуре труда и поведения;
•
улучшение навыков работы в коллективе (уважение к людям,
взаимопонимание и бесконфликтность в общении).
Воспитательный потенциал программы
Цель: воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развития
их
кругозора,
стимулирование
любознательности,
воспитание
самостоятельности и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:
•
воспитывать
в
детях
духовное
начало,
тягу
к
самосовершенствованию, нравственному развитию;

8

•
воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и
извлекать из них уроки, развивать спортивные качества: упорство, здоровое
соперничество;
•
познакомить учащихся с историей развития авиации России.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы познакомятся с
историей развития авиации в России, будет сформировано чувство гордости
за свою Родину, ответственность за ее судьбу. Обучающиеся будут
демонстрировать уважение к окружающим (умение слушать и слышать
партнёра, признавать права каждого на собственное мнение и способность
принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников
процесса). Обучающиеся будут демонстрировать уважение к своему труду,
умение работать в команде, настойчивость в достижении цели, умение
доказывать свое мнение и достигать свои цели.
Формы проведения воспитательных мероприятий: выставки,
открытые занятия, соревнования.
Методы воспитательного воздействия:
• метод формирования сознания личности (беседа, лекция, дискуссия,
рассказ, объяснение, пример);
• метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, показ образцов для подражания).

№
п/п
1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.
8.

Наименование
раздела,темы
Вводное занятие
Основы
безопасности
труда
Инструменты и
материалы
Простейшие
модели из
бумаги
Модели
самолётов с
динамическим
стартом
Модели
планеров
Модели
парашютов
Метательный

Учебный(тематический)план
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
2

2
1

1

6

2

4

4

1

3

4

1

3

6

1

5

6

1

5

18

4

14

Формы
аттестации/контроля
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

9

планер
Модели
вертолетов
10. Модели ракет

12

4

8

20

4

16

11. Воздушный
змей
12. Схематические
модели
планеров

10

2

8

28

4

24

13. Организация и
проведение
соревнований,
выставок
14. Итоговое
занятие
Итого:

24

2

22

2

-

2

144

29

115

9.

наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
проектная
деятельность
Соревнование,
выставка
Беседа

Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие.
Теория: история развития авиации и влияние её на нашу жизнь.
Изготовление авиационных моделей – начальный путь к овладению
авиационной техникой. Авиамоделизм – технический вид спорта.
Ознакомление ребят с достижениями учащихся в предыдущие годы. План и
порядок работы. Организационные вопросы.
2.
Основы безопасности труда.
Теория: правила техники безопасности при работе в аудитории, с
колющими и режущими инструментами. Правила пожарной безопасности.
Практика: показ приёмов работы колющими и режущими
инструментами. Закрепление навыков работы.
3.
Инструменты и материалы.
Теория: материалы, применяемые в авиамоделизме. Начальные
сведения о бумаге, картоне, древесине, пенопласте. Авиамодельная резина.
Клеи и техника склеивания. Инструменты для обработки материалов.
Практика: пробная обработка материалов.
4.
Простейшие модели из бумаги.
Теория: основные методы и приёмы при работе с бумагой. Способы
летания в природе. Конструкция и основные части планера и самолёта.
Практика: изготовление простейших моделей из бумаги техникой
Оригами. Регулировка и запуск моделей.
Соревнования на дальность и продолжительность полёта.

