Программа КРОЙКА И ШИТЬЕ ТЕАТР МОДЫ ЗАБАВА

Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Ленинского района города Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Кройка и шитье. Театр моды «Забава».
возраст учащихся: 8-17лет
срок реализации: 3 год

Автор-составитель:
Педагог дополнительного
образования, ВКК
Щавровская Людмила
Николаевна

Екатеринбург, 2023.

I.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10.Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
11.Устав МБУ ДО ДДТ им. Е.Е. Дерягиной;
12. Положение о дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программах МБУ ДО ДДТ Ленинского района города
Екатеринбурга им. Е.Е. Дерягиной (утв. приказом от 30.06.2023 № 87-о
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Кройка и шитьё. Театр моды Забава»
художественная, так как она ориентирована на художественный вид
деятельности.
Актуальность программы выражается в раннем приобщении к
навыкам рукоделия как пространства развития образного мышления,
способности развития оригинальности и самобытности в процессе познания
себя и окружающего мира через умение смоделировать, сконструировать и
сшить изделие своими руками по индивидуальным меркам.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 года № 996-р, стратегической направленностью в воспитании
ребёнка XXI века становится подготовка человека, обладающего опытом
творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески

реализующего знания на практике. Знакомство с искусством рукоделия
развивает моторику рук, пластичность пальцев, ум, смекалку, и воспитывает
человека как созидателя.
Отличительные особенности программы состоят в использовании
личностно-ориентированного и комплексного подходов в реализации
программы. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие
творческих способностей ребенка, радостных переживаний познания,
реализации

себя

в

выбранной

деятельности.

Педагогическая

целесообразность программы заключается в том, что она доступна для
любого ребенка, основана на развитии интереса детей к рукоделию,
способствует формированию таких личностных качеств, как терпение,
трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность.
Адресат программы. Программа адресована учащимся в возрасте 8- 17
лет. Дети изъявляют желание заниматься в объединении добровольно.
Никаких специальных тестов для поступления не проводятся.
В возрасте 8-10 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что
позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать
свои уникальные работы. В возрасте 11-17 лет появляется стремление
выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво,
неординарно выглядеть, ищут свой стиль в одежде.
На

занятиях

дифференцированного

рукоделием
подхода

продуктивно
к

каждому

решается
ребенку.

проблема
Стремление

преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей, развивают мелкую моторику рук, что способствует лучшему усвоению
новых знаний и умений, помогают развивать чувство прекрасного,
пробуждают интерес детей к новой деятельности.
В

разновозрастных

дифференцированного
воспитательного

группах

обучения:

процесса

педагог

при

применяется
такой

излагает

организации
новый

методика
учебно-

материал

всем

обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает

работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и
уровня подготовки каждого).
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю - по
3академических часа.
Объем программы
1 год обучения – 204 часа;
2 год обучения – 216 часов;
3 год обучения – 216 часов.
Общий объем программы: 636 часов.
Срок освоения программы - 3 года.
Особенности организации образовательного процесса
При реализации программы используется традиционная модель
организации образовательного процесса, представляющая собой линейное
освоение содержания программы в течение трех лет обучения в одной
образовательной организации.
При необходимости ряд тем программы может быть вынесен в
дистанционный формат, так как ранее уже были разработаны онлайн мастерклассы по следующим темам:
«Игрушки объемные из меха», «Новогодние сувениры», «модульная
разработка «Пошив классической юбки-карандаш» и другие.
Уровень сложности программы
Программа

носит

«Базовый

уровень»

сложности,

предполагает

использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации

материала.

Учащиеся

(9

-

17

лет)

изучают

основы

моделирования, конструирования, технологическую обработку, используется
традиционная и модульная технологии.
Формы обучения: очная

Индивидуальная работа с учащимися заключается в разработке новых
идей в изготовлении индивидуальных швейных изделий, поделок и
сувениров. Раскрытие закономерности цветовых сочетаний. Использование
технологических карт, выкроек, соблюдение техники безопасности. Освоение
моделирования

одежды

в

создании

собственного

стиля,

умение

продемонстрировать костюм на подиуме. Обучение создавать своими руками
оригинальные ручные декоративные изделия.
Групповые занятия: обучение технологии изготовления женского
легкого платья, подбору материалов и фурнитуры для изготовления
дополнений

и

аксессуаров

к

одежде,

декоративному

оформлению.

Совместная работа позволяет вовлечь всех детей в процесс творчества.
Виды занятий: практические занятия, беседа, лекции.
Формы подведения итогов реализации программы: фронтальная
беседа в форме «вопрос-ответ» с элементами викторины, организационные
просмотры

изделий

для

проверки

аккуратности,

внимательности,

праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в
выставках и конкурсах разного уровня.
Контроль осуществляется: на каждом занятии, за весь период обучения.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное
внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет
творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности,
психофизические качества каждого ребенка. Обращается внимание и
приветствуется проявление инициативы, самостоятельности и творческого
мышления каждого учащегося.
Таким образом, программа «Кройка и шитье, театр моды Забава» - это
своего рода «школа», которая создаёт для обучающихся перспективу
творческого роста, личностного развития, а при особой одарённости
позволяет расширить рамки предлагаемых к изучению и освоению тем.
Выбрать свой путь творческого поиска и продвижения.
1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы – развитие творческих способностей ребенка,
формирование

умений

и

навыков

моделирования,

конструирования,

декорирования изделий, эстетического вкуса, культуры демонстрации
костюма, приобщения к миру моды и дизайна одежды.
Задачи:
Обучающие
•

обучить начальными навыками швейного мастерства;

•

сформировать у детей навыки в различных видах рукоделия:

вышивке, макраме, плетения, мережки, аппликации, мягкой игрушки,
ручного шитья;
•

развить навыки технологического изготовления изделий и

декоративного оформления;
•

обучить прорисовыванию эскизов;

•

сформировать навыки работы на швейном оборудовании;

•

обучить технологии пошива основных видов одежды;

•

обучить основам дизайна, проектирования, макетирования;

•

обучить навыкам построения композиции;

•

обучить

основам

материаловедения,

конструирования

и

декорирования одежды;
•

ознакомить обучающихся с профессиями, задействованными в

мире моды, со сферой деятельности дизайнера одежды;
•

ознакомить с историей моды;

•

сформировать навыки театрально-сценической деятельности,

необходимые на подиуме для презентации одежды, дефиле;
•

обучить основам создания имиджа.

Развивающие
•

развивать интерес к творчеству, стремление к самовыражению и

самореализации;
•

развить способности самостоятельно и творчески мыслить;

•

развить способности самостоятельно искать и использовать

информацию, планировать свою деятельность, определять проблемы и их
причины, содержать в порядке своё рабочее место;
•

развить внимание, память, фантазию, воображение;

•

развить

художественное

видение,

художественный

вкус,

способность видеть, понимать и ценить прекрасное;
•

развить моторику, пластичность рук, точность глазомера;

•

развить

координацию

и

пространственную

ориентацию,

сформировать правильную осанку и мышечный корсет;
•

развить

такие

целеустремлённость,

качества,

терпение,

как

трудолюбие,

аккуратность,

усидчивость,

ответственность,

самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность;
•

развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие

совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
•

сформировать навыки коллективного творчества при реализации

творческих проектов;
•

развить стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в

выбранной сфере деятельности.
Воспитательные
•

развить художественное видение и с художественный вкус,

способность видеть, понимать и ценить прекрасное;
•

пробудить интерес к искусству, культуре, стилю, красоте;

•

сформировать

ценностные

ориентиры

по

отношению

к

изучаемой деятельности;
•

сформировать отношение к качественному осуществлению

трудовой деятельности, устойчивый интерес к искусству и занятиям
творчеством;
•

сформировать чувство ответственности за общее дело.

1.3.

Учебный (тематический) план

Первый год обучения.

Колво
часов

№

название темы

1.

Организационное
занятие.
Швейное мастерство как особый
вид ремесла.

2.

форма
аттестации/контроля

теория

практика

3

2

1

Беседа,
наблюдение

Техника
безопасности
при
различных видах работ. Охрана
труда.

3

2

1

Беседа, опрос.

3.

Ручные стежки и швы.

3

1

2

Обсуждение, опрос.

4.

Изготовление игольницы.

3

1

2

Демонстрации работ

5.