10

5.
Модели самолётов с динамическим стартом.
Теория: динамический старт и его применение
Практика: изготовление модели самолета с динамическим стартом.
Соревнование на продолжительность полёта модели.
6.
Модели планеров.
Теория: планер – безмоторный летательный аппарат. Краткие
исторические сведения о создании планера О. Лилиенталем и полётах на нём.
Основные части планера. Органы управления. Классическая и
экспериментальная схема планера. Материал для изготовления модели.
Правила запуска и регулировки.
Практика: изготовление модели. Регулировка и запуск модели.
Соревнования на дальность полёта.
7.
Модели парашютов.
Теория: сведения из истории изобретения парашюта. Основные части,
назначение, устройство и принцип действия парашюта. Техника
изготовления моделей парашютов из различных материалов.
Практика: изготовление модели. Регулировка и запуск моделей.
Соревнования на продолжительность спуска модели.
8.
Метательный планер.
Теория: способы запуска планеров. Профиль крыла. Правила запуска
моделей планеров.
Практика: изготовление модели. Изготовление чертежа. Регулировка
и запуск модели. Соревнования на продолжительность полёта модели
планера.
9.
Модели вертолётов.
Теория: краткие сведения из истории вертолётов. Архивные рисунки
Леонардо да Винчи. Основные части, назначение, устройство вертолёта.
Первоначальные сведения о работе воздушного винта и создание им силы
тяги.
Практика: изготовление, регулировка и запуск модели. Соревнования
на продолжительность полёта модели вертолёта.
10. Модели ракет.
Теория: краткие исторические сведения о первых запусках ракет.
Труды Циолковского о теории полета ракет. Понятие движения в
безвоздушном пространстве.
Практика: изготовление, ракеты. Запуск моделей. Соревнования на
высоту полёта модели.
11. Воздушный змей.
Теория: знакомство учащихся с одним из древнейших летательных
аппаратов – воздушный змей. История его развития и применения. Виды
воздушных змеев. Техника изготовления и запуска плоского змея.
Практика: изготовление плоского змея из бумаги и сосновых реек.
Изготовление леера. Регулировка и запуск змея. Участие в конкурсе.
12. Схематические модели планеров.
Теория: основные модели и характеристики модели. Чтение чертежа.

11

Способы изготовления и сборки модели. Обтяжка модели. Балансировка
модели. Регулировка.
Практика: изготовление, сборка, обтяжка, балансировка и
регулировка модели. Запуск моделей. Участие в соревнованиях.
13. Организация и проведение соревнований, выставок.
Теория: правила соревнований по простейшим моделям. Особенности
запуска моделей на дальность и продолжительность полёта. Выявление
лучших моделей и лучших учащихся.
Практика: соревнования по классам моделей:
• Бумажные летающие модели;
• Модели планеров с динамическим стартом;
• Простейшие модели планеров;
• Модели парашютов с динамическим стартом;
• Модели метательных планеров;
• Модели вертолётов;
• Модели самолётов;
• Плоский воздушный змей;
• Простейшие кордовые модели.
14. Итоговое занятие.
Практика: подведение итогов за год (рейтинг), награждение
победителей. Посвящение в авиамоделисты. Планы на новый учебный год.

12

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
№

Календарный учебный график на 2023-2024 учебныйгод
Основные
характеристики

п/п

образовательного процесс

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов в учебном
144
году
Недель в I полугодии
16
Недель во II полугодии
20
Начало занятий
1сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4 - 6 ноября, 31 декабря - 8 января, 2325 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
Окончание учебного года
31
мая
Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
Режим занятий
2 раза в неделю по 2 академических
часа

5
6
7
8
9
10
11
12

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении по
расписанию. В кабинете присутствуют реальные и натуральные объекты
моделей (модели планеров, самолетов, парашютов, вертолетов).
Станки:
1.
Токарный;
2.
Фрезерный (универсальный);
3.
Сверлильный;
4.
Эл. точило;
5.
Эл. пила;
6.
Компрессор.
Электроприборы:
1.
Эл. выпрямитель;
2.
Радиоуправление моделями;
3.
Тесторы.
Материалы, требуемые для изготовления моделей (обеспечиваются
родителями/законными представителями):
клей;
древесина;
пластик;

13

фанера;
ножницы;
бумага;
картон;
карандаши;
лобзики, пилки, рубанок;
наждачная бумага;
электронные компоненты для изготовления радиоуправляемых
моделей.
Информационно-методические условия:
•
таблицы по авиамоделированию: «Аэродинамика и силовые
установки» (18 таблиц);
•
таблицы по авиамоделированию: «Конструкции моделей» (18
таблиц);
•
чертежи и модели чемпионов;
•
стенды:
«Разрядные
нормы»,
«Разрядники
кружка»,
«Технические требования на модели», «Чемпионы и призеры соревнований»,
«Итоги работы за учебный год», «Самолеты и вертолеты гражданской
авиации»;
•
Тематические стенды:
•
Простейшие летающие модели;
•
Авиамодельные материалы;
•
Авиамодельные двигатели;
•
Воздушные винты и профили летающих моделей;
•
Конструкции элементов летающих моделей.
Занятия в объединении организованы на доступном для ребят уровне,
учитывают их возможности и способности, содержат большой потенциал для
реализации метопредметных связей.
Реализация данной программы основывается на следующих принципах:
•
от простого к сложному;
•
доступности и последовательности: соответствие учебного
материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
•
наглядности: широкое использование наглядных и дидактических
пособий, технических средств обучения, делающих образовательный процесс
более эффективным;
•
творчества: каждое дело, занятие – совместное творчество
обучающихся и педагога;
•
свободы: предусматривает самостоятельный поиск неординарных
решений в системе ограничения учебной темой;
•
научности: учебный курс основываться на современных научных
достижениях.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в

14

области, соответствующей профилю детского объединения, без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»
без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации /контроля и оценочные материалы.
Аттестация обучающихся включает в себя:
•
Входящую аттестацию - перед началом учебного года
(Приложение № 1);
•
Промежуточную аттестацию - проводится по окончании 1
полугодия контрольные задания, тесты, соревнования (Приложение № 2);
•
Итоговую аттестация - в конце учебного года (Приложение № 3).
Учет и проверка уровня освоения образовательной программы
производится путем текущих наблюдений за обучающимися. Они
осуществляются на протяжении всего процесса обучения. Текущие
наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В ходе текущих
наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом, характеризующие
как его достижения, так и упущения в работе (Приложение № 4).
Программа предполагает проведение соревнований по классам
моделей. Критерии оценивания указаны в Приложении № 5.
Для подведения результатов используется порядковая шкала измерения
– рейтинговая (Приложение № 6). Цель рейтинговой системы контроля
состоит в том, чтобы создать условия для мотивации и самоконтроля
познавательной деятельности обучающихся средствами своевременной и
систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными
достижениями. В таблице фиксируются результаты каждого обучающегося
как в отдельном мероприятии, так и в целом за год.
Внедрение рейтинговой системы контроля в учебный процесс по
данному направлению создает следующие преимущества в обучении:
• расширяется компетентность обучающихся в данном виде
творчества;
• повышается познавательная культура обучающихся;
• снижается стрессовая ситуация в процессе контроля;
• обучение становится личностно-ориентированным.

15

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. – М.: Педагогика,
2002. – 86 с.
2.
Горский В.А., Кротов И.В. Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ / В.А. Горский, И.В. Кротов. – М.:
Просвещение, 2004. – 351 с.
3.
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели / А.М. Ермаков. – М.:
Просвещение,1999. – 164 с.
4.
Заворотов В.А. От идеи до модели / В.А. Заворотов. – М.:
Просвещение,2004. – 275 с.
5.
Корчак Я.А. Воспитание личности / Я.А. Корчак. – М.:
Просвещение, 2004. – 285 с.
6.
Моляков В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание /
В.А. Моляков. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
7.
Новоселов С.А., Горнова Г.Н. Педагогическая система развития
технического творчества в учреждениях дополнительного и начального
профессионального образования (Методическое пособие). – Екатеринбург:

16

УрГПУ, 1999. – 47 с.
8.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. –
М.: Просвещение, 1991. – 286 с.
9.
Рождественская Н.А. Как понять подростка / Н.А.
Рождественская. – М.:Роспедагенство, 1995. – 74 с.
10. Рожков В.С. Авиамодельный кружок / В.С. Рожков. – М.:
Просвещение, 1978. – 144 с.
11. Тарадеев Б.В. Летающие модели – копии / Б.В.Тарадеев. – М.:
ДОСААФ, 1989. – 159 с.
Перечень литературы для обучающихся и родителей
1.
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели / А.М. Ермаков. - М.:
Просвещение, 1999. – 164 с.
2.
Зуев И.И., Камышев М.В. Модельные двигатели / И.И. Зуев, М.В.
Камышев. – М.: Просвещение, 1973. – 238 с.
3.
Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров / В.Е.
Мерзликин. – М.: ДОСААФ, 1982. – 160 с.
4.
Павлов А.П.Твоя первая модель! / А.П. Павлов. – М.: ДОСААФ,
1979. – 143 с.
5.
Пантюхин С.П. Воздушные змеи / С.П. Пантюхин. – М.
ДОСААФ, 1984. – 88 с.
6.
Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии / Б.В. Тарадеев. – М.
ДОСААФ, 1983. – 159 с.

17

Входящая аттестация
Правильный вариант – 1 балл.
4-5 баллов – высокий уровень знаний;
2-3 балла – средний уровень знаний;
0-1 балла – низкий уровень знаний.

Приложение № 1

Тест № 1
1.
Что такое самолёт?
а) ракета с крыльями;
б) летающая машина;
в) воздушное судно.
2. Для чего нужна линейка?
а) для игры;
б) для измерений;
в) для постройки самолёта.
3. Что нужно делать в мастерской?
а) бегать и веселиться;
б) кричать и громко смеяться;
в) внимательно слушать педагога.
4. Из чего состоит самолёт?
а) крыло, фюзеляж, киль, стабилизатор;
б) крыло, нос, хвост;
в) крыло, двигатель, кабина пилота.
5. Для чего применяется парашют?
а) для плавания;
б) для прыжков из летательных аппаратов;
в) для красоты.
Тест № 2
1. Самый древний летательный аппарат?
а) воздушный змей;
б) дирижабль;
в) воздушный шар;
2. Первый человек, поднявшийся в воздух на вертолете?
а) американец;
б) француз;
в) русский.
3. Первый человек, полетевший в космос?
а) Терешкова;
б) Гречка;
в) Гагарин.
4. Безмоторный планирующий летающий аппарат?
а) парашют;
б) планер;

18

в) «автожир».
5. К какому типу относится самолёт АН-2?
а) военный;
б) пассажирский;
в) грузовой.
Тест № 3
1.
В каком году появился авиамоделизм в России?
а) 1910г.;
б) 1990г.;
в) 2005г.
2. Каким документом регламентируется постройка летающих моделей?
а) Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту;
б) Журнал техники безопасности;
в) Журнал «Моделист-конструктор».
3. Наука о законах движения воздуха и о силовом воздействии
воздушной среды на движущиеся в ней тела?
а) статика;
б) аэродинамика;
в) динамика.
4. Из каких деталей состоит планер А-1?
а) киль, стабилизатор, двигатель;
б) крыло, двигатель, киль;
в) крыло, фюзеляж, киль, стабилизатор.
5. С помощью чего можно выполнить чертеж планера?
а) бумага, линейка, карандаш, циркуль;
б) бумага, линейка, карандаш, лекало;
в) бумага, циркуль, фломастер.
Тест № 4
1. Авиамоделизм – это…
а) постройка самолетов и вертолетов для запуска парашютистов;
б) конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, в том
числе ракет, в технических и спортивных целях;
в) изготовление моделей кораблей.
2. Кто организовал первые соревнования летающих моделей 2 января
1910г. В Москве?
а) Ломоносов М.В.;
б) Можайский А.Ф.;
в) Жуковский Н.Е.
3. Основные формы крыла?
а) прямоугольная, трапециевидная, стреловидная;
б) треугольная, овальная, квадратная;
в) прямая, изогнутая, сложная.
4. Какой материал применяется для изготовления фюзеляжа?

19

а) железо, пластмасса, резина;
б) дерево, стеклоткань, пенопласт;
в) бумага, полиэтилен, картон.
5. Чем отличаются модели самолетов F3A и F2B?
а) ничем не отличаются;
б) радиоуправляемая и кордовая;
в) гоночная и свободнолетающая.