Пришивание
(пуговицы, кнопки).

3

1

2

Обсуждение, демонстрация
готовых работ

6.

Изготовление мягких игрушек.
Материалы и инструменты для
выполнения различных работ.
Материаловедение.

25

3

22

Имитационно имитирующая
игра. Обобщающий урок:
«путешествие в мир мягкой
игрушки».

7.

Изготовление изделий на кукол.

13

1

12

Демонстрации
готовых
нарядов на кукол, творческая
работа.

8.

Рукоделие.
(крест).

13

1

12

Контрольное
образец.

9.

Строчевые швы, мережки.

6

1

5

Педагогическое наблюдение

9

1

8

Выставка
работ
коллектива.

10

1

9

Педагогическое наблюдение
беседа.

12. Аппликация.

9

1

8

Педагогическое наблюдение

13. Техника плетения из шерстяных
ниток. Игрушки-помпоны.

6

1

5

Выставка
работ
коллектива.

14. Техника плетения макраме.

9

1

8

Педагогическое наблюдение

15. Изготовление
сумочкикосметички с элементами декора
(ручное шитье).

9

1

8

Выставкадемонстрация.
Обсуждение
на
предмет
функциональности
дополнения к костюму.

16. Направления и тенденции моды,
особенности детской моды.

3

2

1

Обсуждение. Дискуссия.

17. ИЗО в швейном мастерстве. Цвет
в одежде.

6

1

5

Урок - игра

18. Декоративное
изделий.
дополнения.
обработка.
безопасности.

9

3

6

Педагогическое наблюдение

19. Техника снятия мерок.

3

2

1

Кроссворд на закрепление

20. Конструирование
и
пошив
изделий из несыпучих тканей
простой формы (юбка, жилет)
ручным способом.

20

3

17

Урок-путешествие.
Обобщение.

фурнитуры

Ручная

вышивка

10. Игрушки-подушки.
11. Изготовление
новому году.

сувениров

к

оформление
Аксессуары,
Влажно-тепловая
Техника

педагогическое

задание

-

внутри

внутри

21. Изготовление
изделий
из
несыпучих тканей (шарф, шапка,
перчатки-митенки).

18

3

15

Контрольное задание.

22. Игры, тренинги, занятие по
сценическому движению-дефиле.
Подготовка к выступлению на
отчетном празднике по итогам
года.

6

1

5

Урок
в
состязания.

23. Добрых
рук
мастерство.
Посещение
выставочных
павильонов, экскурсий.

6

1

5

Педагогическое наблюдение

24. Итоговый контроль

6

-

6

Творческий
Тестирование

3

-

3

Итоговая выставка

204

35

169

25. Подведение
года.

итогов

учебного

Всего часов

форме

игры-

проект.

Содержание учебного (тематического) плана.
Первый год обучения.
Формирование

мотивации

к

занятиям

декоративно-прикладным

творчеством. Овладение начальными навыками швейного мастерства.
Формирование навыков ручного шитья и декоративного оформления.
Развитие навыков технологического изготовления мягкой игрушки, аппликации. Прорисовывание эскизов. Развитие фантазии детей.
1. «Организационное занятие. Швейное мастерство как особый вид
ремесла»
Теория. Особенности швейного искусства. Швейная мастерская.
Швейные механизмы и инструменты. Швейные материалы.
Практика. Игры на знакомство, сплочение коллектива.
2. «Техника безопасности при различных видах работ. Охрана
труда»
Теория. Общий инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по
технике безопасности при работе с тканью, колюще-режущими предметами,
электроприборами. Инструктаж по технике безопасности при работе на
швейной машине. Инструктаж по пожаробезопасности, по правилам
дорожного движения.
Практика. Игра-тест по технике безопасности.
3. «Ручные стежки и швы»

Теория. Из истории ручных работ. Инструменты и приспособления для
ручных работ. Техника выполнений ручных стежков. Виды ручных швов:
соединительные, закреплявшие, отделочные. Техника выполнения ручных
швов.
Практика.

Выполнение

образца

с

различными

видами

швов:

соединительные, обмёточные, вспомогательные, декоративные.
4. «Изготовление игольницы»
Теория. Техника изготовления игольницы. Назначение. Материал.
Технология изготовления. Декорирование.
Практика. Изготовление игольницы простой формы.
5. «Пришивание фурнитуры (пуговицы, кнопки)»
Теория. Фурнитура, её виды. Техника пришивания фурнитуры.
Фурнитура, как функциональный элемент застёжки. Фурнитура, как отделка.
Практика. Выполнение образца с пришиванием пуговиц с двумя
отверстиями, с четырьмя отверстиями, на ножке, декоративных кнопок.
6. «Изготовление мягких игрушек. Материалы и инструменты для
выполнения различных работ. Материаловедение»
Теория. Знакомство с инструментами и приспособлениями для пошива
мягкой игрушки, материалами, выкройками, набивкой, технологическим
изготовлением.
Практика. Изготовление мягких игрушек: мышка, цыпленок, рыбка,
птичка, котенок, лягушонок, мячик. Выбор образца. Техника безопасности
при работе с колюще-режущими инструментами. Построение выкройки
игрушки. Технологическое изготовление: (сшивание деталей, набивка
наполнителем, декорирование).

Оформление готовой работы. Выставка

работ.
Проведение промежуточного контроля.
7. «Изготовление изделий на куклу»
Теория. Разработка и прорисовка моделей на куклу: пляжный
комплект, юбка клёш, блуза, походный костюм (брюки, куртка), нарядное

или свадебное платье.
Практика. Изготовление моделей. Отделка изделий. Выставка нарядов.
8. «Рукоделие. Ручная вышивка (крест)»
Теория. Знакомство с историей вышивки. Традиционные виды
вышивок. Изобразительные мотивы в народной вышивке. Знаковые
комплексы в орнаменте, образы и символика. Виды и способы вышивания
узоров. Вышивка как декоративное украшение изделий. Способы перевода
вышивки на ткань. Нитки для вышивания. Инструменты и приспособления
для вышивки.
Практика. Изготовление образца с использованием вышивки:
1)

Крест

2)

Болгарский крест

9. «Строчевые швы, мережки»
Теория: Разновидности строчевых швов. Техника выполнения швов.
Подбор ниток в соответствии с материалом.
Практика. Выполнение образца в виде салфетки с декоративным
оформлением – мережкой.
10. «Игрушки-подушки»
Теория. Игрушки-подушки, их разновидности, функциональность,
особые требования. Размерные характеристики, материалы. Фактура ткани.
Прорисовка

эскизов.

Технология

изготовления.

Особенности

кроя.

Декоративные качества подушек. Особенности изготовления подушек, выбор
наполнителя и технология пошива самодельных подушек.
Практика. Изготовление игрушки – подушки в виде облака, кота,
мышки, листика (по выбору).
11. «Изготовление сувениров к новому году»
Теория.
Характерные

Новогодние
особенности.

сувениры

из

Назначение

Декорирование.
Практика. изготовление сувениров:

ткани.
и

Их

разновидности.

цветовые

сочетания.

•

подарочный новогодний сапожок

•

новогодняя

открытка,

декорируемая

пайетками,

бисером,

стеклярусом.
•

игрушки на ёлку (плоскостные, объемные формы).

12. «Аппликация»
Теория.

Аппликация и ее разновидности. Техника изготовления

аппликации в швейном деле: клееной, плоской, машинной. Подбор ткани для
аппликации. Цветосочетание.
Практика. Выполнение аппликации по выбранной теме. Декорирование
работы. Оформление в раму.
13. «Техника плетения из шерстяных ниток. Игрушки-помпоны»
Теория. Особенности объемных форм. Материалы и приспособления
для изготовления игрушек-помпонов.
Практика. Выполнение помпона классического. Выполнение игрушкипомпона (лесовичок).
14. «Техника плетения макраме»
Теория.

История

плетения.

Инструменты

и

приспособления.

Разновидности узлов. Освоение основ плетения. Макраме, как элемент
декора изделий и интерьера.
Практика. выполнение образца с использованием узлов: бриды,
плоский, скрученный.
15. «Изготовление сумочки-косметички с элементами декора
(ручное шитье)»
Теория. Стилистическое единство костюма и аксессуара. Подбор ткани
для основы и ткани для подклада. Подбор застежки в виде тесьмы-молнии,
пуговиц, застежки-липучки, кнопок. Цветовое сочетание. Материалы для
декорирования.
Практика. Технологическое изготовление сумочки-косметички.
16. «Направления и тенденции моды, особенности детской моды»
Теория. Характерные особенности детской моды. Особенности детской

фигуры. Цветосочетания, отделка, материалы.
Практика. Работа с современными журналами мод.
17. «ИЗО в швейном мастерстве. Цвет в одежде»
Теория. Цветовые сочетания в одежде, зрительные иллюзии, свойства
цвета зрительно увеличивать или уменьшать фигуру. Фигура человека, её
пропорции, типы осанки.
Практика. прорисовка эскизов одежды в монохромной гамме и в цвете.
18. «Декоративное оформление изделий. Аксессуары, дополнения.
Влажно-тепловая обработка. Техника безопасности»
Теория.

Разновидности аксессуаров. Аксессуары и дополнение на

каждый день. Аксессуары и дополнения в особой ситуации. Умение сочетать
костюм с дополнениями. Уместность использования аксессуаров.
Практика. Работа с журналами мод. Игры по представлению образа с
использованием дополнений и аксессуаров. Выполнение декоративного
элемента костюма – цветок из ткани, пояс-ремень, браслет.
19. «Техника снятия мерок»
Теория. Расчетно-измерительная система, её основа, мерки. Основные
правила снятия мерок. Ознакомительная тема снятия мерок для построения
выкройки. Фигура человека, инструменты и приспособления для снятия
мерок.
Основные виды мерок:
•

Обхваты

•

Ширины

•

Длины

•

Высоты

Практика. Снятие мерок с конкретной фигуры.
20. «Конструирование и пошив изделия из несыпучих тканей
простой формы (юбка, жилет) ручным способом»
Теория.

Материаловедение.

Конструирование.

Свойства

тканей.

Снятие

мерок.

Практика. Технологическое изготовление юбки с использованием
ручного способа шитья, применяя обмёточный и потайной шов.
21. «Изготовление изделий из несыпучих тканей (шарф, шапка,
перчатки-митенки)»
Теория. Характеристика особенностей несыпучих тканей. Технические
условия при работе с трикотажной тканью - флис. Выкраивание шарфа с
использованием двух мерок. Упрощенный вариант кроя шапочки по голове
сразу на ткани (две мерки). Упрощенный вариант кроя шарфа сразу на ткани
(две мерки). Упрощенный вариант кроя варежек сразу на ткани с
использованием выкройки стандартной пропорции кисти. Использование
ручного способа сшивания деталей кроя. Индивидуальное декорирование
изделий по выбору учащегося.
Практика. технологическое изготовление шапочки, шарфа, варежек.
22. «Игры, тренинги, занятие по сценическому движению-дефиле.
Подготовка к выступлению на отчетном празднике по итогам года»
Теория. Хореография, ритмика. Выработка умения эффектно подать
себя. Постановка корпуса, ног, рук, головы, подтянутый корпус. Упражнения
для

шейного,

плечевого

отдела

позвоночника,

для

пояска,

спины.

Геометрические формы линий как выразительное средство движений.
Музыкальный фон. Движение под музыку. Темп, динамика, характер музыки
и движений.
Практика. Игры на развитие ассоциативной памяти, глазомера,
творческого воображения.
23. «Добрых рук мастерство. Посещение выставочных павильонов,
экскурсий»
Теория. Ознакомление с экспонатами выставок рукоделия. Анализ
работ с точки зрения художественного образа, технологического исполнения
и декорирования.
Практика. Посещение выставочного зала.
24. «. Итоговый контроль»

Практика.

Тестирование

для

проверки

теоретических

знаний

обучающихся (викторина). Конкурс мастерства. Выставка.
25. «Подведение итогов учебного года»
Практика. Заключительное собрание для родителей в виде отчетного
праздника с выставкой и показом моды сшитых детьми изделий и поделок за
данный учебный год.
Планируемые результаты.
Предметные:
В результате освоения программы первого года обучения, учащиеся
будут
Знать:
истоки возникновения рукотворного труда;
технику выполнения швов;
правила техники безопасности;
виды ниток;
технологию изготовления мягкой игрушки;
виды тканей, используемых для пошива изделий;
возможности применения искусства рукоделия в быту;
приемы декоративного оформления игрушки.
Уметь:
пользоваться выкройками-лекалами;
производить раскрой деталей;
вырезать аккуратно детали кроя;
выполнять ручные швы;
работать с инструментами и приспособлениями для пошива одежды;
изготавливать мягкую игрушку на заданную тему;
самостоятельно создавать новые оригинальные образы, использовать
цвет как средство передачи настроения;
работать с горячим клеем, соблюдать технику безопасности.
Метапредметные:

В результате освоения программы, учащиеся получат начальные
умения:
планировать и осуществлять свою деятельность;
оценивать свои возможности в достижении поставленной цели;
создавать схемы-выкройки для решения различных познавательных
задач;
оценивать свои действия, изменять их в зависимости от существующих
требований, условий, корректировать в соответствии от ситуации;
проявлять толерантность, терпимость в коллективе;
выслушивать другие мнения, а также формировать, отстаивать и
аргументировать свое мнение;
обогащать словарный запас (терминология рукоделия).
осуществлять сотрудничество и совместную деятельность;
работать индивидуально и в группе;
А также будут иметь:
развитую фантазию, наблюдательность, художественный вкус;
образно - объемное воображение, чувство цветовых сочетаний;
культуру пошива и создания поделок и швейных изделий;
развитую мелкую моторику рук и глазомер.
Личностные:
Развитие

доброжелательности,

отзывчивости,

взаимопомощи

и

взаимовыручки;
развитие навыков коммуникации (работа в группе);
осознание важности художественной культуры как средства общения и
самовыражения;
расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
заинтересованность к практическому изучению рукоделия;
понимание причин успеха в рамках одного занятия и желание
улучшить процесс усвоения предмета;
увеличение уровня уважения и любви к труду.

1.4.

Учебный (тематический) план

Второй год обучения.
Колво
часов

теория

практик
а

3

2

1

Круглый стол. Обсуждение.

Изготовление игольницы в виде
мягкой
игрушки.
Техника
безопасности при различных
видах работ.

6

2

4

Лекция,

3.

Освоение
швейного
оборудования. Швы и строчки.

6

1

5

Контрольное задание.

4.

Техника
снятия
мерок,
пропорции фигуры человека.

6

3

3

Лекция. Обсуждение.

5.

Основы
моделирования,
конструирования
одежды.
Специальный курс.

9

3

6

Выполнение образца

6.

История костюма. Направления и
тенденции моды.

3

3

-

Лекция, круглый стол.

7.

Конструирование
и
швейного
изделия
сорочка).

18

3

15

Урок-игра
качества»

8.

Материаловедение.

3

1,5

1,5

Лекция, урок-дискуссия

9.

Изготовление
изделий
из
несыпучих трикотажных тканей
(Шорты).

18

3

15

Демонстрация изделий внутри
коллектива.

10. Конструирование
и
пошив
швейного изделия (юбка-клеш).

18

3

15

Обсуждение.

11. Конструирование,
моделирование
и
пошив
швейного изделия из шерстяной
ткани (юбка классическая).

21

4

17

Обсуждение,
демонстрация
изделий внутри коллектива.

12. Декоративное
оформление
изделий, аксессуары, искусство
обновления изделий, креативное
шитье.

9

3

6

Урок-игра
дизайнер»,

13. Изготовление сумки-шопер на
подкладе.

12

3

9

Педагогическое наблюдение,
детский мастер-класс.

14. Конструирование,
моделирование
и
фантазийного изделия
летняя-топ).

21

4

17

Лекция, демонстрация изделий
внутри коллектива.

№

название темы

1.

Организационное
занятие.
Швейное мастерство как особый
вид искусства.

2.

пошив
(ночная

пошив
(блуза

форма
аттестации/контроля

Опрос.

«Проверка

«Сам

себе

наблюдение.

15. Конструирование
и
пошив
поясного изделия (брюки).

24

3

21

Демонстрация изделий внутри
коллектива

16. Работа с мехом. Изготовление
поделок из меха.

9

1

8

Урок-игра «Меховые образы»
Обобщающий урок, опрос.

17. Аппликация
тканевая,
выполнение творческого задания.