20

Приложение № 2
Промежуточная аттестация
Практическая работа «Построение чертежа»
Цель: определение уровня способностей учащихся на начальном этапе
обучения
Условия проведения:
1. Время выполнения – 45 мин.
2.
Самостоятельное
выполнение
практической
работы
по
инструкционной карте.
Критерии оценки чертежа:
3 балла - соблюдены требования; выдержаны толщина и размеры
элементов линий; элементы линий и их толщина одинаковы; задание
выполнено аккуратно и в полном объеме;
2 балла - требования соблюдены частично; имеются в ряде случаев
неточности в начертании линий: неодинаковая толщина линий и длина
элементов линий; задание выполнено небрежно и/или не в полном объеме;
1 балл - не соблюдены требования; имеются значительное число
неточностей в начертании линий: неодинаковая толщина у большинства
линий и не выдержана длина элементов линий; задание выполнено небрежно,
линии нечеткие и/или задание выполнено не в полном объеме;
0 баллов – задание не выполнено.
Оборудование: дидактический материал «Рабочий чертеж»; листы
формата А4, карандаш простой, ластик, линейка.
Порядок выполнения:
1. По размерам построить чертеж на формат А4 с «Рабочего чертежа».
2. Наметить на листе чертеж при помощи линейки, соизмеряя размеры
с «Рабочим чертежом».
3. Измерить и перенести мелкие элементы с «Рабочего чертежа».
4. Недочеты исправить при помощи ластика.
5. Проверить.
6. Обвести чертеж четкой линией.

21

Приложение № 3
Итоговая аттестация
Индивидуальный и групповой творческий проект «Кордовая
авиамодель»
Цель: определение уровня способностей учащихся по завершению
обучения.
Условия проведения:
1.
Самостоятельное и групповое выполнение проекта.
Критерии оценки проекта:
3 балла - соблюдены требования; задание выполнено аккуратно и в
полном объеме;
2 балла - требования соблюдены частично; задание выполнено
небрежно и/или не в полном объеме;
1 балл - не соблюдены требования; задание выполнено небрежно,
линии нечеткие и/или задание выполнено не в полном объеме;
0 баллов – задание не выполнено.
Порядок выполнения:
1. Выбрать тип кордовой авиамодели для изготовления проекта.
2. Разработать рабочий чертеж авиамодели.
3. Отобрать необходимые для выполнения проекта материалы и
оборудование.
4. Разделить выполнение проекта на основные этапы:
- изготовление базовых элементов конструкции, по рабочему чертежу;
- сборка базовых элементов авиамодели;
- дополнение авиамодели завершающими конструкцию элементами.
5. Презентация готового проекта.

22

Приложение № 4
Мониторинг отслеживания освоения программы
Показатели процесса
1. специальные знания, умения и
навыки в области
авиамоделирования
2. знания приемов конструирования
авиамоделей различных классов

Контрольные позиции
Учебный год
Начало года Середина Конец года

3. знания технологической обработки
материалов, принципов подготовки
модельной техники и спортсменов к
соревнованиям
4. умения планировать работу,
рационально распределять время,
анализировать результаты
5. навыки самостоятельного
моделирования и конструирования,
воспроизводящего и творческого
воображения
6. техническое, объемное,
пространственное, логическое и
креативное мышление
7. нравственные, эстетические и
ценностные личностные качества
8. культура труда и поведения,
работа в команде
Всего
Оценка происходит по следующим критериям:
3 балла – высокий уровень освоения. Можно говорить о хорошем развитии
для данного возраста качества или навыка;
2 балла – средний уровень. Качество или навык находится в развитии;
1 балл – низкий уровень. Развитие качества или навыка только начинается.

23

Приложение № 5
Критерии оценки соревнований
Изготовление модели:
- полнота выполнения технического задания (1-5 баллов);
- качество выполнения модели (1-5 баллов);
- аккуратность изготовления деталей и планера в целом(1-5 баллов).
Испытательный запуск:
- дальность полета модели (1-5 баллов).

24

Рейтинг обучающихся
Авиамоделирование «Старт»
Группа № ____
Место

ФИО

Приложение № 6

Сумма баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».