9

2

7

Обсуждение,

18. Занятия
по
сценическому
движению-дефиле.

12

2

10

Игры. Занятия по актерскому
мастерству.

19. Подготовка работ к выставке.

3

-

3

Выставка

педагогическое наблюдение.

18

Итоговый контроль

3

1

2

Творческий проект. Выставка.

19
.

Рукоделие и современность.
Посещение
выставочных
павильонов, экскурсии.

3

3

-

Педагогическое наблюдение

Всего часов

216

50,5

165,5

Содержание учебного (тематического) плана.
Второй год обучения.
Формирование и развитие собственного языка и стиля швейного
искусства ребёнка. Развитие чувства красоты и гармонии. Знакомство с
русской

национальной

культурой.

Знакомство

с

историческими

особенностями костюма. Развитие швейных навыков. Знакомство с новыми
возможностями использования различных материалов и техникой шитья.
Освоение основ дизайна, проектирования и макетирования. Усвоение детьми
взаимосвязи пользы, утилитарности и красоты.
1. «Организационное занятие. Швейное мастерство как особый вид
искусства» (3 ч.)
Теория. Пошив одежды – составная часть материальной культуры
человечества. Национальные традиции. Одежда как способ самовыражения.
Художественный вкус, стиль. Мода. Ее истоки и корни. Эстетика
современной моды. Швейные механизмы и инструменты. Швейные
материалы.
Практика. Игры на знакомство, сплочение коллектива.
2. «Изготовление игольницы в виде мягкой игрушки. Техника
безопасности при различных видах работ» (6 ч.)
Теория.

Из

истории

ручных

работ.

Разновидности

швов:

вспомогательные,

соединительные,

обтачные,

декоративные.

Общий

инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности
при работе с тканью, колюще-режущими предметами, электроприборами.
Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине.
Инструктаж по пожаробезопасности, по правилам дорожного движения.
Практика. Игра-тест по технике безопасности. Изготовление игольницы
в

виде

мягкой

игрушки.

Вариант

крепления

игольницы

к

руке.

Декорирование игольницы.
3. «Освоение швейного оборудования. Швы и строчки» (6 ч.)
Теория.

Знакомство

со

швейным

оборудованием

кабинета.

Ознакомление с видами и классами швейных машин.
Практика. Освоение работы на швейной машине. Выполнение образца
с различными видами швов.
•

Стачной шов;

•

запошивочный шов;

•

краеобметачный шов;

•

бельевой шов;

•

в подгибку с закрытым срезом;

•

узкий шов в подгибку с закрытым срезом.

4. «Техника снятия мерок, пропорции фигуры человека» (6 ч.)
Теория. Закрепление и расширение знаний о технике снятия мерок.
Таблицы измерения типовых фигур. Расчетно-измерительная система.
Требования к снятию мерок. Особенности пропорций фигуры человека.
Индивидуальный пошив. Работа с зеркалом. Различия и индивидуальные
особенности конкретной фигуры.
Практика. Снятие мерок с конкретной фигуры (21 мерка), запись
результатов измерений.
5.

«Основы

моделирования,

конструирования

одежды.

Специальный курс» (9 ч.)
Теория. Расширение рамок стандартных решений конструкций моделей

с использованием основ моделирования и конструирования одежды.
Моделирование:
•

перенос нагрудной вытачки в различные участки (пройму,

горловину, боковой шов, талию);
•

моделирование рельефных линий, подрезов, кокеток, рукавов;

•

моделирование юбок.

Конструирование:
•

основы поясного изделия – юбка прямая классическая;

•

основы

плечевого

изделия

–

блуза

–

топ

упрощенной

конструкции.
Практика. Конструирование и моделирование одежды на бумаге в
уменьшенном размере.
6. «История костюма. Направления и тенденции моды» (3 ч.)
Теория. Понятие одежда и костюм, их различия. История зарождения
форм и конструкций костюма. Одежда первобытного человека. Костюм
Древнего мира. Костюм античности. Костюм европейского средневековья.
Костюм эпохи возрождения. Костюмы Западной Европы. Костюмы Нового
времени (20 век). Современный костюм. Направление и тенденции моды.
7. «Конструирование и пошив швейного изделия (ночная сорочка)»
(18ч.)
Теория. Условия правильной (экономной) раскладки изделия на ткани.
Обработка швов при использовании специальной машины – «оверлок».
Равномерное распределение деталей с использованием сборочных строчек.
Особенности посадки изделий, предназначенных для отдыха в ночное время
по сравнению с другими видами изделий: гигроскопичность, свободный
крой, увеличение прибавок при конструировании.
Практика. технологическое изготовление изделия – ночная сорочка.
8. «Материаловедение» (3 ч.)
Теория. Различие тканей по внешнему виду, по характерным
признакам, на ощупь. Гармоничное сочетание ткани и модели. Особенности

различных тканей:
•

трикотажных полотен: большая растяжимость, существенная,

остаточная растяжимость;
•

скользящих

тканей:

необходимость

скалывания

материала

булавками при крое, а отсюда усложненность при крое, обязательного
предварительного сметывания;
•

прозрачных тканей: уменьшение величины припусков в готовом

виде (до 0.5 см), отсутствие использования в таких изделиях прокладочных
материалов, использование узкого шва в подгибку, уменьшение теплового
режима при ВТО.
•

ворсовых тканей: обязательное условие кроя по долевой нити

единого направления всех без исключения деталей кроя, коротковорсные
ткани – направление ворса вверх, длинноворсовые ткани – направление ворса
вниз, затрудненная влажно-тепловая обработка, требующая специальных
приспособлений

или

использование

«маленьких

профессиональных

хитростей».
Практика. по представленным образцам определить принадлежность к
тому или иному виду ткани, словесно описать рекомендуемую модель для
пошива из конкретной ткани.
9. «Изготовление изделий из несыпучих тканей (шорты)» (18 ч.)
Теория: Характеристика особенностей несыпучих тканей. Технические
условия при работе с трикотажной тканью - флис.
Практика. технологическое изготовление изделия.
10. «Конструирование и пошив швейного изделия (юбка-клеш)» (18
ч.)
Теория.

Конструктивные

особенности

расклешенных

форм.

Технология изготовления юбки-клёш.
Практика. Технологическое изготовление швейного изделия (юбкаклеш) с учетом индивидуальных особенностей фигуры.
11. «Конструирование, моделирование и пошив швейного изделия

из шерстяной ткани (юбка классическая)». (21 ч.)
Теория. Особенности изготовления изделия прилегающего силуэта.
Посадка изделия на фигуре. Возможность индивидуального использования
обучающего модуля: «Изготовление поясного изделия: юбка-карандаш».
Влажно - тепловая обработка.
Практика. Технологическое изготовление изделия (юбка классическая).
12. «Декоративное оформление изделий, аксессуары, искусство
обновления изделий, креативное шитье» (9 ч.)
Теория. Виды декорирования. Материалы для декора (бисер, блестки,
бижутерия. Тесьма, шнуры, ленты, вышивка, вязаные элементы, кожа, мех,
перья, камни, ракушки и т.д.). Виды аксессуаров, украшения, дополнения.
Сочетание аксессуаров с единым образом (модель, индивидуальность,
цветовые решения). Аксессуары для создания образа. Аксессуары для волос.
Аксессуары для свадебного торжества. Аксессуары для мужчин. Аксессуары
в интерьере. Использование нестандартных материалов для изготовления
шитых изделий. Дизайнерские (неклассические) решения. Упрощение кроя.
Шитье из лоскутков. Креативные идеи костюма, идеи интерьера.
Практика. Обновление старых вещей:
•

Из водолазки сделать современную футболку или майку-топ

•

Из износившихся брюк – современные шорты с декором

•

Из джинсов – модную сумку и т.п.

13. «Изготовление сумки-шопер на подкладе» (12 ч.)
Теория. Виды сумок. Единство формы и функции. Утилитарность.
Подбор основной и подкладочной ткани (по структуре, по цвету, по
волокнистому составу). Технология раскроя и пошива сумки на подкладе.
Особенности декорирования сумки.
Практика. Технологическое изготовление сумки.
14. «Конструирование, моделирование и пошив фантазийного
изделия (блуза летняя -топ)» (24 ч.)
Теория. Конструктивные особенности изготовления плечевых изделий.

Фантазийные изделия. Расчет расхода ткани на конкретную модель. Посадка
плечевого изделия на фигуре.
Практика. выполнение эскизов блуз различных фантазийных решений.
Пошив изделия на индивидуальную фигуру.
15. «Конструирование и пошив поясного изделия - брюки» (24 ч.)
Теория.

Конструктивные

особенности

поясного

изделия.

Дополнительные мерки для построения шорт, брюк. Корректировка готовой
выкройки из журнала мод, в зависимости от индивидуальных мерок.
Обработка пояса с резинкой.
Практика. Технологическое изготовление поясного изделия – брюки.
16. «Работа с мехом. Изготовление поделок из меха» (9 ч.)
Теория. Специфика работы с мехом. Принцип конструирования
игрушек их меха. Использование проволочного каркаса. Технология набивки
меховой игрушки. Цветосочетание различных по цвету и фактуре тканей с
мехом.
Создание ситуации поиска новых моделей, самостоятельных решений,
фантазирования, выдумки, стремления к творчеству, нестандартные решения
в художественном образе игрушки.
Практика. Технологическое изготовление игрушек из меха по выбору.
17. «Аппликация тканевая. Выполнение творческого задания» (9
ч.)
Теория. Аппликация. Виды аппликации. Аппликация как вид отделки.
Аппликация как художественное изображение. Оригинальная аппликация.
Аппликация в интерьере. Детская аппликация. Ткани, используемые для
аппликации. Композиционные решения. Технология выполнения аппликации
из ткани. Техника и правила коллективной творческой работы.
Практика. Выполнение коллективной работы - панно в технике
аппликации.
18. «Занятия по сценическому движению-дефиле» (12 ч.)
Теория. Хореография, ритмика. Выработка умения эффектно подать

себя. Постановка корпуса, ног, рук, головы, подтянутый корпус. Упражнения
для

шейного,

плечевого

отдела

позвоночника,

для

пояска,

спины.

Геометрические формы линий как выразительное средство движений.
Музыкальный фон. Движение под музыку. Темп, динамика, характер музыки
и движений.
Практика. Постановка корпуса, ног, рук, головы, подтянутый корпус.
Артистическое представление образа.
19.

«Подготовка работ к выставке» (3ч.)

Практика. Подготовка работ.
20. «Итоговый контроль» (3ч.)
Практика.

Проведение

игрового

экзамена,

который

включает

тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся (викторина).
Конкурс мастерства. Выставка.
21.

«Рукоделие

и

современность.

Посещение

выставочных

павильонов, экскурсий» (3ч.)
Теория. Ознакомление с экспонатами выставок рукоделия. Анализ
работ с точки зрения художественного образа, технологического исполнения
и декорирования.
Планируемые результаты
Предметные:
В результате освоения программы второго года обучения, учащиеся
будут
Знать:
устройство швейной машины;
технику выполнения швов на швейной машине;
правила техники безопасности при различных видах работ;
строение человека, его телосложение и пропорции;
терминологию рукоделия;
виды тканей, используемых для пошива изделий;
возможности применения искусства рукоделия в быту.

Уметь:
читать и строить чертеж поясного изделия;
производить раскрой деталей;
правильно снимать мерки с человека;
выполнять машинные швы;
работать с инструментами и приспособлениями для пошива одежды;
изготавливать ночную сорочку, юбку, шорты;
самостоятельно создавать новые оригинальные образы, использовать
цвет как средство передачи настроения;
соблюдать технику безопасности.
Метапредметные:
В результате освоения программы, учащиеся получат начальные
умения:
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать своё мнение,
уважать мнение окружающих;
оценивать свои возможности в достижении поставленной цели;
владеть навыками самоорганизации, самоконтроля;
осуществлять сотрудничество и совместную деятельность;
работать индивидуально и в группе;
синтезировать приобретенные навыки с другими видами рукоделия.
Личностные:
Желание учиться новому, инновационному;
способность

к

обучению

и

целенаправленной

познавательной

деятельности;
повышение уровня самостоятельной организованности;
развитие навыков коммуникации (работа в группе);
способность

почувствовать

«ситуацию

успеха»,

стремление

к

саморазвитию;
формирование эстетических потребностей;
понимание красоты как ценности;
аккуратность, трудолюбие, терпение, чувство взаимопомощи.
1.5.

Учебный (тематический) план

Третий год обучения.

теория

практик
а

3

2

1

Круглый стол, опрос.

Колво
часов

№

название темы

1.

Вводное,
организационное
занятие. Искусство шитья как
творческий процесс.

форма
аттестации/контроля

Инструктаж по ТБ.
2.

Мода, стили, коллекции одежды.

3

2

1

Лекция, урок-дискуссия.

3.

Основы оформления швейных
изделий.

3

3

-

Педагогическое наблюдение

4.

Специальное
оборудование.
Сложные швы, строчки.

3

1

2

Контрольное задание- образец.

5.

Пошив
швейного
(пижама для сна).

изделия

27

3

24

Обсуждение,
демонстрация
готовых изделий.

6.

Конструирование,
моделирование
и
пошив
сложного изделия изо льна,
вискозы, шелка по выбору
(платье)

30

3

27

Лекция, демонстрация готовых
индивидуальных изделий.

7.

Изготовление
новому году.

9

1

8

Педагогическое наблюдение,
урок-игра, выставка.

8.

Изготовление
изделия
из
трикотажной
ткани
с
использованием
муляжного
способа конструирования.

12

2

10

Урок-игра.
Имитационноимитирующая игра.

9.

Индивидуальный стиль и образ в
ношении одежды. Современная
мода.

6

3

3

Дискуссия, наблюдена.

10. Изготовление головных уборов
индивидуального характера.

6

1

5

Выставка внутри коллектива.

11. Художественная
отделка
и
окончательная доводка изделий.
Влажно-тепловая обработка.

9

1

8

Опрос,

12. Прорисовка эскиза. Сочетание
тонов,
цветоведение,
материаловедение.

6

сувениров

к

педагогическое наблюдена.
1

5

Контрольное задание. Образецэскиз.

13. Пропорции фигуры. Недостатки.
Пути устранения недостатков
фигуры
методом
конструирования
и
моделирования.

9

3

6

Урок в форме имитационной
игры «У женщины не бывает
плохой фигуры, есть маленькие
недостатки»

14. История
развития
русского
народного и уральского костюма.

3

3

-

Лекция,
наблюдение

15. Эскизная прорисовка русского
костюма. Цвет.

3

1

2

Контрольное задание-эскиз.

16. Изготовление сложного изделия
индивидуального
характера
(школьный сарафан).

18

3

15

Демонстрация изделий внутри
коллектива, наблюдена.

17. Краткий курс конструирования и
моделирования
изделий
усложненного силуэта.

9

3

6

Контрольное задание.

18. Изготовление летнего костюма
сообразно
индивидуальному
стилевому решению по выбору
(топ, шорты) либо (блуза,
брюки).

21

2

19

Игра, контрольное задание,

19. Костюм
образ.

6

3

3

Урок-игра - оценка одежды по
шкале
настроения,
педагогическое наблюдение.

20. Основы
дефиле.
Развитие
эмоциональной
сферы,
творческой
интуиции
и
артистизма (работа в группе).

6

3

3

Демонстрация
Обобщающий урок.

21. Индивидуальные
искусство дефиле.

12

2

10

Демонстрация
навыков
демонстрации костюма.

22. Рукоделие и стиль. Экскурсии,
посещение выставок ДДТ.

6

1

5

Педагогическое наблюдение

23. Итоговый контроль

6

-

6

Конкурс мастерства, выставка.

216

47

169

и

художественный

кроссворд.

Игры-тренинги
на
развитие
художественного восприятия и
творческого мышления.

занятия,

Всего часов

педагогическое

навыков.

Содержание учебного (тематического) плана.
Третий год обучения.
Закрепление техники изготовления швейных изделий в соответствии с
законами

композиции,

цвета,

дизайна.

Освоение

навыков

создания

тематической коллекции одежды, развитие коллективных и индивидуальных
творческих способностей. Развитие навыков художественного оформления
изделий. Освоение технологии демонстрации одежды.
1. «Вводное, организационное занятие. Искусство шитья как
творческий процесс. Инструктаж по ТБ» (3 ч.)

Теория. Одежда - сигнально-знаковая система. Внешний вид человека,
характер и манера одеваться. Невербальные сигналы общения через одежду.
Ощущение субъективной защиты. Потребность человека в творческом
самовыражении. Психологическая готовность выразить себя в творчестве.
Искусство шитья, как творческий процесс.
Практика. Игры на знакомство, сплочение коллектива.
2. «Мода, стили, коллекции одежды» (3 ч.)
Теория. Индивидуальный, неповторимый стиль и образ в ношении
одежды. Современная мода и наш гардероб. Гардероб деловой женщины,
корпоративный

стиль.

Искусство

быть

индивидуального, неповторимого образа.

неповторимой

-

поиск

Силуэты: прямой, прилегающий,

полуприлегающий, трапеция. Одежда к месту и времени: сочетаемость,
многоплановость, функциональность, практичность и удобство. Правила
комплектования одежды.
Коллекции одежды, их разновидности. Общие законы построения
коллекции.
Практика. Стиль-игра «Наряди манекен».
3. «Основы оформления швейных изделий» (3 ч.)
Теория. Из истории ручных работ. Инструменты и приспособления для
ручных работ. Техника выполнений ручных стежков. Виды ручных швов:
соединительные, закреплявшие, отделочные. Техника выполнения ручных
швов.
4. «Специальное оборудование. Сложные швы, строчки» (3 ч.)
Теория. Специальное оборудование:
•

машина для обработки сыпучего края, оверлок.

Строчки:
•

рабочие

•

декоративные

Швы:
•

подшивочный

•

крае обметочный

•

внутренний

•

потайной шов в подгибку

•

шов по лицевой стороне изделия

•

шов по краю обтачки

Теоретическое

ознакомление

с

машинами

с

компьютерным

управлением
Практика. Выполнение образца с различными видами строчек и швов.
5. «Пошив швейного изделия (пижама для сна)» (27 ч.)
Теория. Характерные особенности изготовления пижамы. Требования к
материалу. Упрощенный

крой. Отсутствие

усложняющих

элементов.

Использование бельевого шва. Минимализм в декорировании.
Практика. Технологическое изготовление изделия - пижама для сна.
6. «Конструирование, моделирование и пошив сложного изделия
изо льна, вискозы, шелка по выбору (платье)» (30 ч.)
Теория. Конструктивные особенности построения изделия с рукавом.
Виды рукавов. Индивидуальные особенности тканей. Влажно-тепловые
режимы при влажно-тепловой обработке в работе с вискозой, льном, шелком.
Практика. технологическое изготовление изделия (блуза, туника) из
ткани по выбору.
7. «Изготовление сувениров к новому году» (9 ч.)
Теория. Сувениры из бумаги, ткани, меха. Техника изготовления.
Способность передать настроение праздника через игрушку-сувенир.
Особенности оформления новогодних сувениров.
Практика. Изготовление новогодних сувениров.
8. «Изготовление изделия из трикотажной ткани с использованием
муляжного метода конструирования» (12 ч.)
Теория. История возникновения муляжного метода конструирования.
Творческий процесс создания объёмной формы на манекене методом
наколки.

Этап

создания

модели от

идеи

до

готового

изделия

с

использованием муляжного метода по методике Вячеслава Зайцева:
•

ткань

•

эскиз

•

наколка на манекене

•

примерка

•

воплощение

Практика.

Технологическое изготовление изделия из трикотажной

ткани с использованием муляжного метода, метода наколки на манекен.
9.

«Индивидуальный

стиль

и

образ

в

ношении

одежды.

Современная мода» (6 ч.)
Теория: Искусство быть собой. Силуэтные формы. Подбор элементов
одежды. Практичность и удобство костюма. Поиск индивидуального образа.
Последние тенденции, тренды, цветосочетания моды. Мода и стиль.
Аксессуары. Корпоративный стиль.
Практика. Работа с зеркалом. Работа с журналами мод.
10. «Изготовление головных уборов индивидуального характера»
(6 ч.)
Теория. Из истории головных уборов. Общие законы изготовления
головных уборов. Разновидности. Первоначальные навыки конструирования
головных

уборов.

Изготовление

головных

уборов

индивидуального

характера.
Практика. Технологическое изготовление берета по индивидуальным
меркам.
11. «Художественная отделка и окончательная доводка изделий.
Влажно-тепловая обработка» (9 ч.)
Теория.
Индивидуальный

Художественное
подбор

техники

оформление
оформления

швейных
швейных

изделий.
изделий,

соответствующий идее костюма, его художественного образа. Вышивка,
мережка, макраме, плетение, шнуры, кисти, подвески и т.п. Искусство
владения утюгом, влажно-тепловая обработка. Тепловые режимы ВТО

простых х/б изделий, шелковых, шерстяных, льняных, ворсовых изделий.
Сутюживание. Отпаривание. Правила утюжки мужской рубашки, брюк,
рукавов, рюш, воланов, оборок.
Практика. Утюжка изделий (брюки, мужская рубашка, блуза с рукавом
и т.д.)
12.

«Прорисовка

эскиза.

Сочетание

тонов,

цветоведение,

материаловедение» (6 ч.)
Теория. Одежда и образ: силуэт, цвет, материал. Цветосочетание.
Практика. прорисовка эскиза-образа.
13.

«Пропорции

фигуры.

Недостатки.

Пути

устранения

недостатков фигуры методом конструирования и моделирования» (9 ч.)
Теория. Определение основных параметров своей фигуры. Знакомство
с размерной типологией. Стандартные фигуры. Отклонение фигуры от
условно-стандартной. Реальные и мнимые дефекты. Общие вопросы
гармонизации фигуры. Иллюзии зрительного восприятия. Гармонизация
фигуры при помощи конструктивных линий и цветовых сочетаний.
Исправление недостатков фигуры при помощи «маленьких хитростей».
Умение принять свою фигуру за эталон. Я – концепция.
Практика.

Определение

основных

параметров

своей

фигуры,

гармонизация фигуры при помощи конструктивных линий, подбора цвета,
рисунка на ткани.
14. «История развития русского народного и уральского костюма»
(3 ч.)
Теория. Смысловое значение русского народного костюма. Обереговые
функции. Орнамент, узоры. Цвет в костюме. Самобытность художественного
оформления русского, народного костюма. «Язык» русской народной
вышивки. Особенности быта. Народный уральский костюм в праздниках,
обычаях, традициях. История и современность уральского региона, быт и
культура. Географическое расположение, климатические условия. Религия и
культура Урала. Декоративно-прикладное искусство Урала. Историческое

развитие уральского костюма.
15. «Эскизная прорисовка русского костюма. Цвет» (3 ч.)
Теория. Характерные особенности русского народного и уральского
костюма. Материалы, рисунок. Цветовые сочетания. Аксессуары.
Практика. Прорисовка эскиза русского народного костюма в цвете.
16. «Изготовление сложного изделия индивидуального характера
(школьный сарафан)» (18 ч.)
Теория. Деловой стиль одежды, его особенности. Подбор ткани, цвета.
Комбинируемость в одежде. Технология обработки двухсторонних деталей.
Усложняющие элементы. Обработка карманов.
Практика. технологическое изготовление сарафана с усложняющими
элементами.
17. «Краткий курс конструирования и моделирования изделий
усложненного силуэта» (9 ч.)
Теория. Цветовые сочетания в одежде, зрительные иллюзии, свойства
цвета зрительно увеличивать или уменьшать фигуру. Фигура человека, её
пропорции, типы осанки.
Практика. моделирование сложных форм рукавов, драпировок на
макетах в уменьшенном варианте. Конструирование юбки со сложными
конструктивными линиями. Юбка в круговую складку.
18. «Изготовление летнего костюма сообразно индивидуальному
стилевому решению по выбору (топ, шорты) либо (блуза, брюки)» (21 ч.)
Теория. Закрепление знаний по материаловедению, конструированию,
моделированию, швейной терминологии. Закрепление навыков посадки
изделия на фигуре. Закрепление знаний по ВТО.
Практика. самостоятельный выбор материала для изделия, способа
технологической обработки изделий. Технологическое изготовление летнего
комплекта, шорты, брюки, либо блуза, топ - по выбору.
19. «Костюм и художественный образ. Игры-тренинги на развитие
художественного восприятия и творческого мышления» (6 ч.)

Теория. Игры-тренинги на развитие художественного восприятия и
творческого мышления. Способность воспринимать свой внешний вид со
стороны. Рефлексия на внешность.
Практика. Игры-тесты - «Я - зеркальное к Я - идеальному», «Оценка
одежды по шкале настроения».
20. «Основы дефиле. Развитие эмоциональной сферы, творческой
интуиции и артистизма (работа в группе.)» (6 ч.)
Теория. Законы и правила группового взаимодействия.
Практика. Выработка навыков работы в группе. Комплекс упражнений
на умение видеть и чувствовать партнера, отработка движений по
синхронизации.
21. «Индивидуальные занятия, искусство дефиле» (12 ч.)
Теория. Хореография, ритмика. Выработка умения эффектно подать
себя. Постановка корпуса, ног, рук, головы, подтянутый корпус. Упражнения
для

шейного,

плечевого

отдела

позвоночника,

для

пояска,

спины.

Геометрические формы линий как выразительное средство движений.
Музыкальный фон. Движение под музыку. Темп, динамика, характер музыки
и движений.
Практика.

Фотопозирование.

Снятие

психологических

зажимов,

преодоление страхов выступления перед аудиторией. Модельная пластика.
Актерское мастерство.
22. «Рукоделие и стиль. Экскурсии, посещение выставок ДДТ» (6
ч.)
Теория. Ознакомление с экспонатами выставок рукоделия.
Практика. Посещение выставочных павильонов, экскурсии на выставку
декоративно-прикладного

творчества. Анализ

работ с

точки

художественного образа, технологического исполнения.
23. «Итоговый контроль. Аттестация.» (6 ч.)
Практика. Конкурс мастерства. Выставка. Дефиле-показ.
Планируемые результаты

зрения

Предметные:
В результате освоения программы третьего года обучения, учащиеся
будут
знать:
оптимальный подбор материала для проекта в предлагаемых условиях;
разнообразие стилистических решений при проектировании одежды;
понятия «ансамбль» и «единство стиля костюма, причёски, косметики,
аксессуаров»;
правила техники безопасности;
о стилях в одежде;
основные силуэтные формы и видах плечевых и поясных изделий;
важность создания эскиза будущего изделия как сопроводительного
маршрута успешного завершения;
приемы оформления швейных изделий.
Уметь:
Применять приемы проведения примерок на практике;
читать и строить чертеж плечевого изделия;
экономно вырезать детали кроя;
выполнять ручные швы;
моделировать различные виды изделий;
самостоятельно создавать новые оригинальные образы, использовать
цвет как средство передачи настроения
соблюдать технику безопасности;
продемонстрировать образ на сцене.
Метапредметные:
В результате освоения программы, учащиеся получат начальные
умения:
планировать и завершать совместные проекты с другими участниками
объединения;
оценивать правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности её решения;
выбирать наиболее

эффективные

способы

решения

поставленной задачи;
самостоятельно
выбирать

наиболее

планировать

пути

эффективные

достижения

способы

цели,

решения

осознанно

учебных

и

познавательных задач;
развить коммуникабельность как основу формирования творческого
роста в социуме;
обогащать словарный запас (терминология рукоделия).
Личностные:
Развитие устойчивой мотивации к обучению;
развитие навыков коммуникации;
осознание важности художественной культуры как средства общения и
самовыражения;
расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
культивирование эстетических потребностей, ценностей;
воспитание доброжелательности, отзывчивости, взаимовыручки и
взаимопомощи, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

II.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
1.1.

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

№

Основные

характеристики

п/п

образовательного процесс

1

Количество учебных недель

34 (1 год обучения)
36 (2 и 3 год обучения)

2

Количество учебных дней

68 (1 год обучения)
72 (2 и 3 год обучения)

3

Количество часов в неделю

6

4

Количество часов в учебном году

204 (1 год обучения)
216 (2 и 3 год обучения)

5

Недель в I полугодии

14 (1 год обучения)
16 (2 и 3 год обучения)

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

12 сентября (1 год обучения)
1

сентября

(2

и

3

год

обучения)
8

Каникулы

отсутствуют

9

Выходные дни

4-6

ноября,

января,

23-25

31

декабря-8

февраля,

8

марта, 1 мая, 8-9 мая
10

Окончание учебного года
1.2.

31мая

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
1.

Помещение для занятий - учебный класс, соответствующий

санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
2.

Оснащенность кабинета:

- столы;

- стулья;
- шкафы для хранения материалов, инструментов, образцов, пособий,
методической литературы;
3. Технические средства обучения: компьютер, монитор, принтер,
интернет ресурсы.
4. Материалы, необходимые для реализации программы на 3 года:
Бумага для принтера (1 упаковка) в год на всех учащихся;
Ткань 4 метра на каждого учащегося;
Нитки для шитья (50 катушек) на всех учащихся;
Синтепон для набивки игрушек (1 метр) на одного учащегося;
Коллекция тканей, иллюстративный материал, бусины, пуговки,
тесьма.
5. Оборудование:
Швейные машины (3 штуки);
машина (оверлок 1 штука);
гладильная доска;
утюг;
зеркало в полный рост;
Манекены.
Инструменты: Портновские лекала, простые карандаши, бумага,
ножницы

для

бумаги,

раскройные

портновские

ножницы,

линейки,

сантиметровые ленты, иглы, швейные булавки, сантиметровые ленты.
Кадровое обеспечение
Педагог

дополнительного

образования

должен

иметь

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование

и

дополнительное

профессиональное

образование

по

направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к

стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям

подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Информационно-методические условия:
При реализации программы используются следующие дидактические
материалы:
№

Название

Кол-во

п/п
Информационно-дидактические материалы
Наглядные пособия текстильных изделий, работы 80

1

обучающихся прошлых лет
Наборы графических эскизов по стилям и 30

2

направлениям моды
Ассортимент различных материалов

3

(более 15 25

разных)
Наглядные

4

пособия

по

технологической 35

обработке узлов изделий.
Подборка иллюстраций одежды и головных 15

5

уборов
6

Эскизы, выкройки (более 15 разных)

20

7

Книги-рисунки (более 5 разных)

10

Учебный процесс организуется по принципу последовательного
нарастания

сложности

задач.

Задания

имеют

несколько

уровней

сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в
зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
–

обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

–

учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические и

изобразительные возможности каждого, которые реализуются за счет выбора
цветового решения индивидуальной игрушки;
–

познакомить

обучающихся

с

разными

технологическими

обработками и материалами;
–

сформировать коллектив детского объединения.

В течение обучения приоритетной задачей является формирование
представления о декоративно-прикладном искусстве как искусстве создания
образа

через

формирование

умений

и

навыков

моделирования,

конструирования, декорирования изделий. Привитие эстетического вкуса,
культуры демонстрации костюма. Развитие творческих способностей ребенка
через приобщения к миру моды и дизайна одежды.
Образовательный процесс в рамках данной программы рассчитан на
трехлетний цикл обучения и подразделяется на три этапа, каждый из которых
реализуется в течение одного учебного года. На каждом из этапов ведущую
роль играют общеразвивающие, эстетические, личностно значимые виды
деятельности.
последующая

Этапы-ступени
ступень

взаимосвязаны

является

между

развитием,

собой,

каждая

совершенствованием

предыдущей, а также самостоятельно завершенной. Каждая ступень-этап
образовательной программы имеет цель, решает конкретные задачи и
предполагает конечный результат. Программа «Кройка и шитье, театр моды
Забава» носит прикладной практико-ориентированный характер. Обучение
по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального
и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации учащихся. Программа построена на принципах
личностно-ориентированного

образования,

создает

условия

для

формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе,
способность

работать

сверстникам,

умение

в

команде,

радоваться

доброжелательное
успехам

отношение

товарищей,

к

формирует

художественный вкус через знакомство с лучшими образцами высокой моды
и мировой художественной культуры.
Учебные задания нацелены на приобщение к навыкам рукоделия как
пространства

развития

образного

мышления,

способности

развития

оригинальности и самобытности в процессе познания себя и окружающего
мира. Ребенок переходит от интуитивной художественной деятельности к
сознательной и целенаправленной.
Знакомство

с

искусством

рукоделия

развивает

моторику

рук,

пластичность пальцев, ум, смекалку, и воспитывает человека как созидателя.
Приучает к аккуратности и терпению.
В программе предусматривается работа по бригадам (не более 8
человек одновременно).
Используется традиционная, игровая технология. А также технология
развивающего обучения, индивидуальный подход.
1.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Для определения результативности усвоения

образовательной

программы используются следующие формы контроля:
фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ» с элементами викторины
(Приложение № 1);
тесты (Приложение № 4);
организационные просмотры изделий для проверки аккуратности,
внимательности (Приложение № 2);
опросник, игровые методики, игры (Приложение № 3);
выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня;
праздничные мероприятия.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное
внимание на правильность и качество выполненных работ, (Приложение №
5), поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные
особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращается
внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и

творческого мышления каждого учащегося.
Оценочные материалы
Для определения уровня освоения программы используется система
оценивания

теоретической

и

практической

подготовки

учащихся.

(Приложение № 6).
В течение года оценивается участие обучающихся в конкурсах и
выставках детского декоративно – прикладного творчества.
В

конце

изготовление
композиции.

учебного

года

выставочного

проводятся

отдельного

творческие

изделия

или

испытания

–

коллективной

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога
1.

Андреева И.А. Рукоделие: популярная энциклопедия. – М.:

Большая Российская энциклопедия, 1992. – 287 с.
2.

Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и

сувениры. – М.: Высшая школа, 1977. – 312 с.
3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

психологический очерк. – М.: Просвещение, 1997. – 96 с.
4.

Дудникова Г. П. История костюма: учебное пособие. – Ростов-на

Дону: Феникс, 2001. - 416 с.
5.

Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться. – Рига: Импакт,

1993. – 320 с.
6.

Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности.

Питер, 2011. – 434 с.
7.

Лин Жак. Техника кроя. – М.: Рипол Классик, 2016. – 592 с.

8.

Рене Берг. От стандарта к индивидуальности. Выкройки. – М.:

Ниола-Пресс, 1995. – 128 с
9.

Смирнов А.М. Мир профессий. Человек -художественный образ.

М.: Молодая гвардия, 1987- 383с.
10.

Сокольникова Н.М. Основы композиции: учебник для 5-8 кл. –

Обнинск: ТИТУЛ, 1996. – 55 с.
11.

Треверс - Спенсер С., Заман З. Справочник дизайнера по формам

и стилям одежды. – М.: Рипол Классик, 2008. – 144 с.
12.

Чернякова В.И. Методика преподавания курса «Технология

обработки ткани»: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 123 с.
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей:
1.

Андреева И.А. Рукоделие: популярная энциклопедия. – М.:

Большая Российская энциклопедия, 1992. – 287 с.
2.

Белова Р. Р., Кононович Т. П. Энциклопедия рукоделия. – М.:

РИПОЛ классик, 2001. – 335 с.
3.

Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться. – Рига: Импакт,

1993. – 320 с.
4.

Кобякова Н.К. Поделки из ткани. – М.: Айрис-пресс, 2010. -160с.

5.

Христель Бушер. Какой цвет вам к лицу. – М.: Кристина &Со,

1997. – 127 с.

Приложение № 1
Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ» с элементами викторины
Примерный перечень вопросов:
Правила техники безопасности при работе с иголками, булавками.
Основные швы. Выполнение срезов и надрезов при выворачивании.
Использование шва «потайной». Использование шва «назад иголка».
Декоративные швы. Обработка края детали.
Правила техники безопасности при работе с ножницами. Правила
раскроя парных деталей. Использование шва «обмёточный или петельный».
Особенности раскроя игрушек из меха. Правила раскроя игрушек из ткани.
Правила техники безопасности при работе с нитками. Особенности
пошива игрушек из трикотажа. Использование шва «обметочный».
Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Особенности швейного оборудования.
Правила техники безопасности при работе с утюгом.
Особенности

электроприборов,

знание

тепловых

режимов

для

различных видов тканей.
Правила раскроя изделий из ткани. Особенности раскроя швейных
изделий из трикотажа. Особенности раскроя швейных изделий из ворсовых
тканей. Особенности раскроя швейных изделий с рисунком (клетка,
полоска). Технология очерчивания деталей кроя.
Уровень владения знаниями оценивается педагогом:
Низкий уровень – обучающийся плохо владеет материалом, неспособен
самостоятельно отвечать на вопросы и приступать к работе;
Средний уровень – обучающийся владеет темой, но иногда нуждается в
подсказке со стороны педагога или других обучающихся;
Высокий уровень– обучающийся владеет темой в полном объеме.

На каждого обучающегося создается карточка с занесением
информации об успешности освоения программы обучающимися:
ФИО ребенка

Иванов Иван Иванович

Показатель

Форма контроля (Уровень освоения)
Входной

Знание ТБ:
колющие
предметы
Знание ТБ:
режущие
предметы
Знание ТБ:
электрические
приборы
Знание ТБ:
при работе с
тканью

Текущий

Итоговый

Примечания

Приложение № 2
Организационные просмотры изделий для проверки аккуратности,
внимательности
Критерии оценки практических навыков в изготовлении изделий.
1.

Зарисовка эскиза изделия

2.

Изготовление выкроек-лекал

3.

Умение выбрать ткань для данного швейного изделия

4.

Рациональное расположение лекал на ткани

5.

Знания технологии раскроя ткани

6.

Навыки работы с инструментами

7.

Знания последовательности технологического изготовления

8.

Аккуратность выполнения работы

9.

Овладение навыками выполнения ручных, машинных швов

10.

Навыки в влажно-тепловой обработке

11.

Фантазия в декорировании изделия

Приложение № 3
Опросник
Отметить знаком «+» те вопросы, на которые ты знаешь ответ
№

Знаешь ли ты?

1

Правила техники
безопасности

2

Материалы для
изготовления
конкретного швейного
изделия

3

Швы для изготовления
швейного изделия

4

Особенности
технологической
обработки деталей

5

Виды отделок и
аксессуаров к подбору
образа
Можешь ли ты?

6

Работать с выкройками
(уменьшение,
увеличение).

7

Рассчитать
необходимый расход
ткани для изготовления
швейного изделия

8

Пользоваться
инструкционными и
технологическими
картами

9

Подобрать декор к
оформлению
индивидуального
изделия

Знаю

Умею

Делаю с
помощью
педагога

Не знаю
Не умею

Приложение № 4
На занятиях используются тесты
Тест: «Техника безопасности»
1. Каким режущим инструментом вы будите пользоваться при
работе с тканью?
а) ножом; б) ножницами; в) стеклами;
2. Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?
а) справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу;
3. передавать ножницы следует:
а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами;
4. В каком положении должны находиться ножницы до работы?
а) справа от себя с сомкнутыми лезвиями; б) кольцами к себе;
в) с раскрытыми лезвиями;
5) Где должны храниться иглы?
а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте;
6) Как следует поступить со сломанной иглой?
а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю;
в) вколоть в игольницу;
7) Что нужно сделать до начала и после работы с иглой?
а) до и после работы проверь количество игл;
б) не загромождай рабочее место лишними вещами;

Тест «Название ручных швов»
Задание:
Определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошке.
1) Через край. 2) Петельный. 3) Строчка. 4) Вперёд иголку. 5)
Потайной.

Тест «Подобрать пару»
Шаблон

Завершающий этап изготовления игрушки, придающий
ей выразительность и индивидуальность.

Раскрой

Мелкие предметы, применяемые для отделки изделия.

Набивка

Вырезание деталей игрушки.

Фурнитура

Точная копия детали игрушки, необходима при
раскрое.

Оформление Заполнение сшитых деталей игрушки набивным
материалом.

Приложение № 5
Сводная таблица по итогам аттестации обучающихся
Год обучения

1-й год
обучения

2-й год
обучения

3-й год
обучения

Учебный год

20…/20…
учебный год

20…/20…
учебный
год

20…/20…
учебный
год

Аттестация

Уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
ВСЕГО
Переведено на
следующий год, чел.
Оставлено для
продолжения обучения
на этом же году (чел.)
Выпущено в связи с
окончаниемобучения
программе, чел.
ВСЕГО чел.
Подпись педагога

Приложение № 6
Оценочный лист промежуточной аттестации обучающихся

Знакомство со швейным
делом, рукоделием.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

ФИО
обу-ся

Виды
швов

Изготовле
ние
сувениров

Уровень

Пошив изделия
Материал,
отделка

Раскрой,
пошив

Декор

Законченност
ь, характер,
индивидуальн
ость изделия

Балл

Прим


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».